Введение
Конфуций говорил: «Благородный муж превыше всегопочитает долг! Благородный муж, наделённый отвагой, но не ведающий долга, можетстать мятежником! Низкий человек, наделённый отвагой, но не ведающий долга,может стать разбойником! Почтительность без знания должного превращается всамоистязание! Осторожность без знания должного превращается в трусость!Храбрость без знания должного превращается в безрассудство! Прямодушие беззнания должного превращается в грубость!» потому как нравственная цель вызываетогромную мобилизацию сил на долгое время – на марафон творческой деятельности.Конкретные цели таким свойством не обладают, после достижения их быстронаступает спад активности, чреватый депрессией и скукой, если вновь непоставить себе нравственную цель [34]. Для того чтобы иметь перед собой долг,необходимо понимать важность для нас самих исполнения этого долга! И мы будемлучше исполнять этот долг, чем более мы будем в нём заинтересованы; асущественно мы будем в нём заинтересованы тогда, когда нам проще его исполнять,когда мы знаем, что ИМЕННО МЫ справимся! Всё это будет, если мы будем иметьзадатки и способности, интерес к этому виду деятельности. Всё это, а такжемногое другое, как например темперамент, направленность личности определяетпрофориентационная работа с подростками и студентами.
Выбор профессии —сложная и ответственная задача, встающая перед каждым старшеклассником иабитуриентом. Сложная потому, что школьникам не хватает знаний о мирепрофессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или инойсфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда вгороде, не готова к конкуренции при трудоустройстве. Сделать правильный выборнепросто. И самый главный выбор из всех предстоит сделать в подростковом июношеском периодах. Но помимо этого существуют профориентационные методики,направленные не только на подростков и абитуриентов, но и на студентов имолодых работников. Потому как в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайновысокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не только частоменять место работы, но и профессию. Поэтому молодёжь должна получать такоеобразование, которое позволит ей осваивать новые профессии в будущем. Неслучайно вместо понятия «профессионализм» всё чаще используют понятия«образованность» и «компетентность», подразумевая такие качества личности как:самостоятельность, настойчивость, способность принимать решения,коммуникабельность, гибкость мышления, готовность и умение постоянно учиться,саморазвиваться.
Теория и практика образования показывают, чтопрофориентационные методики в процессе обучения закладывают основу длядальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. они основаны наестественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельномуизучению окружающего мира. Главная цель профориентационных методик –формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творческиосваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческойкультуры. И главная задача в них отводится психологам, педагогам и начальству.Выбор профессии и выбор способов дальнейшего обучения, совершенствования –задача, выдвигаемая для нас на протяжении всей жизни. Потому что ещё Ленинговорил, что в жизни надо «учиться, учиться и ещё раз учиться»!
Поэтому в мой реферат будут включены разделы,посвященные возрастной характеристике подростков и студентов, в которой упорбудет делаться на этапы становления профессиональных интересов; способностям изадаткам, объективным и субъективным факторам профессии, и только затем –должной и возможной профориентационной работе с подростками и студентами.
Цельюсвоего реферата я поставил изучение направлений профориентацинной работы сподростками и студентами, выявление особенностей профориентационной работы сними через объективные и субъективные характеристики подростков и деятельности.Актуальность работы состоит в том, что выявленные особенности профориентацииподростков, отобранные методики диагностики профессиональной направленности подростковмогут применяться в работе школьных и вузовских психологов, окружных службпрофориентации, использоваться преподавателями в воспитательной работе.
1. Возрастные особенности подросткового июношеского периодов
1.1. Общая характеристика
Период подростковогои юношеского возрастов охватывает младший подростковый возраст (от 10 до 12лет, когда дети проходят обучение в 5 – 6 классах), собственно подростковыйвозраст (от 11-12 до 14-15 лет, когда дети учатся в 6 – 9 классах), раннюююность (от 15-16 до 17-18 лет, соответственно старшие классы и поступление вВуз) и зрелую юность (от 18 до 25 лет, студенчество и первый опят работы). Отвзросления к взрослости происходит становление и выстраивание тенденцийразвития личности на протяжении всей последующей жизни.
Дети ввозрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое идоверчивое отношение кo взрослым. Они ждут от учителей, родителей, другихвзрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинаетиграть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот периоддетям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходитуточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активноначинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самогосебя.
В этот период подростку становится интересномногое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинаютинтересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни исмерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира,инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этотвозраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими истаршими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, разностороння,а также практически полностью не связана со школьной программой. Недаром средипсихологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем,что не входит в школьную программу.
На каждомэтапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств исвойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новыхобразований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личностномстановлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений вразвитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущейдеятельностью для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшегошкольника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяетстаршим, эта вера, по сути, безгранична. Центральной фигурой для учениказачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм иправил, в глазах ребенка является кумиром, своего рода ''культовым'' лицом. Напервых порах преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Онибезоговорочно подчиняются ему и во многом подражают (копирование проявляется впопытках быть похожим на любимого учителя внешне, в заимствовании определенныхманер и т.д.). Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых.Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых оребенке.
Дети младшегошкольного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки иповедение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребеноксознательно формулирует для себя цель какого-либо занятия, мотивируя его приэтом. Дети могут намеренно, целенаправленно управлять своим поведением,руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями,долгосрочной перспективой. В связи с включением ребенка в активные социальныеотношения, в связи с тем, что он становится субъектом деятельности, происходитформирование мотива достижения успеха. В младшем школьном возрасте детиначинают четко осознавать свои возможности и способности. Нередко развитыеспособности у ребенка обнаруживаются в учебной деятельности, и связаны сразвитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение). Вэтой связи представляется важным как можно более полно использоватьформирующийся мотив достижения успеха, т.к. это в дальнейшем приводит кразвитию разнообразных способностей индивида.
Обучение вшколе вносит коренные изменения в жизнь ребенка. Формированиесловесно-логического мышления, усвоение теоретических знаний приводят квозникновению внутреннего плана действий, рефлексии. Происходит изменениеЯ-ребенка.
К концумладшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большоезначение в жизни детей начинают играть сверстники, социальная группа. Активноформируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочныедружеские отношения.
Младшийшкольный возраст является возрастом позитивных изменений. От степени и глубиныличностных преобразований на данном возрастном этапе зависит насколько трудноили легко школьник преодолеет трудности подросткового периода.
Подростковыйпериод – особый период в развитии личности. Этот период характеризуется резкопроходящими качественными изменениями, связанными с половым созреванием ивхождением во взрослую жизнь.
Прохождениечерез этап полового созревания нередко бывает очень болезненным. Подросткичрезвычайно критически настроены по отношению к собственной внешности; ихпереживания связаны с недостаточностью развития или с быстрыми его темпами.
Подросткиочень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены колебаниямнастроения и аффективным вспышкам, на которые накладывается, частонеосознанное, половое влечение.
Возрастнаятрансформация зачастую происходит рывками, неравномерно, в нем выявляютсяразличные тенденции, проявляется стремление подростков к самоутверждению,самоопределению и самореализации. Одни подростки развиваются быстрее, другиеотстают от своих ровесников. Индивидуальное развитие также может проходитьнеровно: интеллектуальное формирование опережает личностное и наоборот.
Д.И.Фельдштейнхарактеризует подростковый возраст как возраст повышенной активности,инициативности, стремления к познанию, опасности, риску, У подростковразвивается волевая сфера личности. Но часто, проявляя волевые усилия в однойдеятельности, школьник становится безвольным в другой [52, с. 191].
Л.И.Божовичполагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этотпериод нового уровня самосознания, характерной чертой которого являетсяпоявление у подростка способности и потребности познать самого себя какличность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущимикачествами [11, с. 105].
Неоднозначные,неустойчивые представления подростка о себе и окружающих приводят какцентуациям характера.
Основнымлейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становлениенового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции,попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходитстановление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формированиеабстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающееу подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценностикоторой являются основой для собственных нравственных оценок.
Подростокначинает ''дистанцироваться'' от взрослых. При этом ожидает от взрослыхпонимания своих стремлений и желаний, поддержки, доверия. Для подростка важнопризнание старшими его равноправия с ними. В противоположном случае возникают конфликтныеситуации.
Для подростковведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Желая занять в групперовесников достойное место, подросток делается более конформным к действиям иценностям членов группы.
Данныйвозраст, согласно Ж. Пиаже, является периодом рождения гипотетико-дедуктивногомышления, способности абстрагировать понятия, формулировать и перебиратьальтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные мысли.
Подростковыйпериод – время перехода на качественно новый уровень самосознания иЯ-концепции. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми исверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность инеповторимость. Происходит изменение формирования самооценки: с ориентации наоценки взрослых подросток переходит к собственным критериям оценивания своихпоступков, поведения, личности в целом. Психологи считают, что именно вподростковом возрасте происходит подменное становление самосознания иЯ-концепции. В юношеском она закрепляется. Важным условием для развитияЯ-концепции является взаимное сотрудничество всех участников образовательногопроцесса и нахождения гибкого подхода в решении каждого конкретного проблемногослучая в жизни подростков.
Юношескийвозраст – возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять своюиндивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утратысвоего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы.Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другимилюдьми юноши обретают чёткие границы своего психологического пространства,защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого. Если к этомувозрасту уже не самоопределиться, то это чревато изоляцией. Так что ведущий виддеятельности в позиции деятельностного подхода — учебно-профессиональнаядеятельность и самоопределение. Психологические новообразования периода:чувство ответственности за свое будущее, решение проблемы идентичности впрофессиональной сфере (выбор будущей профессии и обучение) и в сфере семейныхотношений (выбор потенциального брачного партнера), в личностном развитии («КтоЯ?», «Чего хочу?», «Каким должен быть?»)
В юношескомвозрасте новое развитие приобретает механизм идентификация-обособление.Обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию. Происходит идентификация нетолько с людьми, но и с природой, искусством. В результате сфера чувствованиймолодого человека становится тоньше, богаче. Одновременно с выраженнойпотребностью к идентификации с другими обостряется потребность в обособлении,без которого невозможно адекватное решение вопроса идентичности. На этом фонеинтенсивно идет развитие рефлексивных процессов, что выводит молодого человеказа пределы внутреннего мира и позволяет занять собственную позицию в мире.Построение и переоценка ценностей, которая начинается в подростничестве,интенсивно продолжается в юности. Основная цель этого процесса переоценки — взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную отродительской. Переоценка является центральным моментом нравственного роста. Наоснове указанных процессов в юности происходит окончательное оформление такогопсихологического новообразования, как мировоззрение.
Юность — сенситивный период для расширения диапазона знаний. Мысль окончательносоединяется со словом. Внутренняя речь выступает как основное средствоорганизации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллектстановится речевым, а речь интеллектуализированной. Идет активное формированиетеоретического мышления. Направление дальнейшего развития когнитивной сферы и,прежде всего мышления, будет зависеть от дальнейшего обучения и вида будущейпрофессиональной деятельности. Обучение гуманитарным дисциплинам способствуетразвитию традиционной логики, при этом обучение на психологических, юридическихфакультетах связано с развитием вероятностного мышления. Обучение натехнических, естественно-научных факультетах способствует развитиюпространственно-визуального мышления, вместе с чем и активному становлениюпрофессиональных интересов, более активному, чем в подростковом возрасте.
1.2.Становление профессиональных интересов
Возрастные этапы становления профессиональных интересов подростковизучены Л.А. Головей. Ею выделены четыре этапа. На первом этапе, в возрасте12-13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчивостью,слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности иявляются в основном познавательными. На втором этапе, в 14-15 лет, отмечаетсятенденция к большей сформированности профессиональных интересов, их интеграции,включённости в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, усиливаетсяинтеграция профессиональных интересов и в то же время возрастает ихдифференцированность в соответствии с полом; имеет место объединениепознавательных и профессиональных интересов, усиливаются связи последних синдивидуально-психологическими свойствами. Четвертый этап относится уже кюношам, выбравшим профессию, т. е. связан с начальной профессионализацией.Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейсяпрофессиональной направленностью.
Зарубежные авторы в профессиональномсамоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), периодпоисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше).
В. И. Журавлев показал, что внешкольнаясоциальная среда не является для учащихся референтным основанием для выборапрофессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которойосуществляется профессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тожеоказываются плохими помощниками. Таким образом, решающая роль принадлежитинтересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускникишкол поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.
Большое значение имеет престижность того илииного рода деятельности в конкретных социальных условиях. В 30-60-х годах внашей стране высокий престиж имели военные, инженерные профессии, в 70-80-хгодах — гуманитарные, в 90-х — коммерческая деятельность, работа в сфереобслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога,психолога.
По данным Д. И. Фельдштейна, выбор престижныхпрофессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречаетсяот 50 до 70% без заметной возрастной динамики. В то же время с возрастомрастет интерес подростков к массовым рабочим специальностям.
Л. А. Головей выявила в формированиипрофессиональной направленности роль индивидуально-психологических особенностейличности: интеллектуальных, психомоторных, эмоциональных. К окончанию школытип направленности оказывается уже достаточно сформированным. Правда, как этони парадоксально, это мало влияет на готовность выпускников к выбору профессии.По данным Л. А. Головей, у 75% школьников отсутствует четкий профессиональныйплан, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степеньуверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целомневелика. Сформированный профессиональный план имеют старшеклассники с болеевысоким уровнем интеллектуального развития, морально созревшие идобросовестные, обладающие высокой тревожностью.
Сходные данные получены и В. И. Журавлевым. Онотмечает, что профессиональные планы школьников сложны по своему составу идинамике. В них обнаружено наличие идеальных, реальных и резервных проектов.Между планом и фактическим самоопределением расхождение наблюдается у 50%выпускников школы. Это значит, что у старшеклассников процесс профессиональногосамоопределения не завершился.
На профессиональное самоопределение и общееперспективное планирование жизни существенное влияние, по данным Л. А. Головей,оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают юношей по показателюосознанности профессионального выбора и определенности путей полученияпрофессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность,а среди юношей — предпринимательская и исследовательская. У юношей напрофессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем болееопределенны планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированностипрофессионального плана и степень уверенности в правильности профессиональноговыбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны междусобой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативностьсамоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональноесамоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органическивходит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательнымиинтересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планированиеближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели(комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от9-го к 11-му классу у них возрастает число требований к своей будущейпрофессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушекже число требований к будущей профессии возрастает незначительно. [17, с.202-203]
Кроме того, впринятии решений о карьере огромное место надо отвести явлению, которое можноназвать социально-психологическим реализмом – способностью определитьсоответствие своего Я тому социальному пространству, которое предполагаетизбираемая карьера. В этом не последнюю роль играют два важнейшихпсихологических образования: концепция жизни (представление результата) иЯ-концепция, где степень идентичности Я самому себе является той силой, котораябудет определять успех в осуществлении намерений относительно своей жизни.
Впсихолого-педагогических исследованиях С.Н.Чистякова, П.С. Лернер, А.В.Леонтович, А.И.Савенков, Н.Ф. Родичев, С. Фукуяма, Л.С. Выготского,Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кон, А.В. Мудрик, Е.А. Климова, Н.С.Пряжникова, К.М. Гуревича, С.Н. Чистякова, Е.И. Головахи доказано что, раннийюношеский период наиболее сензитивен для профессиональной ориентации вконтексте развития целостного самосознания и самоопределения личности, так какв этом возрасте завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего,мышления. Именно для старшеклассников характерно владение методами научногопознания (эмпирического и теоретического уровней), способствующими выработкепотребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательскойинициативы.
Мыслительнаядеятельность юношей более активна, появляется тяга к обобщениям, поиску общихпринципов и закономерностей, стоящих за частными фактами. Широкие умственныеинтересы в данный период сочетаются с разбросанностью. Иногда юноши склонныпреувеличивать свои умственные способности. Н.С. Лейтес отмечает у юношейзначительное развитие теоретической мысли. У них развиваются творческиеспособности, интеллектуальная инициатива, способность ставить проблемы. В этомвозрасте ещё больше увеличиваются индивидуальные различия в уровне инаправленности умственных интересов, в способностях обучаемых.
Студентам жепо В.Г. Пэрри свойственны такие стадии мышления:
1. Начальныйдуализм — интерпретация мира авторитарным дуалистическим образом, для которогохарактерен поиск только одной истины, деление мира на белое и черное, на доброи зло. Это проявляется в юношеском максимализме суждений и резкости поведения;
2.Концептуальный релятивизм — терпимость по отношению к множеству соперничающихточек зрения, возможность рассматривать одно и то же явление (ситуацию) сразных позиций;
3.Самостоятельно выбранная позиция и ответственность за выбор собственныхценностей, взглядов и своего образа жизни.
На основеформирования понятийного профессионального словаря, усвоения профессиональныхзнаний и умений к концу обучения в вузе формируется важное психологическоеновообразование — профессиональное мышление. В юности и ранней взрослостиактивно формируется ещё одно когнитивное новообразование — практическийинтеллект. Основные характеристики практического интеллекта:
1.Предприимчивость — способность в сложной ситуации находить несколько вариантоврешений возникшей проблемы. Этому способствует тренировка вероятностногомышления, которая заключается в том, что нужно взять типичную жизненнуюпроблемную ситуацию и предложить как можно больше альтернативных вариантовмышления. Если человек способен выдвигать до 20 и более альтернатив, то можносказать, что он имеет развитое вероятностное мышление и высокуюпредприимчивость;
2. Экономность- способность найти такой способ решения, который с наименьшими затратами дастнаилучший результат;
3.Расчетливость — способность заглядывать вперед, предвидя последствия тех илииных решений и действий, точно определять результат и оценивать, чего он можетстоить;
4. Умениеоперативно решать задачи — динамическая характеристика практическогоинтеллекта, проявляющаяся в количестве времени, которое проходит с моментавозникновения проблемы до ее практического решения.
Профессиональноесамоопределение на этом этапе соотносится с ситуациями выбора молодыми людьмижизненного пути, перспектив, профессии, определения ими своих жизненных целей,планов, ориентаций. Осознание своего места в подростковый и юношеский период всистеме общественных отношений создает предпосылки для реализации своихспособностей в дальнейшем. Совпадение желания получить профессию, наличиясоответствующих способностей и возможностей её получения закладывает основуобретения взрослой профессиональной идентичности уже в студенческом возрасте.Занятия учебно-профессиональной деятельностью в высшем учебном заведениимаксимально благоприятствуют возможности обретения взрослой профессиональнойидентичности именно в период юношеского возраста. При этом в лучшем положенииоказываются те студенты, чья профессиональная мотивация уже развивалась допоступления в вуз, и выбор специальности ими был сделан осознанно.
От первого кчетвертому курсу обучения растет и социальная зрелость, и уровеньпрофессионального самоопределения студентов. В то же время соотношениеличностной зрелости и профессионального самоопределения неоднозначно. Так,девушки-студентки, в целом, характеризуются более развитыми показателямиличностной зрелости: ответственностью, интернальностью, чувством долга и др., вто же время сформированность профессиональной мотивации выше у юношей, чтообъясняется различием их социальных позиций и социальных ожиданий отпсихологического будущего. Также студенты лучше ориентируются в своем прошлом инастоящем, чем в будущем, относятся к будущему более тревожно и их жизненныепланы более дифференцированы для ближайшего будущего, в пределах года.
ИсследованияКлимова Е.А., Гуревича К.М. и других отечественных психологов, изучавшихпрофессиональную психологию, показали, что в большинстве профессий у личностивырабатывается индивидуальный стиль деятельности, который позволяет ейадаптироваться к профессии с разными личностными чертами и типами. Так что вцелом большую роль в профессиональном самоопределении студентов играет ихмотивация и способности, чем нахождение на определённом периодепсихологического развития.
Тем не менее,не менее важную роль играет характеристика самой деятельности, соотношениедеятельности и человека, в которых соответственно в центр ставится человек,если деятельность подбирается к человеку, либо деятельность, если человекобучается этой деятельности. Первый – оригинальность. Второй соответственстудентам-выпускникам: когда знаний в определённой деятельности недостаточно, аопыта мало.
2. Психологияспособностей и их роль в профессиональной ориентации
Очевидно, что профессиональноесамоопределение нельзя рассматривать отдельно от жизненного, личностногосамоопределения, которое в свою очередь уже зависит от способностей, задатков,индивидных качеств человека. Уровень способностей наряду с направленностьюличности и структурой ее компетентности является важнейшим субъективнымфактором достижения вершин в профессиональной деятельности.
В подростковом и юношескомвозрастах наступает период первичной социализации. В эту пору значительнодифференцируются способности и интересы, формируется и вырабатывается жизненнаяпозиция. Способности определяются как индивидуально-психологические особенностиличности, являющиеся условием успешного выполнения того или иного видадеятельности. Понятие способностей не сводится только к тем знаниям, умениям инавыкам, которые уже выработаны у данного человека, а характеризуют глубину,быстроту, прочность овладения той или иной деятельностью. Ф. Гальпан в XIX в.положил начало экспериментам и статистическому исследованию в этой областииндивидуальных различий людей. Большой вклад в разработку теории способностейввёл Б.М. Теплов. Он отмечал: «При установлении основных понятий учения ободаренности наиболее удобно исходить из понятия способность… Три признака…всегда заключаются в понятии способность. Во-первых. Под способностямиразумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одногочеловека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообщеиндивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешностивыполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятиеспособность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаныу данного человека». [51, с.20-21] Способности обнаруживаются в процессеовладения деятельностью и тесно связаны с общей направленностью личности, стем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Воснове одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежатьразличные способности, в то же время одна и та же способность может статьусловием успешности различных видов деятельности.
Способности имеют свою структуру:
Общие способности – это системаиндивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность вовладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видовдеятельности. Основа развития общих способностей заложена в психическихпроцессах. Овладение определёнными мыслительными операциями (анализ, синтез,классификация, систематизация, абстрагирование) начинается в детском возрасте.В подростковом возрасте общие способности развиваются особенно интенсивно.
Специальные либо частныеспособности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнутьвысоких результатов в какой-либо специальной области деятельности.
Элементарными общимиспособностями являются присущие всем индивидам свойства (глубинный глазомер,способность к суждениям, воображению, эмоциональной памяти). Эти способностисчитаются врожденными.
Элементарными частными называютсяспособности, составляющие отдельные свойства личности на основе индивидуальногосвоеобразного обобщения соответствующих психических процессов элементарных, ноне всем присущих (доброта, смелость, сообразительность, эмоционально-моторнаяустойчивость).
Сложными общими являютсясоциально обусловленные способности, возникающие на основе элементарных(способность к труду, общению, речи, обучению и воспитанию). Они свойственны невсем людям в равной степени.
Сложные частные способности — этоспособности к конкретной специальной деятельности, профессиональные, в томчисле и педагогические; способности к наукам (математические, музыкальные,изобразительные и т.д.).
Структура способностей в высшейстепени динамична и одни ее компоненты в значительной степени компенсируютсядругими. Формирование способностей происходит от простого к сложному,совершается в виде движения по спирали: реализуя возможности, которыепредставляют способности данного уровня, открывают новые возможности для развитияспособностей более высокого уровня.
Поскольку способности влияют накачественные показатели формирования
умений, навыков, они напрямуюсвязаны с овладением мастерством при
выполнении той или инойдеятельности. Изучая математические способности, В.А. Крутецкий установил, чтодля успешного выполнения деятельности необходимы:
1)
2)
3)
4)
5)
Схема этапов формирования уменийтакова:
1. Репродуктивный уровень.
На репродуктивном уровне человекформирует умения осваивать знания, овладевать деятельностью по определеннымобразцам.
1.1 Первичные умения.
Осознание цели действия и поискспособов ее выполнения, опирающихся на
ранее приобретенные знания инавыки, деятельность методом «проб и ошибок».
1.2. Недостаточно умелаядеятельность.
Знание о способах выполнениядействия и использование ранее приобретенных,
несистематических для даннойдеятельности навыков.
1.3. Отдельные общие умения.
Ряд отдельных высокоразвитых, ноузких умений, необходимых в различных
видах деятельности, например,умение планировать свою деятельность.
2. Творческий уровень.
На творческом уровне человексоздаёт новое, оригинальное.
2.1. Высокоразвитое умение.
Творческое использование умений инавыков в данной деятельности с
осознанием не только цели, но имотивов выбора и способов ее достижения.
2.2. Мастерство.
Творческое использованиеразличных умений.
3. Высокий уровень способностей.
На высоком уровне способностейдеятельность отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода крешению проблемных вопросов. Говорят, что люди, имеющие такой уровеньспособностей, талантливы.
4. Наивысший уровеньспособностей.
Предполагает создание человекомнечто оригинального, нового в области. Говорят, что люди, имеющие такой уровеньспособностей, гениальны. [7, с.10-11.]
Изучение учащихся в целяхпрофориентации (предварительная профдиагностика), как было показано мной выше,составляет один из важнейших составных компонентов профориентации. На этомэтапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации,интересы, потребности, склонности, способности, профессиональнуюнаправленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, чертыхарактера, темперамент, состояние здоровья.
Рассмотрим подробнее те стороны личностныххарактеристик, которые имеют значение для профессиональной работы.
Ценностные ориентации. Ценностныеориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание)общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя изэтого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следуетискать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественнымиценностями.
Удовлетворениетаких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении илисамоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека,причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, подуше. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому ихроль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом:потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют егодеятел