Развитие гражданскогообщества в Марокко
Первые десятилетия независимого существования Марокко отличалисьсоциально-политической нестабильностью. Период становления государственностисопровождался />тяжелым социально-экономическим положением,связанным с переходом от колониализма к самостоятельному развитию. В условияхкрайней общественной дезинтеграции и слабости государственной власти странусотрясали социальные, этнические, религиозные конфликты, борьба кланов завласть, соперничество политических элит.
Арабо-берберский дуализм марокканского общества (по некоторымоценкам, берберы составляют около 60% населения) породил центробежныетенденции, вдохновляемые местными феодальными кланами. Сложной внутриполитическойобстановкой воспользовались племена Рифа, поднявшие в 1958 г. восстание против гегемонии самой авторитетной буржуазной партии «Истикляль», стремившейсязанять руководящее положение в обществе. Активно участвуя в национально-освободительномдвижении, берберы завоевали право на равное участие в политической жизни.Восстание было жестко подавлено наследным принцем Муляй Хасаном и министром М. Уфкиромс использованием напалма.
В берберских районах межэтнические проблемы накладывались насоциальные. Именно горные районы, где традиционно проживают берберы, оказалисьи наиболее отсталыми. Здесь больше всего ощущается нехватка воды, недостаточноналажена электрификация населенных пунктов. Среди берберов выше уровеньнеграмотности и безработицы. Традиционная эмиграция берберов в Европу несколькоснизила угрозу социального взрыва. Но не устранила проблему сохраненияберберской идентичности, их языка и культуры. До недавнего времени властиигнорировали требования берберов признать их язык в качестве второгонационального, а их культуру – неотъемлемой частью национальной культуры. Когдаодин из берберских деятелей осмелился утверждать, что берберский язык являетсятаким же языком, как и арабский, он был осужден на годичное заключение втюрьме.
В оппозиции к власти оказалась не только протестующая берберская,но и арабская элита. Соперником правительства стала влиятельная партия«Истикляль». После ее раскола оппозиционных партий стало больше, борьбаполитической элиты за власть привела к ряду покушений на короля. Подъемреспубликанизма в соседних странах повлиял и на идеологию марокканскойоппозиции. В 1969 г. был раскрыт заговор молодых офицеров, на которых оказаловлияние свержение короля в Ливии и приход к власти М.Каддафи. Наиболее громкимибыли покушения на короля Хасана II в 1971 и 1972 гг., в которых участвовалаармейская верхушка.
После всех этих событий правительство встало на путь репрессий иказней. Начались судебные процессы по делу военных, последовали многочисленныеаресты среди активистов Национального союза народных сил (НСНС), Национальногосоюза марокканских студентов (НСМС). В ответ на репрессии часть оппозициивстала на путь вооруженной борьбы с монархическим режимом. Ее вдохновителем сталруководитель зарубежной секции НСНС М. Басри.
Наиболее массовые выступления недовольных внутренней политикойправительства прошли в 1965, 1981, 1984 и 1990 гг. Каждый раз на улицах городовпроливалась кровь. Но со временем изменились движущие силы этих выступлений.Оппозиционные силы начального периода руководствовались идеями классовойборьбы. Если вначале основную роль играли ультралевые, то характер последующихдвижений определяли исламисты.
В основе социального протеста лежала сложная экономическая ситуацияи связанная с ней проблема безработицы, вызванная, в частности, неравномернымперераспределением населения между городом и деревней.
В конце 70-х – начале 80-х годов особенно широкий размах приобрелозабастовочное движение. Одновременно с крупнейшими забастовками в 1981 г. по призывупрофцентров Марокканского союза труда (МСТ) и Демократической конфедерации труда (ДКТ) начались бунты втрущобах Касабланки. Они перекинулись надругие районы города и сопровождались погромами богатых кварталов.Правительство двинуло против населения войска и полицию. В ходе столкновенийпогибли 637 человек.
Часты случаи разгона демонстрантов с помощью водометов и резиновыхпуль в Рабате, Касабланке (в том числе выступлений против действий Израиля). Тоже наблюдалось и в провинции (например, в деревне Тармилет на заводе по розливуводы, где забастовщики выступили против увольнения временных рабочих, 12рабочих были ранены и 12 арестованы). В 1999 г. от действий полиции пострадали участники демонстрации из Национальной ассоциации дипломированных безработных,которую не хотели узаконить власти, Группы 314 (организация безработных врачейи инспекторов) и других отдельных групп. Совершенно беспрецедентный случай –разгон 26 июля, а затем и 12 сентября 1999 г. демонстрации дипломированных инвалидов.
Права на создание ассоциаций и проведение забастовок постояннонарушаются властями. Такая ситуация связана и со слабой организацией лицнаемного труда. Из 9 млн. трудящихся только 500 тыс. были объединены впрофсоюзы, среди которых насчитывается 17 отраслевых федераций1.Министерство внутренних дел, имея информаторов в профсоюзах, стремитсяинспирировать избрание своих представителей в руководство профсоюзов. Врезультате послушное руководство не меняется много лет.
Доклад Международной организации труда в мае 1999 г. отметил нарушения в Марокко права на ассоциации и угрозу свободе слова. В докладе говорилосьоб арестах и тюремных сроках профсоюзным работникам. Правительствопрепятствовало или задерживало проведение коллективных переговоровпредпринимателей и трудящихся.
В Марокко до сих пор нет такого предприятия, где бы ни нарушалисьте или иные статьи трудового законодательства. Особенно часты нарушенияположения о сверхурочной работе, о пособиях по несчастным случаям, обоплачиваемых отпусках и т.п. В результате профсоюзы все чаще обращаются втрибуналы для разрешения конфликтов.Инспекторы же министерства труда немногочисленны, и у них нет возможностипроконтролировать все конфликтные ситуации. До сих пор нет закона, запрещающегопредпринимателям антипрофсозную дискриминацию. Поэтому часты случаи увольнениярабочих за активную профсоюзную деятельность. Несовершенство трудового кодексадает возможность предпринимателям для всяческого рода нарушений трудовогозаконодательства, а полиции – расправы с бастующими, отстаивающими свои права.Условия же труда в неформальном секторе вообще не подпадают под действиезакона. Инспекторам не всегда удается проконтролировать применениепринудительного труда, запрещенного законодательством. Законом же запрещен идетский труд (7–12 лет), но он также нарушается.
Предпринимаются некоторые меры для привлечения неблагополучныхдетей в школы и усиления контроля за их здоровьем. Но, как всегда,правительство не имеет средств для отслеживания ситуации с детской рабочейсилой в домашнем труде, хотя и такой труд способен отвлекать от преступнойдеятельности и проституции.
Ощутимым явлением стало молодежное и студенческое движение встране, наиболее грозно проявившее себя в 1965 г., что повлекло за собой введение на пять лет чрезвычайного положения. Студенческие забастовкив крупнейших университетах Рабата, Касабланки, Феса и других городов сталипостоянным явлением. Быстрый подъем левого радикализма сопровождался открытымантимонархизмом и организацией партизанского движения, руководимого из-заграницы. В начале 80-х годов студенты выдвинули не только экономические, но иполитические требования: соблюдение гражданских свобод, освобождениеполитических заключенных.
Инициаторами студенческих выступлений стали как левые радикалы,так и исламистские группировки. Оппозиционные мусульманские течения появились всередине 60-х годов. Тогда власти попытались путем репрессий(аресты фундаменталистов, казнь в 1966 г. лидера марокканских «реформаторов» К.Сайеда) подавить какую бы то ни было оппозицию в средерелигиозных деятелей. Однако полностью им это не удалось.
С начала 70-х годов, когда действия властей привели корганизационному краху левых идей, вакуум заполнили исламистские идеи. Началасьактивизация и организационное оформление исламистского движения. Исламизм стали формой социального протеста, и попыткой мусульманского общества отстоять своюсамобытность, что предопределяет его значительную устойчивость вдемократическом пространстве. Исламисты хотят поставить себе на службусовременное государство, чтобы использовать его для исламизации общества.
В январе 1984 г. «Хлебные бунты» после отмены государственныхсубсидий на продукты первой необходимости были спровоцированы религиознымиэкстремистами. Это был их ответ на попытки правительства поправить финансовоеположение страны путем увеличения цен на продовольственные товары (порекомендации МВФ), что привело к массовым антиправительственным выступлениям ивозникновению политического кризиса. В 1990–1991 гг. в Фесе прошли наиболеекровопролитные столкновения между исламистами и леваками, исламистами и силамиправопорядка. Всеобщая забастовка 1990 г. по призыву Всеобщей организации трудящихся Марокко (ВОТМ) и ДКТ сопровождалась столкновениями демонстрантов ссилами правопорядка, спровоцированными исламистами. Погибли до 200 человек,сотни были арестованы и осуждены на длительные сроки тюремного заключения.Исламисты выступали против участия Марокко в войне в Персидском заливе настороне США.
События 1991 г., спровоцированные в университете исламистами,положили конец существованию единственного сохранившегося леворадикальногодвижения в рамках Национального союза марокканских студентов. Кроме НСМСисламисты контролируют профцентр – Национальный союз трудящихся Марокко,возглавляемый А.Маати. На начало 1998 г. исламисты удерживали под контролемзначительную часть университетов в стране. Их социальная база расширилась засчетлавочников, ремесленников и безработных.
Националистическая партия «Истикляль» фактически стоит на позицияхисламистов и зачастую служит им прикрытием для легальной деятельности. Бывшийее лидер М.Бусетта (до 1998 г.) неоднократно высказывался за создание легальнойисламистской партии. Оформление перед парламентскими выборами в 1992 г. Демократического блока четырех партий стало и цельюисламистов, чтобы взять под свой контроль оппозиционное движение, возглавить и использовать его в своих интересах. Исламистыувидели в демократии действенное средство борьбы за власть, за вхождение вполитическую жизнь, став ее полноправным участником. В результатедемократизация политической системы, как и в других арабских странах, выявиласовершенно определенную тенденцию – быстрый рост влияния исламистских движений.Но и королю Хасану II удалось найти компромисс с политическими партиями исохранить сильные левые партии как достаточно реальный противовес исламистам.
Однако основным методом властей в борьбе с противодействиемобщества было беспощадное подавление, террор против своих граждан.Демократическая общественность окрестила годы государственной нестабильности вправление Хасана II «свинцовыми годами». Государство, вышедшее изтоталитаризма, не могло не быть жестоким и репрессивным. Правительство жесткоподавляло инакомыслие. Аресты, пытки, казни, ссылки в неблагоприятные зоны, высылки из страны сталиобычным явлением при наличии обвинительного уклона в правосудии. На практикечасто не закон, а беззаконие главенствовало надправами человека. Практиковалось и физическое устранениенаиболееярких представителей оппозиции, как похищенный в Париже в 1965 г. М.Бен Барка и убитый исламистами по заданию спецслужб в 1979 г. член политбюро Социалистического союза народных сил (ССНС) О. Бенджеллун.
Предпринимались жесткие меры по подавлению левого, а затем ирелигиозного экстремизма. Репрессии обрушивались на левые партии ипрофсоюзы, на левые молодежные организации. Их руководителиподвергались тюремному заключению. В 60–70-е годы арестовывались руководителькомпартии А. Ята и генеральный секретарь МСТ М. Бен Седдик, руководство НСМС.Наиболее ощутимый урон понесла партия НСНС, лидеров которой обвинили ворганизации заговора против короля в 1963 г. Ставший в 1998 г. премьер-министром А. Юсуфи, в 70-е годы был приговорен к смерти, а в 80-е годы был помилованкоролем. К длительным тюремным срокам были приговорены левые лидеры: Серфати(17 лет тюрьмы и 8 лет ссылки), А. Муршид (22 года тюрьмы), А. Шауи (15 леттюрьмы) и т.п. Десять лет без судебного решения находился под домашним арестомс 1989 г. лидер запрещенной исламистской организации «Аль-Адль валь-Ихсан» А. Ясин.
Многие арестованные исчезли бесследно. С середины 60-х годов доконца 90-х пропали без вести свыше 900 человек. Многочисленные смертныеприговоры, длительные тюремные заключения, высылки в Сахару и за пределыстраны, расстрелы митингов и демонстраций, участников забастовок сталиповсеместным явлением.
В 60–70-е годы репрессии обрушивались и на марокканскую прессу.Закрывались неугодные издания и печатавшие их типографии, арестовывалисьдиректоры и главные редакторы проштрафившихся газет и журналов. Официальноцензура печати была отменена в 1977 г., но негласно она сохранилась, аруководство изданий несло личную ответственность за смелые публикации (вплотьдо ареста).
Власти продолжают оказывать давление на неугодных издателей.Существующая на деле запретительная и карательная цензура сужает доступ кинформации, обеспечивая жесткий контроль над населением, создавая широкиевозможности для преследования непокорной прессы, ограничивая плюрализм мнений.Ведь свобода прессы – это глас общественного мнения, которое высказывает своюточку зрения на все проблемы, это самый острый политический механизм. Именнообщественная солидарность гарантирует независимость СМИ – одной из главныхсоставляющих демократии.
Следует отметить, что в условиях тяжелейшего, экономическогокризиса выросла и уголовная преступность, особенно среди молодежи. При этомправонарушения имеют характер от самых тяжких до незначительных, например,занятие розничной торговлей без патента. Голод, нужда, скученность, отсутствиежилья превращает безработных в «дно»городского общества. Столичный район ТурХасан пресса в свое времясравнивала с «дном» Чикаго, где было опасно появляться на улицах после заходасолнца. Беспросветность существования толкала на преступления молодежь и вмелких городах.
По данным министерства юстиции, в 1972 г. из 15,6 тыс. осужденных и находящихся под следствием 6,6 тыс. составляла молодежь 15–25 лет2.Тольков июле 1975 г. было зарегистрировано свыше 2 тыс. преступлений, среди которыхбыли нередки убийства с целью ограбления3.
В самые суровые 60–70-е годы тюрьмы были переполнены. В 1975 г. в них, рассчитанных на 28 тыс. чел., содержалась 31 тыс. заключенных. Особенно тесно было вотделениях для несовершеннолетних. Из 31 тыс. арестованных 12 тыс. находились впредварительном заключении за мелкие проступки. Ежегодно освобождалось 7 тыс.человек4. Об условиях содержания можно судить по гражданской тюрьмег. Инезгана (провинция Агадир), которая напоминала «средневековые застенки».Пятьдесят заключенных в ней содержались «как сардины в банке», слуховые окна ирешетки были недостаточны для вентиляции помещений, кишащихнасекомыми. Заключенные страдали от туберкулеза инервных болезней5.
В 1984 г. сразу после выхода была запрещена книга бывшегополитзаключенного А. Шауи «Неоконченное прошлое» о тяжелых условияхсуществования в тюрьме повышенной безопасности в Кенитре, где автор провел 15лет. Студент-левак А. Муршид в 1974 г. был осужденна 22 года тюрьмы. Огромную роль в его освобождениисыграли правозащитные организации, сферой внимания которых стало несовершенствопенитенциарной системы. В 1999 г. власти разрешили Муршиду опубликовать книгу«Крыс морят голодом» об условиях тюремного содержания. По сравнению с тем, чтоон пишет, ничто не изменилось и в конце XX века. Для марокканских тюрем по-прежнему характерна перенаселенность. По некоторымданным, в 43 тюрьмах содержались 53 тыс. заключенных. По свидетельствуправозащитников, 20 тюрем нуждалось в расширении и обновлении, а 20 других – взамене зданий6. Отмечалась переполненность тюрьмы г. Сале. В центральнойтюрьме Укаша в Касабланке вместо 4 тыс. содержались 9 тыс. заключенных.Перенаселенность, плохое питание, отсутствие санитарных условий продолжаютугрожать их здоровью. Недостаточное медицинское обслуживание приводит к ихсмерти, хотя в 1998–1999 гг. были выделенысредства из бюджета на увеличение медицинского персонала в тюрьмах7.
Правозащитники обращают внимание и на проблему трафика наркотикови сексуальных злоупотреблений, как, например, в тюрьме Тушка в г. Эр-Рашидия,где даже возник протест заключенных по этому поводу.
До прихода к власти «левого» правительства А. Юсуфиправозащитников в тюрьмы не допускали. В настоящее время сотрудничествоминистерства юстиции и администрации тюрем с правозащитниками позволило решитьнекоторые проблемы. Закон разрешил посещение тюрем членами парламента,представителями прессы, правозащитниками и иностранными дипломатами, которыетолько в 1999 г. пятнадцать раз посетили места заключения8.Обследовав условия содержания задержанных участников различных демонстраций вцентре Айн Атик (близ Рабата), правозащитники призвали к запрещению этого иподобных центров.
Правозащитное движение в Марокко возникло в условиях«надзаконности» королевской власти как противодействие властному беспределу.Юстиция стала инструментом преследования оппозиции, часть которой со временемиз бунтарей переродилась в конформистов. Правозащитники приучалисоотечественников думать правовым способом: чем более подготовленными вправовом отношении будут граждане, тем неудобнее власти манипулировать ихсознанием.
Благоприятные условия для деятельности правозащитных организацийсложились с середины 70-х годов после провозглашения политики демократизации«сверху». Власти освободили из тюрем 450 политзаключенных, дали возможностьполитическим партиям проводить митинги и съезды, возвратили им помещения. Былоразрешено создание новых партий. Возобновилось издание оппозиционной прессы,постепенно ослабла цензура. В целях самосохранения власти стремились создатьуравновешенное общество.
Вместе с тем одной из особенностей правозащитного движения сталото, что его возникновение совпало с расцветом исламизма. Правозащитное движениенабрало силу в условиях дефицита политического оппонирования власти, когдалевые партии были встроены во власть. Парадокс в том, что исламистыиспользовали демократические институты для осуществления своих прав. Адвокатыиз партии «Истикляль» брали под контроль процессы по делу исламистов, защищалиих в судах.
Со временем сфера деятельности борцов за права человекарасширялась. С конца 70-х годов возникли условия для создания широкого спектраправозащитных организаций со своей специализацией. Они стали одним из элементовформирования гражданского общества в стране, где существовала традиционнаяправовая культура и осуществлялся тотальный контроль над внутренней жизньюобщества, генетически взращенногона авторитаризме.
Началось формирование активной части общества, желающегоучаствовать в расширении прав граждан и в претворении их в жизнь. Благодаряправозащитникам, в обществе стала формироваться современная правовая культура.Постепенно правозащитное движение превратилось в институциональное явление.Первоначально насчитывались три группы организаций по защите прав человека,действовавших на национальном уровне. В 1979 г. была создана Марокканская ассоциация по правам человека (МАПЧ), в 1988 г. – Марокканская организация по защитеправ человека (МОЗПЧ). Их целью стало положить конец насилию в стране. Кромених возникла Марокканская лига защиты прав человека (МЛЗПЧ), а в 1992 г. бывшие члены МАПЧ создали Комиссию защиты прав человека (КЗПЧ). Были сформированымногочисленные региональные организации по правам человека. В 1999 г. возникли ещедве организации. Одна занимается без вести пропавшими людьми инезаконно содержащимися под стражей. Другая федерация специализируется навопросах улучшения содержания в тюрьмах и проведении реформы в областиуголовного права.
Среди правозащитных организаций следует отметить берберскуюТамаунут и Марокканскую ассоциацию по исследованию и культурному обмену,занимающуюся проблемами сохранения берберской общности, противодействуянасильственной ассимиляции берберов арабами. Обе организации требуют признанияих языка в качестве национального, а их культуры – как составной полноценнойчасти жизни марокканского сообщества. Они настаивают на использованииберберского алфавита, на отказе от арабизации берберских имен, на регистрацииберберских детей как берберов. Организации протестуют против постоянныхпридирок властей к их деятельности, в частности, против угроз, которым подвергалась организация«Масеиниза» в Танжере и лавочники, пользовавшиеся берберским языком в своих заведениях. Протест вызвал закрытие программы наберберском языке на телевизионном канале 2М, хотя онибыли оплачены берберскими ассоциациями.
Правда, есть и некоторые сдвиги в берберском вопросе. Еще в 1995 г. по решению короля было разрешено обучение в школе на трех берберских диалектах. Одна изглавных национальных ежедневных газет раз в месяц посвящает целую страницустатьям по берберской культуре, печатает поэмы, но латинским шрифтом. Правительство Юсуфи призналоберберскую культуру частью марокканской идентичности. В 2002 г. тамазиг стал вторым государственным языком, открыта Академия берберского языка.
С возникновением рынка женской рабочей силы сферой вниманияправозащитников стали и феминистские проблемы. Возникла необходимость в защитеинтересов и этой категории населения. Женщины, составляющие 35% рабочей силы,трудятся в основном в промышленности, сфере услуг и сельском хозяйстве. Частьиз них работает в области образования,медицины, права, в администрации. Но здесь дляженщин затруднено продвижение по служебной лестнице.
По официальным данным, в 1997 г. женскими проблемами и защитой прав женщин занимались 76 организаций. Среди них Демократическая ассоциация женщинМарокко, Союз за женскую активность, Марокканская ассоциация прав женщин9. В области социальнойподдержки семьи и ребенка Марокко активно сотрудничает со структурами ЕС,помогавшими открыть Национальный центр поподдержке женщин.
Женщины постоянно являются объектом дискриминации, им труднодоказать и в полиции, и в суде факт жестокого обращения в семье и добитьсяразвода. Женские проблемы, касающиеся замужества, развода,наследства, сохранились и после реформы 1983 г., в результате которой претерпел изменения персональный статут Муддавана. Больше всего отнеравенства страдают женщины в деревне, занятые домашним трудом.
Особое противодействие разрешению проблемы женской эмансипацииоказывают исламисты и некоторые исламские деятели. Так, 12 марта 1999 г. около 50 тыс. манифестантов прошли по улицам Рабата, отмечая Международный день женщин итребуя политических реформ в области женских прав. В тот же день исламисты организоваликонтрманифестацию в Касабланке в 150–200 тыс. человек против этих реформ.
Президент Всеобщей национальной организации женской солидарностиА. Шенна предложила правительству проект социальной реинтеграции в обществонезамужних матерей и внебрачных детей. С резким протестом против проектавыступили в июне 1999 г. имамы мечетей, находящихся под контролем государства.Организация возложила ответственность на правительство за то, что происходит вмечетях.
Некоторыеженские организации занимаются такими конкретными проблемами, как планированиесемьи, вопросы общей гигиены, обучение своих детей грамотности. Неграмотностьженщин в деревне в 1998 г. составляла85%, в среднем по стране – 65%10.
В начале 2004 г. по инициативе короля Мухаммеда VI был принятновый семейный кодекс, который уравнял в правах мужчин и женщин. Местнойпрессой он был назван «революционным». В соответствии с кодексом марокканкиполучили право самостоятельно решать вопрос о замужестве, не подчиняясь волеотца. Они могут требовать развода, принимать решение о том, какое образованиедавать детям. Пока все это, правда, теоретически. По-прежнему сохраняетсямногоженство, но оно тоже будет строго регламентироваться. Появилось понятие«брачный контракт», в который изначально можно внести пункт об отказе супругаобзавестись второй женой.
В мае 2004 г. в целях пропаганды женского равноправия поинициативе почтового ведомства и Международной амнистии открыласьфилателистическая выставка, посвященная правам женщин. Был организован «круглыйстол» с участием правозащитников, журналистов и представительниц женскихорганизаций. Они обсуждали, в частности, проблему насилия в семье.
В сферу внимания правозащитников попали и проблемы подрастающегопоколения. Согласно закону, обязательным считаетсяначальное школьное образование для детей 7–13лет. Однако не все дети посещают школу, особенно в сельской местности. Этокасается прежде всего девочек, которые эксплуатируются в домашнем хозяйстве.Часто они используются в качестве прислуги, помогая таким образом своей семьедополнительным заработком. Особенно это касается сирот. Тысячами человекнасчитывается детская проституция в городах (по большей части девочки, в меньшейстепени мальчики).
По инициативе принцессы Лаллы Айши, давно занимающейся женскимипроблемами, бюро ЮНИСЕФ в Марокко – Национальныйнаблюдательный пункт по правам ребенка – началкампанию, направленную на улучшение участи «маленькихбонн». Эта кампания широко освещается в официальной прессе. Еще одна проблема –отсутствие гражданского положения о сиротах обоих полов, что необходимо длясоставления актов о рождении, выдачи удостоверений личности и для женитьбы.Некоторые организации, среди которых – Бейти и Марокканская лига помощиребенку, специализируются на юридической помощи детям, особенно тем, кто подвергался насилию. 3а особые заслугиправозащитной деятельности президент Бейти Н.Мжид, возглавляющая ассоциацию втечение 17 лет, была в 1999 г. награждена французским правительством престижноймедалью. В декабре этого года ООН назначила Мжид на пост специального докладчика по проблемам торговли иэксплуатации детей. В главных городах Марокко было создано несколько центров,где находят приют и материальную поддержку дети улицы. Среди них есть филиалмеждународной организации, находящейся в Швеции.
Одной из проблем, которой занимаются частные организации, сталововлечение в жизнь общества инвалидов. Их насчитывается 2,2 млн. чел. или 7%населения. Ежегодные отчисления из государственного бюджета на нуждыинвалидов составляют всего 0,01%11. В марте 1999 г. власти создали специальную комиссию по интеграции инвалидов в общественную жизнь, которую возглавилпремьер-министр. Ее задача – разработка программы реабилитацииинвалидов. С этой целью комиссия провела в марте же«Национальный день инвалидов», надеясь привлечь к этой проблеме общественноемнение. 30 марта король Мухаммед VI посетил центр для детей-инвалидов впровинции Хемисет и выделил 7,2 млн. дирхамов на его расширение12.
Спектр деятельности правозащитников оказался достаточно широк. Всферу их внимания входит защита гражданских прав политических и общественныхдеятелей, профсоюзных работников, участников демонстраций и забастовок, а такжерелигиозных деятелей. Своей обязанностью они избрали защиту политическихзаключенных, жертв политических репрессий, родственников заключенных. Ониотстаивают права на объединение в общественные группы, политические партии,ассоциации, выступают за свободу прессы, борются против цензуры, защищают отрепрессий журналистов. Правозащитники отвергают дискриминацию по расовому,языковому, половому признаку, социальному статусу,защищая женщин, детей, инвалидов. Ониотстаивают право на труд, на свободу перемещения по стране, на эмиграцию ивозвращение на родину.
По-существу, правозащитники выступают адвокатами общества передгосударством, на практике обучая граждан тому, как пользоваться своими правами.При этом они действуют в рамках существующего законодательства, защищаяконституционное право граждан на свободный выбор с помощью формальных судебныхпроцедур. Ихотя правозащитники по идее должныбыть независимы отполитики, на деле же они волей-неволей превращаютсяв политиков. Поэтому в течение многих летправозащитники, требовавшие конституционногоповедения от властей, соблюдения норм гражданского и семейного права, самиподвергались давлению и ограничениям со стороны правительства за защиту правграждан от государства, а также и от других граждан. Например, с 9 по 11 декабря 1999 г. по всей стране разгоняли активистов в области прав человека, членов Организациисправедливости и милосердия и безработных выпускников университетов. Силыпорядка дубинками разогнали 9 декабря и демонстрацию перед парламентомактивистов МАПЧ во главе с президентом А. Бенамором и Форума за правду исправедливость, выступавших против произвольного заключения в тюрьму, похищениялюдей и других нарушений гражданских прав. Сорок демонстрантов были арестованы, из них 39 предстали перед судом. Ужурналистов были конфискованы фотокамеры. Свою озабоченность инцидентомвыразила Международная федерация по правам человека. Ведь мировое сообществовыработало единые нормы правового поведения, которые считаются обязательнымидля всех государств, стремящихся занять подобающее им положение в системемеждународных отношений. Формы и методы обращения государства со своимигражданами на законных основаниях стали объектом внимания всей мировойобщественности.
Обращение к проблеме прав человека связано и с общими процессамиглобализации, развитие которых характерно для периода 90-х годов. Эта проблемастала одной из составляющих процесса демократизации общества, перестала бытьтолько внутренним делом. Это проблема, в решении которой заинтересовано всемировое сообщество. Совершенствуя конституционное законодательство, Мароккоприводило его в соответствие с нормами ООН, поскольку властям былонебезразлично мнение «цивилизованного» Запада. Марокко ратифицировалобольшинство международных конвенций в области прав человека. В том числе озапрещении пыток, о правах ребенка, о ликвидации всех форм дискриминации вотношении женщин и др.
В 1990 г. при короле был создан Консультативный совет по правамчеловека. Он состоит из пяти групп, которыезанимаются уголовным правом, условиями содержания осужденных, поискамиполитзаключенных, связями национальных организаций по защите прав человека,негуманными условиями содержания военнопленныхмарокканцев в лагере Фронта ПОЛИСАРИО в Тиндуфе (Алжир), а также вопросамиэкономических, социальных и культурных прав населения. В своей тронной речи 30июля, а затем в речи 9 декабря 2000 г. в день 52-й годовщины Всемирнойдекларации прав человека король Мухаммед VI объявил о планах реформированиядеятельности совета, сделав ее более эффективной.
Одним из требований политической оппозиции стало проведениеглубокой конституционной реформы с тем, чтобы создать правовое государство, вкотором закон гарантировал бы демократизацию и модернизацию органов власти навсех уровнях. В преамбулу принятой на референдуме 1992 г. конституции было включено положение о том, что королевство Марокко подтверждает своюприверженность правам человека. Власть постепенно пришла к пониманию, чтосоциальные конфликты надо решать в рамках закона, гарантирующегодемократические права граждан в соответствии с конституцией и международнымитребованиями. Это повлекло за собой прогрессивные перемены, отвечающиеинтересам общества.
Проблема прав человека была возведена в ранг государственной, хотяна ее решение оказывают влияние различные общественные и политические силы.Впервые в арабском мире был создан министерский департамент по правам человека,а затем и соответствующее министерство. В мае 2000 г. правительство присвоило статус «общественнойполезности» ассоциациям и организациям по защите прав человека, что обеспечилоим финансирование и признание службой общественных интересов. Таким образом, была выстроена иерархическая структураправозащитных организаций, пошедших на компромисс с властью, которая, в своюочередь, взяла на себя обязанность соблюдатьзаконность. В результате, с одной стороны,государство возглавило борьбу за права человека, а с другой, поставило подконтроль организации, призванные защищать граждан от произвола государства.Некоторые руководители правозащитных организаций заняли административные постыв правительстве Юсуфи. Получилось, что государственные органы, по-прежнемудопуская произвол, сами себя контролируют.
Министерство организовало просветительскую работу в области правчеловека для полицейских и других властных чиновников. Оно направило усилия длявнедрения просвещения в области прав человека в школьные программы пока вкачестве эксперимента. В марте 1999 г. Ассоциация марокканских адвокатов открыла в Рабате центр по правам человека, которыйзанимается приведением в соответствие местных законов с международнымиконвенциями по правам человека.
Марокканские власти начали активно пересматривать устаревшиезаконы в соответствии с внесенными поправками в конституцию 1992 г. В июле 1994 г. парламент отменил закон 1935 г., позволявший бросать в тюрьмы участниковдемонстраций по обвинению в деятельности, наносящей ущерб общественномупорядку, или в неуважении к власти. На протяжении десятилетий этот закон служилоснованием для арестов активистов оппозиционных партий, профсоюзных лидеров,журналистов и др. Против продолжающегося его применения выступали оппозиция, азатем и созданные правозащитные организации. Трижды они пытались провести черезпарламент постановление об отмене устаревшего акта, пока не добились успеха.Однако, как отмечалось в докладе госдепартамента США о правах человекав Марокко в 1997 г., «если власти в целом сдержанно относятся к мирным формам протеста, то они не терпят марши и демонстрации». По-прежнему «правительство ограничиваетсвободу слова и прессы в некоторых областях,держит в определенных рамках свободу собраний, совести, создания ассоциаций»13.
В июле же 1994 г. была объявлена амнистия всем политическимзаключенным. Однако правозащитные организации продолжали критиковать органывнутренних дел за «превышение полномочий», хотя в докладе госдепартамента СШАговорилось о том, что в 1997 г. не было зарегистрировано случаев внесудебныхубийств лиц, арестованных полицией. По данным авторов доклада, «власти без шумаосвободили несколько сотен человек, числившихся пропавшими без вести, в томчисле около 300 человек в июне 1996 г., но никаких объяснений по поводу ихарестов представлено не было». Правительство ежемесячно выплачивает 5 тыс.дирхамов (500 долл.) 28 бывшим узникам тюрьмы в Тазмамарте, выжившимпосле 18–20-летнего заключения. Это бывшие рядовые военнослужащие,арестованные в связи с попытками покушения на короля Хасана II в 1971 и 1972гг. После освобождения правительство запретило им публичные выступленияотносительно их пребывания в заключении14. После помилования 28арестантов власти объявили, что судьба бывших политзаключенных «окончательно»решена, хотя это далеко не так.
Определенное влияние на политику по отношению к политзаключеннымоказал приход к власти «левого» правительства Юсуфи в марте 1997 г. Уже в апреле 1997 г. было освобождено 19 арестованных активистов левацкой Организациинационально-демократического действия, представленной тогда в парламенте. Воктябре 1998 г. король Хасан II поручил правительству в шестимесячный срок«окончательно решить все проблемы в области прав человека».
Консультативный совет по правам человека впервые опубликовалсписки лиц, пропавших без вести в период с середины 60-х до середины 90-хгодов. В нем фигурировали имена 112 человек, из которых 56 уже небыло в живых. 12 человек из этого списка былипризнаны еще живыми и находящимися на свободе. Судьба или, точнее, имена еще 44оставались неизвестными. В отдельный список из 18 человек были объединены лица,которые исчезли «при неизвестных обстоятельствах». Среди них профсоюзныйактивист А. Руисси, похищенный в 1964 г. До сих пор остаются неизвестными общественности обстоятельства гибелируководителя НСНС М. Бен Барки.
Премьер-министр Юсуфи заявил в 1999 г., что правительство возместит жертвам похищений и произвольного заключения финансовые потери.В королевскую арбитражную комиссию поступило до 5900 заявлений от жертв или ихсемей. Правозащитные организации взяли этот процесс под свой контроль,оспаривая состав комиссии, которому не хватает независимости, критикуя заотсутствие прозрачности в ее решениях и т.п.
В апреле 1999 г. правительство ассигновало 40 млн. дирхамов (4млн.долл.) для 39 заключенных на каторге в Тазмамарте илиих семей в качестве временного пособия намедицинские расходы. Позднее было выделено около 140 млн. дирхамов в пользу 354человек, а затем продолжились выплаты от 250 тыс. до 350 тыс. дирхамов каждомузаключенному или их наследникам. Первые выплаты получили в июле 1999 г. некоторые заключенные западносахарцы, оказавшиеся в тюрьме в результате войны Морокко сФронтом ПОЛИСАРИО, или семьи без вести пропавших военнопленных.
В феврале 1999 г. было объявлено о создании Ассоциации пореабилитации жертв репрессий, открытии центра по их реабилитации в Касабланке.В ноябре 1999 г. с разрешения властей были созданы правозащитная организация«Справедливость и правда», занимающаяся розыском пропавших. 29 октября былобъявлен Днем Памяти жертв репрессий.
В августе 1999 г. было принято решение о реформе пенитенциарнойсистемы. 9 октября 1999 г. активисты Марокканской ассоциации по правам человекаи Форума за правду и справедливость собрались перед парламентом. Онипотребовали осуждения руководителей, ответственныхза похищения людей и произвольное заключение втюрьму. В открытом письме министру юстиции 23 октября 1999 г. МАПЧ опубликовала в марокканской и иностранной прессе список из 14 лиц, ответственных зааресты. Среди них были руководители жандармерии и секретных служб.Раскритиковав министерство юстиции за бездеятельность, правозащитникипотребовали наказания виновных.
Еще в феврале 1999 г. под трибунал попали два офицера полиции,которые были осуждены на 10 лет за применение силы, повлекшей смертьзадержанного. Комиссар полиции, не признавший свою ответственность за этусмерть, был осужден на 8 лет лишения свободы. Так что процесс наказаниявиновных начался. В ноябре же 1999 г. левая оппозиция добилась, чтобы вотставку был отправлен министр внутренних дел с двадцатилетним стажем М.Басри,виновныйв похищении людей. Из ряда вон выходящим случаемстало публичное покаяние на страницах прессы в 1999 г. бывшего офицера секретных служб М.Холти, виновного в жестокостях над политзаключенными в70–80-е годы. Покаяние полицейских может стать стимулом для национальногопримирения.
Длительное время марокканские правозащитники выступают за отменусмертной казни, широко применявшейся в стране. В очередной раз в апреле 2002 г. МАПЧ призвала правительство отказаться от вынесения смертных приговоров. По ее данным, красстрелу были приговорены не менее 110 марокканцев. Правозащитники потребовалиот правительства подписать специальный протокол о запрещении смертной казни кЕвропейской конвенции о защите прав и основных свобод15.
Постепенно правозащитное движение стало выходить на международныйуровень. Марокканские организации активно участвуют в общеарабскомправозащитном движении. Как известно, Организация Исламская Конференция (ОИК) в 1990 г. приняла Каирскую декларацию прав человека, призванную подтвердить, чтоисламские законы не противоречатмеждународным нормам, касающимся защиты прав человека и доказывающим универсальностьпроблемы прав человека.
В октябре 2000 г. марокканские ассоциации по защите прав человекастали организатором регионального арабского конгресса по поддержкеправозащитников и продвижению демократии в арабском мире. Этот конгресс призвалк конституционным реформам во всем арабском мире для обеспечения демократии игарантирования политических свобод. На конгрессе присутствовали марокканскийминистрпо правам человека и арабские юристы.
В марте 2000 г. в Каире Совет Лиги Арабских Государств избрал напост президента будущей Арабской комиссии по правам человека одного из лидеровМОЗПЧ, юриста и университетского преподавателя X. Насири (на ближайшие двагода). В октябре 2000 г. после генеральной ассамблеи в Каире Арабскаяорганизация по правам человека избрала двух: марокканцев, тоже активистов МОЗПЧс мандатом на три года в совет секретарей организации.
Еще в сентябре 2000 г. в стране был проведен семинар по подготовкеспециалистов в области прав человека для руководителей государств инеправительственных организаций арабского мира. Активную работу проводит вМарокко Международная амнистия (МА), организовавшая вещание на Рабат, Касабланкуи Марракеш. В сентябре 1999 года она поддержала национальный форум молодежи,обсуждавший права человека и, в частности, права ребенка.
Прошло несколько встреч на высоком уровне по поводу сотрудничестваМА с Марокко. Марокко сотрудничает с международными организациями в областиподготовки учебных программ и преподавателей поправам человека. В апреле 1999 г. страну посетила Верховный комиссар ООН по правам человекаМ.Робинсон, открывшая в Рабате центр документации, подготовки и информации вэтой сфере. Он должен был содействовать диалогуправительственных инстанций с лицами, занимающимися практической деятельностью(офицеры полиции, судьи, адвокаты, правозащитники).
В мае 1999 г. в страну приезжала делегация Международного центрапо реабилитации жертв репрессий, которая заявила о намерении провести в Мароккоочередной всемирный конгресс. Страна демонстрирует перед всем миром своюприверженность демократическим преобразованиям. За свое 38-летнее правлениекороль Хаcан II подготовил своему сыну Мухаммеду VI возможность перехода кдругому, более либеральному типу авторитарного правления. В этом есть заслуга иправозащитников: несмотря на издержки контролируемой демократии, правозащитноедвижение стало этапом на пути создания правового государства.
Многочисленные правозащитные организации создавались независимо отволи и желания правительства в ответ на нарушения гражданскихправ и свобод. Они стали свидетельством того, что вобщественном сознании все более утверждаются новые понятия: плюрализм,политическая свобода и демократия. Правозащитная деятельность подстегиваетразвитие гражданской и политической активности, создание демократическихинститутов. В развитие законодательства она также внесла свой вклад,способствуя некоторому приближению к правовому государству.
Общение с властью от противостояния переходит к компромиссу. Носама власть ощущает потребность в изменении своих незаконных решений. Одним изспособов стало создание иерархической структуры правозащитных организаций.Инициатива «снизу» была перехвачена властью, держащей под контролем всюполитическую систему страны. В процессе этого правозащитные организации изобщественных превратились в правительственные. Правозащитная деятельность сталамонополией государства независимо от того, изкаких мировоззренческихпосылок эта деятельность исходит. Волей-неволей правозащитники стализаложниками их взаимоотношений с властью. Такова специфика демократизациистраны.
Встраивание правозащитного движения во власть свидетельствует осохранении авторитарности, являющейся нормой правления. Налицостремление создать жестко централизованноегосударство при общей слабости либеральных и демократических тенденций.Марокканские правозащитники понимают, что еще не скоро государство станетдействительно демократическим и правовым, но своей деятельностью они стремятсяприблизить это время. Важной задачей на этом пути является ликвидация пропастимежду народным правосознанием и правовой культурой европейски образованных профессиональныхюристов.
марокко общество дуализм партия
Список литературы
1. Rapport Du DepartementD’Etat Americain Sur La Situation Des Droits de L’Homme Au Maroc En 2000. Casablanca, 14 Juin 2001, с. 55.
2. Al-Bayane, Casablanca,6.07.1975.
3. Rapport Du DepartementD’Etat Americain Sur La Situation Des Droits de L’Homme Au Maroc En 2000. Casablanca, 14 Juin 2001, 11.12.1974.
4. Сергеев М.С. История Марокко. XX век. М., 2001, с. 291.
5. ИТАР-ТАСС. М., 5. 04.2002, с. 7.