ИнституцииГая как источник
римского права
Содержание:
Введение………………………………………..……………….3
Структураи содержание институций…..……5
Книга 1. Олицах……………………………………………..5
Книга 2.Овещах……………………………………………..7
Книга 3.Об обязательствах………………………….9
Книга 4.Обисках……………………………………………13
Заключение…………………………………………………...14
Списокиспользованной литературы…………...15
Введение
Прежде, чем говорить об институциях Гая, я бы хотел остановиться на самих источникахримского права. В юридической и историко-правовой литературе применительно кримскому праву термин «источник права» употребляется в различных значениях, аименно: 1) как источник содержания правовых норм, 2) как способ (форма) образования норм права, 3)какисточник познания права. В институции Юстиниана упоминается двавида источников: 1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органови зафиксированные ими в письменной форме, 2)нормы, складывающиеся в практике(имеются в виду правовые обычаи). По признаку письменной и устной формы источниковримляне разделяли право на писаное (jusscriptum) и неписаное (judnonscriptum). Более широкий смысл и иное содержание вкладывается впонятие источник права, когда речь идет об источниках познания римского права.В данном случае к источникам праваотносят прежде всего многочисленные правовые и другие памятники, содержащиеюридические нормы и другие данные о праве. К ним можно отнести кодификациюЮстиниана, произведения римских юристов, философов, ораторов, поэтов и др. Сюдаже относятся и институции Гая. Гай – эторимский юрист, живший во IIвеке нашей эры, выходец одной из восточныхпровинций Римской Империи, хотя точных сведений о его личности нет.Поскольку при жизни Гай не пользовался известностью и популярностью, то данные о биографии этого человека очень скупы. Даже егоимя, которое могло быть как личным (praenomen), так и родовым именем (nomen)или прозвищем (cognomen), не позволяет более точно его идентифицировать. Этотфакт даже породил дискуссию между историками. Так, некоторые из них вообщеотрицали сам факт существования Гая, а его произведения приписывали КассиюЛонгину. Выдвигалась также гипотеза, что имя Гая было именем сведущей в правеженщины. Попытки установить детали его биографии были тщетными. Но все же некоторые факты егожизни дошли и до наших дней. Предполагают, что он был провинциалом, как ужебыло сказано выше, и из небогатой семьи. Принадлежал Гай к сабинианской юридической школе (по другой версии к гейрутской), основаннойКапитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика МазурияСабина, который был великим юристом Iв. н. э.,комментировавшим цивильное право). Деятельность Гая началась при Адриане(117-138), а завершилась при Коммоде(180-192).(2) Произведения Гаяне цитировались юристами его времени, а популярность к нему пришла только через300 после смерти. Только после принятия уложения Феодосия в 426 г. положения Гая приобрели силу закона, ион стал одним из самых популярных ипочитаемых законоведов и вошел в числопяти виднейших юристов, мнениями которых было предписано руководствоватьсясудьям в Римской Империи. За свою жизнь Гай написал несколько трактатов идругих произведений, немногие из которых сохранились до современной эпохи, теже которые остались, в основном были использованы Юстинианом в его дигестах и институциях (правда впереработанном виде). К их числу относятся: комментарий к эдикту городскогопретора (Ad edictum praetoris urbanilibri X), комментарий к эдикту претора провинции (Ad edictum provinciale libri XXXII) идругие комментарии и монографии на юридические темы. Но все же самое главное творениеГая – знаменитые институции. Они также были взяты за основу в последующихработах Юстиниана, недаром он многократно называл Гая «Gaius noster» («нашГай»). Рукописьс текстом институций была обнаружена в 1816 немецким историком Б. Г. Нибуромв библиотеке собора в Вероне и это единственный дошедший до нас практически целиком и не пострадавший отпоследующих вставок и исправлений памятник римской юриспруденции классическогопериода. Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иероониума(8-9 в.в.). Восстановленная рукопись – палимпсест известен под названиемВеронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с отрывками Гая, дополняющие веронскийпалимпсест. Они называются то «новыми отрывками Гая», то – Александрийский,Египетский и Флорентийский Гай. Существуют русские переводы, институций Гая –Расснера (1888 г.), Дыдынского (1890-1892 г.), М. Бобина – 3, 4 книг. Итак,можно сказать, что мы, благодаря институциям Гая, получили единственный памятник полной древнеримской научной системыправа и драгоценный источник сведений о состоянии римского права на ранних ступеняхего развития.
Структура и содержание институций
Институции представляют собойподготовленную в 50-60-е гг. 2 в. н. э. запись лекций Гая, которые, видимо,были изданы учеником или другом автора уже после его смерти, точной версии поэтому вопросу нет. Состоят они из четырех книг, каждая из которых рассматриваетопределенный вопрос регулирования общественных отношений. Книги в свою очередьделятся на титулы, которые разделены на параграфы. Перваякнига посвящена общим сведениям о праве и правовому положению людей, вторая итретья вещному и обязательственному праву, а последняя искам и процессуальномуправу. Итак,теперь я хотел бы остановиться более подробно на каждой из книг и рассмотретьглавные вопросы, рассматриваемые в них.
Книга 1. О лицах.
Книга состоит из 200 статей и определяетправовой статус человека в Древнем Риме. В самых первых статьях Гай говорито разделении гражданского права иестественного (ст.1), выделяет виды источников права, к коим он относит:законы, решения плебеев, постановления сената, указы императора, эдикты магистратов,а также к источнику относятся ответы различных юристов. Каждому источникудается свое определение, раскрывается его суть, так, например, в статье 7сказано, что «ответызаконоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливатьи творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то,в чем они согласны…». В принципе можно сделать вывод, что 1 глава 1 книги,которая называется «О гражданском праве и естественном» является как бывступлением для всех дальнейших книг. Статьи, относящиеся к лицам, начинаютсясо 2 главы, и как мною было уже сказано, они занимают всю первую книгу. Итак,лицами, или субъектами прав, в Риме были как отдельные лица, так и объединенияфизических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения –юридические лица (хотя следует отметить, что юридические лица только зародилисьв Риме, и они не приобрели большого значения в ходе развития хозяйственнойжизни Рима). Субъект права именовался вримском праве persona.Правоспособностьобозначаласьсловом caput. Быть правоспособным значило caputhabere. Отдельныйчеловек для обладания полной правоспособностью во всех областях политических,семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять троякимтребованиям: 1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом (statuslibertatis),2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а нечужеземцев (statuscivitatis), 3) в семейном положении: не быть подчиненнымвласти главы семьи (patriapotestas). Отпадание или изменение одного из этих состоянийвлекло за собой прекращение, либо изменения объема или содержанияправоспособности. Правоспособность признавалась возникшей в момент рождениячеловека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась сосмертью его. Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений,в свою очередь, складывались из двух элементов: 1)iusconubii–право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, 2)iuscommercii–право быть субъектом всех имущественных отношений и участником соответствующихсделок. Теперья хотел бы рассмотреть правовое положение различных категорий населения в Риме,а именно: римских граждан, латинов и перегринов.
Сразу хотелось бы отметить, что рабы не имелиникаких прав и являлись объектами правоотношений. Вот, что по этому поводуговорит статья 52: «Под властью господ состоят рабы; эта власть над рабамиесть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить,что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретаетсярабом, приобретается господину». Правда они могли быть отпущены на волю своимгосподином, но в таком случае они переходили к категории римских граждан ( такназываемые вольноотпущенники libertini). Существовалряд условий, для освобождения раба: не менее 30 лет, был собственностьюгосподина по квиритскому праву, но все же главное условие по институциям Гая –раб должен быть освобожден посредством vindicta(на основании юридического акта). Также основание для получениягражданства – усыновление римским гражданином чужеземца, и, конечно, самоеглавное основание — рождение от бракаримских граждан. Свободнорожденные граждане в отличие от вольноотпущенных имелиправо участвовать и голосовать в народных собраниях – iussuffragiiи право бытьизбираемыми в магистраты – iushonorum. Еще один важный момент – утратаримского гражданства. Оно могло быть, как по личному желанию гражданина, еслион, например, захотел стать латином для получения новых земель, а также еслиримлянин попадал в плен. В этом случае действовала юридическая фикция iuspostliminii, вот что об этом сказано в статье 129 институций Гая: «если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотяон временно делается рабом, но в силу jus postliminii, по которому возвратившиесяна родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основанииюридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы)
Правовоеположение латинов в большей степенизависело от их статуса. Так, например, latiniveteres(древниелатины, древнейшие жители Лациума и их потомство) имели гораздо больше прав,нежели latinicoloniarii(латины колоний).
Всфере публичного права все латины, не имея ни права служить в римских легионах,ни iushonorum, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во времяпребывания в Риме, в римских народных собраний. А в сфере частноправовой вотличие от всех остальных латинов latinivetersимели iusconubii, iuscommerciiимели же все.
Таккак перегринами являлись, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства,превратившиеся с течением времени в новую категорию населения, то они не имелиникаких прав, кроме права iuscommercii, позволявшее им торговать на территорииРимской Империи.
Книга 2. О вещах. Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве, поэтому оно было в достаточной мере отражено и в институциях Гая. В это время потребности имущественного оборота и расширение территории римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов права собственности. Поскольку известная предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный национально-римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества (in bonis). Прежде всего Гай делил вещи, которые представляют суть божественного права, другие — человеческого. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи со священным значением. Res sacrae — это суть вещи, которые посвящены высшим Богам; religiosae — посвящены Богам подземным. Другое деление вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй — всё остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. В статье 22 так сказано по этому поводу: «Res mancipi - это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая in iure cession». Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых «посредством меди и весов». Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых форм. Наряду с манципацией в статье 41 Гай говорит о таком переходе права собственности, как на основании давности владения, он пишет, что «ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей собственностью не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio). По естественному праву все вещи, захваченные у врага, являются собственностью захватчика(ст.69), а если на чьей то территории будет построен дом, то он переходит к собственнику земли(ст.73).Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа.В этой книге также уделено значительное внимание наследственному праву. Существовало три вида завещаний: 1) завещание, составленное перед лицом всего народа в куриатных собраниях, 2) перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение и 3) завещание посредством меди и весов, когда перед смертью человек передавал в манципированной форме своему другу (постороннему лицу), дабы тот уже распределил его между родственниками. Назначать наследниками можно было, как свободных людей, так и рабов, причем не только своих, но и чужих.
Книга 3 .Об обязательствах.
Наиболееразработанной частью римского права в классический период былообязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежногообращения. В отличие от вещных прав, которые в случае отсутствия нарушений непорождали конкретных правоотношений, обязательства рассматривались именно как правовая связь (juris vinclum) покрайней мере двух лиц. С развитием товарного производства обязательства в значительноймере утратили свой былой формализм, а также из односторонних превратились восновном в двусторонние, поскольку каждая из участвовавших в нем сторон имелакак права, так и обязанности. Ответственность должника по обязательству незатрагивала его личность и ограничивалась лишь пределами его имущества. Наиболеетщательную и точную разработку получили договоры(контракты,). Но не все договорные связи имели юридическую силу. Некоторыесоглашения носили неформальный характер (пакты) и не пользовались исковой защитой, хотя предусмотренные вних обязательства на практике обычно соблюдались. Со временем отдельные пактыбыли признаны преторским правом, а в постклассический период закреплены в императорскомзаконодательстве. В Институциях Гая договоры(контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные,реальные, консенсуальные. Вербальные договоры (от лат. verbum —слово) брали свое начало от древнейших религиозных договоров-клятв, но в рассматриваемыйпериод их форма была значительно упрощена. Для возникновения обязательства втаких договорах требовалось произнесение установленных слов. Основным инаиболее распространенным видом вербальных договоров по-прежнему была стипуляция.Но для ее заключения уже не требовалось соблюдения многих былых жесткихусловий. Так, в вопросе кредитора и ответе должника можно было использовать нетолько торжественный глагол «spondeo», но и другие глаголы. Сторонамив стипуляции могли быть и перегрины. Допускалось произнесение вопроса-ответадаже и не на латинском языке. Так, например, в статье 97 сказано по поводу стипуляции:«Если то, что мы стипулируем (stipulation– договор, соглашение,формальное обещание), не может быть дано, то стипуляция будет ничтожна,например, если кто при помощи стипуляции будет требовать для себя свободного,которого считал рабом, или покойника, которого считал живым…» Литеральные договоры (от лат. littera— буква) представляли собой особые письменные договоры, принятые в торговомобороте. Обязательство в этих договорах возникало в силу записи в специальныхкнигах доходов и расходов (ст.128) одной из сторон, составления долговых расписок,подписанных обеими сторонами (синграфа) или же одним должником (хирографа).Последние были позаимствованы из греческого права. Реальные договоры (от лат. res — вещь)помимо соглашения сторон по основным условиям контракта требовали обязательнойпередачи вещи, которая составляла предмет договора. Без передачи вещиобязательственное отношение не возникало. К реальным договорам относился преждевсего заем (mutuum). Юридическое содержание этого договора состояло в том, чтокредитор давал должнику в собственность обусловленное количество заменимыхвещей, определяемых мерой, весом или числом, а должник обязывался вернуть вустановленный срок такое же количество таких же вещей (обычно денег). Впринципе этот договор был безвозмездным, но нередко одновременно с займомоформлялось стипуляционное соглашение о выплате процентов. Поскольку процветавшиев это время в Риме ростовщические круги стремились все более увеличить процентныеставки, что усиливало социальное напряжение, в законодательстве (особенно вимператорский период) устанавливался (но без особого успеха) предельный размервзимаемых процентов. К реальным контрактам относилась также ссуда (commodatum),т.е. предоставление в безвозмездное пользование (а не в собственность, как призайме) индивидуально определенной вещи, которую должник обязывался вернуть вобусловленный срок. К этой же группе договоров относилось хранение (depositum), а также закладной договор (о передачезаложенной вещи кредитору). Наиболееразработанными и наименее формальными были консенсуальные договоры (от лат. consensus — согласие), которыеполучили признание позднее других групп договоров. Обязательство вконсенсуальных договорах возникало в силу простого соглашения сторон по всемосновным условиям контракта. К этой группе относился прежде всего договор купли-продажи (ernptio-venditio).Юридическая связь между сторонами в этом договоре возникала уже с того момента,когда продавец соглашался продать какую-либо вещь, а покупатель обязывалсяуплатить установленную цену. Фактическая передача вещи или денег могла иметь местопозднее. Купля-продажа была возможна даже в отношении вещи, которой еще не былов натуре, но которую продавец обязывался произвести и поставить в указанныйсрок. Впреторском праве была подробно разработана и обусловлена ответственностьпродавца за проданную им вещь, так продавец отвечал за скрытые недостатки вещи,о которых покупатель не мог знать в момент заключения договора, но которыеобнаруживались позднее и имели существенный характер. В этом случае покупательмог требовать или убавления цены, или возврата всей суммы денег. Продавец несответственность также в случае так называемой эвикции вещи, если проданная имвещь была с помощью виндикационного иска отчуждена у покупателя настоящимсобственником. До передачи вещи покупателю продавец отвечал за ее повреждения,связанные с небрежностью хранения (даже при самой незначительнойнеосторожности), а также нес на себе риск случайной гибели вещи. К консенсуальнымдоговорам относился также договорнайма (locatio-conductio), представленный в это время тремя разновидностями.Наем вещей (locatio-conductiorerum) предполагал предоставление во временное пользование и за плату(последним договор найма отличался от ссуды) какой-либо индивидуально определеннойвещи. Этот вид найма (аренда) имел большое хозяйственное значение в Римеособенно в период империи, поскольку с окончательным утверждением частнойсобственности на землю в это время широкое распространение получила арендаземли. В постклассический период было установлено правило, согласно которомуколон (или его наследники) в случае невозобновления договора аренды примолчаливом согласии сторон оставался на земле бессрочно. Договор найма услуг (locatio-conductiooperаrum), который заключался на определенный срок и с фиксированной оплатойтруда наемного работника, не мог получить большого развития в условияхрабовладельческой системы, где основную рабочую силу составляли рабы. Римскомуправу был известен также наем рабочей силы для выполнения работы, имеющей своимрезультатом изготовление какой-либо конкретной вещи, т.е. своеобразный подряд (locatio-conductio operis). Кэтому виду найма прибегали в тех случаях, когда речь шла об изготовлении вещей,которое требовало особых навыков и умений. Но поскольку платный наемный труд вримском рабовладельческом обществе для свободных людей считался унизительнымзанятием, юристы, художники и иные представители «свободных» профессийне прибегали к договору найма. Они получали за проделанную ими работу или заоказанные услуги не наемную плату, а «почетное вознаграждение» — гонорар. К консенсуальным контрактам относились такжедоговор поручения (mandatum) и договор товарищества (societas). Последнийзаключался для совместного ведения какой-либо определенной хозяйственнойдеятельности.В институциях Гая важную роль играют также обязательства,возникающие из деликтов, если, например, кто-либо совершил воровство, разграбилимущество, причинил убыток, нанес обиду и т.д. Вот, что, например сказано встатье 225 по поводу обиды: «Обида считается тяжкой или по действию, если кто,например, кем-либо ранен, высечен или побит палками; или по месту, если,например, обида нанесена в театре или на площади; или по личности, если,например, претерпит обиду магистрат или когда обида будет нанесена сенаторупростым человеком (низкого происхождения». С одной стороны, наблюдался заметныйпроцесс превращения целого ряда частных деликтов в публичные (преступления), сдругой — создавались новые виды частных деликтов. К числу последних относилсяобман (dolus malus), который порождал обязательство уплатить вознаграждение,равное по размеру причиненному ущербу, а также угроза (metus), влекущая засобой возмещение ущерба в четырехкратном размере. Преторское право знало итакой специфический деликт, как обман кредиторов.
Книга 4.Об исках.
По институции Гая рассматривается 2 вида исков:вещные и личные. В статье 2 книги 4 говорится: «Личным будет тот иск, которыймы заявляем против того, кто ответственен или по договору, или по деликту, тоесть личный иск бывает тогда, когда мы формируем исковое заявление таким образом,что ответчик должен или передать, илисделать, или предоставить что-либо…».Личный иск также называется кондикциями. Вследующей статье говорится о вещных исках: «Вещный иск имеет место тогда, когдамы заявляем или утверждаем, что телесная вещь – наша, или начинаем спор о том,что мы имеем какое-либо право…то есть право требовать от соседа, чтобы онникоим образом не мешал виду…». Второе название вещного иска — виндикационный.Другими словами он предоставлялсясобственнику вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна иоказывалась у третьего лица. Виндикационный иск по существу представлял собойспор о праве собственности, в котором настоящий собственник должен был доказатьсвой титул на спорную вещь. При наличии таких доказательств вещь возвращаласьсобственнику вне зависимости от того, как она попала последнему владельцу. Еслиэтот владелец чужой вещи был добросовестным, т.е. не знал о незаконности обладанияею, он должен был вернуть собственнику вещь и все плоды, полученные от нее с моментавозбуждения виндикационного иска. Недобросовестный владелец сверх тогоприсуждался к возмещению всех плодов, полученных от вещи за время владения ею.За преступления, которые были совершены сыновьями или рабами установленспециальный ноксальный (noxa– вред, ущерб)иск, по которому отцу или господину предоставляется выбор: или принять на себяпоследствия совершенного преступления в виде вознаграждения или же выдатьвиновного.
Заключение
Итак,можно сделать вывод, что институции Гая являются ценнейшим источником римскогоправа. Этот человек провел колоссальную работу по упорядочиванию римскогозаконодательства. В отличие от большинства современных ему юристов, обращавшихосновное внимание на разбор реальных или гипотетических правовых казусов, Гайстремился вывести фундаментальные принципы, лежащие в основе права, и, ужеисходя из них, давать трактовку отдельных вопросов; также уделял особоевнимание истории права и особенностям его применения в провинциях. Егоинституции – элементарное, сжатое, безупречно точное изложение римскогоправа. Эта работа подчиняется сформулированномуюристом принципу: «Omneiusquoutimurveladpersonaspertinetveladresveladactiones»,что обозначает: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или квещам, или к искам». По этой книге изучали право в юридических учебныхзаведениях Рима, Константинополя, Бейрута. Выработанный Гаем метод изложенияматериала также лег в основу многих современных пособий по римскому праву (втом числе знаменитым учебником И.Б Новицкого и И.С. Перетерского). Гай вошел висторию как знаменитый юрист и правовед, имя которого навсегда останется вистории на одной ступени с самыми видными общественными деятелями не только Древнего Рима, но и всегомира в целом, а его институции будут изучаться еще не одним поколением юристови историков.
И я считаю, чтодревнеримское государство и право этой страны представляют собой поучительную государственно-правовую модель.И очень важно изучать правовые модели прошлого, так как без познания прошлогонельзя понять настоящее и предвидеть будущее, и очень важную роль сыграл в этомГай и созданные им институции.
Список использованной литературы:
1. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государстваи права. М.: Гардарика, 1996
2. Черниловский З. М. Римское частное право. М.:Юристъ, 2000
3. Перетерский И.С., Новицкий И.Б. Римское частноеправо. М.: Юриспруденция, 2001
4. Новицкий И.Б. Римское право. М.: Теис, 1996
5.