Реферат по предмету "Педагогика"


Человек выбирает профессию

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа на тему: «Человек выбирает профессию»
ВыполнилСеньшов И.А.
Студент 41группы,
специальностьфизика-информатика проверил Сухов И.Н.
МОСКВА, 2008 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
Родительская семья и выборпрофессии. 5
Общеобразовательная школа и выбор профессии. 11
Набор профессий, вакансии. Выбори отбор. Сознательный личный выбор  20
Заключение… 28
Список литературы… 30
Введение
Профессиональное самоопределение молодежи — сложный,многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процессазанимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональнойориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многиенаучные исследования последних лет, научные статьи и книги. В этом реферате ястремился дать популярное изложение основных вопросов выбора профессии ссоциально-демографической точки зрения. Основное внимание уделено соотношениюпотребностей народного хозяйства в работниках разных профессий ипрофессиональных склонностей молодежи. Специально рассмотрены роль семьи ишколы как главных «агентов» социализации и профессиональнойориентации подрастающего поколения, а также демографические аспекты выборапрофессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов,совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самогочеловека и важен для общества. Выбор профессии — это, по существу, выборжизненного пути, если хотите, выбор судьбы. Работа — главное содержаниечеловеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенностьчеловека своей судьбой и самим собой, его счастье.
Удачный выбор профессии — это моральная удовлетворенность,высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качествопродукции, максимальная «отдача». Выбор профессии — та точка, гдесходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничноесочетание личных и общих интересов.
Не подчинение личного общему и не пренебрежение общественнымиинтересами во имя личного, а именно сочетание этих интересов во имя общегоблага — вот генеральный путь решения сложных проблем профессионального выбора.
В условиях развитого социализма и научно-техническойреволюции для советской молодежи складывались объективно все болееблагоприятные предпосылки выбора профессии и жизненного пути в соответствии спризванием, склонностями, способностями личности. У нас давно ликвидированаклассовая предопределенность профессиональных судеб, постоянно расширяется «веер»профессиональных выборов, увеличивается реальная свобода выбора занятий. Красширению свободы выбора ведут успехи социального развития, ростблагосостояния народа, образования и культуры, сдвиги в отраслевой ипрофессиональной структуре народного хозяйства, особенно быстрые в условияхнаучно-технической революции.
Правильный выбор профессий — важное условие повышенияпроизводительности общественного труда, что особенно важно в условияхсокращения возможностей экстенсивного развития народного хозяйства. С другойстороны, повышается степень удовлетворенности работой и жизнью вообще,уменьшается возможность разочарований, связанных с первыми самостоятельнымишагами. Удачный выбор профессии человеком — одно из решающих условийвсестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества вцелом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитогочеловека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Понятно, чтообщественное поведение высокоразвитой личности ценнее, чем малоразвитой. Всеэто создает объективные предпосылки для общего повышения качества жизни,сокращения разного рода асоциальных и антисоциальных явлений (пьянство,хулиганство, аморализм).
Итак, правильный выбор профессии — один из краеугольныхкамней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастьяобщего.
В мире профессионального разделения труда много сложных,малоисследованных и не всегда широко осознанных проблем.
Родительская семья и выбор профессии
В антагонистических общественных формациях судьба детейопределяется главным образом социальным положением родителей. Хотя во всехразвитых капиталистических странах существует заметная социальная мобильность,т.е. переход из одних социальных слоев в другие, размеры продвижения«вверх» обычно незначительны. Это хорошо видно по составу студентов.Так, относительные шансы поступления в вуз для молодых людей — представителейпривилегированных и непривилегированных слоев в 60-е годы составляли: в Англии-4:1, во Франции и Японии — 30: 1, в ФРГ — 48: 1, в Испании — 87: 1, в Португалии- 129: 1.
Для нашей страны характерна очень высокая социальнаямобильность. Советский рабочий класс интенсивно пополняется выходцами изкрестьян, интеллигенция — детьми рабочих и крестьян. Известно, что слойинтеллигенции в дореволюционном населении Российской империи был очень невелик.В 1913 году высшее образование имело всего 136 тысяч человек. В начале же 1979года в народном хозяйстве страны было занято 11,1 миллиона специалистов свысшим образованием. Так что практически почти вся советская интеллигенциявышла из рабочих и крестьян.
При всем том социальное положение родителей сказывается,разумеется, на социальном и профессиональном положении детей. В какой мере?
В кругах интеллигенции образованность весьма ценится. Детииз семей интеллигенции также ориентированы на образование. Между тем некотораячасть молодежи не стремится получить общее среднее и вообще среднееобразование, учится лишь по обязанности, что, как хорошо известно, создает всредней школе определенные проблемы. По-видимому, отрицательная установка поотношению к образованию формируется у некоторой части подростков и под влияниемсемьи.
Заметим, что выделить «чистое» влияние семьи нажизненные установки и систему ценностей детей едва ли возможно, ибо нынешнийподросток находится в поле многообразных влияний: школы, сверстников, средствмассовой информации. Тем не менее семья остается в подавляющем большинствеслучаев главным «агентом» первичной социализации человека, т.е.процесса усвоения им основных норм и правил человеческого общежития, передачиобычаев, навыков, традиций.
Профессиональное самоопределение происходит на основесоциальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодогочеловека основывается на его социальной ориентированности. В основе отношения ктем или иным профессиям лежит отношение к наиболее общим социальным ценностям,в частности к труду вообще, труду физическому и умственному, жизни в городе идеревне, знаниям, социальному статусу и т.д. И если, скажем, деревенскаядевочка к 15 годам твердо решила, что жить она будет только в городе, а работау нее должна быть обязательно легкая и чистая, то все усилия школы иобщественности ориентировать ее на профессию, скажем, доярки в 16-17 лет, передокончанием школы, будут тщетными. А основные жизненные установки молодых людей,как мы уже сказали, вырабатывает прежде всего семья.
Социальная стратификация в советском обществе потеряла тотсмысл, который она имеет в обществе буржуазном, где объективно выделяютсясоциальный «верх» и «низ» и где успех в жизни связываетсяобычно с вертикальным социальным продвижением «вверх», а перемещение«вниз» столь же определенно означает жизненный неуспех, если не катастрофу.
Советское общество идет, как известно, к социальнойоднородности, к изживанию социально-классовых различий. Социальных«верхов» и «низов» в нашем обществе нет. Однако субъективнокаждый человек одно социальное положение предпочитает другому. Существуют иопределенные массовые предпочтения, в частности, того положения в обществе, длязанятия которого обязательно или желательно высшее образование. Это хорошовидно и из приведенных выше таблиц оценки профессий выпускниками средних школ.Однако возможности достижения определенного положения у выходцев из разныхсемей пока различны, даже при единых установках, при желании достичь одного итого же. Так, в советских вузах широко представлены все слои советскогообщества, однако относительная частота поступления в вуз у детей, скажем,интеллигенции и колхозников существенно различна. Кроме того, детиинтеллигенции и колхозников по-разному распределяются между вузами,факультетами, специальностями. Среди последних больше доля поступающих всельскохозяйственные, инженерные, педагогические вузы; среди первых — нагуманитарные факультеты и на те, после окончания которых больше вероятностьработы в науке.
По-видимому, возможности семьи в ориентировании детей наопределенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняетсяпрофессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом,что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детямпрофессиональных знаний и умений невозможна. А ведь традиционно именно такаянепосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новыхпоколений к трудовой жизни. В семьях трудящихся ребенок воспитывался ватмосфере трудовых забот и интересов взрослых и постепенно втягивался втрудовую жизнь, сначала посильно помогая отцу и матери, старшим братьям и сестрам,затем по мере сил исполняя все более трудные физически и более сложные работы.
Это было возможно до тех пор, пока семья оставаласьпроизводственной ячейкой. Нынешняя семья перестала быть таковой. Городскиемальчики и девочки нередко совершенно незнакомы с делом, которым занимаются ихродители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах.
В этом отношении существенные преимущества имеет деревня.Сын сельского механизатора обычно хорошо знаком с работой отца, нередко знаетсельскохозяйственные машины и умеет ими пользоваться. Ко времени окончанияшколы и даже восьмого класса сыновья сельских механизаторов умеют, как правило,и трактор водить, и на комбайне работать, и исправлять несложные поломкисельскохозяйственных машин. Знают, какие требования предъявляют те или иныесельские профессии к человеку, чтб они дают человеку в материальном и иныхотношениях. Сельские подростки имеют более реальные представления о том,насколько они сами соответствуют требованиям, которые тот или иной вид занятийпредъявляет к человеку.
Городские дети всего этого лишены. С рядом профессий они,конечно, знакомы, однако не с полиций работника, а с позиций того, на кого этотработник воздействует, с кем он так или иначе воздействует (профессии учителя, продавца,милиционера и т.д.). Разумеется, городской школьник понаслышке или вприглядкуимеет некоторые представления о широком круге профессий, однако это совсем нете знания, которые помогают обоснованно, с пользой для себя и общества выбратьзанятие. Семья здесь тоже мало чем может помочь, поскольку знания о профессияху подавляющего большинства людей ограничены обычно лишь теми занятиями, ккоторым они сами имеют отношение. Несравненно больше роль семьи в социальнойориентации, в нацеливании детей на те или иные социальные позиции. Так,несомненно, что в ориентированности большей части сельской молодежи российскогоНечерноземья на город сильно сказывается предпочтение города селу родителями,особенно матерями. Специальное обследование, проведенное в сельских местностяхОрловской области, показало, что большинство сельских женщин и почти половинамужчин хотели бы видеть своих детей в городе. (Табл.1) Место жительства Мужчины Женщины колхозов совхозов колхозов совхозов В городе 41,5 41,4 51,3 56,3 В деревне 32,0 39,1 30,2 31,5 Не ответили 26,5 19,5 18,5 12,3
Предпочтительныеместа проживания детей, в% к опрошенным Данные этой таблицы — результатыответов 'на вопрос: «Где, вы считаете, лучше жить вашим детям? »,который задавался молодым мужчинам и женщинам, имеющим детей. Судя по этойтаблице, большинство сельских родителей будет ориентировать своих детей нажизнь в городе. Таблица весьма точно соотносится с данными о миграции междупереписями 1970 и 1979 года: за эти 9 лет сельское население Орловской областиуменьшилось на 30 процентов — больше, чем в любой другой области страны.Несомненно, что позиции родителей — важная непосредственная причина этогорезультата.
Подавляющеебольшинство опрошенных в этом исследовании выпускников средней школы хотелопоступить в вуз. Две трети колхозников желали, чтобы их дети получили высшееобразование. Наиболее привлекательными для выпускников средних школ Орловскойобласти были профессии учителя, врача, инженера, военного, а наименее привлекательными- профессии работников сферы обслуживания и животноводства.
Аргументациятех, кто предпочитает город, такова: в городе, лучше культурно-бытовые условия,условия для воспитания детей, выше заработки, интереснее работа.
Какпоказывает табл.1, женщины значительно менее довольны сельской жизнью, чеммужчины. Разгадка этого — в условиях деревенского быта, из-за которых удеревенской женщины две «смены» ежедневно и почти нет свободноговремени. Матери не желают повторения собственных судеб в жизни дочерей.Девушки, как уже говорилось, раньше и активнее уходят в города, чем юноши.Уходят обычно с благословения родителей. А недостаток девушек толкает на уход вгород и парней.
Отсюдавидно, что проблему выбора профессии и распределения молодежи по отраслям ивидам деятельности нельзя рассматривать узко — только как проблемупрофессиональной ориентации. Профессиональные выборы происходят, как правило,на основе выборов социальных, являются в значительной мере следствием именноэтих более широких выборов, в которых роль семьи исключительно велика.
Не надодумать, что предпочтения молодежи обязательно рационально обоснованы и хорошоосознаны. В одном из социологических обследований, проведенном новосибирскимисоциологами под руководством Т.И. Заславской, школьники восьмых классов писалисочинения о том, как они представляют свою будущую жизнь… В одном из сочиненийбыли такие слова: «Жить я хочу только в городе, а почему — и сам незнаю». Предпочтения как бы «носятся в воздухе», ими пропитанасоциально-психологическая атмосфера.
Эффективноевоздействие на профессиональное распределение молодежи предполагает активноевоздействие на условия труда, быта и отдыха, поскольку именно отражение этихусловий в сознании молодых людей и их родителей создает почву, на которойтолько и возможна работа по собственно профессиональной ориентации.
Напрофессиональной ориентации молодежи, последующем выборе и перевыборе профессиисильно сказываются представления о будущей семейной жизни молодых людей — ихсобственные, а также родителей, родственников, представления, сложившиеся вданном социальном кругу и обществе вообще. Особенно сильно это отражается напрофессиональной ориентации и профессиональном самоопределении девушек. Они привыборе профессии в значительно большей степени, чем юноши, учитывают требованиябудущих социальных ролей жены, матери, хозяйки дома.
Как правило,у мужчин семейная жизнь подчиняется требованиям профессиональной жизни, уженщин, наоборот, профессиональная жизнь в значительной мере подчинена семейной.И хотя в этой области произошли и происходят существенные изменения, требованиябудущей семьи весьма настоятельны, и пренебрегать ими невозможно. Нередко уженщин можно наблюдать конфликты профессиональных и семейных ролей. Так,скажем, женщине — геологу-поисковику, Проводящей ежегодно по нескольку месяцеви «поле», в семейной жизни приходится несладко.
Обществоизживает плоское и примитивное понимание равноправия мужчин и женщин в трудекак абсолютного равенства, тождества. В большинстве случаев родительская семьястарается ориентировать дочь на «женскую» или нейтральную в половомотношении профессию. А сами моряк, в абстракции чрезвычайно высоко оцениваятакие романтичные профессии, как летчик или моряк, обычно для себя их невыбирают.
Заметим, чтов работе по профессиональной ориентации, проводимой общественными организациямии средствами массовой информации, требования будущей семейной жизни не всегдаучитываются в должной мере. Так, одно время девушек очень настойчиво звали«на трактор», хотя современные тракторы противопоказаны женскомуорганизму, а «женский» трактор до сих пор не создан. Семья в этомотношении настроена реалистично, и, как правило, выступает против такихориентации.
В целомсемья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональноесамоопределение детей, поскольку именно в ней вырабатываются их основныесоциальные установки. По этому в последнее время нередко говорят, что начинатьпрофессиональную ориентацию школьником надо с ориентации родителей. Общеобразовательная школа и выбор профессии
Общее образование — фундамент как специального образования,так и в наше время практической деятельности человека в любой отрасли ипрофессии. Уже поэтому роль общеобразовательной школы в распределении молодежипо видам занятости должна быть весьма значительной. Другой вопрос — насколькореальные достижения школы соответствуют требованиям к ней общества.
В 1978 году сразу после школы в народное хозяйство влилосьболее полутора миллионов выпускников. Из них 35 процентов пошло впромышленность, 34 — в сельское хозяйство. Около 40 процентов окончившихвосьмой класс поступили в профессиональные учебные заведения.
Возможности самостоятельного обоснованного решения вопроса освоем будущем у 15-летнего подростка, как уже говорилось, незначительны. Рольшколы в определении его жизненного пути велика. Хотя формально вопрос о том,где продолжать учиться, решают сам ученик и его семья, школа нередко весьманастойчиво рекомендует определенное решение, и между семьей и школой иногдавозникают разногласия.
Каковы критерии, по которым относят учеником к тому илииному потоку?
Глинным объективным критерием для школы, как правило,выступает успеваемость ученика. Наиболее успевающих желают оставить в девятом иклассе, успевающих слабее — направить в ПТУ. В основе такого подхода лежатинтересы самой. Но насколько и всегда ли оправдан такой с точки зренияинтересов всего общества, с одной стороны, самих учащихся и их семей, с другой?
Рекомендуя учащимся после окончания восьмого классапоступить в среднее специальное учебное заведение или ПТУ, школа для суждениятом, кто больше подходит к роли токаря или слесаря, портного или, скажем,сборщика часов, объективных показателей обычно не имеет. А ведь в этом случаеученик обязан выбрать конкретную профессию, о которой он, как правило, ничегоне знает. Не здесь ли причина того, что нередко молодые люди попадают насовершенно не подходящие им рабочие места? Что, например, на рабочем месте,требующем глубокой и продолжительной сосредоточенности, оказывается оченьобщительный человек с подвижной нервной системой, а человек замкнутый — наместе, где он должен весь рабочий день общаться с постоянно меняющимися и оченьразными клиентами? В первом случае страдает сам работник, во втором — и сам он,и те, кого он обслуживает, и во всех случаях страдает дело.
Специальных испытаний для поступающих в техникумы ипрофтехучилища нет. Разве кого не примут по медицинским показаниям — например,дальтоника на работу, связанную с движением транспорта. Большое количествоошибок при таком распределении учащихся по учебным заведениям и профессиям наглазок, на основе здравого смысла — неизбежно. Это одна из основ массовойперемены профессий позднее, когда подростки приобретут опыт и получатвозможность действительно самостоятельно решать вопросы своей профессиональнойкарьеры.
Обратимся к тем, кто кончает среднюю школу.
Хотя обстоятельства коренным образом изменились,общеобразовательная школа по-прежнему в значительной степени ориентируется на«производство» будущих студентов. Посмотрим, хорошо ли она выполняетэту важную, хотя и не единственную функцию.
Критерии для суждений об этом должны избираться, видимо, внесамой школы. Баллы школьных аттестатов — вещь довольно относительная. Омассовых познаниях, скажем, в физике и математике судить весьма трудно.Представляется, что лучший «оселок» уровня школьной образованности — иностранные языки. Многие ли даже золотые медалисты могут читать иностраннуюлитературу? Многие ли свободно говорят на иностранном языке? Не приходится листудентам тратить массу драгоценного времени для сдачи «тысяч» иобучения элементарному чтению специальной литературы со словарем?
О недостатках школьной подготовки с точки зрения поступленияв высшие учебные заведения говорят итоги вступительных экзаменов и широкоераспространение разного рода подготовительных курсов.
Значительная доля выпускников средних школ не выдерживаетвступительных экзаменов (не конкурса, а экзаменов, т.е. получаетнеудовлетворительные отметки), даже те, у кого в школьных аттестатах пятерки ичетверки. На курсах по подготовке в вузы занимаются не только те, кто окончилобщеобразовательную школу давно и основательно подзабыл школьную науку, но инынешние десятиклассники, которые совмещают занятия в школе и на курсах…
Во всех этих случаях пытаются устранить недостатки школьнойподготовки именно с точки зрения требований вуза. Хотя нынешний порядокконкурсных вступительных экзаменов нередко подвергается критике и предлагаютсяразные меры его совершенствования, несомненно, что эти приемные экзаменысвидетельствуют о недостатках школьной подготовки именно будущих студентов.
Сейчас много говорят и пишут о том, что весьма существенныйнедостаток современной школы — пассивное усвоение знаний: их запоминание ивоспроизведение устно или письменно. В преимущественное положение здесьпопадает человек с хорошей памятью. Однако уже вуз показывает, что не всякийхороший ученик — хороший студент, поскольку студент должен быть активнее иинициативнее школьника. А затем оказывается, что не всякий хороший студент — хороший инженер или исследователь, ибо здесь нужны иные качества, чем дляобучения в вузе. По этой причине школа не всегда правильно ориентирует своеговыпускника относительно его возможностей в тех видах деятельности, где нужновысшее образование.
Однако подавляющее большинство оканчивающих среднюю школу внастоящее время начинает свою профессиональную деятельность без получениявысшего образования. Как ориентирует школа эту, основную часть своихвыпускников?
Здесь имеются существенные различия между сельской игородской общеобразовательной школой.
В селе в последние годы широкое развитие получило движениешкольных производственных бригад. В этих бригадах учащиеся приобретают какпрактические навыки исполнительского труда, так и навыки управления. Школьникможет перепробовать несколько профессий, получить представление об общем иособенном в них, об их требованиях к работнику, о том, насколько эти профессииотвечают его собственным склонностям и возможностям. По-видимому, работа вученических бригадах существенно повышает возможности обоснованного выборапрофессии после окончания средней школы.
Впрочем, следует отметить, что сельские подросткитрадиционно участвовали летом в посильном для них производительном труде, постепенноосваивая весь круг крестьянских работ. Эти традиции живы и сейчас, и там, гдешкольных производственных бригад нет, сельские школьники обычно весьма активноработают летом в колхозах и совхозах. Вообще у сельской молодежи наблюдаетсястремление по быстрее «повзрослеть», освоить трудовые роли взрослыхлюдей, и, если это удается, то служит основой повышения само оценки,самоутверждения. Посмотрите, например, как горд и счастлив подросток, которомудоверили работу штурвального на зерноуборочном комбайне!
Особенно хорошую трудовую подготовку в школьные годыполучают, как уже говорилось, сельские юноши из семей механизаторов. Этаподготовка чрезвычайно важна с точки зрения последующего определения своеготрудового пути независимо от того, останется человек в сельском хозяйстве,будет работать на машинах в других отраслях или выберет иную сферудеятельности.
Во многих сельских школах организовано серьезное изучениесельскохозяйственной техники и автомашин. Выпускники школы в ряде случаевподготовлены для практической профессиональной работы механизаторами. Однакоправо на управление сельскохозяйственными машинами, как и автомашиной, можнополучить лишь после исполнения 18 лет. Поскольку большинство оканчивает десятыйкласс в 17 лет, эта подготовка в некоторой степени обесценивается.Невозможность профессиональной работы сразу после окончания школы«подогревает» миграционные настроения сельских школьников испособствует их уходу в города.
В печати неоднократно ставился вопрос о целесообразностивнесения некоторых изменений в трудовое законодательство, разрешающих работу насельскохозяйственной технике, 16-17-летним. Однако, с другой стороны,современная техника при профессиональной работе на ней, т.е. продолжительномрабочем дне и однообразии трудовых операций, оказывает отрицательноевоздействие на молодой организм. Совершенствование сельскохозяйственнойтехники, приведение ее в большее соответствие с возможностями и потребностямиорганизма механизатора — важное условие успешного вовлечения молодежи в сельскохозяйственныйтруд. Особенно важно это с точки зрения вовлечения в ряды сельскихмеханизаторов сельских девушек.
Лучшая подготовленность сельской молодежи, оканчивающейсреднюю школу, к труду вообще, к физическому труду в особенности, несомненна.Большую роль играет здесь, как говорилось, семья, непосредственное социальноеокружение, которые высоко оценивают практические умения и поощряют ихприобретение. Влияет весь строй сельской жизни, где без физического труда необойдешься, если даже не работаешь в общественном хозяйстве; собственные сад,огород, скотина тоже требуют забот, ухода, вырабатывают умение работать ипотребность в труде. Наиболее же важно, видимо, с точки зрения будущей — трудовой деятельности то обстоятельство, что сельский ребенок и подросток смалых лет включен в систему «взрослых» интересов и забот. Этовырабатывает определенный душевный настрой, формирует систему ценностей, вкоторой труд вообще, труд физический в частности, занимает очень видное,основополагающее место.
Сельский подросток, при нередко меньшей общей развитости, посравнению с городским, далеко опережает последнего по степени социальнойзрелости.
Это весьма существенное преимущество сельской молодежи. Оносказывается и в выборе профессии, и в ее приобретении, и в последующей трудовойдеятельности. И не только там, где не нужно высшего образования. Хорошоизвестно, что часто выпускники сельских школ, испытывая немалые затруднения привступительных экзаменах в вуз и на первом курсе института, впоследствии нетолько «выравниваются», но обнаруживают выдающиеся успехи. Основаэтих успехов — трудовое воспитание.
В городе возможности трудового воспитания куда меньше. Тембольше должна быть роль школы. Общеобразовательная школа прошла долгий иизвилистый путь проб на пути трудового воспитания школьников. Не так давно еще,в начале 60-х годов, пробовали давать всем школьникам профессиональнуюподготовку. В одних школах всех учили на столяров и швей, в других — на токарейи продавщиц и т.д. Однако подавляющее большинство выпускников не пошло работатьпо «школьным» профессиям. При такой постановке дела ни личныеинтересы, ни склонности, ни требования профессий к тем, кто их выбирает, неучитывались.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Одальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательныхшкол и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г) указывает на необходимостьобеспечить всестороннее улучшение трудового воспитания в общеобразовательнойшколе, организовать в этих целях эффективное трудовое обучение ипрофессиональную ориентацию учащихся. Особое внимание обращается на развитиешкольных мастерских, развертывание сети межшкольных учебно-производственныхкомбинатов.
Межшкольные учебно-производственные комбинаты, гдешкольников обучают профессиям, накопили уже известный опыт работы. Однако такойформой подготовки охвачена пока сравнительно небольшая часть городскихшкольников.
Общеобразовательная школа прилагает немало стараний дляпрофориентации школьников. Она делает это силами учителей и с помощьюпередовиков производства, руководителей предприятий и учреждений, людей с«интересными» профессиями, представителей профтехобразования и т.д.Однако такая работа сталкивается с большими трудностями.
Учителя, как правило, не знают мира профессий: ни того, чтота или иная профессия из себя представляет, ни того, чего она требует отчеловека, ни того, что она человеку дает. Более или менее реальноепредставление большинство учителей может дать ученикам только о своейпрофессии. (что они и делают на протяжении всех лет обучения, даже если неставят перед собой такой цели) и о небольшом круге профессий, наиболее тесносвязанных с теми учебными предметами, которые они ведут в школе.
Разного рода практические работники, привлекаемые школамидля бесед с учениками, обычно хорошо знают свои профессии, а отнюдь не мирпрофессий. Часто это очень увлеченные своим делом люди, которые неизбежнодействуют по нехитрому правилу: «каждый кулик свое болото хвалит».Воспитательное значение таких бесед может быть и большим, но к действительнойпрофессиональной ориентации это имеет довольно отдаленное отношение.
Представители системы профессионально-техническогообразования должны быть в принципе знатоками мира труда. Но перед ними обычностоит задача укомплектования конкретных профессионально-технических училищ, иименно этой задаче подчинена их ориентационная деятельность.
Кроме того, все перечисленные профориентаторы, кромеучителей, не знают конкретных учащихся. А ведь самая замечательная в абстракциипрофессия может по той или иной причине не подходить именно вот этому человеку.А сам 15-летний человек может еще и не понимать этого, даже если имеетнекоторые представления о профессии.
Да и знание многими учителями своих учеников весьмаотносительно. Их знают чаще всего по тем «параметрам», которые важныс точки зрения школы: по успеваемости, дисциплинированности, податливости,специфично школьной активности. Между тем с точки зрения будущейпрофессиональной деятельности могут оказаться более важными совсем иные параметрыличности, которые надо специально изучать, а для этого и владеть методикойизучения, и иметь необходимое время. Чтобы школа могла эффективно заниматьсяпрофессиональной ориентацией, в ее штатах, очевидно, должны быть специальныелюди,, знающие и школьников, и мир профессионального труда. Мир профессийдолжен быть известен таким людям под углом зрения именно профессиональнойориентации, а школьники должны изучаться ими под углом зрения будущей трудовойдеятельности. Видимо, это должна быть специальная профессия.
Что касается профориентационной деятельности самихпредприятий и учреждений, то она чаще всего сводится к агитации за собственноепредприятие и его профессии. Поэтому нередко на первый план выступают непрофессиональные требования, а возможность учиться одновременно с работой,условия для развлечений и отдыха, наличие детских учреждений. Если вы скажететакому «ориентатору»: «Вот вы агитируете этих девочек статьткачихами, а может быть, многим из них больше подошла бы другая профессия, напримерпродавца», — то можете услышать в ответ: «А зачем нам за другихстараться, пусть сами о себе думают».
В результате всего этого многие молодые люди сначалаоказываются, не на своем месте. Как мы уже говорили, в конечном счете всекак-то устроится. Кто-то сумеет адаптироваться к не совсем подходящейпрофессии, кто-то переменит ее (а может быть, будет не раз менять одну надругую), кто-то, «заработав стаж», пойдет учиться дальше.
Все устроится, но не без издержек. И эти издержки могут бытьочень велики: неудовлетвренность трудом и своей судьбой, пониженнаяпроизводительность труда, низкое его качество, высокая текучесть кадров,отсутствие людей на определенных рабочих местах и невозможность использоватьработников по специальности, недостаток рабочей силы в одних отраслях и районахи избыток — в других и т.д. Потери из-за отсутствия хорошо налаженной системывключения молодежи в трудовую жизнь очень велики. Организация и отлаживаниетакой системы — огромный резерв экономического и социального развития страны,тем более важный в настоящее время, что, как уже говорилось, прирост трудовыхресурсов в ближайшем будущем сократится. Производительность труда в народномхозяйстве может расти существенно быстрее, если каждый будет занят любимойработой.
Набор профессий, вакансии. Выбор и отбор.Сознательный личный выбор
В нашей стране существуют многие тысячи профессий.Абстрактно говоря, каждый молодой человек может выбирать свое будущее дело извсего этого необозримого многообразия. Практически, однако, спектр возможныхвыборов всегда значительно уже.
Если бы даже человек имел представление обо всех профессиях,реально он должен выбирать из того профессионального набора, который существуетв месте настоящего или возможного его проживания или во всяком случаепоблизости от него. А в этом отношении между разными населенными пунктами ирайонами существуют большие различия. Они определяются как народнохозяйственнойспециализацией местностей, так и размерами населенных мест.
Понятно, что, скажем, в «угольном» городе и городе«текстильном» состав профессий будет различным. Далее, небольшоесело, поселок городского типа, малый и средний город и город-миллионер имеютсовершенно различные по количеству наборы профессий. Чем больше поселение и чемразнообразнее отраслевая структура его хозяйства, тем богаче выбор. Это одно изважных преимуществ большого города, высоко ценимое населением. Широтапрофессиональных выборов — один из сильнейших магнитов большого города.
Далее, структура вакансий, открытых для молодежи, может бытьзначительно уже всего набора профессий, существующего в данном месте. Многиерабочие места занимают те, кто уже работал или работает по данной или другойпрофессии. Если то или иное рабочее место по какой-либо причине (условияработы, заработок) привлекательно для тех, кто уже работает на других рабочихместах, то его обычно занимают эти работники: или их переводят на возникшиевакантные места, или они поступают туда после увольнения с других мест.Руководство предприятий, строек и учреждений обычно заинтересовано в опытныхработниках и предпочитает • их только начинающим трудовой путь молодым людям.Во многих случаях юноши и девушки и не могут занять этих вакансий из-занедостаточной квалификации.
Наивно было бы думать, что в большом городе человек выбираетиз всего реального разнообразия вакансий. Главный ограничитель здесь — полноенезнакомство молодежи с большинством профессий. На деле выбор каждый разпроисходит из относительно небольшого круга широко и повсеместнораспространенных занятий, а также некоторых профессий, с которыми человекзнаком в силу особенностей собственной биографии. Если, скажем, человек вырос всемье, в которой есть представители какой-либо редкой профессии, то он будет снею лучше знаком, чем другие, эта профессия войдет в круг тех, из которых онвыбирает.
Далее, среди знакомых в той или иной мере профессий, покоторым имеются вакансии, может не оказаться той или тех, к которым человекчувствует склонность. У некоторой части молодых людей профессиональныесклонности и призвание проявляются рано и ярко, так что они могут страстностремиться именно к данной профессии, скажем, летчика, моряка илирадиоинженера, которую нельзя получить в данном месте. Далее, часты случаи,когда в данном месте молодых людей, которые должны начать трудовой путь,значительно больше, чем рабочих мест, которые они должны занять. Наконец,учебные заведения профессиональной подготовки любого уровня размещены неповсеместно. Даже для поступления в ПТУ нередко приходится переселяться. Ещеменее равномерно размещены техникумы, а подавляющее большинство вузов находитсяв крупных городах. По всем этим причинам выбор профессии и началопрофессиональной работы или обучения избранному делу связаны часто спереселением, переменой места жительства.
В последние годы в СССР ежегодно происходит 15-16 миллионовпереселений. Наиболее подвижно население в возрасте от 15 до 25 лет т.е. вгоды, когда завершается общее образование, выбирается род занятий, получаетсяпрофессиональное образование, начинается работа в общественном хозяйстве.Несомненно, что большинство переселений в этом возрасте связано сраспределением и перераспределением молодежи между отраслями народногохозяйства и профессиями, а также с нахождением молодыми людьми своего места вжизни в широком смысле слова.
Из всего этого видно, что процесс выбора профессии ираспределения молодежи по занятиям тесно вплетен в густую сеть социальныхпроцессов, а следовательно, его эффективное регулирование возможно лишь всовокупности с воздействием на другие социальные процессы. Оптимизациямиграционных процессов, в частности, — одно из главных условийсовершенствования профессионального распределения молодежи.
Человек не всегда получает ту профессию и окидывается на томрабочем месте, которые он выбирает.
Не только сам человек и близкие ему люди выбирают емупрофессию, но и профессии нас в известном смысле выбирают или, наоборот,отвергают.
Так, в некоторых занятиях достаточно жестки медицинскиекритерии профессионального отбора (требования к зрению, вестибулярному аппаратуи т.д.). Общая же медицинская справка о состоянии здоровья требуется отпоступающих в профессиональное учебное заведение любого уровня или на работу вподавляющем большинстве случаев.
Отбор студентов высших и учащихся средних специальных учебныхзаведений производится, как правило, в условиях вступительных конкурсов. Этиконкурсы по некоторым наиболее престижным профессиям бывают очень велики. Поряду «творческих» профессий устраиваются особые экзамены поспециальности. Главный критерий приема — сумма набранных экзаменационныхбаллов. Для некоторых поступающих имеются определенные льготы (для имеющихпроизводственный стаж, бывших военнослужащих, медалистов, учащихсяподготовительных отделений).
Вероятность поступления в вуз по конкурсу, при прочих равныхусловиях, больше всего зависит от фактических знаний абитуриентов. Такойпорядок приема позволяет в известной степени учесть склонности и способностибудущих студентов, поскольку фактические знания абитуриентов в значительноймере связаны с этими склонностями и способностями. Мало вероятно, что человек,которому трудно давалась в школе математика, пойдет на специальность, где нужнасерьезная математическая подготовка, а человек, не любящий и не знающий языкови литературы, выберет филологический факультет.
Однако имеются серьезные проблемы профессиональнойподготовки для тех, кто на первое место ставит не будущую специальность, апросто возможность получить высшее образование, кого интересует не столькобудущая работа, сколько диплом. Сложно складывается начало трудовой жизни и утех, кого интересовала, скажем, наука, но по стечению обстоятельств пришлосьучиться в педагогическом институте и «отрабатывать» обязательные тригода учителем без склонности к такой работе. Возникает и ряд других сложностейи трудностей. Однако в целом в вузах и средних специальных учебных заведенияхотбор поставлен лучше, чем среди других потоков бывших школьников.
Набор учащихся в большинство ПТУ происходит без экзаменов иконкурсов. Не проводится никаких испытаний, связанных со склонностями,способностями и возможностями учащихся, важными с точки зрения будущей работы.Поскольку поступающие обычно недостаточно хорошо знают профессии, которые онисами или другие для них выбирают, и не знают других профессий, которые могутоказаться для них более подходящими, нередко происходят ошибки.
В литературе имеется много данных о влиянии правильногоподбора работников на эффективность труда. Приведем некоторые примеры — «Сборщики мелких деталей, не приспособленные по природным данным к этойработе, не могут выполнить плановые задания больше чем на 50-60процентов»; «Как правило, производительность труда у рабочих, которыепо своим качествам соответствуют требованиям профессии, в среднем на 20-40процентов выше, чем у рабочих, качества которых не соответствуют такимтребованиям».
Таблица 2 Средняя величина показателя у молодых рабочих, в%Показатель Выбрали профессию Разница в пунктах сознательно случайно Выполнение норм выработки 122 115 + 7 Не выполняют нормы выработки 5 -5 Допускают брак в работе 18 54 -36 Сдают работу с первого предъявления 38 12 +26 Участвуют в рационализации 38 24 +14 Планируют повысить квалификацию по специальности 35 16 +19 Планируют продолжить образование в вечерних техникумах, институтах и т.д. 29 15 +14 Желают перейти на другую работу 4 35 -31
Осущественном влиянии сознательного выбора профессии на результаты трудасвидетельствуют, например, данные обследования, проведенного на промышленныхпредприятиях Свердловской области (табл.2).
Как видим, утех, кто выбрал работу случайно (по таким мотивам, как «здесь работаюттоварищи», «все равно, где работать» и т.п.), все экономическиепоказатели деятельности ниже, чем у тех, кто выбирал профессию сознательно.
Специалистысчитают, что сильная зависимость результатов труда от физических и психическихзадатков человека требует введения профессионального подбора на основеопределения профессиональной пригодности. "… Непригодность к работе вопределенном виде деятельности не может быть компенсирована продолжительностьютренировки, ибо в процессе тренировки способность лишь развивается, а несоздается вновь".
Разумеется,результаты труда зависят не только от психофизиологических особенностейчеловека, но и от удовлетворенности его своим трудом. Однако этаудовлетворенность тоже в немалой степени определяется указанными особенностями.Специалисты полагают, что «объективную предрасположенность индивида к тойили иной профессии можно определить с достаточно высокой степенью достоверности».
Изсказанного видно, что широкое использование профессионального подбора прираспределении молодежи по профессиям — огромный резерв роста производительноститруда.
Конечно,свои' психофизиологические особенности в какой-то степени учитывает сам человекпри самостоятельном выборе профессии. Однако в условиях недостаточного знанияособенностей профессий и собственных возможностей большинство таких выборовсовершается сугубо эмпирически, путем «проб и ошибок».
Во всехслучаях выбирать профессию должен сам молодой человек, а не кто-то другой занего. Сказать об этом надо потому, что нередко высказываются иные точки-зрения.
Так, кпримеру, А.В. Соловьев в специальном труде по профориентации, который мы ужецитировали, предлагая создать научно-практические центры, которые будутцентрализованно проводить работало профподбору и профориентации, руководитьработой по профессиональной ориентации в школах и межшкольныхучебно-производственных комбинатах, считает, что они — должны«организовать широкую информацию молодежи о текущей и перспективнойпотребности данного региона в рабочей силе с целью убедить каждого подростка внеобходимости приобретения именно такой (а не иной) профессии и занятияопределенного рабочего места».
Такаяустановка представляется весьма сомнительной и противоречащей другимутверждениям этого автора. Так, далее он утверждает, что эти центры должны«найти круг профессий, наиболее пригодных для конкретного человека».
Вот именно«круг профессий», более или менее пригодных для данного человека, а также,видимо, и круг людей, наиболее пригодных для исполнения определенныхпрофессиональных ролей. А уж выбор конкретной профессии и конкретного рабочегоместа — дело личное. Никакой необходимости в том, чтобы этот человек приобрел«именно такую (а не иную) профессию», в общем случае нет.
Если,допустим, у общества есть потребность в том, чтобы в таком-то районе по 100человек получили профессии токаря, фрезеровщика и шлифовщика, и, с другойстороны, имеется 300 человек, для которых эти три занятия примерно одинаковоподходящих, то какой смысл убеждать «каждого подростка» стать именнотокарем или фрезеровщиком? Для общества разные варианты распределения этих 300человек между тремя профессиями с экономической точки зрения равноценны. А длясамих людей эти варианты могут оказаться далеко не равнозначащими. Такимобразом, с социальной точки зрения личные выборы предпочтительнее, чемнавязывание (даже с помощью убеждения) того или иного занятия, ибо выбранноесамим человеком для него дороже и милее, чем навязанное. При личном выборелучше будет отношение к избранной профессии, выше удовлетворенность ею, меньшестремление сменить ее и т.д. В конечном счете это положительно скажется и наэкономическом аспекте деятельности человека и будет выгодно обществу экономически.Уязвимо и предложение «балансировать» — потребности в лицахопределенных профессий и распределение молодежи по этим профессиям в пределах«данного региона». Дело прежде всего в том, что, как уже говорилось,многие регионы нуждаются в большом привлечении рабочей силы со стороны, вдругих же имеются излишки трудовых ресурсов. Скорее всего молодежи следуетпредоставить широкую информацию по этим вопросам по стране в целом, сдифференциацией по территории. А место жительства опять-таки должны выбирать самибудущие работники. На практике, как мы уже говорили, сильно стремлениенаправить юношей и девушек на те рабочие места, которые имеются в данномнаселенном пункте. Одно из следствий этого — снижение престижа и без того малопрестижных профессий, ибо вакансии имеются в первую очередь именно по такимпрофессиям. Далее, у мальчика из отдаленного села имеется точно такое же правона то, чтобы стать физиком-теоретиком или философом, как и у мальчика изгородской семьи, живущей в ближайших окрестностях Московского университета. Идалеко не очевидно, кстати, какой вариант выбора профессии этим мальчиком болеевыгодней обществу общество должно предоставлять мальчику возможность приниматьрешения, связанные с трудовой деятельностью, на базе достоверной информации како самих профессиях, условиях труда по ним, так и объективномпсихофизиологических и других параметрах личности, важных с точки зрения выборапрофессии, ее приобретения и будущей профессиональной деятельности.
Эти проблемыможно решить только на основе создания государственной системы профориентации,профконсультаций и профотбора, что позволит повысить обоснованностьсамостоятельного выбора профессии. Нужно стремиться к тому чтобы гармоничносочетать личные и общественные интересы в сложном процессе распределениямолодежи по видам деятельности, а так же по отраслям народного хозяйства итерритории страны.
Заключение
Выбор профессии – одна из важнейших задач, стоящих передмолодым человеком, вступающим в “мир взрослых людей”.
Её решение связано с огромным многообразием различного родафакторов:
● интересами, склонностями, способностями учащегося;
● позицией родителей и всего ближайшего окруженияподростка и юноши;
● популярностью профессии для молодого человека;
● социальной значимостью данной профессии в жизниобщества;
● экономическими перспективами трудовой деятельности.
“Разумный учёт” всех этих факторов позволяет избежать многихпроблем, связанных с “ошибочным выбором” профессии.
Но в то же время, каждый ли молодой человек способенсамостоятельно осуществить этот “разумный учёт”?
Полагаем, далеко не каждый.
Причиной тому могут быть:
● отсутствие “ярких” и устойчивых интересов;
● подростковый и ранний юношеский конформизм;
● дефицит информации относительно ряда профессии;
● несформированность волевых компонентов личности.
Все эти причины крайне затрудняют профессиональноесамоопределение учащегося, благоприятствуют неосознанному самоопределениювзрослеющего человека.
А как положительный итог, могут послужить стимулом обращенияк услугам профконсультанта.
Обладая необходимым багажом знаний и умений, профконсультантпризван всемерно содействовать решению насущных проблем профессиональногосамоопределения учащихся.
Выбирая в качестве формы профконсультационного процессаиндивидуальное профконсультирование, он стремится максимально скоординироватьвсе усилия на решении профориентационных затруднений какого – либоопределённого клиента. Что в конечном итоге приводит к результату. И вбольшинстве случаев, к позитивному результату.
Под которым необходимо понимать – разрешениепрофориентационных затруднений клиента. Определение его профессиональныхпредпочтений, и профессиональной направленности.
Полагаем, в этом и состоит значение индивидуальнойпрофконсультации в выборе профессии учащимся.
Список литературы
1.     Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.:Педагогика, 1999. – 160 с.
2.     Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. – М.: Знание, 1989. – 94с.
3.     Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.:Просвещение, 1983. – 112 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.