Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Тобольский государственный педагогический
институт им. Д. И.Менделеева».
Кафедра социальной психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Педагогика
Тема: Цели и ценности педагогического образованияи воспитания.
Какой учитель нужен современнойшколе
Выполнил (а):
Студентка 15 группы
Гринченко Альфия Асхатовна
Проверил (а):
Тобольск 2008 г.
Цели и ценности педагогического образования и воспитания
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленныйхарактер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий,осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону исредства достижения этих целей.
В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выборсистемы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в рамкахрелигий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые — расовые,национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).
В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт навысшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрическихценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании,основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальностив структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являютсясамореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность,индивидуальность.
Цель воспитания — это представление не о самой ценности, а о личностивоспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестверуководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитанияреальна, если ей придана психологическая форма.
Таким образом, цель воспитания как проект личности, основываясь напринципе персонализации, можно рассматривать в виде ценностного отношениявоспитанника к действительности — «позиции личности», что можно, всвою очередь, принять за общую цель воспитания.
Своеобразное место в системе целей воспитания занимают промежуточные целивоспитательной деятельности. Среди промежуточных целей воспитания особое местозанимает формирование воспитательного коллектива. К промежуточным целямотносится и формирование у воспитанников умений, необходимых для реализации ихсамостоятельной воспитательной деятельности.
Разработка цели воспитания связана с целеполагающей деятельностью учителя.
Цель педагогического образования определяютсякак формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека ккультуре, подготовка его к труду. В целях образования приоритетное местозанимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. Вреформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения навоспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которойотвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитаниемпонимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытиезадатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляетсятогда, когда происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения иовладения сложностью собственного бытия. Следует рассматривать два уровня целиобразования: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению,образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных системявляется подготовка носителей социальных функций, способных обслуживатьсовременное производство. В спектре ведущих целях образования по отношению кличности обучаемого следует выделить: раскрытие индивидуальных задатковличности; приобщение обучаемого к мировой и национальной культуре черезосвоение систематизированных основ наук и искусств; ценностное воспитание иразвитие мировоззрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир,место человека в нем; физическое и валеологическое воспитание; общая ипрофессиональная подготовка к трудовой деятельности; выведение личности науровень самовоспитания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональнойдеятельности как творчества и основы моральной, нравственной свободы.
Какой учитель нужен современнойшколе
Важнейшая задача педагогического образования – обеспечить школусовременными педагогическими кадрами. Учитель – это ключевая фигура в решениицелого ряда приоритетных задач образования.
Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она сталавариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские;вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативныеучебники; идёт активная дискуссия о профильном обучении. От учителя требуютсясегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современныйучебно-воспитательный процесс.
Современная школа — это современный учитель:способный работать по новым информационным технологиям, обладающийкоммуникативными навыками, умеющий проектировать и моделировать любоеобразовательное явление, будь то урок, классный час или родительское собрание,готовый работать на качественный образовательный результат в условиях еговнешней оценки со стороны общественно-государственного органа управленияобразовательного учреждения. А самое главное учитель должен быть высокопрофессиональными являться образцом, с которого ученик захочет брать пример.
Всему этому будущий учитель может научиться, если его теоретическаяподготовка в вузе будет теснейшим образом связана с активной практикой винновационных школах.
– Высокийпрофессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющийглубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный,творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.
Но, несмотряна высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия.
Список литературы
1. Зинченко В.П.Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. — Самара: 1998. — 216 с.
2. Зеньковский В.В.Проблемы воспитание в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996.