ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославскийгосударственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Кафедраспециальной (коррекционной) педагогики
Специальность032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Формирование познавательной активности у детей сзадержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим»
Содержание
Введение
1. Проблема формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста
2. Особенности формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста с задержкой психического развития
3. Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формированияпознавательной активности у детей с задержкой психического развития
Заключение
Библиография
Введение
В настоящеевремя перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого,всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянноменяющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области исферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения иразвития познавательной активности, ведь именно познавательная активность,является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитиюсамостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения,подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач. Познавательнаяактивность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана сразвитием познавательных процессов [7;3]. Шамова Т.И. дает следующееопределение познавательной активности: качество деятельности ученика, котороепроявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении кэффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время,в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательнойцели [11;59]
«Познавательнаяактивность или любознательность», — пишет Д. Годовикова — «это стремлениеполучить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность — это ипознавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность» [21;48].
Проблема познавательной активности издавна привлекала вниманиефилософов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней. При разработке этойпроблемы ученые опирались на теоретические исследования ведущих педагогов –Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверевой, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, А.П. Усовой, И.П.Сокулиной, А.К. Леонтьева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова,Д.Н. Богоявленской [11;117].
По данным научного центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детейрождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья.Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь,достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше 60% детей относятся к группериска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте являетсязадержка психического развития [10;4].
Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Подьякова, С.Л. Новоселовой,А.М. Фонарёва доказывают, сколь важно учитывать в ходе учебно-воспитательногопроцесса познавательную активность ребенка. Детям с задержкой психического развитияэто важно вдвойне, потому что
им свойственна низкая познавательная активность, так как у нихслабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Безспециального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такиекачества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний инавыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, апознавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психическихфункций [6;35].
Все вышеперечисленные факты объясняют наш интерес к теме ихарактеризуют ее актуальность.
Целью нашего исследованияявляется, доказать эффективность занятий по ознакомлению с окружающим в формированиипознавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Объектом является особенностиформирования познавательной активности у детей с задержкой психическогоразвития.
Предмет исследования: эффективностьзанятий по ознакомлению с окружающим при формировании познавательной активностиу детей с задержкой психического развития.
Гипотеза нашего исследования: развитие познавательной активности удетей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению сокружающим будет эффективнее, если учитывать следующие условия:
· ребенок будет выступать как активный субъект деятельности;
· работа будет осуществляться целенаправленно и последовательно;
· содержание, методы и приемы на занятиях будут подобраны с учетом
зоны ближайшего развития детей.
Далее мы определили задачи нашего исследования:
· Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательнойактивности у детей дошкольного возраста.
· Выявить особенности формирования познавательной активности у детейс задержкой психического развития.
· Выявить эффективность занятий по ознакомлению с окружающим каксредство развития познавательной активности у детей с задержкой психическогоразвития.
1. Проблема формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста
Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, ноизучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этойпроблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, какисточник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей созданияэтой светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь нанепосредственный интерес воспитания к окружающим его предметам и явлениям,пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский впознавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения[12;211].
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогикии психологии, видит в познавательном интересе еще большие возможности дляобучения, для развития и для формирования личности в целом. Он играет особоезначение в обучении и обеспечивает познавательную активность, а так же овладениенеобходимыми знаниями, умениями и навыками [8;40]. Интерес к процессу познанияформируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве илюбознательности. Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающиеиз активного отношения к предметам и явлениям действительности в процесседеятельности. Истоки познавательного интереса заложены в окружающейдействительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания иобучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснитьнепонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, вжелании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи.«Ядром познавательного интереса, – пишет Г.И. Щукина, – являются мыслительныепроцессы». Изучению познавательного интереса посвящены многие научныеисследования, в совокупности, доказавшие его разностороннюю роль, как сложногои значимого образования личности. Познавательный интерес способствует болеесвободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основаниятворческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей (Б. Г.Ананьева, В. Г. Иванов, Ю. А. Шаров, Г. И. Щукина) [12;236-239].
Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательнойактивности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность[19;29]. Познавательная активность является одним из компонентов умственногоразвития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательныхпроцессов. Психические познавательные процессы – это психические явления, всвоей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так ирезультат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение,память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания ивыражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить,уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы;в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, вумении усваивать способ познания и умения перенести его на практическуюдеятельность [19;36].
Большую роль в формировании познавательной активности играетвзрослый. Он обучает детей наблюдательности и самостоятельной постановкепроблемы, а также способам получения информации. Дети учатся задавать вопросы.Эти умения приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которыеставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. Дети любят задаватьвопросы. В этом проявляется их любознательность, что свидетельство хорошейорганизации ума. Дети познают мир, задавая множество вопросов. На протяжениидошкольного возраста вопросы меняются по форме и содержанию. Ребенка интересуетназвание действия, предмета, его качества, свойства. Вопросы возникают принепосредственном восприятии предметов и явлений. Для старшего дошкольноговозраста характерна интенсивная умственная переработка впечатлений. Вопросыребенка этого возраста направлены на усвоение связей, отношений междупредметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений,нахождению в них аналогии, общего и различность [17;78]. В исследованиях М. И.Лисиной показано, что познавательная активность развивается в процессевзаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивнойдеятельности. В ее формирование тесно взаимосвязаны интеллектуальные иличностные моменты, поскольку «процесс удовлетворения познавательнойпотребности осуществляется как поисковая активность, направлена на обнаружение,открытие неизвестного, его усвоения. Активность завершается актами решенияпроблемы, представленных в актах «понимания». Познавательные потребностиявляются стимулирующим фактором дальнейшего развития познавательной активности[15;215].
Познавательная активность занимает в деятельности структурноеместо, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательнойдеятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.Активность чревата деятельностью: деятельность — активность — потребность.Активность — это потребность, уже отягощенная материей движения и слов,предвкушений и воспоминаний. Очень близко к этому понятию понятиелюбознательности, или любопытства. А в нем подчеркивается потребность в новойинформации, готовность к ее переработке, ее инициативный и целенаправленныйпоиск [9;38].
Существует три уровня познавательной активности ребенка. Первыйуровень можно назвать уровнем потребности во впечатлениях. Это своего родапервый уровень, являющийся фундаментом познавательной активности. Потребностьво впечатлениях тесно связана с любознательностью. Она является вторым уровнемразвития познавательной активности. Любознательность- это недифференцированнаянаправленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладениедеятельностью (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Годовикова). На этом уровне появляетсяинтерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Однако на этом уровнепознавательная деятельность носит скорее стихийный, чем целенаправленныйхарактер, здесь эмоции «забивают» цель деятельности; третий уровень – высшийуровень познавательной активности. Это уровень целенаправленной познавательнойдеятельности. Проявляется в самостоятельном поиске ответов на интересующие его вопросы,проявления элементов творчества, перенос способа познания с одного материала надругой.
Между уровнями развития познавательной активности ребенка иусвоение им знаний об окружающем мире, существует взаимная связь. С однойстороны, благодаря познавательной активности у ребенка значительно расширяетсякругозор, с другой стороны, знания – важнейший материал, который являетсяфундаментов познавательной активности. Обладая огромной побудительной силой,она заставляет стремиться ребенка к познанию. Поскольку познавательнаяактивность связана с волевыми усилиями, она является важнейшим стимуломвоспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремление кзавершению деятельности [19;75].
Характеризуя познавательную активность по степени устойчивости можновыделить два вида активности: эпизодическая и устойчивая.
Само название первого вида активности показывает, что онасуществует временно, побуждается познавательным материалом, внешней сторонойдеятельности, методом преподнесения (а не усвоения) знаний. Первоначальновозникает как переживание радости познания предмета, явлений или способадействия, как радость овладения деятельностью, который в силу своейорганизации, вызывает активность ребенка. Устойчивая или личностная, активностьразвивается как познавательная устремленность ребенка. Она сопряжена синициативным поиском знаний. Основой познавательной активности являетсяактивная мыслительная деятельность. Поэтому важно, чтоб малыш размышлял ивысказывал свое мнение [16;67]. В качестве факторов, влияющих на формированиепознавательной активности ребёнка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделялиобщение (Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, М. И. Лисина, Т.А. Серебрякова),потребности в новых впечатлениях (Л. И. Божович), общий уровень развитияактивности (Н.С. Лейтес, В. Д. Небылицин). Для дифференциации познавательнойактивности используют энергетический и содержательный показатели.
Содержательный показатель отражает результативность деятельности впроцессе получения знаний. Энергетический показатель по количеству вариантов (способымогут повторяться) сделанных ребёнком. Особенности ситуации влияют на проявлениепознавательной активности детей дошкольного возраста. Ситуации с большимколичеством возможных способов действия способствуют проявлению каксодержательного, так и энергетического компонентов. [22;184].
Д. Годовикова выделила три уровня сформированности познавательнойактивности:
· Интерес к предметам, отличающимся яркими перцептивными свойствамии к тем, что знакомы по своему функциональному назначению. Отсутствует интереск предметам иного назначения. Регуляция внешняя, предметы господствуют надактивностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самимпредметом).
· Его суть — содержание познавательной потребности и уровеньсамоорганизации. Стремление ознакомиться с предметами, имеющими определенныефункции. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям (уровень интереса кфункциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощьювзрослого).
· Его суть — новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытыевнутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени — внутренние, понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценкипоступков людей, особенно сверстников. Активность направляется целью — достичьжелаемого результата (уровень интереса к внутренним свойствам предмета, кпонятиям и опосредованности поиска — это самоорганизация) [19;58].
Педагоги определили условия, способствующиеэффективности воспитания познавательной активности детей:
· высокий научный и методический уровень деятельности педагога;
· высокая организация учебно-познавательной деятельности детей,опирающаяся на научные основы построения деятельности, на ее существенныестороны.
· благоприятная атмосфера отношений в деятельности и общении педагогас детьми, определяющая высокую познавательную активность через социальныйфактор обучения, которое определяется в значительной мере позицией педагога[3;93].
Таким образом, для формирования познавательной активностинеобходимо создание специальных ситуаций, с большим количеством возможныхспособов действия. Основой познавательной активности является познавательнаядеятельность, так как дети познают всё в деятельности. А деятельность невозникает без познавательных потребностей. Для проявления ребёнкомпознавательной активности нужен познавательный интерес. Только при наличии всехэтих компонентов возможно формирование у дошкольника познавательной активности.
2. Особенности формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста с задержкой психического развития
В миресохраняется тенденция рождения детей с различными нарушениями. В нашей работемы решили рассмотреть такую проблему как формирование познавательной активностиу детей с задержкой психического развития.
В отечественнойкоррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическими характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельностиребёнка.
Задержкапсихического развития — это парциальное недоразвитие высших психическихфункций, которое может, в отличие от олигофрении носить временный характер икомпенсироваться при коррекционном воздействии в детском и подростковомвозрасте [15;254].
Причинойтакого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головногомозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном,природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться игенетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут кнегрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкиецеребральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей впродолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелостьцентральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабостипроцессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условныхсвязей [16;194-205].
Основным признаком задержки психического развития являетсянезрелость эмоционально волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумениесосредоточиться на выполнении учебных заданий [2;47].
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с задержкой психического развития, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти.
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является снижение их познавательной активности [11;47].
Так же у детей с задержкой психического развития нарушеновнимание, причинами этого являются несформированность механизма произвольности,несформированность мотивации, нарушение познавательного интереса. Исследовательдетей с задержкой психического развития Жаренкова Л.М. отмечает следующиеособенности внимания, характерные для данного нарушения:
· неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижениюпродуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующихпостоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
· сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточенияна объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, чтоуказывает на наличие органических факторов соматического илицеребрально-органического генеза;
· снижение объема внимания, т.е. ребенок, удерживает одновременноменьший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решатьигровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
· сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднениивыделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественныхпобочных деталей;
· сниженное распределение внимания, т.е. ребенок, не можетодновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются всознательном контроле при их усвоении;
· «прилипание внимания», которое выражается в трудностях егопереключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствиигибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
· повышенная отвлекаемость [11;58].
Еще однимпризнаком несформированности познавательной активности у детей с задержкойпсихического развития является нарушение системных механизмов восприятия,факторами чего является нарушение интегративной деятельности коры головногомозга, больших полушарий и, как следствие, нарушение координированной работыразличных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы; недостаткивнимания; недоразвитиеориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни [13;41].
Дети сзадержкой психического развития, по исследованиям педагогов и психологов, имеютследующие особенности восприятия:
· недостаточная полнота и точность восприятия связанная с нарушением внимания, механизмов произвольности;
· недостаточная целенаправленность и организованность внимания;
· замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку);
· низкий уровень аналитического восприятия (ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает);
· снижение активности восприятия, в процессе восприятия нарушена функция поиска (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно);
· наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер.
Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с задержкой психического развития упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек [11;65].
Отдельноостановимся на особенностях речи детей с задержкой психического развития.Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в становленииречи детей с задержкой психического развития, низкую речевую активность, недостаточностьдинамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря,неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточностьсловесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи;существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования,саморегуляции в деятельности. У детей с задержкой психического развитиявыявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании дажеимеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, аиногда и неправильным пониманием их смысла.
Однимсловом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разнымсмысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана снедостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, околичественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередьопределяется особенностями познавательной деятельности личности при задержкепсихического развития.
Дети с задержкойпсихического развития отличаются своеобразием речевого развития. К признакамсвоеобразной задержки речевого развития можно отнести процесс возрастногословообразования при задержке психического развития. Обычно процесс бурногословотворчества у нормально развивающихся детей заканчивается к старшемудошкольному возрасту. У детей с задержкой психического развития этот процессзатягивается вплоть до окончания начальной школы [11;72].
По степени речевых нарушений, наблюдающихся у детей с задержкойпсихического развития, можно выделить три группы:
· изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишьодной группы звуков);
· комбинированный дефект (дефекты произношения сочетаются снарушениями фонематического слуха);
· системное недоразвитие речи (нарушения лексико-грамматическойстороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структурывысказываний) [6;34].
3. Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формированияпознавательной активности у детей с задержкой психического развития
Занятия являются основной формой организации процесса обучения вдетском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьмидостаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования разныхспособностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации с большимколичеством способов действия, стимулируют проявление познавательнойактивности. Занятия организованные определённым образом позволяют повысить уровеньпознавательной активности [17;84].
Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. Врежиме дня для каждой группы определяется время проведения занятий, какправило, это утренние часы. При проведении занятий важна эмоциональностьпедагога, интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченнаяинтонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснениизадания. Живость эмоций повышает внимание детей к заданиям, вследствие чегоповышается познавательная активность.
На занятиях у детей формируется отношение к миру и людям.Постепенно складываются компоненты учебной деятельности [22;275].
В любом занятии можно выделить три основные части. Первая часть –введение детей в тему занятия; определение целей, объяснение того, что должнысделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы,активизируется внимание и создается эмоциональный настрой, как важныекомпоненты познавательной активности. Введение детей в процесс обучения на занятииосуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного видазанятия, возрастом детей, условиям проведения занятия.
Вторая часть – самостоятельная деятельность детей по выполнениюзадания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит,как действуют дети. Активизируются память, мышление, умение делать выводы,действовать по инструкции. Не следует спешить объяснять или показывать ребенкуспособы действия в случае возникновения трудностей. Следует выяснить, в чем причиназатруднений, и, прежде всего, активизировать опыт и знание ребенка, а еслиэтого не достаточно, то могут быть применены более прямые способы помощи.
Третья часть, заключительная – анализ выполнения заданий и егооценка [20;164].
На каждом занятии решаются общие дидактические задачи: подруководством воспитателя формируется способность обучаться, развиваетсятворческая и интеллектуальная активность. Значительное место на занятияхотводится тренировочным игровым упражнениям, играм на внимание, на отработкубыстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Различные игровыеупражнения на повышение интереса, эмоционального тонуса, активизирующиеработоспособность должны присутствовать на разных этапах занятия. В серединезанятия, когда у детей с задержкой психического развития падаетработоспособность или возникают трудности в переключении на новый виддеятельности, в занятие необходимо включить элементы игры, что поможет снятьинтеллектуальное напряжение. Важно обучать детей в совместной деятельности обращатьсяза помощью и использовать ее, спрашивать и отвечать на вопросы, выполнятьуказания.
Занятия могут быть обще групповыми, проводится с подгруппамидетей, а иногда и индивидуально. Организуя работу со всей группой, воспитательдолжен вместе с тем активизировать каждого ребенка, вовлекая его в объяснения,предлагая дополнить ответ товарища, рассказать о том, каким образом детисобираются решать поставленную задачу. В этом смысле, занятия групповые менееэффективны, чем подгрупповые и индивидуальные [1;55].
При обучении и воспитании дошкольника используются разнообразныеметоды и приемы, повышающие познавательную активность. Ю.К. Бабанским выделенотри основные группы методов обучения:
Первая группа методов – методы стимулирования и мотивацииучебно-познавательной деятельности детей, среди которых особое место занимаютметоды, направленные на формирование интереса к учению.
Вторая группа методов – организация и осуществлениеучебно-познавательной деятельности. Использование этого метода позволяет детям получитьдоступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. повыситьинтерес к познавательной деятельности и активизируют детей на занятие.Заставляют детей размышлять, делать выводы, анализировать материал занятия.
Третья группа методов – методы организации контроля и самоконтроляэффективности учебно-познавательной деятельности детей.
Так же методы делятся ещё по способу действия.
1.Игровые методы.
Здесь использование дидактических игр, способствует созданию уребенка положительного эмоционального настроя, повышает работоспособность, даетвозможность многократно повторять один и тот же материал, обогащают словарь иактивизировать познавательную деятельность. Они могут проводиться на любомэтапе занятия.
2.Словесные методы.
К этим методам можно отнести загадки, которые являются важнымсредством развития речи и познавательной активности. Загадки расширяют кругозордетей, знакомят их с окружающим миром. Они способствуют формированиюмыслительных операций, побуждают к активной деятельности. Использование загадокне только оживляет работу на занятиях, но и повышает интерес детей. Любаязагадка- это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по егохарактерным признакам. Для того, чтобы доказать правильность отгадки,необходимо подробное последовательное логическое рассуждение. Чтобы побудитьребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, как он думал,отгадывая загадку.
Также можно использовать метод бесед. Известно, что это активныйметод умственного воспитания. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенкасравнивать, рассуждать, обобщать. Беседа — активный метод активизации словаря,поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные,удачные слова, следовательно, дети начинают действовать активно, начинаетповышаться интерес.
Важно подчеркнуть, что в процессе обучения все названные вышеметоды применяются в тесной взаимосвязи, что позволяет решить задачивсестороннего воспитания детей [1;57-63].
Занятие по ознакомлению с окружающим позволяет включить в себя всеэти методы, а, следовательно, в большей мере способствует формированиюпознавательной активности детей.
Успешно усваивать материал занятия детям помогает собственнаяпознавательная деятельность.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности впознавательной деятельности. Иногда одной из причин является низкий уровеньразвития речи [5;27].
Занятие является самым оптимальным средством формированияпознавательной активности у детей с задержкой психического развития, так какименно на занятии можно создать условия для повышения познавательнойактивности. Для этого лучше использовать занятие по ознакомлению с окружающиммиром, так как одной из главных задач на занятиях по ознакомлению с окружающимявляется формирование у детей с задержкой психического развития активной исамостоятельной мыслительной деятельности. От этой активности исамостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка [4;121].
И именно на занятие по ознакомлению с окружающим создаютсяметодические условия для развития всех психических процессов, познавательногоинтереса, потребностей, а, следовательно, познавательной активности.
Заключение
Наша работабыла посвящена теоретическому исследованию формирования познавательнойактивности у детей с задержкой психического развития на занятиях поознакомлению с окружающим.
Теоретическийанализ проблемы позволил установить, что познавательная активность у даннойкатегории детей сформирована недостаточно. Как известно, задержка психическогоразвития проявляется в недостатке функций в рамках интеллектуальнойдеятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развитиявследствие тех или иных причин. Поэтому, чтобы помощь ребенку оказывалась вправильном направлении, очень важно верно дифференцировать данный диагноз отдругих форм интеллектуальной недостаточности. Следовательно, данная проблемаявляется очень важной и в то же время очень сложной задачей дошкольнойпедагогики и специальной психологии.
На занятияхпо ознакомлению с окружающим у детей расширяются знания об окружающем,активизируется речь и обогащается словарь, стимулируется желание самостоятельноделать выводы, тем самым у детей развиваются все познавательные процессы,вследствие чего формируется познавательная активность.
Такимобразом, занятия по ознакомлению с окружающим являются эффективным средствомдля формирования познавательной активности у детей с задержкой психическогоразвития.
Библиография
1. Артемава Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников:Кн. Для воспитателей дет.садов и родителей.- М.: Просвещение, 1992-96 с.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей сзадержкой психического развития: Учеб. пособие для пед. вузов. М-во образованияРФ.- М.: НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.
3. Болотина Л.С. Комарова К., Бирикой С.П. Дошкольная педагогика. –М.: Академия, 1997. – 232 с.
4. Власова Т.А., Певзнер О детях с отклонениями в развитии.-2-е изд. –М.: Просвещение,1973.-175с.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Учимся самостоятельно думать,сравнивать, рассуждать. Москва: «Эксмо-Пресс». 2002
6. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психическогоразвития шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. Под ред. Лубовского В.И., ЦипинойН.А. — Изд-во АПН СССР, 1989.- 120 с.
7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника. / Под ред.А.Г. Нильсон. – М.: Академия, 2001.
8. Колосова С. Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.-Сыктывкар, 2000. 186 с.
9. Куликова Т. Воспитание у детей познавательных интересов //Дошкольное воспитание. – 1976. – №9. – С. 38.
10. Организация коррекционно-развивающего обучения детей дошкольниковс ЗПР: метод. рек. / З.В. Ломакина, Н.В. Хорошулина, И.В. Смоловская. –Ярославль: изд. ЯГПУ, 2008. – 59с.
11. Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой. – М.:Академия, 2003.
12. Подласый А. П. Педагогика: Новый курс. Учеб. Для студентов ВУЗов:В 2 кн.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с.
13. Практика применения функционально — уровневого подхода ворганизации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С.А. Домишкевича «Функциональноуровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в нормеи при отклонение в развитие)// Дефектология 2005 №4, стр. 41
14. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошк./Т.И.Алиева,Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. — М.: Просвещение,2003.
15. Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Академия, 1997. – 376с.
16. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой. – М.:Академия, 2001.
17. Умственное воспитание дошкольного возраста / Под ред. ПоддьяковаН.Н., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
18. Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательнойактивности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.
19. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся вучебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
20. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Изд. Дом«Нева», 2006. – 351 с.
21. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.
22. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение,1986. – 414 с.