Реферат по предмету "Финансы"


Учетная политика организации и пути ее совершенствования в коммерческой организации на современн

--PAGE_BREAK--
2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Процедура формирования учетной политики.

Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско­льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед­ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике. [20, стр.514]

В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити­ки:

1) по аналогии со сходными операциями;

2) исходя из общих определений и критериев;

3) на основе признанной практики.

В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня­тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух­галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не­посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера­ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите­рии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательст­ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан­ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус­тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи­ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал­терскому учету.

Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, т.е., другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах. Это означает:

·        во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой.

·        во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров. [14, стр.75]

В рамках группы взаимосвязанных организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Коорди­нирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.

Процесс формирования учетной политики состоит из этапов:

1)                                  определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2)                выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал­терского учета;

3)                обоснование исходных положений построения учетной по­литики;

4)                идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

5)                                  выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

6)                                  оформление избранной учетной политики.

Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста­навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа­ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер­ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со­става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз­работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта­пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще­ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет­ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по­верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе­мой  соответствующих критериев.  На  шестом,  заключительном, этапе избранная  учетная  политика  получает  соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

На выбор способа ведения учета влияют факторы (см. схему 3)
Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, то есть, другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах.
2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением.

Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утвержда­ется руководителем организации. [18, стр.42] Фор­мирование же ее наряду с другими фун­кциями относится к компетенции глав­ного  бухгалтера.   В   разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяетсоответствующие корректировки учетной политики, может  целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в сис­теме бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распо­рядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имею­щие большой опыт работы, досконально знающие специфику дея­тельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйст­венном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исклю­чена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или незави­симых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес­печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис­сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт­роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по­рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра­цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч­ные результаты деятельности организации, а также точности со­блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере­сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае­мые администрацией решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществля­ют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государст­венные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внут­ренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной полити­ки характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государствен­ных органов, как правило, преследует лишь одну цель – установле­ние соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтер­ского учета требованиям и предписаниям законодательства.

[14, стр.77-79]

Таким образом, фор­мирование учетной политики же относится к компетенции глав­ного  бухгалтера.   Но в разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб.
2.3. Документальное оформление учетной политики.

Учетная политика, избранная органи­зацией, подлежит оформлению соответ­ствующей документацией, основное на­значение которой состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить едино­образную и по возможности точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации. Необходимость в этом обусловливается двумя факторами:

·        во-первых, нор­мальная деятельность организации невозможна без упорядоченности ее внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтер­ский учет;

·        во-вторых, влияние учетной политики (главным образом составляющих ее методических приемов и способов) на результаты работы организации столь существенно, что требует решения (фор­мального и по существу) ее первого руководителя.

К числу документов, оформляющих учетную политику, в част­ности, относятся приказы и распоряжения руководителя организа­ции, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционе­ров, участников товарищества и др.). Выбор типа документа зави­сит от внутреннего распорядка организации и характера закрепля­емого в нем вопроса учетной политики. Организации, основанные на единоначалии, наиболее часто используют в данной области та­кой вид распорядительных документов, как приказ руководителя (генерального директора, президента и т. п.).

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского Учета (графики документооборота, план организации бухгалтерско­го учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, Должностные инструкции и др.). Цель их издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных организа­ций, а также технические аспекты использования различных эле­ментов учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной поли­тике, важны учредительные документы (устав, учредительный до­говор и др.), закладывающие основы построения хозяйственной и управленческой систем организации. Наряду с определением предмета деятельности организации, ее статуса, порядка функцио­нирования учредительные документы должны отражать ряд вопро­сов бухгалтерского учета. Обычно в них включают следующие формулировки:

·                   бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с тре­бованиями, установленными действующим законодательством (включение этого положения избавляет от необходимости подроб­но описывать методику и процедуры бухгалтерского учета);

·                   отчетным годом для ведения бухгалтерского учета считается период с  1 января по 31 декабря включительно;

·                   финансовые результаты деятельности устанавливаются по дан­ным годового бухгалтерского отчета (если собственники согласова­ли промежуточные отчетные даты, например на 1-е число каждого месяца, квартала, по состоянию на которые они хотят получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности организа­ции, состоянии ее имущества и счета прибылей и убытков, то уч­редительные документы должны фиксировать такие даты);

·                   бухгалтерский отчет организации за год рассматривается и утверждается общим собранием акционеров (в акционерных об­ществах) или собранием участников (в обществах с ограниченной ответственностью и др.);

·                   перед представлением общему собранию акционеров годовой бухгалтерский отчет должен быть проверен и подтвержден назна­ченным последним независимым аудитором. [14, стр.79-80]

Очевидно, что различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, органи­зационные и отдельные технические способы ведения бухгалтерско­го учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя организации, ибо согласно действующему законодате­льству именно на нем лежит вся полнота ответственности за орга­низацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правила­ми, устанавливаемыми главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета в организации.
2.4. Изменения в учетной политике.

Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что принятая организацией учетная политика применяется по­следовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях измене­ния законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих ре­гулирование бухгалтерского учета, разработки орга­низацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее де­ятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансово­го года. [16, стр.31]

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной по­литики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутрен­ние и внешние условия функционирования организации. В частно­сти на учетную политику могут оказать влияние такие события в хо­зяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договоров, заключаемых с потреби­телями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с госу­дарственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение или отмена государственного регулирова­ния цен на продукцию; реструктурирование источников формирова­ния финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономиче­ской деятельности; ужесточение или либерализация налогового ре­жима; уровень инфляции и др. [14, стр.85]

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетно­сти. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выра­жении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указа­ние на то, что включенные в бухгалтерскую отчет­ность за отчетный год соответствующие данные пе­риодов, предшествовавших отчетному, скорректи­рованы. [16, стр.31]

Последствия изменений тех или иных способов, составляю­щих учетную политику организации, неодинаковы. Если измене­ния касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических прие­мов может отразиться на финансовых результатах деятельности организации и тем самым изменить картину ее финансового по­ложения, что в свою очередь повлияет на выводы и действия по­льзователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверен­ных организацией данных (результатов инвентаризации) на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтер­ского учета.

Последствия изменений в учетной политике могут быть оце­нены:        1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений; 2) как непогашенная величина первоначальной стои­мости активов. Например, при переходе от оценки готовой про­дукции по фактической производственной себестоимости к оцен­ке по нормативной производственной себестоимости последствия могут быть измерены исходя из стоимости одного и того же объе­ма готовой продукции двумя способами. Отклонение фактиче­ской себестоимости от нормативной составит сумму, квалифици­руемую как последствие изменения учетной политики, поскольку на эту сумму в момент перехода уменьшится (если отклонение положительное) или увеличится (если отклонение отрицательное) прибыль организации. [14, стр.85-86
]

В связи с изменением учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при пе­реходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая разница включена в издержки производства (обращения) или отнесена на чистую прибыль либо капитализирована. Порядок списания указанной разницы предполагает установление не только источника, за счет которого это делается, но и времени списания. Оно может быть произведено единовременно в период, когда выявлена разница, или в течение некоторого времени (полгода, год или др.), следую­щего за этим периодом. При решении данного вопроса во внима­ние принимаются такие факторы, как финансовое состояние орга­низации, возможные налоговые последствия, предписания бухгал­терских правил.

Пример.Организация принимает решение отказаться от начисления в новом году тех или иных резервов предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств и т. д.). Остатки резервов, числящиеся по состоянию на 31 декабря отчетного года, должны быть присо­единены к прибыли отчетного года.
Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней (имеется в виду необ­ходимость издания соответствующего распорядительного доку­мента и доведение его до сведения всех заинтересованных дол­жностных лиц и других работников организации).
2.5. Раскрытие учетной политики в отчетности.

Принятая организацией учетная поли­тика должна раскрываться (предавать­ся гласности) для внешних пользователей финансовой информации. [19, стр.182] В данном случае речь идет о раскрытии в бухгалтерской отчетности  важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать состояние организа­ции на основе ее финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходи­мо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение (ухудшение) дел или корректи­ровку методов исчисления этих показателей. Иными словами, за­интересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

Обычно в публикуемом отчете подлежат описанию не все состав­ляющие учетной политики, а лишь те, которые существенно влияют на представление о финансовом положения организации, ее денеж­ном обороте или результатах ее деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут повлиять на интерпретацию данных. Раскрываться должны способы ведения бухгалтерского учета, без зна­ния, о применении которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Очевидно, что главным образом это относится к методическим способам ведения учета. Что касается технического и организационного аспектов системы бухгал­терского учета, то, поскольку их знание не является определяющим для пользователей отчетности, они могут не описываться в отчете.  [14, стр.87-88]

Кроме положений, отличных от общепризнанных, раскрываемая информация об учетной политике должна содержать сведения о по­ложениях, сформированных организацией: в результате выбора, сде­ланного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности организации; в результате нетрадиционного приме­нения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых. В данном случае речь идет о таких сведениях, как: амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подоб­ных ценностей; создаваемые резервы предстоящих расходов; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; способ отражения в отчетности полученных займов и др.

Особое внимание следует уделить описанию изменений в учетной  организации, происшедших как в течение отчетного года, так и в его начале, по сравнению с годом, предшествующим отчетно­му и существенно влияющих (содержательно и количественно) на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности. Речь идет об отчетности как отчетного, так и последующих периодов. Раскрытие этих случаев позволяет оценить характер колебаний тех или иных по­казателей отчетности. Описание должно сопровождаться раскрытием причин изменений и стоимостной оценкой их последствий с тем, что­бы внести полную ясность в вопрос о том, как изменения в учетной политике повлияли на финансовое состояние и финансовые результа­ты деятельности организации.

Информация об учетной политике должна содержать также указание на то, какие новые правила (стандарты) бухгалтерского учета организация стала использовать в отчетном периоде. Такие сведения позволят заинтересованным лицам составить представле­ние о круге нормативных актов, на который ориентируется орга­низация при ведении учета и составлении отчетности, а также оце­нить степень «современности» финансовых данных. [14, стр.88-89]

Таким образом, в процессе функционирования организации возникает необходимость внесения изменений в избранную учетную политику.

Последствия таких изменений могут быть оце­нены:

1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений;

 2) как непогашенная величина первоначальной стои­мости активов. В случае изменения учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при пе­реходе к использованию новых способов ведения учета. Кроме этого, принятая организацией учетная поли­тика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мотивация и ее роль в управлении организацией
Реферат Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.Варга Анна
Реферат Семья и брак. Сущность, структура, функции, проблемы современной семьи
Реферат Основные компоненты ЭВМ. Идеи и основы сети Интернет
Реферат Olmstead Essay Research Paper Every common working
Реферат 1. Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик», «Скупой»
Реферат "оак", так как данная операция не приводит к возникновению налогооблагаемой прибыли у юридического лица акционера для целей главы 25 «Налог на прибыль» нк РФ
Реферат Молода сімя в Україні соціологічний аналіз
Реферат Умови формування та розрахунок мінімального стоку басейну Дніпра
Реферат Теорії виникнення держави
Реферат Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов
Реферат Бизнес-планирование как способ укрепления позиций градообразующего предприятия на примере ОАО
Реферат 17. 11. 2011 содержание главные новости спорта 5
Реферат Персонаж как объект аксиологического описания (на материале рассказов В. М. Шукшина)
Реферат Расчет концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, содержащихся в выбросах предприятия по шинному производству