Оглавление:
1. Цель и задачи
2. Актуальность темыи элементы научной новизны
3. Понятиепредвыборной агитации
§ 1.Формы предвыборной агитации
4. Методыагитационного воздействия
§ 1.Агитационные листовки
§ 2.Спец. выпуски газет
5. Агитация черезсредства массовой информации§ 1. Условияведения предвыборной агитации через средства массовой информации
6. Правовые аспектыпроведения предвыборной агитации
7. Вывод
8. Приложение
Цель изадача.
Цель исследования состоитв том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретическихисточников, проанализировать процесс становления конституционно-правовогорегулирования предвыборной агитации и ее финансирования, выявить основныетенденции его современного развития, разработать системное представление опредвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков,принципов организации и проведения, выяснить проблемы практического примененияправового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования.
Актуальностьтемы и элементы научной новизны
Актуальность темыисследования обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферахобщественной жизни, появление в России богатого спектра различных политическихсил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органовгосударственной власти и органов местного самоуправления. Главным инструментомэтой борьбы стала предвыборная агитация, в рамках которой осуществляется прямоевоздействие на формирование политической воли народа, а значит — воздействие наего политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы иликонкретных политических лидеров. Особая роль предвыборной агитации для хода ирезультатов избирательных кампаний любого уровня, широкое использование в нейсредств массовой информации, невиданных в России технологий, приемов испособов, качественно иная роль финансирования ее мероприятий — все это явилосьновой проблемой для российского общества, требующей своего законодательногоразрешения.
Правовое регулированиепредвыборной агитации и ее финансирования складывалось в 1990 -1998 годах вусловиях начального этапа становления собственного законодательства современнойРоссийской Федерации, нестабильного социального, политического и экономическогоее положения. В силу вышеназванных обстоятельств оно осуществлено в «общемплане», противоречиво и непоследовательно.
Кроме того, практикаприменения законодательного регулирования предвыборной агитации и еефинансирования в России, а также в ее отдельных субъектах свидетельствует онизком уровне готовности участников выборов к соблюдению его требований, обольшом количестве нарушений, об использовании не предусмотренных законом форми методов. Правовое регулирование предвыборной агитации, ее финансирования необеспечивает гарантии реализации избирательных прав участников выборов, а этонегативно сказывается на утверждении в общественном сознании представления овыборах как демократическом институте формирования органов государственнойвласти и органов местного самоуправления, подрывает доверие к ним со сторонынаселения. Проблема совершенствования правового регулирования предвыборнойагитации, ее финансирования и практики его применения стала одной изпервостепенных. Без достаточной научной базы решение ее трудно осуществимо.
В научном плане важно выявитьнаметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России,меры воздействия на их развитие.
Определить основныенаправления совершенствования регулирования предвыборной агитации и еефинансирования, раскрыть роль и место в этом процессе политических сил, избирательныхкомиссий, других субъектов избирательного процесса.
Характеризуя состояниенаучной разработанности темы, необходимо отметить, что длительное время, в периодсуществования СССР — ей уделялось недостаточно внимания в силу отсутствия такихдемократических начал в политическом устройстве общества, как политическое иидеологическое многообразие. Необходимых условий для осуществлениянародовластия в ходе свободных и демократических выборов. Важнейшейособенностью этого периода было то, что в нормативных правовых актах,принимаемых партийно-государственными органами, в исследованиях, научныхпубликациях, учебных пособиях предвыборная агитация рассматривалась каксоставная часть политической агитации или политико-просветительной работы спозиций единой марксистско-ленинской идеологии, руководящей роли КПСС ипартийно-государственной системы власти, что вытекало из конституционногозакрепления монопольного права В конце 80-х — начале 90-х годов ситуация вРоссии изменилась кардинальным образом. В области политической этоознаменовалось тем, что подготовка и проведение свободных демократическихвыборов, в том числе применение наиболее эффективных приемов организации ипроведения предвыборной агитации и ее финансирования, потребовали выработкисобственного их правового регулирования.
Понятиепредвыборной агитации
Понятия «агитация»,«политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находятвесьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике,имеют глубокие исторические корни и практику. Так, например, в историиАфинского государства в VIII-VI веках до н.э. мы находим примерыборьбы мнений, которая велась только на стадии обсуждения избираемогокандидата, но после того, как общее мнение присутствующих начинало формироваться,вопрос ставился на голосование. То есть стадии агитации (если ее можно такназвать) и голосования были непосредственно связаны. В Римской республике в V — III веках до н.э. стадия агитации появляется уже каксамостоятельный период избирательной борьбы с момента внесения имени кандидатав список для голосования и до дня выборов. Наиболее распространенным способомагитации был «обход» избирателей самим претендентом, в этот же периодпоявляются и первые ограничения проведения агитации, в частности устанавливаетсязапрет на бесплатные пиры и зрелища для граждан, на подарки и раздачу денег.
По мере развитиядемократизма избирательных систем, возникали и развивались приемы и способызавоевания голосов избирателей, в том числе и за рамками установленных порядкаи правил. Примеры поиска подобных приемов мы находим в переписке Квинта ТуллияЦицерона и его брата Марка Туллия, в изложении системы парламентских выборов всредневековой Англии и избирательных процедур в средневековой Франции, вописании земских соборов Русского государства, данном Черепниным В.Л. в егоработе «Земские соборы Русского государства в ХVI — ХVIIвв.».
Развитие европейскихгосударств в ХVII — XIX вв., либерализация эко- номической,политической, культурной жизни требовали соответствующих изменений в системегосударственного устройства, широкого доступа к управлению государствомпрогрессивной общественности, представителей творческих профессий, рабочих,студентов, городской бедноты. Одним из важных направления развитиязаконодательства стало регулирование вопросов агитации, поскольку, посвидетельствам современников, она принимала принципиально важное значение в обеспечениипобеды на выборах.
Примерно аналогичнаякартина наблюдалась и в России. По мнению отечественных историков, в частности,соборы конца ХVI — начала ХVII вв. проходили в обстановке острой избирательнойборьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией зачастую с нарушениемпорядка и правил. Наиболее активно избирательное право в России развивалось вовторой половине XIX — начале XX вв. Именно в это время в обществоведениивпервые делается попытка сформулировать понятие «агитация», «предвыборнаяагитация». Так, в энциклопедическом словаре, вышедшем в свет в 1890 году мынаходим такое определение: «Агитатор, (лат.) В политической жизни называетсялицо, подготовляющее общественное мнение для известных целей. Агитация можетбыть направляема и к совершенно законным, великим целям, а может быть и весьмаопасна для государства, если направлена к нарушению законов и права».
На сегодняшний день предвыборная агитация в Российской Федерации — это деятельность, осуществляемаяв период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающаяизбирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов илипротив него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
§ 1. Формыпредвыборной агитации
Предвыборнаяагитация может принимать следующие формы:
а)призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
б)выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательныхобъединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого изкандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательныхобъединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;
в)описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (спискакандидатов);
г)распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либокандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании спозитивными либо негативными комментариями;
д)распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с егопрофессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных)обязанностей;
е)деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательногоотношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательномублоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению,избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;
ж)иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать закандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, противвсех списков кандидатов.
Законодательнозакрепленные способы проведения предвыборной агитации:
а) наканалах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б)посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами,митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в)посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационныхматериалов;
г)иными не запрещенными законом методами.
Методыагитационного воздействия
§ 1.Агитационныелистовки
Во время агитации реализуются планы истратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушениеобраза соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различныхмероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационноговоздействия.
Также существуютнастенные и предназначены для раздачи в руки, агитационные и презентационные,сигнально-информационные.
Существуют следующие видынастенных листовок:
1.Ориентирующие на борьбу– первая часть создает образ врага или негативную установку на восприятиеоппонента. Основная часть: указывает путь борьбы с врагом или формируетположительное восприятие кандидата.
2.Биографические – сизложением краткой биографии кандидата, создающие желаемый образ последнего.
3.Програмные – с краткимизложением программы.
Агитационная листовка дляраздачи избирателям зачастую содержит еще минимум полезной информации (листовкис экологическими телефонами, календарь, правилами поведения в экстренныхситуациях и тд.).
Характерной особенностьюлистовок является доминирующие желание закрепить образ кандидата с помощью«ключевых сигналов» (портреты, сопровожденные фразой типа «Человек СЛОВА иДЕЛА», « Голосуй ЗА!», «это наш кандидат», «это свой человек»), как показалапрактика лучше воспринимались небольшие по размеру, доходчивые по содержанию,адресные цветные листовки.
§2.Спец.выпуски газет
Через печать осуществляетсяформирование определенного имиджа кандидата (его человеческое лицо –образование, карьера, хобби, образ хорошего семьянина, заслуги перед жителямигорода/области, республики, фото с политическими лидерами). Специальный выпускгазеты представляет собой особый вид агитационной продукции, соединяющий в себедостоинства листовки, плаката и газеты. С одной стороны он позволяет краткопредставить кандидата в виде лозунгов, афоризмов, большой фотографией, с другойстороны имеется возможность представить интересующемуся избирателю развернутуюпрограмму. Специальные выпуски газет позволяют кандидату в достаточной степениполно изложить свои взгляды, вести развернутый монолог с избирателями.
Перед разработкойизбирательных компаний стоят четыре вопроса касающихся использованияспециальных выпусков газет.
1.Необходимостьприменения данного вида агитации, его роль в избирательной компании;
2.Выбор типа спецвыпуска, либо на базе уже существующего издания, либо издание оригинальной газеты,определение его объема, формата тиража;
3.Содержание, оформлениеспец выпуска;
4.Количество спецвыпусков, время выхода, способы распространения.
В идеале в ходе агитации должныбыть задействованы все каналы коммуникации, по которым к избирателям можетпопасть информация о кандидатах на выборные должности. Однако на практике невсегда существуют возможности для этого, приходится выбирать наиболееэффективные, для конкретных обстоятельств проведения кампания, средства агитации,выбирать источники информации пользующиеся наибольшей популярностью унаселения, через которые возможно более полно донести информацию о кандидате,при минимуме затрат.Агитация через средства массовойинформации
Данным источником информации пользующейся наибольшей популярностью являются СМИ (разного рода печатные и электронные издания, телевизионныепрограммы и т.д.) доступные каждому.
Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ.В частности предвыборная агитация через средства массовой информации проводитсяв виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций,интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов озарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке ив иных не запрещенных законом формах. Здесь следует заметить, что если всевышеуказанные понятия имеют свои вполне точные и конкретные определения,даваемые, как правило, в Инструкциях ЦИК, то затруднения вызывает возможностьприменения так называемых, «иных не запрещенных законом форм», которые так жеуказываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации вСМИ, но одновременно с этим не расшифровываются. Такая трактовка, даваемая взаконодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной. Врядли то, что хорошо для определения границ полномочий частного лица, так жеприменимо к деятельности государственных и общественных институтов, копределению границ их полномочий, характера общественных отношений при выборахорганов власти. Не логичней ли использовать здесь более точное определение, както «разрешенных законом». В частности, это поможет четче определить рольИнтернета при проведении выборов, на которой мы остановимся подробней в однойиз следующих глав.
Из всего выше сказанногоможно сделать вывод, что данное положение закона нуждается в тщательнойпроработке и требует определенных изменений и дополнений, которые бы позволилирешить множество проблем, возникающих при применении законодательства напрактике.
Кроме того, если уже указанное положение закона подвергнуть анализу, тостанет видно, что все эти формы предвыборной агитации относятся к электроннымСМИ, а печатные СМИ практически оставлены законодателем без внимания. Подобноеотношение легко объяснимо. Действительно, электронные СМИ, представляющие собойнепосредственную наглядную агитацию, имеют максимальное воздействие и ихиспользование для участников избирательного процесса является наиболее удобным.Это и отразилось на законодательной регламентации. Но даже видимое преимуществоэлектронных СМИ над печатными не может являться оправданием того, чтозаконодателем были упущены спорные моменты, которые касаются именно печатныхСМИ — вопросы о допустимости и границах использования в печатных СМИхудожественных произведений, изобразительных средств (рисунки, карикатуры) дляцелей предвыборной агитации. Правда, здесь следует заметить, что закон все жесодержит некоторые положения, относящиеся к печатным средствам массовойинформации:
1.Прежде всего, всвязи с вопросом о равенстве претендентов на услуги прессы вскользь упоминаютсятакие полиграфические тонкости, как место на полосе, шрифт и другие условия.
2.Указывается, чтопубликация предвыборных материалов не должна сопровождаться редакционнымикомментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями,не согласованными с кандидатами, избирательными объединениями, избирательнымиблоками.
3.Во всехматериалах, помещаемых в печатных СМИ, должно быть указано, за счетизбирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения или блокаоплачена данная публикация. А если публикация произведена бесплатно, то об этомдолжно быть сообщено и указано, какому кандидату (объединению, блоку) былапредоставлена возможность размещения данной публикации в счет доли бесплатнойпечатной площади.
Столь скупая по сравнению с электронными СМИ регламентация агитационнойдеятельности печатных изданий возмещается положениями Закона о СМИ, которыепреимущественно относятся к печатной прессе.
Следует остановиться еще на одном спорном моменте в определениипредвыборной агитации. Законодатель признает предвыборной агитацией рекламукоммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений иблоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также организаций,учредителями, собственниками или членами руководящих органов которых являютсяэти лица. Реклама деятельности перечисленных лиц относится на счетизбирательного фонда того кандидата, избирательного объединения (блока),которого представляют или поддерживают эти лица. В связи с этой нормойнеобходимо уточнить некоторые моменты. В частности, возникает вопрос: чтоозначает «реклама коммерческой и иной деятельности» Включается ли в понятие«иной деятельности» любая служебная, профессиональная, творческая, научная,спортивная деятельность и любительские занятия всех лиц, причастных кизбирательному процессу. Если, например, имеется в виду служебная деятельность,то избирательные фонды некоторых кандидатов и общественных объединений (блоков)будут моментально исчерпаны только такой рекламой, и ни на что другое не хватитсредств. С другой стороны, как положения данной статьи соотносятся с указаниемзакона о том, что ограничения на ведение предвыборной агитации не касаютсявыполнения должностных, служебных обязанностей депутатами, выборными лицами,высшими государственными служащими. Означает ли также, что реклама коммерческойдеятельности представителей бизнеса, если они как-либо участвуют визбирательном процессе, ограничена данной статьей. Отмеченные неясности, весьмасущественные для СМИ, требуют компетентных разъяснений законодателя. Вдальнейшем мы подробнее остановимся на тех неясностях, возникающих на практикеи приводящих к существенным нарушениям законодательства о выборах, которыевозникают в связи с указанными неточностями законов.§ 1. Условия ведения предвыборной агитациичерез средства массовой информации
Поскольку Закон « Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» является базовым актом российской избирательной системы,постольку и нормы, устанавливающие условия предвыборной агитации через печатныеСМИ, имеют бланкетный характер, относя детальное регулирование процедурпредоставления газетных полос для материалов предвыборной агитации к сфередействия специальных законов. Фактическое регулирование порядка и условийпредвыборной агитации в печатных СМИ осуществлялось на основании подзаконныхактов – инструкций Центральной избирательной комиссии. И хотя качество этихдокументов было достаточно высоким (а неоднократные попытки оспорить в судеположения инструкций ЦИКа по предвыборной агитации ни разу не увенчалисьуспехом), социальное и политическое значение правового регулированияпредвыборной агитации столь высоко, что, безусловно, заслуживает именнозаконодательного определения в качестве норм прямого действия.
Все СМИ можно разделить на несколько групп, принадлежность к каждой изних влечет определенный порядок, регулирующий предвыборную агитацию.
К первой группе относятся периодические печатные издания, подпадающие поддействие п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантия избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан РФ», устанавливающей, чторедакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями(соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы,организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15процентов бюджета соответствующей редакции периодического печатного издания загод, предшествующий дню официального опубликования решения о назначениивыборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственнойвласти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированнымкандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условияпроведения предвыборной агитации. Именно на эти печатные СМИ ложится основнаянагрузка по опубликованию материалов предвыборной агитации. Они вправе иобязаны выделять печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами,избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами попроведению референдума, как на бесплатной, так и на платной основе. И, что ещесущественней, именно и только эти издания обременяются обязанностью бесплатнойпубликации материалов предвыборной агитации. Попутно заметим, что в российскомизбирательном законодательства норма о возможности бесплатной публикацииагитационных материалов в печатных изданиях появляется впервые. Прежний закон возлагал эту обязанность только на государственные телерадиокомпании. Подобнуюновеллу можно лишь приветствовать. Увеличение числа субъектов бесплатной (длякандидатов, избирательных объединений и блоков) предвыборной агитации значительнорасширяет возможности избирателей познакомиться с позицией различныхкандидатов, и усиливает государственные гарантии равных условий доступа к СМИдля всех участников избирательного процесса. В связи с этим исключительно важноочертить круг этих изданий в точном соответствии с законодательнымопределением. Прежде всего теперь для отнесения того или иного издания ккатегории СМИ, которым вменено в обязанность бесплатно предоставлять своиплощади для предвыборной агитации, существенным условием является не толькосостав учредителей этого издания как средства массовой информации, но и составучредителей редакции такого издания как юридического лица. Допустим,учредителем газеты как средства массовой информации является ее журналистскийколлектив. Очевидно, что такая форма объединения граждан не имеет никакогоотношения к указанным в Законе государственным или муниципальным органам,организациям, учреждениям. Между тем сама редакция этой газеты может бытьобразована в организационно-правовой форме государственного либо муниципальногоучреждения. В этом случае по прежнему положению такая газета не подпадала поддействие указанной нормы (что, в общем, нелогично, учитывая фактическоегосударственное (муниципальное) участие в издании этой газеты). Теперь этопротиворечие устранено, и правоприменитель, решая вопрос о привлечении того илииного издания к размещению материалов предвыборной агитации, должен обращатьсяне только к свидетельству о регистрации данного издания как средства массовойинформации, но и к соответствующему документу, устанавливающему фактгосударственной регистрации редакции этого издания в качестве юридическоголица. Второе существенное условие – источники финансирования. Как следует изнормы закона, даже не являясь государственным или муниципальным по составуучредителей, издание обязано бесплатно публиковать материалы предвыборнойагитации, если в течении года, предшествовавшего дню официального опубликованиярешение о назначении выборов, редакция этого издания финансировалась не менее чемна 15 процентов за счет средств, выделенных федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления. Закон не оговаривает формы такогофинансирования, но, очевидно, к ним следует относить любые дотации, субвенции ит.п., произведенные за счет федерального, областного (краевого,республиканского, окружного) или местного бюджетов, либо соответствующихвнебюджетных фондов.
Ко второй группе относятся издания учрежденные органами государственнойвласти и местного самоуправления, но исключительно для публикации официальныхсообщений и материалов, нормативных и иных актов. Здесь имеются в виду разногорода периодические сборники документов, собрания законодательства, вестники,бюллетени и т.п. Такие издания не обязаны и не вправе публиковать материалыпредвыборной агитации.
Третья группа это так называемые специализированные издания (детские,технические, научные и другие), которые вправе публиковать агитационныематериалы, соблюдая принцип равных условий доступа всех участниковизбирательного процесса, но не обязаны это делать при условии полного неучастияв избирательной кампании. Следует заметить, что, на наш взгляд, представляетсяне вполне удачной формулировка условия отказа изданий этой группы от публикацииагитационных материалов, а именно «полное неучастие в избирательной кампании, вподготовке и проведении референдума в какой бы то ни было форме». Подобноежесткое ограничение не вполне оправданно, ведь кроме собственно агитационныхматериалов речь может идти о публикации каких-то важных решений избирательныхкомиссий, разъяснений порядка голосования и т.п.
Четвертая группа это периодические печатные издания, чьи редакции либоони сами учреждены зарегистрированным кандидатом (кандидатами), избирательнымобъединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведениюреферендума, а также входящим (входящими) в избирательный блок избирательнымобъединением (избирательными объединением). Как следует из конструкции статьи,на эти издания не распространяются положения, установленные в п.1, из чегоможно сделать вывод, что данные издания как вправе публиковать агитационныематериалы, так и вправе этого не делать. При этом, что существенно, на данныеСМИ не распространяется обязанность обеспечивать равные условия для всехучастников избирательного процесса, что вполне логично. Какой смысл учреждатьсвою газету, если в ней будут выступать оппоненты по выборам? Не следует путатьиздания, специально учрежденные кандидатами, избирательными объединениями ит.п. с изданиями, хотя традиционно разделяющими их политическую позицию, ноорганизационно обособленными. Так же не относятся к данной категории издания(редакции), хотя и финансируемые каким-либо кандидатом или избирательным объединением,но не учрежденные ими.
Пятая группа включает все остальные, т.е. «независимые» издания (термин,понятно, достаточно условный). Однако, на правовой режим участия визбирательных кампаниях этих изданий указание содержится в п.2 ст.39Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан РФ» Суть его в том, что издания данной группывправе предоставить печатную площадь всем участникам избирательного процесса надоговорной основе. При этом ставится единственное, но определяющее условие:оплата кандидатами, избирательными объединениями и блоками печатной продукциидолжна осуществляться на равных условиях. А поскольку ч.3 ст.37 настоящегоЗакона гарантирует зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям иблокам равные условия доступа к СМИ, то, следует предположить, что и прочие,помимо финансовых, условия публикации агитационных материалов (место на полосе,объем материала, шрифт и т.п.) должны быть равными. Таким образом, независимыеиздания не обременены обязанностью участия в предвыборной агитации, но поместивагитационный материал кого-либо из кандидатов, они не вправе отказать в этомвсем остальным.
Предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналахорганизаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) можетпроводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательнымиобъединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные спискикандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда. Иныеучастники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную агитациючерез средства массовой информации.
Не позднее чем через 20 дней со дня официальногоопубликования решения о назначении выборов организации телерадиовещания иредакции периодических печатных изданий обязаны опубликовать сведения о размереи условиях оплаты эфирного времени и печатной площади, предоставляемых дляцелей предвыборной агитации. Указанные размер и условия должны быть едиными длявсех субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации черезсредства массовой информации. Организация телерадиовещания должна опубликоватьэти сведения в одном из массово распространяемых периодических печатныхизданий, опубликование в которых является официальным, в «Российской газете».
Законодатель весьма подробно прописал порядок дележа междупретендентами бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади,указал, как исчисляется доля каждого, какие арифметические действия при этомпроводятся; определили порядок использования выделенных лимитов времени иплощади путем жеребьевки, производимой избирательными комиссиями с участиемзаинтересованных лиц. Но всеми этими расчетами занимаются избирательныекомиссии, а редакциям СМИ только спускают полученные в результате вычисленийнормы для каждого кандидата. И здесь возникают некоторые достаточно важныевопросы: кто должен следить за фактическим расходованием установленных объемовбесплатных услуг, соблюдением кандидатами выделенных им лимитов. На ком лежиттакая обязанность – на СМИ, избирательных комиссиях или самих кандидатах. Позакону СМИ должны вести учет предоставленных кандидатам как бесплатных, так иплатных услуг и представлять эти сведения в соответствующую избирательнуюкомиссию. Из этого можно сделать вывод о том, что СМИ полагается следить толькоза перерасходом кандидатом предоставленной ему печатной площади и установленнойдоли эфирного времени. Все остальное должно ложиться на самих кандидатов,которые в первую очередь заинтересованы в использовании всех предоставленных имлимитов, и избирательные комиссии, а в частности, на специальныеконтрольно-ревизионные службы при них, деятельность которых заключается вконтроле за соблюдением установленных рамок.
Также детально описан порядок распределения общего объема платного эфираи платной печатной площади между участниками избирательного процесса иопределения доли каждого подобно тому, как это сделано для бесплатных услугСМИ. Даты обнародования агитационных материалов в эфире и печати определяютсяжеребьевкой, проводимой избирательными комиссиями с участием заинтересованныхлиц. В случае отказа кандидата избирательного объединения, блока послежеребьевки от использования платных информационных услуг, высвободившиесяэфирное время и печатную площадь СМИ может использовать по своему усмотрению,но не для предвыборной агитации. Оплата эфирного времени и печатной площадиосуществляется на равных для всех условиях в течение избирательной кампании позаранее объявленным расценкам. Платежи производятся только через банкисключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений иблоков.
Отдельно можно обратить внимание на оговорку законодателя онедопустимости каких-либо редакционных комментариев, сопровождающихагитационные материалы, а также не согласованных с кандидатами, избирательнымиобъединениями и блоками заголовков и иллюстраций. Причем это правилораспространяется на все издания, в том числе и независимые. В то же время, какнам представляется, сказанное не исключает права редакции высказать своеотношение к тем или иным агитационным материалам, допустим, в очередном номерегазеты, поскольку указанная норма говорит о редакционных комментариях, которыесопровождают публикацию агитационного материала, т.е. совпадают с ним повремени и месту.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правила веденияпредвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно, хотя неисключает ряда неточностей и противоречий.
Правовые аспекты проведения предвыборной агитации
Отметим ключевые элементы приведенного выше определения предвыборнойагитации.
Во-первых, агитация — это деятельность. Нет нужды обращаться к толковомусловарю, чтобы понять, что под деятельностью можно понимать все что угодно,кроме бездеятельности. Воспользовавшись методом исключения, применение которогоне редкость при обсуждении вопросов агитации, можно сказать, что предвыборнойагитацией будет признано все, для чего предпринимались какие-либо действиясоответствующим субъектом. Следовательно, если данный субъект никаких действийне предпринимал или отсутствуют доказательства совершения им каких-либодействий, то не может идти речи о его ответственности за возможныеправонарушения.
На практике все выглядит несколько иначе. Избирательные комиссии и дажесуды для применения санкций за избирательное правонарушение нередко считаютдостаточными сведения, приведенные в поданных жалобах, не утруждая себя поискомдоказательств совершения тем или иным кандидатом противоправных действий. Этоспособствует применению предвыборными штабами провокаций против конкурентов.Например, распространяются листовки с выходными данными оппонентов в период,когда предвыборная агитация запрещена, или в местах, где запрещена предвыборнаяагитация.
Во-вторых, в определении указаны субъекты предвыборной агитации, ккоторым относятся: граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательныеобъединения, избирательные блоки, общественные объединения. В соответствии сопределением деятельность иных субъектов не может быть признана законнойагитацией и должна рассматриваться в качестве иной деятельности. С кандидатами,избирательными объединениями и избирательными блоками ситуация более или менееясна. Агитация для них — основное средство воздействия на избирателей. Чтокасается граждан Российской Федерации, то включение этой категории в числосубъектов предвыборной агитации должно было, по всей видимости, подчеркнутьустановленный пунктом 8 статьи 3 Федерального закона «Об основныхгарантиях избирательных прав» запрет: «Иностранные граждане, заисключением случая, указанного в пункте 8 статьи 4 настоящего Федеральногозакона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправеосуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижениюкандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов». Необходимоотметить, что предвыборной агитацией вправе заниматься только гражданеРоссийской Федерации, достигшие 18 лет. В соответствии со статьей 4Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав»гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать,голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимыхзаконными методами иных избирательных действиях и т.д. К иным избирательнымдействиям следует, по всей видимости, отнести и предвыборную агитацию, и любуюдругую связанную с выборами деятельность.
По причине отсутствия в Федеральном законе «Об основных гарантияхизбирательных прав» прямого запрета на осуществление предвыборной агитациинесовершеннолетними многие предвыборные штабы допускали серьезные ошибки,привлекая к агитационной деятельности лиц, достигших 14 лет, с письменногосогласия их родителей. При этом они руководствовались статьей 26 Гражданскогокодекса РФ, а также Федеральным законом «Об общественных объединениях».Последний предусматривает возможность членства в молодежных политическихобщественных объединениях (а для таковых проведение предвыборной агитации — одна из основных форм деятельности) с 14 лет.
Объясняются такие действия предвыборных штабов низкой стоимостью труданесовершеннолетних, высокой степенью готовности молодежи практически к любойработе. Подобная практика вызывала негативную ответную реакцию средств массовойинформации конкурентов, внимательно отслеживавших работу противника. Крометого, следовали соответствующие меры правоохранительных органов:несовершеннолетних задерживали, а в средствах массовой информации широкоосвещалось «циничное попрание основ морали и нравственности „грязнымиполиттехнологами“. При этом перед сотрудниками милиции вставал вопрос отом, по какой статье Кодекса об административных правонарушениях привлекатьнесовершеннолетних к ответственности. По всей видимости, применению подлежитстатья 40 КоАП — проведение предвыборной агитации, агитации при проведенииреферендума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральнымзаконом. Хотя прямого запрета в законе нет.
Очевидно, что гораздо более важной в данном случае является неадминистративная санкция, а воздействие на общественное мнение путемдемонстрации „нечистоплотности“ противника, использующего труднесовершеннолетних. Однако (как всегда это бывает при неоднозначных по своейприроде PR-акциях) возможна и обратная реакция на действиякандидата-нарушителя: избиратели убеждаются, что „даже дети на егостороне“.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своихПостановлениях, которыми утверждены инструкции о порядке формирования ирасходования денежных средств избирательных фондов, дает на редкость четкиеразъяснения по данному вопросу. В соответствии с ними договоры о привлеченииграждан к выполнению работ и оказанию услуг могут быть заключены только ссовершеннолетними гражданами Российской Федерации. Допускается добровольноебесплатное, без привлечения третьих лиц, выполнение совершеннолетними гражданамиРоссийской Федерации работ и оказание услуг, связанных с проведениемизбирательной кампании кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательногообъединения, избирательного блока. Таким образом, несовершеннолетние гражданеоднозначно исключены из избирательного процесса.
Среди субъектов предвыборной агитации закон называет также общественныеобъединения. В статье 5 Федерального закона „Об общественныхобъединениях“ дается определение, а в статье 7 — организационно-правовыеформы общественного объединения, причем список этих форм исчерпывающий.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся наоснове общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставеобщественного объединения… Общественные объединения могут создаваться в однойиз следующих организационно-правовых форм: общественная организация;общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; органобщественной самодеятельности. Политические общественные объединения создаютсяв виде общественных организаций (в том числе политических партий) иобщественных движений. Общественным объединениям предвыборная агитацияразрешена, однако представляется, что законодатель, указывая в определениипредвыборной агитации общественные объединения, имел в виду именно политическиеобъединения, деятельность которых напрямую связана с выборами в различныеорганы власти. Требует уточнения роль в избирательном процессе других субъектов:избирательных комиссий, различных коммерческих организаций, например средствмассовой информации, и др.
Бесспорен тот факт, что избирательные комиссии, чья компетенцияопределена в законе, не вправе проводить предвыборную агитацию. Тем не менееизбирательные комиссии нередко, умышленно или от недопонимания своей роли визбирательном процессе игнорируя требования правовых норм, допускают прямые икосвенные призывы избирателей к участию в выборах. На практике юристамприходится сталкиваться с такими случаями, когда незадолго до закрытияизбирательных участков в день голосования члены избирательных комиссий потелефону призывают избирателей, еще не пришедших на выборы, „исполнитьсвой гражданский долг“. А ведь это не что иное, как предвыборная агитация.Следует помнить, что высокая или низкая явка на избирательные участки бываеточень важна для того или иного кандидата. В этой ситуации может быть поставленапод сомнение беспристрастность работы избирательных комиссий. Указанныеобстоятельства обусловливают необходимость включения в текст закона прямогозапрета избирательным комиссиям призывать к участию в выборах. Коммерческиеорганизации (в том числе средства массовой информации), а также религиозныеорганизации и объединения, фонды, государственные корпорации, некоммерческиепартнерства и др. не входят в число субъектов предвыборной агитации и, пологике, такую деятельность осуществлять не вправе. В какой же форме визбирательный процесс вовлечены некоторые из субъектов, которые отсутствуют вопределении предвыборной агитации. Дело в том, что пункт 5 статьи 37Федерального закона „Об основных гарантиях избирательных прав“ даетчеткий перечень лиц, которым запрещена предвыборная агитация. В агитации припроведении выборов и референдума не могут участвовать члены избирательныхкомиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственныеорганы, органы местного самоуправления, благотворительные организации,религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные имуниципальные должности, государственные и муниципальные служащие,военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностейили с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Как мыуже убедились на примере несовершеннолетних, этот перечень не исчерпывающий.Получается, что часть субъектов предвыборной агитации указана в ее определениии для части субъектов она напрямую запрещена. Правовой же статус некоторых иныхсубъектов законом просто не определен.
Возьмем, к примеру, средства массовой информации в период избирательнойкампании. Это коммерческие организации. Их участие в избирательных кампанияхзаконом не запрещено — пункт 6 статьи 45 Федерального закона „Об основныхгарантиях избирательных прав“ гласит: „теле-, радиопрограммы наканалах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание… и редакциипериодических печатных изданий… участвуя в избирательных кампаниях, невправе...“ То есть законодатель допускает участие средств массовойинформации в избирательных кампаниях. Но в то же время они не указаны ни вопределении предвыборной агитации, ни среди субъектов, которым она запрещена.Кандидаты (избирательные объединения, избирательные блоки) заключают с нимидоговоры на оказание агитационных услуг, размещение агитационных материалов ит.п. Сами средства массовой информации предвыборную агитацию не ведут.
Приходится констатировать, что большинство избирательных кампаний в нашейстране проходит с нарушениями правил проведения предвыборной агитации в СМИ.При совершении данных правонарушений физические лица должны привлекаться постатье 40.8 КоАП, а юридические — по статье 4 Федерального закона „Обадминистративной ответственности юридических лиц за нарушение законодательстваРоссийской Федерации о выборах и референдумах“ (нарушение условий доступак СМИ и пр.). При этом на практике иногда допускаются досадные ошибки:избиркомами отклоняются жалобы на СМИ, проводящие не оплаченную изизбирательного фонда агитацию, так как СМИ „по определению не являютсясубъектами предвыборной агитации“. Остается неясным, какую же деятельностьосуществляла та или иная газета или телерадиокомпания.
Кроме того, законодатель фактически приравнивает к предвыборной агитациирекламу в ходе избирательной кампании коммерческой и иной деятельностиорганизаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членамируководящих органов которых являются кандидаты и пр., обязывая оплачивать ее изсредств избирательного фонда (пункт 5 статьи 45 Федерального закона „Обосновных гарантиях избирательных прав“). То есть законом фактическипризнается, что предвыборная агитация может вестись коммерческими организациямив форме рекламы их хозяйственной деятельности.
Другой пример — инициативные группы избирателей. Каков их статус как субъектовпредвыборной агитации. Инициативная группа избирателей — это регистрируемая вустановленном законом порядке группа с персонально определенным составом (например, ст. 33 Федерального закона „О выборах Президента РоссийскойФедерации“). Пункт 3 статьи 45 Федерального закона „Об основных гарантияхизбирательных прав“ указывает инициативные группы в качестве субъектовпредвыборной агитации: »… Инициативные группы по проведению референдума иих уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе припроведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдумаобещаниями". Другими словами, законодатель допускает предвыборную агитациюи иных субъектов, не перечисленных в ее определении. Следует отметить, чтозаконодатель в определении предвыборной агитации отличает побуждение кголосованию от побуждения к участию в выборах. Под участием в выборах можнопонимать как саму агитацию, так и оказание материально-финансовой поддержкикандидатам и политическим объединениям, выполнение различных работ и оказаниеуслуг, связанных с выборами.
Исходя из закона, деятельность, побуждающая избирателей не участвовать ввыборах, предвыборной агитацией не является. Однако о том, как важно снизитьявку на избирательные участки в регионах, полностью поддерживающих оппонента,знает любой сотрудник компании по политическому консалтингу. На это бываютнаправлены немалые материальные ресурсы.
Вопрос о включении в определение предвыборной агитации в качестве целипобуждения избирателей к отказу от участия в выборах является спорным. С.Д.Князев считает, что в законе имеется серьезный пробел, исключающий из сферыправового регулирования подобные действия и создающий почву длязлоупотреблений. Он предлагает включить в определение предвыборной агитациидеятельность, побуждающую или имеющую целью побудить граждан к отказу отучастия в выборах. С точки зрения В.Д. Мостовщикова, включение в закон«такой цели, как побуждение к отказу от участия в выборах, означало бы,что законами допускается деятельность, не позволяющая в полной мере реализовать»конституционное право каждого гражданина избирать и быть избранным. А.Е.Постников придерживается следующего мнения: «Агитационная деятельность,имеющая целью оказать воздействие на гражданина Российской Федерации с цельюпринудить его к участию или неучастию в выборах, не является предвыборнойагитацией. Она противоречит принципу добровольности участия гражданина ввыборах».
Действительно, Российская Федерация — государство с демократическойформой правления, что предполагает формирование ряда государственных органовпутем выборов. Пункт 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации устанавливаетправо граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать вреферендуме. Как отмечает В.Д. Мостовщиков, «добровольное участие ввыборах, как и добровольный отказ, — в одинаковой степени правомерные формыповедения граждан на выборах».
Однако, по нашему мнению, до тех пор пока законом не установленаобязанность участвовать в выборах и голосовать, а такие действия являются лишьправом граждан, деятельность, побуждающая реализовать либо не реализовыватьсвое конституционное право, также не может быть признана неправомерной. ВРоссийской Федерации не запрещена, к примеру, пропаганда монархических и томуподобных идей, исключающих демократические формы волеизъявления. Отсутствуюттакже санкции за призывы не участвовать в выборах и не голосовать. Такимобразом, ничто не препятствует введению в законодательное определениепредвыборной агитации в качестве цели побуждения избирателей не участвовать ввыборах. Конституционные права граждан не будут при этом нарушены илиограничены.Совсем иначе стоит вопрос о применяемых в ходе агитации методах.Если граждане принуждаются к каким-либо действиям, чем ущемляется их право насвободу выбора, то такие действия однозначно должны быть признаныпротивозаконными вне зависимости от того, побуждают ли они участвовать в выборахи голосовать или наоборот.
Также вызывает интерес формулировка закона, в соответствии с которойагитация — это деятельность, имеющая целью или побуждающая избирателей кголосованию против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). В российскойизбирательной системе такая форма голосования не предусмотрена. В силу пункта 6статьи 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательныхправ» избиратель вправе проголосовать за кандидата (кандидатов) либосписок кандидатов, проголосовать «против всех», но не может выделитькандидата (кандидатов) либо список кандидатов и проголосовать именно против них.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Представляетсяцелесообразным скорректировать законодательное определение предвыборнойагитации, изложив его следующим образом: «Предвыборная агитация — этодеятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей участвоватьили не участвовать в выборах, а также голосовать или не голосовать за тех илииных кандидатов (списки кандидатов) либо голосовать против всех». В законенеобходимо четко указать, кому такая деятельность разрешена и кому запрещена,установив при этом в соответствующих нормативных актах ответственность занарушение этих правил. Было бы нежелательно включать в определение предвыборнойагитации перечень ее субъектов, так как это переносит на них «центр тяжести»определения и выводит из сферы правового регулирования аналогичную деятельностьдругих субъектов избирательного процесса. Существующее законодательноеопределение предвыборной агитации порождает ряд особенностей в практике егоприменения.
Зачастую появляется необходимость заново определять понятие предвыборнойагитации в каждом конкретном регионе и территориальном образовании. Характерпредвыборной агитации во многом зависит от правовой культуры населения даннойместности, которая сильно различается в западных и восточных областях страны. Сегоднясущественно возросла роль профессионального юридического сопровожденияизбирательной кампании. Толкование определения предвыборной агитации во многомзависит от субъективных особенностей отдельных членов избирательных комиссий исудей, ряда других факторов. При этом широкая или узкая трактовка избирательнойкомиссией понятия предвыборной агитации оказывает воздействие и на уровеньрешительности акций, предпринимаемых предвыборными штабами. При рассмотрениижалоб в ходе избирательной кампании постоянно складывается одинаковая ситуация:идет спор о форме и содержании определения предвыборной агитации. Юристам визбирательной кампании повсеместно приходится отстаивать прямо противоположныеправовые позиции по аналогичным вопросам. Сторона, обжалующая какие-либодействия, старается толковать понятие предвыборной агитации расширительно,упирая на предоставленную для этого законом возможность. Оппоненты же стремятсяпоказать избирательной комиссии или суду недопустимость расширительноготолкования понятия «предвыборная агитация». Их задача — акцентироватьвнимание на том, что подобная практика может привести к невозможностиобъективно определить критерии предвыборной агитации.
Необходимо отметить, что правовая норма — это в первую очередьобщеобязательное правило поведения, находящее ясное, четкое и по возможностиоднозначное отражение в законе. Это именно правило, то есть своеобразная модельповедения, постоянно применяемая для сравнения со всеми реальными деяниямисубъектов общественных отношений. В данном конкретном случае в отношениирегулирования предвыборной агитации фактически не соблюдены признаки правовойнормы. Оказался «размытым» ее ключевой элемент — само определениепредвыборной агитации, являющееся исходным для дальнейшей квалификации по составаммногих правонарушений. Совершенно очевидно, что правовое регулированиепредвыборной агитации настоятельно требует совершенствования. Необходимовыработать критерий для выделения субъектов предвыборной агитации, а также болеечетко определить состав лиц, которым предвыборная агитация запрещена. Крометого, приходится констатировать недостаточное освещение данной темы:существующие публикации и практически единственный комментарий к Федеральномузакону «Об основных гарантиях избирательных прав» не уделяютдостаточного внимания понятию предвыборной агитации. По всей видимости,сложившаяся широкая судебная практика по делам, связанным с выборами в органывласти всех уровней, должна в итоге привести к принятию соответствующегопостановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Центральнаяизбирательная комиссия также обладает на настоящий момент достаточнымфактическим материалом для издания акта, обобщающего практику применения норм,связанных с понятием предвыборной агитации, для достижения единообразия в егопонимании и применении.
Вывод
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глубокие изменения вовсех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различныхполитических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выбороворганов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятия«агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегоднянаходят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политическойпрактике, имеют глубокие исторические корни и практику.
На сегодняшний день предвыборная агитация в Российской Федерации — этодеятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая цельюпобудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов,список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (противвсех списков кандидатов).
Предвыборнаяагитация может принимать следующие формы:
а)призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
б)выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательныхобъединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого изкандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательныхобъединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;
в)описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (спискакандидатов);
г)распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либокандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании спозитивными либо негативными комментариями;
д)распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с егопрофессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных)обязанностей;
е)деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательногоотношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательномублоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению,избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;
ж)иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать закандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, противвсех списков кандидатов.
Законодательнозакрепленные способы проведения предвыборной агитации:
а) наканалах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б)посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами,митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
ПосколькуЗакон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» является базовым актом российскойизбирательной системы, постольку и нормы, устанавливающие условия предвыборнойагитации через печатные СМИ, имеют бланкетный характер, относя детальноерегулирование процедур предоставления газетных полос для материаловпредвыборной агитации к сфере действия специальных законов. Фактическоерегулирование порядка и условий предвыборной агитации в печатных СМИосуществлялось на основании подзаконных актов – инструкций Центральнойизбирательной комиссии.
Совершенноочевидно, что правовое регулирование предвыборной агитации настоятельно требуетсовершенствования. Необходимо выработать критерий для выделения субъектовпредвыборной агитации, а также более четко определить состав лиц, которымпредвыборная агитация запрещена.
По всей видимости, сложившаяся широкая судебная практика по делам,связанным с выборами в органы власти всех уровней, должна в итоге привести кпринятию соответствующего постановления Пленумом Верховного Суда РоссийскойФедерации. Центральная избирательная комиссия также обладает на настоящиймомент достаточным фактическим материалом для издания акта, обобщающего практикуприменения норм, связанных с понятием предвыборной агитации, для достиженияединообразия в его понимании и применении.
Приложение
1. Видеоматериал
2. Агитационныелистовки
Конкурснуюработу завершает список использованной литературы инормативных актов.
І. Нормативный материал:
1. КонституцияРоссийской Федерации, принята всенародным голосованием.,12.декабря 1993г.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября1994г. с изм. и доп. от 10 июля 2002г., 26 октября 2002г., 20 декабря 2002г.,10 января 2003г., 11 июня 2003г., 28 июля 2004г., 20 августа 2004г., 02 ноября2004г., 29 декабря 2004г., 10 января 2006г., 06 октября 2003г., 03 мая 2006г.// СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1093.
3. Об общественныхобъединениях: ФЗ РФ от 19 мая 1995г. с изм.и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г.//СЗ РФ.2002 №82.Ст.-54.
4. Об основныхгарантиях избирательных и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации: ФЗ РФ от 19 сентября 1997г. с изм.и доп. от 24.12.2002 №176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П, ФЗ РФ от23.12.2003 № 186-ФЗ, Постановлений Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 «4-П, от 14.11.2005 N 10-П.//CЗРФ.2002 №67.Ст.-84.
5. О выборах ПрезидентаРоссийской Федерации: ФЗ РФ от 10 января 2003 г. в ред. ФЗ РФ от 21.07.2005 N 93-ФЗ//CЗ РФ.2005 №19.Ст.-88.
6. Об инструкции опорядке и формах учёта и отчётности кандидатов о поступлении средств визбирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборовПрезидента Российской Федерации: Постановление Центризбиркомаот 03.05.2007 № 6/53-5//СЗ РФ.2007 №6/53-5.
7. Об инструкции опорядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов,зарегистрированных кандидатов при проведении выборов Президента РоссийскойФедерации: Постановление Центризбиркома РФ от 14 января 2000г.//СЗ РФ 2003. №69/785-3.
ІІ. Специальная литература:
8. Агиевец С.В.Конституционное право зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие. — Гродно., 2001г.
9. Алехин А.П.,Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. — М., 2005г.
10. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации: Учебник М., 1998г.
11. Воробьёв Н.И.,Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в РоссийскойФедерации: Учеб. пособие. — Тамбов., 2005г.
12. Еремин И. Условияпроведения предвыборной агитации через периодические печатные издания//Законодательство и практика СМИ. 1999 г. № 7-8
13. Марченко М.Н.Теория государства и права: Учебник. М., 2008г.
14. Мостовщиков В. Д. Проблемы правовогорегулирования предвыборной агитации// Вестник Московского ун-та. Сер. 10.Журналистика. 2000г. №4
15. Мостовщиков В.Д.Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журнал российского права.1999. № 5/6
16. Никулин В.В.Конституционное право России: Учеб. пособие. -Тамбов., 2003г.
17. Сборникуниверсальных и региональных международных документов. М., 2001 г.
Список сокращений
ФЗ-Федеральный закон
ФКЗ-Федеральный Конституционный закон
ВЦИК-Всероссийский Центральный Избирательный Комитет
КоАП-Кодекс об Административных Правонарушениях
СМИ-Средства Массовой Информации