Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование музыкального восприятия у младших школьников

1. Урок музыки. 4 класс
Раздел: «День,полный событий». Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. Дидактическаяцель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку какискусство, выразительное по своей природе; расширить представления учащихся освязи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примеретворчества А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова. Задачи:
— Воспитывать любовь иинтерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
— Познакомить учащихсяс музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова («Сказкао царе Салтане»);
— Вызвать эмоциональныйотклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;
— Развивать творческиеспособности и творческую активность учащихся.
Оборудование:
— компьютер, проектор,экран (для презентации к уроку);
— раздаточный материал(2 варианта текста из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», заданиедля слушания музыкального фрагмента «Три чуда», тест «Проверьсебя») для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы.
Примерный ход урока:
1.        Организационныймомент.
·         Входв класс под музыку. Песня «В гостях у сказки»
·         Музыкальноеприветствие.
2.        Актуализация знаний
— Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс,помогла нам настроиться на встречу…со сказками.
— А точнее, мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателяА.С.Пушкина. И сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина,которые вдохновили композиторов на создание своих прекрасных музыкальныхсочинений.
— «Что за прелесть эти сказки!» — так называется наша встреча.
— Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине?
— Какое время года очень любил поэт?
— Что называл поэт приютом спокойствия и вдохновенья?
— Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирическиестихотворения.
— Послушайте музыку, узнаете ли вы ее?
·         П.И.Чайковский«Осенняя песнь» — слушание.
— Назовите это произведение. Кто его композитор?
— Как вы думаете, можно ли это произведение назвать лирическим? Почему? (Можно,слушая его, представляешь картину природы, звучит оно задумчиво, спокойно,тихо, напевно)
— Какие строки из стихотворения А.С.Пушкина созвучны произведению Чайковского?
— Прочитаем эти строки выразительно. (Музыка «Осенняя песнь»)
— Стихотворение А.С.Пушкина можно назвать лирическим? Почему?
Итак:Как вы поняли, что значит лирика в поэзии и музыке? (Слайд)
— Как звучат лирические произведения?
3.        Основная часть
— Все мы знаем о том, что у Пушкина была няня, Арина Родионовна.
— Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовнабыла с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когдапоэт был сослан в ссылку, в село Михайловское.
— Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкинусказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»
— Пушкин писал брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаюпоздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть этисказки! Каждая есть поэма».
— Сказки А.С.Пушкина знают все. Откроем страничку книги «Сказки Пушкина»
— Посмотрите на иллюстрацию, какие строки вы можете вспомнить?
— Правильно, так начинается сказка «Руслан и Людмила»
— Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальныхсочинений. Так появилась опера – сказка «Руслан и Людмила».Прислушайтесь к музыке и вспомните композитора. — М.И.Глинка
— А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а вмире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Егоимя – Н.А.Римский – Корсаков.
— Сам композитор о себе сказал: «Мой род – это сказка, былина… и непременнорусские». О чем это говорит? Почему, как вы думаете, Н.А.Римский –Корсаков – это музыкальный сказочник? (Композитор написал много музыкальныхпроизведений на тему русских сказок и былин).
— А на сюжет одной сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу.Прислушаемся, о какой сказке идет речь? (Звук из файла).
— Итак, это «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости.
— В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумалПушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописныетемы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» чтопроисходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, номузыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
— Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы,чтобы привлечь внимание слушателей.
— Перед вами 2 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесьв музыку, всмотритесь в музыкальные краски и выберите нужный вариант, которыйизображает это музыкальный фрагмент.
·         Н.А.Римский– Корсаков. Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» — слушание (работа в парах)
— Итак, прочитайте ваши строки к услышанному музыкальному фрагменту.
(«Всинем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…)
— Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, неужелиэто все может нарисовать музыка?
— При помощи чего композитору удалось так точно изобразить эту картину?
(припомощи голосов, или тембров музыкальных инструментов)
— Какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальныхобразов?
(-рокот волн, плывущая по волнам бочка – струнные,
— мерцание и блеск звезд – челеста
— мрачная туча – литавры, фаготы
— стон и плач царицы – струнные, флейта).
— В каждой сказке есть чудо. А в „Сказке о царе Салтане“ их три.
— Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?
(1чудо – „Белочка“, 2 чудо – „Богатыри“, 3 чудо – „Царевна– Лебедь“)
— Поиграем в композиторов.
— Если бы вы были композиторами, то какая была бы у вас тема „Белочки“?На слайде исключите лишнее.
— Какой бы вы сочинили тему „Богатырей“?
— А тему „Царевны – Лебедь“ вы написали бы ….?
— Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самогокомпозитора Н.А.Римского- Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какиемузыкальные инструменты их изображают?
— Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице то, чтослышите: узнайте тему, какой характер мелодии (песенный, танцевальный илимаршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы.
·         Вступлениек 4 действию „Три чуда“ из оперы „Сказка о царе Салтане“Н.А.Римский – Корсаков — слушание
— Итак: „Белочка“ — танцевальный характер, звучала флейта.
— А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того,что „белка песенки поет да орешки все грызет“?
(исполнимрусскую народную хороводную „Во саду ли в огороде“) — исполнение
— »Богатыри" — маршевый характер, литавры, духовые инструменты передалибогатырскую поступь.
— " Царевна – Лебедь" — песенный характер, скрипка, арфа, гобой.
Итак:Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев! Можно сделатьвывод, что Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и «музыкальныйхудожник». Согласны?
— Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.
— Дома вы попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.Римский-Корсаков музыкой. Нарисуйте рисунок к наиболее вам понравившемуся фрагменту илимузыкальной теме героев «Три чуда». И в презентации вместо иллюстрацийзнаменитых художников могут оказаться ваши работы.
4.        Закрепление изученного
— А теперь «Проверь себя»
1.Какого композитора называют музыкальным сказочником?
2.Узнай музыкальный фрагмент.
Самопроверка.
— Какую песню, известную вам и созвучную нашей теме, вы могли бы вспомнить?
— Как ее нужно исполнять?
·         «Сказкигуляют по свету» — исполнение.
5.        Итогурока:
— Подводя итог нашей встречи, мне очень хотелось бы знать, что нового вы узнали?
— Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях.
— Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, попробовалисебя в роли композиторов. Дома вы попробуете себя и в роли художников(нарисуете иллюстрации к музыке). Я приготовила для вас музыкальный подарок.
·         «Сказкигуляют по свету» — (видеофильм)
— Понравился ли вам подарок? — Итак, что о сказках хочется сказать?
— Хочется воскликнуть: «Что за прелесть эти сказки!»
— А теперь, оцените свою работу на уроке и поставьте оценку уроку в целом.
6.        Орг.момент:
— Музыкальное прощание
— Выход под музыку
2.Самоанализурока музыки.4 класс
Тема урока: «Чтоза прелесть эти сказки!»
Урок дан по программе «Музыка»Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной в 4 классе. В разделе «День,полный событий» это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиесязнакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвязи с музыкой русскихкомпозиторов, созвучной лирическим стихотворениям и сказкам А.Пушкина.
По типу урок –комбинированный. При этом учитывались возрастные особенности учащихся,имеющиеся представления и знания по программе.
Программа предполагаетформирование у учащихся способности воспринимать музыку как искусство,выразительное по своей природе, представления о связи музыки с жизнью и сдругими видами искусства, знания выразительных средств музыки и пониманияизобразительности в музыке.
На уроке решались следующиезадачи:
— Воспитывать любовь иинтерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
— Познакомить учащихсяс музыкой русского композитора – сказочника Н.А. Римского-Корсакова («Сказкао царе Салтане»);
— Вызвать эмоциональныйотклик на музыку Н.А. Римского-Корсакова;
— Развивать творческиеспособности и творческую активность учащихся.
Для реализации задачурока было проведено следующее:
— подобран музыкальный,поэтический и изобразительный материал для восприятия, слушания и исполнения, сопорой на возможности детей;
— приготовленраздаточный материал для работы в парах и самостоятельной индивидуальнойработы;
— подготовлена яркаязапоминающаяся презентация к уроку.
На уроке былорационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторенияпройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основнуючасть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выполнениемтворческого задания («Я – композитор»). Закрепление изученногопроводилось в форме выполнения тестовых заданий. А также, на уроке былоотведено время для исполнения учащимися песни и для подведения итогов работы исамооценки учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкаяструктурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемогоматериала на достаточном уровне.
Средством для проверкимыслительной деятельности учащихся во время слушания музыки служилокомпьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно повремени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.
Применение ИКТ,профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое»исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интересучащихся на уроке музыки.
Высокаяработоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счетпостоянной смены видов деятельности учащихся.
Положительно-эмоциональныйнастрой располагал к «живому» общению детей и учителя. Похвала,одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическуюатмосферу на уроке.
Поставленные задачиудалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу,дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создаетусловие для развития творческой активности детей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.