Реферат по предмету "Политология"


Православие как национальная идея

Православие как национальная идея

Содержание
Введение
1. О национальнойидее
2. Проблемаформирования национальной идеи в Беларуси
3. Православная идеяи ее основные ценности
4. Православие какнациональная идея и его проблемы
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Содержанием национальнойидеи являются не абстрактные или рациональные понятия, но живые архетипы, вкоторых укоренено сознание и подсознание народа, иерархия ценностей,определяющих установки и модели поведения, идеалы, на которые отзываетсянепосредственное нравственное чувство, которые целостно переживаются, волнуют,задевают за живое всякого человека, считающего себя представителем данногонарода.
Национальная творческаяидея мобилизует энергетический потенциал народа на исторические свершения.Национальная идея задает целеполагание нации, открывает смысл жизни народу,смысл, который выше будничных забот и борьбы за существование. Смысл, которыйсоединяет с прошлым, оправдывает настоящее и открывает будущее. Национальнаяидея формулирует общее историческое назначение народа, мобилизуя национальныеархетипы, инстинкты самосохранения нации и совершенствуя характер народа.
Тема реферата актуальна всвязи с тем, что развитие современного молодого белорусского государства всуровых реалиях XXI века по своейсути невозможна без национальной идеи. В то же время, еще никто, ни одинчеловек, будь то обычный обыватель, либо политик, не смог точно и четкосформулировать белорусскую национальную идею. В этой связи важным являетсяопределение возможностей отдельных, наиболее ценных для белорусского этноса,философий (например, православия) занять место, хотя бы временно, национальнойидеи для белорусского народа.
Объектом исследованияявляются экономические и идейные начала философии православия, а также условияразвития современного белорусского общества.
Целью работы являетсярешение вопроса: сможет ли при определенных обстоятельствах православие занятьместо национальной идеи белорусов?
Для достижения даннойцели представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить сущность изначение национальной идеи;
2) проанализировать проблемыформирования белорусской национальной идеи на современном этапе;
3) исследовать основныеположения православной идеи, выделить ее основные ценности в контексте развитиясовременной системы ценностей;
4) гипотетическирассмотреть возможность становления православия, как национальной идеисовременного белорусского государства;
5) на основании анализатакой ситуации в заключении дать ответ на поставленный вопрос: сможет ли при определенныхобстоятельствах православие занять место национальной идеи белорусов?
В работе использованыучебная и монографическая литература, касающаяся вопросов культурологии иистории политических и правовых учений, философии. Использованы теоретические исследованиявиднейших специалистов в области раскрытия вопроса национальной идеи – ТрещенкаЯ.И., Антонюка Г.А., Булгакова С.Н., Левяша И.Я. и др.

1. О национальной идее
В наше время многимиощущается необходимость прочной идеологии, которая скрепляла бы наше общество.В XX веке такой идеологией был коммунизм; но он, уничтожив миллионы людей,показал свою несостоятельность. Образовался вакуум, который требует заполнения;в качестве такового предлагается национальная патриотическая идея. Но возникаетвопрос: что такое истинный патриотизм, чем он отличается от ложногоура-патриотизма, и как нам не ошибиться, чтобы не положить в основу идеологиинационального строительства неверное основание?
Патриотизм, вообщеговоря, есть любовь к своему народу и желание ему блага. Но понимать это благоможно по-разному. Ложный патриотизм исходит из того, что наш «народ, какон есть, не только лучше всех других народов, но даже есть единственныйхороший, единственный христианский народ». Эта популярная во времена Вл.Соловьёва и пропагандируемая ныне точка зрения основывается на том, чтобелорусская нация, народность сама по себе есть самодостаточное благо в силу,во-первых, некоей избранности и метафизической особенности её, а во-вторых,славного исторического прошлого в области государственного строительства.
На практике этот взглядприводит к языческому культу народа и преклонению (исламскому по характеру, пометкому замечанию Вл. Соловьёва) перед государством как таковым. Подлинный жепатриотизм исходит из совершенно других понятий.
«Народность»,пишет Вл. Соловьёв, «не есть высшая идея, которой мы должны служить, аесть живая сила природная и историческая, которая сама должна служить высшейидее и этим служением осмысливать и оправдывать своё существование». «Когдаже от нас требуют прежде всего, чтобы мы верили в свой народ, служили своемународу, то такое требование может иметь очень фальшивый смысл, совершенопротивный истинному патриотизму. Для того, чтобы народ был достойным предметомверы и служения, он сам должен верить и служить чему-нибудь высшему ибезусловному: иначе верить в народ, служить народу, значило бы верить в толпулюдей, служить толпе людей, а это противно не только религии, но и простомучувству человеческого достоинства. Достойным предметом нашей веры и служенияможет быть только то, что причастно бесконечному совершенству. Не унижая и необманывая себя, мы можем верить и служить только Божеству. Божество какдействительность дано нам в христианстве, и это выше народности. Получив этовысшее, мы можем преклоняться перед своим народом только в том случае, если самэтот народ является служителем религиозной истины».
Ложному патриотизмусвойственно утверждать, что «у нас всё хорошо и так», и,следовательно, всякое национальное строительство должно сводиться к охранению иобороне, ибо кругом враги. Настоящий же патриотизм не может остановиться толькона голом факте просто существования; он ищет существования достойного.
Особенностью новыхнезависимых государств, которые были республиками прежнего Советского Союза,является то, что практически все они сразу после независимости встали передпроблемой строительства нации. Коммунистическая власть, стремясь создать извсего многоэтнического и отчасти намеренно ею деэтнизированного населения СССРединую интернациональную национально-историческую общность – «советскийнарод», не ставила вопрос о формировании в рамках республик отдельныхнаций из всего их населения. Ради создания этой общности проводиласьгосударственная политика ослабления этнических особенностей и интересов людей вреспубликах и стимулирования межэтнического перемешивания населения республик.Поэтому накануне независимости все республики были многоэтническими и во многомдеэтнизированными, одни больше, другие меньше. Став независимыми, каждая столкнуласьс проблемой: как быстро сформировать нацию при таком сложном и еще несплоченном новыми государственностью и историей составе населения?
В начальный периоднезависимости руководством всех этих государств был взят верный курс наиспользование самого многочисленного коренного этноса, давшего им название, вкачестве ведущего фактора создания единой нации. В то же время их общей ошибкойв этом вопросе явилась абсолютизация интересов ведущих коренных этносов поотношению к интересам других этнических общностей республик и кдеэтнизированным гражданам, попытка построить нацию на основе исключительноданных этносов и их преимущественных прав на государственность, что неизбежноведет к нарушению прав человека тех граждан, которые не принадлежат кдоминирующему этносу. В одних бывших республиках СССР (Латвии, Эстонии) этопроявилось больше, в других (Беларуси) меньше. Особняком стоит Россия. В нейтолько сейчас полуосознанно приступают к созданию из огромного многоэтническогоконгломерата единой нации («российского народа», «россиян»).Однако в этом вопросе государственная власть нередко совершает ту же ошибку –абсолютизирует интересы самого многочисленного коренного этноса, в данномслучае русского, а зачастую славянского (восточнославянского) суперэтноса,пытается строить Россию как русское или славянское государство, а нацию россиян- на основе усиления русификации и славянизации других этнических общностей,что неизбежно ведет к ущемлению их интересов и к нарушению прав человека.
Политика абсолютизацииправ ведущих коренных этносов неизбежно затрудняет формирование единой нации извсех граждан, дестабилизирует межэтнические отношения и противоречит правамчеловека, мировой тенденции образования многоэтнических государств и ихинтеграции в многогосударственные союзы и в единое общепланетарное сообщество.Поэтому сейчас власти бывших республик СССР начинают в большей мере учитыватьправа не главенствующих этнических общностей, хотя до соответствующих правамчеловека стандартов в них еще далеко.
Что касается Беларуси, тосо второй половины 90-х годов ХХ ст. крен государственной политики в сторонубыстрой тесной интеграции с Россией привел к неоправданному по стандартам правчеловека, по праву исторического происхождения и численности ограничению ролибелорусского этноса в формировании единой нации Беларуси.
2. Проблема формирования национальнойидеи в Беларуси
В связи с актуальностьюпроблемы формирования наций активно обсуждается вопрос о выборе «национальнойидеи». И хотя нет единого взгляда на понимание сути национальной идеи, всетак или иначе исходят из того, что это такой взгляд на свою нацию, которыйдуховно мобилизует граждан государства и побуждает их активно участвовать в еестроительстве и обеспечении ее жизнеспособности. Проблема выбора национальнойидеи актуальна и для Беларуси. Однако прежде чем формулировать для неенациональную идею, ее творцам целесообразно определить, какая будет придана ейобщелогическая форма, то есть будет ли это идеологическая или научнообоснованная, а следовательно, рациональная концепция.
Если имеется в видусоздание привлекательной для большинства граждан идеологии нации, то важноучесть следующее. Любая идеология, сколь бы привлекательной она ни была и какбы ни пытались придать ей рациональную форму, в своей основе внерациональна исодержит в качестве базовых идеи о принципиально недоказуемых рационально вплане осуществимости или неосуществимых с рациональной точки зрения созданных всознании идеализированных предметах, которые ее приверженцами мыслятся посредствомверы осуществимыми (например, о бесконечной материальной или духовной основереальности, о совершенном будущем, о «золотом веке» в прошлом, в томчисле нации, о счастливом настоящем или будущем, о безусловной правильностикурса правления, об абсолютно мудрых деяниях национальных героев, о всемогущемспасителе, об избранности определенных нации, класса, народа, этноса,социальные утопии и др.).
Когда идеология, будучи воснове своей принципиально неосуществимой или недоказуемой рациональным путемна предмет ее осуществимости, становится идейной основой государственногоуправления, это приводит к бедам, поскольку неразумно осуществлять то, что неподдается осуществлению, и опираться в деятельности на идеи о неосуществимомили рационально недоказуемом.
Нередко идеологиюпытаются использовать в современной политике только в качестве средстваманипулирования сознанием и поведением отдельного человека и больших масслюдей. Поэтому творцам национальной идеи важно выяснить, не предполагают лизаказчики национальной идеи использовать ее в качестве только такого средствавлияния в определенных интересах на сознание и поведение людей? Целесообразноучитывать, что если даже государственная власть стремится использоватьидеологию только в качестве средства манипулирования людьми, то ей все равно неудастся предотвратить ее использование также в качестве идейной основыгосударственного управления в целом.
Если творцы национальнойидеи отвергают идеологический подход, то они ориентируются на разработку нанаучной основе исключительно рациональных концепций о Беларуси, о ее прошлом ибудущем, о ее месте в современном всемирно-историческом процессе, о еесоциальных и этнических отношениях, о ее взаимоотношениях с другими народами игосударствами, о наиболее разумном нынешнем ее обустройстве. Следовательно, имиосуществляется выработка научного видения Беларуси и ее нации и построение наего основе социально-инженерных проектов оптимальной организации общественных(экономических, этнических и др.) отношений в Беларуси, ее государственности,ее нации, взаимоотношений с другими народами и государствами в Европе и в мире,определение привлекательных для нации рациональных, то есть принципиальноосуществимых ценностных ориентиров, определение эффективно достижимых целейжизнедеятельности Беларуси, ее выхода из кризиса, ее развития, конструированиеразумных средств и способов реализации этих целей, то есть создание научнообоснованных социально-инженерных программ эффективного обеспечения высокойжизнеспособности Беларуси, ее нации, конкретных личностей, социальных групп,этносов.
При разработкенациональной идеи для Беларуси целесообразно также изначально определитьпонятие «нация Беларуси». Понимается ли под ней все многоэтническоесообщество граждан Беларуси как возможной единой нации или только самыймногочисленный этнос Беларуси – белорусы?
От ответа на эти вопросызависит, кому будет принадлежать решающее слово в разработке национальной идеи– идеологам, пусть даже формально c учеными степенями, навязывающимпринципиально неосуществимые идеализации реальности, утопии, или ученым исоциальным инженерам, и будет ли она ориентирована на обеспечение правчеловека. В отличие от научного подхода к созданию национальной идеи,обеспечивающего рационально обоснованный объективный взгляд, идеологическийподход с необходимостью обусловливает разработку взаимоисключающих концепцийнациональной идеи. Последнее мы можем наблюдать и в Беларуси, и в России, и вдругих странах. В рационально-научной национальной идее нуждается власть толькодеидеологизированного, демократического государства.
Видятся два базовыхпараметра рациональной концепции национальной идеи для современной Беларуси.Во-первых, это построение на основе прав человека из многоэтнического ичастично деэтнизированного населения Беларуси единой многоэтнической и отчастинадэтнической нации «белоруссейский народ», «белоруссейцы»(«белоруссияне»). Во-вторых, это обеспечение ведущей ролибелорусского этноса в формировании нации Беларуси при участии всех этническихобщностей и деэтнизированных граждан и полноценном учете их интересов.

3. Православная идея и ее основныеценности
В Беларуси традиционныебазовые ценности неизменно связаны с православием. И хотя оно не содержит всебе какого-то специального кодекса законов о труде или особых предписанийкасательно того, как, сколько, где и за какую плату следует трудиться, тем неменее, именно в его духе был воспитан белорусский традиционный «экономическийчеловек». Именно православные, т. е. исконно христианские, ценностизаложены в фундамент всей белорусской культуры, в том числе и хозяйственной.Именно православие в течение многих веков привносило в хозяйственно-экономическуюдеятельность белорусских земель духовное начало и организовывало еенравственно.
Главная особенностьхристианского отношения к труду, хозяйствованию, земным благам заключается втом, что христианство в отличие от буддизма, платонизма, различныхдуалистических учений не видит в материи зло, а в земной жизни, труде ихозяйстве одно страдание, «дурную бесконечность», которой по возможностинужно избежать. Христианство призывает к спасению мира, а не к спасению отмира.
Православие в отличие отдругих направлений христианства значительно более опосредованно связано сповседневной сферой жизни. Оно никогда не создавало своей «политэкономии»,подобно той, которую разрабатывали в католической Европе схоласты, занимаясьвопросами «справедливой» и «законной» цены, допустимойнормой прибыли, регламентацией торговли, определением добропорядочных форм ивидов труда и т. д. Православное богословие вообще на протяжении многих вековбыло «молчаливо» и как бы разлито по всей шири религиозной жизни.
Православие изначальнобыло хранителем основы основ христианской веры – христологического догмата,согласно которому во Иисусе Христе божественная и человеческая природысоединены «нераздельно и неслиянно», этот догмат и в наши дниявляется столь же современным, как и в эпоху Вселенских Соборов. В этой вере справославием не расходятся ни католицизм, ни основные протестантские течения.Вместе с тем для православного религиозного сознания наиболее важныбожественная природа и преобладающий образ Иисуса Христа – образ Сына Божия «воСлаве», воскресшего и поправшего смерть. Потому и самый главный праздник, «всехпраздников праздник» – Воскресение Христово, Пасха.
Соответственно,православное религиозное сознание больше сосредоточивается на небесном,абсолютном и вечном. Отсюда его эсхатологизм, устремленность к последнему иокончательному и жажда Царствия Божия. Созерцание, «умное делание»,внутренняя духовная жизнь – его высшее призвание. Паря над землей, оно смотритна землю с высоты небес и решает земные проблемы, памятуя о вечности. Западноехристианство, напротив, смотрит на небо с земли. Акцентируя внимание начеловеческом в богочеловечестве Иисуса Христа, оно рационально и с практическимрасчетом строит лестницу в небо, уделяя значительно большее внимание внешнимсредствам воспитания религиозной воли личности, земным проблемам, культуре вцелом.
Для православия, наиболееважны духовная, внутренняя жизнь человека, внутренние его побуждения.Православная этика воспитывает прежде всего сердце, и именно сердце вправославии является мистическим средоточием духовного пространства, в которомпроисходит сокровенный диалог человека и Бога. Таким образом, все внешнееопределяется внутренним, сокрытым, сокровенным.
Утверждая, чтовнутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраиваетопределенную систему ценностей, в которой дух главенствует над материей,духовное обусловливает телесное, вечное определяет временное и преходящее.Восстановление должного соотношения духа и плоти составляет центральный нервэтики труда православия.
Убежденностьправославного сознания состоит в том, что именно внутренние, духовные качествачеловека определяют степень его совершенства, вела к формированию идеала «быть»,а не «иметь» (по терминологии Э. Фромма). Свобода духа, которую нес всебе монашеский идеал всеобщего трудничества и социального опрощения,предполагала растождествление личности человека с выполняемой им функцией,неприкрепленность к определенному социальному или профессиональному положению вобществе.
Поэтому на Руси такпочитается особый духовный тип человека – «странника». Не будетпреувеличением сказать, что этот тип «странника», имущество которогоумещается в котомке за плечами, есть некий идеальный духовный тип русскогочеловека. Странник полностью свободен от мирских соблазнов и благ. Он естьвечный путник, ищущий невидимого Небесного Града. Душа его поглощена решениемконечных, «проклятых» вопросов о смысле бытия, она не удовлетворяетсяничем временным и преходящим, но жаждет выйти за пределы «этого мира»,этой земли, всего местного, мещанского, ограниченного, самодовольного и «бытового».Однако оборотной стороной странничества, незафиксированности сознания наопределенном социальном и профессиональном положении, стремления «отделить»внутреннюю сущность человека от внешнего статуса было, в частности, то, чтопрофессия не связывалась непосредственно с призванием и служением Христу, какбыло в католических и протестантских странах.
Как же относитсяправославие к материальным благам — к собственности и богатству.
Христианское учениегласит, что никакие земные блага сами по себе не могут стать достойной цельюжизни. Блага, которые становятся предметом поклонения, ставятся на местоистинной цели и порабощают человека, пагубны. Разумное пользование имуществомозначает отказ от эгоистического наслаждения им, но употребление его на высшиецели: на служение Богу и ближним; на помощь нуждающимся; на дела благотворительности;на экономическое, социальное, культурное и духовное развитие всего общества ипроцветание Отечества.
На этих основах строитсяправославное отношение к различным формам собственности. Человек может быть вплену и у частной, и у общественной собственности, так же как и быть свободнымвнутренне от собственности, имея большое богатство. В этом смысле собственностьне только право, но и обязанность. Формы собственности – историчны, ониизменяются, и социальное значение их в различные эпохи не одинаково. Поэтомуправославие (в отличие от католицизма) не задавалось вопросом нравственногосанкционирования частной собственности как таковой.
В православном религиозномсознании материальные богатства никогда не почитались высшей ценностью, абогатство человека не вселяло в него уверенность в собственном превосходстве.Это отчасти связано с тем, что русское религиозное сознание до недавнеговремени оставалось ориентированным на аграрно-патриархальную, а не наиндустриальную модель общества.
4. Православие как национальная идеяи его проблемы
Национальная идея – этоИдея народа, или, иначе говоря, идея национальности или этноса.
На современном этаперазвития общества понятие национальной идеи можно определить следующим образом:
— это принцип устройстважизни народа;
— это такой принципустройства жизни, который соответствует уму, разуму и душе народа;
— это принцип устройстважизни, который надо осуществить в будущем;
— это принцип устройстважизни, который недостаточно продуктивно осуществляется в настоящем;
— это конструктивновыраженная мечта о будущем;
— это мечта живущихпоколений о будущем, которая едина с мечтами о будущем предыдущих поколений;
— это целостный принципустройства жизни народа, выражающий ум, разум и душу всех поколений народа –предыдущих, живущих, будущих.
Другими словаминациональная идея – это форма познания жизни народа, не только отражающаяустройство жизни народа, но и направленная на преобразование устройства жизни.Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений, а также доступныеживущим поколениям возможности преобразований.
В качестве формыпознания, направленной на преобразование жизни народа, национальная идеясодержит основной принцип будущего устройства жизни народа.
Образно говоря,национальная идея направлена на преобразование «дня сегодняшнего в деньзавтрашний, о котором мечтали всегда».
При рассмотренииправославия, как национальной идеи современного белорусского народа мнебросаются в глаза его «непрактичность», его «неотмирный»характер, устремленность к высшему и вечному. В истории православия это иногдасопровождалось тотальным мироотрицанием и пренебрежением мирскими проблемами, вчастности хозяйственно-экономическими. Но известно, что именнососредоточенность протестантизма и отчасти католицизма на хозяйственно-экономическихвопросах часто вела к обмирщению, к потере духовных высот.
«Непрактичность»во многом была связана и с тем, что православие не утверждает (подобно протестантскимисповеданиям), что именно в профессиональной деятельности и только в нейчеловек и может проявить свою веру, «доказать» успехами в труде своюспасенность. Для православного религиозного сознания невозможно принять тот «рационалистический»дух, который религиозно санкционирует буржуазную предприимчивость, поощряетстремление к обогащению, дает возможность с гордостью глядеть на свойпроцветающий бизнес, на «честно нажитые деньги» как на доказательство«избранности» и «спасенности».
С другой стороны,генетически православная национальная идея зиждется на исконном ментальном фундаментебелорусского этноса, она есть теоретическое выражение хранимого векаминационального менталитета. В то время как католический сепаратизм есть попыткаразрушить этот менталитет, заменить живую сущность искусственной конструкциейпо чужим образцам. Если бы подобная попытка удалась, то это означало быдуховное убийство народа, после чего неизбежно последовало бы и его физическоеисчезновение как православного восточнославянского этноса.
Остались бы некиеденационализированные люди с «белорусскими этническим корнями», вродепольской шляхты «genus rusus». Это уже будут не белорусы, аисторическое воспоминание о них. Поэтому две существующие белорусскиенациональные идеи это вовсе не две альтернативные равноправные ориентации длядальнейшего бытия нации. Это историческая магистраль и исторический тупик. Икаждый волен выбирать — куда идти. И поскольку течение времени не остановить — выбирать все равно придется. И даже если просто пассивно и бездумно пуститьсяпо течению, все равно исторический поток прибьет или сюда, или туда. Ибольшинство пассивных по законам всякого потока все же будет вынесено в тоосновное русло, куда будет активно выгребать сознательное большинство.
Вообще своим становлениеми вселенским триумфом христианство, я считаю обязано своеобразной творческойновизне: «Закон дан через Моисея, благодать же и истина перешли от Христа».Это исчерпывающая мысль: Закон, как фактически внешнее и потому отчужденное,стал истиной и благодатью как действительно неформализованный, внутреннийимператив, до конца выраженный и трагически воплощенный Христом. Словобуквально обрело плоть и кровь, стало Делом.
Такое решительноепреодоление разрыва между словом и делом придало принципиально новый смыслисходной максиме Ветхого Завета: «В начале было Слово, и Слово было Бог».
Реальный смысл идеи Бога– действие во имя программной цели, которую мыслитель формулирует в такихсловах: «Народ свободный на земле свободной, хотел бы я увидеть в эти дни».
Труд Христа – этоподвижничество Богочеловека – одновременно сына Божия и смертного человека,который принял крест и воскрес для искупления людей от первородного греха и ихдуховного освобождения. Ессе homo(вот человек), – воскликнул Пилат, показывая народу увенчанного терновым венцомХриста. Такого «общечеловека», свободно принявшего смертную муку за всехлюдей, они еще не знали и вначале не узнали в нем своего пророка.
С. Н. Булгаков отмечает,что в дьявольском искушении есть своя относительная правда: чувство голодасвидетельствует о зависимости человека от природных стихий и не может бытьнормальным, достойным человека состоянием. Благодаря своей творческой силечеловек овладевает природой и «насыщается», и в другихобстоятельствах Христос насыщал тысячи людей в пустыне хлебами и рыбами. Ноложь сатаны заключалась в том, чтобы сын Божий насытился сам, оставив людей «алкающими»,и тем самым отказался от своего предназначения. Христос взалкал в пустыне нетолько от себя, но и от всего человечества, которое томится голодом и теряетчеловеческий лик в непосильной борьбе с природой. Поэтому, по С. Булгакову, «вото чем шла речь в этом бездонно глубоком по значению разговоре в пустыне впервой его части: что надо положить в основу спасения человечества и заботы онем:… каким надо пойти путем – хозяйственным или религиозным – в делеспасения мира? И был ответ: человек живет не одним хлебом… Надо идти черезэтот мир, но ему не веруя: вот истинный путь Сына Божия».
Утверждение приматадуховности как главной человеческой ценности, ее обретение как смысла жизни, воимя которого можно пойти и на крест, – величайший прорыв в духовной эволюциичеловечества.
Христианская традиция вомногом связана с признанием «двух истин» – рациональной, научной ииррациональной, божественной – и субординацией между ними. Тем не менее в руслехристианской мысли никогда не угасала и тенденция к синтезу науки и веры.

Заключение
Таким образом, прианализе возможностей православия, как национальной идеи белорусскогогосударства встречается несколько моментов, препятствующих становлениюправославия в этом качестве.
Среди них, в первуюочередь, хочется выделить тот факт, что православие и его философия изначальноотрицают экономическую составляющую в жизни каждого человека.
Несмотря на это, внастоящее время практически все жители нашего государства все больше стараютсяоглядываться именно на материальную составляющую своей жизни и только достигнувопределенной материальной состоятельности считают себя счастливыми. Этонеудивительно, поскольку только материальное состояние позволяет обрести все тематериальные ценности и плотские утехи, которыми богат современный мир.
Стоит заметить, что средислужителей церкви все больше встречается таких, которые также не противпотребить такие ценности – ездят на дорогих иномарках, имеют дорогие вещи изразряда роскоши. Все это в глазах простых обывателей резко контрастирует ссамой сутью православного учения, где не приветствуется, и даже презирается,мирское богатство.
В головах людей при видетаких картин возникает жесткий конфликт между своим мировоззрением и современнойкартинкой мира, что приводит к отчуждению этого человека не только отправославия, но и от веры во Всевышнего вообще, оставляя лишь веру в самогосебя. Именно по этой причине православие попросту не в состоянии в настоящее времястать национальной идеей.
И это правильно – мымолодое государство, которое только занимает место на мировой арене и не стоитв этот судьбоносный для народа момент уподобляться бородатымстарцам-отшельникам и разглагольствовать о сущности бытия.
Следует осознать, что ввек глобализации только сильные смогут устоять в процессе мировой интеграции,сохранить свою культуру и государственность. И не важно какими путями этогоможно добиться – путем уговоров или путем покупки чужого мнения.

Список используемыхнормативных актов и литературы
1. Антонюк Г. А.Национальная идея // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современномобществе. Материалы международной научной конференции 16 – 18 ноября 1999 года,Гродно. // Гродно, 2000.
2. Булгаков С. Н.Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве. – М.:Наука, 1993.
3. Венгеров, А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Б.Венгеров. – 3-еизд. перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000.
4. Доржиев Ж.Б.,Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическоепособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».– Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.
5. Иваненко С.И.Наука и православие. – М.: Московский рабочий, 1984.
6. Ивченок С.Православия и государственная власть//Советская Белоруссия – 02.03.2008 — №41.С.2.
7. Коваль Т.Б. Этикатруда православия. //Общественные науки и современность. 1994. № 6.
8. Курьянов М.А.,Наумова М.Д. Политологияв вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2005.
9. Лавриненко В.Н.,Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.
10. Левяш И.Я.Культурология: Курс лекций. 2-е издание, исправ. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс»,1999.
11. Лепешко Б.Традиция и авторитет//Советская Белоруссия – 09.08.2006 — №132. С.4.
12. Трещенок Я.И. Двебелорусские национальные идеи (католический национал-сепаратизм и православнаянациональная идея). // VII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения,посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (Минск,22-24 мая 2001 г.). В 2 ч. Ч. 1, кн. 2 / Европейский гуманитарный ун-т, Бел.гос. ун-т культуры; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.– Мн.: ООО«Ковчег», 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Куба с 1900 года
Реферат Baileys Irish Cream Case Study Essay Research
Реферат Значение устойчивости растений к вредным организмам
Реферат Особливості функціонування емоційної сфери у дітей що мешкають у зоні посиленого радіоекологічн
Реферат Философия социальной работы
Реферат Философия науки и концепция устойчивого развития
Реферат Правовое положение иностранцев в Литовской Республике
Реферат Развитие новых индустриальных стран Юго Восточной Азии
Реферат Философская концепция Н.Ф.Федорова
Реферат Философия элейской школы
Реферат Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма
Реферат Североатлантический альянс и постсоветское пространство: "партнерство ради мира" или новая эра в сфере международной безопасности
Реферат Лекции - Микробиология (Гепатиты)
Реферат Философская мысль Древней Индии
Реферат Философские взгляды Платона и Аристотеля