ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДПГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.Г.БЕЛИНСКОГО
Факультет психологии
Кафедра педагогики и психологии
профессионального обучения
КУРСОВАЯРАБОТА
НА ТЕМУ:
«ФОРМЫВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ»
Выполнила:
студентка группы ПС-21
Долотова С.А.
Научный руководитель:
Стенякова Н.Е.
г. Пенза2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1
Понятие формы
Актуальные цели и задачи воспитанияучащихся
Разнообразие форм воспитательнойработы
Упорядочение внеурочного времени
Коррекционное внеурочное воспитание
Глава 2
Система внеурочной работы иорганизация
Практическое применение формвнеурочного воспитания
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
ВНЕУРОЧНАЯРАБОТА — составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна изформ организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа вдореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в видезанятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитиевнеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах началиактивно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы,агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагогирассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности,основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Ссозданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочнаяработа чаще всего сливалась с работой этих организаций. До середины 80-х гг.внеурочная работа контролировалась органами народного образования, комитетамикомсомола и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всеговелась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководствоморганизаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условияхбольшинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей инаблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельныхпедагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарногостиля в её организации. Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизациивоспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной наличность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкцийпозволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формывнеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основнымизадачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий дляпроявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей иимеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементовигры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методывнеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтениеотдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков инаучных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническоетворчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский июношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворятьпотребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях,музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. Кспецифической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня.
Вовнеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, котороепозволяет большинству школьников принять участие в организаторскойдеятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит нетолько от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителяпридать интересам воспитанников общественно полезную направленность. [ 9 с.27-28 ]
ГЛАВА1
Понятие формы
Воспитательная работа,как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.
Формавоспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей спедагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых вопределенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Форма воспитательнойработы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной,захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия собъектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объектакак личностной ценности в структуре личности. [1 с.106]
В поисках формы педагогисходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшимобразом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формыидет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекаетсяформой, чтобы потом принять идею.
У формы есть еще одноключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние,подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков июношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Им нравится специфическоеоформление, подчеркивающее их автономию.
Педагогический поискформы сопряжен с некоторыми условиями.
1. Любая форма должна быть ориентированана три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получалидостаточную духовную пищу для внутренней активности.
2. Форма должна быть изменчивой, ноосуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, имнеизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, такчтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-топринципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксациив качестве наилучшего образца.
3. Форма не может быть воспроизведена всвоем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретныхобстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея,она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождаетсякак следствие такого анализа.
Таким образом, форма –это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способсуществования чего-либо; это плоть содержания. [2 с.80-81]
Актуальные цели изадачи воспитания учащихся
Система школьноговнеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитиеучащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, есливесь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условиядля самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у нихпознавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей,умение находить необходимую информацию и т.д.
Главные идеи:
— формирование культурыобщения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как совзрослыми, так и со сверстниками;
— передача учащимсязнаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
— воспитание стремленияучащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Главная цель:
Создание условий дляпозитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявленияинициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости вреальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всехвозрастных этапах.
Задачи воспитания:
— знакомить учащихся страдициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
— использовать активные итворческие формы воспитательной работы;
— создавать кружки, клубы,секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
— демонстрироватьдостижения учащихся в досуговой деятельности;
— воспитывать силу воли,терпение при достижении поставленной цели;
— способствоватькачественной деятельности школьных внеклассных объединений.
Исходя из вышесказанного, можно вывести некоторые формы внеклассной работы:
· дискотеки кпраздничным и памятным датам;
· концерты иконкурсы самодеятельного творчества и искусства;
· чествованияспортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;
· конкурсысостязания талантов;
· дни творчествашколы;
· театральныепремьеры и спектакли школьных и классных арт-студий. [14 с.210-211]
Разнообразие формвоспитательной работы
Внеурочнаяработа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении вклубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров,праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относитсяорганизация продленного дня.
Организациявнеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда былаи останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимоуроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеютсущественное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Ониважны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизитьсяс детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданныеи привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяютпережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делаетучителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущениенеобходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, каксейчас говорят.
Однако,чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Методистывыделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, аименно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная,эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебнымпроцессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижениюопределенных образовательных, воспитательных целей.
Познавательнаядеятельностьнаправлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формированиеумственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочнойработы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационнаядеятельность, посуществу, представляет собой процесс формирования отношений к миру,формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизнилюдей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеетбогатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов нажизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы посоциально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты.Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех другихформах и видах деятельности.
Общественнаядеятельность предполагаетучастие школьников в органах управления школой, различных ученических имолодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических идругих акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа посамообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работаученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическаядеятельностьразвивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Труднопереоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут бытьорганизованы особенно эффективно вне школы в специальных учрежденияхдополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеютвозможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы,школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров имногое другое.
Досуговаядеятельностьозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котороминициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть стороннимнаблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можноотнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досугучеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха,коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагогдолжен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этихформ работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не оченьясно само понятие «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однакодля воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность учеников,какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.[3с.76-78]
Формувнеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организацииих относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности припедагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практикеимеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации.Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделенияпреобладающего, главного, компонента воспитательного дела. Можно сказать, что воснове нашей типизации — главные средства (методы, типы) воспитательноговоздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра,психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательнойработы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые,игровые, психологические.
Словесно-логическиеформы. Основнымсредством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответныеэмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы,классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обменинформацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждениепроблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школвсего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могутбыть различными.
Образно-художественныеформы. Ониобъединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия являетсясовместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызватьсильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которыелюди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великиепедагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошопонимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемыхчувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметьобеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Заметимв связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимаютбольшое место в современной жизни, особенно молодежи: рок-концерты, дискотеки,«тусовки» неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этихпредставлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, неоставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни,очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открытьсамого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в нейбыли моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления,открытием нового в окружающем мире, людях, себе.
Трудовые формывнеурочной работы. Положительновоздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любойтруд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы,разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива,типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчиненаработа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход запарками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовомхозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п.
Это также разнаяпомощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях иорганизациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетическогозрелища или праздника.
Трудовоевоспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию вобщественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного,интеллектуального и эстетического воспитания.
Трудовоевоспитание школьников – это:
· воспитаниеотношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности втворческом труде;
· воспитаниесоциально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
· развитиенавыков самообслуживания;
· формированиеуважительного отношения к материальным ценностям.
Всовременных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда,когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когдаон заинтересован в итоге своего труда. Применяются такие формы как оформлениекабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей,создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки«Мир наших увлечений» и др.
Игровые(досуговые) формы работы. Роль игры в организации досугазанимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами какодно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательныеразвлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные,конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательнойработы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ,чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясьв активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости,умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступкидругих. В связи с этим приводятсясовместные праздники, подготовкаконцертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования,конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Особоевнимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. Вформах этого типа основными средствами воздействия являются элементыпсихологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной игрупповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологическиеупражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и уменийвоспитателя. [12 с. 231-231, 235]
Дляуспеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог долженпредставлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально ихорганизовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая формаработы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру(соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такиеобязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания,действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя втом или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации ивсего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг сдругом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателюследует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя вразличных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи,счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый имсоциальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формывнеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету.Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ.При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы,так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе илитолько со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителяорганизуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки»,дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традициейшколы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы;конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, напредприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки вдругой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, кпамятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основномлетом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведенияи безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет,праздничных плакатов, открыток и многое другое. [4 с.49-50]
Особоотметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный изпрактики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере двазначения, первое из которых — просто время работы классного руководителя склассом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководительможет заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным:беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг идр. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решенияорганизационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость.Поэтому есть второе значение понятия «классный час» — собрание учеников классадля обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическомусамоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальныевопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях необязательно проводить каждую неделю, а достаточно раза два в месяц. [7 с.89]
Заметим,что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: наклассном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступить сбеседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся на такназываемых беседах классного руководителя на различные «воспитательные»темы. Прежде всего, скажем, что такие беседы не должны превращаться вперсональные словесные выговоры и назидания. Индивидуальную работу надопроводить индивидуально. Думается, что обсуждения возможны, но именносовместные. Они не должны превращаться в разносы одного ученика в молчаливомприсутствии всех. При соблюдении названного условия, это действительнооптимальный метод. В данных конкретных условиях ваши ученики и вы готовыобсуждать острые вопросы, никому не причиняя зла, не унижая и пр. [6 с.62]
Многиеучителя сегодня считают ненужными коллективные, групповые беседы, которые былиобязательны для классного руководителя в недалеком прошлом и которые теперьотносят, очевидно, к пережиткам социализма. Вероятно, это не совсем правильнопрежде всего потому, что ученики нуждаются во встречах и разговорах совзрослыми, с учителями. Опрос учеников VI—X классов двухобычных школ показал, что они хотели бы обсудить в классе среди прочих вопросовтакие: как узнать себя и развить свои способности; как лучше учиться и получитьобразование; как выбрать и получить профессию; как ладить с людьми (любить,находить взаимопонимание со взрослыми, дружить с товарищами). Согласитесь, чтошкольники разумно мыслят, они хотят знать о самом для них важном. Теперьспросите себя, где и кто им об этом скажет. Родители, книги, старшие товарищи,средства массовой информации, психологические и профориентационные центры,Интернет? Есть еще школа. Тогда на каких уроках можно обсудить актуальные длядетей вопросы? Таких уроков почти нет, кроме граждановедения, этики ипсихологии семейной жизни, которые ведутся далеко не во всех школах. Значит, наэти темы должны говорить школьный психолог, классный руководитель, которые невсегда к этому подготовлены.
Тем неменее, беседы на указанные и многие другие темы классный руководитель проводитьможет. Для этого, во-первых, самому учителю надо освоить эти вопросы, достатькниги, изучить, достичь хоть минимальной компетенции. Во-вторых, следует знатьметодику проведения таких бесед. Уроки на актуальные, жизненные (не по «основамнаук») темы — это своеобразные уроки воспитания, и проводить их надо, с однойстороны, по правилам урока, но, с другой стороны, пусть это будет неформальнаябеседа, обмен мнениями без таких последствий, как оценка, наказание,«оргвыводы», приведение всех к единому мнению.
Такиеуроки-беседы есть во многих школах мира. Интересный и довольно близкий пометодике нашим традициям в воспитательной работе, а также проблемным урокам политературе, истории опыт описывает американский психолог Уильям Глассер в книге«Школы без неудачников». Он предлагает регулярно проводить классные собрания посоциальной проблематике во всех классах: в младших — несколько раз в неделю втечение 15—30 минут, в старших — один раз в неделю до 45 минут. Главные целитаких собраний-дискуссий: формировать знания по вопросам социальной жизни, а непо академическим дисциплинам, знания о самом себе, о близких, о реальной,«живой» жизни за окном школы; научить школьников видеть проблемы в окружающей исобственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить решения этихпроблем; научить их понимать своих товарищей, пробудить желание помогать имрешать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними. [ 3с.173-176]
Немногоо методике занятия. Ведет такое собрание учитель, он ставит вопросы (какправило, только по одной теме) и дает возможность высказаться всем. Трудностьсостоит именно в постановке вопросов, их надо формулировать так, чтобы ониразбудили активность каждого и делали невозможными бессодержательные,формальные ответы, отговорки. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным, а частныедолжны требовать приведения примера, конкретного случая, который можнопроанализировать.
Косновным методическим условиям проведения занятий надо отнести также следующее.Учитель должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах учеников, выслушивать,не перебивая, каждого, обеспечивать право ребенка на самостоятельное суждение,не спешить с выводами и назиданиями, с «правильными» ответами, что характернодля наших отечественных педагогов. Для успеха таких занятий завоевать если неавторитет, то поначалу хотя бы симпатию детей, чтобы они хотели с вамиобщаться, обсуждать эти темы. Затем научиться вызывать интерес к темекакими-нибудь предварительными сообщениями, замечаниями, вопросами. Далее —обеспечить психологическую безопасность детей, свободу, исключающуюпреследование за не одобряемые вами ответы. Наконец, важно обеспечитьэлементарный порядок, чтобы можно было всем услышать каждого, установивправила: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; незаниматься посторонними разговорами и делами; не оскорблять товарища, даже еслис ним не согласен, и т. п. [ 5 c.39]
Упорядочиваниевнеурочного времени
Видовоеразнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии,лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна ипрофильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие отфакультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, болееширокие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции.Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полнотыудовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставлениевсевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческихобъединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного,упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеетсяреальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако,основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальностишколы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованногопространства через творческие объединения.
Организационнымфактором являются материально-технические условия школы: пропускная способностьпомещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая иматериальная емкость творческих объединений и т.д.
Играетнемаловажную роль — кадровый потенциал. Для работы в творческих объединенияхучитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. Отнего требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий,профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертымфактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственноруководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательнойдеятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также ихродителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержаниевнеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированныхпотребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.
Парадокссостоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческихобъединениях именно в школе, а не в учреждениях дополнительного образования. Потомуне случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекаютпедагогов учреждений дополнительного образования для организации творческихобъединений на базе своих школ.
Очевидно,что степень проблемности в организации деятельности этих объединений теснымобразом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсовучреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретнойтерритории. [ 13 с. 54-55]
Коррекционноевнеурочное воспитание
Коррекционнаянаправленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, чтопедагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляетсявозможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявитьсвои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участияво внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариантвзаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательнаядеятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможностьподростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия дляупражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых инравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований,соблюдения норм межличностных отношений.
Целесообразно отметить,что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний онравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку,развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам иобщечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а такжеявляется профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведенияподростков. [ 11, с 112. ]
ГЛАВА 2
Системавнеурочной работы и организация
Задачиформирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода кпостановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательнаяработа представляла собой стройную целенаправленную систему.
Основными задачами организациивнеурочной деятельности детей являются:
· выявление интересов, склонностей,способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
· оказание помощи в поисках «себя»;
· создание условий для индивидуальногоразвития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· формирование системы знаний, умений,навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческойдеятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализацииприобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения,взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения с социумом.
Системавнеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов,содержания, форм и методов деятельности.
Содержаниесистемы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного,нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся,разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.
Системавнеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ееможно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов:планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любогоэлемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущидинамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание,структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетаниеуправления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь вреализации инициативы и самодеятельности учеников. [8 с.17]
Существуюттипичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системывнеурочной работы.
Существуетнедостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель – содержание– форма» или «планирование – организация – анализ», а также отсутствие связеймежду этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторыепедагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят краспределению мероприятий по времени и месту.
Неменее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних направленийработы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственноепросвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организаторзанят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться вэстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает егороль.
Ещеодин существенный недостаток – формализм, слабая идейная и нравственнаяцеленаправленность многих воспитательных мероприятий.
Именнообеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различныхэлементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самогоорганизатора. [10 с 19.]
Практическоеприменение форм внеурочного воспитания
Внеурочнаявоспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных дляшколы формах по следующим направлениям:
1)учебно-познавательное:
-предметнаянеделя русского языка;
-библиотечныечасы;
-конкурсы,олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.
2)культурно-просветительное:
-посещениегородской картинной галереи;
-театральныепредставления;
-проведениешкольного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.
3)общественно-патриотическое:
-встречис ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;
-работашкольного музея;
-работапо сбору и реставрации музейных экспонатов;
-экскурсионнаяработа;
-организацияи проведение субботника по благоустройству школы.
4)физкультурно-оздоровительное и спортивное:
-работаспортивных секций по футболу и хоккею;
-общеоздоровительнаяработа;
-проведениеподвижных игр и «весёлых стартов»;
-проведениевнутришкольных спортивных соревнований;
-проведениебесед по охране здоровья;
-заполнение«карточки здоровья».
5)нравственно-правовое:
-беседао правилах безопасности дорожного движения;
-экологическаяработа;
-беседыо правилах поведения в общественном месте;
-работас социально неадаптированными подростками и их семьями.
6)эстетическое и игровое:
-организациявыставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-проведениетематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуреповедения и речи;
-участиев конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровнерайона;
7)лекционно-образовательное:
-проведениеродительских собраний;
-лектории;
-индивидуальнаяработа с родителями.
Педагогдолжен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этихформ работы. В частности, следует осознавать, что в разных формахвоспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основноесредство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальнымпроблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним методубеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом,зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовойакции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, вбольшинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог долженпонимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этогоорганизовывать какое-либо дело с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачейсовременных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятыхрешениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в нихспособности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современныхусловиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическаяобстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когдаподрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломныйпериод, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первыхмест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановкерыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости,деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственныеобщечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована счеловеческим лицом: для блага человека.
Выявленныетенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательнойработы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной,соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и обществатраектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамикаэффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении исбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участниковобразовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Титова Е.В. Еслизнать как действовать. М., 1993 г.
2. Безрукова В.С.Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
3. Щуркова Н.Е.Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
4. Педагогика / Подред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
5. Макарова Т.Н.Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
6. Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
7. Львова Ю.Л. Творческаялаборатория учителя. – М., 1992.
8. Воспитательнаяработа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
9. Рубин А.А.Юрченко З.В. «Внеурочная работа по общественным предметам». Журнал«Преподавание истории в школе» N 5, 1991.
10. Журнал «Директоршколы», № 8, 2001.
11. Кащенко В.П.Педагогическая коррекция. — М.,1992.
12. Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. – М., 1999.
13. Воспитаниешкольников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. – М., 1980.
14. Дереклеева Н.И.Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.