Реферат по предмету "Психология"


Сравнительный анализ различных теорий эмоций

Контрольнаяработа по курсу
ПСИХОЛОГИЯИ ПЕДАГОГИКА
 
Тема
Сравнительныйанализ различных теорий эмоций

Оглавление
Введение
1. Физиологические теории эмоций
2. Когнитивная теория эмоций
3. Мотивационная теория эмоций
4. Теория базовых эмоций
Заключение        
Список использованной литературы
Введение
Эмоции —это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое,это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечиваютнам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни, кокружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психической деятельности, частьнашего «я». Характер их определяется внешними воздействиями и сигналами,исходящими из органов и тканей, особенностями нашего темперамента и мышления. Вформировании эмоций велика роль глубинных структур головного мозга. В связи сэтим факторы, воздействующие на состояние эмоциональной сферы, не всегдаосознаются нами. Обширные двусторонние связи между глубинно расположеннымиотделами мозга и корой больших полушарий объясняют известную всем, хотя бы поличному опыту, взаимосвязь между эмоциями и мышлением.
Современномучеловеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образомне эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций наповедение человека весьма велико. Если эмоциональные реакции обеднены, это, какправило, отрицательно сказывается на широте интересов человека, лишает еговосприятия многих прелестей жизни, ощущения радости бытия.
Пытаясь понятьпри­роду эмоциональных явлений, исследователи строят теорию эмоций. Многиесуществующие теории позволяют ответить и на целый ряд вопросов о функциях иформах проявления эмоциональных явлений.
1.        Физиологические теории эмоций
Один изпервых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления,точнее их внешнее выражение в поведении, — создатель теории естественногоотбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмоций:1) принцип полезных ассоциированных привычек (полезные, то есть удовлетворяющиеопределенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке илиассоциации при сходном возбуждении); 2) принцип антитезиса (при возбуждениисостояния, прямо противоположного исходно полезному, появляется непроизвольноестремление к прямо противоположному действию); 3) принцип порождения действийсвойствами нервной системы (предполагается прямое действие нервной системы навыражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки).
Основноевнимание Дарвина было направлено на изменение эмоций в процессе филогенеза (восновном при переходе от высших животных к человеку), который понимался им какпроцесс эволюции в результате естественного отбора. Он пытался объяснить биологическоепроисхождение экспрессивных движений при различных эмоциях, что ему не оченьхорошо удавалось, особенно для выражения печали, тревоги, смущения, стыда,возмущения и т.д. Будучи честным исследователем, он признается в этой неудаче,отмечая у человека чисто человеческий характер большинства эмоциональныхявлений, не имеющих аналогов в животном мире. В то же время он отмечает большуюбиологическую значимость эмоций у животных, что связывается им с ролью эмоций вобеспечении необходимых для выживания действий. Так, например, потение кистейверхних конечностей у приматов облегчает им передвижение по ветвям деревьев припоявлении хищника.
Начинаяс конца XIX века создаются более общие представленияо природе эмоций или теории, которые можно классифицировать на основании того,претендуют ли они на объяснение природы эмоций, а если да, то какие вопросы имиставят при этом во главу угла.
Наначальном этапе становления психологии эмоций представления об эмоциональныхявлениях даже не претендуют на объяснение природы эмоций, они лишь пытаютсяописать специфику этих явлений: работы Теодюля Рибо, Вильгельма Вундта иТеодора Липпса не создали общих теорий, но внесли свой вклад в развитиепонимания отдельных явлений или аспектов эмоциональной сферы. Рибо вводит понятие«эмоциональная память» и рассматривает эмоции сквозь призму патологии, чтоприводит его выделению двигательного состояния или стремления как первичногоэмоционального элемента. Вундт описывает трехмерную, или трехкомпонентную,модель эмоционального процесса (возбуждение -успокоение, удовольствие — неудовольствие, напряжение — разрешение) и предлагает конкретный путьэмпирического изучения, ставший на многие годы образцом для подражания. Вдальнейшем создаются более общие теории, которые можно весьма условноклассифицировать в зависимости от им о главного вопроса, на который даннаятеория стремиться дать ответ.
Перваягруппа теорий пытается, прежде всего, ответить на вопрос: «Что порождает и/илиопределяет то или иное качественно своеобразное эмоциональное явление?» Этугруппу можно условно обозначить как детерминистские теории, ибо в центреих внимания — механизм возникновения тех или иных эмоциональных явлений.
Втораягруппа теорий пытается ответить на вопрос: «Что делают или выражаютэмоциональные явления?» Ее можно обозначить как группу функциональных теорий,ибо в центре их внимания — механизм воздействия тех или иных эмоциональныхявлений на сознание, поведение и организм человека, а также на процессысоциального взаимодействия; то есть эта группа теорий направлена на описаниефункций эмоциональных явлений.
Третьягруппа теорий пытается ответить на вопрос: «Из каких «первоэлементов»состоит эмоциональная сфера?» Тем самым исследователи пытаются обнаружитьнаиболее универсальные для человеческой психики «первичные», или «базовые»,эмоции. Эти теории можно обозначить как теории базовых эмоций.
Легкообнаружить, что все эти подходы отталкивались от идей Дарвина, поскольку егоинтересовала и роль эмоций в приспособлении к условиям жизни, и характер порожденияэмоционального выражения, и основные виды этого выражения. Недаром ряд современныхтеорий эмоций непосредственно или опосредованно опирается на его идеи.
В 1884году в США и в 1885 году в Копенгагене независимо друг от друга былиопубликованы две работы об эмоциях: статья философа и психолога Уильяма Джемса(1884-1984) и книга невропатолога-физиолога Карла Ланге, которые очень быстроприобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теорииэмоций. Основные тезисы Джемса и Ланге были просты и феноменологическицелительны.
Парадоксальностьи простота аргументов Джемса и Ланге произвели неизгладимое впечатление нетолько на их современников, но и на все последующие поколения исследователейэмоций. Принципиальным сторонником этой теории был и основатель научнойпсихологии В. Вундт, хотя в его работе встречаются и понятия (например,«чувственный тон»), скорее относимые к функциональному подходу. Неслучайносоздателем первого собственно функционального подхода к исследованию эмоцийстал его преемник на посту директора Института экспериментальной психологии вЛейпциге — Феликс Крюгер.
Бурноеразвитие физиологии в начале XXвека и исследования Шеррингтона, Кэннона и Барда на собаках и кошках сотделением узлов и отделов центральной и вегетативной нервной системы привели кпересмотру представлений Джемса и Ланге, наиболее последовательно выраженному вработах Кэннона.
Кэннонприводит следующие возражения против теории Джемса — Ланге:
1)полное отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяетэмоционального поведения (здесь он ссылается как на эксперименты Шеррингтона поперерезанию блуждающего нерва собаки на уровне спинного мозга, так и насобственные эксперименты по удалению узлов симпатического отдела вегетативнойнервной системы у кошки);
2) однии те же висцеральные изменения происходят при очень разных эмоциональных инеэмоциональных состояниях (на основе своих исследований он показывает сходствоэтих изменений в сильном возбуждении при воздействии очень разных стимулов);
3) структурывнутренних органов относительно малочувствительны (этот вывод он делает наоснове анализа распределения в теле нервных клеток);
4) висцеральныеизменения происходят слишком медленно, чтобы быть источником эмоциональныхпереживаний (основанием здесь является сравнение латентного периодаэмоциональных реакций индивидов на зрительные стимулы и латентного периода реакциипериферических органов — так Павлов обнаружил шестиминутный латентный периодпри стимуляции блуждающего нерва);
5) искусственноевозбуждение висцеральных изменений, типичных для сильных эмоций, не вызывает их(инъекция адреналина не вызывала у студентов эмоций, хотя у тех из них, ктоучаствовал в соревнованиях, возникало специфическое ощущение «на взводе»).
Наосновании всех этих положений Кэннон (а вслед за ним и Бард) делает вывод отом, что эмоции зависят от центрального процесса, в обеспечении которогоопределяющее положение занимает структура зрительного бугра (таламус).
Вдальнейшем среди физиологов высказывались весьма критические соображения иотносительно таламической теории Кэннона – Барда. Так, в работе Лэшлиподвергается сомнению центральная роль таламуса, ибо Лэшли не находитдостаточных доказательств того, что таламус способен обеспечивать весь спектрэмоциональных явлений в норме и патологии.
Тем неменее роль работы Кэннона заключается не столько в замене одногофизиологического субстрата с другим, как это и восприняли его современники,сколько в утверждении роли корковых и подкорковых структур мозга, а значит и процессовпереработки информации в порождении эмоций.2.        Когнитивная теория эмоций
Еслипериферическая теория утверждала, что решающим для возникновения определеннойэмоции является специфическое состояние организма, то противники этих взглядовискали детерминанты эмоций в интеллектуальной или познавательной сфере. Наначальных этапах развития психологии использовались идеи немецкого философа ипедагога Гербарта, который еще в 20-е годы XIX века рассматривал любую эмоцию как переживаниесоотношения представлений и их динамического состояния (задержка и ускорение).Это переживание, являясь результатом сравнения, может носить конфликтныйхарактер: например, образ умершего отца, сравниваемый с образом живого,хранящимся в воспоминаниях, порождает печаль. В свою очередь, это эмоциональноесостояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывало слезы и другие органическиеизменения, характеризующие печаль и скорбь.
Хотяданное представление не устраивало Джемса и Ланге, большинство исследователейопирались на него. Даже ученик Джемса Джон Дьюи, отправляясь от идеи Дарвина обадаптивном значении эмоций (первый принцип), описывает роль эмоций в терминахмеханизма адаптации, в частности, эмоция возникает при нарушении двигательногостереотипа, то есть при рассогласовании плана двигательного действия с егореализацией в реальных условиях. Так, например, по Дьюи, радость представляетсобой результат неожиданного (то есть случившегося ранее предполагаемого) наступлениячего-то, ожидаемого индивидом. Другой современник Дьюи — Айронз распространяетэту идею на адаптацию в целом, справедливо указывая на то, что эмоции выражаютспецифическое отношение человека к себе, к другим людям, к миру. Позднее этаидея о рассогласовании как условии порождения эмоций (несоответствие реальнойситуации прогнозу) была использована Карвером в представлениях об эмоциях какинструменте активизации высших уровней контроля при неожиданных изменениях вокружающем мире, а затем была положена последователями Дьюи в основу конфликтнойтеории эмоций. Опираясь на эти идеи, советский физиолог П.В. Симоновраспространил принцип рассогласования с двигательной сферы на все остальные сферыактивности. Он рассматривает эмоцию в своей «информационной теории» как сигналрассогласования, функцию актуальной потребности и разности между информациейнеобходимой и наличной.
Даннаятеория пытается, в отличие от психологических теорий, рассматривать эмоцию некак психическое явление, а как физиологический процесс порождения мозгоморганических явлений, то есть так, как это рассматриваюсь и в начале, и вовторой половине XX века в рамках психологии. К тому же эмпирическиеоснования данной теории не выдерживают никакой критики.
Создателитеории мотивации достижения Мак-Клелланд и Аткинсон также считают, что послепервого (эндогенного) возникновения эмоции под влиянием стимула, детерминантойэмоции становится рассогласование между актуальностью и ожиданиями, однаконебольшое рассогласование вызывает положительную эмоцию, в то время как большоерассогласование — отрицательную.
Вряд лиэта теория может дать что-либо новое для психологического понимания эмоций, ибоона имеет слишком общий характер и не объясняет детерминацию конкретных эмоциональныхявлений. Любой психический процесс связан с прагматической неопределенностью,ибо ориентировка или целеполагание теряют свое значение при выполнении автоматизированногонавыка, где нет никакой прагматической неопределенности.
Первыесобственно психологические идеи об определя­ющей роли познавательных процессов впорождении эмо­ций появились, по мнению Райсензайна и Шенпфлюга, в трудах КарлаШтумпфа, профессора философии и директо­ра института экспериментальнойпсихологии Берлинского университета. В этих работах оценки объекта эмоции относительно имеющихся у индивида убеждений имеютрешающее значение для возникающего эмоционального явления. Однако надопризнать, что у Штумпфа психологический анализ еще не отделен от философскогоанализа эмоций, задача которого — не столько изучение и объяснение эмоциональныхявлений в реальной жизни, сколько поиск онтологической природы эмоций. Он,также как и Выготский, ставит во главу угла проблему соотношения аффекта иинтеллекта как универсальную, а не конкретно-эмпирическую проблему.
Большуюроль в создании современной когнитивной теории эмоций сыграли работы СтэнлиШехтера и Ричарда Лазаруса, которые строили свои представления на основеэмпирически проверяемых гипотез. В одном из наиболее известных экспериментовШехтер пытается ни много ни мало эмпирически проверить теорию Джемса — Ланге,причем начинает с утверждения о том, что пора отказаться от модели появленияэмоций у пассивного участника. По его мнению, процессы, происходящие в нашемтеле, тоже есть объекты нашего понимания и нашей интерпретации. Из этого иисходили Шехтер и его коллега Джеферсон Сингер при планировании своегоэксперимента.
Логикарассуждения была следующая. Согласно всем извест­ным источникам по психологииэмоций, включая теорию Джемса — Ланге, в появлении эмоции участвуют, по крайнеймере, два компонента: 1) физиологическое состояние, 2) познавательные процессы.
Шехтер иСингер соответствующим образом построили дизайн множественных групп, гденезависимыми переменными были: 1) состояние побуждения, вызываемое инъекциейэпинефрина (синтетический адреналин), 2) информация, которую получают щи неполучают участники, 3) эмоциональное состояние партнера по эксперименту.
В своихболее ранних исследованиях роли тревожности в аффилиации Шехтер обнаружил, чтолюди, испытывающие тревожность и страх перед началом некоего испытания, предлагаютдожидаться этого мероприятия с кем-то, а не в одиночку. Шехтер объяснял это желаниемлюдей понять причины своею состояния путем сравнения своих переживаний спереживаниями других людей в той же ситуации.
Этиисследования, так же как и более ранние исследования Кэннона и Мараньона,привели Шехтера и Сингера к убеждению, что физиологическое возбуждение само посебе не способно вызвать полноценную эмоцию, решающим в возникновении эмоцииявляется познавательный компонент.
Лазарусназывает свою модель когнитивно-мотивационной теорией отношений. По его мнению,теория эмоций должна определять не только стратегию изучения иопределенияэмоциональных явлений и их классификацию, но и интегрировать биологическиеуниверсалии и социокультурные факторы, объясняя одновременно множествовзаимозависимых причинно-следственных процессов и переменных. В то же времятеория эмоций должна давать специфическое описание отдельных эмоций,соответствующее общим закономерностям.
В названии«когнитивно-мотивационная теория отношений» последнее слово для Лазарусаозначает, что эмоции всегда представляют взаимодействия индивида и его окружения,включая восприятие и оценку вредности (для негативных эмоций) или пользы (дляположительных эмоций), а не просто воздействие внешнего стрессора или проявлениеинтрапсихических процессов. Так каждая эмоция представляет свой «ядерный» типотношения. «Мотивационная»— означает, что эмоции представляют реакциина возможность достижения — не достижения жизненных целей и выражают некоторуючерту индивида или диспозиционную переменную в виде иерархии целей, но в то жевремя вызываются требованиями и возможностями окружающей индивида среды, чтоделает и эту сторону эмоций «интерактивной».
В то жевремя попытки Лазаруса найти физиологические критерии отделения эмоциональныхявлений от неэмоциональных оказались не очень успешными, также как и попыткиотделить рефлекторно обусловленные ощущения бол и удовольствия от собственноэмоций.
Познавательнаятеория оказала значительное влияние на интеграцию психологии эмоций исоциальной психологии, что, в частности, представлено в идеях Эверилла иВайнера. Согласно Эвериллу эмоции представляют мимолетные социальные роли,выража­ющие оценку индивидом значения для него актуальной ситуации. Термин«социальные роли» здесь употребляется в смысле возможности многообразныхсоциальных действий в социально согласованном и понятном Контексте. Так, однаиз отличительных черт ролевого поведения, включенного в экспрессию, заключаетсяв ломке общепринятых социальных норм рационального поведения. В атрибутивнойтеории Вайнера основная роль в изменении эмоции приписывается каузальнойатрибуции индивидом причин полезности или вредности данного воздействия; этаатрибуция может менять эмоцию и приводить к ее переоценке.
Болеепоздние варианты когнитивной теории эмоций сосредо-точивают свое внимание напроцессах целенаправленного поведения, указывая на то, что переживание намитого или иного события (в прошлом, в настоящем или будущем) является функциейот вклада этого события в достижение или не достижение желаемой цели. Вчастности, Ортони, Клоур и Коллинз рассматривают эмоции как продукт когнитивнойсистемы (состоящей из норм и установок), которая структурирует пониманиечеловеком происходящих событий.
Дискуссиио природе эмоций в 1920-е годы приводят многих психологов и физиологов кописанию эмоций в контексте энергетических и фоновых процессов. Тем самым подвопрос ставился сам статус эмоциональных явлений как качественно своеобразных«сущностей», занимающих свое, особое, отдельное место в процессахжизнедеятельности. Если в традиционной философской триаде — познания, воли ичувства — изменить последовательность, то это принципиально не изме­нит схему,но если отказаться от разделения этих явлений и сказать, что эти явления протекаютодновременно, а не последовательно (то есть человек думает, одновременно действуяи переживая то, что он делает), то эта схема теряет свою ценность. А значит,для психологии нет явлений воли самих по себе, к чему психология пришла уже ксередине XX века, так же как нет и эмоциональныхявлений самих по себе.
Наиболеерадикальной в отрицании эмоциональных явлений как качественно специфическогокласса психических явлений была Элизабет Даффи, которая утверждала, что существующиеописания даже самых сильных эмоций не отличаются от описаний поведения в целом.Человек, по ее мнению, либо «отдается ситуации», либо избегает ее, взависимости от ее смысла — привлекательного или угрожающего.
Помнению Даффи, все так называемые эмоциональные характеристики можно свести ктрем переменным:
1) энергетическийуровень поведения, 2) степень целеустремленности поведения, 3) природа реакциина взаимоотношения в ситуации. Однако и другие формы поведения, не относимыеобычно к «эмоциональным», также варьируют по этим переменным. Отсюда делаетсярадикальный вывод о том, что эмоций как отдельных и специфических явлений вреальности не существует, а есть дань философской традиции, выделяющей эмоции вгруппу явлений.
Большинствопсихологов проигнорировало этот выпад Даффи, уже хотя бы в силуфеноменологической очевидности наличия и важности разных эмоциональных явлений,однако ее аргументы весьма убедительны и ее вызов, брошенный теоретическим попыткампонять природу эмоций, должен быть воспринят серьезно и ответственно.
Посвятившиймного своих работ теоретическому анализу эмоций психолог В.К. Вилюнасотказывается обсуждать варианты ответа на «вечный» вопрос о границах«эмоциональной территории», не принимая вызов Даффи. Он называет положение онепрерывной включенности и эмоциональных явлений в процессы психического отраженияи регуляции «принципом панэмоциональности», но не принимает такогопредставления.
В то жевремя его собственный теоретический анализ приводит к положению о том, чтоименно эмоции обеспечивают пристрастность психического отражения черезвыделение цели и плане образа: «Это значит, что эмоция — особое переживаниесубъектом отдельных характеристик образа, придающее им целевую характеристику ипобуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе ее достижения,а в конечном счете — к целенаправленной внешней деятельности» [5]. К подобномуже выводу ранее пришел и знаменитый исследователь конформизма Соломон Эш,отметивший значение эмоций как механизма указания степени успешности вдостижении целей.
Отсюданеизбежно следует то, что любое целенаправленное поведение невозможно безучастия эмоций. Впрочем, еще меньше оснований предполагать «неэмоциональность»нарушения этой целенаправленности.
В то жевремя идеи Даффи были подхвачены в исследованиях Вудвортса и Шлосберга, которыевслед за Вундтом пытались описать эмоциональную реакцию, используя те же параметры,что и Вундт: удовольствие — неудовольствие, расслабление — напряжение,спокойствие — возбуждение. Вудвортс предложил двухмерную классификациюмимических выражений эмоций в виде круга с двумя осями: удовольствие — неудовольствие и принятие — отвержение. Шлосберг затем добавляет третье измерение– сон — напряжение, еще более увеличивая сходство с параметрами Вундта.
ДональдЛиндсли в результате многолетних электро-энцефалографических (ЭЭГ)исследований, где использовались также такие популярные индикаторы эмоций, каккожно-гальваническая реакция (КГР) и электрокардиограмма (ЭКГ), указывает насходство ЭЭГ-реакции (депрессия а-ритма) при сенсорном раздражении, внимании ипри эмоциональных реакциях удивления или испуга. Работая под руководствомМэгуна, Линдсли убедился в том, что ретикулярная формация ствола мозга, так жекак и структуры обонятельного мозга, играет важную роль как в стимуляции, так ив торможении двигательной активности, что позволяет дополнить картину,описанную ранее Кэнноном. Указывая, что эмоциональные реакции представляютсобой разные степени активации между максимальным возбуждением и его противоположностью- расслаблением и сном, Линдсли отмечает, что активационная теория объясняет толькокрайние состояния, оставляя без достаточного видения промежуточные и смешанныеэмоциональные состояния.3.        Мотивационная теория эмоций
Идея отом, что эмоции являются основными мотивами человеческого поведения, известна,по крайней мере, со времен античности. Сторонники и последователи Эпикуранеизменно считали, что люди стремятся к удовольствию и избегают неудовольствия.При этом предстоящее удовольствие выступает и побуждением, и тем, что придаетсмысл поведению (естественно, только в случае, если такая цель соответствуетнормативным ожиданиям тех, кто стремится к этому удовольствию).
Внаучной психологии неоднократно высказывались идеи о роли эмоций в мотивацииповедения. Так, Фредерик Бартлетт отмечает, что эмоции обеспечивают побуждениенеспецифического характера для выполнения необходимого действия. Возникновениеэмоции, по Бартлетту, означает указание организму на столкновение несовместимыхтенденций к действию (отрицательные эмоции) или на происходящую или возможную интеграциюэтих тенденций (положительные эмоции). Подобные идеи можно обнаружить висследованиях мотивационной сферы в научной школе Курта Левина, если считатьэквивалентом термина «эмоция» термин «валентность» (а основания для этого есть,ибо «валентность» определяется в этой научной школе через субъективную ценностьобъектов, способствующих или препятствующих удовлетворению актуальныхпотребностей, то есть почти так же, как многие современные исследовате­лиопределяют эмоции). При этом именно один из наиболее известных сторонниковмотивационной теории Роберт Липер был в числе наиболее яростных критиков теорииЛевина.
В своейпрограммной статье Р. Липер категорически отвергает представление о дезорганизующейроли эмоций, считая такого рода идеи результатом влияния философии рационализмаи неправомерного обобщения эмпирических данных, ибо, во-первых, само явлениедезорганизации отождествляется с ее причинами, во-вторых, остаются неяснымиточка отсчета и критерии при констатации дезорганизации. Липер различает две,на его взгляд принципиально различные, группы мотивационных процессов:витальные потребности и соответствующие им ощущения жажды или голода, тепла илихолода, боли или духоты; эмоции и соответствующие им переживания, не ограниченныеисходными потребностями.
Несмотряна обилие общих тезисов о положительной роли эмоций, интерес в рамкахмотивационной теории скорее представляют конкретные эмпирические работы,направленные на описание включенности эмоций в процессы регуляции как познания,так и работы организма. В то время как очень многие исследователи вполнесогласны с участием эмоций в организации поведения, лишь немногие склоннысчитать эмоции тем, что побуждает и «смыслообразует» поведение человека, хотядля «человека с улицы» это и выглядит так. И так же многие другие своипоступки, которые мы не можем объяснить внешними причинами, мы объясняемстремлением к удовольствию и к избеганию неудовольствия.4.        Теория базовых эмоций
Термин«базовые эмоции», который будет использовать­ся как синоним аналогичноготермина «фундаментальные эмоции», также отличается многозначностью интерпретации.Если для родоначальников психоанализа 3. Фрейда и бихевиоризма Дж. Уотсона главнойхарактеристикой «базовости» была врожденная, инстинктивная природа эмоции, тодля М. Арнолд базовыми являются все те реакции, которые возникают при оценкетрех аспектов стимульной ситуации: является ли воздействие «добром» или «злом»для нас, представляет ли оно нечто наличное или отсутствующее и легко ли намовладеть им или избежать его. Для од­ного из первых сторонников этого подхода — Карла Йоргенсена -главным показателем базовых или «фундаментальных» эмоций, какон их называет, является отсутствие связи с каким-либо познавательнымсодержанием.
Мак-Дугаллсвязывает первичные эмоции (как наиболее простые и далее неразложимые) сосновными инстинктами: 1) инстинкт бегства и эмоция страха, которая, по его мнению,служит фактором социальной дисциплины, научает людей контролировать своиэгоистические импульсы; 2) инстинкт отталкивания и эмоция отвращения; 3)инстинкт любопытства и эмоция удивления; 4) инстинкт драчливости и эмоция гнева;5) инстинкт самоуничижения (пли покорности) и эмоция покорности; 6) инстинктсуверенности и эмоция самовосхваления; 7) родительский инстинкт и эмоциянежности.
Один изнаиболее известных продолжателей этого направления Роберт Плачик, такжепридавая особое значение тому, какие эмоциональные явления являются первичными,а какие производными, выделяет общие свойства «первичных эмоций». По Плачику,эмоции можно считать первичными, если:
1) онирелевантны базовым биологическим адаптивным] процессам;
2) могутбыть найдены в той или иной форме на всех эволюционных уровнях;
3) независят в своем определении от конкретных нейро-физиологических структур иличастей тела;
4) независят в своем определении от интроспекции (хотя I она и может использоваться);
5) могутбыть определены первично в поведенческих терминах.
В этоймодели признается роль отрицательных эмоций как «аварийных сигналов», оценкинарушения баланса активации, но в целом им приписывается дезорганизующаяфункция.
Наиболееразвернутое описание термина «базовые эмоции» мы находим у Кэррола Изарда,который также выделяет 5 критериев определения того, можно ли отнести даннуюэмоцию к «базовым».
1.Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
2. Базоваяэмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурациимышечных движений лица (мимики).
3. Базоваяэмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, котороеосознается человеком.
4.Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базоваяэмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит егоадаптации.
Заключение
Являясьнеотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область,привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки.Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу эмоций, но так и непришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе,структуре.
Необходимоотметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоцийнеоднозначно. Казалось бы, что отмечаемая всеми значимость эмоциональныхпроцессов для жизнедеятельности человека должна привлекать к ним большоевнимание исследователей. Действительно, с давних времен до современностиисследование эмоциональных процессов не перестает быть одной из центральныхпроблем психологической науки.
В то жевремя из-за многочисленных неудач при попытках объективного изучения эмоцийинтерес к ним несколько снизился. Это особенно заметно после экспериментального«изобилия» 1950-1980-х гг. в отечественной и зарубежной психологии эмоций.Внимание исследователей 1990-2000-х гг. ограничивается главным образомизучением внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых составляющих, атакже влиянием отдельных эмоциональных состояний на деятельность человека. Впоследние годы все реже встречаются серьезные теоретические моделиэмоциональных явлений, претендующие на объяснение всех явлений эмоциональнойсферы. Особенно относится к моделям, построенным на каком-то одном принципе,механизме или понятии.

Список использованной литературы
1. Бреслав Г.Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 544 с.
2. Изард К.Психология эмоций: пер. с англ. – СПб: Питер, 2000. – 464 с.
3. Маклаков А.Г. Общаяпсихология: учеб. пособие — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.: ил. — (Учебник длявузов).
4. Никифоров А.С.Эмоции в нашей жизни. – М.: Советская Россия, 1978. – 272 с.
5.  Психологиямотиваций и эмоций / под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо,2002. – 752 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.