Характеристика личности школьника
/>/>/>/>План
§1. Введение.
§2. Основные требования к оформлению «дневника наблюдений» ихарактеристики личности и классного коллектива
§3. Программа изучения личности испытуемого-воспитанника
§4. Программа изучения классного коллектива
§ 5. Психодиагностические методики изучения личности ученика(воспитанника).
§6. Психодиагностические методики изучения коллектива класса (учебнойгруппы).
§7. Литература.
§1. Введение
Изучение воспитанника и составлениехарактеристики личности — важнейшая часть педагогической практики, позволяющейрешить задачу успешного проведения учебно-воспитательного процесса в классе(учебной группе).
Практикант должен в течение первой недели пребывания в школе посогласованию с классным руководителем (мастером) выбрать воспитанника дляуглубленного изучения его личности.
Практикант должен приобрести практические умения и навыки по применениюразных психодиагностических методик изучения личности, научиться обосновыватьиндивидуальный подход к личности воспитанника.
В ходе изучения личности воспитанника необходимо использовать следующиеметоды исследования:
a) Наблюдения
b) Беседы
c) Изучение документации (лично дело, классный журнал и пр.)
d) Эксперимент (лабораторный, естественный и формирующий)
e) Анкетирование
f) Социометрирование (референтометрия)
g) Анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок и пр.)
h) Рейтинг (оценивание и авторейтинг, самооценивание)
i) Метод обобщения независимых характеристик и др.
Наиболее типичные особенности поведения воспитанника (намерения, дела,поступки), подмеченные в ходе педпрактики, необходимо зафиксировать в “дневникенаблюдений”.
Психолого-педагогическая характеристика личности воспитанникасоставляется на основании обобщения собранных данных и является документом,свидетельствующим об уровне знаний, умений и навыков, приобретённыхстудентом-практикантом в процессе изучения на 1 — 3 курсах в педагогическом институтеобщей и социальной, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики(изучение личности школьника и классного коллектива), а также об умениях инавыках практиканта анализировать и обобщать собранные в ходе педпрактикипсихологические факты и обосновывать индивидуальный подход к личностииспытуемого воспитанника в процессе коррекции его поведения, в ходеучебно-воспитательной работы во время проведения педпрактики.
Характеристика личности воспитанника должна составляться в строгомсоответствии с программой-планом, каждый пункт, вывод при этом необходимообосновывать объективными фактами, психодиагностическими данными, жизненнымипримерами из деятельности, поведения испытуемого. Чем больше количествонаблюдаемых фактов (слова, намерения, действия, поступки воспитанника),зафиксированных в “дневнике наблюдения” (ссылок на материалы тестирования,экспериментов, анкетирования, протоколы), чем больше количество использованныхтестовых, психодиагностических методик, тем выше будет качество характеристикиличности и выше оценка работы по составлению характеристики студентом.
Необходимо также показать особенности коррекционной, воспитательнойработы с данным воспитанником в ходе педпрактики, привести конкретныерекомендации по самовоспитанию и воспитанию испытуемого.
Педагогическая практика является одним из решающих звеньевпрофессионально-педагогической подготовки студента педагогического института,позволяющим связать теаретическое обучение будущего педагога с его практическойдеятельностью по выполнению обязанностей педагога в школе, ПТУ и других типахучебных учебно-воспитательных учреждений.
Основными задачами студента-практиканта по психологической практикеявляются следующие:
a) Углубить и закрепить теоретические знания по общей, возрастной, социальнойи педагогической психологии, научиться применять полученные знания на практикев учебно-воспитательной работе;
b) Приобрести необходимые профессиональные умения и навыки (умениенаблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу, изучение личностивоспитанника и классного коллектива, учебной группы и прочее);
c) Опираясь на знания общей, возрастной и педагогической, социальнойпсихологии психодиагностики, современной дидактики и специальных методикпроводить учебно-воспитательную работу с воспитанниками с учетом их возрастныхи индивидуальных особенностей.
Выполнение указанных выше задач осуществляется по курсам в виде следующихзаданий:
· Задание для студентов 4 курса: изучение личности воспитанника исоставление на него психолого-педагогической характеристики;
· Задание для студентов 5 курса: изучение психологическихособенностей классного коллектива (учебной группы) и составлениепсихолого-педагогической характеристики класса (группы).
Задания выполняются в письменном видеи сдаются на проверку руководителя педпрактики (желательно за неделю доокончания педпрактики). Характеристика личности воспитанника, классногоколлектива (группы) заверяется подписью классного руководителя (мастера).
Для выполнения задач педпрактики по психологии от практиканта требуетсяумелое, творческое использование и применение психологических ипсиходиагностических знаний, умения и навыков, полученных в курсе общей,возрастной, социальной и педагогической психологии, психодиагностики. При этомтребуется серьезная систематическая работа по формированию и закреплениюнеобходимых в работе педагога профессиональных умений и навыков.
В данном методическом пособии даны ориентировочные схемы и методическиесоветы по планам изучения личности воспитанника и классного коллектива (учебнойгруппы), по применению различных психодиагностических методик.
Нужно систематически ввести наблюдение за поведением испытуемого наразличных уроках, внеклассных занятиях, на переменах, дома и т.д. Результатынаблюдений фиксируются в “дневнике наблюдений” (факты, действия, поступки,слова ученика, их анализ). Тут же отмечаются итоги бесед, экспериментов,тестирования, анкетирования и другие методы изучения личности, коллектива.
Перед использованием приведённых ниже психологических методик надо припомнитьсоответствующий, ранее изученный теоретический материал по общей, возрастной ипедагогической психологии, затем ознакомиться с целями и задачами, ходомвыполнения заданий и обработкой результатов. Выполнив программу исследования,практикант обобщает результаты наблюдений, экспериментов, тестирования ипрочие, и на основании обобщенных данных составляет психолого-педагогическуюхарактеристику личности ученика, коллектива класса, подтверждая свои выводыконкретными фактами. Нужно стремиться ответить на каждый вопросплана-программы, указать показатели уровня развития психической функции(высокий уровень — от 90% и выше; средний уровень — от 75% до 89%; низкийуровень — ниже 75%). Объем характеристики не должен превышать 2 — 3 страниц, несчитая «приложения» (протоколы, бланки и прочее). Необходимо указать полноеназвание применявшейся методики, её порядковый номер, показатель развитияизучаемой психической функции (в %) и уровень её развития. Черновик внимательнопроверяется практикантом и переписывается набело. Чистовик проверяется класснымруководителем (мастером) и им заверяется; нужно обязательно указать датусоставления характеристики и заверить подписью студента-практиканта,составившего данную характеристику личности (коллектива). После этого психологическаяхарактеристика сдаётся для проверки руководителю педпрактики (желательно за 2 —3 дня до окончания педпрактики). На собеседование по характеристикестудент-практикант должен принести «дневник наблюдений» и материалытестирования, анкетирования и т.п. Желательно, чтобы студент-практикантстарался собрать не менее 50% экспериментального материала, необходимого длясоставления психолого-педагогической характеристики личности (классногоколлектива) в первую неделю прохождения педпрактики (ознакомительный этап).Весь остальной материал необходимо будет систематически и планомерно собирать иодновременно подвергать статической обработке, интерпретации в ходе активнойпедпрактики (непременно посетить испытуемого на дому, провести беседу сродителями, другими членами семьи), завершив работу не позже недели доокончания педпрактики.