Реферат по предмету "Политология"


Правовой анализ форм народовластия в России

/>ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава1. Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение.
Глава2. Представительная демократия.
Глава3. Институты непосредственной демократии.
3.1Референдум и выборы — ключевые институты непосредственной демократии.
3.2Отзыв депутатов и выборных должностных лиц.
3.3Правотворческая инициатива граждан.
3.4Иные институты непосредственной демократии.
Заключение
Списокиспользованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
В XX в. словонародовластие (демократия) стало, пожалуй, самым популярным. Сегодня нет ниодного влиятельного политического движения, которое не использовало этот терминв своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Понятие демократии какнародовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходек этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческихидеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае какидеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство,уважение человеческого достоинства, солидарность. Из-за своего ценностногосодержания демократия является столь популярной.
Целью исследованияявляется анализ форм народовластия.
Задачей моегоисследования, конечно же, в соответствии с целью является понятиенародовластия, и его истинная сущность.
Объектом моего исследованияявляются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагиваютвыбранную мной тему.
В процессе написанияработы были проанализированы такие источники как: Конституция РФ, федеральныезаконы, и другие.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕНАРОДОВЛАСТИЯ, ФОРМЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ИХ СООТНОШЕНИЕ
В советское время народ- это историческая общность людей, которая изменяется в соответствии с задачамиразвития, решаемых обществом в данный период. Сейчас народ совокупностьграждан государства.
Народ — граждане. Население- все физические лица, проживающие на определенной территории. Нация-историческая общность людей складывающаяся в процессе формирования общности ихтерриториальных, экономических связей, языка, некоторых особенностей характера.Народ может быть многонационален и состоять из наций. В России понятия нация инарод отождествлять нельзя.
Понятие власть сталоразрабатываться с шестидесятых годов двадцатого века. В советское время:власть- это организованное насилие одного класса для подавления другого. Власть- это возможность распоряжаться, управлять кем-либо или чем-либо, подчинятьсвоей воле других.
Свойства власти:
1) реализация воли субъектамивласти; 2) программно целевой характер власти; 3) субъект побуждает объектсовершить какое либо действие
Конституция РФ,признавая носителем суверенитета и единственным источником власти вгосударстве многонациональный народ Российской Федерации. [1; ст. 3 ]провозглашает суверенитет народа: его верховенство и полноту власти в российскомгосударстве.
Суверенитет народаозначает, во-первых, что власть в государстве исходит только от народа. Народ, объединяющийвсех граждан, является единственным источником власти: его суверенная воля,выраженная на референдуме, выборах, является основой легитимности полномочийвсех органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Никакая часть народа(класс, социальный слой или группа), никто не может присваивать власть в РФ. Поэтомулюбое осуществление публично-властных полномочий в государстве должно бытьосновано на суверенной воле народа (либо опосредовано народом), избирающеговыборные органы публичной власти, наделяющего их правом формировать иные органывласти.
Во-вторых, суверенитетнарода означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно путем непосредственного(прямого) выражения своей воли на референдуме, выборах, решая наиболееважные государственные и общественные вопросы, определяя состав избираемых иморганов публичной власти. Свою власть народ осуществляет и опосредованно: черезорганы государственной власти, органы местного самоуправления.
В-третьих, суверенитетнарода означает, что народу принадлежит верховенство в государстве, в системевласти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, вообще для всех лиц,организаций на территории государства. Все органы публичной власти, ихдолжностные лица, осуществляя свои полномочия, должны действовать всоответствии с волей народа, выраженной в Конституции, законах, на выборах, врешениях, принимаемых на референдуме, и в его интересах.
Суверенитет народареализуется на всех территориальных уровнях осуществления власти в РоссийскойФедерации: федеральном, региональном, местном.
Суверенитет народареализуется посредством использования различных организационных форм иинститутов демократии (народовластия).
Народовластие (Демократия) — это такой режим осуществления власти при котором власть поставлена подконтроль общества
Формы контроля — выборы, референдум, обращение в суд, проведение массовых акций протеста с цельюпривлечь внимание к какой — нибудь государственной проблеме.
Формы осуществлениянародовластия:
1)Представительнаядемократия - осуществление власти через выборные представительные органы: ФедеральноеСобрание (Парламент), представительные органы субъектов РФ, представительныеорганы местного самоуправления и Президент РФ. Их считают выразителями волинарода — так как они избираются. Деятельность- подконтрольна ( срочность — наопределенный срок, в результате выборов могут поменять свой состав).
2) Непосредственная(прямая) демократия -понимается прямое волеизъявление граждан по вопросамобщегосударственного, регионального или местного значения. Формы:референдум, выборы, собрания, митинги, шествия, пикетирования и другие.
Помимо формнепосредственной демократии важнейшую роль в реализации народовластия играют выборныепредставительные органы власти, в деятельности которых воплощаетсяпредставительнаядемократия, предполагающая осуществление народом своей власти черезизбираемых полномочных представителей. Речь идет о деятельности
Федерального СобранияРФ (федерального парламента), представительных (законодательных) органовгосударственной власти субъектов РФ, представительных органов местногосамоуправления.
Кроме того, народосуществляет свою власть и через другие органы государственной власти,органы местного самоуправления, формируемые в соответствии с КонституциейРФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований(исполнительные, судебные органы власти).
Большую роль восуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственнойвласти. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы,Государственную власть в Российской Федерации прежде всего осуществляютПрезидент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),Правительство, суды Российской Федерации. В субъектах РФ государственную властьосуществляют образуемые ими самими органы государственной власти (президенты,губернаторы, законодательные органы, правительства, администрации и т. д. ).
Несмотря наразветвленность системы органов государства, их разнообразие, конституционнозакреплен принцип единства системы государственной власти, в соответствии с которымгосударственному аппарату предписывается действовать согласованно, соблюдая
Конституцию РФ и законы.Только так деятельность аппарата может быть подчинена воле народа, обеспеченего суверенитет, и народ может через государственные органы осуществлять своювласть. Для этого также необходимо наличие действенных демократическихинститутов, каналов воздействия на государственный аппарат со стороны народа. Такуюроль выполняют институты прямой демократии, прежде всего, выборыгосударственных органов, должностных лиц, а также — что особенно важно — представительные органы государственной власти. Они — связующие звенья международом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным отобщества. Поэтому велико значение выборных представительных органов,воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, выражают еговолю и интересы.
Проведя сравнительныйанализ между Советского времени и современным законодательством я сделала выводчто: нормы советских конституций, закрепляющие институты прямогонародовластия, являлись конституционно-правовыми гарантиями власти народа. КонституциейРФ права лишь декларируются. Гарантии же даются Федеральными законами.

ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯДЕМОКРАТИЯ
Представительнаядемократия означает осуществление власти народом через представительные органы.Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из егополномочных представителей — депутатов, играют огромную роль в формировании ивыражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России,представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть,выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию идеятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций натерритории страны. Представительная демократия должна способствоватьподконтрольности государства народу. Парламент РФ ( Федеральное Собрание РФ)состоит из Государственной Думы и Совета Федерации.
ВСовет Федерации в соответствии с Конституцией РФ входятпо два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного(представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектаРФ. [8; ст. 1]Член Совета Федерации — представитель от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерацииизбирается законодательным (представительным) органом государственной властисубъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а приформировании законодательного (представительного) органа субъекта РоссийскойФедерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатовэтого органа.
ДепутатыГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираютсягражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РоссийскойФедерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправепринуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, атакже препятствовать его свободному волеизъявлению. В соответствии сКонституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального СобранияРоссийской Федерации избирается 450 депутатов.
ДепутатыГосударственной Думы избираются по федеральному избирательному округупропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов вдепутаты Государственной Думы.
Выдвижениекандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляетсяполитическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях»
Политическаяпартия — это общественное объединение, созданное в целяхучастия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования ивыражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, ввыборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан ворганах государственной власти и органах местного самоуправления. [11]
Очень большое значениев осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства,прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента — действенное средство реализации народного суверенитета. Через него (а онвозглавляет государство) народ также оказывает воздействие на государственныйаппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяетосновные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляетсяисполнительной властью.
Кандидаты на должностьПрезидента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствиис Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политическихпартиях» участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также впорядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть своюкандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. [10]
Представительные органыгосударственной власти субъекта РФ
Законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерацииявляется постоянно действующим высшим и единственным органом законодательнойвласти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъектаРоссийской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традицийсубъекта Российской Федерации. Число депутатов законодательного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаетсяконституцией (уставом) субъекта РФ. Не менее 50 процентов депутатовзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органегосударственной власти субъекта Российской Федерации — не менее 50 процентовдепутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единомуизбирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за спискикандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии сзаконодательством о выборахЕще одна форма осуществления народовластия — органыместного самоуправления. Они отделены от системы органов государственнойвласти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно впределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросовлокального значения. Самоуправление осуществляется местным населением — составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местномуровне: выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

ГЛАВА 3. ИНСТИТУТЫНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
 
Формы (институты)непосредственной демократии разнообразны.
Среди них можновыделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых гражданесамостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни, принимаяокончательные и общеобязательные решения на референдуме, определяя на выборахсостав выборных органов. Согласно Конституции РФ референдум и свободные выборыявляются высшим непосредственным выражением власти народа. На региональном имуниципальном уровне законодательство предусматривает возможность использованияинститута отзыва населением выборных лиц. В муниципальных образованияхнаселение может решать вопросы местного значения на сходе граждан.
Посредством других формпрямой демократии граждане выражают свое мнение по тем или иным вопросамгосударственного и местного значения, а окончательное решение принимаютсоответствующие компетентные органы власти. Речь идет о формах демократии,имеющих лишь совещательный, консультативный характер, например, обсуждениепроектов законов и решений, проведение митингов и принятие на них каких-либообращений, а также индивидуальные и коллективные обращения граждан в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления с предложениями,жалобами и т. д. На уровне субъектов РФ (например, в Москве) и муниципальныхобразований законодательство допускает возможность проявления правотворческойинициативы населения, т. е. внесение (при условии поддержки этой инициативыопределенным числом граждан) проектов правовых актов в органы государственнойвласти и, органы местного самоуправления. Данные органы рассматривают внесенныепроекты и принимают по ним окончательное решение. [3; стр. 91]

 
3.1 Референдум и выборы- ключевые институты непосредственной демократии
Всистеме институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственнымиделами.
Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии сКонституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законамисубъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органагосударственной власти, органа местного самоуправления или наделенияполномочиями должностного лица[6]
Посредством выборовформируются государственные органы, органы местного самоуправления,определяется их персональный состав. Избираются представительные(законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания РФ,законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительныеорганы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается иряд должностных лиц: Президент РФ, главы муниципальных образований (главырайонов, мэры городов и др. ).
Наряду со свободнымивыборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.Законодательство предусматривает референдум РФ, референдумы субъектовФедерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ,подробно же его организация и проведение регламентированы Федеральным конституционнымзаконом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации», атакже Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Референдум РФ — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом научастие в референдуме, по вопросам государственного значения[2; ст. 1].
Решение, принятое нанем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Нареферендум выносятся важные вопросы значения, затрагивающие интересы народа. Поинициативе Конституционного Собрания может быть вынесен проект новойКонституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, атакже порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой КонституцииРоссийской Федерации определяется федеральным конституционным законом,принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации. Нареферендум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесениена референдум которых предусмотрено международным договором РоссийскойФедерации. Кроме того, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенныеКонституцией к ведению о Российской Федерации (ст. 71), а также к совместномуведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Вопрос, выносимый нареферендум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять илиумалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционныегарантии реализации таких прав и свобод. Определенные вопросы не могутвыноситься на всероссийский референдум. [2; ст. 6]
Право на участии вреферендуме
Референдум проводитсяна основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании;участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждый участникреферендума обладает одним голосом. В референдуме имеет право участвоватькаждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума18 лет. В то же время не имеют права участвовать в референдуме граждане,признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы поприговору суда.
Референдум назначаетПрезидент РФ по инициативе:
1) не менее чем двуммиллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, — при условии,что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территорииРФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
2) КонституционногоСобрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новойКонституции РФ[1, ст135, ч3];
3) федеральным органамгосударственной власти
Толькоэти субъекты могут выдвинуть- юридически значимое требование референдума. Инициативауказанного числа граждан реализуется в определенном порядке.
Механизмреализации инициативы граждан по проведению референдума:
1.Образуется инициативная группа более чем в половине субъектов РФ, в каждуюрегиональную подгруппу должно входить не менее 100 участников референдума. Региональныеподгруппы регистрируются в избирательных комиссиях соответствующих субъектов РФ.
2.Не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума уведомляютв письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ о местеи времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.
3.Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие неменее 100 участников референдума, место жительства которых находится натерритории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписиуказанных участников референдума в протоколе их регистрации на собраниирегиональной подгруппы удостоверяются нотариально. На собрании региональнойподгруппы решается:
1)факт создания инициативной группы по проведению референдума;
2)об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;
3)назначение из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителейрегиональной подгруппы.
4)решения собрания и число членов региональной подгруппы отражаются в егопротоколе. Решение собрания региональной подгруппы считается принятым, если занего проголосовало более половины участников собрания.
4.Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательнуюкомиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о регистрации региональнойподгруппы.
5.Избирательная комиссия субъекта РФ, получив ходатайство о регистрациирегиональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательнуюкомиссию РФ о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) входатайстве. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня первоготакого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдуматребованиям, предусмотренных законодательством.
6.Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня полученияходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствиеходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотреннымФедеральным конституционным законом[2] ипринимает одно из следующих решений:
1)о регистрации региональной подгруппы. В данном решении указываются формулировкавопроса (вопросов) референдума, фамилии, имена и отчества всех членоврегиональной подгруппы, а также фамилии, имена и отчества уполномоченныхпредставителей региональной подгруппы;
2)об отказе в регистрации региональной подгруппы.
7.В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФуполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектовРоссийской Федерации вправе на своем собрании принять решение об обращении вЦентральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством орегистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов)референдума) и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательнуюкомиссию Российской Федерации не позднее чем через два месяца со дня регистрациипервой региональной подгруппы.
8.В случае соблюдения всех требований Закона Центризбирком выдаетрегистрационное свидетельство инициативной группы по проведению референдума,в котором указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержкуинициативы проведения референдума.
9.Сбор подписей осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего заднем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписисобираются посредством их внесения в подписные листы, которые изготовляютсяинициативной группой по установленной Законом форме. Нужно собрать два миллионаподписей, при чем в одном субъекте не более 50 тысяч. Число подписей можетпревышать необходимое не более чем на 5%.
10.Впоследствии подписные листы, другие необходимые документы передаются вЦентральную избирательную комиссию РФ, которая осуществляет их проверку (неменее 40% подписей) и по итогам этой проверки принимает решение о результатахвыдвижения инициативы проведения референдума. Если более 5 % подписей недействительно от общего количества подписей, отобранных для проверки,дальнейшая проверка подписных листов не проводится.
Если же числодостоверных подписей достаточно для назначения референдума Центризбиркомнаправляет свое решение Президенту РФ и одновременно уведомляет об этом палатыфедерального парламента.
11. Президент РФ,получив документы, на основании которых назначается референдум, направляет их вКонституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции инициативыпроведения референдума по предложенному вопросу (вопросам). ЕслиКонституционный Суд РФ признает конституционность такой инициативы, тоПрезидент РФ назначает референдум. Если указанная инициатива признается несоответствующей Конституции, то процедура по ее реализации прекращается смомента вступления в силу соответствующего решения Конституционного Суда РФ
Голосованиепроводится в воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официальногоопубликования решения о назначении референдума. Голосование проводится с 8 до20 часов по местному времени
Голосованиена выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либоконтроля за волеизъявлением гражданина. [6]
Подготовку и проведениереферендума организуют комиссии по проведению референдума:Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ,действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, атакже территориальные (районные, городские и др. ) и участковые комиссии попроведению референдума занимаются: техническим оснащение, агитацией по вопросамреферендума, списками участников референдума. Определяет результаты референдумаЦентральная избирательная комиссия. Референдум признается состоявшимся,если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право научастие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целомпо РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение,принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральнойизбирательной комиссией РФ результатов референдума. Это решение может бытьотменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме,если в самом решении не указан иной порядок его отмены или изменения.
3.2 Отзыв депутатов ивыборных должностных лиц
Отзыв депутата, членавыборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленномфедеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъектаРоссийской Федерации для проведения местного референдума.
Основания для отзывадепутатов и выборных должностных лиц и процедура отзыва устанавливаются уставоммуниципального образования. Основаниями для отзыва могут служить только егоконкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае ихподтверждения в судебном порядке.
Процедураотзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения поповоду обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутаты ивыборные должностные лица считается отозванными, если за отзыв проголосовало неменее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании(избирательном округе).
Итогиголосования по отзыву подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Самостоятельностьмуниципальных образований в правовом регулировании института отзывапредполагает возможность либо установления непосредственно в уставе процедурыотзыва, включая дополнительные гарантии прав его участников, либо отсылки крегулирующему данную процедуру закону субъекта Российской Федерации,подлежащему применению при проведении отзыва в муниципальном образовании. Причемтакие законы должны исключать вмешательство государственных органов, а такжеизбирательных комиссий субъектов Российской Федерации в процесс отзыва,поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местногосамоуправления. [7]
3.3 Правотворческаяинициатива граждан
Справотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан,обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовымактом представительного органа муниципального образования. Минимальнаячисленность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовымактом представительного органа муниципального образования и не может превышать3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающихизбирательным правом.
Вслучае отсутствия нормативного правового акта представительного органамуниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативыграждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципальногоправового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии снастоящим Федеральным законом " Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ"
Проектмуниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческойинициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местногосамоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенциикоторых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дняего внесения.
Представителяминициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своейпозиции при рассмотрении указанного проекта.
Вслучае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен впорядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенцииколлегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен бытьрассмотрен на открытом заседании данного органа.
Мотивированноерешение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правовогоакта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан,должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей егоинициативной группы граждан. [5; ст. 26]
3.4 Иные институтынепосредственной демократии
ЗаконодательствоРФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основываетсяна положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международногоправа, международных договорах РФ и включает в Федеральный закон от 19 июня2004 года № 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях" и иные законодательные акты РФ, относящиеся к обеспечениюправа на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленномдля этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественнозначимых вопросов;
Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичноговыражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественнообщественно-политического характера; Демонстрация — организованноепубличное выражение общественных настроений группой граждан с использованием вовремя передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целяхпривлечения внимания к каким-либо проблемам;
Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения ииспользования звукоусиливающих технических средств путем размещения упикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты,транспаранты и иные средства наглядной агитации. [4; ст. 2]
Проведение вышеназванных публичных мероприятий имеет уведомительный порядок.
Проведение публичногомероприятия основывается на следующих принципах:
1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона""О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и иныхзаконодательных актов Российской Федерации;
2) добровольностьучастия в публичном мероприятии.
Организаторыпубличного мероприятия
Организаторомпубличного мероприятия могут быть один или несколько граждан РоссийскойФедерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданинРоссийской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет),политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения,их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себяобязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Участникипубличного мероприятия
Граждане,члены политических партий, члены и участники других общественных объединений ирелигиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Уведомление — подается в письменной форме в орган исполнительной власти как государственный,так и местного самоуправления. Не ранее 15 и не позднее 10 дней до дняпроведения публичного мероприятия.
Вуведомлении указываются: цель публичного мероприятия;форма публичного мероприятия; место проведения; маршрут движения; дата, времяначала и окончание; предполагаемое количество участников; формы и методыобеспечения общественного порядка, организация медицинской; Ф. И. О. организатораили организации, место жительства или место нахождения организации, номертелефона; Ф. И. О. лиц уполномоченных организатором выполнять распорядительныефункции; дата подачи уведомления
Местопроведения
Можетпроводится в любых для целей данного мероприятия местах в случае, если несоздается угрозы обрушения зданий, сооружений, безопасности участников. [4; ст.8]
Местав которых запрещается проведение публичных мероприятий:территория непосредственно прилегающая к опасным производственным объектам ииным объектам эксплуатация которых требует соблюдения специальных правилтехники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отводажелезных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линийэлектропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциямПрезидента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям изданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничнаязона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничныхорганов.
Сходграждан
Впоселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сходграждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения,обладающих избирательным правом.
[5;ст. 25]
Публичныеслушания
Дляобсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значенияс участием жителей муниципального образования представительным органоммуниципального образования, главой муниципального образования могут проводитьсяпубличные слушания, по инициативе населения, представительного органамуниципального образования или главы муниципального образования.
Публичныеслушания, проводимые по инициативе населения или представительного органамуниципального образования, назначаются представительным органом муниципальногообразования, а по инициативе главы муниципального образования — главоймуниципального образования. На публичные слушания должны выноситься:
1)проект устава муниципального образования, а также проект муниципальногоправового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев,когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемыхв уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие сКонституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2)проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3)проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правилземлепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межеваниятерриторий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенныйвид использования земельных участков и объектов капитального строительства,вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства,реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одноговида разрешенного использования земельных участков и объектов капитальногостроительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденныхправил землепользования и застройки;
4)вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядокорганизации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципальногообразования и (или) нормативными правовыми актами представительного органамуниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещениежителей муниципального образования о времени и месте проведения публичныхслушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правовогоакта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителеймуниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичныхслушаний. [5; ст. 28]
Опросграждан
Опросграждан, обладающих избирательным правом, проводится на всей территориимуниципального образования или на части его территории для выявления мнениянаселения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления идолжностными лицами местного самоуправления, а также органами государственнойвласти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Решение о назначенииопроса граждан принимается представительным органом муниципального образования.Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведенииопроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. [5; ст. 31]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все рассмотренныеглавные организационно-правовые формы осуществления народовластиявзаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа — единого иединственного конституционного источника власти в стране. Выше были лишьсхематично показаны конституционные формы народовластия, его юридический каркас.
Реальное жеосуществление власти народа, управление обществом носит сложный, многоаспектныйхарактер. Народовластие (демократия -синоним)- власть народа, но народникогда не осуществляет власть, её осуществляют чиновники: государственныедеятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Онизавоевывают поддержку избирателей, оказываю влияние на формирование, выражениечерез демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп,на определение и проведение политики государства. Процессы реализации властипротекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационныеформы народовластия.
Выделяютдве формы народовластия:
Представительнаядемократия — осуществление народом власти через выборныхполномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех,кого они представляют: весь народ, население проживающее на той или инойтерритории. Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающееподлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемыенародом: государственные органы, органы местного самоуправления.
Непосредственнаядемократия — форма прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
демократиянародовластие референдум депутат
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. М.: Эксмо 2007. 64 с.
2.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «Ореферендуме Российской Федерации»//СЗ РФ 2004 №27. Ст. 2710; 2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ первой части трактата Бенедикта Спинозы "Этика" ("О Боге")
Реферат 7 § Понятие «жаргон». Жаргон как второстепенная коммуникативная система национального языка. Функции жаргона
Реферат Інтелектуальна власність – фундамент інноваційної моделі розвитку Алла Жарінова, директор Державного підприємства
Реферат Філософські етапи творчості Вольтера
Реферат Индивидуализация образовательного процесса
Реферат "Аналіз оборотних коштів на підприємстві"
Реферат Планирование маркетинговой деятельности
Реферат Философия искусства как особая проблемная область культурологии
Реферат Анализ нематериальных активов
Реферат Выбор брачного партнера
Реферат Русское религиозное искусство конца XIX- начала ХХ века и православные храмы в Русском Зарубежье на Дальнем Востоке
Реферат Лизинг 2 Суть лизинга
Реферат Австралопитеки
Реферат Контроль за деятельностью нотариусов. Порядок обжалования нотариальных действия или отказа в их совершении
Реферат Современные нейролептики взаимодействие с системами нейротрансмиттеров мозга