Реферат по предмету "Политология"


Проблемы украинской политической власти

Министерство Образования и Науки Украины
Реферат
на тему: Проблемыукраинской политической власти
по дисциплине: Политология
Киев 2011

Введение
 
Как уже отмечалось, системообразующим фактором политическоговзаимодействия является власть. Так что же собой она представляет: жезл Моисея,способный выбить воду из камня или печально необходимую заплату на прорехахчеловеческой природы, образуемых недостатком этих благодетельных сил? Рассмотрим.
Слово «власть» неоднозначно. Говорят овласти людей над вещами и силами природы. Говорят о власти вещей, сил природы иобстоятельств над людьми. Мы будем говорить о власти исключительно как осоциально-политическом явлении. Что имеется в виду?
Вмногообразии политического взаимодействия политическая власть выступает какспособность и возможность одних людей оказывать актуальное или потенциальноевоздействие на других с целью изменить поведение последних (имеются в виду какотдельные граждане, так и их объединения). Иными словами, политическая властьсуть профессиональная организация населения в единое целое.
Политическая власть возникает и развивается в ходе разделениявластей. Первым былоразделение, в результате которого политическая (гражданская) власть отделиласьв качестве государственной. Второе – разделение государственной власти на законодательную,исполнительную и судебную. Третьим является разделение на государство исверхгосударство.

Понятие и характеристика политической власти
 
В современных условиях политическая власть выступает в двухосновных формах — партийной и государственной — и имеет следующие признаки:
Во-первых, политическая власть есть отношения междуколлективными субъектами (социальными общностями или политическимиорганизациями), но не между отдельными индивидами. Что касается личной властилидера, государственного деятеля, то это отражение и проявление политическойвласти как таковой. Какими бы широкими рамками не определялась личная властьполитика, по своему источнику и по своей сути она лишь проявление стоящего заспиной данного политика коллективного субъекта.
Во-вторых, политическая власть формальна, универсальна иимеет постоянную тенденцию к самовозрастанию. Это означает, что она стремитсяпревратить в свой объект максимальное число процессов и явлений общественнойжизни. Она стремится господствовать везде, встроить себя в любые общественныеструктуры. Это достигается за счёт предельной формализации структур, функций иметодов осуществления власти. Благодаря этому они становятся применимыми клюбой области общественной жизни. Например, с этой точки зрения государственноерегулирование экономических, демографических процессов или языковой ситуации встране мало чем отличаются друг от друга.
В-третьих, политическая власть всегда носит принудительныйхарактер. Принуждение не сводится только к насилию. Существует принуждениекосвенное, опосредованное. Например, пропаганда, реклама, подкуп. Принудительностьозначает, что, действуя как внешняя и объективная по отношению к людям сила,власть определяет условия их существования, а стало быть, и их поведение.
В-четвертых, всякая политическая власть имеет своей цельюрегулирование общественных процессов. Это ее «сверхзадача». Однакоприоритетными при этом регулировании для власти являются интересы техсоциальных групп, которые поддерживают данную власть.
В-пятых, политическая власть всегда регламентирована. Еёфункционирование регулируется нормами, правилами, традициями, законами. Сдругой стороны, власть использует эти законы и нормы как средства для своегоосуществления.
Посвоей структуре политическая власть выглядит следующим образом. Субъект власти (её носитель,властитель). Объект власти – её подвластные; источники и ресурсы власти,механизм властвования.
Носитель(обладатель) власти имеет такие признаки:
1) осознание своегоположения в отношении подвластных субъектов;
2) осознание того,что он может и хочет требовать от подвластных, способность сформулировать своёжелание в той или иной форме;
3) сообщение своейволи подвластным (приказание);
4) способность исредства принудить подвластных к исполнению приказания;
5) контроль надисполнением приказания.
Упомянутыестороны власти не существуют изолированно друг от друга. И даже когда ониразделяются и воплощаются в различных субъектах, они остаются сторонами (функциями,свойствами) целостного феномена власти. Власть может быть частичной и кратковременной. Но может бытьи многосторонней, и постоянной, пожизненной. В этих пределах колеблется степеньвласти и подвластности.
Предел власти — когда властитель распоряжается всемиважнейшими аспектами жизни подвластного субъекта, включая его биологическуюжизнь. В каждом обществе складываются сети и иерархия власти. Так что одни и теже люди оказываются в положении властителей по отношению к одним, и в положенииподвластных по отношению к другим людям.
Всякие властители стремятся к максимуму господства надподвластными, и к максимально возможному расширению множества подвластных. Вэтом смысле они не имеют никаких ограничений в самих себе. Властители имеютограничения своим стремлениям лишь вовне, а именно — в других властителях и вподвластных, в сопротивлении последних амбициям властителей.
С разрастанием множества властителей в их средепроисходят расколы, образуются враждующие и конкурирующие группировки. Ифункцию упомянутого сопротивления присваивают себе представители множествавластителей, которые вовлекают подвластных в сопротивление по мере надобности ивозможности.
Подвластные же стремятся к минимуму подвластности.Иногда они восстают и выходят из-под контроля властителей. Добровольностьподвластности имеет место лишь тогда, когда она в какой-то мере выгодна подвластным.
Люди и целые народы различаются по степени властности(по способности властвовать над другими). Встречаются выдающиеся индивиды и народыс этой точки зрения, как и во всякой другой способности.
Но для удовлетворения потребностей того или иногообщества во властителях средних способностей, желающих властвовать более чемдостаточно. Тем не менее, высокая степень властности повышает возможности еёобладателей в борьбе за существование.
В силу закона рационального расчёта люди стремятся квласти, прежде всего для самих себя, и, во вторую очередь, для подвластных.Множество нормально-средних властителей образуют люди, живущие за счёт функциивласти и использующие эту функцию в своих корыстных целях.
Сразвитием общества сфера политической власти разрастается и превращается всистему определённого типа. Этот тип зависит от многих факторов: размеровобщества, степени его сложности, культуры, идеологии, характера человеческогоматериала и др. В частности, различают власть волюнтаристскую илидеспотическую, и власть, действующую в рамках некоей законности; власть, идущуюсверху, и власть, идущую снизу (народовластие).
Способы же осуществления политической власти в определённоймере зависят от политического пространства и времени, но главным образом от техресурсов, которыми власть располагает. Ресурсы определяют не только потенциал,но и основания власти, её видовые очертания, содержание, структуру, формыпоявления и проявления. В американской и западноевропейской политологииполитическую власть часто рассматривают как способ распределения ресурсов.
Экономические ресурсыиспользуются, в первую очередь, государством в егоналоговой, финансово-кредитной и других видах экономической и социальнойполитики. Смысл её заключается в том, чтобы, перераспределяя богатство междугруппами людей, поощрять или наказывать эти группы, поддерживать, в конечномсчёте, стабильное существования политического режима.
Среди экономических ресурсов выделяетсявластьденег. Точнее, власть людей, располагающих деньгами и распоряжающихся деньгами,а также условия жизни людей, в которых социально-политические отношенияпринимают форму денежных. Эта власть узаконена и поддерживается аппаратомгосударства, полицией, судами, армией.
Денежный и сверхденежный механизм в единстве ссистемой собственности, поддерживаемые упомянутыми силами общества,приобретают, в свою очередь, власть над теми, кто их поддерживает и охраняет.Образуется сложная сеть власти, опутывающая и политику, и всё общество, и всехего членов. Денежный фетишизм образуется, когда деньги вырываются в сознаниилюдей из этой сети и наделяются самостоятельным бытием. Его до известнойстепени культивируют специально, ибо это — средство манипулирования людьми.
Важным ресурсом власти являются её кадры. Наличие угосударства и партий потенциала в виде лидеров, организаторов, идеологов ит.п., расширяет возможности воздействия власти на общественные процессы.Регулирование назначений, зависимость руководителей и администраторов отвышестоящего государственного органа, организационная помощь — вот несколькоспособов осуществления власти на основе кадровых ресурсов.
Известное правило гласит: кто владеет масс-медиа — тот ивладеет политическим миром. Сегодня их значение как ресурса власти стремительнорастёт, поскольку от объёма, качества, полноты масс — медиа, которыми располагаетвласть, зависят её возможности, набор способов и средств её осуществления.Кроме этого, манипуляции с потоком информации в процессе политическойпропаганды являются эффективным способом воздействия на сознание и поведениешироких слоев населения.
Власть активно использует и принуждение, это — один из самыхдревних и традиционных ресурсов власти, особенно государственной. В любойстране сила закона, мощь армии и полиции, всей репрессивной системы в целомшироко применяются властью. Разновидностью такой системы, в частности,выступает т.н. административный ресурс — использование служебного положения втех или иных интересах власти.
Наконец, сама власть есть ценнейший ресурс. Сохранениевласти, её максимизация — такова логика людей во власти. Они действуют,стремясь укрепить или увеличить имеющиеся у них ресурсы власти.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощьюспециального механизма власти — системы организаций и норм, их устройства идеятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, какобщество (народ), механизмом власти выступают право, государственные органы идругие политические институты.
Власть — это всегда регулирование общественных отношений.Причём такое регулирование, которое учитывает и обеспечивает принципы ихвзаимодействия. Скажем, руководство означает выработку направленностивоздействия (прямого или косвенного) на объекты. Оно может базироваться наавторитете, на минимальном/максимальном применении властных функций.
Эффективность руководства зависит от содержания политическогокурса, соответствия его общественным интересам, от политического режима даннойстраны. Непосредственным оперативным механизмом реализации руководства выступаетуправление. В зависимости от политических порядков, установленных в той илииной стране, основными методами воплощения власти служат принуждение иубеждение.
Во всякой системе управления людьми есть аспект командный иманипуляционный. Первый доминирует в отечественной практике, второй — в западной.Во втором случае власть не непосредственно требует исполнения её воли, а путёмвоздействия на сознание людей, в результате которого насилие сверху принимаетформу добровольности снизу.
Во всякойсистеме управления людьми есть также два аспекта иного рода, а именно — публичный и скрытый. В отечественной системе, например, доминирует скрытыйаспект, принимающий форму тотальной закрытости. В западной же системе,наоборот, преувеличен аспект публичной власти, особенно в период выборныхкампаний.
Один изважнейших вопросов, который решается при организации любой власти (будь онадемократической, авторитарной или тоталитарной), — это распределение функций,определение компетенции, разделение полномочий между структурными элементамивластной пирамиды.
Типичнымспособом распределения полномочий является их делегирование «вниз».Это означает, что верхние эшелоны власти передают часть своих полномочий нижнимзвеньям, превращая их в своих представителей. На делегировании полномочий«вниз» построена типичная для политики технология — дискреция.
Суть её заключается в передаче конкретному исполнителюполномочий по трактовке и исполнению закона. В этом случае механизм реализациизакона определяет не законодатель, а исполнитель. Тем самым он приобретаетконкретные и реальные рычаги власти, поскольку в его воле ускорить илизадержать осуществление закона, или выхолостить из него первоначальный смысл ит.п. Этот способ увеличивает независимость власти от народа. Так, главыобластных администраций Украины наделены огромными правами, но зависят не отнаселения того региона, которым управляют, а от президента страны. Он их иназначает, и снимает, волен «казнить или миловать». Они ответственнытолько перед ним. Этим, по сути дела, ликвидируется подконтрольность должностноголица обществу.
Другой способ распределения полномочий — их делегирование«снизу вверх». Наглядной репродукцией тому могут служить выборыизбирателями депутатов, которым население (электорат) делегирует право вершитьгосударственные дела от их имени. На этом же способе построена президентскаявласть в президентской республике. А тот факт, что глава исполнительной власти(президент) избран народом, увеличивает его независимость от законодательнойвласти, превращает его в представителя народа.
Последний, как известно, состоит из множества разнородныхсоциальных групп и общностей. Мобилизация и координация этих групп на уровне ихсамодеятельности означает производство власти, политического учреждения государства,партий и общества.
Важным аспектом властной технологии выступают её принципы.Традиционный принцип управления — принцип «сдержек и противовесов»,при котором подчинённые находятся в постоянной взаимной борьбе. Это позволяетруководителю не опасаться атаки «снизу». Мало того: когда каждыйтянет общее одеяло на себя, одеяло вполне может двигаться в нужную сторону — как кусочек сыра, брошенный в муравейник.
Но государство, в отличие от муравейника, не являетсяестественным образованием. «Вектор правильного движения сыра»приходится рассчитывать — на что далеко не всегда хватает способностей. Врезультате система «противовесов» чаще оказывается эффективной лишь сточки зрения удержания власти, — и ни с какой иной.
Другой принцип — создание сквозной единой вертикали власти.Однако всеобщий контроль над процессами в стране со стороны некоей командытребует абсолютного взаимопонимания и полного согласия внутри этой команды постратегическим и тактическим вопросам. Дело в том, что идея властного единстване терпит никаких колебаний. Они ей противопоказаны.
Кроме всегопрочего, сама власть нуждается в управлении, то есть в каком-то множествеофициальных и неофициальных людей, управляющих самой властью как системой.Иными словами, внутренней властью. Наличие её можно заметить в любой системевласти. Она складывается из людей самого различного рода — представителейадминистрации, сотрудников личных канцелярий, сотрудников секретных служб,родственников представителей высшей власти, советников и т.п. Сюда входитсовокупность секретных учреждений официальной власти, и вообще всех тех, ктоорганизует и осуществляет скрытый аспект деятельности политической власти. Сюдавходит также множество людей, состоящее из представителей частных интересов,лоббистов, клановых групп, личных друзей. Это – «кухня власти». Онаявляется постоянно действующим элементом власти, стоящим над государством иотнимающим у него часть суверенитета. Публичная власть не делает важных шаговбез учёта внутренней власти. Масштабы внутренней власти и средства, какими здесьоперируют, узнать практически невозможно.
В механизме властвования важно подчеркнуть дваосновополагающих процесса: принятие решений и их выполнение. Принятиеполитических решений представляет собой отбор и выбор целей и средств ихдостижения. Причём принципиальные решения принимаются сравнительно узкойгруппой людей — олигархией (суперэлита или сверхвласть), которой и принадлежитреальная власть. Как бы там ни было, смысл этой функции заключается в том,чтобы делать верный выбор. Власть на то и существует, чтобы давать ответы навопросы в тех случаях, когда отсутствует уверенность в правильности выбора. Вэтом заключен один из источников силы и могущества власти.
Так, например, цели Украины как независимого и суверенногогосударства определены, закреплены юридически и политически. Однако пути исредства их достижения формируются борьбой групп, стремящихся максимизироватьили минимизировать становление возникающего режима.
Осознанные интересы и потребности образуют содержаниеполитического курса. С этой точки зрения, осуществление власти складывается изразличных способов подавления, стимулирования, актуализации, полной или частичнойреализации интересов тех, на кого воздействует власть. Власть осуществляетсячерез увязку, согласование, достижение компромиссов между интересами различныхсоциальных групп. Координация этих групп на уровне их самодеятельности и естьпроизводство власти.
Следовательно, задача политического руководства двоякая. Содной стороны, снижать порог возможных конфликтов. С другой — учитывать, чтопри противостоянии интересов линия на уменьшение конфликтов может привести квылущиванию заданных целей. А от способности найти и обеспечить их поддержкузависит качество властвования.
Качествовластвования не в меньшей мере зависит и от механизма воспроизводства системывласти – привлечениеи отбор в неё людей извне, замена постаревших или по другим причинам негодныхлюдей новыми, перераспределение людей по ячейкам и ступеням власти.
Различаютдва способа и два аспекта воспроизводства системы власти: 1) отбор кандидатов иназначение на посты сверху; 2) выборы путём голосования из числа кандидатов,выдвигаемых снизу.
Влюбом случае отбор производитсямногими ответственными лицами и учреждениями, и по многим параметрам. Поэтомуотбирается, как правило, самый «средний» человеческий материал. Ноименно такой человеческий материал является более адекватным системе власти,чем множество людей с выдающимся интеллектом и талантами.
Интеллектуальныйуровень системы не сводится к интеллекту её отдельных представителей. В системезакрепляется коллективный ум множества людей «среднего» уровня.Главным для системы является то, как она организована, кто и как отбирается внеё, как распределены функции её частичек, какие выработаны правила работы икак они соблюдаются, т.е. механизм организации всей системы власти и управления.
Важным условием деятельности политической власти является еёлегитимация (законность). В узком значении этого слова она означает наличие увласти правовой основы, соответствие политической деятельности законамгосударства. В более широком смысле легитимность означает соответствие государственнойвласти ценностям политического режима, народным устремлениям. Иными словами,легитимность означает, что власть в глазах народа выглядит законной, справедливойи естественной. Люди признают эту власть.
Анализ легитимности позволяет сделать вывод, чтогосударственная власть существует за счёт пассивной или активной поддержки состороны народа. Поэтому государственная власть озабочена своей легитимностью, истремится выглядеть в глазах народа естественной и справедливой. Для чего периодическипроводятся выборы, поскольку легитимация как таковая, т.е. общественное признаниевласти, осуществляется через выборы.
Суть системы выборов заключается в том, чтобы датьвозможность практически отобрать каких-то лиц в органы власти, и узаконить их вкачестве таковых. Решающую роль здесь играет всё то, что предшествует исопутствует выборам.
Система выборов (пропорциональная, мажоритарная или смешанная- в каждой стране своя) позволяет решить одну важнейшую проблему власти: она позволяетосуществлять в той иной форме сменяемость власти, сохраняя при этомстабильность и преемственность системы государственности. Тем самым обществоограждается от излишних и опасных радикальных перемен.
Темсамым, легитимация власти выступает какпризнание её обществом взаконном качестве, как в установлении, так и в воспроизводстве. Кроме этого,узаконивание власти есть способ осознания обществом её силы и права на насилие,признание фактора власти как стоящего над подвластным.
Формойже легитимации являются различные формы выборов правителей, а сущностью – еёформальность. Задача этой формальности заключается в том, чтобы навязать людямсознание незыблемости власти и наказуемости за непослушание ей.
За всеми действиями политической власти обычно стоятопределённые интересы (а нередко и предрассудки) лидеров, социальных групп ислоёв. Именно комбинации этих интересов питают власть энергией, дают или нет ейволю, подталкивают (или сталкивают) к решительным действиям или покою.
Ставки в такой «игре» постоянно "возмущают" баланс и шанс политических сил, и расширяют зону политическогориска — вероятности нежелательных последствий возможных политических и другихрешений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или инойущерб их участникам в реализации их интересов.
Уровень риска — это количественная оценка ситуации(отражающая степень неопределенности в принятии решений), с учетом ущерба,обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений.Практически уровень риска характеризует степень ответственности илибезответственности того, кто выбирает пути решения задачи. Минимизироватьуровень риска — насущная задача любой политической власти.
Для этого власть заботится о самосохранении и упрочениисвоего положения, о своих интересах как людей определённой категории,существующих и имеющих жизненные блага за счёт исполнения функций власти. Этовполне естественно. Но тут есть одно отличие властителей от подвластных: властьпо самой своей роли в обществе обязана заботиться о подвластных. Тут действуетобъективный закон. Власть заботится о подвластных настолько, насколько этонужно для её самосохранения и удовлетворения её потребностей.
Власть стремится использовать своё положение в своихинтересах максимально, а заботы о подвластных свести к минимуму. Конкретныевеличины на этот счёт колеблются в определённых границах. Выход за них угрожаетне только подвластным, но и самой власти. Об этом, в частности, свидетельствуютсобытия на политическом пространстве бывшего СССР.
Отношение подвластных к политической власти формируется подвлиянием многих факторов, включая характер народа, исторические традиции, положениегосударства в обществе. В большом числе людей можно найти все мыслимые инемыслимые варианты на этот счёт. Но в обществе всё же складывается некотороесуммарное отношение к власти. Например, в нашем Отечестве характерно сочетаниедвух крайностей: раболепства перед властью, с одной стороны, и презрения к ней- с другой. Это в характере наших народов и их истории, в которой власть всегдабыла принуждением сверху и извне.
На Западе раболепства и нигилизма по отношению к властименьше, чем в нашей стране. Там преобладает гражданское отношение, то есть людиосознают и признают закономерность и целесообразность существующейгосударственности. Деятельность последней подвергается систематической критике,но критике конкретной, не ориентирующейся на её уничтожение. Не происходит накоплениеантигосударственных умонастроений, переходящих в полное отрицание системывласти вообще.
Критические умонастроения постепенно становятся публичными, ирассасываются. Каким бы критичным не было отношение западных людей к власти,они не переступают границу гражданского уважения к власти, границу гражданскойответственности за судьбу общества.
Все существующие грани, механизмы и технологии власти назватьневозможно. Но можно сказать, что все они, так или иначе, обусловленысовокупностью следующих факторов: социальная система страны, её общее состояниеи внешнее окружение, а также характер человеческого материала. Наконец,самосохранением самой власти, наличием или отсутствием у неё политической воли,т.е. совокупности её внутренних свойств и состояний.
Воля выражает способность властителей к последовательнойреализации поставленных целей. Политическая воля складывается из менталитетаучастников политической власти, а также их готовности действовать в избранном направлении.Безволие власти превращает её в игрушку случая, стихии и субъективизма.Критерий объективности и эффективности власти при этом исчезает.
Таким образом, в своем осуществлении политическая властьпредстает как: 1) отношения «господства и подчинения», в соответствиис доминирующими ценностями общества, определяющие легитимный порядок; 2) отношения«контроля и влияния», связанные с регулированием ресурсов и распределениемзон влияния между элементами политического режима; 3) отношения«управления и давления», определяющие средства и способы взаимодействиявстречных процессов руководства людьми со стороны правящего слоя и давления направящие структуры гражданского общества (при его наличии).
 
Некоторые проблемы украинской политической власти
 
Проблему неё масса. Самой серьезной выступает кадровый голод. Причём в двойномизмерении. С одной стороны, растёт количество политической элиты и бюрократии.С другой – снижается их качество. И основная причина тому — запаздываниеполитической регенерации –изменения типа правящей элиты, как основырадикальных преобразований и реформ в стране. Иллюстрацией тому можетслужить падение эффективности власти. За годы независимости в стране сменилось12 правительств, и ни одно из них не сумело решить ими же поставленных проблем.
В этом плане украинская политическая власть связанаследующими обстоятельствами. Во-первых, многолетняя схватка за удержание самойсебя в таком качестве обескровливает и власть, и общество. Как следствие,природа, структура, организация политической власти, её отношения с обществомменяются мало. Меняются, главным образом, формы, окрас и названия органоввласти. Если власть чем-то и ограничена, то только способностью населениявыполнять её распоряжения. Как говорится, всякая селёдка — рыба, но не всякаярыба — селёдка.
Во-вторых, не следует отбрасывать и тот факт, что страна переживаетсистемный кризис. И пока он не преодолён, никаких реформ затевать нельзя.Данное требование выступает как социальный закон. Вопреки нему в общественнойжизни страны одна реформа сменяет другую. При этом хоровод реформ ширится, акачество и уровень жизни продолжают сужаться и снижаться. Образующийся парадокспорожден действием названного закона, и без его учёта противоречие обостряется.
В-третьих, требует своего разрешения и вопрос компетентностиполитической власти. Обширность и скрытность феномена политической властиусугубляет эту проблему. Она обнаруживается тем рельефнее, чем далее и обширнеепродолжается социально-политический дрейф страны. Стратегическая системнаяконцепция суверенного курса страны пока же отсутствует.
Власть практически не знает той складывающейся социальнойсистемы, которую возглавляет. Это выражается в стиле её управления ируководства. Он носит инерционный, рефлексивный и «ручной» характер,осуществляется методом «штурма», проб и ошибок. Организационнаянезавершённость и нестыковки внутри самой власти, в управлении обществомпорождают несбалансированность, спотыкания и аритмию. Новая украинская властьпо наследству получила все недостатки старой.
В этих обстоятельствах растущую потенциальную опасность несутполитические конфликты. Политический конфликт – это всегда конфликт по поводуспособов организации общества, распределения власти и характера властныхотношений. Для демократических стран политические конфликты и борьба за властьвполне нормальное явление, поскольку политические партии могут реализовать своипрограммы, только придя к власти.
Молодоеукраинское государство недавно вышло на путь демократических преобразований. Исразу превратилось в арену острых политических конфликтов. Это происходитпотому, что современное украинское общество — это общество конфликтнойдемократии.Её структура представляет собой гибрид остатков советской изачатков западной системы власти с вкраплениями феодального прошлого страны.Разумеется, при таких компонентах конфликты неизбежны в той или другой форме.
Ктому же политическая атмосфера в значительной мере подогревается интересаминационально-политических, экономических и культурных элит, всячески стремящихсясохранить или получить власть и могущество.
Основныеполитические конфликты в современной Украине проявляют себя как:
·  конфликты между законодательной и исполнительнойветвями власти на всех уровнях (на высшем уровне это конфликт между Президентоми Верховной Радой, на региональном уровне конфликт между местными советами и главамиадминистраций);
· внутрипарламентскиеконфликты (конфликты между различными фракциями и группами парламента);
· конфликты междуполитическими партиями и движениями, придерживающимися разных идеологических иполитических установок;
· внутрипартийныеконфликты между различными фракциями одной партии;
· конфликты междуразличными структурами государственного аппарата управления;
· конфликты междуразличными политическими кланами, претендующими на роль «партиивласти» и др.
Этии другие формы проявления политических конфликтов в Украине можно было бырассматривать как естественные и неизбежные для общества конфликтнойдемократии. Однако особенность Украины заключается в том, что политическаяборьба здесь очень часто носит элитарный, верхушечный характер. Конфликты междуэлитами не затрагивают широкие слои общества. Правящая элита концентрирует всвоих руках как экономическую, так и политическую власть. В условияхконфликтной демократии она безудержно обогащается, паразитируя на обнищаниивсего остального населения.
Усиливающаясясоциальная и политическая поляризация раскалывает общество на бедных и богатых,«демократов» и «левых». Это мешает общественнойсолидарности, углубляет конфликты. Обостряет политические конфликты и то, чтоопределённые социальные группы и политические кланы в Украине заявляютпретензии на политическое доминирование, монополию власти, будучи социальнымменьшинством.
Этоприводит к формированию глубокого противоречия между потребностями общества вутверждении демократических принципов в социально-политической организацииобщества, и стремлением установить новый авторитаризм с сохранением внешнихатрибутов демократии и видимости разделения властей. В этих условияхисполнительная власть все в большей степени проводит политику в интересахсвоего самосохранения, которая базируется на собственном пониманиисоциально-политической ситуации.
Кэтому следует добавить, что политические конфликты в Украине имеют сильнуюэмоциональную окраску, и часто построены на личной неприязни политическихлидеров друг к другу. Достаточно вспомнить драматические обстоятельствапрезидентской осенне-зимней избирательной кампании 2004/5 г.
Кромевсего прочего, в украинском обществе, как ни в каком другом, очень остро стоитвопрос о самом существовании украинского государства как независимого исуверенного. Среди населения страны нет единого мнения о месте Украины всовременном мире.
Сегодняшняяправящая политическая элита и население западных регионов Украины призывают кориентации на Запад, видят Украину в объединенной Европе. В то же время«левые» силы и население восточных и южных регионов ориентируются наРоссию. К тому же многие из них видят перспективу развития Украины только вразличных формах союза с Россией и Белоруссией.
Такимобразом, можно констатировать, что конфликты в политической сферепредставляются исключительно важными, поскольку политические элиты – главныйфактор, определяющий направление и содержание политических изменений. Этоособенно серьёзно в условиях, когда нет верховенства права и сильного правовогогосударства, когда криминальное обогащение нередко связано с аппаратом власти.Незавершённость социального строительства способствует дальнейшему углублениюнеконтролируемых и деструктивных социально-политических конфликтов. От такогоположения проистекают многие опасности. Важнейшая из них – опасность длягосударства оказаться на грани выживания.
Эти и иные проблемы современной политической власти — проявления самой её природы, и происходят в диапазоне норм, присущихконфликтной демократии. И «оранжевая» смена власти 2004/5 годаподтвердила данное правило.

Вывод
 
Власть – способность ивозможность оказывать актуальное или потенциальное воздействие на людей с цельюизменения поведения последних. В структуре власти — её властитель иподвластные, источник (ресурсы) и механизм властвования. Власть имеетуниверсальный характер, измерение и толкование.
Специфичность и суть политической власти заключается всамосохранение общества как единого целого. Более того, власть над производимыми ценностями и над их распределениемсоставляет основу общественной жизни. При этом власть над распределением точекдеятельности людей есть главное из её средств.
Теория и практика показывают, что политическая власть можетиспользовать любые средства, способы, методы, приёмы для достижения своихцелей, воплощения самой себя в любой ипостаси. Возможность и способность поставитьна службу себе всё, что есть в обществе, превращает её в универсальную силусоциополитического взаимодействия. Иллюстрацией тут может послужитьполитическая повседневность любой страны мира.
Опыт мирового сообщества свидетельствует, что любое обществонуждается в эффективной демократической власти. То есть власти, способной и готовойоперативно и грамотно, без лишних потерь решать текущие и назревающие проблемыобщества. Для этого она должна иметь политическую волю, быть легитимной, хорошоструктурированной и компетентной. Такая власть в Украине ещё складывается.
Литература
1. Ашин Г.К., и др. Социология политики.– М., 2008.
2. Гаврилов Н.И.Феномен государственнойвласти народа.- Севастополь. 2007.
3. Грин Роберт. 48 законов власти. – М.,2009.
4. Крамник В.В.Социально-психологический механизм политической власти – Л., 2006.
5. Макиавелли Николо. Государь. Пер. ситал.- М.,1990.
6. Санистебан Л.С. Основы политическойнауки/Пер с исп. – М, 2008.
7. Тайна власти.- Харьков. 2007.
8. Токвиль Алексис де. Демократия вАмерике. Пер. с франц.-М.,2006.
9. Тощенко Ж.Т. Социология власти:генезис идей. // Социс, 2009, № 7.
10. Черныш А.М., Костусев А.А.Политика и политология. Учебн. пособие для студентов вузов. — Одесса, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.