МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТамбовскийГосударственный Университет имени Г.Р. Державина
Институт педагогики исоциальной работы
Кафедра общейпедагогики и образовательных технологий
Конспектстатьи
по курсу Педагогика
Е.В. Бондаревская
«Ценностные основания личностно ориентированного воспитания»
Выполнила: студентка 3 курса
М.Ю. Ларина
Проверил: Ю.П. Прокудин
Тамбов 2009
С конца 80-х гг. усилия реформаторов системы образования в нашейстране в значительной мере были направлены на то, чтобы изгнать проблематикувоспитания из педагогики. Отечественная культурно-педагогическая традициясвидетельствует, что на всех исторических этапах развития российскогообразования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Нарядус официальным взглядом на воспитание как направленное воздействие на личность вроссийском обществе большую популярность имели концепции «разумноговоспитания», гражданского и народного воспитания. В начале XX в. в Россииполучили широкое развитие идеи свободного воспитания в трудах русскихфилософов.
Ценностная иерархия была нарушена в массовой советской школе, котораявзяла на вооружение идеи «воспитывающего обучения» и «воспитательногоколлектива», основанные на объектном подходе к ребенку и трактовке воспитаниякак воздействия на него. Пожалуй, лишь В. А. Сухомлинский понимал воспитание какглавный труд души ребенка, направленный на интериоризацию общечеловеческихценностей. Все это убеждает в том, что в современной социокультурной ситуацииречь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностныхоснований.
Ценности воспитания – это его человеческие смыслы, общественноодобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры,запечатленные в культурном облике человека. Ценности можно выбирать. Вместе стем на практике нередко можно встретиться с такими явлениями, как неосознанныеценностные ориентации или, наоборот, строго заданные нормативные ценностные установки,не предполагающие выбора.
Не будучи ориентированным на соблюдение реальных прав и свобод ребенка,воспитание оторвалось, по существу, от контекста жизненных проблем, чтоозначало его осуществление вне контекста культуры, ибо основная функциявоспитания состоит в воспроизводстве культуры через человека, точнее – вчеловеке.
Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек как «меравсех вещей». Человек – это и цель, и результат, и главный критерий оценкикачества воспитания. Воспитание в человеческом измерении – это гуманистический,личностно ориентированный процесс.
Для выявления сущности личностно ориентированного воспитания важнопонять, на какой образ человека оно нацелено. Опираясь на достижениясовременной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единствотрех сущностей: природной, социальной и культурной. Но человек – существоцелостное. Недаром основным в его развитии на всех возрастных этапах признаетсяпротиворечие между социальным и биологическим, природным началом. И единственноправильный путь его разрешения – это «окультуривание» человеческихпотребностей. Лишь через культуру происходит естественное вхождение человека всоциальную жизнь.
Следовательно, возможно в качестве глобальной цели современного воспитаниярассматривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядромкоторого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы,гуманности, духовности, жизнетворчества.
Человек культуры – свободная личность, способная к самоопределениюв мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание уучащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувствособственного достоинства, самостоятельность, самодисциплина, независимостьсуждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировкев ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственностьза свои поступки и др. Воспитание свободной личности требует исключения изобразовательной системы любых методов и форм давления.
Человек культуры – гуманная личность. Гуманность – вершина нравственности,так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием,добротой, способностью к сопереживанию, готовностью оказывать помощь,стремлением к миру, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всемлюдям. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимостивсесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов ивсей системы воспитательных отношений.
Человек культуры – духовная личность. Воспитание духовности – этопуть возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылкидля развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личностипредполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, красоте,общении, творчестве, поиск смысла жизни, идеала.
Образование – основа духовности. Но, чтобы стать таковым, оно должноиметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности,мировую и национальную духовную культуру, и включать изучение учащимися основфилософии, этики, эстетики, истории религий и других гуманитарных предметов.
Человек культуры – личность творческая, вариативно мыслящая, постоянносомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитымчувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферахее жизнедеятельности. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированыв таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующейдеятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетаниеаналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству.
Цель воспитания человека культуры включает и практическую подготовкуего к жизни в определенном культурном пространстве.
Отмеченные качества личности составляют основу идеального образачеловека культуры. В нем нашли отражение и природные особенности человека(здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать), и социальные егосвойства (быть гражданином, семьянином, тружеником, взаимодействовать с другимилюдьми), и его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность,творчество, адаптивность).
Основополагающее свойство целостного человека культуры – его способностьк культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности копределенной культуре, принятию ее ценностей, выбору и осуществлению культуросообразногообраза жизни, поведения.
Дня ученика русской школы полем культурной самоидентификации являетсярусская национальная культура. К сожалению, деформации, произошедшие в нашемобществе в эпоху тоталитаризма, привели к утрате православных традицийсвятости, русской народности, интеллигентности, гуманности, духовности,свободомыслия. Возник и развился человек массовый, утерявший черты национальнойсамобытности.
Социологи отмечают такие его особенности, как авторитаризм, неглубокаяисторическая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страхперед будущим и др. Поистине актуальной становится задача восстановленияличности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированнойна сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры втворческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию икультурно-нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо:
· на основе знания базовых основ русской культуры формировать мотивациюк саморазвитию в ней;
· развивать историческую память, патриотические, гражданские и нравственныечувства;
· формировать национальное самосознание;
· начать воспитание черт русского национального характера, развиватьсамобытность каждой личности;
· формировать нравственные основания и умения, необходимые длявоспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельностиучащихся в школе, семье, окружающей жизни.
Таким образом, ценностные основания и целевые установки личностноориентированного воспитания связаны с воспитанием гражданина России, человекакультуры и нравственности.
Культур «хороших» и «плохих» нет. Единственно приемлемой формой ихсосуществования и взаимодействия является диалог. Но чтобы вести диалог,культуру надо узнавать, знать и понимать. Задача русской национальной школысостоит в том, чтобы помочь всем учащимся как гражданам России узнать, понять иполюбить русскую культуру без какого-либо противопоставления ее другимкультурам. При этом естественной будет помощь со стороны школы родителям идетям других национальностей в создании на российской почве «оазисов» своейнациональной культуры.
Принцип культуросообразности воспитания означает, что культурное ядросодержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие,общенациональные и региональные ценности. Воспитание не навязывает те или иныеценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулируетэтот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями ипоступками.
Основные функции культуросообразного воспитания состоят в созданииразличных культурных сред, где осуществляется развитие, оказание ему помощи вкультурной самоидентификации и самореализации творческих задатков испособностей. Развитие природной и социальной сущностей человека выдвигает вкачестве основных принципов гуманистического воспитания, кроме культуросообразности,природосообразность и личностный подход.
Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенкукак к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии сприродой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания иразвития. Принцип природосообразности предписывает учитывать половозрастныеособенности детей, создавать оптимальные физические и умственные нагрузки,разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем,беречь детскую индивидуальность.
Особую грань принципа природосообразности составляют требования,связанные с воспитанием личной ответственности школьников за состояниеокружающей среды, последствия своих действий по отношению к флоре и 'фауне, засостояние своего здоровья и здоровый образ жизни.
Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательномпроцессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. Всоответствии с таким подходом законы духовного и физического развития, процессыи изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирамив воспитательной деятельности. Личностный подход основывается на том, чтокаждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работыстановится формирование индивидуальности.
Поиск путей реализации указанного подхода позволяет восстановить ценностныеориентации в воспитании, преодолеть отношение к ребенку как «винтику»воспитательной системы, повысить его активность как субъекта воспитательногопроцесса, расширить границы свободы, самоопределения личности. Важнымрезультатом ориентации воспитания на личностный подход явится восстановлениеразумного отношения между личностью и коллективом, основанного на пониманиитого, что личность – основа коллектива, а не наоборот.
Прояснение основных принципов гуманистического личностно ориентированноговоспитания позволяет определиться относительно его сущности. Гуманистическоеличностно ориентированное воспитание – педагогически управляемый процесс культурнойидентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, входе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума,развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основной механизмэтого процесса – собственная активность личности, включенной в воспитательныйпроцесс в качестве его субъекта и соавтора.
В становлении субъектности ребенку требуется духовная инравственная поддержка и помощь. Ее оказывают педагоги, родители, другиевзрослые, сотрудничающие с детьми в решении их. Эта помощь имеет гуманитарный характер,т.е. осуществляется добровольно, с любовью и уважением к детям, с заботой орастущем человеке.
Ориентация на описанную парадигму по-новому выстраивает отношениемежду образованием и воспитанием в учебно-воспитательном процессе. Она означаетперевод системы образования в рамки культуросообразного человекообразуюшего ижизнеобеспечивающего процесса. Цели воспитания становятся и целями образования:усиливается гуманитарная компонента содержания, гуманизируются технологииобразования.
Сущность культурологического личностно ориентированного образованияв достаточной степени еще не раскрыта. Однако можно выделить его некоторыепринципы и важные характеристики.
В культурологической школе приоритетное значение придается изучениюкультуры и человека как ее субъекта, формируется целостный образ культуры.Содержание образования характеризуется энциклопедичностью, интеграцией знаний,гуманистической и эстетической направленностью. Учебные программы отличаютсявариативностью, что создает условия для свободного выбора содержания и способовобразования. Особое внимание уделяется развитию у учащихся культурологическогои исторического мышления, проблемному видению и познанию мира, интеграциизнаний в целостную систему.
Таким образом, можно констатировать, что у гуманистического воспитанияи культурологического личностно ориентированного образования общие цели, общиеметодологические основания, общие принципы. Специфика же образования состоит восуществлении их особой центрации на развитие интеллекта учащихся, способностейк познавательной деятельности и творчеству.
Особая функция образования состоит в том, что своим содержаниемоно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности – умственной,нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других еесторон.
С этих позиций гуманистическое личностно ориентированное воспитаниев дошкольном и младшем возрасте – процесс сохранения и обеспечения здоровьяребенка, развития его природных способностей, потребности в деятельности.Основные педагогические механизмы включают научение, воздействие словом ипримером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры,этическое сопереживание.
В подростковом возрасте – это процесс интенсивного физического и социальногосозревания личности, создающий предпосылки начала культурной самоидентификации,вхождения в мир национальной культуры, Основные педагогические предпосылкиразвития в этом возрасте – включение подростков в ситуации выбора ценностей, ихосмысления, вовлечение в культурное творчество.
Наконец, в старшем школьном возрасте смысловое значение приобретаютпроцессы духовно нравственной автономизации личности, физического инравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненногосамоопределения, социально-психологической адаптации. Механизмы личностногоразвития существенно меняются: на первый план выступает теоретическаяподготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний вцелостную картину мира, принятие решений в ситуациях выбора, саморазвитие.
Понимание механизмов культурного развития личности на каждом возрастномэтапе предъявляет требование адекватности не только к содержанию, но и ктехнологиям образования. Приоритетное значение в системе культурологическоголичностно ориентированного образования в младшем школьном возрасте приобретаюттехнологии развивающего обучения; в подростковом – технологии, имеющие ценностно-ориентационныйхарактер; в старшем школьном возрасте – технологии рефлексивно-творческого обучения.
Следует обратить внимание на то, что для культурологического образованиянедостаточно тех областей гуманитарного знания, которые определены в базисномучебном плане. Становление системы культурологического личностно ориентированногообразования в регионе предполагает самодетерминацию в региональной культуре исамоопределение образовательных учреждений как нужных окружающему социумуструктур, индивидуализацию образовательных микросистем, их саморазвитие.Раскрытие теоретических основ личностно ориентированного воспитания позволяетговорить о нем как о воспитании гуманистического типа, которое имеетальтернативный характер по отношению как к коллективистическому воспитанию, таки квоспитывающему обучению в их традиционном понимании.
Основными ценностями гуманистического личностно ориентированноговоспитания выступают: человек как предмет воспитания; культура как среда,растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека вкультуре.
Именно этиценностные основания позволяют осуществлять личностно ориентированноевоспитание как процесс развития и удовлетворения потребностей человека каксубъекта жизни, культуры, истории.
Литература
1. БондаревскаяЕ.В. Ценностные основанияличностноориентированного воспитания// Педагогика, №4, 1995, с. 29-36.