КУРСОВАЯРАБОТА
студентки____ курса
Экологическиенаблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка
Руководитель:___________________________________
Чита — 2010
Содержание
Введение
Глава I. Сущностьэкологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие и факторы экологического воспитания дошкольников
1.2 Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста сприродой
Глава II.Применение наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников
2.1 Анализ опыта создания экологического пространства в ДОУ
2.2 Анализ использования календарей наблюдений в ДОУ
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Экологическое воспитаниеи образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени:только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людеймогут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, вкотором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позицийличностного развития ребенка – правильно организованное, систематическиосуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающихэкологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства,волю.
Мир природы таит в себебольшие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организацияобучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способностьвидеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие ималенькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влияниемвзрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируетсяправильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значениеприроды трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика рольприроды в воспитании детей.
Каких бы образовательныхконцепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольноговоспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережноотноситься к природе своего края, своей Родины.
В дошкольном учрежденииребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическоепонимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логическимыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыкибережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей сприродой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природыдетского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Обитателей уголка природыдети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководствомребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессеухода за ними дети получают представления о многообразии растительного иживотного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные,какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительномуанализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее иразличное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида,поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает вниманиеребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения ихорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствуетформированию у детей чувства прекрасного.
Предмет – наблюдения иэксперименты как средство экологического воспитания дошкольников.
Объект исследования –экологического воспитание дошкольников.
Цель – изучить вопросыприменения в педагогическом процессе ДОУ наблюдений и экспериментов каксредства экологического воспитания дошкольников.
Цель реализуется через следующиезадачи:
1. Изучить ипроанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемеисследования.
2. Изучить опытиспользования воспитателями наблюдений и экспериментов как средстваэкологического воспитания дошкольников.
Глава I. Сущность экологического воспитаниядошкольников
1.1 Понятие и факторыэкологического воспитания дошкольников
Чувственное восприятиеокружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только обобъектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующихмежду ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений.Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов(растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, овзаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы,составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессецеленаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основыпредставлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека,социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природойи людьми, получить ценностные ориентиры.
Целью экологическоговоспитания дошкольников является воспитание основ экологической культурыличности. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование началэкологической культуры – формирование практического и духовного опытавзаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание иразвитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая,ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры– базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина вчетырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире»,окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируетсядошкольная педагогика нашего времени.
Природа планеты –уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют средуобитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потомучто является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности.Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценностирукотворного мира.
Формирование началэкологической культуры – это становление осознанно-правильного отношениянепосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим исозидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальныеили духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, пониманиеценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Этоосознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементыэкологической культуры складываются на основе взаимодействия детей подруководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает:растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми изматериалов природного происхождения. [22]
Задачи экологическоговоспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательноймодели, при которой достигается эффект – очевидные проявления началэкологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Основными задачамиэкологического воспитания дошкольников являются:
1. Развитие у детейсубъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой исоциокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающеммире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологическогосознания и экологической культуры личности.
2. Воспитаниеэмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
3. Осознание собственного«А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка.
4. Развитие опытапрактической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний иэмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природными социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природнойсреды.
Для реализации данныхзадач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологическоговоспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научностиопределяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомствос экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, сразнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания вприроде.
Принцип гуманизациипомогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностейдетей, определить содержание экологического образования по объему сложности.Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающеесяиндивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принципгуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определениюиндивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию иразвитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграциизаключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологическоговоспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных игуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методовэкологического воспитания детей.
Принцип регионализации, всвязи с возрастными особенностями детей и необходимостью использованияближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания иразвития детей, является фундаментальной основой организации процессаэкологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планированияработы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения,времен года, внебазового состава животных и растений Забайкалья исоциоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отборасодержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях,животных Забайкальского края и средах их обитания, дошкольники могутзнакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.
При планировании работы сдетьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается всоответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Забайкалье исрокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязьформ непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок,экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями,повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разныхвозрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс. [8]
Ознакомление сконкретными примерами растений и животных, их обязательной связью сопределенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяетсформировать у дошкольников первоначальные представления экологическогохарактера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строенияи функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой.Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различныйхарактер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадияхроста и развития.
Условиями реализации целии принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считатьследующие:
1. Отбор содержанияэкологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами(познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты нетолько природного, но и социокультурного мира.
2. Подготовка педагогов иродителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающуюсоциальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
3. Использованиеокружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурсавоспитания и развития детей.
4. Организацияразвивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологическоговоспитания в дошкольном учреждении.
5. Организациясистематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
6. Осуществлениепостоянного мониторинга результатов экологического образования. [15]
Содержание экологическоговоспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный,ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент– включает знания и умения:
— о многообразии живыхорганизмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста иразвития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;
— о взаимосвязях ивзаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;
— о человека как живомсуществе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье инормальную жизнедеятельность;
— об использованииприродных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязненияокружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.
Ценностный компонентвключает знания и ценностные ориентации:
— о самоценности жизни вовсех ее проявлениях, природы и человека как части природы;
— об универсальнойценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,,эстетической, практической и т.д.);
— об основныхнравственных ценностях человеческого общества;
— о созидательной,культурной ценности человеческой деятельности.
Нормативный компонентвключает знания и умения:
— о законах,декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
— о нормах и правилахповедения в общественных местах и природе;
— о необходимости испособах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.
Деятельностный компонент- включает знания и умения:
— о многообразиивозможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественныхместах, детском саду, семье, природным окружении;
— о способахосуществления созидательной и творческой деятельности;
— о необходимостипроявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д. [8]
Таким образом,экологические представления лежат в основе развития экологического сознания,отношения детей к окружающему миру, самим себе — способствуют развитиюценностных ориентаций, определяющих и поведение.
1.2 Формы работы поознакомлению детей дошкольного возраста с природой
Рассмотрим в данном параграфе, какие формы работы поознакомлению с природой можно применять в ДОУ у детей старшего дошкольноговозраста.
Дети шестого года жизни отличаются еще большимифизическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Ониовладевают главными движениями, их отношения с взрослыми и сверстникамистановятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия иоперации с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуютсяумственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным идифференцированным становится восприятие, произвольными — память и внимание;появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиватьсяобразное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное)мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощьюпиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делатьумозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержаниеэкологического воспитания.
Технология эколого-педагогической работы с детьмиэтого возраста имеет и сходство, и отличие от системы предыдущего года. Вповседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими вуголке природы: осенью — за хомяком, зимой — за птицей, весной — за рыбами ваквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения отом, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь сосредой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальныенаблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба,птица, хомяк (т.е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизнииграют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, какреагируют:
• «огород на окне», выращивание двух «дидактических»луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения заними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, ихспособность замечать изменения растущих растений, понимать значениенеодинаковых условий для их роста;
• чтение на протяжении всего учебного года короткихрассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями,проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократноеобращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей,позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы,понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям — вформе рассказов и рисунков;
• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка»,«Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включениеглавных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей сэкосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита — приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);
• еженедельное проведение экологических занятий, накоторых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные вповседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широкоиспользует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
• проведение экологических досугов, развивающихположительное эмоциональное отношение к природе. [10]
Начиная со средней группы, через все технологииэколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Дляданной группы такой стержень составляют произведения Е.Чарушина. Это неозначает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, — книгамЧарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детямэтого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисункиписателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений оприроде, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.
Это же самое относится к циклам наблюдений, которыепроводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде(овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязирастений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарныеопыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всехнеобходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклынаблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений,которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, ониначинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение — это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей егопотребностям.
На протяжении всего учебного года одну неделю вмесяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственномразвитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммногостановится пиктограммно-символическим: дети рисунками изображают растительный иживотный мир данного периода данного сезона, значками-пиктограммами — параметрыпогоды, цветом — дни недели.
Аналогичными становятся календари наблюдений зазимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры — они такжесоединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений.Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календарявыставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которыхони видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символическийплан — «галочками» разного цвета (т.е. символами) обозначают птиц, которыеприлетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней или леталинад участком, наблюдали за событиями с крыши здания, с дерева, на строкеданного дня. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их «следы» ~цветные галочки. [25]
Ежедневно, начиная с октября, осуществляетсясовместная деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы — это началоих приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенкапомогают воспитателю не менее трех дней подряд — за это время они начинаютосознанно относиться к делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность.
Новой формой работы являются природоохранные акции,в проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленая елочка — живаяиголочка» (с начала декабря до середины января), «Украсим Землю цветами»(приурочена ко Дню Земли — 22 апреля). Дети вместе с взрослыми приобщаются кобщезначимым событиям, практически (а не только вербально) участвуют в них(рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную рассаду ивысаживают ее на территории детсада и за ее пределами). В декабре «берет старт»«Панорама добрых дел» — обще-групповое панно, в котором представлены всехорошие поступки каждого ребенка, это как бы «материализованная» значкаминравственность каждой маленькой личности. Дети видят на панно себя и других,начинают осознавать значение хорошего поступка, им становится небезразличнойоценка их поведения взрослыми и детьми — это начало формирования чувствадостоинства, которое стимулирует нравственное развитие личности. «Панораму»воспитатель ведет до конца учебного года, поэтому у дошкольников есть времяпонять, осмыслить, отреагировать на нее, сознательно изменить свое поведение.
Литературным стержнем технологии экологическоговоспитания старших дошкольников являются произведения Виталия Бианки,познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию ивозможностям усвоения его детьми. Сказки занимательны по форме и сюжету,поэтому вызывают эмоциональный отклик детей, а по содержанию демонстрируютморфофункциональную приспособленность животных к среде обитания. Поучительно истановление Бианки как писателя: в детстве отец приучал его внимательнонаблюдать природу, затем записывать свои наблюдения, и эти дневники послужилиосновой для литературных произведений. Об этом дети узнают на празднике,который посвящен писателю и проводится в день его рождения (11 февраля).
Параллельно воспитатель на протяжении всего учебногогода читает рассказы и сказки писателя, создает вместе с детьми самодельныекниги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впечатления, рассказываютфрагменты сказок, воспитатель собирает рисунки, оформляет высказывания ребят ивместе с ними по всем правилам брошюрует книгу, которая является общейгордостью — ее, показывают родителям, ставят в книжный уголок для общегопользования. Эта творческая деятельность приобщает детей к пониманиюписательского труда, значения книги в жизни человека, углубляет интерес кприроде и наблюдениям. Особое значение имеет «Синичкин календарь» — его читаютцелый год, синичка «прилетает» к детям, они делают модель года — все эторазвивает эмоции детей, их интеллект.
Особое значение приобретают занятия — воспитательначинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. Запредыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощах ифруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы — теперьу них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятияуглубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядностипоказать экологические зависимости природы. Большую роль на таких занятияхиграют разные календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями,ростом и развитием растений, зимующими птицами. Во всех календарях самимидетьми смоделированы изменяющиеся явления и объекты природы. На этих занятияхдети учатся «читать» графическую модель — развертывать ход событий по значкам ирисункам. [4]
Воспитателю старшей группы следует обратить вниманиена комплексные занятия, которые включены в технологию: их всестороннеразвивающее значение, смену видов деятельности. Например, прошла осень, детитри месяца наблюдали за погодой, природой, вели календарь — теперь по немуможно выделить все существенные признаки для определения осени как сезона(этому посвящается первая часть занятия). Затем воспитатель показывает осень сэстетической стороны — красоту ее явлений: демонстрирует репродукции картинзнаменитых художников, читает соответствующие стихотворения классиков, слушаетвместе с детьми музыкальные произведения на тему, т.е. показывает красотуприроды, отраженную в искусстве. Затем дети сами становятся «художниками» — создают творческие работы на тему осени.
Значение игры в этом возрасте не уменьшается:воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналогипри рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровыеперсонажи. Особое значение имеет Доктор Айболит — он производитпрофилактические осмотры детей, растений, животных, дает рекомендации посохранению здоровья, по физическому развитию, оценивает заботу детей обобитателях уголка природы. [4]
Таким образом, технология эколого-педагогическойработы с детьми старшего возраста, базируясь на материале предыдущего возраста,развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системеэкологического воспитания дошкольников — формирования осознанного отношения кприроде, к взаимодействию человека с ней.
В дошкольном возрасте преобладает образное мышление,потому формирование разнообразных реалистических представлений о природепроходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различныеформы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточныекартинки, слайды, диафильмы репродукции и видеофильмы позволяют рассказвоспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным,показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.
Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитателиимеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающийприроду: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов,репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может бытьиспользован в педагогическом процессе самым различным образом — длярассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новыхпредставлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий,досугов. Выше уже отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которыхизображены новорожденные хомячки, полностью восполняют пробел наблюдений;карточки с изображением атмосферных явлений служат средством фиксациинаблюдений за погодой.
Особую ценность имеют цветные, большого размераучебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг,степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины,на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельностьлюдей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса илесных животных в разные времена года. В России лес разного состава занимаетбольшие пространства; он широко представлен в народных и авторских сказках, влитературных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно является важной вознакомлении детей с природой. [15]
Экологическое воспитание дошкольников на примерелесной экосистемы имеет очень большое значение, оно базируется на рядесущественных аспектов:
— Все лесные животные имеют ярко выраженные внешниеморфофункциональные приспособительные особенности, доступные познанию детямдошкольного возраста (маскировочная окраска покровов, например, у зайца-беляка,белки, ежа, ящерицы, лягушки; приспособленность к быстрому передвижению поземле и по деревьям; приспособленность к нахождению и поеданию пищи, к защитеот врагов, выращиванию потомства).
— Жизнь леса подчинена сезонным закономерностямнеживой природы: деревья, кустарники имеют сезонный облик, так же как и покровлесной почвы (грибы, ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни животныхтакже носит сезонно приспособительный характер (например, зимняя спячка бурогомедведя, ежа; выведение потомства разными животными в весенне-летний период;линька, запасание кормов и пр.).
— Лес — это сообщество растений и животных, все онисвязаны между собой цепочками питания (растительноядные животные поедают разныечасти растений, хищники нападают на растительноядных животных).
Все эти моменты, если они представлены на картинеучебного пособия, дают возможность формировать у детей первоначальныепредставления о лесе как экосистеме, причем картина в силу своей статичностипозволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредоточиватьвнимание ребят на разных явлениях из жизни леса, т.е. в определенном отношении,для детей дошкольного возраста, картина является универсальной наглядностью,она важнее, чем видео или слайд-фильм. Рассматривание картин экологическогосодержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее.
Начинать рассматривать такие картины с цельюформирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно сосредней группы. У четырехлетних дошкольников преобладают сказочныепредставления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области ещеневелик, поэтому картина дает возможность: показать реальные объекты и события;сделать доступным восприятию из жизни лесной экосистемы то, что обычно скрыто,показать лесных животных в их естественной среде.
Формирование реалистических представлений о природена основе картин пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе ихрассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не зайчик,а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь), делает пояснения достоверногосодержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи. [8]
Не менее важными являются картины сельской тематики:жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, ихиспользование в хозяйстве — все интересно детям, особенно городским, которым нетак часто доводится видеть деревенскую жизнь.
Еще один тип демонстрационных картин имеет большоезначение для ознакомления детей с природой — картины, на которых животныепредставлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие«портретные» картины особенно важны для младших дошкольников,восприятие которых еще недостаточно развито и легко сосредоточивается на четкопрорисованных (без излишней детализации) цветных изображениях. Для детейстаршего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на нихпредставлены экзотические, малоизвестные животные.
Говоря о лосе, поднимает руку вверх — это огромныйзверь, намного выше человека. Наряду с большими картинами, начиная со среднейгруппы, используются наборы маленьких карточек с четким цветным изображениемсамых различных животных и растений. Они используются как раздаточный материал,с ними можно проводить дидактические игры, упражнения, создавать проблемныеситуации. Интересными могут быть проблемные экологические ситуации, когда ккартинам, изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня),дети подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объясняют, почемуони сделали такой выбор. [3]
Картины важны не только для познавательного, но идля эстетического развития детей: красивый пейзаж останавливает взор,успокаивает и волнует одновременно, оставляет сильное эмоциональноевпечатление. В дошкольном учреждении, как правило, много пейзажей, выполненныхв разной технике (живопись, графика, репродукции, металлографика, художественнаяфотография). Можно вставить их в рамки и периодически организовывать минивыставки на разные темы.
Важно иметь в фонотеке детского сада различныемузыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающиеприроду, ее явления, деятельность людей.
Таким образом, наличие разнообразных наглядныхпособий и художественных произведений в детском саду, содержательно иэмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условиемполноценного экологического воспитания детей.
Глава II. Применение наблюдений иэкспериментов как средства экологического воспитания дошкольников
экологическийвоспитание дошкольник природа
2.1 Анализ опыта созданияэкологического пространства в ДОУ
Практическая работаосуществлялась нами на базе ДОУ №22.
Рассмотрим, какоеэкологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении дляознакомления детей с природой Забайкальского края.
Ознакомление детей сприродой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственногообщения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация вдетском саду уголков природы.
В детском саде №22 каждаявозрастная группа имеет свой уголок природы.
В подготовительной группе«Самоцветики», где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природыимеется большое количество разнообразных растений в горшках, а также естьаквариум с рыбками и в клетке живет хомячок. Кроме того, на стене виситоформленное воспитателями панно с гербарием, где подобраны растения,произрастающие на территории Забайкалья.
Значение уголка живойприроды в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенногоознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях илизанятиях в комнате кратковременны. В уголке же живой природы дошкольники могутв течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вестиза ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развиваетсянаблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголкаприроды у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, кактрудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Труд и наблюдение детейза растениями и животными в уголке природы в группе «Самоцветики» воспитателиорганизуют в течение всего года.
Итак, уголок природыобеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлениюдетей с природой, в том числе и с природой Забайкальского края.
Уголок природы представляетвозможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, нанаиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочныезнания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаютсянепосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного изакономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченнымколичеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решитьэту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близостьобитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотретьрастения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений иживотных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые«Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечитвоспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Экологически правильноесодержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимальнокопирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большогопространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения(вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природногоматериала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов.Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, чтоважно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животныеактивны, поэтому можно организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания,гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях детимогут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску,запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.
Рассмотрим требования,предъявляемые к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животноедолжно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами,условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений иживотных.
2. Уход за обитателямиуголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени долженбыть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со сторонывоспитателя). Поэтому отбираются растения и животных, неприхотливых к пище иуходу за ними.
3. Растения и животные вуголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать иудержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколькоэкземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюденияне только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманиюразнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животныедолжны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровьюдетей.
6. Необходимо учитыватьвозможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растенийв условиях посещения детского учреждения.
В уголке природы старшейи подготовительной групп можно иметь одинаковых животных, но в подготовительнойгруппе усложняются знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные суходом. Кроме того, в уголке подготовительной группы некоторых животных можнодержать дольше, так как здесь большое место должны занимать длительныенаблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).
Основное требование,которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы –создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных, необходимоприготовить помещение для них, стараясь приблизить условия в неволе кестественным, и заранее заготовить корм. Животных нельзя держать в маленьких,узких, низких, неподходящих для них клетках, стесняющих естественные движения.
Постоянные обитатели уголковприроды в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшали жилищечеловека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву,стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений – выходцы из тропическихи субтропических стран: в зависимости о места произрастания в природе комнатныерастения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенностии т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет вои сроки ипериоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный дидактический материал,они являются обязательными обитателями уголка природы.
Ценной находкой мысчитаем созданное воспитателями панно с гербарием, где засушены некоторые израстений Забайкальского края, частности веточки багульника, ивы, сосны,соцветия мака, саранок, подснежника и другие растения.
Итак, ознакомление детейс природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголкаприроды, что и было сделано в каждой группе детского сада №22. Растения иживотных, находящихся в уголке природы, можно по-разному расположить исгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведенияразнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» — этонебольшая территория или отдельное функциональное назначение. Наиболеетрадиционными «экологическими пространствами» как формами организаций зеленойзон в детском саду являются групповые уголки природы.
2.2 Анализ использованиякалендарей наблюдений в ДОУ
Интересным и эффективным средством экологическоговоспитания дошкольников является использование в работе календарей наблюдений.Рассмотрим, какие календари наблюдений имеются в изучаемой нами группе ДОУ икак правильно организовывать работу детей с календарями.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы
Этот календарь отражает состояние природы (неживой,растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневныенаблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений,неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей ссезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к школегруппы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: времяпредставлено условным «месяцем» с четырьмя неделями по семь дней;неживая природа представлена графой «погода» семью окошечками накаждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходятнаблюдения; живая природа – это большая неразделенная часть страницы, накоторой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покровземли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть вэто время.
Заполнение календаря производится значками ирисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, вовремя которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателязакрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображаютпогоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста,которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе«Живая природа». В конце недели, после специального наблюдения заптицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображаютих значками или рисунками в графе «Живая природа», т.е. дополняютимеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенныеклетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненныезначками окошечки «погоды», рисунок-пейзаж с изображением дерева,куста, покрова земли и каких-либо животных — все соответствует конкретномумоменту состояния природы.
Таким образом, заполненная страница календаря — этографическая модель состояния природы определенного периода определенноговремени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы ссимволическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделированиииграет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы,- она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет своеобозначение цветом. Наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник — фиолетовый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый, воскресенье — красный. Значки погодных явлений — это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца,дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическимизображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару — красным, втеплое время — желтым, в прохладу — зеленым, а в мороз — синим. Животных можноизображать как рисунком, так и значками, (например, птиц — «галочками» характерного для вида цвета).''
Заполнение календаря — важный эколого-педагогическийпроцесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководствомвоспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого идоставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисоватьпо трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотногопрозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают днинедели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В ряде случаев рисунок вкарандаше дополняется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снегна земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или летом вполнемогут быть изображены гуашью или акварелью.
Очень важно, чтобы рисунок правильно отражалсостояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Например,рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращаетвнимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листьяпод ним на земле; где их больше — на дереве или на земле; какого цвета листьяна березе, под ней; каких листьев на дереве больше — зеленых или желтых; гденаходятся зеленые листья (на макушке, снизу кроны или сбоку), а где — желтые;как красивы золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значениедля правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова землив начале осени. При этом важно подобрать карандаши и краски, чтобы они смаксимальным приближением к натуре передавали осенние цвета природы.Аналогичный рисунок на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на березеостанется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будетусыпана золотом листьев и т.д.
И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре:дерево голое, опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, травазавяла, желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такогопейзажа нужны другие карандаши и краски.
Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация вкалендаре — это «срез» состояния природы в определенный периодсезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно:три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь)отражают последовательно три периода осени — ее начало, разгар, конец.Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в немотражается зависимость состояния живой природы от погодно — Климатическихфакторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становитсяэкологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон сего существенно меняющимися характеристиками.
Заполненные страницы календаря за 12 месяцев — этокруглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такогомоделирования велика: календари заполняются самими детьми на основенепосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календарипревращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разнойцелью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.
С детьми старшей группы создается такой жекалендарь, его содержание немного проще, чем в подготовительной к школе группе:графа «Время» может состоять из одной недели, в графе «Живаяприрода» обязательными элементами являются одно дерево и покров земли.
Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонныепризнаки. Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность — сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана сдвижением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла исвета на Земле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным,чем в марте или мае — в этом и состоит сущность графической модели сезонныхявлений природы. (Это относится ко всем широтам и не зависит от климататерритории.)
Календари наблюдений за ростом и развитием живыхсуществ
Второй тип графического моделирования — созданиекалендаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксироватьизменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных.Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время ростаи развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты вповедении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый,малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открываетглаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда.Далее, по мере его роста, изменения, характеризующие развитие, проявляютсяглавным образом в поведении: он становится шустрым — бегает, лазает, всегрызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками,убегает от них или догоняет их.
Именно поведение отличает молодые особи от взрослоймамы, образ жизни которой совсем иной — она продолжает кормить молоком иохранять потомство, заботится о нем.
Создание модели развития млекопитающего на примерехомяков — это интересный для детей процесс, который лучше осуществлять спомощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней послерождения маленьких хомячков из-за скрытого образа их жизни и невозможностинаблюдения за гнездом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказвоспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и растут хомячки, какмама заботится о них.
Набор картинок включает следующие моменты:
1) 2-3 новорожденных детеныша лежат в гнезде;
2) мать лежит в гнезде, детеныши ее сосут;
3) хомяки недельного возраста (начали покрыватьсяшерстью, открывать глаза, вставать на ножки) находятся в гнезде;
4) малыши двухнедельного возраста начали выходить издомика, но мать затаскивает их в гнездо, беспокоится, охраняет;
5) трехнедельные хомяки пытаются, есть сами корм,обследуют ближайшее пространство;
6) четырехнедельные хомяки бегают друг за другом,залезают на домик, в колесо, борются, играют.
Моделирование роста и развития хомяков можноосуществить на 4 страницах белой плотной бумаги альбомного размера, каждая изкоторых соответствует одной неделе развития животных. Внизу 2-4-й страниц — полоска «неделя», которую дети раскрашивают в соответствующие цветаили делают аппликацию цветных квадратиков. Оставшаяся часть страницы заполняетсяготовыми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние иповедение соответствуют возрасту). Картинки можно вставить в прорези иливременно прикрепить каким-либо другим способом. В итоге получается календарьроста и развития детенышей, который, по сути, является моделью, отражающей спомощью картинок морфофункциональные изменения животного организма в процессеонтогенеза.
Моделирование роста и развития растений такжеосуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений заростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можнофиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатыйлук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковицпрорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и накаждой странице изображается разноцветная полоска времени — «неделя».Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток — банки и луковицы.Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легковоспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущимлуком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшегодошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, амодель остается — ее можно многократно рассматривать как в свободное время, таки на специальных занятиях.
Несколько иначе выглядит календарь, в которомзафиксирован рост овощной культуры (например, быстро растущей редиски) воткрытом грунте. На каждой странице такого календаря, кроме изображения самогорастения, имеются параметры: время («неделя»), за которое происходитизменение растения; условия, при которых происходит рост культуры (погода всочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование ростаи развития редиса — это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды,обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены,еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такойкалендарь — полноценная графическая модель экологического содержания: в нейнаглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи сосредой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарьстановится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различныхвариантах воспитательно-образовательной работы с детьми. Календарь можнорассматривать осенью и зимой, когда редиска не растет, весной — когда толькоготовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, потому чтоони сами рисовали, сами трудились и собирали урожай, а потом ели салат изредиса.
Календарь наблюдений за птицами
Зимняя подкормка птиц — одно из важныхприродоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которогодетский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видовогоразнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное ивысокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвоватьдети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, едымало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает всильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.
Организуя зимнюю подкормку птиц, педагогосуществляет следующее:
— Начинает подкормку в конце октября — начале ноября(в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).
— На территории детского сада на значительномрасстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешиваетсянесколько стационарных деревянных кормушек — из расчета одна на 2-3 группы. Ихможно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошовидны из окон.
— Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба,остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм,семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы,прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют другдруга и следят за ним, чтобы не было перерывов.
Четкая организация подкормки птиц в начале зимыимеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки — синицы, голуби,стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек,на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинаетсяцикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну — две недели вспециальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие,является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: длямладшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.
Календарь для младших дошкольников, а также верхняячасть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующихптиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических«следов» не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и веськалендарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно вполосках соответствующего дня проставляются цветные «галочки»(символическое обозначение птиц).
Календари различаются не только способом фиксациинаблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старшихдошкольников значительно больше: вводится параметр времени, (и недели),фиксируются разные особенности поведения птиц, ( ожидает корма, кто ест накормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). Вкалендаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и составкорма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления.
Главным содержанием календарей всех возрастных групп(а для младшей — единственным) является состав птиц. Заполнение календаря одинраз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться смногообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.
Троекратное внесение календаря в подготовительной кшколе группе — в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь)и в конце марта — дает возможность проследить динамику изменений состава птиц,связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно заметить дикихуток, увидеть пролет журавлей, в марте — зафиксировать в календаре прилетграчей, уток. Таким образом, самыми старшими дошкольниками будет создана болееобстоятельная, чем в предыдущей группе, графическая модель жизни птиц вхолодное время года. Хорошо оформленные, четко прорисованные календаринаблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационнымипособиями, которые могут быть использованы в самых различных варианта.
Заключение
Передача экологических знаний — это начальный этап правильногоотношения к окружающему миру. Он осуществляется в результате использованиявоспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формойвыражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержаниидеятельности элементов экологической информации служит показателем егоотношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детейнеоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический илигуманистический компонент. Факт наличия такой деятельности — показательотношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.
На этапе дошкольного детства складывается начальноеощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления оприроде, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже вэтот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания,экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые,воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общиедля всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькомучеловеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мирприроды, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество,сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения.Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятияребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний(знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе;знания о временах года) и экологически правильного отношения к природнымявлениям и объектам.
Такимобразом, в процессе занятий в экологическом воспитании детей старшегодошкольного возраста при использовании моделей и наглядных пособии происходитумственное развитие детей. Этому в значительной мере могут способствоватьприведённые в данной работе методы и приёмы. Предложенные задания и упражненияинтересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократноварьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Наглядныепособия и модели в экологическом воспитании способствуют лучшему познаниюокружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.
Ознакомление детей сприродой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголкаприроды. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить болееточное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателюследует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказыписателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое вниманиеобращая на народные приметы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей кпониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе заЗемлю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Списоклитературы
1. Ашиков В. И.,Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическомувоспитанию и развитию детей дошкольного возраста. — М, 1997.
2. Ашиков В.,Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7.С. 2-5; N 11. — с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическомувоспитанию детей // Ребенок в детском саду. — 2002. — N 5. — с. 80-82.
3. Бобылева Л.,Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников //Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36-42.
4. Бобылева Л.Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольноевоспитание. — 2004. — N 7. — с. 38-46.
5. Большакова М.,Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интересак природе // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 12-20.
6. Букин А. П. Вдружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.
7. Васильева А. И.Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56.
8. Вербицкий А.А.Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. –Новосибирск, 2006. – 145 с. 9. Зебзеева В. О формах и методахэкологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004.- N 7.- с. 45-49. 10. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольноевоспитание. — 2003. — N 7. — с. 31-34.
11. Зерщикова Т., Ярошевич Т.Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольноевоспитание. — 2005. — N 7. — с. 3-9
12. Иванова А. И. Методика организацииэкологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работниковдошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.
13. Иванова Г., Курашова В. Оборганизации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. –2006. — N 3. — с. 10-12.
14. Йозова О. Наглядные пособия вэкологическом воспитании // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 5. — с. 70-73.
15. Коломина Н. В. Воспитание основэкологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004.- 144 с.
16. Кузнецов В.Н. Программы: Экология.-М.: Просвещение, 2006.–176 с.
17. Левитман М.Х. Экология — предмет: интересноили нет? — СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.
18. Левина Р. Метеоцентр в детском саду,или экология и творчество // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 8. — с. 49-53.
19. «Мы» — Программаэкологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс,2003. — 240 с.
20. Мир природы и ребенок: Методикаэкологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. – С-Пб.:Детство-пресс, 2003. — 319 с.
21. Николаева С. Н. Юный эколог:программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. –с. 119.
22. Николаева С. Н. Теория и методикаэкологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 336 с.
23. Рыжова Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольноевоспитание. — 2003. — N 5. — с. 26-34.
24. Рыжова Н. О проекте «Стратегииэкологического образования в Российской Федерации» // Дошкольноевоспитание. — 2005. — N 10. — с. 18-20.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 2005. – 254 с.
26. Целищева И., Большакова М. Дикиеживотные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитиюэлементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 2005. — N11. — с. 53-64.