Реферат по предмету "Политология"


Политизированные неформальные объединения молодежи: особенности и этапы развития

Бученков Д.Е
Впериод Перестройки в конце 1980-ых годов в СССР наблюдался всплеск молодежныхсубкультур и рост социально-политической активности граждан вообще. Это былосвязано с процессами демократизации политического устройства страны иослаблением контроля за политическим волеизъявлением граждан. В частности встатью 6 Конституции СССР от 1977 было внесено изменение, фактическиразрешавшее существование оппозиционным идеологии КПСС (Коммунистической ПартииСоветского Союза) политическим объединениям(1), в 1989 году была отмененастатья 190 УК РФ, предусматривовавшая за участие в `антисоветской организации`лишение свободы на срок до трех или исправительные работы на срок до одногогода (2). Был также принят закон `Об общественных объединениях`(3) и ряд другихзаконов(3), очертивших будущее политическое устройство современной РоссийскойФедерации.
Всеэти закрепленные изменения, сделавшие политическую систему государства болеедемократичной (по сравнению с предыдущим периодом) предоставили инициативнымгруппам советских граждан, которые официальный мейдстрим назвал самодеятельныминеформальными группам, не опасаясь репрессий реализовать себя в сфере политикикак движения оппозиционные КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза).Неформальные объединения — это особый термин, который появился в СССР в 1980-ыегоды, который стали активно использовать психологи, социологи, культурологи,обозначавший объединения граждан самой разной направленности, созданные внерамок (а иногда вопреки) общественных учреждений,
Вконце 1980-ых, на самый пик так называемого `неформального движения`, которыйпришелся на 1988-1989 годы, имел место повышенный интерес общества с СМИ кнеформальным группам вообще и к так называемым НОМам — неформальнымобъединениям молодежи(4) в частности. Своеобразие их было в том, что это былигруппы, никак не вписывающиеся в систему малодемократичного советскогогосударства. Они мало исследовались современными отечественными культурологами,социологами, политологами.
Врамках данной статьи мы хотели бы предложить ни совсем традиционный взгляд надеятельность политизированных неформальных молодежных групп. Они будутинтересовать нас не с точки зрения социально-психологической — как группы, вкоторых подростки проходят `адаптационный период` (хотясоциально-психологических моментов тоже придется коснуться), а с точки зренияполитологической — как молодежные группы, из которых вызревают политическиеобъединения. Под политизированным НОМом мы будем понимать группу молодых людей15-28 лет, в которой стремление реализовать себя в сфере политики являетсяпреобладающим. Молодые люди чаще объединяются в группы,- потому, что у них,видимо, больше выражена потребность в общении с себе подобными (да и большевозможностей для этого: больше свободного времени и возможность почтикаждодневных контактов в школе, университете, училище и пр.) по самым разнымпричинам,- внутри которых они неосознанно решают свои самые разныепсихологические проблемы, нам же интересны будут только те из них, где в томчисле решаются вопросы их политического самоопределения.
ПолитизированныйНОМ возникает из числа молодежи, получающей образование (из числа студентови\или старшеклассников) Чаще всего неформальные молодежные группы, нацеленныена выполнение регулярной конструктивной деятельности создаются студентамиВУЗов. Допустим, природоохранное движение или поисковое движение (то есть,движение по поиску незахороненных останков военнослужищих РККА, погибших впериод Великой Отечественной Войны), возникшее в нашей стране в 1970-ые годы, вбольшинстве случаев создавалось студентами ВУЗов СССР (чаще — с биологическихили исторических факультетов). Это, безусловно, не является обязательнымправилом, однако, условия улицы, стадиона или рок-клуба менее располагают ксозданию — именно политизированных молодежных неформальных групп. Улица болеерасполагает к созданию криминальных группировок, рок-клуб — к созданиюмузыкальных коллективов, а стадион — к созданию фанатских группировок.
Возникнувиз числа молодых людей активно интересующихся политикой, получающих образованиев учебном заведении, или не так давно его закончивших, политизированный НОМ,первоначально заявляет о себе в форме дискуссионного `кружка`. Вспомним хотя быкружек `петрашецев` начавший функционировать в Петербурге в 1844 году (до1849), инициатором создания которого был 23-ех летний Михаил Буташевич-Петрашевский,который посещал Федор Достоевский, или кружек Казанского университета, которыйпосещал студент первого курса Владимир Ульянов в 1887 году, или, кружеканархо-синдикалистов, возникший в Нижегородском университете(4) в 1928 году,или кружек `Община`, возникший в МГПИ (Московский ГосударственныйПедагогический Университет) в 1982 году, из которого в 1989 году вызрелаКонфедерация Анархо-Синдикалистов, — которые по разным причинам сыграли разнуюроль в истории нашей страны, но которые все создавались молодыми людьми,активно интересующимися политикой.
Однаждывозникнув, политизированный НОМ, в зависимости от политической ситуации, можетбыть либо ликвидирован администрацией учебного заведения и репрессивнымиорганами государства на корню, либо — развиваться дальше. Кружеканархо-синдикалистов Нижегородского Государственного Университета былликвидирован достаточно быстро органами ОГПУ. Двадцать два, примерно изпятидесяти трех, члена так называемой Коммунистической Партии Молодежи,созданной, старшеклассниками в Воронеже в 1948 году, о которой рассказываетпоэт и литератор Анатолий Жигулин, также были осуждены и многие стали `врагаминарода` и отправились на Колыму(6). Кружек Петрашевцев, как известно,постепенно стал вызревать в политическое объединение заговорнического типа, и в1849 году многие его участники были арестованы и приговорены к смертной казни.Владимира Ульянова и многих других политически-активных студентов в 1888 годуиз Казанского университета исключили.
Отдельнойособенностью политизированных НОМов, является их радикализм. В большинствеслучаев политизированные НОМы, ввиду свойственного молодым людям неприятия`мира взрослых`, обязательно избирают в качестве идеологии достаточнорадикальные воззрения — начиная от анархизма и заканчивая ультра-национализмомв самых разных формах.
`Известнаячасть молодых людей занимает и откровенно оппозиционную позицию, объединяясь вгруппы с социально-политической направленностьюсамодеятельныемолодежные объединения выступают ни только как одна из форм поиска путейсоциального утверждения растущих личностей, но и является формой ихсвоеобразной конфронтации с обществом`(16).
Д.И.Фельдштейн, в 1990 еще году выделивший десять причин появления НМО (17),отметил среди них такие, часть которых мы можем отнести только к спецификеПерестройки конца 1980-ых годов, а часть вполне применимы и к современномупериоду — началу 21 века. Он выделяет следующие 1) отсутствие организованноговыхода молодых людей, на реальные дела общества 2) низкая культура официальнодействующих учреждений, созданных для работы с молодежью 3) особенностивозрастного развития личности 4) переживание подростками обыденности жизни 5)ориентация на сверстников(17). Относительно причин появления именнополитизированных НОМов, на наш взгляд, наиболее актуальны 1), 2) и 4) причины.Почти все общественные и государственные организации, созданные для работы смолодежью традиционно слабы во влиянии на молодежь (исключением могут являтьсялишь организации, активно поддерживающиеся государством — например, ВЛКСМ вСССР, или Гитлерюгенд в Третьем Рейхе) и не пользуются у нее авторитетом. Любоймолодой человек, завершивший учебу, вынужден `пробиваться`, подыскивая какисточники для существования, так и объекты для приложения альтруистичных,бескорыстных потребностей. Работники этих организаций как правило с трудомпонимают подростков, их насущные потребности и интересы. Ощущение обыденности ибессмысленности жизни, конечно, свойственно ни только подросткам, но иногда ивзрослым, однако, при отсутствии постоянной (или вообще) работы, цели, ощущениенеизвестности, неопределенности, `вневременности` существования, в ситуациидуховного поиска, оно особенно характерно для молодых людей, в силу ихвозраста. К этим трем причинам мы добавим еще и свою: политизированный НОМможет появиться в таких условиях, которые направляют внимание молодых людейименно в политику, то есть, значит, он должен появиться ни просто в ВУЗе, аименно — на гуманитарном факультете, или же в ситуации социально-политическогокатаклизма в обществе. В СССР в начале 1990-ых такой кризис, например, былналицо.
Точкой,с которой можно отсчитывать начало следующего этапа развития политизированногоНОМа, является его выход на улицу. На этот момент у НОМа уже может существовать(а может и не существовать) письменный договор, заключенный между егоучастниками, устав и прочие документы. На наш взгляд, пока НОМ не вышел запределы ВУЗовского `кружка` он не является политической группой в полном смыслеэтого слова, вне зависимости от количества участников и наличия или отсутствияуставных документов. К примеру, для студентов того же КазанскогоГосударственного Университета, живших, правда, в другую эпоху такой`дефлорацией`, стал пикет, организованный в честь дня рождения Нестора Махно. Четырестудента этого ВУЗа, назвавшие себя Альянсом Казанских Анархистов 30 октября1989 года организовали и провели пикет(7). Не важно, что этот пикет былвыставлен во втором корпусе университета прямо в фойе(все равно через восемьдней — 7 ноября они вышли на октябрьскую демонстрацию), главное — что это былапервая `пиар-акция`, совершенная с целью привлечь к себе внимание, а значит — продемонстрирововавшая желание развиваться дальше.
Выходна улицу далеко не всегда означает появление нового политического движения, илиновой политической партии, однако, если этот выход был успешным и произошлоувеличение численности НОМа, то это приводит к появлению многих проблем в НОМе,которые могут являться интересным объектом исследований отрасли социологии,занимающейся малыми группами. Процессы, происходящие в политизированном НОМе из20-30 человек, во многом схожи с процессами происходящими в любой другой малойгруппе, хотя и имеют свои отличия, которые связаны со спецификой деятельностиполитизированного НОМа. Один моментов, вытекающий из этой специфики,заключается, на наш взглял, в том, что НОМ, как правило, сознательно пытаетсяувеличить свою численность и работает над этим.
Еслина момент своего возникновения НОМ представляет собой группу единомышленниковиз четырех-десяти человек, то при успешном заявлении о себе даже внутри своейстуденческой молодежной среды в течении двух-шести месяцев его численностьможет увеличиться в двое-трое, а в случаи революционной ситуации, когда времябудто бы `сжимается` и многие события начинают происходить с `неуловимой`быстротой, — в десять-двенадцать раз. В этот момент политизированный НОМ можетне иметь никакого влияния в политической ситуации в данном населенном пункте,может не иметь общего денежного фонда, однако, столкновение интересов ипоявление в зачатке оппозиции, которая может возникнуть, при переходе НОМа отстадии группы к стадии влиятельного политического объединения, происходит ужесейчас. Причиной такого столкновения становиться появление второго (илитретьего) лидера. Дружеская атмосфера, которая должна царить в НОМе (при ееотсутствии группа быстро распадется), при самых разных различиях возрастов,характеров и пр., способна `гасить` разные психологические конфликты, но кактолько в группе появляется второе лицо, завоевывающее авторитет, способноепоследовательно критиковать некоторые шаги и воззрения лидера с этим следуетсвязывать именно с этим новым этапом развития политизированного НОМа. `Второйлидер`, внутренняя (не обязательно деструктивно-направленная) оппозицияпоявляется именно после выхода группы за пределы первоначальных условий (хотя ине сразу, конечно).
Следующий,третий этап НОМа настает, когда основная инициативная группа, образовавшая его,выходит из студенческого возраста, приближаясь примерно к своему 25-летию и уНОМа появляется своя начальная база (офис, издание журнала или газеты), ипостоянные направления социально-политической деятельности, которые он начинаетвести. От этого третьего этапа, остается всего один шаг до того, какполитизированный НОМ раствориться — то есть, превратиться в более менеезаметное политическое объединение (как по количеству членов, так и погеографическому охвату, выйдя, возможно, за рамки того населенного пункта илигородского квартала, где он сформировался).
Американскийанархист, идеолог так называемого либертарного муниципализма Мюррей Букчин(Myrrey Bookchin, г.р. 19 21)(8), так описывает историю одного изполитизированных НОМов Канады. `Итак, Росапулос организовал свою группу из10-15 анархистов, и эта группа оказалась очень стабильной. В конце семидесятыхгодов Монреаль переживал настоящий ренессанс и стал центром бурлящей социальнойактивности`(9). Постепенно развиваясь, этот НОМ, в коалиции с другими левымиМонреаля в середине 1970-ых годов создали Монреальское Городское Движение(Montreal Citizens Movement — MCM), в котором анархисты заняли сильные позиции.`На первых выборах МСМ выиграло 10% мест в городском совете и стала второйкрупнейшей политической организацией Монреаля`(9). `Анархистская фракция, у которойтак было много влияния в МСМ, после вторых выборов (на которых МСМ проиграло),распаласьТакже как и немецкие зеленые МСМ превратилась в обычнуюпартию`(10). Упоминаемый Букчиным, политизированный НОМ, развился на локальномуровне до влиятельного политического объединения, которое создал в коалиции сдругими, политически родственными силами.
Вистории социальных движений недавнего прошлого существовали примеры движенийпочти полностью состоявших из НОМов. Мы имеем ввиду ни только НОМы, появившиесяв СССР в период Перестройки, но и так называемое европейское автономноедвижение периода конца 1960-ых, 1970-1980-ых годов, которое представляло изсебя конгломерат групп экологической, феминистской, культурной, сквоттерской(от англ. — `squatting`, движение захвата пустующих зданий (12))направленности. Автономное движение, привнесшее в западный левый радикализмновую свежую струю, показывает, что НОМ (а как правило современныйполитизированный НОМ нелояльно относится к традиционным левым идеологиям — ленинизму, маоизму, троцкизму и пр.) далеко не обязательно стремиться коформлению в политическую партию. Многие политизированные НОМы, возникавшие в1970-1980-ые годы в Европе именно по причине отрицательного отношения ктрадиционным левым идеологиям, большинство сил бросали ни напартростроительство, а на то, чтобы закрепиться на локальном уровне, занятькакой-то определенный район мегаполиса и через органы местного самоуправлениявлиять на политическую ситуацию во всем населенном пункте в целом.Политизированные европейские НОМы, образовавшие автономное движение, создалисвоеобразную концепцию `отказа от политики`, то есть отказа от участия впарламентаризме на общегосударственном уровне. `Автономисты никогда неунифицировали идеологию, утверждая, что борются они `не за идеологию,не за пролетариат, не за людей, а за политику личности`Их политическаятерритория лежит где-то между `зелеными` и RAF, где-то между парламентскимпредставительством и партизанской войной`(13). Партия Молодых (Yоung InternationalParty — то есть `йиппи`, `хиппи` — в русском произношении), появившаяся в США в1960-ые годы на волне пацифистского движения против войны во Вьетнаме, отназвания которой появилось получило обозначение одно из ответвлений молодежнойсубкультуры, хотя и называлась `партией` на самом деле по своей структуре неявлялась таковой. Неплохим примером может быть и `студенческий бунт` мая 1968года в Париже, когда из разных студенческих групп на несколько месяцев возниклодвижение `22 марта`, в течении нескольких дней удерживавшее под своим контролемВУЗы и некоторые кварталы Парижа.
Наиболееудобным для нас примером развития политизированного НОМа не в сторону`партостроительства`, а в сторону локального закрепления и развитияобщественных инициатив является `Свободный город` Христиания в Копенгагене(Дания), который, первоначально развившись из коммуны хиппи, существует и посей день уже более тридцати лет. В 1971 году группы представителей молодежнойсубкультуры хиппи заняли несколько пустующих казарм, некоторые из которых былипостроены еще в 18 веке, где создали коммуну, на которую первое времямуниципальные власти смотрели сквозь пальцы. Постепенно коммуна сталаразрастаться, а в 1973 году после выборов новая власть решила, что пора,наконец, очистить территорию, но натолкнулась на сопротивление — Христианияответила грандиозной пиар-акцией. В Копенгагене в этом году должен былпроходить очередной саммит НАТО и министерство обороны Дании, видимо, вспомнилоо захваченных хиппи казармах. В результате, театральная группа примерно изсотни человек, переодевшаяся солдатами НАТО, стала захватывать редакциинекоторых СМИ, так что вся страна несколько часов находилась в недоумении,полагая что Данию на самом деле стали оккупировать войска Северного Альянса.Другой удачной акцией была рождественская раздача подарков, организованная длядетей, одиноких и малообеспеченных граждан в1975 году. Около сотни актеров,переодевшиеся `дедами морозами`, набегали на супермаркеты и совершалисамовольные экспроприации. Полиция, безусловно, без особого труда справилась стаким альтруизмом, однако, на следующий день первые полосы многих газетукрашали фотографии, на которых полицейские избивали Санте-Клаусов.
В1976 году, когда в Христиании уже была налажена своя собственная инфраструктура(заработали несколько магазинов, фабрика и кафе, была построена общественнаябаня, детсад, ясли, а также создана служба по уборке мусора) власти вновьпредприняли попытку ликвидировать Христианию, которую им пришлось отложить подвлиянием массовых выступлений протеста. В конце 1970-ых, когда в Европераспространилась субкультура панков, особенно остро встала проблема тяжелыхнаркотиков, которую приходилось решать принудительными мерами: наркоманов инаркодиллеров пришлось выгонять — первым предлагали лечиться, вторых видеть вХристиании больше не хотели. Почти на протяжении всего существованияХристиании, ей приходилось вступать в конфронтации с государственной властью,которая всегда первая инициировала конфликты, не допуская какую бы то ни былонезависимое в полном смысле этого слова от нее самоуправление и только в начале1990-ых когда Христиания, в которой к этому времени сложилась своя собственнаязаконодательная система, не зависимая от официальной системы Дании, согласиласьуплачивать некоторые общегосударственные налоги, отношения с ней нескольконормализовались. С середины 1970-ых Христиания стала иметь своего представителяв городском совете Копенгагена, и существует до сих пор, представляя из себясвоеобразную Парижскую Коммуну (скорее, правда, в анархистской, а немарксистской интерпретации), с одной стороны привлекая внимание туристов (14),с другой внимание социологов и политологов, как своеобразный феноменмини-общества, функционирующего ни по государственническим, а анархистскимпринципам политического устройства(15).
Четвертыми, таким образом, заключительным этапом развития политизированного НОМа,является его `растворение`, которое может произойти либо вышеописанным способом- путем вовлечения все большего количества участников и превращения в общественно-политическоедвижение (объединение), либо путем оформления в политическую партию. Главнымиособенностями этого этапа, на наш взгляд, являются: 1.увеличение численностиНОМа 2.попытки выставлять своих кандидатов на выборы в органы власти на местномуровне, или на уровне всей страны 3. приближение лидирующего в НОМе звена людейк 30-летнему и далее возрасту. Политизированный НОМ, в котором больше, чем 50постоянно участвующих в его мероприятиях человек, фактически уже не являетсявнутри себя одной группой. Попытки выдвигать на выборах в органы власти своихкандидатов свидетельствуют о том, что в НОМе есть люди, которые определились свыбором жизненного пути и хотят посвятить его (или часть его) политике. Людей,которым 30 и более лет, на вряд ли уже можно отнести к молодым.
ПолитизированныйНОМ — это та начальная точка отсчета, та среда, из которой может начатьформироваться то или иное новое радикально-политическое движение, с которогоначинают и начинали путь очень многие революционеры и политические движения. Взависимости от ситуации, эпохи, которая стоит на дворе и предрасположенностиего потенциальных организаторов, он может развиваться как в направлении жесткойструктуры в будущем, а также вызревать в том числе в террористическую группу,так и формироваться в умеренную общественную организацию, отходящую отполитики.
Молодежныестуденческие сообщества очень предрасположены, как уже упоминалось выше, квосприятию радикальных идей и образованию политизированных НОМов. Современнаямолодежная субкультура, рок-музыка, несущая идеи протеста, в лучших своихпроизведениях заостряющая внимание на социальных общественных проблемах — подчас облегчают на начальном этапе формирования политического мировоззрения умолодого человека, восприятие радикальных идей и практически в любом ВУЗе,молодежной среде, хороший организатор может создать политизированный НОМ втечении года-полтора, состоящий из 10-15 человек. Простое досуговое общениемежду собой, вперемежку с теоретическими занятиями, направленные на расширенияохвата информации, объяснение того как устроено общество и какие в нем естьпроблемы, простой организацией пикетов, в течении 5-10 лет приводит к появлениюв прослойке интеллигенции в данном населенном пункте группы интеллигентов,которая в моменты социальных катаклизмов выходит на первый план.
Теперь,исходя из вышеизложенного перечислим некоторые особенности политизированногоНОМа 1.Как правило, политизированный НОМ возникает среди студенческой молодежи2. Политические предпочтения НОМа обычно радикальны и оппозиционны 3.Почтивсегда в начале своего появления НОМ возникает в форме дискуссионного кружка4.Политизированный НОМ является локальным, действующим по месту происхожденияобразованием 5.Политизированный НОМ возникает как независимое от истеблишмента,альтруистичное образование, когда психологические мотивировки самоидентификациии самореализации у молодых людей особенно нуждаются в конкретном приложении(хотя НОМ, конечно, и может возникать под влиянием действий активистов ужесуществующих политических групп). 6. В результате своего развитияполитизированный НОМ может сложиться в политическую партию или движение.
Примечания.
1.В Конституции СССР от 1977 года в ст.6 заявлялось, что `руководящей инаправляющей силой советского общества, ядром его политической системы,государственных и общественных организаций является Коммунистическая партияСоветского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженнаямарксистско — ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральнуюперспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР,руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаетпланомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Всепартийные организации действуют в рамках Конституции СССР` // Конституция(Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Гл.1, Ст.6 //Ведомости Верховного Совета СССР", 1977, N 41. В то же время в марте 1990года был принял закон, вносивший в ст.6 следующую формулировку: `политическиепартии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовыедвижения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и вдругих формах участвуют в выработке политики государства, в управлениигосударственными и общественными делами` // Закон РСФСР от 16.06.1990 N 38-1`Об изменениях и дополнениях Конституции(Основного закона) РСФСР`, П.1 //Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 3
2.Уголовный кодекс РСФСР. Ст.190. М., 1960
3.Закон СССР от 30.06.1987 `О всенародном обсуждении важных вопросовгосударственной жизни` // См: Свод законов СССР", т. 1, с. 100-1, 1990; изакон СССР от 27.12.1990 N 1869-1 `О всенародном голосовании (РеферендумеСССР)` // См: «Ведомости СНД и ВС СССР», 1991, N 1; Закон СССР от03.04.1990 `О Порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республикииз СССР` // Свод законов СССР, т. 1, С. 44-16, 1990; Закон СССР от 12.06.1990`О Печати и других средствах массовой информации` // Свод законов СССР, т. 1,С. 372-1, 1990; Закон СССР от 14.03.1990 N 1360-1 `Об учреждении постапрезидента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основнойзакон) СССР` // Свод законов СССР", т. 1, С. 130-1, 1990; Ведомости СНД иВС СССР, 1990, N 12; Закон СССР от 01.12.1988 `О выборах народных депутатовСССР` // Свод законов СССР", т. 1, с. 57, 1990; Ведомости ВС СССР, 1988,N 49; Закон СССР от 01.10.1990 N 1689-1 `О свободе совести и религиозныхорганизациях` // Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 41; Закон СССР `Обобщественных объединениях` от 9.10.1990,? 1708-1 // Ведомости СНД и ВС,? 42,1990
4.Вдовиченко Л.Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив. М., 1988;Грибанов В.В., Грибанова Г.И. Инициативные самодеятельные молодежные движения.Л., 1991; Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М., 1990; ЗасопецкийА.С., Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: проблемы неформальных молодежныхобъединений. М., 1990; Кичигин А.С. Полет яблока: невыдуманнаяповесть-калейдоскоп о «неформалах». М.,1988; Левичева В.Ф. МолодежныйВавилон: размышления о неформальном движении. М., 1989; Левичева В.Ф.Неформальные самодеятельные объединения: социологический очерк. М.,1989; Лицомк лицу; неформальные творческие объединения: размышления, поиски, находки. М.,1989; Модные игры для взрослых детей:[Молодежные неформальные объединения]М.,1988; Неформалы: кто они? Куда зовут? М.,1990; Неформалы: социальныеинициативы. М., 1990; Неформальная Россия: опыт справочника. М., 1990;Неформальные общественные объединения: штрихи к портрету. М., 1990;Неформальные объединения молодежи и идеологическая борьба. М., 1988;Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М., 1990;Ольшанский Д.В. Групповой портрет в интерьере. М., 1990; Орлова Д.В., ШутькоД.В. Общественные объединения в СССР. М., 1991; Пашков М.Ю. Рок… Брейк… Чтодальше? Кишинев, 1990; Плаксий С.И. Молодежные группы и объединения: причинывозникновения и особенности деятельности. М., 1988; По неписанным законамулицы...[О неформальных молодежных объединениях] М., 1991; Самодеятельные неформальныеобъединения молодежи. М., 1989; Файн А.П. Формы и методы борьбы с подростковыминеформальными группами. Л., 1989; Щепанская Т.Б. Символы молодежнойсубкультуры. СПб, 1993; Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М.,1990; Психолого-педагогические проблемы изучения неформальных молодежныхобъединений М., !988; Психологические особенности самодеятельныхподростсково-юношеских групп. М., 1990; Борисов И.Ю., Радзиховский Л.А.Зарубежные исследования молодежных субкультур // Идеологические и психологическиеаспекты массовго сознания. М., 1989; Фельдштейн Д.И. Самодеятельные группымолодежи: социально-психологический аспект // Советская педагогика,? 1988,? 7и т.д.
5.См.об этом: Читалов Д. Политическая история ННГУ. Дело анархо-синдикалистов 1928года // Нижегородский университет,? 7 (2001), 8 октября 1998
6.См.:Жигулин А.В.Черные камни. М., 1989
7.Альянс Казанских Анархистов // www.mi.ru/~anarch
8.Сын русских эмигрантов в США Мюррей Букчин считается теоретиком либертарногомуниципализма и радикальной экологии. Он один из теоретиков современногоамериканского анархизма. На русский язык пока переведена только его книга`Реконструкция общества` (См. Букчин М. Реконструкция общества: на пути кзеленому будущему. Н.Новгород, 1994) и ряд статей. Либертарный муниципализм — это идеи местного самоуправления, доведенные до логического радикальногозавершения, при котором необходимость в государстве полностью отпадает,поскольку все политические, законодательные, исполнительные и судебно-правовыефункции должны полностью перейти к этим местным институтам самоуправления,основанным на прямой демократии. В муниципализме, по мнению Букчина, лежиттакже залог решения экологических проблем, поскольку небольшимдецентрализованным населенным пунктам не нужно будет крупных промышленныхпроизводств, которые и наносят основной вред окружающей среде.
9.Букчин М. Некоторые аспекты стратегии и тактики в деятельности левого иэкологического движения на локальном уровне в беседах с `Хранителями радуги`.Н.Новгород, 1999, С.4
9.Там же, С.6
10.Тамже, С.7
12.Историюсквоттерского движения можно посматреть на англоязычном сайте //www.squat.net,а также в книге Ященко В. Либертарный бунт в эпоху постмодерна. Волгоград,2002, С.16-30
13.Катсификас Д. Ниспровержение политики. Европейские автономные социальныедвижения и деколонизация повседневности. Волгоград, 2002, С.108.
ДжорджКатсификас (George Katsiaficas) — профессор Вендвордского университета (США,Бостон) — активный участник движения против войны во Вьетнаме с 1960-ые годы,.Автор ряда исследовательских работ по леворадикальным движениям второй половины20 века. См. его персональный сайт: www.eroseffect.com
14.Христиания отметила тридцатилетие // См: сайт по туризму Travel.ruhttp://www.travel.ru/news/2001/10/15/8840.html
15.Относительно неплохой, хотя и краткий обзор об истории Христиании можно найти:Сказка о Христиании // Екозащита,? 17, Калининград, 1999; См. также: ХилтуненР `Свободный город` Христиания // Санкт-Петербургские Ведомости, N 160(2310),30 августа 2000
16.Фельдштейн Д.И. Недостатки воспитательного процесса и появление неформальныхмолодежных объединений // В кн. Психологические особенности самодеятельныхподростсково-юношеских групп. М., 1990, С.12-13
17.Там же, С.14
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта polit.mezhdunarodnik.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.