Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Этапы творческого процесса и их реализация в обучении
Брест 2010
Содержание
Введение
1. Творческий процесс
1.1 История творчества
1.2 Творческие способности
1.3 Творческий процесс
2. Программа воспитания творческой личности
2.1 Принципы творческих заданий
2.2 Программа воспитания творческой личности
2.3Научное творчество в учебном процессе
Заключение
Приложения
Список используемой литературы
Введение
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Объектом исследования данной курсовой работы является творческий процесс. Цель данного исследования — изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности.
1.1 История творчества
Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:
«Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.
Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.
Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.
Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи». Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.
«Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь».
Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лизин в начале XX века.
Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
Бессознательная работапредставляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями. В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность. В. Н. Дружинин пишет: «В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу „положительной обратной связи“; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом». Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя. Процесс генерации новых идей или набора решений тех или иных задач — это не простое дело. Часто, человек не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.
Психическое здоровье, свобода и творчество. Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение: «В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества». Творчество связанно с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет: «Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит». Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет: "…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…". Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы». Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
1.2 Творческие способности
Существует мнение, что творческими способностямиобладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности— это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Сам творческий процесс поддается классификации. Например, творческие методы. Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать. Нацеленность на поиск ответов может присутствовать «в фоне», в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру. Одновременно быстрое и качественное решение — это исключение из правил. Как правило, творческий процесс это цепь решений, которые возникают друг из друга в результате размышления (в случае одиночного варианта) или обсуждения (в случае коллективного творчества). Другими словами, изобретение или открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного мыслительного процесса. И если вдруг какие-либо случайности на самом деле происходят, то что бы увидеть эти «случайности», нередко нужна внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.
1.3 Творческий процесс
Один человек, фигура не менее важная, чем Платон, считал, что слова творческих поэтов есть продукт Божественного вдохновения; как он писал в III, от Ионы: «И потому Бог отбирает у этих людей разум и использует их, чтобы они служили ему… чтобы мы, кто слышит их, могли знать, что это не они произносят слова эти… но что это сам Господь говорит… через них.»
Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.
Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории.
По иронии — и в укор современной когнитивной науке — за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования.--PAGE_BREAK--
Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:
Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.
Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.
Проверка: Испытание и/или реализация решения.
Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он «забыл» про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии.» Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.
Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.
1. Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.
Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.
2. Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.
Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом» Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.
3. Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензельного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.
4. Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка — это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.
2.1 Принципы творческих заданий
Для того, что бы ребенком производились изменения признаков необходимо построить работу по обучению выявлению признаков объекта. Для создания структуры признаков взяты положения Общей теории мышления Н.Н. Хоменко — «объект имеет неограниченное количество признаков, в рамках рассматриваемой ситуации, признаки имеют свои значения и их так же неограниченное количество». На основе психолого-педагогического обоснования произведена выборка принципов, на которых строится система творческих заданий:
Мышление производится на основе субъективных моделей.
Идеальная модель объекта — это абсолютно полное описание объекта, к которому можно стремиться, но оно недостижимо.
Создание нового объекта — это знание признаков и значений этих признаков, а затем изменение (добавление или уничтожение) либо значений, либо собственно признаков.
Измененный объект представляется как система, то есть описывается по функции, по внутреннему устройству, месту функционирования и связям с другими объектами. Имеет свою ось времени. Познание и преобразование объекта процесс взаимосвязанный и взаимозависимый: преобразование как средство познания признаков (их значений) и познание как средство преобразования. Исходя из определения, что творческие способности представляют собой активную деятельность, направленную на преобразование объекта или ситуации, мы определили два типа творческих заданий:
задания, направленные на познание признаков объекта и обучение анализу ситуации;
задания, направленные на формирование умений преобразовывать объекты и ситуации.
Данные типы заданий в своих составляющих имеют выбранные и адаптированные к работе с дошкольниками элементы теории решения изобретательских задач, методы развития воображения и их функции, представленные в таблице 1 (см. приложение 1).
Создана и описана каждая подгруппа усложняющихся и взаимосвязанных заданий по каждому методу, как технологическая цепочка, состоящая из: цели, возможностей метода, обобщенного алгоритма организации поисковой деятельности при выполнении творческого задания и предполагаемого результата уровня развития креативности дошкольника в рамках используемого метода.
Для определения уровня выполнения творческого задания детьми, разработаны критерии, которые включают в себя показатели: оригинальности и новизны идеи; убедительности; гуманности и художественной ценности; субъективности оценки.
Важную роль играют педагогические условия применения системы заданий, одно из основных — соблюдение этапов работы:
Выполнение детьми творческих заданий по познанию и преобразованию объекта, его признаков и значений признаков.
Выделение детьми приемов работы с заданиями.
Перенос освоенных приемов в самостоятельную деятельность по решению творческих задач разных типов.
В период дошкольного возраста активно осваивается первый этап работы, а второй и третий этапы реализуются в совместной деятельности педагога и детей. К концу младшего школьного возраста все три этапа самостоятельно осваиваются ребенком при условии непрерывности формирования творческого мышления.
2.2 Программа воспитания творческой личности
Для коллективного творчества существуют методики и способы организации творческого процесса: мозговой штурм, ТРИЗ, синектика, морфологический анализ и другие. Для самостоятельного, одиночного поиска творческого решения, вполне может подойти морфологический анализ, карты памяти.
Метод Мозгового Штурма.
Один из наиболее популярных методов генерации идей — это «мозговой штурм», который был изобретен Алексом Осборном, руководителем рекламного агентства, в 1930 г. Как и многие подобные долго существующие техники, метод мозгового штурма обнаружил новую и активную среду на пути стремления к качеству. В то время, как большинство людей знакомо с термином мозговой штурм, многие не знают, что именно он означает. Как правило, под ним ошибочно понимается, живое обсуждение между двумя или более людей нацеленных на обмен новыми идеями. Это выглядит как неформальный, неструктурированный и раскованный обмен между участниками. На самом деле, мозговой штурм это строгий, структурированный процесс в котором обсуждение и рассуждение происходит в очень четко определенных рамках. Сам по себе метод мозгового штурмане имеет четких характеристик в области применения. Он может быть использован как для решения обычных бытовых вопросов, так и для разрешения сложных, трудоемких задач. Основные рекомендации при проведении мозгового штурма:
1. Найти оптимальное помещение и оборудование. Найдите место, где вы и остальные участники не будут потревожены как минимум на один или два часа, и убедитесь, что у вас есть достаточное количество цветных маркеров (ручек), большие листы бумаги, и место на стене для закрепления бумаги. Визуальная обратная связь имеет решающее значение.
2. Успокоить участников и установить правила. Уделите немного времени на «разогрев» участников. Если они новички в мозговом штурме, покажите им примеры «несуразных идей», которые сработали и расскажите о правилах мозгового штурма.
3. Сфокусироваться на теме мозгового штурма. Сфокусируйтесь на проблеме, попросив участников сформулировать ее 3 или 4 способами. Запишите утверждения в самом верху, так, что бы все видели. Хорошей подсказкой будет, если каждая формулировка будет начинаться с фразы «Как…». Формулируйте проблему аналогичными фразами, стараясь взглянуть на объект с разных сторон. Выберите один из вариантов в качестве вопроса для мозгового штурма.
4. Руководить процессом мозгового штурма четко в соответствии с правилами. Начинайте обсуждение, предложив несколько собственных идей, и как только идеи начнут поступать, записывайте их сверху вниз в порядке поступления, и вывешивайте листы так, что бы все видели. Напоминайте участникам следовать правилам. Старайтесь сохранить каждую идею максимально небольшим количеством слов (без потери смысла, конечно). Нумерация имеет большое значение для дальнейшего разбора и оценки развития обсуждения. Количество имеет первостепенное значение. Типичный мозговой штурм дает от 50 до 100 идей. Когда поток идей закончится, сделайте короткий перерыв и вернитесь назад для критического обсуждения всех созданных идей. Большинство идей будут просто вычеркнуты, как непрактичные, но остальные идеи могут удивительно разными путями послужить для решения проблемы. продолжение
--PAGE_BREAK--
5. Критически пересматривать результаты. Пересмотрите результаты, обсуждая и внимательно рассматривая то, что получилось.
Дополнительные правила для условия № 3: фактическая задача метода мозгового штурмазаключается в следующем: все участники свободно предлагают решения обсуждаемого вопроса, никто не может прямо или косвенно относиться критически к чужой идее, каждый человек должен одобрять других насколько это возможно, каждый человек должен создавать или воодушевлять других на создание максимально возможного количества идей, независимо от их абсурдности. Скорость, количество, и непосредственность являются девизом этого процесса. Четкое следование структуре пяти условий и вышеописанным правилам необходимо, что бы сломать неосознанные ограничения и предубеждения, которые присутствуют в нашем мышлении в обычной обстановке и позволить нам быть по-настоящему творческими. В большинстве случаев нет ничего плохого в наших предубеждениях, на самом деле они нужны нам для того, чтобы действовать рационально. Представьте себе, например, переосмысление поездок на работу каждое утро. Намного рациональнее делать это обычным способом, без лишних вопросов. Иногда, тем не менее, обычный способ перестает работать и должен быть оспорен со свежими мыслями и новым взглядом. Как любая творческая активность, метод мозгового штурма не дает ни какой гарантии успеха. Под конец вы можете отвергнуть все 100% накопившихся идей. С другой стороны вы можете открыть для себя самые неожиданные решения вашей проблемы.
Синектика
Синектика— это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Синектика официально создана Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем. Гордон и Принц в конечном итоге разошлись во мнениях по деталям системы, но базовые принципы все же приняли. Авторство синектики, как известно на сегодняшний день, приписывается Гордону, который опубликовал ее в 1961 году.
Кроме того, синектика— это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: «делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным». Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений. Основные инструменты синектики— это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.
Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма — это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.
Не смотря на то, что синектикаобычно рассматривается как методика или прием творчества, она так же может считаться состоянием души, или даже философией. Это по существу, сочетание сущностей, представление людьми нахождения в состоянии этих сущностей, включая идеи или даже физические объекты.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.
Морфологический метод— разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году.
В соответствии с возрастной динамикой развития школьником можно выделить три уровня развития креативности. А именно, учащимся начальных классов следует сопоставить репродуктивный уровень творчества. И как бы это ни выглядело на первый взгляд нонсенсом, все же репродуктивное воображение и мышление, переживания, сопровождающие их, являются носителем творческого начала. В связи с этим А.М.Коршунов подчеркивает, что восприятие как образ предметов, с которыми субъект непосредственно взаимодействует, выступает по форме репродукцией, но, тем не менее, восприятие есть творчески активный процесс, в котором воссоздается не только настоящее, но также прошлое и будущее. «В воображении хотя и доминирует творчески преобразующая деятельность, однако и оно неотделимо от репродукции, ибо чувственные данные, из которых строятся образы, в конечном счете так или иначе заимствованы из самой действительности» 165. Иными словами, репродукция образов является необходимой предпосылкой воспитания творческого воображения и эту ступень творчества надо пройти в начальной школе.
Средний школьный возраст — это начальный период активного познания самого себя, открытия собственного я. Здесь ученика интересуют вопросы: «Как я воображаю? Как я мыслю? Как я чувствую?». Подросток должен обладать способностью к самоанализу, самонаблюдению, преодолению недостатков. Тут необходимо обратить особое внимание на воспитание теоретического мышления и формирование способов самостоятельного добывания знаний. В этом возрасте ученик комбинирует и переконструирует продукты своего воображения, мышления, чувствования, что имеет явные черты продуктивной деятельности. Поэтому этот уровень, творчества можно назвать конструктивным.
Наконец старший школьный возраст характеризуется тем, что ученик может самостоятельно выдвигать цель, ставить задачи, строить гипотезы и план действия, выбирать средства достижения цели. Этому возрасту присущ индивидуальный стиль учебной работы, профессиональное самоопределение, самовоспитание на основе выбранной профессии, формирование цели жизни. Старшеклассник может заниматься самодеятельным творчеством и участвовать в коллективной творческой деятельности. Сказанное и составляет содержание подлинно творческого уровня деятельности. Именно на него и должен быть выведен каждый ученик средней общеобразовательной школы. Это указывает на определенные пути и средства воспитания творческой личности, которая характеризуется некоторым набором (может варьироваться) нравственных, интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств. Предполагается, что качества личности базируются на совокупности, системе, иерархии учебно-познавательных и социальных мотивов и создаются в процессе деятельности индивида. Хотя, безусловно, сама деятельность является источником, движущей силой формирования направленности личности. Здесь прослеживается диалектическая связь между мотивацией и деятельностью. Однако главное, чтобы учитель четко представлял те задачи, решение которых в процессе урочной и внеурочной работы ведет к воспитанию творческой личности и способы их реализации. Однако следует иметь в виду, что это разделение условно, что формирования учебно-познавательных и социальных мотивов взаимно перекрывают друг друга и, происходит как бы параллельны, что урочная и внеурочная деятельности, нравственное воспитание, самовоспитание и воспитание психофизического здоровья взаимопроникают и взаимодополняют, представляют собой единый процесс формирования и становления творческой личности.
Программа исходит из того, что становление и развитие личности весьма специфический процесс для каждого индивида как по характеру протекания, так и по возрастным рамкам. Поэтому задачи воспитания творческой личности сформулированы не в соответствии с основными возрастными периодами школьников, а как задачи развития мотивов, возвышения уровня деятельности от репродуктивного до творческого.
В организации учебно-познавательного процесса учитель должен отталкиваться не от возраста и знаний, умений и навыков ученика, а от уровня сформированности мотивов. Причем в программе, хорошо прослеживается преемственность и диалектическая взаимосвязь уровней мотивации. Так, например, если не сформированы учебно-познавательные мотивы, в частности мотив самостоятельного добывания знаний, то формирование мотивов самообразования просто невозможно. Если не сформированы позиционные мотивы, то и не появятся мотивы широкого и разнообразного взаимодействия с другими людьми. Следовательно, воспитательную работу надо строить, исходя из фактически существующего уровня мотивов. Целенаправленно формируя мотивы школьников, педагог выводит индивида на систему или иерархию мотивов, т.е. создает творческую направленность личности, способной к преобразованию внешнего и внутреннего мира.
Урочная и внеурочная деятельность учащихся приводит к выработке соответствующих способов и форм поведения. Очень важно в урочной деятельности следовать рекомендациям программы, ибо существенные отступления от нее, особенно на конструктивном уровне, образуют разрыв между репродуктивным и творческим уровнями и не формируют творческую личность. Поясним.
Практика показывает, что неуспеваемость, не связанная с психопатологией, появляется в основном в старшем подростковом возрасте — 8-9 классе. Во многом это происходит из-за недостатков педагогического воздействия, которые основаны на сохраняющейся в работе педагога мотивации первого уровня (овладение фактами, явлениями, закономерностями) и соответствующей этим мотивам организацией репродуктивной деятельности. Старшим же подросткам свойственны мотивы самостоятельного добывания знаний и необходима деятельность по изучению способов мышления.
Большинство же педагогов продолжают строить свою работу на основе широких познавательных мотивов и репродуктивного уровня деятельности (выучил, рассказал, получил отметку). В результате отсутствия должной мотивации и адекватного уровня деятельности ученики теряют интерес к учебе, тяготятся ею, превращаются в неуспевающего или, в лучшем случае, закоренелого троечника. Аналогичную ситуацию мы имеем и с трудновоспитуемостью, которая опять-таки проявляется в основном в указанном возрасте. Учителя и в первую очередь классные руководители не учитывают трансформацию широких социальных мотивов в узкие или позиционные, в результате чего не предоставляют возможности учащимся самоутвердиться в просоциальной деятельности и они (учащиеся) зачастую ищут средства самоутверждения через асоциальное или антисоциальное поведение.
Система мотивов (направленность личности) и деятельность (способы и формы поведения) личности выводят, как можно видеть из таблицы 2 (см. приложение 2), на формирование и совершенствование качеств личности.
Исследователи творчества высказывают далеко не единые мнения о чертах творческой личности и в концептуальном и в качественном смысле. Так, например, А.Г.Спиркин выделяет восприимчивость к новым идеям, независимость суждений, высокую чувствительность, развитое воображение. Л.Хадсон — откровенность, искренность, приятность в общении, раскованность. Л.Халас — неудовлетворенность, беспокойство, требовательность. Г.Клейн — гибкость, богатство словесного выражения, чувство юмора, широкий круг интересов, хороший вкус. Многие другие указывают такие качества, как выделяющий проблему метод мышления, свобода от тормозящих мышление предрассудков, открытость, готовность к риску, внутренний контроль, высокая мотивация получения результата. Многие исследователи, утверждают, что творческую личность отличает от нетворческой высокий уровень развития «мотива достижения».
Сказанное указывает, во-первых, на широкий разброс мнений о качествах творческой личности, связанной по-видимому с недостаточной изученностью самого феномена творчества и свойств человека-творца, во-вторых, лишний раз подчеркивает огромную важность формирования мотивации творчества. Думается, что творческая личность на выходе из школы должна обладать собственно творческими качествами, перечисленными выше (многие из которых вполне можно обобщить), но в первую очередь — существенными общечеловеческими качествами, которые в неменьшей степени характеризуют творческую личность. А именно. Нравственными: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Интеллектуальными: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность, ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмыслению жизненных целей. Волевыми: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость; направленными на психическую саморегуляцию поведения, изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой. Эмоциональными: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека. Совокупность указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой творческая личность. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3 Научное творчество в учебном процессе
Одной из центральных проблем современной общеобразовательной школы является развитие творческого потенциала учащихся. Как отмечает В.Г.Разумовский, «характерными чертами свободной творческой личности являются самостоятельность мышления и критичность отношения к получаемой информации». По его мнению, для формирования этих качеств школьники должны освоить современную теорию познания.
Идея ознакомления учащихся с методологией науки не нова. Различные аспекты данной проблемы отражены в исследованиях В.И.Андреева, Г.М.Голина, И.Я.Лернера, А.И.Ляшенко, И.И.Цыркуна, С.А.Шапоринского и других.
В частности, исследование Г.М.Голина показало, что методология науки может стать теоретическим базисом обучения. Однако для этого необходимо выявить инварианты научного познания, которые будут сохраняться в специфической форме в учебных исследованиях школьников.
Научное содержание статьи определяется поиском возможного решения данной задачи.
Нами было выделено два основных объекта изучения: учебно-исследовательская (УИД) и научно-исследовательская деятельность (НИД). Для них общей категорией является «деятельность», в которой выделяются различные составляющие. Однако общепризнано, что непроцессуальными, «субстанциональными» образованиями, неизменными по отношению к любым видам деятельности, могут выступать;, объект деятельности; цель, одновременно являющаяся прообразом её результата; средства воздействия на объект деятельности и её способы, выражающие структуру и порядок осуществления деятельности.
Охарактеризуем основные компоненты НИД и УИД. Объектом научного познания выступает объективная реальность, а также совокупность её связей и отношений. В современной науке размеры объектов исследования варьируются в пределах от микрочастиц до метагалактик. Однако наука может выходить за рамки обыденного опыта и изучать объекты, которые лишь в далёком будущем способно практически освоить человечество.
В ряде случаев объекты науки могут представлять собой идеальные объекты, а также различные логические конструкции, являющиеся результатами определённых процессов схематизации и идеализации.
Исследование объектов науки направлено на достижение основной цели — получение объективно новых знаний для науки, которая стремится исключить из результата своей деятельности всё субъективное. Как отмечает А.Ф.Зотов, «в научном исследовании ведущей является ценность истины, которая заслуживает уважение в силу того, что она истина, а не в силу достоинств того, кто её высказывает».
Исследовательские цели и их правильный выбор неотделимы от средств исследования. К ним относятся научные теории, проверенные практикой, монографии, статьи в научных сборниках и журналах, результаты ранее проведённых исследований.
Иногда учёные прибегают к моделям -искусственному воспроизведению ряда объектов, явлений в форме, удобной для наблюдений и изучения. Модели помогают учёным раскрыть такие стороны объектов, которые невозможно постигнуть путём непосредственного изучения, либо их невыгодно изучать таким образом из чисто экономических соображений.
Для описания изучаемых наукой объектов обыденный язык оказывается недостаточным. Поэтому для них необходимы специальный язык и научные методы исследования.
В ряде случаев учёный нуждается в компьютере и высокочувствительной аппаратуре, которые помогают ему экспериментально изучать новые типы объектов. А при наличии особых средств исследования нужна специальная подготовка исследователя, способного их применять.
Цель научного исследования определяет способ его проведения. Ещё И.П.Павлов отмечал, что от способа действия зависит серьёзность исследования.
В литературе существует широкий диапазон взглядов на число и последовательность этапов научного познания. Однако большинство авторов выделяет следующие этапы научно-исследовательской деятельности:
обнаружение и накопление фактов, не нашедших объяснения в старой теории;
обобщение этих фактов путём формулирования проблемы;
рождение ключевой идеи; «выдвижение рабочей гипотезы, служащей подходом к решению проблемы;
разработка теории, уточнение гипотезы и оформление математического аппарата;
получение следствий из разработанной теории;
экспериментальная проверка полученных следствий;
окончательная формулировка новых фактов к законов;
получение объяснений или научны предсказаний.
При выполнении лабораторных и пpaктических работ, проведении домашних опытов, на экскурсиях, в библиотеках учащиеся знакомятся с фрагментами объективной реальности: телами, веществами, явлениями и процессами, существующими природе. В ряде случаев объекты учебного познания могут специально приготавливаться. Следует отметить, что большинство из них задано учебной программой и предусмотрено содержанием школьного образования. Однако по мере развития естественных наук в процессе педагогически исследований и обобщения новаторского педагогического опыта творчески работающих учителей предлагаются всё новые объекты УИД, которые после апробации включаются в учебные программы и учебники.
Цели УИД достаточно подробно описаны И.И.Цыркуном. Как отмечает автор, все они направлены на получение учащимися новых для них знаний. В процессе учебного исследования могут быть поставлены следующие познавательны цели: наблюдать за явлениями и процессами, особенностями их протекания в определённых условиях; изучать свойства тел и веществ в различных состояниях; объяснять изучаемое явление или процесс измерять различные величины, устанавливать количественные и функциональные зависимости между ними; проверять теоретически предсказываемую зависимость; самостоятельно спланировать и поставить эксперимент.
Важная роль в естественнонаучном познании принадлежит приборам и экспериментальным установкам, приспособлениям механизмам, лабораторной посуде и принадлежностям, компьютеру, таблицам, графикам, учебникам, эвристическим предписаниям и другому дидактическому материалу.
Одними из важнейших средств восприятия информации учащимися являются также их зрение и слух. Параллельно включаются в работу и другие сенсорные системы учащихся (мышление, память, воображение). Средством успешного проведения школьниками учебного исследования выступают имеющиеся у них знания и исследовательские умения.
Авторы называют неодинаковое количество структурных элементов, входящих в способы учебно-исследовательской деятельности. Различные по структуре способы учебно-исследовательской деятельности систематизированы нами в таблице 3 (см. приложение 3).
Систематизация элементов, входящих в различные способы УИД, позволила установить, что они могут включать в себя такие инвариантные компоненты познавательного цикла, как:
ФАКТЫ → ПРОБЛЕМА → ИДЕЯ → ГИПОТЕЗА →МОДЕЛЬ → ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ → ЭКСПЕРИМЕНТ.
В естественнонаучных дисциплинах цикл познания, как правило, начинается выбором группы фактов из наблюдений и измерений. Полученные факты становятся основанием для формулирования проблемы. Далее происходит рождение ключевой идеи, превращение её в замысел, который разворачивается в рабочую гипотезу, истинность которой необходимо доказать. Это можно сделать путём теоретического объяснения полученных ранее фактов на основе построенной теоретической модели. Путём математических преобразований или логических умозаключений на её основе выводятся теоретические следствия, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Если они экспериментально подтверждаются, то принятая за основу теории модель верно отражает изучаемые свойства явления.
Сравнительный анализ компонентов научно- и учебно-исследовательской деятельности показал, что они имеют как общие особенности, так и отличия.
Например, в обоих случаях изучается объективная реальность. Однако, как отмечает З.И.Калмыкова, в учебном исследовании объективная реальность представляет собой „модель действительности, в которой требуемые для решения проблемы существенные признаки предельно обнажены, а число второстепенных признаков сведено к минимуму, что значительно облегчает процесс “открытия» соответствующих закономерностей" [5, с. 19]. Кроме этого, выделение объектов научного исследования осуществляется самим учёным, в то время как в учебном исследовании их выделение и фиксация не всегда осознаются учащимися, поскольку объекты исследования могут быть вплетены в их обыденный опыт.
Целью учебного познания является открытие нового знания «для себя», т.е. в субъектном плане. В ряде случаев знание, полученное в учебном исследовании, имеет объективную новизну. Новое знание, полученное в результате научного исследования, всегда имеет объективную новизну и значимость для науки и не является только субъективной новизной для исследователя.
Основными средствами НИД и УИД выступают научные теории. Однако из педагогических соображений изложение предмета в общеобразовательной школе иногда связано с некоторым упрощением теории.
Средства НИД значительно сложнее и дороже средств учебного исследования. Поэтому они не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к точности измерений. При конструировании учебных экспериментальных средств познания в первую очередь учитываются педагогические и дидактические требования, а также безопасность этих средств, поскольку с ними работают учащиеся.
Как уже отмечалось, НИД и УИД им ют также ряд общих признаков. Например обнаруживается изоморфизм основных элементов способов НИД и УИД познавательному циклу. Сущность принципа изоморфизма познавательного цикла состоит том, что он отражает главную закономерность проявления исследовательской деятельности как типа на разных иерархических уровнях: учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность. При этом логика формулирования и решения проблемы исследования является системообразующим фактором (с. табл. 2).
Использование научного творчества учебном процессе было положено в основу нашей экспериментальной методики. I сущность достаточно подробно изложена одной из публикаций автора [15]. Отметим: что пятилетний опыт экспериментально обучения в школах Минской области по разработанной нами методике позволил констатировать ежегодное увеличение количества участников региональных научно-практических конференций учащихся.
Если до экспериментального обучения: (в 1999 г.) общее количество участников региональных научно-практических конференций школьников Минской области составляло 25 человек, то к 2004 г. их число возросло до 483 человек[16].
Проведённый нами опрос 145 участников областной научно-практической конференции школьников показал, что занято исследовательской деятельностью для 96 опрошенных сделали учёбу более интересной; более 50% из них стали лучше учиться, 86% — стали более активными. 83% более уверенными в себе, 88% — более самостоятельными.
Таким образом, построение исследовательской модели обучения школьников на основе познавательного цикла может стать предпосылкой к решению проблемы развития творческого потенциала учащихся, также к достижению должного уровня научного образования.
Заключение
Воспитание творческой личности — насущная задача сегодняшнего дня. Решая ее, теоретическая и практическая педагогика должна отталкиваться не от каких-то образцов и стандартов, а от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника. продолжение
--PAGE_BREAK--
В основу воспитания должны быть положены не методические наработки, не передовой педагогический опыт отдельных учителей (они хороши только в авторском исполнении), которые базируются на традициях, эмпиризме, интуиции. Технологии же основанные на научных достижениях современных психологии и педагогики, базируются на диагностике личности школьника и учебно-воспитательного процесса.
Задачи воспитания должны формулироваться не в терминах конечного результата, а ставиться как задачи развития мотивов деятельности учащихся с учетом возрастной динамики, средства воспитания должны выбираться с позиции их воздействия не на память учащихся, а на их мышление, воображение, эмоции. Они должны быть направлены на активизацию подсознательных механизмов психики человека в процессе его становления и развития. Надо изменить подходы к содержанию образования. Рассматривать изучение материала учебных дисциплин не как самоцель, а как средство воспитания нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности. Для этого необходимо раскрепостить учителя, освободить его от пут всевозможных ограничений, инструкций, требований, которые носят сугубо административный характер и зачастую вступают в противоречие с психологопедагогическими принципами воспитания. Надо дать ученику и учителю возможность творить в полном смысле слова, ибо только творец и процесс творчества (в данном случае педагогического) могут обеспечить воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы.
Приложение 1
Таблица № 1 Функции творческих заданий
Типы творческих заданий
Адаптированные методы
Функция использования метода
Задания, направленные на познание признаков объекта и обучение анализу ситуации
Дихотомия
Формирование у дошкольников умения выделять разнообразные признаки объектов, производить группировку предметов по выявленным характеристикам, анализировать ситуации.
— // --
Системный подход
С помощью алгоритма системного мышления упражнять детей в познании объекта как системы.
— // --
Диалектический подход
Формировать у детей способность чувствовать и решать противоречия.
— // --
Эвроритм
Познавать объект средствами изменения его количественных и качественных характеристик и прогнозировать развитие объекта и его функции.
Задания, направленные на формирование умений преобразовывать объекты и ситуации
Мозговой штурм
Формировать у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи.
— // --
Морфологический анализ
Формировать у детей умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.
— // --
Каталог
Учить ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия.
— // --
Метод фокальных объектов (МФО)
Учить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств.
— // --
Синектика
Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.
— // --
Приемы типового фантазирования (ПТФ)
Формировать у детей умения делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы), с помощью приемов, заданных педагогом или выбранных самим дошкольником.
Приложение 2
Таблица 2 Сопоставление уровней нравственной воспитанности и креативности свободной жизнедеятельности
Уровень нравственной воспитанности
Уровень креативности свободной жизнедеятельности
Вероятность ожидаемых совпадений
Вероятность реальных совпадений
Низкий
низкий
средний
высокий
0,08
0,13
0,19
0,17
0,10
0,12
Средний
низкий
средний
высокий
0,11
0,18
0,25
0,02
0,23
0,28
Высокий
низкий
средний
высокий
0,01
0,02
0,03
0,01
0,08
Высокий: Наличие в структуре занятий всех видов созидательной деятельности (самообразование, самодеятельное творчество, общественно полезная работа), и достаточно насыщенных, т. е. представленных несколькими занятиями.
Средний: Имеет место только один вид творческой деятельности, но и он представлен очень бедно. Например, из общественно полезной деятельности реализуется только участие в собраниях, заседаниях, митингах или из самодеятельного творчества – коллекционирование.
Низкий: В спектре занятий по собственному выбору отсутствует творческая деятельность, а представлены только занятия развлекательного характера, например, теле — и видеосмотрение, настольные игры и т. д.
Приложение 3
Таблица 3 Структура способов учебно-исследовательской деятельности в интерпретации различных авторов
Элементы способов учебно-исследовательской деятельности
Авторы
Разумовский В.Г.
Андреев В.И.
Вилькеев Д.В.
Цыркун И.И.
Голин Г.М.
Васильева Т.Н.
Карлащук А.Ю.
Наблюдение (анализ исходных фактов)
+
+
"*
+
+
Анализ проблемной ситуации
+
+
Осмысление и принятие мотивов УИД продолжение
--PAGE_BREAK--
+
+
Изучение литературы
+
Выделение и осознание учебной проблемы
+
+
+
Формулирование основных идей исследования
+
+
Постановка целей и задач исследования
+
+
+
Формулирование рабочей гипотезы
+
+
+
+
+
+
Выбор методов и средств исследования
+
+
+
Самостоятельный поиск учащимися решения познавательных задач
+
+
+
+
Построение модели
+
+
+
+
Вывод теоретических следствий
+
+
+
Постановка и проведение эксперимента
+
+
-L.
Проверка правильности полученных результатов
+
+
+
Анализ полученных данных
+
+
+
+
Внесение коррективов
+
+
Формулирование выводов
+
+
+
Оценка результатов исследования
+
Рефлексия проделанной работы
+
Список использованной литературы
Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975
Дубовик М.В. Цыркун И. И. Эмацыянальныя працэсы i станы на запятках па физицы // Народная асвета, 1997, №№ 1-3.
Б.А Коллектив и мотивация i ворчества // Научное творчество / Под ред. Г Р.Микулинского и др. -М.: Наука. 1969.-446 с.
Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности.-М., 1981.
Ю.Наумчик В.Н. Творческая личность. Минск, 1998.
Иванов Ю. А. Воспитание творческой личности в школе: пособие для руководителей и едагогов общеобразовательных школ / Ю. А. Иванов. — \4н.: Экоперспектива, 2004. — 146
Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы. — Брест. Изд-во Брестсл. ун-та. 1998. — 125 с.
Осипенко, Л. Е., Тишурова А. И. О формировании исследовательских умений школьников -2004.-С. 3-15
Шапоринский С. А. Обучение и научное познание.-М.,
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 642-643.
Лук А. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия. М, 1990.
Иванов Ю. А. Воспитание творческой личности: Дидактический аспект: Монография.—. Изд-вс Брестск. ун-та. 2000. — 168 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. П. М, 1989.
Гелясин А. Е. Творческая личность: теория и практика //Адукацыя и выхаванне. 2006.№2.-С.5-9.