Реферат по предмету "Политология"


Понятия и элементы политической системы

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ«ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Политическаясистема: структура и специфика функционирования
1.1 Понятиеполитической системы
1.2 Элементыполитической системы
1.3 Функцииполитической системы
1.4 Виды политическойсистемы общества
ГЛАВА 2.Институциональные элементы в функционировании политической системы общества
2.1 Место государства вполитической системе общества
2.2 Роль институциональныхэлементов в функционировании политической системы общества
ГЛАВА 3. Политическаясистема Российской Федерации
3.1 Общаяхарактеристика политической системы Российской Федерации
3.2 Перспективыразвития политической системы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
 
Всовременных политических словарях мира вряд ли можно найти болеераспространенного и в то же время более противоречивого термина, чем«политическая система». Однако, если заглянуть в специальную советскуюлитературу, можно увидеть, что понятие «политическая система» не использовалосьв качестве самостоятельной научной категории и не являлось предметомфилософско-социологического исследования вплоть до второй половины 70-х годов.Разумеется, отдельные важные стороны данной проблемы изучались при рассмотрениидругих вопросов социально-политической системы общества. При этомразрабатывались и применялись преимущественно такие категории, как «государство»,«механизм диктатуры пролетариата», «система социалистической демократии», «политическийрежим». Однако процесс демократизации во всех сферах общественной жизни, атакже логика развития самой политической науки вызвали потребность всовершенствовании понятийного аппарата, который должен адекватно отражатьсущность новых явлений и служить эффективным средством их исследования.
Всвязи с этим понимание специфики политической системы общества сегодня, имеетбольшое значение, так как позволяет составить представление об обществе каксложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования,преодолеть односторонний подход в анализе политики.
Проблемаформирования политической системы имеет актуальное значение для современнойРоссии, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры ифункций политической системы дает возможность понять происходящие политическиепроцессы, определить их тенденции.
Цельюисследования является многоаспектное изучении политической системы.
Задачиданной работы направлены на рассмотрение:1) понятия «политическаясистема»;2) элементов политической системы общества;3) функцийполитической системы; 4) видов политической системы общества;5) места государствав политической системе общества;6) роли других институциональных элементов вфункционировании политической системы общества;7) общей характеристикиполитической системы Российской Федерации.
Структурноработа включает в себя 3 главы, введение, заключение, библиографию. Перваяглава рассматривает структуру и специфику политической системы. Вторая глава рассматриваетинституциональные элементы в функционировании политической системы общества,где рассматривается и то какое место в политической системе занимаетгосударство и то, какие роли выполняют другие институциональные элементы. Втретьей главе описывается политическая система Российской Федерации.
Принаписании курсовой работы была использована учебная и научная литература такихавторов, как: Анохин М.Г.; Гаджиев К.С.; Каменская Г.В; Селезнев Л.И.

ГЛАВА1.Политическая система: структура и специфика функционирования
 
1.1Понятие политической системы общества
Понятиеполитической системы является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросовне только в государствоведении, но и даже в политологии, не смотря на обилиенаучных исследований в данном направлении. Понятие «Политическаясистема общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теорииполитической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г.Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. [1]
Первымнаиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах«Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Онпредставил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегосяорганизма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целогокомплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, помнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе.
Сегодняпод политической системой, политологи понимают:
- организованнуюна единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений)политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) иуправлением обществом ;
- совокупностьвзаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через илипосредством которых протекают политические властные отношения ;
- упорядоченнуюна основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственныхорганов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), врамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляетсяполитическая власть.
Политическаясистема имеет ряд характерных черт:
1)именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2)она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структурыобщества;
3)она обладает относительной самостоятельностью.
Любаясистема общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное,упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новоекачество, не присущее ее частям.
1.2Элементы политической системы общества
Всовременной литературе политическую систему обычно определяют как совокупностьгосударственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых иполитических норм, принципов организации и осуществления политической власти вобществе.
Какследует из приведенного определения, сердцевиной политической системы обществаявляется политическая власть, по поводу использования которой вокруг нееформируются и функционируют многообразные государственные иобщественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политическойдеятельности и др.
Сучетом вышеизложенного, структура политической системы представляет собоймногоуровневое образование, состоящее из нескольких компонентов (подсистем):
1.Институциональный компонент – это государство, политические партии, общественныеорганизации, органы местного самоуправления и другие виды политическихобъединений, политические лидеры, должностные лица и т. д. Данный компонент оттого и носит такое название, что является главным, так как именно перечисленныесубъекты вступают во властные политические отношения и без них вообщеневозможно существования политической системы.
2.Субстанциональный компонент. Обозначает сущность политической системы изаключается в политических общественных отношениях, складывающихся по поводу захвата,удержания или осуществления государственной власти. Именно любое политическоеявление имеет своей целью захватить, удержать или осуществлять власть вгосударстве, поэтому государственно-властные отношения и составляют сущностьлюбого политического отношения, а стало быть, и политической системы в целом.
3.Нормативный компонент. Включает в себя политические нормы, в том числе ипозитивного права, политические традиции, обычаи и другие социальные нормы,регулирующие политические отношения государства. Данный компонентрегламентирует политические процессы, протекающие в обществе. В большинствеслучаев регулирование осуществляется по средствам правовых норм, но политикаэто такая сложная система, которая только нормативно-правовыми актами обойтись неможет, и поэтому здесь сохраняют большое значение устоявшиеся в обществеправила поведения в виде обычаев, традиций и т. д.
4.Субъективный элемент. Отражает отношение людей к политической действительностив государстве. Состоит названный компонент из политического сознания,представляющего идеологические и психологические элементы системы. Политическоесознание представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, оценок,чувств, эмоций, отношений представляющих собой субъективное отношение индивидов,социальных групп и общностей к действующему или желаемому государственномуруководству, другим явлениям политической действительности, к поведению людей всфере политических отношений. На политическое сознание граждан могут влиятьразличные факторы, в том числе харизма политических лидеров, поведенияполитических деятелей и другие элементы которые казалось бы, не имеютсущественного значения.
5.Объективный элемент. Состоит из объективных экономических, социальных,национальных, исторических и других детерминантов, которые оказывают влияния наполитические процессы в стране. Носят они объективный характер, поскольку независят от воли и сознания людей.
Всеэлементы политической системы имеют большое значение и оказываютвзаимопроникающее воздействие, а соответственно неотделимы друг от друга.
1.3Функции политической системы
Функцииполитической системы общества – это детерминированные социальными,экономическими, национальными и другими условиями существования политическойсистемы, ее основные направления воздействия на общество.
Выделяютследующие функции политической системы общества[2].
1.Функция политического руководства обществом. Как уже было сказано главное,устойчивое, субстанциональное ядро политической системы, т. е. ее сущностьзаключается в осуществлении государственной власти. Властные же отношенияпредполагают установление (властным субъектом) для общества (подвластных)правил поведения. Соответственно в рамках политической системы происходитруководство обществом и государством. В этом и заключается главноепредназначение политической системы общества.
2.Ориентирующая функция. В процессе политического руководства или даже приведении борьбы за власть, правящий класс, политические партии и другие субъектывластных отношений (в зависимости от того или иного политического режима встране) определяют дальнейшие пути общественно-государственного развития,определяют цели к которым необходимо стремиться, а соответственно ориентируютобщество к тому или иному варианту поведения, выступая, в каком то смысле,идеологическим маяком к которому необходимо стремиться. Например, в СССР такиммаяком было коммунистическое государство, в Российской Федерации – это правовоегосударство.
3.Функция политизации общества. Данная функция заключается в вовлечении как можнобольшего количества людей и их объединений в политические процессы страны,участии в политической жизни государства, посредствам политического воспитанияграждан, повышении политической культуры общества, приобщении индивида кполитическим ценностям, привития чувства уважения к государственной власти,приобретении знаний в области политики и т. д.
4.Регулятивная функция. Заключается в выработке и установлении социальных норм вполитической сфере общества. Тем самым устанавливаются правила (должного,возможного и запрещенного) поведения для субъектов политических отношений. Посредствам политических норм в итоге достигается упорядочивание социальных связеймежду различными субъектами политической системы.
5.Охранительная функция. Любое установленное правило поведения нуждается взакреплении, а если потребуется и в немедленном исполнении мер ответственностив той или иной сфере (в данном случае в политической сфере общества). По этому,чтобы установленные нормы не стали простым пожеланием необходимы мерыответственности и аппарат способный данные меры осуществить в действительности.Таким аппаратом в политической системе выступают органы государства (например,принудительная ликвидация политической партии, деятельность которой направленана насильственное изменение основ конституционного строя), политические партии(например, правящая партия имеющая большинство голосов в Государственной Думеможет выразить не доверие правительству) или само общество (например, отзывдепутата представительного органа власти).
6.Функция эволюционного отбора. Предполагается, что в процессе политическойборьбы на законных основаниях или наоборот революционным путем, во властныеструктуры попадают лучшие представители общества. Лучшими на разных этапахразвития общества являются либо экономически состоятельные лица, либообладающие непревзойденными ораторскими и руководящими качествами, либо(идеальный вариант) наиболее образованные и опытные граждане. Борьба за властьни когда не была легкой. Лицам желающим захватить или удержать властьприходиться прилагать необычайные усилия, чтобы добиться своей цели. Весь этотпроцесс, «постоянной борьбы», длится несколько лет, в результате которой ипроисходит своеобразный отбор наиболее приспособленных лиц к управлению деламиобщества. Слабые же выбрасываются из политической жизни.
7.Стабилизирующая функция. В обществе существует множество социальных групп,классов и, конечно же, индивидов, каждые из которых обладают собственныммнением, имеют свой интерес, порой антагонистический. В результате политическойборьбы и осуществлении власти данные интересы сталкиваются, возникаютсоциальные конфликты дестабилизирующие общество. Поэтому политическая системы ипризвана осуществлять роль стабилизирующего фактора устанавливая, как мы ужесказали, правила поведения и ответственность за их нарушения. Политическаясистема в этом отношении сплачивает общество, умеряя столкновение классов. Вэтом проявляется закон диалектики – единства и борьбы противоположностей. Поэтому, борьба различных интересов не только не тормозит развитие политическойсистемы общества, а наоборот согласно закону диалектики помогает развиваться.Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения,саморазвития явлений политической жизни, движущей силой их изменений. Крометого данная функция не только помогает консолидировать общество но иобеспечивает стабильность того или иного политического режима в стране.
8.Коммуникативная функция. Обеспечивает процесс коммуникации между различнымисубъектами политической системы в процессе отношений складывающихся вполитической сфере общества. Общение осуществляется не только междуразноуровневыми субъектами (государственные органы и граждане, например), но имежду одноуровневыми субъектами. Коммуникативная функция служитвспомогательной, для реализации вышеназванных функций.
9.Функция социальной адаптации. Иногда в политической жизни государства возникаютрезкие кардинальные изменения (смена политического лидера или дажеполитического режима и политической направленности государства) которые могутпроисходить посредством революционного переворота или другими более легальнымиспособами. Но даже и постепенные реформы вызывают у общества потрясение инеопределенность в политической обстановке, так как человек всегда привыкает ктой или иной ситуации и любые изменения вызывают определенные катаклизмы. Всеэти негативные моменты и помогает снимать адаптивная функция политическойсистемы общества. В данном случае политическая системы помогает адоптироватьсяобществу к новым политическим реалиям, новой политической действительности спомощью регулирующего, охранительного, коммуникативного и другого воздействияна общества.
10.Мобилизационная функция. Заключается в концентрировании, распределении имаксимальном использовании ресурсов общества для осуществления политическойвласти в государстве
1.4 Виды политическойсистемы общества
Влитературе выделяют множество оснований классификации политических систем.
1.В зависимости от государственного режима, политические системы можноподразделить на:
1.1.Демократические;
1.2.Антидемократические (тоталитарные и авторитарные).
Данноеделение основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует вгосударстве и характеризует политическую обстановку той или иной страны.
2.Национально-религиозные детерминанты позволяют говорить о политическихсистемах:
2.1.Христианских государств;
2.2.Мусульманских стран;
2.3.Арабских стран и т. д.
Понятно,что данная классификация показывает расстановку национальных и религиозныхфакторов и политических сил в государстве.
3.В зависимости от общественно-экономической формации выделяют:
3.1.Политическую систему рабовладельческого общества;
3.2.Политическую систему феодального общества;
3.3.Политическую систему буржуазного (капиталистического) общества;
3.4.Политическую систему социалистического общества.
Каждыйвид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся способпроизводства.
4.По территориально-географическим факторам делят:
4.1.Политические системы азиатских стран;
4.2.Политические системы европейских стран;
4.3.Политические системы североамериканского региона и т. д.
Воснове этой классификации лежит метод географического детерминизма:предположение, что широким фактором в развитии общества являются географическиеусловия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем которогоявляется Ш.Л. Монтескьё [3].
5.Исходя из взаимодействия с внешней средой предопределяют политические системы:
5.1.Открытого типа;
5.2.Закрытого типа.
Закрытыеполитические системы неохотно контактируют с внешней средой, другимиполитическими системами, развиваются самобытно и не допускают вмешательствадругих систем их ценностей и ориентиров. Такие системы самодостаточны(например, политические системы социалистических стран или высоко религиозныхгосударств). Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями иресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все вместе.
6.В зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризации политическиесистемы подразделяются на (Дж. Пауэлл):
6.1.Примитивные;
6.2.Традиционные;
6.3.Современные.
«Примитивныесистемы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое дляних остается без внимания; преобладает «приходская культура».
Традиционныесистемы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в планеполитических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, чтосуществуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для нихполитическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут отнее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях.
Традиционныеструктуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевскаясемья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах,Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.
Современныесистемы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном и в культурномплане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическимиинфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовойкоммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а«культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньшеони были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активныеучастники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений.Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов,демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлятьполитические действия.
 Современныесистемы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченнаядифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации исекуляризации). Сюда относятся:
- демократическиесистемы (где автономные подсистемы и «культура участия»);
- авторитарныесистемы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия»(радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система,консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).
7.По содержанию и формам управления различают системы (Ж. Блондель):
7.1.Либеральные демократии (ориентированы на свободу индивидов в политической сферегосударства);
7.2.Коммунистические системы (ставят главной задачей построения обществаравноправных граждан живущих без государства);
7.3.Традиционные системы (опираются на правление экономически господствующегокласса и неравноправное (имущественное и статусное) положения граждан вобществе;
7.4.Популистские политические системы (опираются на авторитарные методы управленияи более равноправное (по сравнению с традиционными) распределение благ;
7.5.Авторитарно-консервативные (ставящие своей целью сохранения неравенстваобщества и ограничения доступа населения к власти).
8.Исходя из типа политической культуры и разделению политических ролей междуучастниками политического процесса можно структурировать следующие политическиесистемы:
8.1.Англо-американская;
8.2.Европейско-континентальная;
8.3.Доиндустриальная;
8.4.Частично индустриальная;
8.5.Тоталитарная.
9.Согласно классификации С.Н. Айзенштадта рассматривается шесть типовполитической системы:
9.1.примитивные системы,
9.2.патримониальные империи,
9.3.кочевые или завоевательные империи,
9.4.феодальные системы,
9.5.централизованные бюрократические империи,
 9.6.современные системы (демократические, автократические, тоталитарные).
10.В зависимости от места и роли государства в политической системе В.В. Радаев иО.Н. Шкартан разделяют политические системы:
10.1.Этакратическую;
10.2.Демократическую.
Этакратическойбыла советская политическая система. В ее рамках повседневная жизнь людей, ихжизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием,которое определяло возможности действия, как в публичной, так и в приватнойсфере (этакратия — власть государства). Этакратическая система поддерживаласьнормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводиласьнормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмамигосударственно организованного социального контроля, средствами массовойинформации. Демократическая напротив противоположна этакратической системе

ГЛАВА2. Институциональные элементы в функционировании политической системы общества
 
2.1Место государства в политической системе общества
Государствов политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступаетведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладаетсуверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к комулибо. Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы – всеостальные либо получают данное право от государства, либо вообще им необладают. В-третьих, политика переводиться с греческого как искусствоуправления государством и обществом, в связи, с чем все другие институциональныеэлементы политической системы именно стремятся обладать государственнойвластью, осуществлять власть в своих интересах. Поэтому вся политическаясистема как бы вертится вокруг государства[4].
Территориальнополитическая система совпадает с государством, однако по элементному составуона шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государствомкак целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Такскажем если в политической системе отсутствует, какой либо другойинституциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будетсуществовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступаюттолько частью политической системы. Если же из политической системы удалитьгосударство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайнемере она будет не полноценной. Кроме того другие элементы политической системымогут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозныеорганизации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникациюс государством. Более того от государства и зависит в итоге тип политическойсистемы, поддержание того или иного итогового политического состояниягосударства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политическойсистемы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсегосударство можно рассматривать даже шире политической системы. Все сказанноепозволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения поповоду управления им составляют ядро политической системы, выступает в видеглавных, глубинных и в тоже время, всепроникающих пластов политической системыобщества.
2.2Роль других институциональных элементов в функционировании политической системыобщества
Политическиепартии. Согласно федеральному закону «О политических партиях»политической партией признается общественное объединение, созданное в целяхучастия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредствомформирования и выражения их политической воли, участия в общественных иполитических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представленияинтересов граждан в органах государственной власти и органах местногосамоуправления[5].
ВРоссийской Федерации признается политический плюрализм и существует множествоофициально зарегистрированных партий, одна даже имеет абсолютное большинство впарламенте. Однако, представляется, что в Российской Федерации в истинноидеологическом и психологическом аспектах не существует ни одной партии. Народустал от политических баталий и абсолютное большинство населения России уже неверит ни кому. Многие даже не стремятся вникать в сущность политическихпроцессов страны. И в этом по большей своей части виноваты сами партии.Правильно по данному поводу замечает В.М. Сырых: «Оторванные от политическихинтересов населения, партии основной формой своей политической деятельностиизбрали участие в формировании представительных органов Федерации и еесубъектов и получение депутатских мандатов. Именно в период предвыборнойкампании политические партии просыпаются от «спячки» и с целью привлечения насвою сторону избирателей активно пропагандируют ряд популярных среди населениялозунгов, не предлагая конкретных путей их воплощения в реальной жизни»[6]. Процесс образования в России истинно многопартийного общество еще тольконачинается и думается он будет долгим и тернистым, тем не менее, хочетсянадеяться, что у нас все таки будет истинно многопартийное общество сравнозначными политическими партиями, которые отстаивают интересы народа ивыступают действенной сдерживающей силой произвола государства.
Местноесамоуправление. Местное самоуправление – это самоорганизация населениядля решения всех дел местного значения под свою ответственность. Если вгосударстве существует действительно действенное местное самоуправления, томожно с уверенностью сказать, что в данном государстве процветает демократия. Ксожалению, про Россию так сказать нельзя. Пока наше самоуправление являетсягосударственным управлением не смотря на то, что в Конституции РоссийскойФедерации в статье 12 провозглашается самостоятельность местного самоуправленияот государства. Местное самоуправление создается для регулирования местныхвопросов и по этому это один из важных субъектов политической системы.
Общественныеобъединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяетобщественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческоеформирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основеобщности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественногообъединения. Непосредственного участия в политической деятельности, в отличииот политических партиях, общественные объединения не принимают однако оказываютна власть косвенное, а иногда даже и прямое воздействие так как являются институтамигражданского общества.
Религиозныеорганизации. Религиозным объединением в Российской Федерации согласнофедеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» признаетсядобровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и назаконных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации,образованное в целях совместного исповедания и распространения веры иобладающее соответствующими этой цели признаками[7]:
–вероисповедание;
–совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
–обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Еслина первый взгляд может показаться, что религиозные организации стоят в сторонеот политики, то это далеко не так. Уже издавна различные религиозные группызанимали и стремились занимать ведущее место в управлении делами общества игосударства. На современном этапе происходит секуляризация общества. Однако нетолько церковь стремиться влиять на власть, сама власть, напротив, желаетзаручиться поддержкой религиозных общин, так как религия была и остается мощнымдуховно-нравственным рычагом воздействия на людей. Необходимо также отметить,что наоборот антирелигиозное общество теряет сплоченность, нравственноесаморегулирование и переживает духовный упадок, что ведет к глобальным исерьезным катаклизмам. Государство, поэтому не должно оставаться в стороне отрелигиозного воспитания граждан, что помогает добиваться внутреннего единстваэтноса, повышение его духовно-нравственного самочувствия, патриотизма,увеличение его толерантности к происходящим время от времени внутреннимпроблемам государственной жизни и, конечно же, предсказуемости и стабильностиправомерного поведения граждан.
Профсоюзы.Законодательство Российской Федерации в федеральном законе «О профессиональныхсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз какдобровольное общественное объединение граждан, связанных общимипроизводственными, профессиональными интересами по роду их деятельности,создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав иинтересов. К сожалению профсоюзов, у нас в Российской Федерации на сегодняшниймомент единицы и даже они мало действенны. Созданный же общероссийский профсоюзскорее защищает интересы государства и руководство данного профсоюза, чемработников. Необходимо только отметить, что профсоюз один из мощных рычаговгражданского общества защищающий права работников и отстаивающий их интересы вборьбе с экономически господствующим классом.
Преступныесообщества. Многие вообще не выделяют преступные сообщества в качествеинституционального элемента политической системы общества и признают толькоправомерные формы объединения граждан. Мы же поддерживаем мнение В.М. Сырых,что влияние преступных организаций на политические процессы во всем мире и вовсе времена настолько велико, что их нельзя не учитывать при характеристике ианализе политической системы страны. И это действительно так. Преступныеорганизации зачастую имеют не только чисто уголовный и экономический интерес, апорой и сугубо политический. Под преступным сообществом следует пониматьсплоченную организованную группу людей, созданную для совершения правонарушенийв обществе. Такие сообщества специально создаются для лоббирования своихинтересов во властных структурах, либо для внедрения своих членов нагосударственные должности или вовсе на свержение существующей власти,государственного строя, политического режима. И история знает немало яркихтаких примеров.
Всесказанное позволяет говорить, что при ведении политической деятельностипреступные сообщества не только необходимо признавать в качествеинституционального элемента политической системы, но и учитывать их влияние навласть и всячески подавлять их действия.

/>ГЛАВА 3.Политическая система Российской Федерации
 
3.1Общая характеристика политической системы Российской Федерации
Политическаясистема Российской Федерации в настоящее время находиться не в лучшем состояниисвоего развития, хотя и переживает определенный подъем. Это вызвано следующимипричинами:
1.Политическая безграмотность граждан, а в связи с этим и их политическаяпассивность, крайнее не желание принимать участие в политической жизнигосударства.
2.Несовершенство политического законодательства, отражение правовыми нормамипреимущественно классовых интересов. Законодательство России построено такимобразом, что бы народ как можно меньше влиял на политическую конъюнктурустраны.
3.Отсутствие местного самоуправления. Вернее сказать, что оно продекларировано, иорганы местного самоуправления яко бы созданы и функционируют. Но то, что у насназывают местным самоуправлением, является не чем иным как придаткомгосударственной власти полностью и всесторонне ей подчиненным. Сама этимологияслова местное самоуправление (самостоятельно, не зависимо от государства)предполагает решение всех местных вопросов населением муниципального образованиясамостоятельно. На деле за нас все решает государство.
4.Отсутствие как таковых институтов непосредственной демократии. Это подтверждаеттот факт, что за всю историю после распада СССР было проведено всего лишь дваобщероссийских референдума. А ведь глобальных изменений в политическойобстановке в стране было не мало (например, передача части островов Японии,изменении порядка выборов депутатов Государственной Думы, изменение порядканазначения глав субъектов Российской Федерации, монетизация льгот и т. д.) ипри этом мнения народа посредствам референдума никто не спросил, все былорешено политической элитой самостоятельно, в угоду их собственных интересов.
5.Существование и активная деятельность в государстве незаконных, вредительскихорганизаций которые систематически в угоду своих экономических интересовлоббируют принятие тех или иных решений, а боле того занимают руководящие постыв государстве.
Списокнедостатков российской политической системы можно было бы легко продолжить,однако представляется, что они более чем очевидны. Необходимо приниматьактивные меры по их устранению и главной задачей государства и общества в целомявляется политизация общества, повышения политического воспитания народа,приобщение всех слоев населения к властной политической деятельностигосударства, а иначе мы можем остаться без своего государства, все, деградируяи деградируя, превращаясь в послушных холопов политической верхушки.
3.2Перспективы развития политической системы России
Всоответствии с Конституцией страны Россия является демократическим,федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканскойформой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точкизрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике всовременных условиях политическая система страны переживает переходный процесстрансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоитдело и с основным институтом политической системы – государством. В Россиинаблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильнойвластью главы государства. Также в процессе формирования находитсяадминистративно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении вРоссии конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней непредусмотрено отделения от федерации территории того или иного региональногосубъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесенак демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее,речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.
Основныенаправления дальнейшего реформирования политической системы и государства вРоссии связаны с последовательным становлением в стране демократического,федеративного, правового, социального государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Итак,политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Онаохватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединениеобщества посредством политической власти. Она призвана обеспечиватьпрактическое участие населения в разработке, принятии и осуществлениисоциально-экономических и политических решений.
Внауке существует множество различных понятий политической системы. Этообъясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии дляхарактеристики политической системы или преследуют разные исследовательскиецели. Тем не менее, в ходе исследования, мне удалось выделить следующиеосновные признаки политической системы, это:
- теснаясвязь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ееосуществление;
- выражениеполитических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
- наличиеорганизационных форм выражения политических интересов;
- урегулированностьотношений между институтами политической системы правовыми, политическиминормами и политическими традициями.
Сучетом названных признаков политическую систему определяют как совокупностьгосударственных и негосударственных политических институтов, выражающихполитические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие впринятии политических решений государством. Составной частью политическойсистемы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политическиенормы и политические традиции.
Структуруполитической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое иликосвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Собственнополитической организацией является, прежде всего, государство. Оно являетсяглавным звеном политической системы. Эта роль и место государства вполитической системе определяется рядом особенностей, а именно:
-  территорией,как очерченное границами место расположения государства;
-  человеческимизмерением государства выступает население, имеющее статус граждан илиподданных;
-  публичнойвластью, выступающей от имени всего населения и преследующей всеобщие интересы;
-  суверенитетомнад территорией, предусматривающим верховенство только одной власти надопределенной территорией и неделимость его с властью другого государства;
-  национальнойсистемой законодательства;
-  национальнойналоговой системой.
Всеперечисленные признаки и характеристики присущи также современному российскомугосударству. Вместе с тем на практике в современных условиях политическаясистема нашей страны переживает переходный процесс трансформации изавторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основныминститутом политической системы – государством.
Всвязи с этим основные направления дальнейшего реформирования политическойсистемы и государства в России связаны с последовательным становлением в странедемократического, федеративного, правового, социального государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. АнохинМ.Г. Политические системы: Адаптация. Динамика. Устойчивость. – Новосибирск.:Пресс, 2006.- 216с.
2. ГаджиевК.С. Политическая наука. – М.: Дело, 2001.- 430с.
3. Зарубежнаяполитология. Словарь-справочник. / Под ред. А. В. Миронова. – М.: Инфра-М, 2001.-518с.
4. ЗеркинД.П. Основы политологии: Курс лекций. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.-317с.
5. КаменскаяГ.В., Родионов А.В. Политические системы современности. — М.: Дело, 2004.- 268с.
6. ЛепхартА. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. – М.: Логос,2008.-415с.
7. Общаятеория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. — М.: Инфра-М, 2001.-241с.
8. Политология:учебник для вузов /Под ред. Василика М.А. — М.: Юристъ, 2007.-301с.
9. Политология:учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. — М.: Центр, 2002.-249с.
10. СелезневЛ.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. – СПб.: Питер, 2001.-409с.
11. СморгуновЛ.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. –СПб.: Питер, 2007.-263с.
12. ШаранП. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. — М., 2007.
13. ШаранП. Сравнительная политология. Часть 1. — М.: Дело, 2006.-237с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.