Вашему вниманию я бы хотела представить исследовательскоезадание. Тема работы: « Сравнительная оценка коммуникативных и организаторскихсклонностей лидеров классного коллектива».
В исследовательском задании были поставлены следующие цели:
1) Выявитьструктуру межличностных отношений в классе.
2) Датьсравнительную характеристику коммуникативных и организаторских склонностейлидеров класса и его остальных членов.
На основе целей были определены следующие задачи:
1) Изучение литературы, затрагивающиепроблемы лидерства отечественных и западных авторов.
2) Выявление лидеров класса.
3) Подготовить методику для определениякоммуникативных и организаторских склонностей.
4) Провести исследование,проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
В ходе исследовательского заданиябыли использованы следующие методики:
— наблюдение
— беседа
— анкета Б.А. Федоришинадля определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
«Лидерство начинается тогда, когданачинаемся мы». Эта цитата Ф.Кардэлла, известногоамериканского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство»и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг сдругом. В любой группе выделяются свои лидеры и группа немыслима без лидера. Намой взгляд, проблема лидерства интересна и актуальна, т.к. она встречаетсяпрактически в каждом школьном коллективе.
Интерес к лидерству возник ещё вглубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознаниемногих исследователей.
Кто же такой лидер?
Помимо воли администрации в каждом коллективескладываются малые неформальные группыиз трех — семи человек.
Важнейшим признакомнеформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегдаосознается членами группы и во-вторых не обязательно связана с решением производственныхзадач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой,общим хобби и т.д. цели малой группы могут быть позитивными, т.е.способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельностипо ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феноменпросматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
Любой неформальный лидеробладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяюттри типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. Надругих членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, иследователь Р. Стогдиллпредложил следующий перечень качеств руководителя – вожака:
1) физические качества – активный,энергичный, здоровый, сильный;
2) личностные качества –приспособляемость, увереность в себе, авторитетность,стремление к успеху;
3) интеллектуальные качества – ум,умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
4) способности – контактность, легкостьв общении, тактичность, дипломатичность.
Лидер гараздоменее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением иубеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером (“делай,как я”). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членовнеформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только вкакой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе,спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
Лидеры есть в любомколлективе и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют наморально-психологический климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можна выделить деловых, эмоциональных, авторитарных,демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.
Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в даннойконкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидеромв одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе(группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
- социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, вразличных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
- политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидерасоциального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинутьсяв лидеры другого типа.
Лидерство— один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения ивзаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидовв составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическимфеноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляютсяважнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическуюили эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовуюприроду и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношениймежду членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу,имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современнойамериканской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основномв качестве эмоционально-психологической общности людей.
Каждыйчлен группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладомв общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признаниюгруппой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенноеположение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляетсобой своеобразную иерархию статусов еечленов. Одна из важных особенностей структуры — ее гибкость и динамичность.Это значит, что в условиях социалистического общества в процессе общественнополезной деятельности для каждого члена группы всегда открыта возможность изменитьсвой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признаниетоварищей.
Лидерство—сложныйсоциально-психологический процесс группового развития, в результате которого ипроисходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация инепрерывное совершенствование. Ошибочно как отождествлять лидерство ируководство в группе, так и противопоставлять их.
Какотмечают современные исследователи, лидерство и руководство—это персонифицированныеформы социального взаимодействия иинтеграции всех механизмов и способов социально-психологического воздействиядля достижения максимального эффекта в групповой деятельности. Если феномен лидерствапо своей природе связан, прежде всего, с регулированием межличностныхотношений, носящих неоформленный характер, то руководство является носителемфункций и средством регулирования официальных (оформленных) отношений в рамкахсоциальной организации (Е. С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин).
Согласно концепции«черт» — лидер- это такой человек, который обладает определенными свойствами,чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующиепсихологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентностькак доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенностипсихологии людей, организаторские и коммуникативные способности. Так как всвоей работе я исследовала коммуникативные и организаторские склонности лидеров класса, то я хотела бы поподробнее описать эти понятия.
Организаторские и коммуникативные склонности лидера
Л.И. Уманский разделяеторганизаторские способности на три группы: организаторское чутье, умениеоказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторскойдеятельности.[ ]
Вгруппу организаторского чутья он включает следующие компоненты :
- психологическая сообразительность -быстрое понимание психологических особенностей исостояния других людей, умение запоминать людей и их поступки, склонность кпсихологическому анализу поведения и поступков других людей и своих собственных,способность мысленно ставить себя в психическую ситуацию другого человека и действоватьвместо него, глубокая вера и убеждение в силе, способностях и возможностяхотдельной личности и коллектива;
- практический психологический ум –умение лидера и руководителя распределять задачи в зависимости отиндивидуальных особенностей людей, регулировать психическое состояние взависимости от условий деятельности и учета взаимоотношений между ними припостановке задач, выдвигаемых перед коллективом в его деятельности;
- психологический такт– умение быстро найти необходимый тон, целесообразную форму общения взависимости от психического состояния и индивидуальных особенностей окружающихлюдей, в речевой адаптации к разным людям простоте и естественности вотношениях с ними, чувстве справедливости и объективности при оценке и подборелюдей.
Ко второй группе организаторскихкачеств Л.И. Уманский относит качества, связанные с эмоционально-волевымвоздействием:
- общественная энергичность– способность лидера заражать своей энергией окружающих еголюдей (с помощью мимики, взгляда, выражения лица, жестов, позы),логически-речевые и практическое воздействие через личный пример;
- взыскательность,характеризующаяся смелостью, постоянством и гибкостью, категоричностью инастойчивостью, разнообразными формами понуждения, начиная с шутливой формы доприказа, индивидуальный подход в зависимости от постоянных и временныхпсихических особенностей и состояния людей;
- критичность – способностьанализировать отклонения от нормы в деятельности и поведении других людей,которая выражается в самостоятельности при проведении критического анализавместе с коллективом, логичность и аргументированность критических замечаний,прямота и смелость, глубина замечаний, а также доброжелательность.
В третью группу качеств – склонность к организаторской деятельности –Л.И. Уманский выделяет способностьруководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смелобрать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей втрудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскуюдеятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительныхэмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.
Описаниекоммуникативных склонностей лидеров в психологической литературе представлено вболее сжатом виде.
Люди, обладающиекоммуникативными способностями, испытывают постоянную потребность как в коммуникативной, так и ворганизаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются вновом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейсясложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение идобиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление внезнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивыв деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые быудовлетворяли бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.Люди с высокими коммуникативными способностями легко и с удовольствием вступаютв контакт с незнакомыми людьми, являются приятными собеседниками и все люди дляних друзья.
Типы лидерства
Впсихологической литературе зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесносвязан с официальной организацией группы, может справиться с ее руководствомтолько в том случае, если члены группы будут воспринимать его в качестве лидера(в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процессаруководства). Учитывая, что деятельностьруководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился,эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в своейработе опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство руководства—этов известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т.е. укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, умело,используя и направляя в нужное русло межличностные связи и отношения (Н. С. Жеребова).
Формальное и неформальное
В организациях различают «формальное»и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленнымиправилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение.«Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальныйлидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетнымчеловеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, скольковзрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своихучеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса.Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, точеловек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективностьорганизации и самой результативности деятельности упадет. Вполне можетпроизойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальнымлидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто жеявляется лидером класса.
Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могутподразделяться ещё и по следующимкритериям:
· По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающийпрограмму поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданнойпрограммы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так иисполнителем.
· По стилю руководства: а) авторитарный, б)демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
· По характеру деятельности: а) универсальный, т.е.постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющийкачества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.
Говоря о такой типологии как стильруководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесёнтолько к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится назапугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной,к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других. Втеории Карделла такие лидеры упоминались, какпотерянные.
Общество сверстников. Его значениедля подростка.
Так как лидер в процессе взаимоотношенийвлияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое значение дляюноши или подростка имеет общество сверстников. Общество сверстников — это, во-первых, важный канал информации; по немуподростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или инымпричинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности имежличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенканеобходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективнойдисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы собщественными. В–третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповойпринадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи — не только облегчаетподростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувствоэмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение илюбовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все этифакторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромнымавторитетом и влиянием.
Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностныхвзаимоотношений, то, как пример можно привести спонтанно образовавшуюся группулюдей. В стихийных группах часто бывает так, что вожаком является тот, ктообладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных группах становятся чащевсего юноши не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе.И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров(имеющих самый высокий статус на своихулицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что в 9-х классах ощутимопросматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрическийстатус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном коллективе.
Зависимость направленности группыот характера личности лидера.
Становление лидера и развитие группыэто непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» — этостатус человека в группе. Как мы уже знаем, статус определённого человека можноизменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы,определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияниечеловека на эту группу.
Спонтанныегруппы существуют всегда и везде. В зависимости от направленности они могутбыть как дополнением организованныхколлективов, так и их антиподом. Похарактеру социальной направленности спонтанные группы (компании) можно классифицироватьна просоциальные(социально положительные), асоциальные,стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социальноотрицательные).
Просоциальныекомпании,способствующие развитию у своих членовположительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазонасовместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнемличных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно развлекаются,но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решенияжизненных проблем.
Асоциальныекомпанииформируются главным образом на базесовместных развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучиэмоционально значимыми, ограничены по содержанию и потому остаютсяповерхностными. Качество совместного времяпрепровождения может быть разным, ночасто невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из нихперерастают в антисоциальные (от случайной выпивки —к пьянству, от веселого озорства — к хулиганству).
Антисоциальныекомпаниитакже связаны с развлечением и общением,но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство,хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило,групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний,лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или взрослыеправонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь вопасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификациюс группой и ее лидером, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценитьчастные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственныхкритериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном за счёт характера личности лидера,то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера.
Положениеиндивида в группе и его отношение к ней зависят от многих факторов,куда входят как свойства индивида, так и свойства группы. Психологипринципиально разграничивают коллективистическоесамоопределение личности, которая сознательно идентифицируется сколлективом, принимая его нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, т. е. склонность индивида уступатьпсихологическому давлению группы, изменять свое мнение в угодубольшинству.
Психологическое исследование было проведено в школе №75, в11-а классе.
Для выявленияструктуры межличностных отношений в классе проводилось наблюдение и беседа склассным руководителем. Эти методики позволили определить лидеров класса, т.е.тех учеников, которые занимают благоприятное положение в коллективе.
Для выявлениякоммуникативных и организаторских склонностей лидеров была использована анкетаБ.А. Федоришина. Ученикам выдавались заранееприготовленные листы ответов и зачитывалась инструкция честно и быстро ответить на все предложенныевопросы.
Методика» Оценкакоммуникативных и организаторских склонностей» (КОС)
Вопросник КОС
1. Много ли у вас друзей, с которыми выпостоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удаётся склонитьбольшинство своих товарищей к принятию им вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды?
4. Всегда ли вам трудно ориентироватьсяв критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление кустановлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматьсяобщественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и прощепроводить время с книгами ли какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи восуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты слюдьми?
10. Любите ли вы организовывать со своимитоварищами различные игры и развлечения?
11. Трудноли вы включаетесь в новую компанию?
12. Частоли вы откладываете дела, которые можно сделать сегодня, на другие дни?
13. Легко ли вам устанавливать контакты с другимилюдьми?
14. Стремитесьли вы добиваться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашиммнением?
15. Трудноли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верноли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своихобязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случаепознакомиться с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаетеинициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ливам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесьв незнакомой обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться средилюдей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам неудаётся закончить новое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, чтобыпознакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частогообщения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решениивопросов затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенносреди незнакомых вам людей?
28. Верно ли, вы редко стремитесь к доказательствусвоей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особоготруда внести оживление в малознакомую вам компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работев школе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своихзнакомых небольшим количеством людей?
32. верно ли, что вы не стремитесь отстаивать своёмнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав внезнакомую компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организациимероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, вы не чувствуете себя достаточноуверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи,свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре вниманиясвоих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкостьпри общении с малознакомыми вам людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуетесебя к окружении большой группы своих товарищей?
В результате обработки результатов удалось выявить лидеров скоммуникативными и организаторскими склонностями.
Таблица 2
Оценки склонностейучащихся
Ф.И. учащихся
Оценка коммуникативных склонностей
Оценка организаторских склонностей 1. Бабко Е. Балыкова К. Батраченко А. Бучель С. Быстрицкий Л. Ваковский П. Веретенникова Я. Добрынин С. Дымов Ю. Ефремов О. Инкин В. Казаков С. Корытченко. В Минитаев. К Морозова А. Мухамедов Р Попова К. Рычкова К. Севкевич Л. Смертин С. Смирнова И. Челядинов С. Чиркин И. Шифрина К. Школяров Е. Шумайлова М. Щукин Д.
28.Яловец О.
5
5
1
5
5
1
1
5
1
1
1
2
5
5
5
1
1
5
5
1
5
5
1
5
1
1
1
5
1
5
1
1
5
4
1
1
4
1
1
1
1
5
5
1
1
2
1
5
1
5
4
1
4
1
2
1
4
1
Диаграмма 1. Коммуникативные склонности учащихся.
По диаграмме 1 можносделать вывод, что испытуемых, получивших оценку 5, в классе 14 человек. Ониобладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей.
Диаграмма 2. Организаторские склонности учащихся.
Проанализировав диаграмму2, мы можем сделать вывод, что большинство учащихся не склонны корганизаторской деятельности.
Испытуемые, получившиеоценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных иорганизаторских склонностей.
Испытуемым, получившимоценку 2, коммуникативные и организаторские склонности, присущи на уровне нижесреднего. Они не стремятся к общению, чувствуя себя скованно в новой компании,коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивая своизнакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и ввыступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаиваютсвоё мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественнойдеятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятиясамостоятельных решений.
Испытуемые, получившиеоценку 4, относятся к группе с высоким проявлением коммуникативных иорганизаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находятдрузей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаютсяобщественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу вобщении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий,способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делаютне по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившиевысокую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных иорганизаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной иорганизаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются втрудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны,предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельныерешения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принятотоварищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовыватьвсякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Онисами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации иорганизаторской деятельности.