МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «ПОЛИТИКАВ СФЕРЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
по дисциплине «Политология»
КИЕВ 2011
Содержание
Введение
1. Объект и предметэтнополитологии
2. Теорияэтничности. Понятие этноса
3. Нация: признаки,теории, типология, идеология
3.1 Политическая теориянации
3.2 Психологическаятеория нации
3.3 Культурологическаятеория нации
3.4 Историко-экономическаятеория нации
3.5 Этническая теориянации
4. Классификациягосударств по этническому признаку
5. Этническиепроцессы
6. Особенностиформирования украинского этноса
7. Национальнаяполитика в Украине
Вывод
Литература
Введение
Общество делится по вертикали – на классы и социальныегруппы, и по горизонтали – на этносы и нации. Марксистская идеология на первоеместо ставила принадлежность человека к определенному общественному классу,считая национализм порождением капитализма. Интересы рабочего классаобъявлялись высшими по отношению к каким-либо другим – личным, семейным, национальным,общечеловеческим.
Главной целью рабочего класса считалось построение коммунизма– бесклассового и безнационального общества. Однако эта доктрина, как и многиедругие положения марксистской теории, не выдержала проверки временем. Внастоящее время не классовое, а этническое деление общества стало наиболеезаметным и антагонистическим. Не классы, а этносы и нации стали главнойдвижущей силой общественного развития. Именно этническое деление человечестваслужит источником конфликтов в современном мире. Растет социальная однородностьнаций, то есть либо в них преобладает так называемый «средний класс», либомалообеспеченные слои.
Происходит раскол классов по этнической линии – представителиопределенного этноса занимают соответствующую нишу на рынке труда, чтоподтверждают известные факты – «лица кавказской национальности» на фруктовыхрынках, турки в строительных фирмах, евреи в финансовой сфере, жители ВосточнойАзии на сборке компьютеров и так далее. Возникли теории «этническойстратификации», «расколотого рынка труда», «внутреннего колониализма».
1.Объект и предмет этнополитологии
Скажем, в Германии коренное население занято в сфере высокихтехнологий, а иммигранты – курды, народы бывшей Югославии и другие – занятынеквалифицированным трудом. Оценить сложившуюся ситуацию можно краткимвыражением: «Нация победила класс».
Такие человеческие общности, как этнос и нация, играют особуюроль в политической жизни, в процессах функционирования государства. Немецкийисторик Г. Кон писал о философе Иоганне Гердере: «Гердер был первым, ктоутверждал, что человеческая цивилизация существует не в универсальных и общихдля всех, а в национально-своеобразных проявлениях; каждое проявление должнобыть неповторимым, а его оригинальность содержится в духе и языке нации.Человек по своей природе и истории – прежде всего член некоей национальнойобщности и только в качестве такового действительно может быть творцом».
Учет и гармонизация ценностей всех этнических формчеловечества должны быть в основе этнонациональной политики любых уровней, вчастности, государственной. Этнонациональные процессы в политической жизниизучает специальный раздел политической науки – этнополитология.
Этнополитология – это область политологии, изучающая генезис, сущность иобщие закономерности развития этнонациональных общностей. Объектом данной наукиявляется этнополитическая стратификация общества, а предметом — взаимоотношенияэтнических общностей с государством, а также роль и место национальныхотношений в политической жизни общества.
Значение развития этой науки в Украине обусловлено такимифакторами:
1.Любое полиэтническое государство нуждается в выработкеэффективной национальной политики с учетом уроков и негативных тенденций,которые имели место в прошлом.
2.Создание новых государств на месте бывшего СССР поставилопроблему национальных границ, проблему переселенцев, беженцев и т.д.
3.Провозглашение суверенитета некоторыми республиками привелок столкновению титульных наций с нетитульными и вызвало обострение конфликтовна национальной почве.
4.На политические проблемы, связанные с национальнымвопросом, наслаиваются экономические трудности, с которыми сталкиваются новыегосударства.
Нация становится субъектом исторического процесса, когдаобразует самостоятельное государство. Национальное государство трансформируетэтнос в целостный этнополитический организм, который в состоянии отстаиватьсвои национальные интересы, национальную идею среди других народов.
2.Теория этничности. Понятие этноса
Однойиз категорий этнополитики является этнос.
Этнос – это наиболее древнее, естественноеи стабильное сообщество, постоянная движущая сила, действующая на историческойарене. К признакам этноса, согласно Э. Смиту, относятся единое название,наличие мифов об общем происхождении, общая историческая память, единая«историческая территория» (известно, что далеко не все этносы обладают единойтерриторией в настоящее время), элементы общей культуры (язык, обычаи илирелигия), и чувство солидарности с другими членами данного этноса. Польский историкА. Белинский отмечал, что этнос – это «группа людей, соединенных кровными,биологическими связями». Другой вариант определения этноса – это устойчивоекультурное сообщество, которое имеет общую историческую территорию, общиекультурные и психологические черты (историческую память, язык, религию),которые формировались в течение столетий.
Этническиобусловленные образцы поведения и в целом жизнедеятельности человека достаточноярко проявляются в группах людей общей идентичности, появившихся в результате коллективногопонимания их особой истории. Этнические группы обладают собственнымикультурными обычаями, стереотипами, нормами, убеждениями и традициями.
Вработе, посвященной роли биосферы в процессах этногенеза, Л.Н. Гумилевотмечает: «Каждый этнос имеет свою собственную структуру и свой неповторимыйстереотип поведения. Иногда структура и стереотип поведения этноса меняются отпоколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается, а этногенезне затух. Но иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколениевоспроизводит жизненный цикл предшествовавшего».
Гумилевутверждал, что этнос – это не сумма человеческих организмов, а система, то естьв этносе проявляются признаки системности – взаимовлияние и взаимозависимость впроцессе взаимодействия. Этнос по Гумилеву – это географическое и биофизическоеявление в социальной оболочке. Таким образом, в этносе действуют не толькосоциальные, но и биологические законы, в том числе инстинкт самосохранения иборьба за выживание. Этнос формируется из лиц общего происхождения по принципукомплиментарности (симпатии или антипатии к другим людям). Симпатия возникает всоответствии с фразой из сказки Киплинга о Маугли – «мы с тобой одной крови –ты и я». Определяя реальную этническую целостность как динамическую систему,Л.Н. Гумилев указывает, что она включает в себя людей, элементы ландшафта,культурную традицию и взаимосвязи с соседями. В такой системе первоначальныйзапас энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается.Поэтому система должна постоянно удалять накапливающуюся энтропию, обмениваясьс окружающей средой энергией и информацией.
Энергиюэтноса Гумилев назвал «пассионарностью». Это особая биогеохимическая энергия,энергетическое поле нации, основной двигатель событий в истории народа. Этноспостепенно, в процессе своей жизнедеятельности, утрачивает пассионарность,сначала приходит в состояние равновесия, а затем распадается. Этногенез, илипроцесс развития этносов, длится 1200-1500 лет, или 40 поколений, и проходит четырефазы – образование, подъем, упадок и гибель. Каждому этносу свойственносоздание социально-политических и государственных систем.
Согласнотеории Гумилева, в настоящее время «пассионарными» являются американский икитайский этносы, и XXI век пройдет подзнаком борьбы между ними за мировую гегемонию. Русский этнос, к которомуГумилев относил всех восточных славян, пережил период «пассионарности» в XVII – XVIII веках, когда создал великую империю и освоил огромныетерритории Евразии. Период упадка – XIX век, время создания культуры мирового уровня и значения. Распад русскогоэтноса произошел в 1917 году. Таким образом, в настоящее время славянскиенароды Восточной Европы – русские, украинцы и белорусы – находятся в началепути к обретению новой энергии.
3.Нация: признаки, теории, типология, идеология
Другойважной категорией этнополитики является нация. К характерным чертам нацииотносятся подчинение всех ее членов единому правительству; проживание на однойтерритории; общие язык, литература, обычаи; общее происхождение и история;особый национальный характер; единая религия; общие интересы; уважительноеотношение между людьми; чувство гордости к достижениям и печали к неудачамнациональной политики; равнодушие или враждебность к другим национальностям.
Существует понятие «идеальной нации». Она имеет характерныечерты, отличающие ее от других; свободна от внешнего контроля и достаточносильна, чтобы обеспечить эту свободу; действует как единое целое, имеющее своиинтересы и проводящее политику, направленную на обеспечение этих интересов.
Главноедля нации – сохранение ее идентичности и культурной самобытности, свободысамовыражения, создание и сохранение собственного государства и установлениехороших отношений с другими нациями и государствами.
Политическиеинтересы обусловливают политизацию национального самосознания, включают нацию висторический процесс в качестве коллективного политического субъекта. Этомуспособствуют следующие факторы:
1.Идеянационального самосознания, проявляющаяся как противовес всем теориям,оправдывающим умаление национальных особенностей. Исторический опыт убедительнопоказывает, что пренебрежение национальным самосознанием не может быть долгим.
2.Этническаяпестрота, сосуществование в ограниченном географическом пространстве этносов сразными ментальностями, языковыми и культурными отличиями.
3.Отягощенностьисторической памяти взаимными обидами, воспоминаниями о войнах и экономическойдискриминации.
4.Появлениесреди этнической общности политических лидеров, способных аккумулироватьэнергию масс, сформулировать цели и задачи движения.
Существует несколько теорий нации.
3.1.Политическаятеория нации
Родоначальникомее считается голландский философ Гуго Гроций (XVIII в.). Согласно этой теории, нация – политическаяобщность, которая имеет собственное государство или стремится реализовать своеправо на самоопределение и борется за его создание или возрождение. Онаобъединяет всех граждан государства, независимо от их этнического илисоциального происхождения. Это «социальная нация», «нация-государство»,«политическая нация». Ее объединяют общий язык, общие символы, лояльность кгосударству и его законам, единая воля, интересы, общие надежды на будущее.
3.2.Психологическаятеория нации
Ееавтор – французский ученый Эрнест Ренан (XIX в.). По его мнению, «нация – это душа, духовныйпринцип. Ее складывают две вещи. Одна – в прошлом, другая – в будущем. Первая –это владение обширным наследством воспоминаний, вторая – общее согласие,желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся единымнаследством». Нация – большая группа людей, объединенных духовным принципом,большой солидарностью и моральным сознанием; общей национальной психологией,национальным характером, национальной солидарностью, национальной волей,национальным сознанием и другими чертами чисто психологического характера.Решающий фактор в существовании нации – не внешние объективные черты, асубъективные убеждения.
3.3.Культурологическаятеория нации
Австрийскийученый Карл Реннер (XIX в.) считал,что нация – это культурное сообщество. Для ее возникновения необходимы «общийлитературный язык», «развитая национальная литература», «национально-духовнаякультура»; таким образом, «нация – это союз одинаково думающих и одинаковоговорящих людей». Согласно своей теории, Реннер утверждал, что введениегосударственного языка в многонациональной стране будет проявлением господства,а не равенства, может вызвать в обществе враждебность и сепаратистскиенастроения.
3.4.Историко-экономическаятеория нации
Еетворцами стали теоретики марксизма-ленинизма, среди них Карл Каутский и И.В.Сталин. Согласно марксистскому учению, нация – категория историческая,возникшая вследствие развития капитализма. Главное условие ее формирования –общие экономические связи и общие классовые интересы. Ненаучным являетсяделение наций на «исторические» и «неисторические», то есть находящиеся намагистральном пути общественного прогресса и на его обочине; на «революционные»и «реакционные», на «буржуазные» и «социалистические». На основе приоритетаклассовых интересов над национальными марксисты делали вывод, например, осуществовании двух культур – угнетенных масс и господствующих классов – вкаждой национальной культуре.
3.5.Этническаятеория нации
Началоее разработки принадлежит немецкому ученому Иоганну Гердеру (XVIII в.). Понятие этнической нацииупотребляется в случае, если нация складывается из одной этнической группы.Карл Дойч отмечал, что нация — это «группа людей, объединенных общейошибкой по вопросу своего происхождения и общей нелюбовью к своимсоседям».
Нация — крупное, историческое, динамичное,цивилизованное сообщество граждан, часто полиэтничное, но объединенное вокругкакого-либо одного этноса, с национальным языком внутреннего государственногообщения (возможно, одним или несколькими локальными официальными языками), какправило, с собственной территорией, общими интересами, единой волей быть единымцелым; единой национальной культурой (как синтезом нескольких этническихкультур), сознанием общности прошлого, современного и особенно будущего иодновременно собственной самобытности и общим названием.
В типологизациинаций возможны различные подходы. В прошлом существовали догматический(формационно-классовый) и критический (цивилизационно-гуманистический).Согласно первому, то есть марксистско-ленинскому, нации делятся на«капиталистические» и «социалистические», а также на«титульные» (коренные) и не титульные (пришлые). Согласно второму,разрабатывавшемуся европейскими учеными либерального направления, нации делятсяна политические и этнические, древние и новые, построенные и недостроенные,территориальные и безтерриториальные, к которым до создания Израиля относилисьевреи, и по сей день относятся цыгане; что касается территориальных наций, тоони, в свою очередь, могут быть едиными и расколотыми, а также диаспорными(когда значительная часть нации находится за пределами страны). К диаспорнымнациям относятся армяне, греки, евреи, китайцы и другие. К расколотым нациям вразное время относились украинцы, немцы, вьетнамцы, и по сей день ими остаютсякитайцы и корейцы.
Согласносовременной трактовке, нации делятся на три группы:
1.Полномасштабные(политические и этнические).
2.Государственные(политические) нации — в государствах, не имеющих единого языка.
3.Этнические- имеющие язык, но не имеющие государства.
Национальнаяполитика любого государства должна базироваться на определенной идеологии,определенных политических принципах; к ним относятся национализм,интернационализм, шовинизм и сегрегация.
Национализм до недавнего времени трактовался унас однозначно как реакционная идеология и реакционный политический принцип.Как идеология национализм действительно реакционен (приоритет однойнациональной культуры перед другими, приоритет национальных ценностей передличностными и т.д.). Как политический принцип национализм следует признать, иборьба с ним бесперспективна (в нем заложены такие положения, как учетнациональных особенностей, создание жизнеспособных федераций и конфедераций).
Интернационализм считался в СССР единственно вернойидеологией в сфере национальных отношений, интернациональное ставилось вышенационального. В связи с переосмыслением понятия «национализм»переосмысливается и понятие «интернационализм». Не отвергая этотпринцип, как ведущий к установлению контактов между людьми различныхнациональностей, важно на первый план поставить национальные интересы, которыеближе и понятнее людям.
Шовинизм — это проповедь национальнойисключительности. Термин происходит от имени французского солдата Н. Шовена,выставленного в период наполеоновских войн в качестве поклонника величияфранцузской нации. В России до революции (иногда и в современных условиях)проявлялся великорусский шовинизм. В Германии Гитлер насаждал шовинистическуюидею превосходства арийской нации. Шовинизм чреват войной и насилием.
Сегрегация — от латинского segregatio, что означает отделение. Это крайняяформа этнической дискриминации, ограничение прав и свобод этнической общностипутем создания специальных учреждений, выделения специальных территорий(негритянские гетто в США, еврейские гетто на оккупированных фашистамитерриториях в годы второй мировой войны, гетто для чернокожих в Южной Африке всередине ХХ века).
4.Классификация государств по этническому признаку
Существуетнесколько вариантов классификации государств по этническому признаку. Преждевсего, государства делятся на национальные и многонациональные.Многонациональными являются государства, где много народов проживает на своейэтнической территории (Россия, Индия и т.д.). Национальные — это государства,образованные вследствие самоопределения какого-либо народа и выражающие егоинтересы. Они могут быть моноэтническими, т.е. сформированными на основе одногоэтноса, который трансформировался в нацию (Япония) и полиэтническими. Полиэтническиеобразуются двумя способами – во-первых, государства типа «плавильногокотла», когда разные оторванные от своих корней этнические группы создаютгосударство и «переплавляются» в одну нацию; во-вторых, государства,где инициатором и основным носителем государственности на первых порах выступалодин этнос, но рядом с ним были представители других этнических групп именьшинств, оторванных территориально от своих наций; после провозглашениягосударственной независимости они консолидируются на основе общего гражданства- к таким относится и Украина.
Поклассификации американского политолога Г. Нельсона государства по этническомупринципу делятся на пять групп:
1.Государствас одной этнической нацией; к таким относятся страны, где к одной нациипринадлежит более 95% населения — это Польша, Япония, Норвегия и ряд других –всего 45 стран.
2.Государства,в которых одна этническая нация насчитывает от 60 до 95% населения – к такимотносятся Австрия, Китай, Великобритания, всего – 62 страны.
3.Государства,в которых один этнос насчитывает от 40 до 60%, и где, кроме того, проживают от7 до 20 этнических групп – это Афганистан, Иран и еще 15 стран.
4.Бинациональныеили двухнациональные государства, где две этнические нации насчитывают от 65 до96% — Бельгия, Перу, Таиланд, всего – 21 страна.
5.Мультинациональныеили многонациональные государства, в которых три этнические нации насчитываютот 34 до 97% и еще проживают от 5 до 19 этнических групп; к таким относятсяИндия, Канада, Нигерия, всего – 19 стран.
Американскийполитолог У. Коннор делит государства по этническому критерию на четыре группы:
1.Нации-государства(с этнически однородным населением) – Япония, Норвегия, Польша.
2.Иммигрантскиегосударства — США, Австралия, Канада, Новая Зеландия; в них высок уровень ассимиляции,во внутренней политике господствует этнический нейтралитет.
3.Метисныегосударства – страны Латинской Америки, население которых сформировалось путемсмешения многочисленных этносов и различных рас.
4.Многонациональныегосударства, которые в свою очередь делятся на группы в зависимости отколичества этносов, для которых они стали территорией формирования:
- однохоумлендные,такие как Литва, Латвия, Эстония и др.;
- многохоумлендные,к которым относятся Россия, Индия и ряд других стран;
- нехоумлендные –страны, возникшие в результате миграции этносов.
Формы государственного устройства не зависят от этническогосостава населения той или иной страны. Однонациональные государства могут бытькак в унитарной (Япония, Франция), так и в федеративной (Австрия, Германия)формах. Многонациональные государства могут быть как в унитарной(Великобритания, Шри Ланка), так и в федеративной (Канада, Швейцария) формах.Характерно, что большинство многонациональных унитарных государств сталкиваютсяс разными формами сепаратистских движений. Сегодня в мире 150 государств из 200- унитарные.
Преимуществаунитарного государства: определенная экономичность; простота и оперативностьпринятия решений; легкость надзора и контроля за выполнением решений; стойкостьв экстремальных условиях.
Недостатки:закрепление авторитаризма; унификация особенностей этнических общностей;ограничение инициативы региональных властей; зарождение экстремизма исепаратизма.
Типыунитарных государств — централизованные, в которых должностные лица всехуровней назначаются центром, и децентрализованные, в которых региональныеорганы власти формируются независимо от центральных органов управления.Признаками унитарных государств являются наличие единого руководящего центра ивертикально-иерархические властные структуры.
Кпризнакам федеративного государства относятся: разделение полномочий центра ирегионов по конституции; двухпалатный парламент; участие субъектов федерации взаконодательном процессе; децентрализация управления; два, три и более государственных(официальных) языка.
Преимуществамии одновременно недостатками федерации являются: открытость, гибкость,плюрализм; децентрализация, что с одной стороны, ведет к росту инициативности идемократизма, с другой — к росту местной бюрократии и увеличению расходов насодержание государственного аппарата; согласительный характер власти, что ведетк вечному поиску компромисса.
В18 федеративных государствах проживает 39% населения планеты. К ним относятсяИндия, Пакистан, США, Российская Федерация, Австрия, Австралия, Аргентина,Бразилия, Канада, Мексика, Федеративная Республика Германия, Швейцария,Объединенные Арабские Эмираты и др.
Существуеттакой тип государственных образований, как конфедерация. Выделяют три типаконфедерации — сообщество (содружество) — к ним относятся СНГ, ЕС и др.;ассоциация (форма отношений между мелким и крупным государством) — например,Монако-Франция, Сан-Марино-Италия, Пуэрто-Рико-США, Фарерские острова-Дания;лига — например, НАТО, Лига арабских государств и т.д. Исторические типыконфедераций — Сенегамбия (1981-1989), Германия (1815-1864), США (1776-1787),Швейцария (1291-1849).
Специфическойформой государственного устройства является империя. Древнейшие ее формы — Рим,Византия, империя Карла Великого и другие. Многие страны прошли через такуюформу государства, а некоторые — Германия, Россия, Франция — дважды. В ХХ векеимпериями были Австро-Венгрия, Британия, Германия, Оттоманская империя,Португалия, Франция, царская Россия и СССР. С распадом СССР империй в мире не существует.
Погеополитическому положению империи делятся на внутренние (единыйтерриториальный массив) и внешние (территориальная разбросанность владений), повремени существования — на древние и новые, а также «новейшие» (СССРи фашистская Германия), по режиму — на авторитарные, тоталитарные и«смешанные».
Дляимперии характерно сочетание признаков унитарного государства и федерации(федеративность носит иногда декларативный характер). Черты империи — наличиеколоний; господство одной идеологии; существование огромной бюрократии; культнасилия; слияние в имперской элите периферийных элит; агрессивность; стремлениек мировым масштабам (господству); сосредоточение всех богатств в центре;ограничение предпринимательской инициативы; страх перед реформами; антинациональнаяполитика; самоизоляция. Могильщиком империй является национализм.
Вцелом процесс самоопределения народов является одним из проявлений всемирнойтенденции к демократизации и децентрализации общественной жизни. Тем не менее,национальное государство не может рассматриваться как единственно возможнаяформа политического самоопределения наций. Во многих случаях это может бытьавтономия.
Формыавтономии:
-политическаяавтономия характеризуется наибольшим объемом полномочий, конституционными и другимиатрибутами государственности;
-культурно-национальнаяавтономия годится для рассеянных народов, которые не проживают компактно наодной территории;
-территориальнаяавтономия подходит для этнически смешанных регионов, где политическая автономияможет привести к угрозе нарастания сепаратизма.
5.Этнические процессы
Онитесно связаны с таким понятием, как этногенез, или происхождение народов, тоесть процесс возникновения и развития этнической общности. Различаютэволюционные и трансформационные этнические процессы. Эволюционные – процессы,выражающиеся в изменении одного из основных элементов этноса (языка, культуры,структуры и т.д.). Трансформационные – изменения, ведущие к перемене этническойпринадлежности, то есть к смене этнического самосознания.
Выделяютсятакже этноразъединяющие и этнообъединяющие процессы.
Кэтноразъединяющим относятся:
Парциация — разделение единого этноса на более-менее равные части, неотождествляющие себя со старым этносом — арабские народы, восточные и западныебенгальцы и др. Продолжительное существование в пределах разных государственныхобразований привело к тому, что, скажем, житель Марокко уже плохо понимает языкжителя Йемена, хотя оба вроде бы говорят на арабском.
Сепарация — отделение части этноса и превращение его в самостоятельный этнос врезультате переселения за границу, либо политического и религиозного отделения.Наиболее ярко этот процесс проявился среди югославянских народов. Говорящие наодном языке сербы и хорваты принадлежат к разным конфессиям, что несколько разна протяжении времени их соседства приводило к кровавым конфликтам, в которыхэти народы уничтожали друг друга, не нуждаясь в помощи переводчиков.
Дисперсизация — отделение небольших групп в результате миграции. Миграция может быть,в том числе, вынужденной, как в случае с русскоговорящими гражданами бывшегоСССР, оказавшимися на территории прибалтийских республик. Дисперсные группырусских в странах Балтии, несмотря на недолгий срок обособленногосуществования, уже приобрели черты, отличающие их от основного этническогомассива — во всяком случае, в ментальности.
Кэтнообъединяющим относятся:
Консолидация – слияние несколькихсамостоятельных, родственных по языку и культуре народов в новый, более крупныйэтнос (межэтническая консолидация), либо внутреннее сплочение народа за счетсглаживания различий между имеющимися группами (внутриэтническая консолидация).Примером межэтнической консолидации может служить ситуация в некоторых странахАфрики. Скажем, правительство Нигерии поставило целью постепенное объединениемногочисленных этнических групп на базе двух языков — хауса и йоруба, а в Кениии Танзании основой консолидации служит язык суахили. В Украине внутриэтническаяконсолидация произошла в XVIIвеке в период национально-освободительной войны под руководством БогданаХмельницкого, когда ускорению этого процесса способствовало наличие внешнеговрага.
Ассимиляция – растворение одного этноса или егочасти в другом, более многочисленном, в результате чего утрачиваются многиеисконные этнические свойства и приобретаются новые. Ассимиляция может бытьструктурная, культурная и языковая. Языковая, в свою очередь, может бытьестественной, принудительной, а также добровольно-принудительной. Примероместественной ассимиляции может служить судьба кочевого народа булгар. Этоттюркский этнос, завоевав север Балканского полуострова и покорив проживавшиездесь славянские племена, растворился в них, полностью утратив язык. В своюочередь, местные славяне приняли название своих завоевателей – болгары, а такжеих внешний облик. Принудительной ассимиляции подверглось украинское населениеПольши после 1945 года. Этот процесс осуществлялся с помощью насильственноговыселения из мест компактного проживания на присоединенные северные и западныеземли. Добровольно-принудительная ассимиляция была характерна для бывшегоСоветского Союза, где бастионом русификации были, например, Вооруженные Силы,хотя формально все языки народов СССР были равноправными.
Быстротаассимиляции зависит от таких факторов, как родство этнических групп, степенькультурного сходства, численность ассимилируемой группы, более низкийсоциальный статус ассимилируемой группы, территориальная рассеянность, а такжето обстоятельство, является ли ассимилируемая группа иммигрантской илиавтохтонной (коренной).
Интеграция — формирование политической нации, чувства гражданства и патриотизма, ссохранением этнических особенностей. Черты этнической интеграции: относится кгруппам, а не к отдельным людям; происходит на равноправной основе; ведет не квозникновению какой-либо этнической общности, а к формированию политическойнации.
Вэтнополитических процессах действуют центробежные силы (подчиненные этносы) ицентростремительные силы (доминирующие этносы). Таким образом, одной иззакономерностей этнополитического развития человечества является сменапроцессов дезинтеграции и интеграции. Они могут быть как добровольными, так ипринудительными. Одним из примеров принудительной дезинтеграции является судьбатак называемых «разделенных наций». Но эта дезинтеграция произошла врезультате внешнего воздействия — раздел Украины между Московским государствоми Польшей, между Российской империей и Австро-Венгрией; разделы Польши Россией,Австрией и Пруссией, оккупация Германии, Вьетнама и Кореи в 1945 году,поддержка гоминьдановского Тайваня США и Японией. В то же время дезинтеграциявозможна и в результате внутренних причин, как, например, распад СССР иЮгославии.
Кпричинам подобного рода дезинтеграции можно отнести:
1.Резкоеусиление экономического, военного, политического угнетения.
2.Резкийрост социальной мобилизации и политической активности.
3.Резкийрост региональной экономической, культурной, социальной, лингвистическойдифференциации.
4.Упадокполитических и административных возможностей правительства.
5.Закрытыйхарактер политической элиты, увеличение враждебных контрэлит.
6.Неспособностьправительства своевременно проводить необходимые реформы.
Востоки запад Европы с точки зрения социально-экономического и этнополитическогоразвития разделяет эпоха в 150-200 лет. На западе растет роль гражданскогообщества и падает — национального государства (в странах, находящихся на стадиипостиндустриального, кое-где — информационного общества). Для востока Европы,находящегося на стадии индустриального, кое-где — традиционного общества,характерно отсутствие гражданского общества и этноцентризм.
Концепции интеграции:
Коммуникационная(К. Дойч) предусматривает нарастание экономических, политических, культурных идругих связей между нациями и постепенное их сближение.
Функциональная(Т. Парсонс) предполагает усиление интеграции как результат действияспециальных механизмов. К таковым можно отнести, скажем, руководящие органыЕвросоюза.
Неофункциональная(Э. Гаас) исходит из того, что интеграция в одной области способствует интеграциив другой. Например, вступление той или иной страны в НАТО, как правило,предполагает впоследствии ее вступление в Евросоюз.
Унификационная(А. Этциони) видит в интеграции принудительную силу. Подобных воззренийпридерживаются антиглобалисты, считающие глобализацию насильственной акцией состороны США и других стран «большой семерки».
Как пример добровольно-принудительной интеграции можнопривести Содружество Независимых Государств, в которое входят страны, пока неподходящие по различным параметрам в кандидаты на вступление в другиеинтеграционные структуры, то есть государства, которым «некуда деться».
6.Особенности формирования украинского этноса
Проведениестрого научной, обоснованной, взвешенной национальной политики невозможно безизучения процесса формирования этноса, без анализа его психологии, национальнойментальности. Рассмотрим эту проблему на примере украинской национальнойпсихологии. Исследователь украинского менталитета О. Кульчицкий полагает, что внем сформировался такой стереотип поведения, как скрытность в качестве реакциина давление обстоятельств, доминирование малых групп над большими общностями,ослабление экстравертного поведения. В отличие от динамичного рациональногоевропейца, типичный украинец демонстрирует пассивность и покорность судьбе. Сдругой стороны, для его восприятия характерен эмоционально-чувственныйхарактер.
Украинскаяментальность формировалась под влиянием нескольких факторов. Географическийсвязан с влиянием особенностей умеренного климата лесостепи и равнинногорельефа на формирование созерцательной установки в комплексе с чувственнойкомпонентой в восприятии. Фактор пространства заставляет украинца перекладыватьответственность с себя на центральную власть и возлагать на нее все надежды.Эта власть, будучи персонифицированной, выступает в национальной психологиитрансцендентной силой.
Историческийфактор отражает перманентную зависимость Украины от внешней среды, связанную сгеополитической ситуацией в регионе, привлекательностью ее природных ресурсов ипассивностью населения, характерными реакциями которого было терпение и уход всебя за исключением редких спонтанных вспышек ответного насилия.Социологический аспект в качестве доминирующего слоя в социальной стратификацииУкраины усматривает крестьянство, формирующее почвенническую психологию,склонность к созданию малых групп, сплоченность которых имеет более интимный,доверительный характер. Таким малым группам свойственны рефлексивные установки,ориентированные на самоуглубление и самодостаточность. Украинская коллективнаяпсихика культивирует эгоцентрические тенденции на групповом и индивидуальномуровне.
Культурно-морфологическийаспект формирования украинского менталитета связан с периферийностью Украиныотносительно Западной Европы. Упадок Киевской Руси и ее дробление, поочереднаясмена власти, навязанной извне — от Золотой Орды, Литвы, Польши, Российскойимперии до вассальной зависимости в составе СССР — пресекли европейский путьразвития. На традиционные украинские психоповеденческие архетипы наложила свойотпечаток евразийская матрица мировоззрения с доминантой тоталитарного мышленияи вертикальной стратификацией властных структур. Условием выживания украинскогоэтноса явилась политика психологического и политического конформизма.
Пассивдля Украины — отсутствие национальной идеи, как фактора, объединяющего нацию, иобеспечивающего необходимую мотивацию к труду и культурному возрождению. Долгоевремя внешняя власть по отношению к украинскому этносу опиралась исключительнона насилие, основным мотивом подчинения в данном случае выступал страх.Безгосударственность в течение нескольких веков сформировала в нашемсамосознании внимание к собственному благополучию, а не гражданскуюответственность за страну. В контексте украинской психологии, в отличие от российскойи белорусской, больше шансов имеет западная идеология, основанная напрагматизме и индивидуализме, а не восточная с ее общинными ценностями ижертвенностью. В других аспектах психологического и культурного характераукраинский этнос ближе к русскому и белорусскому, чем к другим славянскимкультурам, сформировавшимся под влиянием католической религиозной традиции.
Еслипроследить основные тенденции в истории формирования украинского этноса, то дляплемени полян, считающихся прямыми предками современных украинцев, характернытакие элементы самосознания, как индивидуальная свобода, земледельческаякультура, умение защищаться от врага, отсутствие рабства, развитие вечевогостроя, естественности жизни. Определяющим геополитическим фактором в истории КиевскойРуси стало ее расположение на рубеже европейской цивилизации и кочевоговарварства. Период средневековья являлся временем изнурительной борьбы соСтепью, что привело к формированию типа человека-воина. Постоянная борьба свнешней агрессией приводила к поглощению энергии народа и стала препятствиемдля политического самоопределения. Экспансия Польши носила не толькотерриториальный, но и духовный характер. Происходило ополячивание украинскихфеодалов, их отход от борьбы за украинские национальные интересы. Защитаукраинских национальных форм жизни осталась прерогативой крестьянства инемногочисленных средних слоев. В XVIII веке произошел раскол этноса под властью двух консервативных династий –российских Романовых и австрийских Габсбургов. Российское самодержавие,присоединяя украинские земли, основывало свои права на них на идее«возвращения» утраченного после распада Древнерусского государства. Украинцысчитались частью русского народа, временно оторванной от родины; таким образом,украинскому этносу было отказано не только в государственности, но и в праве насуществование. Тем не менее, в XIXвеке в украинском обществе продолжали культивироваться идеи автономизма ифедерализма. Восточная Галиция, где условия для развития украинскогонационального самосознания были не в пример лучше, чем в России, стала оплотомукраинства, так называемым «украинским Пьемонтом».
Революция 1917 г. в России послужила ускорителем идеи украинского национальноговозрождения. Несмотря на революционную фразеологию, новые лидеры Россииостались такими же шовинистами, как и царские чиновники, что вызвало к жизнигорькую фразу В. Вернадского: «Российская демократия заканчивается там, гденачинается украинский вопрос». Межвоенную судьбу Украины историк Рудницкийназвал «страшным судом истории». Для украинского народа социальный экспериментбольшевиков обернулся геноцидом и денационализацией. В годы второй мировойвойны наш народ пережил трагедию «раздвоенного патриотизма» — защищая отечествоот вторжения, приходилось волей-неволей отстаивать существование тоталитарногокоммунистического режима. В послевоенной истории СССР межнациональные отношенияхарактеризовались не иначе, как «оазис согласия». В единой семье «братских»народов Украине отводилась роль «младшего брата», «бледной тени» россиянина.Искусственное объединение истории России и нерусских народов в единую «историюСССР» стало фундаментом «русоцентристской» модели исторического прошлогоУкраины. В СССР существовал двойной стандарт в этнополитике. Одним изнаправлений ее была попытка растворения национального сознания народов СССР в«новой исторической общности» — советском народе.
Обретение в 1991 году государственной независимости сталоначалом нового этапа в истории нашей страны. Определяющим моментомнезависимости явился не этнополитический, а политический фактор. Движение засамоопределение понималось не как этническое, а как общегражданское.Национально-государственное движение не обеспечило объединения Украины.Показателем межрегиональных противоречий в стране стала борьба в первые годынезависимости вокруг национальной символики, а также процесс переименованияулиц и районов. Для запада и востока Украины характерно совершеннопротивоположное отношение к одним и тем же событиям и историческим лицам.Государственным органам необходимо уделить пристальное внимание разработкеобщенациональной идеи, поиску общенациональных символов и лидеров.
7. Национальнаяполитика в Украине
Национальнаяполитика — этоцеленаправленная деятельность государства по урегулированию межнациональныхотношений и организация взаимодействия этнических общностей в социуме. Этаполитика будет успешной, если при ее осуществлении соблюдаются следующиепринципы:
-осуществлениесамого широкого национального самоопределения (создание самостоятельногогосударства, защита прав национальной общности и личности);
-достижениене только юридического, но и фактического равенства для всех этническихобщностей во всех сферах экономики, культуры, политики, прежде всего, и вособенности, для национальных меньшинств;
-умениеанализировать события и давать научный прогноз, что предполагает обладаниеточной информацией, проведение социологических исследований и принятие на этойоснове выверенных, реальных решений;
-приоритетправ личности над правами национальными, ибо иначе одна этническая общностьбудет поставлена выше других, а это приведет к конфликтам, обострениюотношений.
Национальныйвопрос — это вопрос о ликвидации национального гнета и обеспечении свободногосамоопределения этноса, о завоевании юридического и фактического равенстваэтнонациональных общностей, о преодолении межнациональной розни и недовериямежду этносами и нациями.
Национальныйвопрос применительно к современным условиям — это совокупность национальныхпроблем во всех сферах жизни общества: политике, экономике, социальной идуховной жизни. Национальный вопрос обострился в странах СНГ и во многихстранах мира: Квебек — в Канаде, Шотландия и Уэльс — в Великобритании, Корсика- во Франции и др.
Подавляющеебольшинство конфликтов носит этнический характер, что вызвано подсознательнымстремлением этносов сохранить свою самобытность, уберечь разнообразие иуникальность этнических культур.
Причиныэтнических конфликтов
1.Национальныйшовинизм, выступающий как реакционная идеология, а также национализм на бытовомуровне.
2.Стремлениепоставить в привилегированное положение коренной этнос, что ведет к ущемлениюправ этнических меньшинств, к массовой миграции населения.
3.Отрицательноеотношение государств к объявлению суверенитета своими автономиями.
4.Обострениепроблемы спорных территорий.
5.Незнаниеэтническими меньшинствами языка коренного этноса.
6.Массовоеразочарование развитием экономики и социальных процессов, находящее выражение внациональном экстремизме.
Новаяконцепция национальной политики в Украине находится в стадии формирования,освобождаясь от идеологических схем, преодолевая привычные каноны. Онастановится более действенной, реальной и прагматичной и исходит из двухосновных положений:
-гарантированностьсо стороны государства равных прав во всех сферах жизни всем этнонациональнымобщностям, проживающим в Украине;
-правачеловека как личности могут быть гармонично обеспечены на условияходновременного соблюдения его национальных прав.
Задачинациональной политики:
-гарантированностьвсем гражданам общепризнанных прав, а также прав культурной автономии длянациональных объединений;
-программаразвития украинской нации не должна ограничивать права других национальныхгрупп;
-провозглашениеправа этнонациональных общностей на сохранение и развитие своей самобытности исоздание политико-правового механизма его реализации;
-учетспецифики различных регионов, сложившейся в силу исторических, культурных,экономических и других причин;
-особоевнимание должно получить равноправие национальных языков в общении междулюдьми;
-существенноезначение в этнополитике имеют контакты с украинской диаспорой.
Новаяконцепция национальной политики в Украине осуществляется на конкретныхнаправлениях путем принятия важных государственных решений. Основой ее являетсяпринятая Верховной Радой Украины 1 ноября 1991 года Декларация правнациональностей Украины. Развиваются национальное образование и культура — более 300 школ с национальными языками преподавания, 1000 факультативных группизучают 15 языков, на национальных языках в регионах работают радио ителевидение, в Киеве открыт Республиканский центр национальных культур.
В Донбассе, как и в целом в Украине, наметилось две тенденциив развитии этнополитики. Первая — большая часть этнонациональных общностей,наученная горьким опытом сепаратизма и этнических конфликтов в других странах,ценя и поддерживая, в основном, уравновешенную национальную политику Украины,своими действиями способствует политической стабильности и гражданскому миру в обществе.Вторую тенденцию обусловили такие конкретные особенности нашего региона, какполиэтнический состав его населения, одного из самых многонациональных вУкраине; большой удельный вес русскоязычного населения, высокий уровеньурбанизации (95% являются жителями городов и рабочих поселков). Тенденция жезаключается в сильной ориентации в политической и экономической сферах наРоссию и в многочисленных попытках введения русского языка как второгогосударственного.
Этии другие особенности нельзя не учитывать при выработке и реализации основныхпринципов и направлений этнополитики в регионе, а также при составленииэтнополитического прогноза на будущее. При этом важен разумный компромисс,баланс между стремлением к национальному возрождению и интересами и праваминациональных групп, проживающих как на территории Донбасса, так и в другихрегионах Украины.
Выводы
В современном мире приоритетным для человека является егопринадлежность к этнической, а уже затем – к социальной общности. Средивнутренних и международных конфликтов доминируют столкновения на национальнойпочве, что обусловливает повышенное внимание политических структур кмежнациональным отношениям.
Основнойформой этнической общности является нация, тип которой определяется исходя изособенностей формирования самой нации и этнических и политических изменений,происходивших в момент образования того государства, на территории которогоданная нация проживает.
Межнациональныеи внутринациональные изменения происходят в форме этнических процессов,содержание и характер которых зависят не только от целого ряда объективныхобстоятельств, но и, в том числе, от целенаправленной политики государственнойвласти.
Взвешеннаянациональная политика способна устранить почву для ныне протекающих игипотетических межнациональных конфликтов. В частности, залогоммежнационального согласия является такая форма национально-государственногоустройства, которая адекватно отражает этническую ситуацию в стране.
Восуществляемой государством национальной политике должны учитываться не толькосовременные характеристики того или иного этноса, но и исторические особенностиэтногенеза, повлиявшие на национальный менталитет.
Правовойосновой государственной политики в области межэтнических отношений являются какправовые акты национального законодательства, так и нормативные документымирового сообщества.
Литература
1.Бердяев Н.А.Самопознание. — М.: Книга, 2008.
2.Винниченко В.К.Відродження нації. – К.: Генеза, 2007.
3.Геллер Э. Нации инационализм. – М., 2008.
4.Гумилев Л.Н. Этногенези биосфера Земли. — М.: Изд. ТОО «Мишель и К», 2006.
5.Леонтьев К. Восток,Россия и славянство. — М., 2005. — 295 с.
6.Малаенциклопедія етнодержавознавства. За ред. Ю. Римаренка. – К., 2007.
7.Попович М.Національна культура і культура нації. – К.,2009.
8.Сміт Е.Національна ідентичність. – К., 2008.
9.Українськадуша. Збірник наукових робіт. — К.: Фенікс, 2006. — 128 с.