Реферат по предмету "Философия"


Развитие и особенности диалектики

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ
Тема № 20:ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

План
1. Понятиедиалектики. Исторические формы диалектики
2. Основные принципыи законы диалектики
3. Альтернативыдиалектики

1. Понятиедиалектики. Исторические формы диалектики
 
Диалектика(греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука онаиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научномупониманию диалектика предшествовала долгая история, и само понятие диалектикавозникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина.Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всегосуществующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этомпроцессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчастимилетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще неприменялся термин «диалектика». Первоначально этим термином (dialektiketechne – «искусство диалектики»)обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2)искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды [8; 120]. Аристотельсчитает изобретателем диалектики Зенона Элейского, которыйподверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движенияи множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку овероятных мнениях от науки о доказательстве. Платонвслед за элеатами (Элейскаяшкола)определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее,в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшиероды сущего могут мыслиться только таком образом, что каждый из них есть и неесть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное».Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно ипреходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие естьнеобходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство иявляется, по Платону, искусством диалектики.
Развитие диалектики продолжалинеоплатоники (Плотин, Прокл).В философии феодального общества — в схоластике— диалектикой стали называть формальную логику, которая былапротивопоставлена риторике. В эпоху Возрождениядиалектические идеи о «совпадениипротивоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время,несмотря на господство метафизики, Декарт (в космогонии) и Спиноза(вучении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В18 веке во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первыйисследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того,- противоречия в современном ему общественном сознании («Племянник Рамо»).
Важнейшим до Марксаэтапом в развитии диалектики стал немецкий классический идеализм, который вотличие от метафизического материализма рассматривал действительность не толькокак предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнаниеистинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело кограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первымипробили брешь в метафизике Лейбницв своем учении о саморазвитиимонад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, которыйуказал на значение противоположных сил в физическом и космогоническомпроцессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. Втеории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях».Однако диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется,как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием толькоявлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихтеразвил «антитетический»метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллингвследза Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.
Вершиной в развитиидомарксистской диалектика была идеалистическая диалектикаГегеля,который«впервые представил весь природный, исторический и духовныймир в виде процесса, т. е, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании иразвитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития»[6; 23]. В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю,есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, чтоэти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самихсебя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научногоразвёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит всодержание науки имманентную связь и необходимость...» [8; 121]. Результатдиалектики Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. Вучении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию,заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовыемыслители (русские и некоторые другие революционные демократы) видели вдиалектике Гегеля «алгебру революции» (Герцен).
Истинно научное пониманиедиалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическоесодержание философии Гегеля, они построили диалектику на основематериалистического понимания исторического процесса и развития познания,обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научнойдиалектике органически сочетаются законы развития как бытия, так ипознания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме.Поэтому материалистическая диалектика есть не только «онтологическое»,но и гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание встановлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистическойдиалектикой как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория,несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности.
Главной категориейматериалистической диалектики является противоречие. В учении опротиворечиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержитсяключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития:развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерывпостепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития иотрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон,черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает диалектику отвсякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны длясовременных буржуазных и реформистских теории. Абсолютизация любой черты,стороны, закона диалектики ведет к метафизическому ее искажению.
Материалистическая диалектикапредставляет собой философский метод исследование природы, общества и познания.Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путьстановления объективной истины, связь на каждой ступени развития наукиэлементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы отодних форм обобщения к другим, более глубоким. Революционное существоматериалистической диалектики, не мирящейся ни с каким застоем инеподвижностью, делает ее орудием практического преобразования общества, помогающимобъективно учитывать исторические потребности общественного развития,несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшимформам, способствующим прогрессу человечества. В свое время в полномсоответствии с диалектико-материалистическим миропониманием (диалектическаялогика) выстраивалась стратегия и тактика борьбы за коммунизм.
Постоянно развивающаясяборьба старого и нового,противоположного ипротиворечивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьбаобъективно предполагает необходимость диалектики – научной теории развития, методапознания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение иразвитие – подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и являетсябесценным творением человеческого разума.
Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражениевсеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Т.о., диалектика какпонятие употребляется в трёх значениях:
1) Под диалектикойпонимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектикаобщества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.
2) Субъективнаядиалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики всознании.
3) Философское учение одиалектике или теория диалектики. Выступаеткак отражение отражения.Называется учением одиалектике, теорией диалектики.
Диалектика может быть материалистическойи идеалистической. Материалистическаядиалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждаякатегория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи сдругими законами и категориями. Знание такой системыпозволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связейдействительности, всеобщих форм бытия, диалектическихзакономерностей движения и развития.
Диалектика как категорияимеет ряд характеристик.Диалектика – наука онаиболее общих законах всякого движения.
Ныне в науке аксиоматичнои бесспорно положение о том, что нашесубъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам ипоэтому в результатах противоречия между ними быть не может.
Современноеестествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяетсубъект опыта, распространяя его с индивида на род.
Диалектика как теорияразвития.Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовыхдогматических положений,истина заключается всамом процессе познания,в длительномисторическом развитии науки, поднимающейся снизших ступеней на всё более высокие, ноникогда не достигающей такой точки, откоторой найдя абстрактную истину, недолжна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечногоразвития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и длятех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегдаустановленного.
Диалектика как учениео единстве противоположностей. Диалектика – есть учение о том, какмогут быть и бывают тождественными противоположности, — при каких условиях онибывают тождественны, превращаясь друг в друга – почему ум человека не долженбрать эти противоположности: за мёртвое – застывшие, а за живое – условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.
Диалектика как методпознания.Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельныйобъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнеепоявление. Гегелевская диалектика являетсяосновной формой всякой диалектики, нолишь, после освобождения ее от еемистической формы.

2. Основныепринципы и законы диалектики
В основании любой научнойтеории всегда лежат исходные положения, принципы, которые представляют собойтеоретическую основу ее логической системы, объединяют все элементы последней ираскрывают самое существенное и общее в ее содержании. Научные теории опираютсяна различные принципы, что объясняется как качественными особенностямиописываемых ими объектов, так и выбором способов их построения. Спецификафилософских принципов в отличие от конкретно-научных заключается прежде всего вих предельно общем философском содержании. Однако сам факт направленностифилософии на изучение всеобщего еще не гарантирует правильность тех принципов,которые лежат в основе того или иного философского учения. Как показываетистория философии, в основе различных философских систем могут лежать разныеисходные принципы. Так, у Гераклита в качестве всеобщего «начала» выступаетстановление, у Платона — идея, у Спинозы — субстанция, у Лейбница — монада.
Нетрудно заметить, чтовыбор какого-либо принципа как «начала» философской системы зависит в первуюочередь от того или иного решения основного вопроса философии. В то же времяпринципы содержат в себе указание на метод построения философской системы, или,как писал Гегель, при ее создании «… возникает потребность в соединенииметода с содержанием, формы с принципом» [2; 124]. Сам Гегель,опираясь на принцип развития, разработал диалектический метод. Ноидеалистически решая основной вопрос философии, в качестве другого принципа онвыдвинул положение о тождестве бытия и мышления. В результате его философскаясистема имела известные существенные пороки, которые были подвергнутывсесторонней критике К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным.
Основоположники марксизмавпервые указали на подлинные исходные принципы единственно научной философии— диалектического материализма. Последовательно материалистически решая ими жесформулированный основной вопрос философии, они разработали учение, котороекоренным образом отличается от различных метафизических и идеалистическихнаправлений именно важнейшими принципами подхода к объяснению и преобразованиюдействительности — принципом материального единства мира и принципом развития.
Вместе с тем наряду суказанными в марксистской философии активно разрабатываются принципыпротиворечия, детерминизма, отражения, объективности, партийности, историзма,структурности, восхождения от абстрактного к конкретному, единства диалектики,логики и теории познания и т. д. Однако они являются подчиненными по отношениюк первым двум, ибо их содержание во многом обусловлено принципами единства иразвития.
Иногда принципыотождествляются с законами материалистической диалектики. Не считаяправомерным резкое противопоставление принципов и законов диалектики, нельзя вто же время признать справедливой точку зрения, когда между ними не проводитсяразличий. Методологическую основу правильного решения вопроса о взаимосвязизаконов и принципов можно найти у Гегеля. Признавая тождественность принципов и«начал» науки в том смысле, что принцип должен быть также началом, онотмечал, что «… начало философии есть наличная и сохраняющаяся на всехпоследующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентнымсвоим дальнейшим определениям»[2; 128]. Следовательно, уже этахарактеристика принципов диалектики позволяет провести различие между ними содной стороны и законами и категориями — с другой.
Такое пониманиесодержания понятия «принцип», приводит к выводу, что по сравнению с законами,которые доказываются, выводятся в рамках данной теории, первоначальная формулировкапринципов, лежащих в основании этой теории, в известной степени не зависит отнее. В то же время содержание самих принципов не является окончательным,заранее заданным, а раскрывается непосредственно в системе законов и категорий.Как показал еще Гегель, «… оказывается, что-то, что составляет начало,будучи еще неразвитым, бессодержательным, по настоящему еще не познается вначале и что лишь наука, и притом во всем ее развитии, есть завершенное, содержательноеи теперь только истинно обоснованное познание его»[2; 128-129].
Существующие различиямежду принципами и законами не абсолютны, ибо в определенных отношениях законынауки (и в первую очередь законы марксистско-ленинской философии) выступают вкачестве принципов. Такая ситуация объясняется их логико-методологическойфункцией, когда они служат исходными положениями для построения научных теорийи являются основой систематизации знания.
Двойственный характерфилософских законов, когда, с одной стороны, они выступают как законыматериалистической диалектики и раскрывают содержание ее принципов, а с другой,сами являются «началами», лежащими в основе как региональных философскихтеорий, так и специальных наук, требует учитывать, в каком отношении они представляютсобой принципы, а в каком — законы. Такое различение позволяет более четковыделить основополагающие, исходные положения марксистско-ленинской философиикак теории.
К их числу, прежде всего,следует отнести принцип единства мира как движущейся материи. Вфилософской литературе его зачастую называют принципом всеобщей связи. В то жевремя некоторые авторы, указывая на близость этих принципов, возражают противих отождествления. Конечно, понятия единства и взаимосвязи не тождественны,хотя и близки друг к другу. Однако если с указанных выше позиций подойти к иханализу как к двум «началам» марксистской философии, то оба они как исходныеоказываются сравнительно бедными по своему содержанию.
Принцип единства в такомслучае ограничивается констатацией материалистического монизма, согласно которомуподлинное единство мира состоит в его материальности, в единстве всехконкретных форм и видов, свойств и состояний материи как единой и единственнойсубстанции. Он указывает на источник, основу, позволяющую говорить о наличиисвязи между различными фрагментами реальности. В то же время в приведенной вышетрактовке он абсолютно не касается характера единства, которое раскрываетсяположением диалектики о всеобщей взаимосвязи.
Аналогичная ситуацияскладывается и по отношению к принципу всеобщей связи, взятому вотрыве от принципа материального единства мира. Он указывает на наличие связи,ее характер, но не затрагивает вопрос о ее основе и не вытекает непосредственноиз материалистического решения основного вопроса философии. Правильноепонимание проблем соотношения единства и взаимосвязи возможно только в руслеуказаний основоположников диалектического материализма. Они рассматривали их нев отрыве друг от друга, а как хотя и различные, но взаимопроникающие и взаимодополняющиекатегории.
Представляется поэтомувозможным, а для целей нашей работы более целесообразным трактовать их не какдва самостоятельных принципа, а как две стороны одного и того же принципа.Причем, когда требуется подчеркнуть тот факт, что этот принцип представляетсобой непосредственное выражение материалистического решения основногофилософского вопроса, тогда он выступает как принцип единства мира,заключенного в его материальности. Когда же основной акцент делается на егодиалектической направленности, можно говорить о принципе всеобщей связи,имея в виду, что всеобщая связь выступает как непосредственное выражениеединства мира.
Рассматриваявзаимообусловленность и взаимозависимость явлений объективного мира какатрибутивное свойство материи, диалектика обосновывает существованиебесконечного качественного своеобразия связей, присущих различным уровнямструктурной организации и формам движения материи. Всеобщая взаимосвязь,взаимодействие вещей представляется не как хаотичное их скопление, а как единоецелостное образование, где качественно многообразные явления взаимообусловливаютдруг друга.
К числу основных принциповмарксистско-ленинской философии относится также принцип развития, неразрывносвязанный с принципом единства мира. Выделяя их в качестве основных принциповматериалистической диалектики, В. И. Ленин добавлял: «Кроме того всеобщийпринцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единствамира, природы, движения, материи еtс.»[4; 229] В противном случае рассмотрение любого вопроса снеизбежностью окажется односторонним, не полным, недиалектичным. Принципединства выявляет как единство фрагментов действительности и их структурнойорганизации, так и единство процессов изменения, движения, в том числе и процессовразвития.
В системном подходепринцип всеобщей связи выступает в виде внутренне противоречивого единстваэлементов и структуры, различения уровней структурной организации материи ивыявления закономерностей их взаимодействия. Выработка общих представлений обуровнях структурной организации материальных систем и принципах ихклассификации рассматривается сейчас как одна из важнейших задач в развитиисистемных исследований в целом и системного подхода в частности53.Это связано прежде всего с тем, что последний, изучая фрагментыдействительности с точки зрения соотношения элементов и структуры, в центрсвоего внимания ставит вопрос о взаимодействии, взаимовлиянии различных уровнейструктурной организации системы в процессе ее функционирования и развития.
Под уровнем структурнойорганизации обычно понимают дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразноесостояние материальных систем, охватывающее объективную специфику форм и видовматерии, а вместе с тем и взаимосвязь между различными формами движения материи,узловые линии ее развития. Качественная специфика материальных объектовопределяется прежде всего их структурой и качественным своеобразием элементов,ибо сама структура в известной степени зависит от последних. Поэтому икачественная специфика уровней организации характеризуется закономернымисоотношениями элементов и структуры, которые свойственны материальным объектам,принадлежащим к данному уровню.
В то же время в силудиалектического единства структуры и функций каждый из уровней структурнойорганизации материи обусловливает определенный, только ему присущий типпроцесса функционирования. Поэтому можно говорить об уровняхструктурно-функциональной организации систем. Это означает, что уровниструктурной организации и типы процессов находятся в состоянии взаимногосоответствия, т. е. каждому уровню соответствует вполне определенный типпроцесса функционирования, который является главным, наиболее существенным приизучении специфики соответствующего структурного уровня и наоборот.
Закон — это отношение между сущностями. Внауке сущностные связи выражаются с помощью категорий. Законы науки, поэтомувыступают как отношения между категориями.
В законах наукиотражаются необходимые, повторяющиеся связи явлений и предметов. В законахотражается инвариантность в связях предметов и явлений.
Законы науки не остаютсянеизменными. Они уточняются и совершенствуются. В науке существует тенденцияпереходить от феноменологического описания событий к раскрытию причиннойдетерминации и от качественного описания явлений к их точному количественномувыражению в математической форме.
Законы материалистическойдиалектики носят детерминистский характер. Они раскрывают наиболее общиевзаимосвязи материальных и духовных объектов и явлений, внутренние причины ихразвития.
Различия категорийи законов возникает на основе предмета отражения.
1. а) Категория отражаютобщие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;
б) Законы отражают тольковсеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражаютсвойства и стороны.
2. Категории и законыразличаются по форме отражения.
а) Категории являютсяособым видом внимания;
б) Законы диалектики, каки другие, представляют собой особый вид суждений.
Существуют три законадиалектики:
· закон единства иборьба противоположностей;
· закон взаимногоперехода количественных и качественных изменений;
· закон отрицания.
Из этого нельзя сделатьвывод о том, что будто бы законы этим и ограничиваются. Законов целоемножество, есть и не познанные. Испокон веков внимание разума привлекали какпротиворечивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементовбытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытияпознается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречиепредставляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположныхсторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процессстолкновения противоположных стремлений и сил.
Абсолютно тождественныхвещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическимипротивоположностями называются одновременно взаимоисключающие ивзаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегосяпредмета (явления, процесса).
Формула «единства иборьбы» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств,изложений движения, развития. Растение, животное, каждая клетка в каждоемгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самихсебя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию иотмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции, благодаря сумменепрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь и общие итогикоторых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половаязрелость, процесс размножения, старость, смерть.
Используя закон единстваи борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можнорасценивать их как соединение двух гипотетических начал – мужского и женского. Мужчинаи женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив,человек с любой точки зрения – анатомической, психологической, философской – естьподвижный результат двух начал.
Любая ориентация, стремлениеопределяет мужское в мужчине, женское в женщине.
Движение слева направо, вверх,от центра к периферии – мужское. Справа влево, вниз, от периферии – женское.Т.о., любое «слева» уже подразумевает «направо», а любое «вверх» имеет смысл,если известен «низ».
Все направления легитимнытогда, когда имеется центр.
Противоречие – выражаетвнутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего(сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику отметафизики. Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов. Диалектическоепротиворечие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих),т.е. взаимодействующих противоположностей. Единство тождества и различия – таковадиалектическая форма противоречия.
Противоположностихарактеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороныдиалектического противоречия.
Противоположности, пословам Гегеля, «имеют против себя» не просто иное, а «свое иное». Диалектикапротиворечия отражает двойственное отношение внутри целого: 1. Единствопротивоположностей. 2.Их борьбу.
Существуют следующие типы(виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренниепротиворечия – это противоречия между элементами структуры; а внешние – этопротиворечия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и неосновные,главные и неглавные. Например, взаимные превращения нейтрона, протона,электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывноговозникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома –полярность ядра, электронные оболочки остаются!
В материалистическойдиалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условиекачественного изменения вещей.
Отрицание означает превращение одного предметав другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованногоэлемента в составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицаниевключает в себя триединый процесс:
1) деструкции(разрушения, преодоления, изживания), прежнего;
2) кумуляции (накопление,суммирование) — (частичного сохранения, препятственности, трансляции);
3) конструкции(формирования, создания нового).
Отрицание отрицанияпредполагает цикличность, относительную повторяемость и поступаемость.
Законколичественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество – этосовокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем онаявляется.
2. Количество – этосовокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.
3. Качество – такаяопределенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его какданный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий кклассу однотипных с ним предметов.
4. Количество – характеристикапо степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая ввеличинах и числах.
Каждая отдельная вещьобладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает еекачество. В данном законе выделяют следующие понятия:
Мера – диалектическое единство качества иколичества или такой интервал количественных изменений, в пределах которогосохраняется качественная определенность предмета.
Скачок – переход количественных изменений вкачественные или переход из одного количественного состояния в другое в результатепревращения меры.
Свойство – сторона предмета,обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаясяво взаимодействии с ним.
3.Альтернативы диалектики
 
Одним из аспектовклассификации методов философского познания окружающего мира являетсядифференциация диалектического и метафизического методов.
Под диалектикойимеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развитиябытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоениядействительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и началостановления диалектики связано с периодом античности. Этот этап частохарактеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имеяв виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многомнаивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии идвижении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное пониманиедиалектики.
Так, материалист Гераклитв своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение иизменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть преждевсего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот жепериод идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор,диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о«диалектике понятий», о субъективной диалектике.
Таким образом, диалектикав принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случаеона выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическаядиалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (равнокак и диалектического идеализма) — Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектикикак теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равнокак и диалектического материализма) — К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ейцелостный и научный характер.
Диалектика возникла иразвивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способоммышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной,статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированномурассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический методхарактеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу:либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. Всоциальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не снами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведениюмногообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведениевысшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Новоговремени было характерно сведение различных форм движения материи кмеханической. Поэтому он и получил название механистического материализма,который в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.
Необходимо отметить,однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрениепредметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение»находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование.Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен ииспользуется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение,за статикой — динамика, а за деревьями — лес, то такой элемент метафизикипросто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый моментдиалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этотмомент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследованиявырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится вабсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех одностороннихидеалистических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль,сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется ипротивопоставляется материальному в качестве абсолютно автономного демиурга(творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальноевозникает на базе материального.
Следует, однако,отметить, что опасность познанию представляет не только абсолютизация покоя, нои абсолютизация его противоположности — движения. И то и другое есть выражениеметафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь,ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий к абсолютному релятивизму(от лат. relativus — относительный — методологическийпринцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающийиз одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицанияее относительной устойчивости) [8;410]. Для подлинной диалектики нет нитолько покоя без движения, но и движения без относительного покоя.
Помимо указанных методовфилософия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшеезначение.
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором заоснову познания берутся чувства и который стремится все знание вывести издеятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании(Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) [8; 425].
Рационализм, (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познанияи действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.) [8; 404].
Иррационализм — философский метод, который отрицаетили, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основноевнимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор,Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.) [8; 173].
Бурное развитие науки ипознания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии какспециализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренниемеханизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются критериинаучности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и ростнаучного знания, структура научных революций и др.
Все названные философскиеметоды находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостнуюсистему, благодаря чему философия и выступает как общая методологияпознанияи освоения мира. Но наряду с этим философия выступает и как особая теория,имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качествафилософии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силувсеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое времяи как методология для других наук.

Литература
1. Введение вфилософию Ч.III. – М., 1989.
2. Гегель. Наукалогики. В 3-х томах. Т. 1. М., 1970.
3. Зак С.Е. Принципыи основные законы материалистической диалектики. – М., 1974.
4. Ленин В. И.Полное собрание сочинений. Т. 29.
5. Материалистическаядиалектика. – М., 1985.
6. Маркс К., ЭнгельсФ. Собрание сочинений. Т. 20.
7. Морозов В.Д.,Морозов В.В. Диалектика: системы и развитие. – Мн., 1978.
8. Философскийсловарь. 5-е издание. – М., 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовой режим экологически неблагоприятных территорий
Реферат Связность текстовой информации
Реферат Подвижной состав автомобильного транспорта, обслуживание и ремонт
Реферат Роль кредитных отношений в современной рыночной экономике
Реферат До питання еволюції взаємин лікаря і пацієнта у вітчизняній системі охорони здоров я
Реферат Инженерный проект строительства автомобильной дороги "А-Б"
Реферат Екологія і суспільство 2
Реферат Оборудование участка железной дороги устройствами автоблокировки
Реферат Глубинная ферментация лимонной кислоты
Реферат Расчет и проектирование оснований и фундаментов промышленных зданий
Реферат Билеты по политэкономии с ответами 2
Реферат Классификация чрезвычайных ситуаций 3
Реферат Линейная модель множественной регрессии
Реферат Проблемы кредитования корпоративных заемщиков на примере ОАО "МДМ-Банк"
Реферат 4 Государственная экологическая экспертиза для снижения объёмов поступления загрязненных сточных вод с территории г