Реферат по предмету "Политология"


Влияние глобализационных процессов на современное арабское общество

Влияниеглобализационных процессов на современное арабское общество
глобализация экономическое арабское восток
Понятие «глобализация», ставшее предметом самых оживленныхдискуссий на рубеже XX–XXI веков, пока не имеет определения, которое можносчитать наиболее точным и устоявшимся. Несмотря на то, что на данный момент уженаписано и издано немало работ и учебных пособий, посвященных рассмотрениюявления «глобализации», происходит дальнейшее осмысление этого процесса.
Большинство исследователей явления «глобализации» сходится вомнении, что его сутью являются глобальные изменения, затрагивающие практическивсе сферы жизни человеческого общества и характеризующие новое состояние мира.Часто термину «глобализация» придается историософский смысл, когда «глобализация»не только объясняет развитие мирового исторического процесса, но и самаотождествляется с ним. Также в большинстве определений указывается на то, чтоглобализация отражает разнообразие взаимосвязей, которые выходят за пределыгосударственных границ и общественных рамок. При этом в рубежах этого процессасобытия, действия и решения, происходящие и принимаемые в одной части мира,имеют глобальные последствия (отрицательные или/и положительные) для другойчасти мира. В этом явлении видят «усиление взаимных связей, взаимныхзависимостей и уязвимости людей, общностей и государств, которое приобрело кконцу XX века глобальные масштабы». Как и многие другие определения«глобализации», это имеет своих критиков, указывающих на то, что явления,которые используют для определения «глобализации», имеют более давнюю историю,выходящую за указанные исторические рамки. А именно: со времен промышленнойреволюции, когда на базе мануфактурного производства торговля внутри стран имежду ними стала стремительно расти, порождая развитие международныхкредитно-финансовых и прочих экономических и правовых связей5.Очевидно, что в настоящее время можно говорить о совершенно новом качестве«взаимосвязи» в эпоху «глобализации». Не последнюю роль в этом сыграловозникновение, непрерывное развитие и распространение информационных технологийв большинстве стран мира.
Когда речь заходит о «глобализации», Ближний Восток редкорассматривается как один из наиболее влиятельных регионов в системемеждународных отношений. Это можно объяснить целым рядом причин: неустойчивойполитической обстановкой в некоторых странах, неразрешенностью и крайнейвзрывоопасностью арабо-израильского конфликта, неравномерностью в развитииэкономик стран этого региона и т.п. На протяжении последних тридцати лет всестраны региона, за исключением Туниса, пережили военные, политические кризисы,прошли через серьезные пограничные столкновения, связанные с разделомтерриторий, водных ресурсов и т.п. Неудивительно, что в большинствеисследований, посвященных Ближнему Востоку, внимание уделяется скорее развитиюарабо-израильского противостояния или усилению вооруженной напряженности, чемисследованию той роли, которую арабский мир играет в эпоху «глобализации».Исходя из взрывоопасности конфликтов и множества противоречий, существующих варабском мире, особое внимание авторы исследований уделяют угрозам, которыестраны арабского мира могут принести или уже несут миру в условиях«глобализации». Целью этой статьи является представление точек зрения,существующих в арабском мире относительно глобализации и места арабского мира вэтом процессе.
Необходимость определить суть явления глобализации и местаарабского мира в рамках этого процесса нашла отражение в научных конференциях,проведенных в ряде западных стран (Франции, США, Нидерландах и т.д.) приучастии арабских общественных деятелей. 3 мая 2000 г. Институт Ближнего Востока(США) совместно со Всемирным Банком провел конференцию под названием «Вызовыглобализации арабскому миру». Среди обсуждаемых проблем были: восприятиеглобализации в арабском мире; необходимость изменений в большинстве арабскихстран; социальные, политические и экономические стороны глобализации.
Али Аттига (Ali Attiga), генеральный секретарь АрабскогоИнтеллектуального Форума в Аммане (Иордания) заявил, что, по его мнению,глобализация не является ни угрозой, ни возможностью; это, скорее, комбинациятого и другого. Глобализация, как он сказал, представляет новый вид империи, непохожий ни на одну империю, существовавшую до этого в мировой истории. В отличиеот предыдущих эта империя не имеет определенных географических рубежей и непризнает национальных границ. Это образование не обладает формальнойструктурой, государственными символами в виде флагов или гербов, прямым военнымили государственным управлением. Имперский глобализм, как он сказал, составлениз сложных отношений между межнациональными силами информационных технологий,торговли и финансовых потоков, с одной стороны, и интенсификацией культурных ичеловеческих контактов в рамках различных обществ во всем мире или между ними,с другой стороны.
Аттига отметил отрицательные стороны и противоречияглобализации, которые могут угрожать развивающимся странам. Из их числа онособо выделил глобальное соревнование между сторонами, неравными по размерам,объему накопленных знаний, технологий и опыта, по степени развитости финансовыхрынков и природным ресурсам. Аттига высказал сомнение, что постоянно растущаямощь гигантских международных корпораций, вероятно, уменьшит конкуренцию междустранами. Правила игры в виде гарантий, антидемпинга и барьеров в торговле взначительной степени определены и предписаны наиболее мощными сторонами вконкуренции. Наконец, имеется недостаток в компенсационных мерах в отношенияхмежду «проигравшими» и «победителями» на стадии образования глобальной системы.
Аттига отметил, что эти характеристики вместе с факторамитипа увеличивающихся ограничений на перемещение рабочей силы, этническихконфликтов и т.п. вызывают беспокойство. Поскольку многие арабские страныстрадают от неразвитости существующей инфраструктуры, эти ограниченияпрепятствуют арабскому участию на глобальной арене и, следовательно, это можнорассматривать скорее как угрозу, чем возможность.
«Главный вызов глобализации», по словам Аттиги, «стоящийперед большинством арабских стран, – необходимость идти правильным путем ипреодолеть структурные недостатки. Это требует всестороннего развития в каждойстране. Первоначально каждая страна в регионе должна принять новуюэкономическую политику, нацеленную на усиление роли частного сектора иувеличение эффективности действий правительства на всех уровнях. Их конечнойцелью должна стать региональная координация и экономическая интеграция.Структурная корректировка требует времени, существенных ресурсов и навыков.Политические реформы должны иметь постепенный и осторожный характер.Либерализации торговли надлежит быть избирательной с тем, чтобы защитить доходыи занятость населения. Макроэкономической политике следует быть выверенной длятого, чтобы сохранить внутренние сбережения, поощрить прямые иностранныеинвестиции, создать эффективные стимулы для увеличения производительности иконкурентоспособности на внутренних и внешних рынках. Еще более важно, чтоподнятие уровня внутрирегиональной торговли должно стать первостепенной цельювнутренней политики каждого государства региона, поскольку это увеличитэкспортную способность в пределах региональной торговли. Очевидна необходимостьв дальновидной политике и эффективном управлении, что вполне достижимо, еслиимеются желание и достаточные внешние стимулы для требуемой внутренней реформыи региональной интеграции»6.
Хазем Библави (Hazem Biblawi), заместитель Генеральногосекретаря Организации Объединенных Наций и исполнительный секретарьЭкономической и Социальной Комиссии по Западной Азии (ESCWA), выступая сдокладом на конференции, задался вопросом, существует ли арабский мир кактаковой. Он заявил, что в то время как регион, возможно, является гомогенным икомпактным в отношении географии, культуры, языка и истории, однако его крайнесложно квалифицировать как «регион», исходя из экономических показателей,поскольку торговая интеграция и перемещение рабочей силы еще очень низки.Библави сравнил этот регион с Европой в конце второй мировой войны. Европейскиестраны имели сходную культуру, историю и ценности, но экономически былиразобщены. Библави согласился с Аттига в отношении того, что глобализация неявляется ни угрозой, ни возможностью. Он отметил, что на самом деле этосвоеобразный экзамен: «Если сдаете его, то она (глобализация) – возможность, ноесли терпите неудачу, то она – угроза».
Библави выделил нефть как один из наиболее важных факторов,оказывающих влияние на развитие арабского общества за последние 50 лет нетолько в качестве источника финансовых средств, но и в качестве фактора,формирующего ценности, структуру и отношения, повлиявшие на созданиементалитета «экономики рантье». Неустойчивость (то резкое снижение, то резкоеповышение) цен на нефть и последующая маргинализация региона в мировойэкономике создали мнение в арабском мире, что с глобализацией не придетникакого улучшения.
Библави настаивал на том, что экономическая интеграция врегионе будет окончательно оформлена в виде торгового образования по примерумногих международных торговых союзов, существующих в настоящее время идоказавших свою состоятельность. После того, как экономическая интеграциястанет общепринятым фактом, она принесет пользу всему региону. Однако ценойинтеграции может стать потеря политической власти рядом режимов в арабскоммире. Он заключил, что реальный вызов, брошенный будущему арабского мира,касается сферы политики, а именно: до какой степени политические режимы врегионе будут способны к реформированию с целью большего вовлечения в открытуюсистему отношений между государствами региона.
Мустафа Набли (Mustapha Nabli), главный экономист и директорГруппы по социальному и экономическому развитию Ближнего Востока и СевернойАфрики Всемирного Банка утверждает, что глобализация должна быть управляемой.Если ею управлять правильно, то она может стать хорошей возможностью дляразвития, если управлять спустя рукава, то она может представлять угрозу.
Набли обратил внимание на «взаимосвязь» между глобализацией иэкономическим положением на Ближнем Востоке и Севере Африки. Он особо выделилотсутствие роста занятости населения этого региона с тем, чтобыпроиллюстрировать слабое экономическое положение. Набли попытался определитьстепень интеграции этого региона в мировую экономику при условии предстоящейинтеграции в торговлю, увеличения объемов прямых иностранных инвестиций ирасширения торговли. Он предположил, что, если нефть на время оставить безвнимания, то торговая интеграция будет крайне незначительной при том, что объемпрямых иностранных инвестиций в экономики арабских государств один из самыхнизких в мире. Кроме того, этот регион практически не включен в мировуюэкономику, судя по низкому уровню внутрипромышленной торговли. Набли высказалмнение о том, что нельзя сделать корреляцию между слабой интеграцией и плохимэкономическим положением в регионе. Нельзя утверждать, что интеграция в мировуюэкономику автоматически приведет к качественному улучшению положения экономикэтого региона, точно так же, как нельзя утверждать, что слабая интеграцияявилась единственной причиной трудностей, с которыми сталкиваются страны.Интеграция в странах Ближнего Востока и Северной Африки намного ниже, чем вЛатинской Америке, и все же Латинская Америка активно использует даже этослабое экономическое положение. Да и в Южной Азии степень интеграции стран не больше,чем в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, но это обстоятельство немешает ей с каждым годом улучшать свое экономическое положение.
Набли подчеркнул, что необходимы внутренние реформы,нацеленные на либерализацию торговли и интеграцию в мировую экономику. Онивключают: улучшение инфраструктуры; учреждение институтов защиты, исполнениязаконов и уважения прав собственности; общего управления; конкуренцию;улучшение работы финансовых систем и финансирования предприятий. Интеграция неможет быть достигнута без этих основных реформ. Набли привел в качестве примераЙемен, для которого глобализация и либеральная политика недостаточны, посколькунет реформ внутри страны. Йемен прошел главные этапы в либерализации торговли иинтеграции, но экономический рост оказался явно недостаточным. Это произошлоиз-за недочетов в реформе институтов власти, проблем в управлении,несовершенства судебной системы, изъянов в реализации прав собственности ипровала финансовой системы по кредитованию средств7.
Иначе дела обстоят в Египте. Набли обратил внимание на то,что в начале 90-х годов XXвека в Египте были начаты разработка и претворение в жизнь одной из самыхполномасштабных и честолюбивых экономических программ развития страны, которуюзнает история Египта. Благодаря осуществлению всех пунктов программыэкономическая ситуация была настолько улучшена, что сейчас экономика Египтасчитается одной из наиболее активно развивающихся в мире. В настоящее время вЕгипте разработана стратегия интеграции египетской экономики в мировую присоблюдении и обеспечении национальных интересов страны. Учитывая, что в течениедолгих лет в Египте проводилась политика экономического протекционизма,приведшая только к экономической изоляции страны, новая стратегия развитияегипетской экономики открывает горизонты для развития в эпоху глобализации8.
Исследованию социоэкономических аспектов глобализациипосвятил свою работу «Contemporary Arab Views on Globalization» современныйарабский философ Мохаммед Абид аль-Джабри (Mohammed Abed al-Jabri), получившийв 1999 г. премию, присуждаемую странами Магриба за выдающийся вклад в арабскоеи общечеловеческое культурное наследие. Этот мыслитель приравниваетглобализацию к американизации или к универсальному распространению американскихидей и ценностей. Аль-Джабри задается вопросом: «Является ли глобализациядругой формой колониализма? Правильно ли говорить о том, что это последняястадия нового капитализма, вызванного информационной революцией и достижениямив областях технологии и средств массовой коммуникации? Другими словами,является ли глобализация эквивалентом постколониализма, то есть новой формойколониализма?»9 Если глобализация действительно содержит элементырасширения и доминирования, то, по мнению аль-Джабри, возникает вопрос: как оназатронет страны, которые еще не полностью отбросили кандалы традиционногоколониализма и не до конца устранили эффекты его влияния на все сферы жизни?Как это затронет страны, которые стремятся завершить свое освобождение идостичь экономического развития (как это имеет место в странах арабского мира)?Аль-Джабри считает эти вопросы основными и фундаментальными, они должны бытьвключены в обсуждение того явления, которое сегодня мы называем«глобализацией».
Мохаммед Абид аль-Джабри пишет: «Преобладающее мнение варабском мире, а также в Европе и странах развивающегося мира основывается наобщем, универсальном понимании этого явления, которое состоит в том, что этопроцесс возникновения какой-то глобальной перемены, изменения чего-то«ограниченного» и «управляемого» в нечто неограниченное и безудержное. Под«ограниченным» объектом здесь подразумевается этническое государство с егогеографическими границами, строго управляемыми таможнями и транспортировкойтоваров. Этнические государства защищают себя от любой внешней опасности иливмешательства, будь то в экономической, политической или культурной областях.«Неограниченный объект» – это весь мир или планета Земля. Согласно этомупониманию глобализации, этот процесс влечет за собой устранение национальныхграниц в экономическом (финансовом и коммерческом) отношении и объединениеэкономических сил на мировом уровне. Дальнейшая судьба этнического государства– первая проблема, поднятая в арабском мире при рассмотрении этой темы»10.
Среди социальных последствий этой чрезмерной всемирнойконцентрации богатства автор выделяет усиление раздробления между нациями имежду сегментами общества (не только между классами, но и между группами,подгруппами и индивидуумами, которые являются частью каждого уровня).Аль-Джабри полагает, что «эта тенденция будет иметь страшные последствия,расширяя социальные различия, которые являются уже значительными и широкораспространенными. В государствах арабского мира и других развивающихся странахнеравенство возрастает день ото дня и, как ожидается, станет даже болеесерьезным в будущем, поскольку это непосредственно касается вопросовстабильности и безопасности. Последствия политики приватизации, которую этистраны проводят, представляют собой увеличение избытка рабочей силы вобщественном секторе, который традиционно нанимал их с тем, чтобы уменьшитьобщественное бремя или безработицу»11. «Если экономический рост впрошлом использовался для создания рабочих мест, то динамика развития вконтексте глобализации и либерализма ведет к уменьшению количества рабочих мести фактически зависит от этого уменьшения». Множество секторов в областяхновейших технологий, коммуникаций и средств массовой информации, которые внастоящее время развиваются наиболее интенсивно, не требуют большого числарабочих. В контексте глобализации и приватизации «технологическиеусовершенствования ведут к увеличению безработицы и, в свою очередь, ксоциальным кризисам»12.
По мнению ряда современных арабских мыслителей, в том числе иаль-Джабри, одним из прямых результатов глобализации является умножениебедности, которую считают неизбежным последствием увеличения неравенства.Аль-Джабри пишет, что «20% богачей мира контролируют 80% производства сырья вовсем мире. В Соединенных Штатах объем материальных ценностей увеличился на 60%за период с 1975 по 1995 гг., но менее одного процента населения страныулучшило свое материальное положение благодаря этому увеличению»13.
М.А.аль-Джабри считает, что «в действительности, существуетчетко сформулированная идеология глобализации, которая основана на трехпринципах:
– уничтожении существующей системы этнических (национальных)государств с тем, чтобы дать возможность многонациональному конгломерату и«новому капитализму» управлять миром;
– использовании информации и современных средств связи вкампании культурного и интеллектуального империализма для выделения небольшойгруппы образованных индивидуумов (особенно технократов) и создания элитарногокруга «менеджеров», все усилия которых сосредоточены лишь на достиженииприбыли;
– негуманном использовании мира и людей, согласно принципу«выживания сильного», где «сильный» означает наиболее успешный в приобретениибогатства, влияния и власти. В контексте этой философии приватизации, частногопредпринимательства и конкуренции – все это является частью идеологии, котораяпродвигает идею маргинализации и устранения лишних рабочих мест, согласнопринципу «больше прибыли, меньше рабочих»14.
Марокканский философ, сосредоточив свое внимание наимпериалистическом характере глобализации, указывает на то что, это не простопрограмма, которая будет осуществлена, или кампания, имеющая цельюстимулирование конкуренции и увеличения объемов международной торговли, аскорее система, навязывающая денежно-кредитный капитализм в отличие откапитализма товаров и изделий, которая внедряет либерализм в его наиболееэкстремальном и жестком виде. Глобализация ведет к устранению таких учреждений,как ООН, которые использовались государствами в течение последних 50 лет дляобеспечения стабильности в мире.
Аль-Джабри обращает внимание на то, что в арабском мире, каки во всех регионах, которые стремятся к экономическому и культурному развитию впределах национальной родины, глобализация рассматривается как феномен,продвижение которого достигается за счет государства и нации. Власть иполномочия государства не только в экономике и информации, но также и вполитическом и культурном отношении узурпируются глобальными учреждениями.Аль-Джабри пишет: «Результаты подобного явления подобны результатамприватизации, которые передают собственность государства частному сектору».Аль-Джабри приходит к выводу: «Если глобализация – система, котораяпреодолевает границы страны, государства и нации, то это раскольническая иподрывная сила. Ослабление власти государств и уменьшение их роли в пользуглобализации неизбежно приведет к возникновению «зависимости» от групп (кпримеру, племен, кланов, религиозных движений или сект), которые находятся вконфликте с государством. Результат – разделение общества и нарушение егоединства, которое часто причиняет вред государству или тому, что остается отнего, вызывает озабоченность по поводу соблюдения «закона и порядка»15.
Вопросы, которые возникают в отношении не только государстварабского мира, но и развивающихся стран в целом, следующие: «Как можноразвиваться и достигнуть прогресса, если государство выступает не более какполицейский, чья работа заключается в сохранении общественного порядка для«новых победителей», то есть многонациональных корпораций и учреждений, чьимдевизом, как уже не раз упоминалось ранее, является «больше прибыли, меньшерабочих»? Каково будет значение государств и демократии в этом миреглобализации? Что осталось государствам после того, как глобализация «съела»все функции, которые имели обыкновение быть составной частью государства? Непротиворечит ли глобализация лозунгу уважения прав человека и выборудемократического пути развития?»
«Если политика состоит в управлении делами государства»,продолжает автор, «то эта роль захвачена глобализацией, целью которой является удалениеэкономических и других препятствий, стоящих перед международными корпорациями,учреждениями и сетями, позволяя им осуществить их власть и принять рольправительств в областях экономики, информации и т.д. Роль государства, такимобразом, уменьшена до роли полицейского в пределах той же самой системыглобализации»16.
По мнению аль-Джабри, «имеется только один доступный выход изэтой ситуации, под которым некоторые подразумевают «интеграцию» в мировойрынок, в то время как другие предпочитают для этого пути использовать термин«приспособление». В любом случае мудрость заключается в высказывании: «Если Выне можете бить их, присоединяйтесь к ним»17.
В заключении своей центральной работы, посвященной теме«глобализации», – «Contemporary Arab Views on Globalization» M.A.аль-Джабрипишет: «Мы стали свидетелями увеличивающейся тенденции осознания необходимостисоздать и присоединиться к совместным организациям с целью защиты общихинтересов, не только против репрессивного доминирования, но также с целью гарантированногосоздания необходимых условий для длительного развития и способности выжить вмире, где конкуренция будет, вероятно, играть постоянно увеличивающуюся роль.
Ясно, что для того, чтобы устоять перед опасностями,свойственными этой «зверской» глобализации, в экономических, национальных икультурных интересах арабского мира мы должны четко осознать эти опасности.Пока не будет создана такая совместная арабская организация, которая будетспособна эффективно координировать экономические и политические планы развития,арабский мир останется неспособным отстоять свои собственные интересы вжестокой конкуренции и развитии империалистических тенденций, преобладающих вмире сегодня, будь то в контексте глобализации или любой другой международнойсистемы»18.
Если марокканский философ аль-Джабри обратил особое вниманиена отрицательные стороны и последствия глобализации в экономических исоциальных сферах, то ливанский мыслитель Али Харб (Ali Harb) заинтересованисследованием социокультурного аспекта этого процесса.
В своей статье «La mondialisation, l'evenement du siecle» АлиХарб (Ali Harb) называет глобализацию «универсальным завоеванием» и«универсальным потрясением»19. Он говорит о том, что на смену эренатурального хозяйства и промышленной революции пришла эра компьютернойтехники, с помощью которой завоевывается мир и создается новый. В условияхвыхода на передний план информационных технологий и кибернетическогопространства очень важно определить роль личности в новых историческихусловиях. По мнению ливанского философа, человек находится сегодня в «трехмирах»: 1) старом мире, характеризующемся религиозными истоками итеологическими представлениями; 2) современном мире, отличающемся светскимифилософиями, рационалистическими учениями, а также универсалистскимиидеологиями и гуманистическими фантасмагориями; 3) мире, который находится встадии образования, – мире глобализации с его кибернетическим пространством,информационными технологиями20. Харб говорит о том, что эти «тримира» составляют своеобразную триаду «традиция – модернизм – постмодернизм»или, в соответствии с арабской концепцией, триаду «исламизация – гуманизация –глобализация». Очень важно осознать, по мнению автора, что старый мир исчерпалсвои ресурсы, современный мир идет к самоликвидации, а образующийся мирглобализации, находясь на начальном этапе своего развития, представляет нетолько угрозы, но и возможности для совершенствования, в том числе и для странарабского мира21.
Несмотря на некоторые различия во мнениях относительноявления глобализации, большинство арабских мыслителей и представителейинтеллигенции выражает обеспокоенность по поводу общей неготовности большинствастран арабского мира войти на равноправных началах в новую систему отношений,которую представляет собой глобализация. Особенное беспокойство вызываетвозможность потери национальной самобытности, традиций как светского, так ирелигиозного толка. Вместе с тем практически все исследователи явленияглобализации в арабском мире подчеркивают необходимость реформирования экономическихи политических сфер при сохранении тех национально-этнических и религиозныхособенностей, которые существуют в настоящее время в арабском мире. Арабскиемыслители обращают особое внимание на необходимость консолидации усилий всехгосударств этого региона для вхождения в новую систему международных отношенийна равноправных началах. Однако постоянная конфликтная ситуация, царящая наБлижнем Востоке, и крайне сложные межгосударственные отношения, сложившиеся наданный момент, не способствуют возникновению устойчивых отношений и интеграциимежду странами региона. Таким образом, можно предположить, что для того, чтобыдостигнуть желаемого «органичного» вхождения Ближнего Востока в системумеждународных отношений в эпоху глобализации в качестве одного из наиболеевлиятельных регионов мира, государствам этой части мира придется пройти многоэтапов в своем развитии и преодолеть немало препятствий на этом пути.

Список литература
 
1. Азроянц Э.А.Глобализация как процесс: Материалы постоянно действующего междисциплинарногосеминара Клуба ученых «Глобальный мир». – М.: Издательский дом «Новый век»,2001, с. 4–33.
2. Иванов И.П.Парадоксы глобализации – вызовы и поиски ответа: Материалы постояннодействующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». – М.:Издательский дом «Новый век», 2001, с. 6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.