Реферат по предмету "Административное право"


Понятие административно- правового статуса граждан РФ

Содержание Введение 1. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов 2. Административно-правовой статус гражданина 3. Способы защиты прав граждан 4. Право гражданина на административную жалобу 5. Право гражданина на судебную защиту 6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц Заключение Список используемой литературы 3 5 8 11 15 20 24 27 29

Введение В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти. Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны.

Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации,

полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством. Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус состоит из следующих элементов: 1.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод. б) правоспособность; в) дееспособность; г) права и законные интересы граждан; д) обязанности граждан. 2. Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей, регламентированных

нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством. 3. Механизм регулирования. Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение

гражданина в политической системе общества. Необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе предпринимались попытки раскрыть правовой статус через элементный состав и т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы граждан. Некоторые исследователи категорически возражают против включения в состав правового статуса правосубъектности.

Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве, и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод. Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными

органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру, право на жилище реализуется посредством административно-правового акта. 1. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов

Проблеме административно-правового статуса граждан посвя¬щена значительная научная литература. В. И. Новоселов полагает, что гражданином следует считать «лицо (человека), не состояще¬го с данным органом управления в трудовых или государственно-служебных отношениях» . Очень ценно, что автор отметил ус¬ловность данного понятия: лицо считается гражданином приме¬нительно к определенным отношениям, а не вообще. Дело в том, что один и тот же человек (например, госсанинспектор)

в одних отношениях выступает как частное лицо (гражданин), в других — как служащий, в-третьих — как представитель власти. Однако рассматриваемое определение нужно уточнить. Во-первых, речь можно вести об отношениях не только с органом управления, а вообще с любым коллективным субъектом адми¬нистративного права. Во-вторых, точнее говорить не о трудовых, государственно-служебных отношениях, а о том, что лицо не яв¬ляется участником устойчивых организационных связей, членом определенного

коллектива. Таким образом, под гражданином по¬нимается отдельное лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией. Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государствен¬ного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

Права и обязанности лич¬ности, о которых говорится в административно-правовых нор¬мах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. «Административно-правовой статус граждан Российской Фе¬дерации устанавливается, прежде всего, Конституцией Россий¬ской Федерации, актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный ста¬тус прав и обязанностей значительна

также роль органов испол¬нительной власти» . Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют оп¬ределенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры де¬ятельности различных инспекций, устанавливают правила (охо¬ты, дорожного движения и т. д.). Составными частями административно-правового статуса ин¬дивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного

права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-пер¬вых, способность обладания правами и несения обязанностей (пра¬воспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью» Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административно¬го права. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь,

на бесплатное обеспечение ле¬карствами. Будучи в принципе равной, административная пра¬воспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, наци¬ональности и других демографических факторов. В качестве при¬мера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов.

В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, ад¬министративная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия. Таким образом, главные особенности административной пра¬воспособности заключаются в следующем: 1) она регулируется нормами административного права;

2) ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъек¬тами исполнительной власти; 3) у конкретных лиц она возникает с момента рождения; 4) для разных лиц она не одинакова по объему. Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязаннос¬ти, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан РФ возникает поз¬днее их правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособ¬ность. Ее частичное появление и последующее увеличение свя¬зано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, исполь¬зовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует пра¬во на образование.

Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось II лет, в специальную школу, а с 16 лет наступает административная дееспособность. Административная правосубъектность может быть общей и спе¬циальной. Соответственно следует различать общий и специаль¬ный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом

одного или нескольких специаль¬ных статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих случаях специальная (ролевая) право¬субъектность просто дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специаль¬ный статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. На¬пример, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.

Административная правосубъектность индивидуальных субъ¬ектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами граж¬данам предоставлено право на оружие, на свободный выбор мес¬та жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объеди¬нение, на свободу совести. Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых общий, и прежде всего административно-

правовой, ста¬тус индивидуального субъекта может быть ограничен: 1) чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, сти¬хийные бедствия и др.); 2) если это несовместимо с их общественно полезной деятель¬ностью (запрещение совместной службы родственников, совме¬щения государственной службы с предпринимательской деятель¬ностью и т. п.); 3) если без этого невозможно обеспечить государственную без¬опасность (режим секретности, пограничный

режим и др.); 4) совершение неправомерных действий (лишение правонару¬шителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. п.). В первых трех случаях ограничения непосредственно устанав¬ливаются нормативными актами, касаются неопределенного чис¬ла граждан и поэтому являются групповыми. А ограничения ад¬министративно-правового статуса в связи с совершением неправомерных действий носят индивидуальный характер, пер¬сонифицированы, являются мерами принуждения.

2. Административно-правовой статус гражданина Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР и образования СНГ положение изменилось. Со¬гласно российскому Закону о гражданстве Российской

Федера¬ции от 28 ноября 1991 г. всех лиц по признаку гражданства необ¬ходимо поделить на шесть групп: 1) граждане Российской Федерации; 2) лица с двойным гражданством; 3) почетные граж¬дане; 4) граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме РФ); 5) иностранцы; 6) лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть особенности.

Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих в России и временно прибывших иностранцев не идентичны. В настоящее время можно говорить о трех категориях граж¬дан России (обычных, почетных и с двойным гражданством), о двух категориях иностранных граждан («ближнего» и «дальнего зарубежья») и лицах без гражданства (апатридах).

В зависимости от степени связанности гражданина при реализа¬ции им своих прав можно различать 6 степеней (ступеней) свободы: 1. Полная свобода. 2. Свобода, связанная с обязанностью уведомления субъектов власти (явочный порядок реализации прав). 3. Свобода, связанная с обязанностью регистрировать действия. 4. Свобода, ограниченная обязанностью получать разрешение. Субъект власти обязан рассмотреть заявление, отказ в регис¬трации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Свобода, ограниченная дискреционными полномочиями власти при выдаче разрешений на осуществление прав. Правоприменительные акты, принятые на основе дискрецион¬ных полномочий, судебному обжалованию не подлежат. А пос¬кольку вышестоящие органы во многих случаях вправе отменять акты подчиненных им органов только по мотивам законности, то и обжалование дискреционных актов в административном по¬рядке часто не имеет смысла. 6. Полная несвобода.Анализируя законодательство последних лет, нетрудно про¬следить,

как идет процесс развития прав граждан. Свобода уве¬ренно восходит на более высокие ступени. Так, например, право на демонстрации поднялось на вторую ступень свободы, право на предпринимательскую деятельность —с 6 на 2(3 ступень), пра¬во заниматься каратэ —с 5 на 1. С точки зрения механизма реализации, можно выделить пра¬ва абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотре¬нию, а субъекты власти обязаны

создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на админис¬тративную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образо¬вания. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина. Относительными следует считать такие права, для реализа¬ции которых нужен акт государственного органа.

Например, при¬каз о назначении на должность, лицензия на осуществление оп¬ределенной деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права. Если взять за основу повод (процессуальное основание) предоставления (признания) права, то можно говорить о правах, которые актом субъекта исполнительной власти: — признаются, реализуются без заявления лица, имеющего право (назначение стипендии, присвоение военнослужащему оче¬редного звания, вещевое обеспечение

сотрудников органов внут¬ренних дел и т. д.); — предоставляются (признаются) по заявлению, которое субъ¬ект исполнительной власти обязан удовлетворить, если отсут¬ствуют предусмотренные юридической нормой основания для отказа (например, назначить пенсию, выдать паспорт, лицензию, принять отставку); — предоставляются по усмотрению субъекта исполнительной власти, реализующего свои дискреционные полномочия (напри¬мер, назначение на государственную должность). В зависимости от круга лиц, которым права предоставляются,

и оснований их возникновения можно различать общие и специ¬альные права. Последние чаще всего являются льготами, кото¬рые даются по признакам: а) социально-демографическим (больным, многодетным, вынуж ценным переселенцам и т. д.); б) общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослу кащим, Героям России, государственным служащим и др.). С учетом территориального фактора льготы могут быть феде¬ральными, региональными, локальными.

По содержанию различаются следующие группы прав граждан: 1) на участие в государственном управлении. Это права: на государственную службу; на внесение предложений; на получе¬ние необходимых документов и информации в установленной форме; организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений; пресекать противоправные действия; учреждать газету и др.; 2) на государственное участие, содействие, помощь компетен¬тных организаций.

Речь идет, например, о праве получать плат¬ные блага, получать и пользоваться бесплатными благами (биб¬лиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, меди¬цинскую и иную помощь; 3) право на защиту. Основные формы его реализации — адми¬нистративная жалоба; жалоба (иск в суд); защита в административно- юридикционном производстве; необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие); право на помощь негосудар¬ственных организаций (коллегий адвокатов,

обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.). Среди административно-правовых обязанностей индивидуаль¬ных субъектов можно выделить абсолютные и относительные. Первые не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловно, возлагаются на каждого (соблюдение правил дорож¬ного движения, санитарии и т. п.). Относ



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.