Реферат
«Государство как институт политический системы»
Происхождение и сущность государства
Государство является основным институтом политическойсистемы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей,социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государстваконцентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять навсе проявления общественной жизни. Око — центральный институт власти в обществеи как таковой сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движениеобщественный организм.
С момента появления первых политических теорий и до сего дняв политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины ипроцесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость,многофункциональность государства объясняют различие в его трактовке, начинаяот античных мыслителей до исследователей наших дней. Для Аристотеля оно — олицетворениеразума, справедливости, общего блага, отражение родовой сущности человека, как«политического животного, стремящегося к совместному сожительству». Напротив,для Т. Гоббса государство подобно библейскому чудовищу, сеющему вокруг себястрах и ужас.
Какие обстоятельства вызвали государство к жизни? Политическаянаука настойчиво пыталась в прошлом ответить на этот вопрос. Распространеныследующие концепции.
Теократическая теория, в соответствии с которойгосударство — акт Божьего промысла. Обоснование внеземного происхождения векамиподдерживало авторитет правителей, оправдывало их абсолютную власть,предписывало обязательность их решениям.
Патриархальная концепция трактует государство как большуюсемью, возникшую в процессе соединения родов в племена, племен в государства. Согласноэтой трактовке отношения монарха и подданных соответствуют отношениям отца ичленов семьи, задача монарха — забота о подданных, обязанность последних — повиновение.
Теория завоевания (насилия) объясняет процессвозникновения государства как результат политического действия — завоевания,насилия, внутреннего или внешнего. Следствием победы сильного над слабым,большинства над меньшинством и является государство, становящееся органомуправления побежденными.
Все указанные теории находят подтверждение в историицивилизаций. Ни одно из современных государств не возникло без насилия, беззахватов. Каждый клочок земной суши неоднократно переходил из рук в руки, насмену одним завоевателям приходили другие. Первые государства облекались врелигиозные формы (правления жрецов в Египте), да и впоследствии религиознаявласть конкурировала — и не без успеха — за верховенство со светскойгосударственной властью. Отношение к государственной власти, как к отеческой,прочно утвердилось в массовом сознании многих народов: в России вплоть до XX века для крестьянской массы царь оставался «батюшкой»,да и по сей день клановые, клиентарные отношения к местной власти характерныдля народов Кавказа, Азии, Африки. Это стало серьезной преградой дляутверждения принципов демократии, утверждающей не только свободу личности, но иличную ответственность гражданина перед законом за свои деяния.
Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. — Ж. Руссо)объясняет происхождение государства как результат сознательно заключенногомежду людьми договора. Государству, по мнению сторонников этой теории,предшествует полная анархия, «война всех против всех», — «естественноесостояние» — состояние неограниченной личной свободы. Ею люди сознательнорешили поступиться в пользу государства, призванного обеспечить имбезопасность, защиту личности, собственности.
Марксистская теория объясняет происхождениегосударства разделением труда, появлением частной собственности, а вместе с нейи классов с непримиримыми интересами. Экономически господствующий класс создаетгосударство для подчинения себе неимущих. Государство, следовательно,становится орудием защиты интересов экономически господствующего класса.
Возникновение первых городов-государств относится к IV-III тысячелетиям до н.э. вМесопотамии, в Горном
Перу и т.д. Государство возникает из предгосударственныхформ власти вождя племени, жреца вместе с образованием общества, то естьупорядоченной совокупностью людей, объединенных неприродными связями, вусловиях рождающейся социальной дифференциации. Возникновение имущественного,социального, функционального неравенств требует иной, чем в родоплеменномобществе, власти — власти с органами управления, контроля.
История становления и развития государства — сложный,многообразный процесс, протекавший своеобразно в разных регионах земного шара. Темне менее, несмотря на особенности, присущие разным цивилизациям и эпохам,эволюция государства у большинства народов в основном совпадает.
На ранней стадии становления государства сохраняются остаткипервобытной организации общества с элементами прямой демократии. Уже на раннихэтапах государственности возникают различные формы правления — республиканскиеи монархические. Основным социальным различием является деление на свободных ирабов, хотя среди свободных появляется профессиональная, социальная,имущественная дифференциация. Государство выполняет две основные функции:
1) обеспечивает господство свободных над порабощеннымнаселением и 2) ведает устройством «общих дел» свободных граждан (ХIII-ХVI вв).
Средневековье и начало Нового времени были для европейскихстран периодом усиления и централизации государственной власти. Фундаментомэтого процесса были устранение феодальной разобщенности, ликвидацияполицентризма власти, объединение провинций вокруг единого центра. Постепенновозникает государственно-территориальная организация общества с организованнымгосударственным аппаратом управления, со свойственными ему служебнымиотношениями и функциями, заменившими вассальные связи, отношения личнойзависимости, свойственные раннему Средневековью. Введенный в обиход Н. Макиавеллитермин «государство» (stato) заменяетприменявшуюся дотоле терминологию — «республика», «княжество»,«городская община» и т.д. В XVII в. окончательноскладывается понятие «государство», абстрагированное от конкретныхформ правления (республика, королевство, деспотия и т.д.).
В ХУП-ХУШ вв. в Европе окончательно оформляютсяцентрализованные национальные государства и создаются условия формированиягражданского общества и правового государства. Процесс разграничениягосударственной власти и саморегулирующегося гражданского общества занялдлительное время и у многих народов не завершен и поныне.
Структура и функции государства
Дифференциация экономических, социальных, культурных идругих интересов и потребностей как отдельных индивидов, так и социальныхгрупп, составляющих общество, требовала создания социального института,способного связать воедино все многообразие помыслов и устремлений, отразитьобщий интерес. Таким социальным институтом и является государство. Оно призванорегулировать отношения между различными группами, слоями, классами, обеспечитьбезопасность, права и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.
Основными признаками государства являются:
Оно выступает как единая организация политической власти вмасштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории,пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостностьобщества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.
Государство обладает специальным механизмом, системойорганов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятсяинституты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органыпринуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.
Государство выступает источником права и закона, дляосуществления которых оно располагает специальными органами (суды, прокуратура,пенитенциарные (исправительные) учреждения).
Государственная власть независима от других властей каквнутри страны, так и вне ее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть:
в обязательности ее решений для всего населения;
в возможности отмены актов негосударственных политическихинститутов;
в обладании исключительным правом на издание законов, вмонополии на легализованное насилие.
Государство обладает правом взимания налогов и другихобязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.
В процессе общественного развития менялись соотношениеинститутов государственной власти, объем выполняемых ими функций. Вдоиндустриальную эпоху государство контролировало все проявления политическойжизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелогогражданского общества за государством остаются наиболее важные из них,обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.
Важнейшими институтами государства являются:
представительные органы (парламент);
исполнительно-распорядительные органы (президент,правительство, премьер-министр);
надзорно-контрольные органы;
судебная система;
органы власти общественного порядка, государственнойбезопасности;
вооруженные силы.
В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие изних:
экономическая функция — регулирование экономическихпроцессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или созданияэкономических стимулов;
социальная функция — регулирование отношений между разнымигруппами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социальнонезащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования,здравоохранения;
правовая функция — установление правовых норм, обеспечениеих выполнения;
культурно-воспитательная функция — создание условий дляудовлетворения культурных потребностей населения;
внешние функции государства включают:
1) оборону страны;
2) экономическое, технологическое, культурное и иноесотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций.
Формы государственного правления
С момента возникновения государство представляет собойособую организацию политической власти, оно отличалось разнообразием конкретныхформ ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализациигосударственной власти обобщен политологами в понятии «форма государства».В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного)устройства, политический режим.
Форма государственного правления представляет собой способорганизации верховной власти, принципы взаимодействия ее элементов, степеньучастия населения в их формировании.
Основные формы государственного правления — монархия иреспублика.
Монархия возникает вместе с самой государственностьюи существует на всех этапах человеческой цивилизации, включая и современную.
Для нее характерно:
Принадлежность верховной власти одному лицу, котороепользуется ею пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, она суверенна иверховна. Воля монарха осуществляется через разветвленнуюбюрократически-чиновничью систему управления (советники, министры, чиновникивсех рангов).
Власть передается по наследству. Наследование верховнойвласти отстраняет от процесса ее формирования не только монарших подданных,простолюдинов, но и феодальную аристократию, не имеющую возможности легально влиятьна ее замещение. Не поэтому ли в арсеналах политической борьбы Средневековьятак распространены убийства неугодных аристократии монархов?
Монарх, сосредоточив в своих руках все бразды правления, ненесет политической и юридической ответственности за результаты своего правления.The king can not wrong — («Король не бывает неправ») — гласит средневековая английскаяюридическая максима.
Монархическая форма правления возникла в условияхрабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой правления.За свою долгую историю монархия претерпела существенную эволюцию. В периодСредневековья последовательно сменяли одна другую раннефеодальная монархия,монархия феодальной раздробленности, позднее ограниченнаясословно-представительная монархия и, наконец, абсолютная монархия.
Сословная монархия характеризуется полицентризмом власти: нарядус королевской (царской) властью существует параллельная власть его вассалов,полноправных правителей своих территорий («вассал моего вассала — не мойвассал»), кроме того, королевская власть в некоторых вопросах ограниченарешениями сословных представителей собраний (парламент (Англия), ГенеральныеШтаты (Франция), Сейм (Польша), Боярская Дума (Россия).
В условиях феодальных междоусобиц, угрожавших целостностигосударства, королевская власть как обручем стягивала воедино все частитерритории, шаг за шагом ограничивая суверенитет своих вассалов в подвластныхим провинциях. Результатом этого процесса централизации власти стало создание абсолютныхмонархий, в которых вся государственная власть, без каких бы то ни былоограничений, находилась в руках монарха. Внутреннюю и внешнюю политику монархосуществлял с помощью чиновников и министров, ответственных только перед ним. Формальнострана и подданные провозглашались собственностью монарха («государевылюди»).
Выполнив свое основное назначение — создав централизованныенациональные суверенные государства, абсолютизм утратил свое оправдание ипревратился в тормоз естественно развивающейся хозяйственной жизни. Борьба с абсолютизмом,которую настойчиво вела рождающаяся буржуазия, завершилась трансформациейабсолютных монархий в конституционные.
Конституционные монархии свойственны буржуазному обществу. Дляних характерно конституционное ограничение власти короля, существование рядом скоролевской представительной парламентской властью, выполняющей законодательнуюфункцию.
Конституционная монархия имеет две разновидности:
Дуалистическая монархия. Здесь законодательная властьпринадлежит парламенту, а прерогативой королевской власти является властьисполнительная. Монарх формирует правительство, ответственное как перед ним,так и перед парламентом. Такая форма монархии существовала в кайзеровскойГермании в 1871-1918 гг.
Парламентская монархия представляет собой формуправления, где все ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — независят от монаршей воли. Монарх выполняет представительную функцию, являясьглавой государства. Он правит, но не управляет. Однако в ряде стран за нимсохраняются «резервные функции» на случай возможных политическихкризисов, угрожающих единству и целостности страны.
Монархии сохранились в тех странах, где процессдемократического развития протекал в эволюционной форме, и постепенноереформирование институтов государственной власти было результатом компромиссовмежду сторонниками «старого порядка» и инициаторами перемен. Современныемонархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют интегрирующуюфункцию в стратифицированном обществе, передают от поколения к поколению традиционныедля данной страны ценности. И только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн,Катар, Саудовская Аравия и т.д.), монархии и в наши дни существуют в почтинеизменном виде.
Республика представляет собой форму правления, воснове которой лежат выборность власти и ее функциональное и организационноеделение.
Для республики характерны:
выборность высших органов власти населением на определенныйсрок. Источником власти является народ;
разделение власти на законодательную, исполнительную исудебную с присущими каждой из них институтами ее осуществления;
юридическая ответственность главы государства в случаях,предусмотренных конституцией.
В зависимости от объема властных полномочий, принциповотношений между ветвями власти, республики бывают президентскими (США,Бразилия, Аргентина и др.), парламентскими (ФРГ, Италия, Испания), смешанными — президентско-парламентскими (Франция, Австрия, Украина, Россия),парламентско-президентскими (Швейцария).
Формы государственного устройства
Государство расположено на определенной территории,состоящей из административно-территориальных единиц. Способы их объединения,формы отношения между верховной государственной властью и властью на уровнепровинций, областей, кантонов и т.д. описываются в политологии через понятие«форма государственного устройства».
Форма государственного устройства представляет собойспособ организации территориально-административного единства государства,механизм взаимосвязи между его составными частями. Форма государственногоустройства отражает степень централизации (децентрализации) между верховнойвластью и местными органами власти.
Наиболее распространенной формой территориально-политическойорганизации является унитарное государство. Оно характеризуется строгойконцентрацией власти в центре с незначительным объемом политико-властныхотношений, которыми располагают территории. В унитарном государстве существуютобщие для всей страны органы законодательной, исполнительной и судебной власти,полномочия которых распространяются на всю территорию. Всеадминистративно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции) имеютодинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политическойсамостоятельностью. В унитарных государствах существует единая конституция,судебная и правовые системы, единая система государственного управления, единоегражданство, подчинение гражданских органов власти центральным.
Большинство стран мира, в том числе Украина, являютсяунитарными государствами.
Федерация представляет собой добровольное объединениенескольких самостоятельных государств в единое союзное государство, в которомвошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъектыфедерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральная иреспубликанская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Основнымипризнаками федерации являются:
верховенство федеральной конституции по отношению кконституциям и законам субъектов федерации;
субъекты федерации располагают автономной системойзаконодательной, исполнительной и судебной власти;
субъекты федерации не обладают правом выхода из составафедерации;
федеральная власть обладает монополией на осуществлениевнешней политики;
парламент федерации состоит из двух палат, одна из которыхпредставляет интересы субъектов федерации;
внутренние границы субъектов федерации могут быть измененытолько с их согласия.
Федерации строятся по территориальному (США), национальному(Индия) или смешанному (Россия) признакам.
В основе создания федераций лежат разные причины. Ими могутбыть стремление получить экономические и другие выгоды в рамках единогогосударства, агрессивные устремления по отношению к другим государствам илинародам или же, напротив, стремление защитить себя от внешней угрозы. Федерацияможет возникнуть из унитарного государства как средство:
а) обуздать чрезмерный централизм верховной власти;
б) как способ погасить сепаратистские тенденции регионов,стремящихся защитить себя от диктата центра;
в) как средство расширения политического участия населения вобщественной жизни.
Конфедерации представляют собой союз несколькихнезависимых государств, объединившихся для проведения совместной политики вопределенных целях (экономических, военных и т.д.). В конфедерации нет единогозаконодательного органа, нет единого гражданства, единой валюты и т.д. Страны — члены конфедерации — самостоятельно осуществляют внешнюю политику. Конфедеративныеорганы управления, созданные для проведения согласованной политики, действуют врамках полномочий, определенных Союзным договором. Их решения не имеют прямогодействия и вступают в силу только после утверждения их центральными органамивласти государств — членов конфедеративного союза. Субъекты конфедерации могутрасторгать конфедеративный договор и по своей воле покидать союз. Примеромконфедерации является Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Он представлялсобой объединение 23 суверенных кантонов, однако постепенно был преобразован вфедерацию.
Империя была еще одной формойтерриториально-административной общности на протяжении тысячелетий. Империипредставляли собой систему, в которой под началом строгой централизованнойвласти объединялись разнообразные этнонациональные иадминистративно-территориальные образования. Отношения в рамках империистроились по вертикали метрополия — колония, центр — провинция, центр — национальныереспублики.
В разных формах империи, возникшие в рабовладельческомобществе, просуществовали до второй половины XX в. ибыли сметены в результате европейских социальных революций инационально-освободительного движения. Однако политическая наука обошла своимвниманием это явление мировой истории. «Империя никогда не была нипредметом теории, ни даже предметом мысли, она не имела ни своего Гегеля, нисвоих легистов, ни своих профессоров права» (Б. Бади). Тем не менее взападной науке достигнуто согласие относительно определяющих характеристикимперского правления. «Термин „империя“, — пишет С.Н. Айзенштадт,- обычно используется для обозначения политической системы, охватывающейбольшие, относительно сильно централизованные территории, в которых центр,воплощенный как в личности императора, так и в центральных политическихинститутах, образовывал автономную единицу».
Основными признаками империи являются:
возникновение в результате военного покорения и/илиэкономического или политического подчинения одним народом других;
включение покоренных (подчиненных) народов и территорий виерархическую структуру власти, наличие центра и периферии, окраин, провинцийили метрополий и колоний;
этническая, национальная, историческая разнородностьсоставных частей империи;
дифференциация населения в вопросах права, гражданства,льгот, преимуществ, служащая достижению главной цели всякой империи — извлечениевыгод для народа, ее создавшего, за счет народов, в нее включенных;
власть в империи монолитна и находится в руках одного лицаили партии.
Важнейшей чертой всякой империи является территориальнаяэкспансия. Именно с ней, с ее масштабами зачастую связаны претензии имперскойэлиты на мировое величие. «В само понятие империи входит представление обответственности перед входящими в нее народами и долге перед человечеством вцелом… возможность использования этого долга прямо связана с расширениемтерритории и укреплением господства. Нельзя, разумеется, ставить величие впрямую зависимость от величины. Тем не менее величина территории — неотъемлемыйэлемент идеи империи» (Дж. Мериэт).
Масштабы империи, неоднородность (экономическая, культурная,религиозная) ее составляющих остро ставят вопрос о механизме политических,социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих ее целостность. Распадимперий обусловлен, прежде всего, постепенным выравниванием центра и периферии.Рано или поздно развитие экономики провинций (окраин) и неизбежное при этомформирование новых групп интеллектуальной, профессиональной и экономическойпровинциальных элит приводит к выравниванию экономического имперскогопространства, провинций и центра, вследствие чего неэквивалентный обмен междуними становится невозможен, империя распадается. Имперская система существует дотех пор, пока существует имперский центр (культурный, политический,экономический), обеспечивающий взаимодействие всех ее элементов. Утрата центромсвоих системообразующих функций приводит империю к краху.