Реферат по предмету "Политология"


Проблемы национальных меньшинств, проживающих в Курдском автономном районе

Проблемы национальных меньшинств проживающие в КАР
Подъем курдского национально-освободительного движения, начиная сконца XIX в. и, в особенности, с середины 40-х годов XX в. создалоснову для консолидации курдов, укрепления внутренних связей и роставзаимодействия между всеми частями курдского общества. В последней четверти XX в.курдский вопрос приобрел также международное звучание. В мире возникла широкаядискуссия о правах курдского народа и его дальнейшей судьбе.
В практическом плане процесс решения курдского вопроса происходилв рамках тех государств, на территории которых проживает основная частькурдского народа (Турция, Ирак, Иран, Сирия), в форме борьбы за национальныеправа. Наибольшего прогресса в этом направлении курдам удалось добиться вИраке, где несмотря на все сложности в их взаимоотношениях с режимом, в Багдаде11 марта 1970 г. было подписано Соглашение об автономии иракскогоКурдистана. На его основе был создан Курдский автономный район (КАР) с четкимиграницами и соответствующими атрибутами автономной власти.
В 1991 г. после неудавшегося курдского восстания противрежима С. Хусейна во многом именно благодаря наличию автономии иракские курдысмогли отстоять свою самостоятельность, вывести КАР из-под контроля багдадскогорежима. Установленные по соглашению 1970 г. административные границыКурдского автономного района послужили основой для введения антииракскойкоалицией «красных линий», доступ за которые правительственным войскам былзакрыт. Три курдские провинции – Эрбиль, Дахук и Сулеймания – стали «анклавомбезопасности» и с тех пор сами определяют пути своего развития, формальнооставаясь в составе иракского государства.
В мае 1992 г. в КАР состоялись парламентские выборы.Обретение иракскими курдами фактической независимости от Багдада создалопредпосылки для дальнейшего укрепления автономии и ее административных иобщественно-политических институтов. Однако наряду с этим на повестку дня сталивыходить вопросы, ранее носившие весьма второстепенный характер и потомузачастую игнорировавшиеся, несмотря на их серьезный конфликтообразующийхарактер.
Установление в Курдистане власти собственной национальнойадминистрации привело к началу внутренней борьбы за контроль над нею междуразличными группировками. В итоге сформировалось два основных блока,объединенных вокруг крупнейших фракций КАР – Демократической партии Курдистана(ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК). В последующие годы противоречиямежду ними приобрели характер политического и идеологического противостояния, ав период с 1994 г. по 1997 г. – открытого вооруженного конфликта.
Как бы ни пытались отдельные курдские политологи утверждать, чтопроизошедшее было спровоцировано внешними силами, по сути, произошло достаточнораспространенное в подобных случаях явление: ослабление внешней угрозы врезультате защитной операции США и их союзников создало условия длявыплескивания наружу внутрикурдских разногласий, приведших в итоге к гражданскойвойне, в которую оказались вовлечены не только силы пешмерги (курдскиевооруженные формирования), но практически и все курдское общество.
Братоубийственный конфликт между ДПК и ПСК оказал важноенегативное воздействие на развитие ситуации в КАР. Прежде всего, был нанесенмощный удар по стабильности и безопасности Курдистана. Конфликт отбросил назаднаметившийся в 1992 г. процесс демократизации курдского общества, накалилгуманитарную и социальную обстановку.
Наиболее уязвимыми в условиях фактического военного времениоказались национальные меньшинства, проживающие в КАР. Их естественной реакциейна имевшие место события стал рост националистических настроений, курс назащиту своих прав. Таким образом, внутри Курдистана подспудно оформилась еще однапотенциальная «конфликтная зона», грозящая, в случае недостаточного внимания кчаяниям нацменьшинств, серьезными осложнениями для дальнейшего развития КАР.
Курдские аналитики за рубежом достаточно четко представляют себемасштаб возможных проблем. Их озабоченность стали разделять и арабскиеполитологи, о чем, в частности, свидетельствует появление все большего числаматериалов на эту тему во влиятельных общеарабских СМИ (см., к примеру, большойматериал Махди Сайда «Нынешние масштабы проблемы национальных меньшинств виракском Курдистане» в газете «аль-Хаят» за 4 марта 2001 г.). Бесспорно,значительную роль в усилении внимания в ближневосточном регионе к проблеменациональных меньшинств сыграли события в Косово и Македонии в 1999–2001 гг.В отношении Курдистана высказываются мнения о наличии весьма высокой«вероятности начала конфликта между курдами и другими этническими группами,населяющими Южный Курдистан – ассирийцами, сириянцами, ассиро-халдеями,армянами, туркманами и арабами».
Наиболее вероятной причиной возникновения такого конфликта, пооценкам курдских исследователей, является стремление нацменьшинств добиваться врамках Курдистана того же, что удалось сделать курдам в масштабе Ирака. Именнотак, в частности, ставят вопрос туркманские лидеры, критикуя курдов за политику«у больших народов одни права, у малых – другие» ими «нам – можно, другим –нельзя».
Поводов для сепаратистских настроений у нацменьшинствпредостаточно. Как пишут зарубежные курдские политологи, «в Бадинане земля, поправу принадлежащая ассирийцам и халдеям (т.е. тем же ассирийцам. – Прим.автора), была в 1993 и 1994 гг. конфискована командирами ДПК». Затем вавгусте 1996 г. барзанисты выдали иракским спецслужбам, вошедшим в Эрбиль,27 активистов туркманских организаций Курдистана (их судьба до сих порнеизвестна). Помимо этого, несколько ассирийских общественных деятелей, включаяпредставителей в Курдском национальном парламенте, «были убиты при невыясненныхобстоятельствах после протестов против конфискации земель функционерами Демократическойпартии».
Ассирийцы – небольшой этнос, принадлежащий к семитской семьенародов. Его численность во всем мире оценивается сегодняприблизительно в 2,5млн. человек. Большая часть ассирийцев принадлежит к апостольской ассирийскойкатолической церкви (АКЦ), которую еще именуют Ассирийской церковью. Это однаиз старейших христианских церквей, близкая по своим догматам к несторианам.Однако АКЦ признает главенство римского Папы в качестве верховного понтифика, т.е.является униатской. Духовный глава ассиро-католиков – Патриарх Map Динха IV.Кроме этого, среди ассирийцев есть приверженцы халдейской, греко-католической,греко-православ-ной и несторианской церквей. Несмотря наполиконфессиональность, по утверждениям ассирийцев, все они – один народ.
Ассирийцы считаются третьим по численности этнорелигиознымменьшинством Ирака после курдов и туркман и, соответственно, третьей этническойгруппой в Курдистане. Несмотря на то, что официальная демографическаястатистика об иракских меньшинствах отсутствует, по имеющимся (неофициальным)данным, ассирийцев в Ираке насчитывается около 750 тыс. человек. Крупная община– около 100 тыс. человек – проживает в столице страны – Багдаде. До 1991 г.в Киркуке было около 30 тысяч ассирийских семей (т.е. также около 100 тыс.человек), многие из которых сегодня уехали из этого города. По собственнымутверждениям, ассирийская община в иракском Курдистане составляет 15% отнаселения КАР, то есть около 500 тыс. человек. Вместе с тем в курдскихисточниках численность «христиан» (т.е. последователей ассирийской, халдейскойи несторианской церквей) оценивается в 40 тыс. человек, а иракский ассирийскийисследователь Хошаба Шаба называет цифру 70 тыс. человек.
После антимонархической революции 1958 г. оставшиеся в Иракеассирийцы стали возвращаться в свои исторические районы в провинции Нейнава(Ниневия), Дахук и Эрбиль – населенные пункты аль-Кош, Буртала, Багдира(Хамдания), Фаткиш, Таклиф, Айн Кава, Шаклава, Карамлыс и др. Их отношения сместным курдским населением носят напряженный характер. По словам ассирийцев,курды обращаются с ними таким же образом, как Багдад обращается с курдами.
Национальными проблемами ассирийцев занимаются многочисленныеобщественно-политические организации, преимущественно созданные зарубежнойдиаспорой: Всемирный ассирийский союз, Американо-ассирийский национальный союз(США, создан в 1933 г.), Американский халдейский союз (США), Ассирийскийсоюз (Ливан). Некоторое время назад в Европе была основана еще одна организация– партия «Шуриа», первый съезд которой состоялся в декабре 1999 г. в ФРГ.В Лондоне функционирует Ассирийское благотворительное общество (АБО),собирающее деньги и направляющее гуманитарную помощь своим соотечественникам вКАР. На средства АБО восстанавливаются разрушенные ассирийские деревни,открываются ассирийские школы, издаются газеты. Через Турцию в Северный Иракдоставляются многочисленные издания ассирийских эмигрантских общин.
Несколько влиятельных организаций действует и в самом Курдистане –Ассирийское демократическое движение (сокращенно «Руаа», глава – Йонадим ЮсифКанна), Ассирийская демократическая организация, Национальная ассирийскаяорганизация, Общество Бет-Нахрейн и ряд клубов. Четыре упомянутые партииобразуют «Национальный ассирийский альянс».
Тем не менее, ни в центральном Ираке, ни в КАР ассирийцы не имеютстатуса этнонационального меньшинства и считаются всего лишь религиознойконфессией. По утверждению ассирийцев, к ним до сих пор относятся как к однойиз множества христианских сект, возникших на Ближнем Востоке в раннехристианскуюэпоху (еще до раскола на католиков и православных). Так, ряд курдскихорганизаций предпочитает именовать их «курдскими христианами», помятуя, что входе иракских общенациональных переписей населения в 1977 и 1987 гг.ассирийцев законодательно обязали записываться либо арабами, либо курдами.
Среди ассирийцев бытует устойчивое мнение, что иракская пропаганда(включая курдские источники) сознательно распространяет миф о том, что они –«религиозное меньшинство». На интернет-сайте «Ассирийцы Чикаго»(www.aina.org/chicago.htm) дается опровержение этой версии: «Ассирийцы – этоименно этническое меньшинство, имеющее собственный язык, культуру и наследие,базирующееся на христианстве».
Среди ассирийцев КАР также существует глубокая неудовлетворенностьуровнем своего представительства в местном парламенте, искусственно, как онисчитают, занижаемого ведущими курдскими фракциями – ДПК и ПСК – путемманипуляций с избирательным законодательством района. Ассирийские организациипостоянно говорят о «стремлении курдов единолично определять судьбу Курдистанабез консультаций с другими силами и партиями». Острой критике подвергаетсяревизия закрепленной в 1992 г. за всеми ассирийцами без учета ихрелигиозно-конфессиональной принадлежности квоты на 5 мест (из 105) впарламенте Курдского автономного района и включение в Вашингтонское соглашениеот сентября 1998 г. пункта, фактически уравнивающего политические правахалдеев как конфессии и ассирийцев как этнической группы. Ассирийскиеорганизации активно обвиняют ДПК и ПСК в следовании «баасистской политикераскола единых народов по религиозному признаку».
Основную угрозу лидеры общины усматривают именно в отсутствиипризнания курдами «национального единства» ассирийцев, в попытках создать приДПК и ПСК «карманные» ассирийские фракции, а также расколоть этнос поконфессиональному признаку. Так, в итоговом документе 1-го съезда партии«Шуриа» в ФРГ содержится требование «не принуждать лиц, представляющихассирийский народ, к участию в парламентах при правительствах [ДПК и ПСК],поскольку эти депутатские советы выступают исключительно в роли послушногоорудия в руках соответствующих властных структур». Исходя из этого, ассирийцытребуют своего полноценного, а не декоративного участия в представительныхорганах власти.
Среди других целей – создание культурной автономии и Ассирийскогодепартамента культуры, введение в ассирийских школах в рамках среднегообразования преподавания на родном языке всего цикла предметов.
Серьезным раздражителем отношений в современном Курдистане являетсяпродолжение курдами политики багдадского режима по изъятию земель уассирийскойобщины. Курды, которые сами страдают от правительственной политикинасильственной арабизации, включающей экспроприацию земельных участков впровинциях Нейнава (Ниневия) и Киркук, по сути, проводят ту же линию вотношении ассирийских деревень. Место выселенных еще до 1991 г. ассирийцевзанимают курдские беженцы, при этом прежним хозяевам возвращение в родныенаселенные пункты фактически запрещается. Таких, по данным ассирийскихорганизаций, только в районе Бахдинана насчитывается более 50 деревень и сел.
В докладе о ситуации в области прав человека в ассирийской общинеИрака за 1997 г. упоминается об экспроприации курдскими властями или приих попустительстве с 1993 г. 170 донумов земли в округе Симеле (Дейрбун)провинции Дохук, 1530 донумов в Пахлудже (провинция Захо), 530 донумов в Сурие,735 донумов в Тоусане, 250 донумов в Мшаре, 190 донумов в Баджидбраке, 125донумов в Бравуке, 560 донумов в Мансурийе, 7000 донумов в селении Хоуриск, 850донумов в Халахе (под Захо), 45 донумов в Мал-Урабе, 35 донумов в БарРушкисаве, а также площади в Фиш Хабуре, Чемчале, Чешкаве, Денарта Агре.
Курдов также обвиняют в «этнических чистках» ассирийцев. Вчастности, после целого ряда вооруженных нападений на представителей этогонарода в провинции Эрбиль зимой 1998/1999 гг. Ассирийское международноеинформационное агентство (AINA) выступило с призывом защитить ассирийцев от«политики запугивания, которая направлена на то, чтобы очистить Северный Иракот ассирийцев, а также заставить их согласиться с политическими задачамикурдов». По утверждению агентства, «в Северном Ираке ассирийская самобытность(identity) вновь переживает религиозное, лингвистическое и культурноенападение». Больше всего претензий предъявляется администрации ДПК, которая,мол, занимается «этническими чистками коренного ассирийского населения», в товремя как на публике ее лидер старательно выставляет себя приверженцем«общечеловеческих ценностей, секуляризма и демократии».
Неудовлетворены ассирийцы и тем, как происходит распределениегуманитарной помощи, поступающей в КАР в рамках программы ООН «Нефтьв обмен напродовольствие». Они считают, что их община не получает своей законной доли,которая в стоимостном выражении должна составлять 15% от выделяемых Курдистанусредств (13% выручки от иракского нефтеэкспорта). Сейчас же, дескать, почти всяпомощь идет исключительно курдской общине.
Ситуацию вокруг ассирийцев в Курдистане с курдским вопросом вИраке в целом «роднит» и тот факт, что в отношении активистов ассирийскойобщины КАР курдские администрации, прежде всего в Эрбиле, допускаютнеполитические методы ограничения их деятельности, порой самые крайние.Ассирийцы указывают на власти в деле об убийствах в провинции Дахук членаАссирийского демократического движения и депутата курдского парламента ФрэнсисаШабо в конце мая 1993 г. и члена ЦК Иракской компартии Лазаря Михо Ханны14 июня 1993 г.
При этом информация о деталях подобных «операций» рано или поздностановится достоянием гласности прежде всего потому, что ее стремятсяобнародовать в качестве «компромата» группировки-со-перники. Так,Патриотический союз Курдистана под руководством Дж. Талабани представил ворганизацию «Международная амнистия» подробную информацию о «ликвидационныхкомандах» службы безопасности Демократической партии Курдистана «Рекхистинтайбети», которая среди прочего, как утверждается, занимается физическимустранением политических конкурентов и неугодных Эрбильской администрации лицпо заданию руководящего звена партии. В свою очередь ДПК раскрыла схожиесекреты аналогичной службы партии Талабани «Дезгай заньяри».
Также беспокоит ассирийскую общину ставшая характерной практикапохищения курдами-мусульманами ассирийских девушек с последующим бракосочетаниемс одним из похитителей и, соответственно, принятием ислама. Кроме этого молодыеассирийки, работающие в домах курдской знати, подвергаются насилию со стороныработодателей. Широкий резонанс получило убийство хозяином дома молодойассирийской служанки Хелен Алон Савва в 1999 г. Имеют место и другиебытовые нападения на ассирийцев. Несмотря на уголовный характер этих действий,никакихреальных шагов против этого, по словам ассирийцев, курдскими властями непредпринимается.
По убеждению христиан, в условиях доминирования в курдской средетрадиционных клановых отношений правоохранительные органы просто вынуждены навсе это закрывать глаза. Это, естественно, усиливает недовольство иоппозиционные настроения внутри ассирийской общины. Особенно болезненную реакциювызывает насилие в отношении священников и вандализм против церквей. Усугубляетситуацию то, что в связи с практически поголовной вооруженностью курдов в КАРдаже небольшие противоречия и конфликты решаются ими с помощью оружия. В случаеже пролития крови курдов (например, в результате самообороны или драки) законуступает место обычаям, т.е. в дело вступает кровная месть.
В 1997–2001 гг. нападениями на ассирийских политиков сталиактивно заниматься курдские исламисты, позиции которых резко усилились послевооруженного конфликта между ДПК и ПСК (1994–1997 гг.). Резкое неприятие вфундаменталистской среде вызывает торговля спиртным, которой по закону могутзаниматься только христиане. Реакция исламистов нередко принимает формутеррористических актов против владельцев таких магазинов и их собственности.
В феврале 1997 г. исламские радикалы совершили первое(неудачное) покушение на губернатора Эрбиля видного деятеля ассирийской общиныФрансо Харири. В феврале 2001 г. им удалось достичь цели. Разумеется, это неимеет никакого отношения к политике курдских властей, тем не менее, такжеусиливает сепаратистские настроения внутри ассирийской общины.
Значительное влияние на политику иракских ассирийских партийоказывают зарубежные ассирийские структуры, в основном находящиеся в западныхстранах. Именно оттуда ведется финансовая и идеологическая подпитка борьбыассирийцев за свои политические и культурные права. Известный ассирийскийдеятель Абрам Шапира пропагандирует абсолютную невозможность полноценногообеспечения прав ассирийцев в условиях диктатуры С. Хусейна, опирающейся«не на широкие демократические массы, а на конфедерацию арабских суннитскихкланов», учитывающих толькособственные интересы. По его мнению, в современномИраке перспектив предоставления всем этническим группам равных условийполитического представительства, труда и образования не имеется.
Соответственно, основная работа в этом направлении концентрируетсяна территории Курдистана. Главным объектом нападок эмигрантских структур сталикурдские власти. Эмиграция считает, что «уход» центральной власти с севераИрака привел к неограниченной власти курдов над всеми жителями КАР и репрессиямпротив ассирийского населения, и призывает положить этому конец. Речьфактически идет о необходимости дать ассирийцам самоуправление в рамках ужеавтономного Курдистана, поскольку-де от багдадского режима этого ожидать неприходится.
Под влиянием диктуемых зарубежной диаспорой политических установокассирийские партии и движения Курдистана несколько отстраненно и по-диссидентскиведут себя по отношению к иракской оппозиции, заметную роль в которой играютдве курдские партии, возглавляемые М. Барзани и Дж. Талабани. Вноябре 1999 г. в Бейруте состоялась встреча представителей ассирийскихорганизаций, проведенная при негласной поддержке Сирии, на которой основнымивопросами стали обеспечение соответствующего ассирийского представительства вбудущем едином парламенте КАР, а также в структурах антисаддамовской оппозиции.
Немаловажным считается и преодоление бытового угнетения со стороныкурдов, особенно клановых шейхов и богатых землевладельцев. Отдельныеассирийские круги (в основном эмигрантские) ставят вопрос об извинениях запрошлые избиения ассирийцев курдами, в частности за резню 50 тыс. человек,устроенную князем Бадреддин-ханом в середине XIX в.
Ассирийцы в целом выступают за смену режима С. Хусейна,однако значительная их часть не поддерживает идей создания независимогокурдского образования и выступает за «сохранение территориальной целостностиИрака и противодействие попыткам отдельных сторон перекроить карту региона,поставив всю его дальнейшую судьбу под угрозу». В вопросе международных санкцийассирийцы считают, что их необходимо как можно быстрее снять, поскольку«основной жертвой блокады является народ Ирака во всех его конфессиях и этносахбез исключения».
Ассирийцами ведется активная обработка арабской иракскойоппозиции, которой разъясняется «ошибочность линии Багдада и курдских фракций вотношении ассирийских требований, проистекающая из неверного толкованияпринципа права национальностей на самоопределение» (речь идет об обвиненияхассирийцев в сепаратизме и попытках создать на севере Ирака самостоятельноегосударственное образование). Путь к реализации декларируемой оппозицией и, вчастности, Иракским национальным конгрессом задачи по построению нового Иракавидится ассирийцам через обеспечение всем народностям равных гражданских ирелигиозных прав.
Не менее сложными являются отношения курдского большинства стуркманской общиной КАР. Туркманы – одно из национальных меньшинств Ирака,проживающее преимущественно на севере страны. При этом подавляющее большинствопредставителей этой народности сконцентрировано именно в Ираке, хотя отдельныетуркманские общины имеются и в других ближневосточных странах, включая Израиль.
Несмотря на расхожее мнение, что туркман на севере Ирака расселилитурки-османы в качестве «щита» от набегов арабских племен (на эту версиюработает то, что туркманы действительно фактически занимают «зонуразграничения» между Курдистаном и арабской частью Ирака), история этойнародности в Ираке началась гораздо раньше. Еще при халифах династии Омейядов,в 692 г. н.э. правитель Ирака Хаджадж Бен Юсеф ас-Сакафи нанял туркман дляохраны гор и дал им для местожительства район Брара в современной провинцииВасит (на юго-востоке от Багдада).
При Аббасидах практика военного использования туркман былапродолжена: в рядах халифской армии находилось около 40 тысяч туркман. ХалифМуатасим (1248–1252) поселил большое число туркманских семей в городе Самарра,построенном когда-то в качестве столицы аббасидского государства. Достаточнопривилегированное положение туркман способствовало росту их миграции в Ирак,особенно усилившейся в сельджукскую эпоху, когда на севере страны, в районеКиркука, Мосула иЭрбиля был создан независимый туркманский эмират. Туркманысчитают намеренной фальсификацией появляющиеся в иракской арабской и курдскойисториографии сведения о том, что их расселение на территории страны связано сзавоеваниями турок-османов, считая их попытками представить туркманскую общину«чужеродным элементом для Ирака» со всеми вытекающими из этого последствиями.
Сегодня, по оценкам западных исследователей, численность иракскихтуркман составляет около 2,2% населения страны, т.е. приблизительно 450–500тысяч человек, такую же цифру называют курдские источники. В республиканскомИраке этот вопрос полностью обходят стороной. Известно лишь, что согласнопереписи населения страны, проводившейся в 1957 г., иракских туркман уженасчитывалось 500 тыс. человек. При этом следует учитывать, что туркманскаяобщина больше ассирийской. Сами туркманы утверждают, и это мнениеподдерживается Турцией, что их в Ираке около 2 млн. человек. В нынешнейситуации действительно очень сложно разобраться в этом вопросе, однако, какпредставляется, все же следует исходить из того, что численность иракскихтуркман превышает 1 млн. человек.
Основная их масса проживает в населенных пунктах Киркук,Туз-Хурмату, Кара-Тепе, Эрбиль, Дахук, Телль-Афар, Алтынкёпрю. При этомполностью туркманских поселков в Ираке, в том числе в Курдистане, нет. Своимцентром туркманы считают город Киркук и выступают за то, чтобы он стал«столицей» их будущего автономного образования. Обращает на себя внимание, чтотуркманы ведут идеологический спор с курдскими партиями о «национальнойпринадлежности» города Киркука. Оба народа считают его своим. При этомдискуссия об этом, носящая весьма острый характер, в силу известныхобстоятельств также ведется за пределами контролируемых Багдадом территорий,включая сам Киркук.
Если выделить из истории Ирака только последние 80 лет, то следуетотметить, что отношение к туркманской общине было одинаково сложным ипротиворечивым как со стороны Багдада, так и курдов. Этническая близостьтуркман к туркам всегда вызывала недоверие. Соответственно, любыеразговоры оправах туркманского меньшинства воспринимались не иначе как «удар в спину»иракской государственности. Во время празднования в июле 1959 г. первойгодовщины антимонархической революции иракская компартия, в которой всегдаощущалось сильное влияние курдских элементов, провела серию нападений натуркман в Киркуке. Их жертвами стали около 30 человек, более 400 семей бежали вБагдад и другие города.
Сегодня в Багдаде по-прежнему смотрят на туркман как на «пятуюколонну» Турции, а через нее и всего Североатлантического блока. В 2000–2001 гг.в центральных иракских СМИ об этом говорилось вполне конкретно, хотя формальноречь шла о деятельности туркманских организаций в КАР. По этой причине уже неодин год режим проводит активную арабизацию Киркука, где расположены нефтяныеместорождения, и ряда северных районов Ирака, примыкающих к КАР. Туркманывыселяются или в Курдистан, или в центральные районы страны (собственно такаяже политика осуществляется и в отношении курдов, и частично в отношенииассирийцев). В частности, к марту 2000 г. полностью ликвидированотрадиционное ранее туркманское присутствие в киркукском районе Арафат, около300 туркманских семей отправлены в Рамади. В начале 2002 г. более 300рабочих-туркман были уволены и заменены арабами на объектах нефтянойинфраструктуры в Киркуке, Байджи и других местах. На туркман (как и на курдов иассирийцев) распространяется правительственный запрет на использованиенеарабских имен.
Сопротивляться этим действиям в зоне контроля центральногоправительства туркманы сегодня не могут. В этой части Ирака нет никакихтуркманских общественно-политических объединений. Поэтому вся политическаяработа туркман вынесена на территорию КАР, где для этого условия существуют.
В Курдистане интересы туркман представляет около десяти различныхпартий и организаций, которые были созданы преимущественно после «кувейтскихсобытий» и потому зарегистрированы лишь в МВД региональных «правительств» М. Барзании Дж. Талабани. Наиболее влиятельные из них: Исламский союз иракскихтуркман под председательством Аббаса аль-Баяти, Туркманская партия единства воглаве с Насреддинином Дамирчи, Партия туркманского братства, возглавляемаяВалидом Шарикатом, Туркманская партия национального спасения, Туркманскаядемократическая партия Курдистана, Ассоциация туркманского братства (глава –Нафи Кассаб), Культурный клубтуркманского братства, Иракское демократическоетуркманское движение (генсекретарь – Азиз Кадер Саманджи), Движение независимыхтуркман (председатель – Канаан Шакер), Национальная партия иракских туркман(председатель – Мустафа Кемаль Яиджли), Партия «Туркмен-эли» (председатель –Рияд Сари Кахия).
Четыре последние партии объединены в Иракский туркманский фронт(ИТФ), сформированный в мае 1989 г. (по другим данным, в 1992 г.).Его лидеры – М.К. Яиджли, А.К. Саманджи, Канаан Шакер и др., печатныйорган – газета «Туркмен-эли». Военное бюро ИТФ возглавляет Фикри Кемаль. Вянваре 2000 г. в Эрбиле состоялся съезд фронта, на котором было избранополитбюро из 6 человек. Два раза в год проводятся заседания Совета ИТФ, накотором вырабатываются основные решения по направлениям деятельности этойорганизации.
Особенностью политической платформы ИТФ является то, что вот-личие от других туркманских организаций он не подает документов наофициальную регистрацию (в соответствии с курдистанским Законом о партиях от1993 г.), не участвует в выборах, не признает Курдское региональноеправительство и, в принципе, избегает упоминания термина Курдистан в своих СМИ(радио, телеканал, несколько газет, также не имеющих «официальной» лицензии).Исключением являются контакты с представителями США, периодически посещающимиКАР – их ИТФ вынужден осуществлять через барзанистов и нередко непосредственнов штаб-квартире ДПК (как, например, было в случае с делегацией начальникаотдела Ирака, Ирана и северной части Персидского залива Госдепартамента США Ф. Дибблелетом 2000 г.).
При фронте создано два специализированных управления – Образованияи культуры и Здравоохранения, которые, как и сам ИТФ, действуют независимо отаналогичных структур курдских органов власти.
Фронт контролирует ряд туркманских школ, преподавание в которыхведется только на родном и турецком языках и исключительно в русле концепцийорганизации. Помимо этого у ИТФ имеется своя визовая служба – Бюро координациис МИД Турции, обеспечивающее свободное перемещение туркман в Турцию и из нее.За «визы», число которых достигает 20 в день, взимаются сборы, которые подвидом пожертвований идут в казну фронта.
Исламский союз иракских туркман (ИСИТ), объединяющийтуркман-шиитов, был создан в 1991 г. Как и другие организации вКурдистане, имеющие исламскую религиозно-политическую направленность, ИСИТстоит на жестких антибаасистских позициях и достаточно тесно сотрудничает сведущими иракскими религиозными оппозиционными движениями – Высшим советомисламской революции в Ираке (ВСИРИ) и «Даава». Существуют и зарубежныетуркманские организации, в том числе с такими экзотическими названиями, как,например, «Канадско-иракское общество турецкой культуры».
Наиболее активной политической структурой туркман в КАР сегодняявляется ИТФ. При этом, несмотря на внешнее единство его рядов, входящие в негогруппировки не преодолели всех внутренних разногласий, результатом чегопериодически становятся громкие отставки и выходы из состава фронта. В 1999 г.некоторые ячейки покинули фронт в связи, как было заявлено, «с пропагандой импантюркистских идей и подчиненности иностранному государству». В середине 2000 г.из ИТФ ушли видный туркманский деятель Видад Арслан и его группировка «ТуркманКардашлык Оджагы» (Клуб туркманского братства), а также более трех десятковучителей, профсоюзных активистов и деятелей культуры.
У фронта имеются серьезные противоречия и с другими туркманскимифракциями. Одной из главных причин разногласий является отношение к Турции.Одни считают ее практически «родиной-матерью», другие настаивают на том, чтотуркманы – иракцы, и из этого следует исходить при формировании политическойлинии. Так, Партия туркманского братства (ПТБ) обвиняет ИТФ в том, что егодеятельность «направляется из-за границы и нацелена на уничтожениедемократического развития КАР».
В ходе вооруженного конфликта между ДПК и ПСК (1994–1997 гг.)туркманы в целом оставались нейтральными, несмотря на многочисленные попыткисоперников вовлечь их в боевые действия на своей стороне. Вместе с тем уразличных туркманских организаций все же имеются определенные симпатии к темили иным курдским фракциям. Так, Туркманская партия единства сочувствует М. Барзанив его противоборстве с Дж. Талабани, в то время как ПТБ и Туркманскийфронт стоят ближе к талабанистам. Начиная с 2000 г. ИТФ стал более открытоиграть на разногласиях между Демократической партией и Патриотическим союзом,блокируясь с Дж. Талабани. Состоялся целый ряд визитов руководителейфронта в штаб-квартиру политбюро ПСК в Кара-Чолане (под Сулейманией). В своюочередь Дж. Талабани навещал лидера фронта Санана Ахмет-агу в Анкаре. Присодействии ПСК были налажены контакты между ИТФ и Ираном (представительнаяделегация фронта посетила Тегеран в июле 2000 г.).
В целом же туркманы стараются выступать как самостоятельная сила,ставящая целью обеспечение своих национальных прав в рамках КАР вплоть досоздания внутри этого района туркманского самоуправления по образу автономиикурдов в масштабе Ирака. У туркман имеется и свой аналог курдской пешмерги –вооруженная партийная милиция. Среди политических задач иракских туркман –добиваться включения в будущее автономное образование района Киркука. Наиболеерадикально в этом плане настроен ИТФ и в особенности члены партии«Туркмен-эли». Другие группировки пока стоят на тех позициях, чтосамоуправление, дескать, возможно осуществлять и без административнойавтономии, на базе соответствующих договоренностей с курдскими властями. Пословам лидера Общества туркманского братства Н. Кассаба, «99% туркманвыступают за федерализм…, уважают федеративный статус [иракского] Курдистана».
Отсутствие единого выразителя туркманских интересов, «зазоры»между платформами туркманских организаций пока дают возможность курдскимадминистрациям, прежде всего в Эрбиле, сдерживать их общее давление. Каквысказался в интервью стамбульскому телеканалу «NTV» от 8 февраля 2002 г.лидер ДПК М. Барзани, «мы не выступаем против правтуркман, однако отделяемэтот вопрос от проблемы ИТФ». «Фронт представляет лишь часть туркман, однакопри поддержке Турции пытается навязать себя всей общине. Если все туркманыпроведут выборы и сделают фронт своим представителем, мы также признаем ИТФединственным представителем туркман и станем рассматривать его в качествепартнера по переговорам. Однако мы против того, чтобы он навязывал себя вкачестве такового как туркманам, так и нам». Правая рука лидера ДПК ХошиярЗебари высказался еще конкретнее: «Мы друзья Турции, однако мы не принадлежим Анкаре.[Туркманский фронт] не должен ставить себя над законом, а действовать всоответствии с ним, как все другие политические партии Курдистана. Он долженуважать демократический путь».
Постоянное упоминание Турции в контексте туркманского вопросаотнюдь не случайно: за политической активностью туркман зачастую действительностоит Анкара, пытающаяся использовать туркман для усиления своего влияния вКурдистане. В туркманской среде интенсивно работают турецкие спецслужбы,главным образом, конечно же, собирая информацию о турецких курдскихорганизациях – Рабочей партии Курдистана, Революционной партии Курдистана,Партии демократического решения Южного Курдистана и марксистских движениях«Кава», «Розчари», «Кок», «Тейкошин» и др. С этой целью турки создали в КАРОбщество культуры и солидарности иракских туркман (сокращенно «Дарнак»).
Процесс политической вовлеченности Турции в туркманский вопросзаметно интенсифицировался в 1999–2002 гг. после ряда жалоб ИТФ внационалистической турецкой прессе на отсутствие внятной политики Анкары поотношению к проблемам туркманской общины в КАР. Обработка туркманами турокусилилась после заключения Дж. Талабани и М. Барзани Вашингтонскогосоглашения в сентябре 1998 г., которое вызвало серьезное недовольствотуркман, оказавшихся «за бортом» этих договоренностей (аналогичные чувства кВашингтонскому соглашению питают и в самой Турции).
В настоящее время опека Анкары над туркманской общиной КАР имеетразные формы – от создания фактически турецких школ для туркман ифинансированиятуркманских СМИ до поставки вооружений и помощи в подготовке собственных боевыхотрядов. В феврале 2002 г., когда в администрации США активномуссировалась тема военной операции против Ирака, лидер Национальной партиииракских туркман (НПИТ) Джемаль Шан, выступая на 3-м съезде партии, призвалТурцию «защитить жизни и имущество туркман в случае взрыва ситуации в Ираке».
Произошедшее не без помощи турок обострение туркманского вопроса виракском Курдистане в свою очередь вызвало широкую дискуссию об их судьбе вобщественных кругах Турции, среди интеллигенции. Политолог Х.Т. Огузлуопубликовал исследование «Туркманы Ирака как фактор турецкой внешней политики».Появились предложения о создании Института исследований иракских туркман. Посолв отставке Юксек Сойлемез выступил на страницах газет с призывом к официальнойАнкаре изучить экономические аспекты туркманского вопроса, которые, мол, до сихпор обходились Турцией стороной. По его мнению, иракские туркманы должнысыграть важную роль в восстановлении прежних масштабов турецко-иракскойторговли, не меньшую по значимости, чем та, которую играют иракские курды вприграничной коммерции.
Именно с подачи Анкары тема туркманского анклава в иракскомКурдистане зазвучала и за пределами региона. Делегация проповедующего эту идеюТуркманского фронта была принята в декабре 2001 г. в Госдепартаменте США.Заместитель директора Центра предупредительных действий при Совете помеждународным отношениям (США) Д.Л. Филипс в своей статье в «ИнтернэшнлГеральд Трибюн» (от 16 мая 2002 г.) предложил следующее: «Созданиефедеративной демократической республики [в Ираке] является структурнымрешением, позволяющим одновременно обеспечить и озабоченности Турции, иустремления курдов. Соответственно, Ирак мог бы быть разделен на три анклава, однимиз которых был бы Курдско-туркмано-ассирийский район на севере…».
При этом, по мнению, высказанному экс-премьер-министром Турции иглавой «Партии Истинного пути» Т. Чиллер, поскольку «создание отдельногокурдского государства противоречит турецким интересам, приемлемымпредставляетсяТуркмано-курдская федерация (так в тексте оригинала), которая оставалась бы врамках единого Ирака, но чья территориальная целостность гарантировалась быТурцией». «Любые решения по Северному Ираку должны включать туркман и курдов»,утверждает Т. Чиллер.
Все это усиливает напряженность между туркманами и курдами,которая порой приводит к вспышкам насилия. В марте 1998 г. туркманскиеорганизации в Эрбиле подверглись нападениям и грабежам. Потребовалосьвмешательство МИД Турции, чтобы остановить беспорядки. Более того, поддавлением турок ДПК выплатила пострадавшим компенсации. В августе 1998 г.Эрбиль посетила делегация турецкой разведки во главе с генералом Э.М. Эрбаканом,которая, в частности, обсудила с туркманскими партиями план действий на случайновых нападений. Члены этих партий получили право отсылать семьи в Турцию влюбое время.
Разногласия между курдами и туркманами возникли даже по поводупроведения похорон усопших. Стороны препятствуют захоронению на своих «национальных»кладбищах представителей другой этнической группы без специального разрешениясвоих политических структур (для Эрбиля это – ДПК и ИТФ). Проблема кроется втом, на каком языке будет выполнена надпись на могиле. Туркманы стараютсяиспользовать турецкий алфавит, курды пытаются запретить это, чтобы туркманскиемогилы не выделялись из общей массы. Тем, кто не согласен, приходится создаватьотдельные кладбища, что весьма непросто.
В 1996–1998 гг. отношения между туркманскими организациями иДПК были крайне напряженными. По указанию лидера ДПК М. Барзани на двагода были высланы в Турцию председатели Национальной туркманской партии Ирака иПартии «Туркмен-эли» (вернулись в КАР осенью 1999 г.). Дополнительнымисточником раздражения служило то, что представители США, всякий раз посещаяКурдистан, обещали деньги только курдам. Разрядить обстановку удалось лишь косени 1998 г. В качестве жеста доброй воли ДПК дал разрешение на открытиев Эрбиле туркманского культурного центра.
В июле–августе 2000 г. вновь обострились отношения междупартией М. Барзани и ИТФ, который обвинил ДПК в насильственных действияхпротив своих членов в Эрбиле с применением стрелкового оружия и гранатометов.Фронт обратился к «странам-гарантам безопасности КАР» (имеется в виду от режимаС. Хусейна) с призывом срочно вмешаться для прекращения нападений курдовна туркман.
В свою очередь барзанисты выступили с критикой военногосотрудничества между ИТФ и Анкарой и дали понять, что напряженность вокругфронта является следствием трений между различными течениями внутри этойорганизации, а не политики ДПК. Тем не менее Турция достаточно жесткоотреагировала на эти события, устроив «разнос» М. Бар-зани в ходе еговизита в Анкару в начале октября 2000 г. В дальнейшем тема «уважения прав»туркман в зоне ответственности ДПК стала практически традиционной в контактахтурок с представителями этой партии.
1 октября 2001 г. служба безопасности эрбильскойадминистрации (ДПК) закрыла офисы созданной незадолго до этого Туркманскойорганизации студентов (TOC). Поводом стало отсутствие у TOC официальнойрегистрации. Несмотря на то, что эта организация имела достаточно радикальныйхарактер, в протестах против «беззакония властей» приняли участие почти всетуркманские партии и движения. Активнее всех выступили входящие в ИТФНезависимое туркманское движение, Национальная партия иракских туркман,«Туркмен-эли».
Вместе с тем на публике курдские лидеры традиционно выступают загармоничное сосуществование курдов со всеми этническими меньшинствами КАР. Так,в речи на церемонии инаугурации трех новых ассирийских епископов личныйпредставитель М. Барзани Фадель Мирани высоко отозвался об уровне«сотрудничества между различными религиозными (курсив автора) общинами,проживающими в Иракском Курдистане», и пообещал «и далее развивать существующуюв КАР интеллектуальную и религиозную множественность».
Ассирийцам предоставлены места в администрации ДПК – 3министерских портфеля в правительстве (министры финансов и промышленности иодин государственный министр) и ряд чиновничьих должностей более скромногоуровня. Существуют начальные школы с преподаванием на ассирийском языке. Сталивыходить газеты и журналы, ассирийцам было предоставлено право отмечать своирелигиозные праздники и объявлять выходные дни. Курдский спутниковый телеканалKTV регулярно посвящает им программы и передачи.
При региональной администрации в Эрбиле действует Туркманскийдепартамент образования (отдельно от аналогичной структуры ИТФ), занимающийсявопросами преподавания в туркманских школах на родном языке. В середине 1990-хгодов представитель туркманской общины занимал пост министра транспорта.
Ассирийский и туркманский вопросы в иракском Курдистане, имеющиепока патентный характер из-за наличия других сложных нерешенных проблем, такихкак, например, будущее взаимоотношений между Багдадом и КАР, тем не менее,несет в себе большой взрывоопасный потенциал. Усиливает эту вероятностьсохраняющаяся неурегулированность проблем между ДПК и ПСК, которой, вчастности, уже попытались воспользоваться для «перекройки» внутриполитическойкарты Курдистана исламисты.
При этом в Багдаде не склонны рассматривать туркман и ассирийцев вкачестве этнического «рычага сдерживания» курдских устремлений к абсолютномусамоуправлению, с другой – они все больше воспринимаются курдами и отчастииракским режимом в качестве «пятой колонны» Турции и стран Запада. Принимая вовнимание, что в последнее время ассирийские партии усиливают давление накурдские администрации с целью максимального обеспечения национальных прав, атуркманские группировки и вовсе укрепляют свои вооруженные отряды и повышаютбоеспособность, нельзя исключать, что в недалеком будущем вокруг их требованийавтономии может возникнуть новый очаг напряженности и нестабильности на севереИрака, в который, помимо Багдада и иракских курдских фракций, может оказатьсявтянутой и Турция.
курдский автономный администрация меньшинство

Списоклитературы
 
1. Аш-Шарк аль-Аусат, 28.12.1999.
2. Аль-Хаят, 12.12.1999; 06.02.2000.
3. Аль-Хаят, 23.03.2001.
4. Браяти,10.02.2002.
5. Аш-Шарк аль-Аусат,12.04.2000.
6. www.rferl.org/iraq-report/2002/01/l-l10102.html.
7. www.rferl.org/iraq-report/2002/02/6–150202.html.
8. Iraqi Kurdistan Dispatch,01.02.2002.
9. www.rferl.org/iraq-report/2001/10/32–051001.html.
10. www.rferl.org/iraq-report/2002/01/3–250102.html.
11. Хабат,08.02.2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.