Характеристика умственной отсталости
План
1. Признакиумственной отсталости
2. Видыумственной отсталости
3. Степениумственной отсталости
1. Признаки умственной отсталости
Умственная отсталость — это выраженное, необратимое системноенарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате дифузногоорганического повреждения коры головного мозга.
В этом определении следует подчеркнуть наличие трех признаков:
1) органического диффузного повреждения коры головного мозга;
2) системного нарушения интеллекта;
3) выраженность и необратимости этого нарушения.
Нехватка хотя бы одного из этих признаков будет свидетельствоватьо том, что мы имеем дело не с умственной отсталостью, а с каким-то другим видомдизонтогенеза. Действительно:
-недоразвитие умственной деятельности при отсутствии органическогоповреждения коры головного мозга является признаком педагогическойзапущенности, которая поддается коррекции;
-локальное повреждение мозга может обусловить выпадение илирасстройства той или другой психической функции (нарушения слуха, речи,пространственного гнозиса, зрительного восприятия и тому подобное), но при этоминтеллект в целом оказывается сохраненным и есть возможность компенсациидефекта;
-функциональные нарушения мозговых структур могут привести кизъянам познавательной деятельности временного характера, которые приопределенных условиях могут быть устранены;
— невыразительное снижение интеллекта ограничивает возможностичеловека относительно овладения определенными видами сложной познавательнойдеятельности, однако не влияет на успешность самостоятельной социальной адаптациииндивида;
-органическое повреждение мозга не обязательно вызывает нарушениекогнитивных функций, а может обусловить расстройства эмоционально-волевой сферыи дисгармоничноеразвитие.
Следует отметить, что не все дефектологи соглашаются с приведеннымопределением. Например, Л.М. Шипицына считает, что при легкой умственнойотсталости не всегда имеет место органическое повреждение мозга. Некоторыеученые понятие умственной отсталости расширяют за счет тех случаев, когдаотставание в развитии предопределено неблагоприятными социальными условиями,депривацией, педагогической запущенностью. Действительно, педагогическаязапущенность может быть настолько глубокой, что приводит к необратимым изменениямв высшей нервной деятельности.
Ребенок пропускает сензитивные периоды формирования важнейшихвысших психических функций, в частности речи, и фактически останавливается нанатуральной стадии развития.
По определению Д.М. Ісаевата (2005), умственная отсталость — этосовокупность этиологически разных (наследственных, врожденных, приобретенных впервые годы жизни), непрогрессирующих патологических состояний, которые оказываютсяв общем психическом недоразвивании с преобладанием интеллектуального дефекта иприводят к осложнению социальной адаптации.
2. Виды умственной отсталости
В зависимости от времени возникновения умственную отсталостьразделяют на два вида — олигофрению и деменцию.
Олигофрения — это вид умственной отсталости, который возникает в результатеорганического повреждения мозга в пренатальный, натальный или ранний (до трехлет) период детства и оказывается в тотальном психическом недоразвивании.
Важно отметить, что олигофрения определяется не этиологическими факторами,а ранним влиянием этих факторов на мозг. То есть очень разнообразныенаследственные, врожденные, приобретенныевредности в пренатальный иранний постнатальный периоды предопределяют общее психическое недоразвивание.Клинические проявления олигофрении не зависят от причин ее возникновения вотличие от деменции, при которой структура дефекта в определенной степениопределяется этиологическими факторами.
Например, существенно отличаются патогенез и психологическиеособенности детей с травматической деменцией и деменцией, которая возникла врезультате нейроинфекции, тогда как олигофрении, предопределенные травмой илиинфекцией, имеют одинаковую симптоматику.
Как известно, мозг новорожденного ребенка еще не завершил своегоформирования. Образование пробковых структур, установления связей междунейронами коры, миелинизация нервных волокон осуществляются параллельно спсихическим развитием индивида и в значительной степени зависят от того опыта,который приобретает ребенок.
Через вредное влияние на кору головного мозга в ранний периоднейроны оказываются незрелыми или заблокированными и не могут полноценновыполнять свои функции, что усложняет процесс образования связей между ними.Нейродинамика при олигофрении характеризуется слабостью запирательной функциикоры головного мозга, неустойчивостью связей, инертностью и слабостью нервныхпроцессов, недостаточностью внутреннего торможения, чрезмерной иррадиациейвозбуждения, трудностями формирования сложных условных рефлексов.
Поэтому психическое развитие ребенка-олигофрена осуществляется нааномальной основе. Ранний период повреждения коры головного мозга приводит кболее выразительному недоразвитию функций, которые имеют более длительныйпериод дозревания, что, в свою очередь, определяет иерархию, при которой преждевсего страдают регуляторные системы и высший уровень организации любойпсихической функции. Первичный дефект при олигофрении связан с тотальнымнедоразвития мозга, особенно филлогенетично самых молодых ассоциативных зон.
Вторичный дефект при олигофрении, за В.В. Лебединским, имеет круговойхарактер, предопределенный двумя координатами недоразвития,: «снизукверху» — недостаточность элементарных психических функций создаетнеблагоприятную основу для генеза вербально-логического мышления; «сверхукнизу» — недоразвитие высших форм мышления препятствует перестройкеэлементарных психических процессов, в частности, формированию логическойпамяти, произвольного внимания, эталонного восприятия и тому подобное.Формирование вторичного дефекта предопределено культурной депривацией.
В структуре дизонтогенеза при олигофрении наблюдается нарушениемежанализаторних связей и соответственно — изоляция отдельных функций.Характерной для детей-олигофренов является оторванность речи от действия,осмысления, понимания материала от его запоминания.
Олигофрения имеет резидуальний (непрогредиентный) характер, тоесть не имеет тенденции к прогрессу — углублению степени выраженности. Этообстоятельство и относительная сохраненность при легкой степенимотивациионно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, целенаправленностидеятельности, отсутствия енцефалопатических и психотических расстройствобеспечивают возможность удовлетворительной динамики развития и эффективностьпедагогического влияния. Но при олигофрении в динамике психического развития навсех этапах наблюдаются явления недоразвивания.
Выделяют такие основные признаки олигофрении:
— наличие интеллектуального дефекта, который сочетает снарушениями моторики, вещания, восприятия, памяти, внимания, эмоциональнойсферы, произвольных форм поведения;
— тотальность интеллектуальной недостаточности, то естьнедоразвитие всех нервно-психических функций, нарушения подвижности психическихпроцессов;
— иерархичность интеллектуального дефекта, то есть подавляющаянедостаточность абстрактных форм мышления на фоне недоразвития всехнервно-психических процессов. Недоразвитие мышления отражается на ходе всехпсихических процессов: восприятия, памяти, внимания. Страдают, прежде всего,все функции абстрагирования и обобщения, сравнения по существенным признакам,понимание переносного смысла; нарушаются компоненты психической активности,связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга.
При этом высшие психические функции, которые формируются позже ихарактеризуются произвольностью, являются менее развитыми, чем элементарные. Вэмоционально-волевой сфере это оказывается в недоразвитии сложных эмоций ипроизвольных форм поведения. Следовательно, олигофрения характеризуетсянепрогредиентностью, тотальностью и иерархичностью нарушения психическогоразвития, относительной сохраненностью личностного аспекта познавательнойдеятельности. Этим отмеченный вид умственной отсталости отличается от деменции.
Деменция — это вид умственной отсталости, который возникает вследствииповреждения коры головного мозга в период после двух-трех лет и оказывается ввыразительном снижении интеллектуальных возможностей и в частичном распаденииуже сформированых психических функций.
Поскольку формирование коры головного мозга в основном завершаетсяв 16-18 лет, то явления деградации сопровождаются и психическим недоразвитием
Характер дезонтогенеза при деменции определяется соединениемгрубого нарушения ряда сформированных психических функций с недоразвитиемонтогенетический ранних образований (лобных систем), как следствие — страдаетлобно-подкорковое взаимодействие. Рядом с частичным выпадением отдельныхкорковых функций прежде всего наблюдаются расстройства эмоциональной сферы,часто с расторможенными поездами, тяжелыми нарушениями целеустремленнойдеятельности и личности в целом.
Повреждение приводит к явлениям изоляции отдельных систем, распадасложных иерархических связей, часто с грубым регрессом интеллекта и поведения.
Деменция характеризуется парциальностью нарушения психическихфункций. Это значит, что одни из них повреждены больше, а другие — меньше.Осложнение познавательной деятельности предопределено не столько нарушениямимышления, сколько грубыми расстройствами целенаправленности, внимания, памяти,восприятия, эмоций, а также крайне низкой интенсивностью стремления кдостижениям. При деменции существенно страдают нейродинамические процессы,вследствие чего наблюдается инертность мышления, быстрая изнурительность, дезорганизацияпсихической деятельности в целом.
Деменция часто сопровождается енцефалопатическиими (головнымиболями, головокружением, тошнотой, судорожными приступами и др.) ипси-хотичними расстройствами (патологическими поездами, бредом, галлюцинациямии другими проявлениями нарушения сознания).
Клинико-психологическая картина деменции будет разной взависимости от возраста возникновения заболевания мозга. При заболевании враннем дошкольном возрасте на первый план выступают потеря и обеднение навыков.Если заболевание начинается в старшем дошкольном возрасте, наиболеепоказательным является нарушение или обеднение игровой деятельности, котораястановится однообразной, стереотипной.
При заболевании в младшем школьном возрасте сохраненными остаютсявещания, навыки самообслуживания, но выразительно снижаются интеллектуальнаяработоспособность и учебная деятельность в целом: теряются школьные интересы,нарушается целенаправленность.
Г.Є. Сухарева, на основании специфики клинико-психологическойструктуры дефекта, выделяет четыре типа органической деменции у детей. Первый характеризуетсяпреобладанием низкого уровня обобщения. При втором типе на передний планвыступают нейродинамические расстройства, резкая замедленность, быстраяпсихическая изнурительность, неспособность к напряжению. Наблюдаются нарушениялогичности мышления, выразительная склонность к персеверациям (фиксации на отдельныхоперациях с трудностями переключения на другие).
При третьем типе органической деменции прежде всего имеет местосочетание недостаточности побуждений к деятельности с вялостью, медленностью,пассивностью, апатией, резким снижением активности мышления; эмоциональнаябедность, безразличие к оценке, отсутствие планов на будущее, интеллектуальныхинтересов. При общей умственной заторможенности имеющаяся склонность кобразованию элементарных двигательных стереотипов.
При нейропсихологическом исследовании стойкие дефекты моторнойсферы проявляются в сочетании медлительности, инертности, склонности кзастреванию, трудностей переключения с гиподинамическими персеверациями и синкинезиями.Персеверации возникают как на уровне исполнительного звена, так и программногодействия.
При четвертом типе в центре клинико-психологической картинынаходятся нарушения критики и целенаправленности мышления, рядом со значительнымирасстройствами внимания, «полевым поведением». Дети с таким диагнозомотличаются хаотической двигательной расторможенностью, склонностью к действиямза первым побуждением. Общий фон настроения характеризуется выразительнойэйфорией со склонностью к дурачеству и кратковременным агрессивным вспышкам.Эмоции крайне примитивные и поверхностные. Реакции на замечание нет.
Наблюдается грубая некритичность, расторможенность влечений.недостаточное понимание ситуации, большая эмоциональная внушаемость в условияхконфликта делает этих детей непринятыми в коллективе сверстников. Учебеневзирая на особенности поведения препятствуют грубые нарушения внимания,нецеленаправленность в любой деятельности, персеверації по гипердинамическомутипу.
Анализ структуры дефекта двух последних подгрупп показываетвыразительность повреждения и недоразвивание функций лобных частей. Явленияповреждения предопределяют нарушения целенаправленности и самоорганизации, анедоразвития проявляется «олигофреничным компонентом» в виде плохойспособности к абстрагированию и обобщению, недоразвитию логического мышления.
Таким образом, основные координаты недоразвития при деменциинаправлены преимущественно «снизу кверху». Нарушениемежфункциональных взаимодействий приводит к распаду иерархических связей сявлениями изоляции. Прежде всего растормаживаются подкорковые функции, чтопредопределяет массивность енцефалопатичної симптоматики, патологию поездов.Элементы асинхронії развития оказываются в ретардації формирование высшихпсихических функций.
Повреждение, которое возникло в детском возрасте, приводит также ксочетанию явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапахразвития.
Деменция разделяется нарезидуальну, которая равно как иолигофрения не имеет прогредієнтного характера, и текучую, которая выделяетсяналичием постепенной интеллектуальной деградации, которая предопределена болезнью,которая прогрессирует.
К резидуальної деменции принадлежат формы умственной отсталости,которые возникли через два-три года после черепно-мозговой травмы, иливоспаления мозга и его оболочки (энцефалит и менингит). Текучая деменция частобывает предопределенная нейроинфекциями (сифилис, ревматизм центральной нервнойсистемы) или генетическими нарушениями (гидроцефалия, шизофрения, эпилепсия).
3. Степени умственной отсталости
В зависимости от глубины повреждения мозга традиционно выделяюттри степени умственной отсталости: идиотию, имбецильность, дебильность. Засовременной международной классификацией психических заболеваний выделяетсячетыре степени умственной отсталости, которые соотносятся с показателями уровняумственного развития, выраженными в интеллектуальном коэффициенте
— глубокий (F — 73) — идиотия (IQ = 0-19);
— тяжелый (F — 72) — выразительная имбецильность (IQ = 20-34);
— умеренный (F — 71) — легкая имбецильность (ІQ = 35-49);
— легкий (F — 70) — дебильность (IQ = 50-69).
Дети с легкой степенью умственной отсталости могут учиться попрограмме вспомогательной школы.
Идиотия (тяжелая умственная отсталость) — это самую выразительную степеньумственной отсталости, который возникает в результате глубин ного повреждениякоры головного мозга и частично подкорки, которая приводит к грубому нарушениюфизического и психического развития.
При идиотии наблюдаются значительные отставания в формированиилокомоторных функций. Среди идиотов есть такие, которые не могут самостоятельноходить и даже сидеть. Они не способны беспокоиться об удовлетворении своихосновных потребностей, страдают от недержания мочи и кала и потому требуют постояннойпомощи. В большинстве из них навыков самообслуживания или нет, или появляютсялишь найелементарніші благодаря длительному специальному воспитанию.
На основе сохраненной способности к образованию простых условныхрефлексов при идиотии у некоторых детей можно развить примитивноенаглядно-действенное мышление, понимание примитивных языковых инструкций, предметнуюситуативную память на уровне узнавания.
Восприятие вещания у них является синкретическим, зависимым оттого, кто к ним обращается и при каких условиях, в какой обстановке, с какойинтонацией. При этом дети реагируют не на содержание высказывания, которого непонимают, а на его фоновые характеристики. Идиоты могут пользоваться отдельныминеустойчивыми звуковыми комплексами, которые передают эмоциональное состояние иинформируют об отдельных потребностях. Внимание при идиотии непроизвольное иочень неустойчивое. Нескольких секунд, в течение которых ребенокконцен¬трується на объекте, не хватает для его полноценного восприятия.
Поведение идиотов называют полевым, поскольку она полностьюзависит от внешних стимулов, не подлежит осознанию и не имеет конкретных целей.Одной из особенностей идиотов, которая предшествует этой степени умственнойотсталости, Е. Сеген называет одиночество, они не осознают своих потребностей,не могут поделиться своими переживаниями. Внутренний мир идиота являетсянепостижимым для окружающих его людей. Идиотия часто сопровождается грубыминарушениями эмоционально-волевой сферы.
В частности, могут наблюдаться такие патологические проявления,как дисфория, агрессия, аутоагрессия, апатия, эйфория, абулия.
Одни идиоты способны приобретать простыезрительно-пространственные навыки, выполнять элементарные команды и просьбы ипри адекватном присмотре участвовать в самообслуживании. Другие, наиболеетяжелые, — не плачут, не смеются, не узнают окружающих, реагируют лишь на боль,не отличают съестное от несъедобного. У таких детей могут наблюдаться частыепроявления сексуального возбуждения в виде безудержного онанизма. В некоторыхслучаях при идиотии наблюдается парадоксальное сохранение отдельных психическихфункций и способностей.
На фоне глубокой интеллектуальной неполноценности можетнаблюдаться поражающая механическая память, музыкальные и другие способности итому подобное.
Деть с умственной отсталостью в степени идиотии подлежатраспределению к домам инвалидов и заведениям социального обеспечения, где заними присматривают и за возможности учат элементарных навыков самообслуживания.
Имбецильность — средняя за выразительностью степень умственной отсталости,которая возникает через глубинное повреждение коры головного мозга.Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую ивыразительную.
Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) дажепри отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвиваниемдвигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается внарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности итемпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им труднопереключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцеви рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимымпрепятствием для формирования навыков самообслуживания.
Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствиюее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такаяреакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности частослучаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройстваанализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью.Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различаетудовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочнойреакции.
Следствием недиференційованості восприятия является отсутствиеанализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличаетсяочень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.
Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью являетсяконкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществитьэлементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединитьреальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактнымипонятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они немогут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов. Подвоздействием учебы у них могут появиться не связанные между собойвоображений¬лення, их рассуждения являются обедненными и несамостоятельными.
Экспрессивное вещание при выразительной имбецильности или неформируется вообще, или существуют на уровне бессодержательных ехолалічнихповторений, отдельных слов с нарушенной структурой и коротких аграматичнихпредложений. Подобные высказывания бывает трудно понять еще и через грубыенарушения звуковимови. Однако такие деть часто вместо вещания пользуются жестами.Они понимают свернутое вещание, ориентируясь в основном на интонацию, вситуациях, связанных с удовольствием основных потребностей.
Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостьюявляются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающимраздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию ивоссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными,окоченевшими и недиференційо-ваними.
При легкой имбецильности (умеренная умственная отсталость)локомоторные функции развиваются очень медленно. Моторика характеризуетсянеловкостью, недиференційованістю. Деть с легкой имбецильностью не могут производитьдействия, которые требуют точности, произвольной регуляции, координированнойдвижений, особенно мелких.
Вещание таких детей аграматичне, обедненное. Словарный запас оченьограничен, в нем нет обобщающих и абстрактных сроков. Предложение простыенераспространены, неправильно построенные. Обращенные к ним инструкции понимаютлишь в конкретных ситуациях. Содержание простой сказки или рассказа могутосознать лишь с опорой на наглядность. Сложные грамматические конструкции непонимают вообще.
Внимание непроизвольное, зависит от физических характеристикобъектов и внешней мотивации. Стойкость внимания уже измеряется не секундамикак при идиотии, а несколькими минутами. В процессе восприятия не оказываетсяактивность, необходимая для получения специфической для определенного предметаинформации. Из-за этого ребенок не может выделить деталь, увидеть отличие междупредметами. Перцептивная деятельность характеризуется хаотичностью. Объемпамяти существенно сужен. При воссоздании заученного часто имеющееся искажение.
К подростковому возрасту память, особенно долговременная,несколько совершенствуется.
У детей с легкой имбецильностью можно развить примитивноенаглядно-действенное и образное мышление, которое однако характеризуетсяконкретностью, нехваткой последовательности, гибкостью. Образование абстрактныхпонятий есть очень ограниченным найелементарнішими ситуативными обобщениями.Детей можно научить группировать одежду, животных, растений и тому подобное.Они не умеют определять подобие, а отличия замечают лишь на конкретныхпредметах.
Дети-имбецилы являются очень уязвимыми. их эмоции характеризуютсяполярностью, реактивностью и лабильностью. Относительная сохраненность ихаффективной жизни оказывается в чувствительности к оценке другими людьми.Собственная самооценка у них является неадекватно завышенной: себя они считаютнаилучшим.
Имбецилы так же, как и идиоты, склонные к «полевомуповедению», однако у них уже достаточно часто оказываются и другие формыактивности, например, импульсивные акты, которые осуществляются подвоздействием непосредственных потребностей индивида и не предусматриваютсознательной постановки цели, планирования, анализа средств и возможныхпоследствий. Такие дети могут выполнять простые задания под непосредственным контролемпедагога, а также реализовывать автоматизированные навыки.
У детей с легкой имбецильностью можно воспитать навыкисамообслуживания. Некоторые из них благодаря длительной специальной учебеоказываются способными овладеть элементами грамоты и счетом в пределах 10-20. Сбольшими трудностями усвоенные знания используются механически. Благодаря учебепутем многократного показа способу выполнения задания с постепенным егоосложнением удается подготовить подростков к труду.
Независимое проживание лиц с такой степенью интеллектуальнойнедостаточности является невозможным. Однако они могут быть физически активными,устанавливать контакты, участвовать в элементарных социальных занятиях,организованных воспитателями. Во взрослом возрасте они способны к простойпрактической работе под надзором, поддаются руководству.
Деть с умственной отсталостью в степени имбецильности подлежатраспределению к домам инвалидов и заведениям социального обеспечения, где заними присматривают, формируют навыки самообслуживания, а также за возможностиучат элементам грамоты.
Дебильность (легкая умственная отсталость) — найлегший степеньумственной отсталости, которая возникает в результате этаж невого повреждениякоры головного мозга. Наблюдается определенное отставание в развитии локомоторныхфункций, которое в школьном возрасте может быть выявленным лишь с помощьюспециального обследования. У таких детей сравнительно хорошо развито бытовоевещание. их можно научить правильно произносить слова, строить предложение,употреблять обобщающие и абстрактные сроки.
Благодаря специальной учебе они овладевают письменным вещанием:учатся читать и писать. Хоть на письме они допускают большое количествограмматических, стилистических и логических ошибок. Трудности понимания обращенногок ним вещания у дебилов можно заметить тогда, когда собеседник употребляет сложныелогико-грамматические конструкции, слова и выражения с переносным смыслом.Объем запоминания является суженным. Ограничивает возможности памяти такженеумение пользоваться приемами мнемотехники, подчинять память мышлению.
У дебилов можно развить произвольное внимание, которое, впрочем, будетуступать по своим свойствам вниманию ребенка с нормальным психофизическимразвитием. В условиях специальной учебы у них формируется наглядно-образное иэлементарное вербально-логическое мышление.
Дети-дебилы способны к целеустремленным видам деятельности, могутпредусматривать последствия своей активности, если сделать их предметомосознание. Однако достаточно часто под воздействием неотложных потребностей ониоказываются склонными к импульсивным необдуманным поступкам.Эмоционально-волевая сфера у детей-дебилов первично сохранена. Поэтому они в доступныхих пониманию ситуациях действуют адекватно. Однако характерной при дебильностиявляется незрелость, инфантильность эмоций, слабость воли, сниженнаявозможность прикладывать волевые усилия.
Деть с умственной отсталостью в степени дебильности могут учитьсяпо программе специальной вспомогательной школы, которая базируется на программеначальной массовой школы, к которой добавляется упрощенное изучение истории,географии, биологии, бытовой химии и физики. Особенное место в школьномобразовании умственно отсталых детей занимает трудовая учеба, социально-бытоваяориентация.