Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


Миссия психолога в системе образования

Миссия психолога в системе образования.
         В современных условиях государство неберёт на себя функции духовного развития молодёжи. Поэтому школа иногда неможет вмешаться в это. Отсюда происходит множество психологических проблем.Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовногонаправления в воспитании детей. В школе это – психолог.
Кому и зачем мы нужны в школе?
То, что школе нужен психолог,принимается как постулат. Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами,текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два простыхвопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая.В разное время были статьи Битяновой, Бегловой, Сартана, Степановой идругих авторов. Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школахпоявилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четкихпредставлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентовпсихологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем вшколе психолог. Самые частые из них – «адвокат ребенка»,  «ну, что быпомогать» — кому «помогать» — точно не отвечают, кажется, детям.Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи, которые начнутработать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученическийопыт.
Директора и завучи школ тоже смутнопредставляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем,кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом сопровождении, но, припрояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли тызнаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то лиможешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.
Вместе с тем,  с родителямиотношения складываются  адекватно, если инициатор контакта с психологом –семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается отконсультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случаевзаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, таккак у психолога  расширены возможности – ребенок все время перед глазами.
Надо отметить, что сами психологитоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе,целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет психолог, какиеидеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрациейдоговорятся.
Педагог-предметник имеет правопреподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав этос администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может выглядеть,что должно быть в результате. Школьный психолог так же может выбрать одну изпринятых концепций:  научно-методическое руководство учебно-воспитательнымпроцессом,  оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическоесопровождение ребенка. А дальше — полная свобода. И это было бы прекрасно, еслибы не рождало у окружающих неоправданные надежды.
Итак, предположим, что психолог нуженв школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарийпозволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные особенности каждогошкольника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика,максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее,взрослым – учителям, родителям – знать, что делать. Ребенку больше надоуважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу безспросу. Ситуация обследования в школе не всегда безопасна для ребенка ипрактически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практическиневозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже не всегдазнают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требованияконфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата).
 В процессе развивающих занятий,тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своемвнутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между людьми и научитьсяпользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформироватькогнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы можемдать детям. Только как бы не вышло «демьяновой ухи» — это ведь дополнительныеуроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как ужеотмечалось выше, школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников,знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льститпрофессиональному самолюбию психолога, создает ловушку осознания своейполезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такойситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет,что психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И — так же, как ребенок,обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалосьдостигнуть, то порой, как ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.
Вместе с тем, психолог может быть вомногом полезен педагогу. Учитель добивается результата, психолог  — исследует процесс. Именно психолог может выявить  точки прерыванияконтакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины ипомочь восстановить продуктивные отношения.
Как бы ни было справедливо все вышесказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности.Видится проблема в том, что нет пока в образовательном сообществе представленияо миссии школьного психолога. Именно поэтому не понятно, в какое время братьребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматьсяразвивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь. Именнопоэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтобназначили, чтоб отпустили, чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливаязадача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудноопереться, потому что не видно границ. Именно поэтому каждый специалист насвоем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему.
 Кроме того, специфика нашей работы требует«следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребностиконкретного детского и педагогического коллективов оставит место для свободы
Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят своюмиссию. Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасныетехнологии и понятно чтоделать и как, хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?».Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования.
 Наверное,каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум)положение.
С одной стороны, имеется — чуть ли не явно сформулированная — миссия: помочькаждому ребенку стать автором собственной жизни.
 Поэтому каждый, ктозанимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознаватьконечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии школьногопсихолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной нанаиболее полное развитие потенциала учащихся. Для этого нужно совсем немного —принять ребенка таким, какой он есть, со всем его своеобразием и особенностямиразвития. Такая позиция психолога открывает возможность индивидуального подходак становлению личности каждого ученика.
           Это в корне противоречитустоявшемуся представлению о том, что задача психолога — находить недостатки вразвитии детей и с помощью коррекции «подгонять» их под определенный стандарт«нормального ученика». Действительно, принадлежность к определенной (часто околокриминальной) субкультуре накладывает большийотпечаток на формирование личности ребенка, чем воздействие даже самогохорошего психолога.
Оспаривая это мнение, особо отметим, что задача психолога, занимающегосясопровождением, — открыть ребенку «различные грани бытия», показать, чтожизненные ценности могут быть более яркими и значительными, чем дети могут это себе представить, находясь в рамках той или инойсубкультуры. Но в любом случае ответственность за свою дальнейшую жизнь и правовыбора своего жизненного пути остается за ребенком.
Подводя итоги  отметим значимостьподобных споров, в результате которых уточняется содержание самих понятий.Стоит признать, что право на существование имеют различные моделипсихологического сопровождения. Главное при этом, чтобы психолог постоянноосознавал цели своей деятельности.
 Должны ли школьные психологи приниматьучастие в воспитании?
        Психолог, безусловно, должен заниматься воспитанием, но он не долженслепо верить в свое могущество и всесилие. Мне кажется, что многиепредставители психологической науки считают, что именно с ее помощью можнорешить все проблемы и как бы встать над остальными.
Ответственность психологов за то, что происходит в школе, очень высока.Конечно, хорошо, что за последние пятнадцать лет произошла психологизацияобразования: этому можно только аплодировать. Но у психологов своя миссия. Вначале века выдающийся русский философ и педагог С.И. Гессен определил, чтосуществуют четыре сферы бытия человека. Первая сфера — биологическая. Вторая —социальная. Третья охватывает сферу культуры. Четвертая рассматривает человекакак члена «социума духовных существ».
 Психолог в большей степени можетвоздействовать на первые две сферы. Две другие сферы требуют глубокого знаниякультуры, философии, социологии. Не у каждого психолога есть такие знания. Апри неумелом вмешательстве в эти сферы существует немалый риск.
          От воспитателя требуетсяопределенный уровень личностного развития. Многие известные психологи ипсихиатры в расцвете своего творчества обращались к проблемам духовности.Впрочем, мне известны и современные психологи, которые являются замечательнымивоспитателями. Принципы в ассортименте
           Профессиональноесообщество психологов образования все еще обсуждает вопрос, который можносчитать главным: зачем в школе психолог? Года полтора назад я уже приводилсписок вариантов ответа на этот вопрос. С тех пор принципиально новых версий непоявилось, но и прежних не поубавилось.
            Рассмотрим их еще раз в томже порядке. Вернее, наоборот, в том же беспорядке,поскольку никакой строгой последовательности здесь быть не может.
            Обеспечение психологического здоровья и психологического комфортаребенка и всех участников образовательного процесса  Безусловно, красивая идея, но само понятие«психологическое здоровье» пока еще обсуждается, что затрудняет практическуюреализацию.
            Мониторингобразовательного процесса с целью обеспечения грамотных управленческих решений— распространенный взгляд управленцев, во всей своей полноте реализованный,например, в Самарской области. Принцип хорош четкостью разделения обязанностейи логичностью встраивания психологической службы в систему образования. Но егооборотной стороной является отстранение психологов от принятия решений. А этосоздает опасность «омертвления» данных мониторинга. Грубо говоря, легкоскатиться в ситуацию: «мерим-мерим, а ничего не меняется».
             Помощьребенку в принятии самостоятельных ответственных решений при выборесобственного жизненного пути — идеология психологическогосопровождения. Эта позиция предполагает, что у психолога есть миссия (помочьребенку обрести себя), а потому легко разделяется истинными энтузиастами.
             Содействие образовательному учреждению в создании социальнойситуации развития — официальная формулировка из Положения о службепрактической психологии образования. За несколько лет так и не встретилчеловека, который бы ее понимал, а тем более ею руководствовался.
              Комплексная помощь различныхспециалистов в профилактике и преодолении трудностей — питерская модельсопровождения. Мучительно пытается перерасти рамки метода организационногопостроения и стать именно идеологией, осознающей не только свои цели, но и своеназначение.
             Защита интересов ребенка, егоуникальности и индивидуальности — воплощение тезиса о психологе какспециалисте по неодинаковости. Здесь обратная ситуация: миссия заявлена, ноорганизационные приемы, позволяющие ее выполнить на практике, пока неразработаны.
              Возврат в школу воспитательного процесса — ностальгическийреликт, озвучиваемый самыми разными специалистами. Принцип, предполагающий:школа «лучше знает», что нужно ребенку, как и следовало ожидать, плохоприживается на практике, поскольку вступает в противоречие с задачейгуманизации образования. Кроме того, интересы школы, государства, общества,семьи и самого ребенка часто сильно различаются, и потому воспитательныйпроцесс становится противоречив. Главное — психолог пока еще может выбирать,что ему ближе. И хорошо, если у него получится сделать этот выбор вместе сошколой, ее директором и педагогическим коллективом!
Да, работа в каждой школе тогда будет строиться по-своему. Но кто сказал, чтовсе школы должны быть одинаковы?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ликвидация юридического лица
Реферат Watership Down Essay Research Paper Many people
Реферат Анализ методов прогнозирования ущерба от загрязнения атмосферного воздуха предприятиями промышленного региона
Реферат Приволжский федеральный округ
Реферат Современные тенденции в политике налогообложения юридических и физических лиц
Реферат Эмансипация в гражданском праве Республики Казахстан
Реферат Gregorian
Реферат Перси Фоссет
Реферат Пошив свадебных вечерних платьев и аксессуаров к ним по индивидуальным заказам 2
Реферат Общество и государство. Государство в политической системе общества
Реферат Александр Исаевич Солженицын Публикация Наталии Дмитриевны Солженицыной Пе­да­го­гом на­до ро­дить­ся. На­до, чтоб учи­те­лю урок
Реферат О научных проблемах связи с подводными лодками
Реферат Профессиональное дополнительное образование
Реферат The Stuarts And The Glorious English Revolution
Реферат Summary Of Brian B Essay Research Paper