Реферат по предмету "Государство и право"


Меры процессуального принуждения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Уголовное процессуальноеправо
на тему:
«Меры процессуальногопринуждения»

Оглавление
Введение
1. Понятие мер уголовно-процессуальногопринуждения
2. Процессуальный порядокприменения, изменения и отмены мер
3. Виды мер уголовно-процессуальногопринуждения
3.1 Задержание подозреваемого
3.2 Срок задержания
3.3 Порядок содержанияподозреваемых под стражей4.Понятие мер пресечения
4.1 Виды мер пресечения
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Задержание подозреваемого — мерапроцессуального принуждения, состоящая в кратковременной изоляции лица,подозреваемого в совершении преступления, от общества, применяемая органомдознания, дознавателем, следователем или прокурором.
Правила задержания подозреваемогоустановлены гл. 12 УПК РФ. Цели задержания: выяснение причастности илинепричастности задержанного к совершению преступления; решение вопроса оприменении меры пресечения — заключение под стражу. Мотивами задержанияявляются: предотвращение возможности скрыться от следствия; пресечениепреступной деятельности; предотвращение возможности воспрепятствоватьрасследованию.
Основания для задержания предусмотреныст. 91 УПК. Задержание применяется при наличии следующих общих оснований: 1)возбуждение уголовного дела; 2) наличие обоснованных подозрений в совершениипреступления именно данным лицом; 3) лицо должно подозреваться в совершениипреступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
При наличии этих общих оснований длязадержания необходимо, чтобы подозрение было основано на одном из следующих фактов,которые относятся к специальным основаниям для задержания:
1) лицо застигнуто при совершениипреступления или непосредственно после его совершения. Это относится кследственным ситуациям, при которых подозреваемый задерживается непосредственнона месте преступления или поблизости от него, когда факт пребывания на местепреступления не вызывает сомнения. К этому же основанию относятся случаиобнаружения у подозреваемого наркотических средств, оружия и иных предметов,изъятых из оборота под угрозой уголовной ответственности;
2) потерпевшие или очевидцы укажут наданное лицо как на совершившее преступление. Показания потерпевшего илисвидетеля, а также протокол предъявления для опознания, если таковоепроводилось, должны быть приобщены к материалам уголовного дела;
3) на этом лице или его одежде, при немили в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Это могут бытьследы крови потерпевшего, похищенное имущество, фиктивные документы и др. Кэтому же основанию можно отнести совпадение отпечатков пальцев подозреваемого сотпечатками, оставленными на месте преступления.

1. Понятиемер уголовно-процессуального принуждения
В процессепроизводства по уголовному делу органы предварительного расследования и судвынуждены использовать меры уголовно-процессуального принуждения. В сфереуголовного судопроизводства меры уголовно-процессуального принужденияприменяются лишь правоохранительными органами, Осуществляющими производство поуголовному делу. При этом в УПК определены виды мер уголовно-процессуальногопринуждения; порядок основания и условия их применения; субъекты, применяющиеэти меры; круг лиц, к которым могут применяться меры уголовно-процессуальногопринуждения; гарантии прав этих лиц; порядок приведения в исполнение решений оприменении мер уголовно-процессуального принуждения.
Мерыуголовно-процессуального принуждения – это предусмотренныеуголовно-процессуальным законодательством процессуальные средствапринудительного характера, которые применяются в сфере уголовногосудопроизводства органами дознания, следователем, прокурором и судом (судьей) впорядке, установленном законом, к подозреваемому и другим лицам в процессерасследования и рассмотрения уголовного дела в целях обеспечения успешноговыполнения задач уголовного судопроизводства.
С учетомнеодинакового характера уголовно-процессуальных мер принуждения их применениеможно условно разделить на несколько групп. Одни из них призваны пресечьвозможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, егоуклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальнойдеятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удалениелиц из зала судебного заседания). Другие связанны с необходимостью доставлениялиц в следственные и судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружениеи процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование,получение образцов для сравнительно исследования, помещение для экспертногоисследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора вчасти имущественных взысканий (наложение ареста на имущество). Отсюда следует,что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можноразделить на средства пресечения противозаконных действий и средстваобеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушений и средстваполучения доказательств.
Все мерыуголовно-процессуального принуждения принято разделять на две группы: Мерыпресечения и иные меры уголовно-процессуального принуждения. Перечень мерпресечения, основания, условий и порядок их применения, изменения и отменыопределены в законе (глава 13 УПК).
В системуиных мер уголовно-процессуального принуждения входит: обязательство о явке;привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество (ст. 111УПК).
В конституцииРФ (ч.1 ст.22) говорится, что каждый имеет право на свободу и личнуюнеприкосновенность.
В Декларацииправ и свобод человека и гражданина отмечается, что права и свободы человека игражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья,законных прав и интересов других людей в демократическом правовом государстве.Поскольку все меры уголовно-процессуального принуждения в той или иной мере ограничиваютправа и свободы гражданина применяться они могут только в случаях, указанных взаконе.
Практикасвидетельствует, что незаконное применение мер пресечения нередко вызываетсянедостаточным уяснением их сущности и целевого назначения, незнанием условий иоснований, предусмотренных действующим уголовно-процессуальнымзаконодательством для их избрания, изменения или отмены.
Мерыпроцессуального принуждения подразделяются на виды:
1)        Превентивно-предупредительныемеры. Их ещё иногда называют предупредительно-обеспечительные. К ним относятся:
а) мерыпресечения
б) мерыобеспечения процесса доказывания (к примеру, принудительное производствообыска)
в) иные,предусмотренные законом меры (допустим, временное отстранение от должности)
2) Мерызащиты.
3) Мерыуголовно-процессуальной ответственности.

2. Процессуальныйпорядок применения, изменения и отмены мер пресечения
По общемуправилу, вопрос о применении меры пресечения решается после привлечения лица вкачестве обвиняемого. Правильное избрание меры пресечения имеет важное значениядля обеспечения надлежащего поведения обвиняемого.
При наличиидостаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания,предварительного следствия и суда, воспрепятствует установлению истины по делуили будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспеченияисполнения приговора, лицо, производящее дознание, следователь или судьявыносит мотивированное постановление, а суд – мотивированное определение.
Этот документдолжен содержать указание на преступление, в котором подозревается илиобвиняется конкретное лицо, и основание для избрания примененной мерыпресечения. Постановление или определение объявляются лицу, в отношениикоторого оно вынесено, под расписку и одновременно ему разъясняется порядокобжалования применения мер пресечения.
Копияпостановления или определения о применении меры пресечения немедленно вручаетсялицу, в отношении которого оно вынесено.
В техслучаях, когда на применение меры пресечения требуется санкция прокурора, лицо,производящее дознание, или следователь обязаны получить соответствующуюсанкцию, которая оформляется в виде резолюции прокурора на постановлении,скрепляемой его подписью и печатью.
Копияпостановления о применении меры пресечения, подлежащей исполнению соответствующимиорганами или должностными лицами, направляется этим органам или лицам. Так,постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражунаправляется для исполнения администрации места предварительного заключения.
В случаенеобходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей следовательили лицо, производящее дознание обязаны внести постановление о возбужденииходатайства о продлении срока предварительного заключения и заблаговременнопредставить его прокурору, правомочному продлевать срок содержания под стражей.
В такомпостановлении указывается даты возбуждения уголовного дела, предъявленияобвинения, заключения лица под стражу, подробные сведения о личностиобвиняемого, сущность предъявленного обвинения, доказательства подтверждающиевиновность обвиняемого в совершении преступления, положение с расследованиемдела на момент возбуждения ходатайства, причины задержки с расследованием делаи меры, принятые для его быстрейшего окончания, следственные действия, которыенеобходимо провести, и время, требующееся для их производства.
При наличии ктому достаточных оснований мера пресечения может быть изменена на более строгуюили на более мягкую мотивированным постановлением (определением) лица илиоргана, в производстве которого находится уголовное дело.
В случае,когда основания для применения пресечений отсутствуют, она подлежит безусловнойотмене мотивированным постановлением (определением). Так, при прекращенииуголовного дела мера пресечения во всех случаях отменяется.
Отмена или изменениелицом, производящим дознание, или следователем меры пресечения, избранной поуказанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора.
При отмене(изменении) меры пресечения, связанной с содержанием под стражей, копиясоответствующего постановления (определения) направляется администрации местапредварительного заключения для его немедленного исполнения и освобождения лицаиз-под стражи.

3. Виды меруголовно-процессуального принуждения
3.1Задержание подозреваемого
Задержаниеподозреваемого – это неотложная мера уголовно-процессуального принуждения, прикоторой лицо, подозреваемое в совершении преступления, помещается в ИВС срокомна 48 часов с целью проверить его причастность к содеянному и решить вопрос оего аресте.
Задержаниеследственным действием не является. Протокол задержания оформляется не в целяхсобирания доказательств, а поэтому имеет не большую доказательственнуюзначимость, чем постановление о заключении под стражу, о приводе или любой иноймере процессуального принуждения.
Задачи задержания:
1.        Выяснитьпричастность задержанного в преступлению.
2.        Разрешитьвопрос о заключении его (в качестве меры пресечения) под стражу.
Законпредусмотрел два основных условия задержания. Во-первых, оно возможно толькопосле возбуждения уголовного дела. Во-вторых, следователь (орган дознания идр.) вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении лишь такогопреступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
В ч.2 ст. 91УПК РФ упоминается также о специальных условиях задержания. Они изложеныприменительно к одной строго определенной группе оснований задержания, котораяименуется «иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершениипреступления». Речь идет о таких условиях, как:
а) лицопыталось скрыться
б) либо неимеет постоянного места жительства
в) неустановлена его личность
г) прокурорили следователь (дознаватель) с согласия прокурора направил в суд ходатайствооб избрании указанному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.
3.2 Срокзадержания
СогласноКонституции РФ (ч.2 ст.22) задержание лица по подозрению в совершениипреступления без судебного решения не может превышать 48 часов. Суд вправепродлить этот срок еще на 72 часа для предоставления ему (суду) дополнительныхдоказательств обоснованности задержания (п.3 ч.6 ст.108 УПК РФ). Таким образом,максимальный срок задержания в ходе уголовного процесса может достигать 5суток. Большое значение для определения фактического срока задержания имеетстатья 5 УПК РФ. По смыслу п. 11 этой статьи, 48-ми часовой срок (установленныйч.2 ст.22 Конституции РФ и ч.2 ст.94 УПК РФ), начинает исчисляться с моментафактического задержания, т.е. (согласно п.15 этой же статьи) с моментафактического лишения свободы передвижения, лица, подозреваемого в совершениипреступления. Такое же правило закреплено и в ч.3 ст.128 УПК РФ. Это положениев полной мере отвечает охране прав и свобод человека. Таким образом, промежутоквремени между фактическим захватом лица и его доставлением в орган дознания,следователю или прокурору имеет уголовно-процессуальное значение и включается вобщий срок задержания.
3.3 Порядоксодержания подозреваемых под стражей
Порядоксодержания подозреваемого под стражей определяется Федеральным законом «Осодержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ст.7 этого закона местами содержания под стражей подозреваемых является:
— следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ
— СИЗОорганов ФСБ
— ИВСподозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел
— ИВСподозреваемых и обвиняемых Пограничных войск РФ
Вопределенных законом случаях – учреждения уголовно-исполнительной системыМинистерства Юстиции РФ, исполняющие лишение свободы, и гауптвахты.
Осужденные,отбывающие наказание в исправительных колониях и тюрьмах, заподозренные всовершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, ноизолированно от отбывающих наказание.
Подозреваемые,в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу,могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания,в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режимеследственных изоляторов. Подозреваемые, в отношении которых в качестве мерыпресечения применено заключение под стражу, в случае назначения судебнойэкспертизы, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются вмедицинские учреждения (ст. 10 ФЗ).
В случаях,когда задержание в соответствии с УПК РФ осуществляется капитанами морскихсудов, находящихся в плавании, или руководителями геолого-разведочных партий и зимовок,удаленных от мест расположения других органов предварительного расследования, атакже главами дипломатических представительств и консульских учреждений РФ,подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указаннымидолжностными лицами и приспособлены для этих целей.
Условиясодержания подозреваемых под стражей должны соответствовать международнымстандартам.

4. Понятие ивиды мер пресечения
Центральноеместо в системе мер уголовно-процессуального принуждения занимают мерыпресечения: в отличие от других мер, именно им принадлежит рекорд позначительности правовых ограничений и предельной распространенности применения,приближающейся к полному охвату всех лиц, обвиняемых (подозреваемых) всовершении преступления.
Природа мерпресечения может быть выяснена, прежде всего, при выявлении их связи состоящими перед ними целями. Как известно, для успешного решения той или инойзадачи выбираются не любые средства и способы, а только те, которые в принципеспособны быть инструментом для ее решения, основные свойства которых таковы,что позволяют достичь желаемого результата (общие критерии). Цель всегдадостаточно жестко задает общие критерии для отбора средств в одном случаезадача должна быть решена с использованием минимума материальных затрат, дажеесли это займет много времени, в другом — максимально быстро, невзирая на тратусил, средств и т.п.
Это в полноймере относится к уголовному судопроизводству, и, в частности, к мерамуголовно-процессуального пресечения. Последние вызваны к жизни только потому,что для успешного производства по делу существует объективная необходимость: 1)предотвратить уклонение обвиняемого (подозреваемого) от предварительногорасследования и суда; 2) пресечь его дальнейшую преступную деятельность; 3)помешать его попыткам воспрепятствовать производству по уголовному делу; 4)обеспечить исполнение приговора. В свою очередь, лишь успешное судопроизводствогарантирует защиту прав и законных интересов потерпевших, а также защитуличности от незаконного и необоснованного обвинения, т.е. соответствуетназначению уголовного судопроизводства. Если для применения мер пресеченияуказанные обстоятельства являются целями, то для уголовного процесса в целомони являются производными от его назначения задачами. То есть в каждом случаепроизводства по уголовному делу задачи по обеспечению надлежащего поведенияобвиняемого (подозреваемого), выражающегося в его не уклонении, не совершенииим преступлений и т.д., должны быть решены. Это, однако, не определяет тотфакт, что каждый обвиняемый заведомо поведет себя не лучшим образом. Надлежащееповедение последнего может быть достигнуто: его собственными усилиями, путемубеждения его со стороны знакомых, близких, защитника и т.д., путем убеждениясо стороны органов уголовного преследования и только в последнюю очередь путемпринуждения со стороны правомочных должностных лиц. Поэтому меры пресечения — факультативный, вспомогательный институт уголовного судопроизводства. При этомотношение между фактическими данными и суровостью мер пресечения должнонаходиться в прямой зависимости: чем серьезнее противодействие, которое можноожидать от обвиняемого (подозреваемого), тем сильнее должно быть сопротивлениетакому противодействию.
Мерыпресечения прежде всего, как мы уже выяснили выше, они должны быть способныоказать влияние на обвиняемого (подозреваемого), при этом такое, котороеявляется более действенным, чем просто убеждение. Таким влиянием обладают мерыпсихического или физического принуждения. Принуждение же всегда связано сопределенными правоограничениями. Наиболее близкой к убеждению мерой являетсяпростая угроза в адрес обвиняемого. Наиболее репрессивной — лишение свободы.Между ними находится целый спектр мер, способных вызвать дополнительнуюмотивацию правомерного поведения у обвиняемого. В него (спектр) входят ишантаж, и физическое насилие, и взятие близких лиц в заложники, а такжевсевозможные прочие меры (напомним, что сейчас речь идет лишь об общихтребованиях, предъявляемых к средствам), они также способны направить поведениеобвиняемого в нужное нам русло. Но для уголовного судопроизводства какдеятельности, основанной на законе и осуществляемой от имени государства,пригодны не любые средства, а лишь те, которые отвечают специальным критериямоптимальности и допустимости, присущим для этого вида деятельности — охране изащите прав личности. В этом смысле мерами уголовного пресечения могут бытьлишь такие меры, которые: 1) ограничивают лишь права самого обвиняемого(исключение составляют имущественные ограничения при залоге, вносимом инымилицами, но и это — только с их согласия); 2) не представляют опасности для егоздоровья и жизнедеятельности; 3) отвечают нормам морали и нравственности.Сообразуясь с развитием нашего общества на данном этапе, законодатель считает,что общим требованиям и специальным критериям удовлетворяют на сегодняшний деньлишь семь мер — подписка о невыезде и надлежащем поведении, личноепоручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр занесовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), залог, домашний арест изаключение под стражу (ст.98 УПК РФ). Поэтому только эти меры могут выступать вкачестве мер уголовно-процессуального пресечения.
4.1 Виды мерпресечения
Подписка оневыезде и надлежащем поведении.
Данная мерапресечения состоит в письменном обязательстве обвиняемого выполнятьопределенные обязанности. При применении данной меры пресечения лицо впринудительном порядке лишается на определенный срок свободы передвижения, и врезультате этого его законные интересы не могут быть полностью удовлетворены. Несмотряна сравнительную мягкость этой меры, сопутствующие ей ограничения все же весьмасерьезны, и оставаться равнодушным к автоматическому применению подписки оневыезде нельзя. Конституционный Суд РФ в своем определении отметил, что«такая мера процессуального принуждения, как подписка о невыезде,ограничивает право свободно передвигаться, выбирать место жительства, выезжатьза пределы Российской Федерации (ст. 27 Конституции РФ), т.е. порождаетпоследствия, выходящие за режим уголовного процесса, при том, что этипоследствия могут иметь длительный характер, поскольку предельный срокпредварительного следствия, в ходе которого допускается действие этой мерыпресечения, ограничен лишь сроками давности (ст.78 УК РФ)». Помимоограничения свободы передвижения, у лиц, чья работа связана с длительными,частыми разъездами, ограничивается также и право на труд, выбор родадеятельности и профессию, закрепленное в ч.1 ст.37 Конституции РФ. Кроме того,данная мера пресечения может повлечь за собой ограничение права свободноговыбора места отдыха, права свидания с родственниками и друзьями, проживающимиза пределами данной местности. Подписка о невыезде оказывает психическоедавление на обвиняемого (подозреваемого), вынужденного получать разрешениевсякий раз, когда у него возникнет необходимость отъезда по тем или инымпричинам. Психическое принуждение здесь выражается еще и в том, что приотобрании подписки о невыезде лицо предупреждается о возможном применении болеестрогой меры пресечения в случае нарушения условий подписки о невыезде.
Других,непосредственно не связанных с ограничением свободы передвижения,правоограничений для лиц, давших подписку о невыезде, закон не устанавливает.Эти лица пользуются всем комплексом конституционных и отраслевых прав и свобод.Иные ограничительные меры, нередко сопутствующие данной мере пресечения(привлечение отдела кадров, участкового инспектора милиции и др.), непредусмотрены законом, и более того, противозаконны, так как представляют собойсерьезные и чувствительные ограничения личной свободы граждан. Такоеутверждение соответствует международному законодательству, согласно которому входе применения не связанных с тюремным заключением мер права обвиняемого(подозреваемого) не ограничиваются в большей степени, чем это санкционированокомпетентным органом, вынесшим первоначальное решение.
Никакихспециальных оснований для применения данной меры пресечения закон непредусматривает. Между тем на практике нарушения закона в этой сфере связаныименно с основаниями: в большинстве случаев подписка о невыезде (и надлежащемповедении) применяется именно тогда, когда в наличии такие фактические данные,которые, наоборот, должны свидетельствовать о возможности неприменения кданному лицу какой бы то ни было меры пресечения. Среди прочих основанийвстречаются также — удостоверение личности обвиняемого, инвалидность, болезнь,наличие возмещения ущерба, явка с повинной, незначительная роль в преступлении,ходатайство с места работы о неприменении заключения под стражу, откровенностьна допросе и т.д. Более того, в 2,4% постановлений о назначении подписки о невыездев качестве оснований значится отсутствие у обвиняемого намерений скрыться,мешать ходу расследования и продолжать преступную деятельность. Далее, вкачестве оснований нередко выступают и процессуальные действия прокурора: в5,4% подписка избирается вследствие отказа прокурора в санкции на арест. Приэтом фактические данные, свидетельствующие о необходимости применения мерпресечения, вообще не указываются.
Личноепоручительство.
Личноепоручительство по своему содержанию является наиболее демократичной меройпресечения. Однако и она заключает в себе определенные факторыморально-личностного воздействия. Выделяют следующие: а) совместноеморально-принудительное влияние поручителей на обвиняемого (подозреваемого) сиспользованием различных способов воздействия с учетом личности,имущественного, общественного и семейного положения своего подопечного; б)осознание обвиняемым (подозреваемым) взаимной зависимости его и поручителей отпроявленного им поведения после избрания меры пресечения: поручители могут бытьподвергнуты мерам уголовно-процессуальной ответственности, а сам обвиняемый(подозреваемый) может подлежать изменению данной меры пресечения на болеестрогую.
Сущностьтакого поручительства состоит в письменном обязательстве лица, заслуживающегодоверие, о том, что оно ручается (своим словом) за выполнение подозреваемым(обвиняемым) конкретных обязательств (в назначенный срок являться по вызовам ит.д.) — ч. 1 ст.103 УПК РФ. Поручитель должен ручаться не только своим словом,но и вносимой денежной суммой (ч.1 ст.178). В этой связи хотелось бы обратитьвнимание на необходимость различать такие различные меры пресечения, как:
«личноепоручительство» — состоит в письменном обязательстве заслуживающегодоверия лица в том, что оно ручается своим словом за надлежащее поведениеобвиняемого (подозреваемого). Последствия за невыполнение обязательства состоятв наложении на поручителя денежного взыскания, сумма которого заранее неоговаривается. Основа — доверие.
«личноеимущественное поручительство» — состоит в письменном обязательствезаслуживающего доверия лица в том, что оно ручается своим словом и вносимойденежной суммой за надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого).Последствия — обращение в доход государства заранее внесенной денежной суммы.Основа — доверие и денежная сумма.
«имущественноепоручительство» — состоит во взятии от достаточно состоятельного лица илиорганизации подписки в том, что они обязуются уплатить известную сумму в случаененадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого). Основа — денежная сумма.
При залоге,как и в имущественном поручительстве, также отсутствует вопрос о доверии, лицоили организация также отвечает за поведение обвиняемого (подозреваемого) своимимуществом, но денежная сумма вносится заранее.
Итак, основа«личного поручительства» — доверие. «Доверие» — этоуверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильностичего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-нибудь. Закон говорит толькооб одном лице, которое должно заслуживать доверия — поручителе (ч.1 ст.103 УПКРФ). Между тем, на эффективность указанной меры пресечения оказывают влияниетакже: доверие лица, избравшего эту меру пресечения обвиняемому(подозреваемому) и доверие поручителя к обвиняемому (подозреваемому). В основепоследнего могут лежать: личностные характеристики обвиняемого (подозреваемого)и поручителя, родство, дружба, взаимные материальные интересы и т.д.
Чем большееколичество заслуживающих доверия лиц может поручиться за обвиняемого(подозреваемого), тем больше уверенности, что цели данной меры пресечения будутдостигнуты. Поэтому определять необходимое для конкретного случая числопоручителей предоставляется следователю. Закон устанавливает лишь нижниепределы: один (ч.2 ст.103 УПК РФ). Установление максимального числа поручителейв законе не обязательно, но обвиняемому (подозреваемому) всегда должна бытьпредоставлена возможность обжалования в суд решения следователя (дознавателя ит.д.) о требовании слишком большого числа поручителей, когда имеютсядостаточные основания полагать, что делается это с целью препятствовать емуприменение этой меры.
В качествеспециальных условий для избрания меры пресечения в виде личного поручительствавыступают требования закона о наличии письменного ходатайства со стороныпоручителя и согласии лица, в отношении которого дается поручительство.Закрепление этих условий имеет важное значение не только для первоначальногомомента избрания данной меры, но и для последующей ее отмены. Постольку,поскольку закон исходит из инициативы (или согласия) лица при назначении егопоручителем, его отказ в любой момент производства по делу есть безусловноеоснование для освобождения его от соответствующих обязательств. И этосправедливо, ибо отличительной содержательной характеристикой данной меры являетсято обстоятельство, что при отсутствии желания поручителя выполнять своиобязанности она теряет всякий смысл. И не имеет значения, потерял ли обвиняемыйдоверие лица, ручавшегося за него, виновата ли в этом недобросовестность самогопоручителя или свою роль сыграли другие обстоятельства, — в любом случае целиданной меры пресечения достигнуты быть не могут. Это, тем не менее, не должнолишать обвиняемого (если им не были нарушены соответствующие обязанности)возможности найти других поручителей. Отсутствие желания самого обвиняемого(подозреваемого) в избрании в отношении него личного поручительства такжесвидетельствует о заведомой неэффективности в отношении него данной меры.
Для того,чтобы добиться серьезного отношения поручителя к решению вопроса: сможет ли ондействительно гарантировать выполнение обвиняемым (подозреваемым) своихобязанностей, закон устанавливает для него особую материальную зависимость:«денежное взыскание» (ч.4 ст.103 УПК РФ).
Наблюдениекомандования воинской части.
Наблюдениекомандования воинской части избирается в отношении солдат, матросов, сержантов,старшин, прапорщиков и мичманов; реже – офицеров.
Значительнымусловием для избрания данной меры пресечения является особый статусобвиняемого: прохождение им военной службы (по призыву или по контракту) илипризыв на военные сборы.
Припрекращении статуса военнослужащего (демобилизация, увольнение) данная мерапресечения подлежит отмене или изменению.
Обязанностикомандования воинской части при наблюдении за обвиняемым устанавливаетсяуставами Вооруженных Сил РФ: внутренней службы, дисциплинарным, гарнизонной икараульной службы, утвержденными Указом Президента РФ.
Квоеннослужащему обвиняемому (подозреваемому) могут быть применены такие меры,как лишение права ношения оружия, постоянное пребывание под наблюдением своихначальников или суточного наряда, запреты направления на работу вне части водиночном порядке, на назначение в караул и другие ответственные наряды, наувольнение из части, на отпуск. До разрешения уголовного дела обвиняемый можетбыть отстранен от занимаемой воинской должности и передан в распоряжениекомандира начальника (ч.4 ст.42 Закона РФ «О воинской обязанности и военнойслужбе»).
Принятые квоеннослужащему меры объявляются приказом командира части.
Для избранияэтой меры пресечения требуется согласие обвиняемого (подозреваемого), так какглавное в психолого-принудительных мерах пресечения – обязательство самогообвиняемого.
Наблюдениекомандования воинской части является должностным видом поручительства. Командир– поручитель в силу своего служебного (должностного) положения обязуетсяобеспечить надлежащее поведение подчиненного ему обвиняемого. При этом этапроцессуальная обязанность соответствует его служебному долгу. Поэтому согласиекомандования на избрание данной меры пресечения не требуется.
При избранииданной меры пресечения постановление об этом направляется командованию воинскойчасти, которому разъясняются существо уголовного дела и его права иобязанности. Факт разъяснения отражается в протоколе или подписке. На практикепостановление объявляется соответствующему начальнику, который об установлениинаблюдения докладывает рапортом командиру части. Справка (рапорт) начальника обустановлении наблюдения приобщается к материалам уголовного дела.
Командованиевоинской части обязано немедленно сообщить органу, избравшему меру пресечения,о нарушении ее условий обвиняемым (подозреваемым).
Ненадлежащееповедение обвиняемого (подозреваемого) взятого под наблюдение, может повлечьприменение к нему более строгой меры пресечения.
Присмотр занесовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.
К лицам, недостигшим на момент производства по делу 18-ти лет, согласно действующемузаконодательству, помимо общих мер пресечения может быть применена специальнаямера в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым и подозреваемым.
Введениеособой меры пресечения в отношении указанных лиц не случайно. Повышенноевнимание, уделяемое правам несовершеннолетних, обусловливается важностью защитыребенка, который в силу своей эмоциональной, духовной, интеллектуальной ифизической незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включаянадлежащую правовую защиту. Дифференциация мер воздействия позволяет не толькоболее эффективно решать задачи уголовного судопроизводства, но и достигать целигармоничного развития и воспитания подростков. Специальная мера пресечениявызвана сохраняемой еще возможностью оказать влияние на подростка, в отличие отсовершеннолетнего лица, со стороны взрослых. Сущность данной меры пресечениясостоит в обеспечении надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого)несовершеннолетнего посредством присмотра за ним уполномоченных на то лиц.
Находясь подприсмотром, несовершеннолетний должен обладать всем комплексом конституционныхправ; лица, осуществляющие присмотр, в свою очередь, не вправе самостоятельноограничивать несовершеннолетнего в его законных правах. Однако, при примененииданной меры пресечения подросток, безусловно, попадает в более или менеестрогую зависимость от присматривающего лица, которое может до некоторойстепени ограничивать свободу его действий, оказывать на него психическоедавление, ибо без этого эффективный присмотр просто невозможен. В этой связибольшое значение играет вопрос определения круга лиц, на которых может бытьвозложена обязанность по присмотру.
Присмотр занесовершеннолетними может быть поручен: 1) родителям; 2) опекунам; 3)попечителям; 4) должностным лицам (руководителям) специализированного детскогоучреждения; 5) и другие, заслуживающие доверия лица.
Перваяпозиция основывается на том, что присматривающими могут быть признаны лишьлица, которые уже несут ответственность за несовершеннолетнего внеуголовно-процессуальных отношений. Конечно, верным является то, что именнородители, опекуны или попечители обычно оказывают воздействие нанесовершеннолетнего. Но верно и другое — зачастую, в силу сложившихсяобстоятельств, положительное воздействие на подростка в состоянии оказать какраз не родители, опекуны или попечители (ведь он уже предположительно совершилпреступление, находясь в зоне их внимания), а другие лица. Проблема здесьсостоит в следующем: не всегда «формальный» авторитет родителей,опекунов и попечителей, основанный на подчинении им подростка в силубрачно-семейных отношений, совпадает с «реальным» авторитетом,основанным на действительном уважении подростка морально-личностных качествтого или иного лица. Кроме того, «реальный» авторитет не всегда имеетположительную направленность. Таким образом, определение пригодности лица дляприсмотра за несовершеннолетним должен зависеть от двух критериев:«реальности» авторитета и его направленности. Возможны следующиесочетания в характеристике авторитета: 1) «формальный» отрицательный;2) «формальный» положительный; 3) «реальный» положительный;4) «реальный» отрицательный авторитет. Отсюда можно сформулироватьследующее правило: присмотр может быть возложен только на лицо, являющееся«реальным» положительным авторитетом для несовершеннолетнего.Выяснение этих качеств у того или иного лица позволит избежать злоупотребленийв этой области и достичь максимального эффекта присмотра. Но это задача уже незакона, а правоприменителя. Закон не может заранее предопределить, какие лицабудут отвечать указанным выше требованиям, а потому и не должен ограничиватькруг лиц, которым может быть поручен присмотр за несовершеннолетним. Поэтомуправильной представляется позиция УПК РФ.
Применениеданной меры пресечения связано с наличием специальных условий: возложениеобязанностей по уголовно-процессуальному присмотру может быть осуществленотолько с согласия родителей, опекунов и попечителей и других заслуживающихдоверия лиц. Правомерность рассматриваемого условия не вызывает сомнения — эффективность данной меры пресечения напрямую зависит от их заинтересованностив судьбе несовершеннолетнего и от их оценки возможности своего влияния напоследнего.
Это, тем неменее, не должно относиться к должностным лицам детских специализированныхучреждений. Предоставление им возможности отказаться от присмотра занаходящимся в их учреждении несовершеннолетним ограничивает право последнего наприменение к нему облегченной (по сравнению с заключением под стражу) мерыпресечения. Функции уголовно-процессуального характера не совпадают спрофессиональными функциями соответствующих должностных лиц, но это не можетбыть препятствием для возложения на них еще и определенныхуголовно-процессуальных обязанностей. Конечно, при решении вопроса применятьили не применять к обвиняемому эту меру пресечения, следователь (дознаватель ит.д.) должен учитывать мнение администрации детского учреждения, уже знакомой сличностью несовершеннолетнего, о неэффективности такого присмотра.
Между тем,отдача несовершеннолетнего под присмотр администрации закрытого детскогоучреждения — жесткая мера пресечения, значительно ограничивающая праванесовершеннолетнего. При ее применении подросток лишен свободы передвижения,ограничено его право на уединение, личную жизнь в различных ее проявлениях,общение с другими людьми, а также право свободно располагать собой. Вследствиеэтого «несовершеннолетний обвиняемый должен помещаться в закрытое детскоеучреждение лишь тогда, когда применение к нему иной меры пресечения, кромезаключения под стражу, не может явиться надежной гарантией явки к следователю ив суд и его надлежащего поведения, а заключение под стражу применять нельзя илионо явилось бы для него слишком строгой мерой пресечения».
Залог.
Залог — единственная, присущая современному российскому уголовно-процессуальномузаконодательству имущественная мера пресечения. Она воздействует на личность,ограничивая, прежде всего, ее независимость и экономические права. Однако самфакт нахождения лица под залогом, а также большая вероятность, в случае егонарушения, быть лишенным свободы, представляет собой серьезное психическоепринуждение.
Преимуществозалога в том, что при его применении не нарушается личная свобода обвиняемого,не ограничивается его право свободного передвижения, он не ограничивается вобщении с другими членами общества, не прекращает трудовую деятельность. Приуклонении от следствия лица, к которому была применена данная мера пресечения,залог обращается в доход государства, что в определенной степени компенсируетзатраты по дальнейшему розыску обвиняемого в случае, если он скроется отследствия и суда. Кроме того, не связанные с лишением свободы меры пресеченияизбавляют государство от необходимости затрат на содержание лица, способствуютустранению переполненности в СИЗО. Тем более, что мировая практика показывает — достижение целей уголовного судопроизводства может быть обеспечено вбольшинстве случаев без применения заключения под стражу.
Характеристикусодержания залога составляют: во-первых, круг лиц, могущих вносить залоговуюценность, во-вторых, определение мест для внесения залоговой ценности.
Согласно УПКРФ (ч.1 ст.106) залоговую ценность могут вносить любые физические илиюридические лица. Основным критерием по установлению рассматриваемого круга лицявляется, с одной стороны, степень ответственности обвиняемого (подозреваемого)перед залогодателем, с другой стороны, степень влияния залогодателя на самогообвиняемого (подозреваемого). Нельзя сказать, что этому критерию могутсоответствуют лишь межличностные отношения, отношение «личность — юридическое лицо» также может характеризоваться устойчивыми социальнымисвязями. Кроме того, нельзя забывать, что речь идет об имущественной мерепресечения, и зачастую именно юридические лица способны выделить, а тем более вкороткие сроки, значительную сумму. Поэтому списывать со счетов юридическиелица представляется нецелесообразным.
Что касаетсяпредмета залога, то в качестве него называются, прежде всего, денежныесредства. Кроме этого, в качестве залога могут выступать ценные бумаги и другиеценности.
Важноезначение для характеристики залога имеют поставленные перед ним цели. УПК РФ (ч.1ст.106) ставит перед залогом две цели: 1) обеспечение явки обвиняемого(подозреваемого) к следователю, прокурору или в суд; 2) предупреждениесовершения им новых преступлений. Представляется, что нет основанийискусственно снижать пресекательные возможности данного вида мер пресечения.Правильно избранная (с учетом всех обстоятельств), она способна обеспечить всецели, поставленные перед подобными мерами — пресечь желание обвиняемогоскрыться, помешать суду и следствию, продолжить преступную деятельность илиуклониться от исполнения приговора.
В этом смыслебольшое значение имеет определение размера залоговой суммы. Согласнороссийскому уголовно-процессуальному законодательству, она определяется исходяиз: 1) характера совершенного преступления; 2) данных о личности обвиняемого(подозреваемого); 3) имущественного положения залогодателя. УПК РФ неограничивает залоговые суммы ни минимальным, ни максимальным пределом.
По замыслузаконодателя, не должно даже вызывать сомнение, что вместо залога будет избранаболее строгая мера пресечения. Поэтому он не установил подобные запреты кпоручительству, подписке о невыезде и т.д. Таким образом, смысл этих условийсостоит прежде всего в том, чтобы лишить лицо, обвиняемое в тяжком или особотяжком преступлении, возможности избежать заключения под стражу или домашнего ареста.
Домашнийарест.
Введениедомашнего ареста в перечень мер пресечения нового УПК РФ, заслуживаетвсяческого одобрения, как, впрочем, и введение любой другой меры, способнойбыть альтернативой заключению под стражу. Тем не менее, нельзя не заметить, что,по сравнению с указанными периодами, произошел значительный техническийпрогресс, позволяющий на сегодняшнем уровне развития науки и техникииспользовать самые современные достижения в этой области для установленияконтроля за обвиняемым (подозреваемым), находящимся под домашним арестом. Болеетого, п.7 «Декларации об использовании научно-технического прогресса винтересах мира и на благо человечества» прямо указывает, что всегосударства должны принимать «необходимые меры, включая законодательные, вцелях обеспечения того, чтобы использование достижений науки и техникиспособствовало наиболее полному осуществлению прав человека и основныхсвобод…». Конечно, пока применение домашнего ареста несколько затруднено,так как на сегодняшний день отсутствует полноценная детальная правоваярегламентация данного института, как и подзабыт опыт в практике его применения,однако это не повод отказываться от него вообще.
Согласно ч.1ст.107 УПК РФ, домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободойпередвижения обвиняемого (подозреваемого), а также в запрете совершатьопределенные действия.
Такимобразом, содержание данной меры пресечения, помимо изоляции лица,характеризуется тем, что обвиняемому (подозреваемому) всегда устанавливаютсяопределенные правоограничения. Так, УПК РФ (ч.1 ст.107) определяет, чтоарестованному может быть запрещено общение с определенными лицами, получение иотправление корреспонденции, ведение переговоров с использованием любых средствсвязи.
Дляприменения домашнего ареста, помимо общих, необходимо также наличие специальныхусловий и оснований, которые закон (ч.2 ст.107 УПК РФ) отождествляет соспециальными условиями и основаниями для применения заключения под стражу. Т.е.домашний арест может применяться лишь тогда, когда: во-первых, невозможноприменение иной, более мягкой, меры пресечения (основание); во-вторых,совершеннолетнее лицо обвиняется (подозревается) в преступлении, за котороепредусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, анесовершеннолетнее — в тяжком или особо тяжком преступлении (условия).Аналогично с заключением под стражу принимаются во внимание и исключительныеслучаи.
Выше мыотмечали, что согласно стандартам правового государства недопустимо содержатьпод стражей лицо до предъявления ему обвинения, применение же домашнего арестак подозреваемому следует оставить по двум причинам: во-первых, органы, ведущиеуголовное преследование, должны иметь оперативную возможность эффективнопредотвратить ненадлежащее поведение подозреваемого и оградить общество отопасного преступника; во-вторых, домашний арест — мера, хотя и влекущая засобой значительные правоограничения, но все же уступающая по строгостизаключению под стражу.
Ксущественным недостаткам УПК РФ можно отнести отсутствие в нем регламентациисроков домашнего ареста (в 107 нет ссылки на 109). Учитывая, что по характеру иобъему ограничений и запретов домашний арест равнозначен лишению свободы,установление конкретных сроков его применения — важнейшая гарантия соблюденияправ обвиняемых (подозреваемых). Это тем более актуально при дифференциациипреступлений по тяжести: при отсутствии определенных правил установленияпредельных сроков, под домашним арестом длительное время можно будет содержатьне только лиц, совершивших тяжкие преступления, но и лиц, обвиняемых всовершении преступлений небольшой и средней тяжести.
Заключениепод стражу.
Самой строгойпревентивной мерой, которая может быть применена к обвиняемому (подозреваемому)в качестве меры уголовно-процессуального пресечения, является заключение подстражу. Широко применяемое на практике (согласно статистическим данным,ежегодно в следственные изоляторы России поступает почти 500 тысячарестованных), оно представляет собой непосредственное вторжение государства всферу прав граждан.
Призаключении под стражу обвиняемый (подозреваемый) терпит многочисленныеограничения личного и имущественного характера. Утрачивается возможностьраспоряжаться своим личным временем, действовать по своему усмотрению,ограничивается свобода передвижения, общения, переписки; заключенныйограничивается в праве заниматься трудовой деятельностью, а зачастую и вовселишается работы. Ограничивается возможность основательно подготовиться кзащите, регулярно встречаться с родственниками. Заключенный, состоящий вобщественной организации или религиозной конфессии, не может осуществлять рядсвоих членских прав. Такие права, как свободный выбор лечащего врача иполучение информации, также не могут быть реализованы в полном объеме.Нахождение под стражей оказывает определенное влияние и на избирательные,гражданские и социальные права. Имущественные лишения проявляются в ограниченииправа пользоваться и распоряжаться имуществом, потере прибыли из-заневозможности заниматься трудовой, предпринимательской деятельностью и т.д.
Строгостьданной меры пресечения характеризуется не только обширным объемомограничиваемых прав и длительными сроками своего действия. Человек, заключенныйпод стражу на время проведения следствия и суда, практически выпадает изобщества, кардинально меняется его статус, условия быта, сфера деятельности,круг общения, он лишается целого ряда социальных благ. Негативные последствиязаключения не исчезают полностью и после его возвращения на свободу.
Возможностиприменения заключения под стражу лишь в исключительных случаях. В общее понятиеисключительности вкладывается смысл, согласно которому заключение под стражуиспользуется в судопроизводстве как крайняя мера при условии должного учетаинтересов расследования предполагаемого преступления и защиты общества ижертвы.
Помимо этого,закон указывает на три конкретизированных вида исключительности применениязаключения под стражу:
1) вотношении подозреваемого (ст.100 УПК РФ). Согласно п.6.2. ст.6 Стандартныхминимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, наранних стадиях уголовного судопроизводства по возможности должны использоватьсяальтернативы предварительному заключению под стражу. Подозреваемый жеприсутствует именно в такой стадии.
2) вотношении лиц, обвиняемых в преступлениях, за которые максимальное наказание,установленное законом, не превышает 2 лет лишения свободы (ч.1 ст.108 УПК РФ).Тем не менее, учитывая сроки возможного содержания под стражей, очевидно, чтопозиция УПК РФ лучшим образом удовлетворяет требованиям принципа общейисключительности применения рассматриваемой меры пресечения.
3) ксожалению, УПК РФ ослабил такую гарантию, как общую исключительность применениязаключения под стражу к несовершеннолетнему (ст. 393 УПК РСФСР), оставив еелишь в случае обвинения либо подозрения его (несовершеннолетнего) в совершениипреступления средней тяжести, тогда как содержание под стражей подростка,обвиняемого (подозреваемого) в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления,видимо, нужно считать нормой (ч. 2 ст. 108 УПК РФ). Согласно же Правилам ООН,касающимся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, следует всяческистремиться к применению альтернативных мер. В тех же случаях, когда такая мера,как превентивное содержание под стражей, все же применяется, суды по деламнесовершеннолетних и следственные органы должны уделять первоочередное вниманиемаксимально быстрому рассмотрению дел, с тем, чтобы период содержания подарестом был как можно менее продолжительным.
Помимо общихоснований, наличие которых обязательно для применения любой меры пресечения, избраниемеры пресечения в виде заключения под стражу требует наличия одногоспециального основания. Это основание находит официальную формулировку в ч.1ст.108 УПК РФ. Нужно сказать, что оно имеет решающее значение для определениявозможности заключения лица под стражу. Этим основанием является невозможностьприменения иной, более мягкой, меры пресечения. Понятие невозможностискладывается из достаточной совокупности достоверных доказательств,свидетельствующих о высокой степени вероятности (приближающейся кдостоверности) совершения обвиняемым (подозреваемым) действий, дляпредотвращения которых созданы меры пресечения.
УПК РФсодержит и специальные условия, применяемые к этой мере пресечения: 1.Совершеннолетнее лицо должно обвиняться (подозреваться) в преступлении, закоторое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (ч.1ст.108). 2. Несовершеннолетнее лицо должно обвиняться (подозреваться) в тяжкомили особо тяжком преступлении (ч.2 ст.108).
Важноезначение имеет определение срока содержания под стражей, который, с однойстороны, должен позволять органам расследования без искусственных помех искать,находить и изобличать виновных, с другой — он должен разумно соизмеряться стяжестью предусмотренного законом наказания. Общий срок превентивногосодержания под стражей можно разделить на два периода.
Первый период- содержание под стражей до направления уголовного дела в суд (ст.109 УПК РФ).
По общемуправилу, срок содержания под стражей при расследовании преступлений не можетпревышать 2 месяца. Однако он может быть продлен. При этом основания (причины)продления срока не всегда одинаковы. Условно можно выделить первичные ивторичные основания: первичные — это необходимость принятия мер превенциинегативного поведения обвиняемого на всем этапе предварительного следствия(если имеются соответствующие основания); вторичные основания — теобстоятельства, которые влияют на продолжительность срока предварительногоследствия вплоть до направления прокурором уголовного дела в суд. Первичныеоснования всегда идентичны, в любом случае они служат интересам органов,осуществляющих уголовное преследование (и поэтому продление срока содержанияпод стражей всегда происходит по ходатайству этих органов), а вот вторичныемогут иметь различную природу.
Согласно ч.10ст.109, в срок содержания под стражей засчитывается время: 1) на которое лицобыло задержано в качестве подозреваемого; 2) домашнего ареста; 3)принудительного нахождения в медицинском стационаре по решению суда; 4) втечение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранногогосударства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его России. Невызывает сомнения социальная ценность данных норм, которые, кроме прочего,означают, что: Во-первых, срок предварительного содержания под стражей лица,которое до этого находилось под домашним арестом или принудительно вмедицинском или психиатрическом стационаре, должен исчисляться с моментапомещения его под домашний арест или в стационар. Во-вторых, заключение подстражу лица, которое до этого находилось под домашним арестом, в медицинскомили психиатрическом стационаре по решению суда свыше 2-х месяцев,196 должнопроизводиться в порядке, предусмотренном ст.109, а не ст.108 УПК РФ. В-третьих,зачтенные в срок содержания под стражей домашний арест и (или) принудительноепребывание в стационаре (в порядке ч.10 ст.109 УПК РФ), засчитываются, в своюочередь, в назначенное судом наказание (в порядке ч.3 ст.72 УК РФ). Второйпериод — содержание под стражей во время нахождения уголовного дела в суде.

Заключение
Характер иуровень развития права в ту или иную эпоху определяют не только содержание иобъем прав человека и гражданина, но и его значение в шкале ценностей обществаи государства. В процессе становления и развития мировой цивилизации, занявшемзначительный по продолжительности период, постепенно сформировалась единая идеяосознанной людьми необходимости свободы и независимости человека в разумныхпределах. В настоящее время, когда большинством государств накоплен позитивныйопыт и установлен мировой стандарт в области прав и свобод личности, необходимостремиться к тому, чтобы реальная действительность была приведена всоответствие с этим стандартом. Отсюда важнейшей задачей нашего времениявляется закрепление, гарантирование и применение на практике передовых идей,определяющих приоритет личности и провозглашающих ее высшей ценностью.
В то же времясохранение преступности в нашей стране, ее масштабность, изощренность методов,в совокупности с отсутствием посылок на ее значительное снижение в ближайшейперспективе, вынуждают государство вести решительную борьбу со всякимипреступными проявлениями методами, не исключающими принуждение. Институтуголовно-процессуального принуждения, таким образом, является необходимым исоциально обусловленным средством выполнения государством функции защитыобщества от преступных посягательств, выявления и наказания преступников,обеспечения надлежащего уголовно-процессуального производства, нейтрализациипротиводействия расследованию.
Правовыеограничения — довольно жесткий способ достижения целей, однако это вызываетсякрайней необходимостью. В демократическом государстве всякое ограничение правличности — вынужденное действие, обусловленное необходимостью обеспечитьравновесие между этим правом, презумпцией невиновности и интересами общества игосударства. Неосуществимой идеей явилась бы попытка обойтись без такихограничений в деле борьбы с преступностью, а вот запрет всякого излишнегопринуждения — обязанность правового государства по отношению к гражданскому обществу.
Правильностьограничения прав личности достигается, если нормы принуждения применяютсятолько при наличии веских оснований (доводов) — соразмерных по статусу сдоказательствами — под которыми правоприменителем понимаются данные, отвечающиетребованиям достаточности, относимости и допустимости, способные убедитьразумного и осторожного человека в том, что принуждение необходимо. Дляобеспечения правомерности и эффективности ограничения прав личности не меньшуюроль играет и безукоризненное соблюдение законодательно установленнойпроцедуры. Однако сами нормы должны соответствовать не только международнымстандартам в этой области, но и отвечать требованиям морали и нравственности.
Социальновреден и опасен неоправданный отказ от мер уголовно-процессуального принужденияв тех случаях, когда неприменение ограничений создает опасность вреда болееприоритетным ценностям.
Итак,современная тенденция к переориентации ценностей, выдвижению на первый планправ человека обусловливает необходимость скорейшего создания механизмауравновешивания их с потребностями общества и государства. При этом задачастоит, прежде всего, не в отмене ограничений прав, а в разработке социальнообусловленной, юридически оправданной системы таких ограничений. От решенияэтого вопроса зависят: общее состояние прав человека в России, объем мерпринуждения в уголовном процессе, успешное решение задач уголовногосудопроизводства по борьбе с преступностью.
Проблемы,связанные с принудительным ограничением прав личности, образуют одно изактуальных научных направлений в области уголовного судопроизводства.

Списокиспользуемой литературы
1.    Лупинская П.А.Уголовно-процессуальное право РФ (3-е изд.), Изд: М.: Юристъ, 2005 г.
2.    БожьевВ.П. Научно-практическийкомментарий к УПК РФ, Изд: М.: Спарк, 2006 г.
3.    Победкин А.В. Уголовныйпроцесс. Учебник. Изд: М.: Книжный Мир, 2006 г.
4.    Вершина В.П. Комментарийк Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Изд: М.: Экзамен, 2006 г.
5.    А. Смирнов, К.Калиновский Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ, Изд: С-П.:Питер, 2007 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.