Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГлаваI. Теоретические основы формирования морфологическойстороны речи у детей среднего дошкольного возраста.
1.   Психолого-педагогические основыформирования морфологической стороны речи у детей — дошкольников
2.Особенностиформирования у детей морфологической стороны речи
3.Методикаформирования морфологической стороны речи у детей дошкольников
ГлаваII. Содержание и методика формирования морфологическойстороны речи у детей-дошкольников.
1.Характеристикасостояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста (поданным констатирующего   эксперимента
 2.Содержание и методика проведения формирующего эксперимента
3.Анализрезультатов итогового эксперимента
Заключение
Литература
Приложение1
Приложение2
Приложение3
Приложение4
Приложение5

Введение
Формирование речи детей в дошкольные годыжизни — одна из серьёзнейших задач воспитания, так как овладение родным языкомтесным образом связано с развитием сознания ребёнка, с познанием окружающегомира, с развитием всех сторон его личности.
Язык, как орудие мышления, играет большуюроль в умственном развитии ребёнка. К.Д. Ушинский писал: "…Родное слово — есть основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний: с негоначинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается".[12, С.19]
Но понимать речь окружающих, выражатьсобственные мысли ребёнок не cможет, не овладев грамматическим строем речи.Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения впредложении. У детей, усваивающих грамматические категории на практическомуровне, формируется и мышление. Отсюда следует, что каждая форма в грамматикевыражает какое-то общее значение.
Основой для усвоения грамматического строяявляется познание отношений и связей окружающей действительности, которыевыражены в грамматических формах. Речь ребёнка — аморфна (бесформенна).Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности имотношений и связей, существующих в жизни. Познание ребёнком окружающего мираспособствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связиграмматически оформляются и отражаются а речи. Это происходит благодаряосвоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости междунаблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи:в увеличении числа предлогов и наречий, употреблений сложноподчинённыхпредложений.
С точки зрения грамматики как наукиопределение грамматики означает науку, свод правил об изменении слов и ихсловосочетаний в предложении. Грамматический строй речи включает в себя тристороны речи:
1.        Морфология — система склонений,традиционные формы словоизменения.
2.        Синтаксис — многообразие способовпостроения простых и сложных предложений.
3.        Словообразование — средства испособы образования слов.
В дошкольных учреждениях ведетсяпоследовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжениивсего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороныречи. Морфологические ошибки связаны ненормативным образованием форм слов иупотребление частей речи. В целях всестороннего развития ребенка и правильногосочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильномуформообразованию слов.
Целью выпускной квалификационной работы является: показать необходимостьсистематической работы по формированию морфологического строя речи в дошкольномвозрасте не только для речевого развития ребёнка, но и для его общего развития.
Задачами выпускной квалификационнойработы являются:
1.        Изучить специальную литературу,освещающую данную проблему.
2.        Проанализировать этапыформирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.
3.        Выявить особенностьсформированности морфологической стороны речи у детей среднего дошкольноговозраста.
4.        Определить основное содержаниевоспитательно-образовательной работы по формированию морфологической стороныречи.
Объектом  исследования данной выпускной квалификационной работы являетсяморфологическая сторона речи.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являетсяформирование морфологической стороны речи у детей среднего дошкольноговозраста.
Гипотеза выпускной квалификационной работы — использование вречевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому иосознанному усвоению детьми среднего дошкольного возраста морфологическойстороны речи.
В данной выпускной квалификационной работеиспользовались следующие методы:
-       в теоретической части: изучение ианализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ, обобщениематериала, полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах;
-       эмпирические методы: наблюдения,беседы, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент;
-       практическая часть работыпроводилась на базе муниципального дошкольного учреждения № 13«Янтарь» г. Железноводска в группе для детей среднего дошкольноговозраста.

Глава I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детейсреднего дошкольного возраста.
 
1.    Психолого-педагогическиеосновы формирования морфологической стороны речи у дошкольников.
 Грамматика русского языка — обширная наука.Именно через неё ребёнок учится правильно говорить.
Освоение ребенком морфологии начинается сизменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос«Где мама?», просто говорит слово «мама», тем самым какбудто говоря, что мамы нет.
Освоение ребенком морфологии имеет большоезначение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь можетбыть понятна собеседнику и может служить для него средством общения совзрослыми и сверстниками.
Усвоение морфологических норм языкаспособствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения,выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении,когда он овладевает монологической формой связной речи.
Овладение правильной речью оказываетвлияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательнообобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. НедаромК.Д. Ушинский, формируя третью цель в обучении языку, назвал грамматику (азначит и морфологию) поиском языка. Говоря о её изучении, он писал: "…Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание ребенка,то есть именно ту способность, вследствие которой ребенок является человекоммежду животными". [12, С. 23]
Овладение морфологией оказывает огромноевлияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка вшколе. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии впрактике живой речи.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужновоспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивалнеобходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку правильнойразговорной речи.
Связь между предметами и явлениями ребенокпознает прежде всего в предметной деятельности. Формирование правильной речипроходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности,повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевыхзанятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудныхграмматических форм.
Закономерности усвоения грамматическойстороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. В его исследованияхсодержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессомморфологического и синтаксического оформления детской речи. По данным А.Н. Гвоздеваморфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 года11 месяцев) [1, С.56]
Усвоение морфологической  системы русскогоязыка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.
Расчленение слов охватывает ряд категорийсуществительных в единственном и множественном числе именительного,родительного и винительного падежей, а также и глагольные категории(повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).
В среднем дошкольном возрасте основное вниманиеобращается на усвоение морфологической стороны речи:
-       согласование слов;
-       чередование звуков в основах;
-       образование сравнительной степениприлагательных.
Детям помогают осваивать способысловообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощьюприставок. А.Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в родепроходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно. [1, С. 65]
В его  материалах содержатся такжеуказания на то, что на начальных этапах развития речи преобладает согласованиев женском роде, затем появляется согласование в мужском роде и смешанноесогласование. К трём годам род усваивается почти полностью.
Развитие морфологической стороны речисопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка.
Прежде всего в русском языке очень сложнаясистема окончаний существительных, не фиксировано место  ударения в словах,чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков восновах глаголов. Кроме того, дошкольников затрудняет усвоение родовойпринадлежности существительных, понимание и использование пространственныхпредлогов и наречий.
Очевидно, что трудных грамматических формв русском языке великое множество; многие из них встречаются детям, и,естественно, ведут к ошибкам.
А.В. Захарова показала, что усвоение формсклонения проходит у детей дошкольного возраста при ведущем значенииориентировки ребенка на форму слова (его окончанием в именительном падеже).Формирование  системы связей, появляющихся с ориентировкой на форму, происходитв определенной последовательности на протяжении всего дошкольного возраста [6,С. 142]
Усвоение склонения существительныхсреднего рода происходит несколько позднее и с большим трудом. Установлено, чтов отношении усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы:быстрее устанавливается правильное изменение по падежам у существительныхсреднего рода с ударными окончаниями и более продолжительное время — сбезударными. В среднем возрасте дети не всегда ориентируются на их окончания вименительном падеже, смешивая при склонении этих слов окончания I и IIсклонений. Встречаются случаи «двойного» склонения одного и того жеслова, в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже.Исследования Захаровой показывают, что усвоение морфологической системырусского языка, столь интенсивно проходящее именно в дошкольном возрасте,происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.
А.Н. Гвоздев наметил основные периоды вформировании грамматического строя речи.
Первый период — период предложений, состоящих из аморфныхслов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях,когда они используются (1 год 3 месяца — 1 год 10 месяцев).
Второй период — период усвоения грамматической структурыпредложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнеговыражения (1 год 10 месяце — 3 года).
Третий период — период усвоения морфологической системы русскогоязыка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года — 7лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящиеособняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже — системачередования в основах. [1, С. 190]
Американский психолингвист Д. Слобинотмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен:
1.    Осознать те физические исоциальные явления, информация которых передаётся при помощи языка.
2.    Уметь обрабатывать, организовыватьи хранить языковую информацию. Иными словами, когнитивные предпосылки развитияграмматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.
Трудность и постепенность усвоенияграмматического строя речи объясняются несколькими причинами:
-       особенность возраста;
-       закономерности усвоенияморфологической и синтаксической сторон речи;
-       сложность грамматической системы,особенно морфологии.
Психологические основы развития речираскрывают некоторые её направления: совершенствуется её практическоеупотребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основойперестройки психических процессов, орудием мышления.
Словарь ребенка-дошкольника быстроувеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений,прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличениесловарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельноне овладевал умением сочетать слова в предложения по законам грамматики. Впериод дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка.Ребенок практически осваивает, в основных чертах, типы склонений и спряжений. Вто же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, атакже большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола,детенышей и других).
В дошкольном возрасте дети начинаютнеобычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различныесуффиксы:
медведь — мишульчик;               тигр — тигричек;
слон — слонишка;                       крокодил — крокодильчик;
зебра — зеберчик;                       лось — лосик;
жираф — жирафчик;                    кролик- кроличек и т.д.
Языковое поведение ребенка, в данномслучае, показывает, что за словом он видит реальный предмет. Так, если взрослаяособь — большое животное (лось), то его детеныш — маленькое животное (лосик),но если взрослая особь — небольшое животное (муха), то его детеныш — тоженебольшое животное, то есть тоже «муха». В этом случае нужда вуменьшительном суффиксе отпадает — муха и так маленькая.
Усвоение языка определяется чрезвычайнойактивностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается всловоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам. Дошкольныйвозраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость кязыковым явлениям.
Наряду с ориентировкой на смысл слова, наобозначающую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интереск звуковой форме слова, независимо от его значения.
Ориентировка на звуковую форму словвыражается не только в стихосложении. Уже младшие дошкольники начинают изменятьслова, учитывая исходную форму. В зависимости от того, как ребенок произноситслово в именительном падеже, он будет изменять это слово и по остальнымпадежам. Произнося слово «ограда», например, ребенок изменяет его попервому склонению, а произнося это слово как «оград», изменяет его повторому склонению.
Как ориентировка на смысловую сторонуязыка, так и ориентировка на его звуковую сторону осуществляется в процессепрактического применения и изменения слов и до известного момента не связана сосознанием речи, которое предполагает понимание связи между звучанием и егозначением. Однако, постепенно развивающееся языковое чутье и связанная с нимумственная работа над языком приводят к попыткам осознания речи. На пятом годуу ребенка появляются попытки осмыслить значение слов и объяснить ихпроисхождение. Ребенок пытается сопоставить одни слова с другими созвучнымисловами. Например: слово «город» ассоциируется со словом«горы».
Достаточно глубокое осознание речиформируется у дошкольников от 3  до 5 лет только в условиях специальногообучения. [19, С. 140-142]

2.    Особенности формирования удетей морфологической  
стороны речи.
 
Процесс усвоения ребёнком грамматическогостроя речи сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью корыголовного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрылИ.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная формадинамического стереотипа.
Физиологическим механизмом освоенияграмматического строя является генерализация соответствующих грамматическихотношений, выработка динамического стереотипа… ребёнок, наблюдая реальныеотношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы,обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
В физиологии установлена условно-рефлекторнаяоснова морфологической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённыйдинамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных идругих частей речи. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслейтребуется употребление определённых грамматических форм.
Выработка динамического стереотипаоблегчается его большой устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания,то он безошибочно их употребляет, если это соответствует общей системе языка.Но, вместе с тем, наблюдается недостаточная гибкость в применении динамическогостереотипа. Ребёнок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях,когда имеются отступления от системы. Например: Мы видели в зоопарке слон. Мне мама подарила утёночек ( как и «Мне мама купиластол»).
То же наблюдается в употребленииприменяемых имён существительных. Ребёнок твёрдо усвоил в практике общения, чтовсе слова (существительные) изменяются, поэтому он изменяет и такие слова, как:кот, пальто, пианино, кофе, кино.
Основополагающее значение для пониманияособенностей освоения морфологической стороны речи дошкольниками имеют работыА.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича, А. В.Захаровой.
Усвоение грамматической строя речипроисходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуютсяналичием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорийзависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение техформ, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, то есть то,что не ясно по значению. В первую очередь усваиваются категории с отчётливовыраженным конкретным значением, которое легко может быть охвачено ребёнком.Раньше всего ребёнок усваивает число существительных и разницу междусуществительными и уменьшительными существительными (столик — стол). Раноусваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания,имеющие для ребёнка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которыесвязаны с предметами и пространствами (падежи), со временем (времена) и сучастниками речи (лица глаголов). Поздно усваивается условное наклонение, таккак оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее.Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Родусваивается не путём механического запоминания, а связывается с морфологическойструктурой существительных.
Отмечено, что три основные части русскогоязыка представляют различные трудности:
-       в отношении существительныхнаиболее трудно усвоение окончаний;
-       в отношении глаголов — овладениеосновами;
-       в отношении прилагательных — словообразование (сравнительная степень).
Раскрыта следующая закономерность: вусвоении морфологии наблюдается определённая последовательность. Сначалаусваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в областисловоизменения (падежные окончания имен существительных, формы измененияглаголов по лицам, временам).  
Всё единичное, исключительное, нарушающеенормы этой системы, нередко подвергаются вытеснению в речи ребёнка. Постепенно,путём подражания речи окружающих, образцы перенимаются в целом виде. Единичные,стоящие особняком, слова усваиваются уже в школьном возрасте.
Усвоение морфологической системы русскогоязыка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников.
Для выработки ориентировки важнадеятельность ребёнка со словами. Однако, простое накопление опыта не всегдаприводит к положительному результату. Так, исследуя особенности согласования вроде глаголов прошедшего времени с существительными, М.И. Попова пришла квыводу, что простое многократное  (от 312 до 534 ) повторение нужной формытрудоёмко и непродуктивно. у детей не возникает ориентировка на форму, так каких деятельность со словом не организована. Формирование согласования в игре«Теремок», создание проблемной ситуации (дверь в теремок открывалась,если ребёнок правильно производил согласование) привело к тому, что 75% детей,при количестве повторений не свыше 100, научились выделять голосом окончаниясуществительного и глагола.
При усвоении грамматического строя языкадошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем кориентировке на отдельные фонематические признаки.
Культура фонематического слуха занимает вэтом процессе одно из ведущих мест.
Основой усвоения грамматического строяявляется формирование грамматических обобщений.
Речь детей развивается, прежде всего, наоснове подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов ихречи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического  механизма речевого развития, аобобщение языковых и речевых явлений.
Формирование языковых обобщений в процессеразвития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологическогомеханизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.
Усвоение морфологии тесно связано скоснитивным развитием ребёнка, поскольку формирование языковых обобщений в речипредполагает работу мышления. Процессы анализа синтеза, абстракции и обобщенияприводят к усвоению лексических и грамматических значений.
На материале 40 языков Д. Слобин приводитубедительные данные о том, что процесс усвоения грамматики требует тонкоструктуризованного активного мышления ребёнка. Такая универсальнаязакономерность проявляется у детей, говорящих на английском, немецком, русском,польском, венгерском  и других языках.
В исследовании В.И. Яднико содержитсяматериал, раскрывающий процесс обобщений и отвлечений в речи детей в связи сиспользованием отдельных грамматических форм.
Так, в предложении «Мы пошли»ребёнок пользуется одним словом для обозначения группы действующих субъектов.На вопрос: «Кто это мы?» — он отвечает: «Я, папа, Витя».Сказуемое «пошли» указывает на то, что данная группа субъектовдействовала одинаково в определенном отрезке времени.
Для  морфологии интерес представляетпоявление в речи предложений с однородными подлежащими, где перед перечислениемстоит обобщающее слово, например: два «мы» — я и папа — пошли.Здесь  и открывается прекрасная возможность для морфологии, хотя предложениеоформлено недостаточно правильно грамматически, но по структуре — сложное.Ребёнок раскрывает множество (я и папа), указывает на количество действующихлиц (два «мы»).
Характеризуя результаты усвоения, которыхдостигает ребёнок к школьному возрасту, уровень овладения родным языкомявляется очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всейсложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языкезакономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое ибезошибочное использование множества, стоящих особняком, единичных явлений, чтоусваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнокполучает в нём совершенное орудие общения и мышления. [1, С. 189]
В психологической литературе делалисьнеоднократные попытки объяснить интенсивное усвоение грамматических форм языкадетьми в дошкольном возрасте. К. Бюлер выдвинул предположение, что в основевсего процесса усвоения лежит открытие флективной природы языка, якобы делаемоеребенком. После этого открытия ребенок, якобы, начинает понимать основнойпринцип флективных языков, заключающийся в том, что отношения могут выражатьсяпутем звуковых изменений морфологических частей слов.
Ряд психологов, лингвистов, педагоговуказывали на якобы присущее ребёнку особое «чутьё языка», которое ипозволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях. В русскойдореволюционной литературе на это неоднократно указывал К.Д. Ушинский. Замечательныйзнаток детского языка детский писатель К.И. Чуковский не устаёт повторять, чтов период до 5 лет ребенок обладает необычайным чутьём языка и что именно оно и,связанная с этим, умственная работа ребенка над языком создают основу стольинтенсивно идущего процесса. Вместе с тем справедливо подчёркивается активныйхарактер процесса усвоения и восстает против теории механического и пассивногоусвоения родного языка. «Без такого повышенного чутья к фонетике иморфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилени не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком.Правда, нельзя забывать, что это обладание во всех случаях — без единогоисключения — является результатом совместной работы ребёнка и тех, кто окружаетего. Но все усилия взрослых были бы совершенно бесплодны, если бы дети раннеговозраста не проявляли изощренного чувства к составу и звучанию слов» [20, С. 68]
Заслуга Чуковского не только в том, чтоон, вопреки механическим теориям, отстаивает активный характер процессаусвоения, но и в том, что он собрал, хотя и разрозненных, но обильный материалпо детскому словотворчеству.
А.Н. Гвоздев также отмечает особуюязыковую одаренность детей дошкольного возраста. Так, он пишет: "… Ребёнокконструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из ихзначений. Ещё больше самостоятельности требуется при создании новых слов, таккак в этих случаях создаётся новое значение: для этого требуется разносторонняянаблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить иххарактерные черты. Меткость детских наблюдений и художественная яркость многихдетских слов общеизвестны: они действительно очень близки к томуречетворчеству, которое практикуют художники слова. Поэтому здесь имеет местонастоящее творчество, свидетельствующее о языковой одаренности детей." [8,С. 187]
Дошкольный возраст является периодом, вкотором  имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям, — это твердоустановленный факт.
Самостоятельное словообразование являетсяпроцессом, показывающим усвоение ребенком системы суффиксов родного языка, чтотесно связано с формированием морфологической стороны речи. Это может бытьпредставлено таблицей Д.Б. Эльконина (Приложение 1).
Приведенная сводка показывает, чтоусвоенное количественное и качественное изменение суффиксов при составлениисловоотношений в предложении влияет на активное восприятие речевых категорий, атакже позволяет сделать быстрый скачок в овладении сложной системыморфологических значений родного языка.
Но несмотря на детское чутьё к языку, речьдошкольников всё-таки не безошибочна. Вот некоторые примеры ошибок в речидетей, свидетельствующие о том, что они понимают смысл употребляемых имиграмматических форм, но еще не запомнили, как их надо употреблять в речи.
Дети изменяют слова речи обычно попродуктивному типу склонения или спряжения, непродуктивный тип они усваиваютобычно позже, и если им в этом своевременно не помочь, ошибки в словоизменении«доживают» до школы, когда исправлять их гораздо труднее.
К непродуктивным типам словоизмененияотносятся, как известно, небольшие группы слов. Такие как: глаголы есть, ехать,расти  (каждый из них составляет отдельную группу спряжения), разносклоняемыеимена существительные типа «имя» и другие.  Но эти слова весьма частовстречаются в речи, поэтому ошибочное изменение их всегда заметно. Вотнекоторые типовые ошибки такого рода.
1.        Смешение продуктивной инепродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончаний -а(-я) — дети произносят -ы (-и) по типу «столы», «домы»,«поезды», «окны», «человеки».
2.        Унификация окончаний родительногопадежа множественного числа имён существительных, сведение всего ихмногообразия к окончанию -ов (-ев) по типу «столов»:«карандашов», «этажов», «мышов»,«утков», «птичков», «книгов», «куклов»,«девочков», «руков», «дерев»,«лошадёв».
3.        Неправильное склонение именсуществительных родительного падежа единственного числа: «у кукле»,«у сестре», «у маме», «без ложке».
4.        Унификация стилистических различийв окончаниях предложного падежа единственного числа неодушевлённыхсуществительных, имеющих разговорную формулу -у, в отличии от книжной формы на-е («на мысу — на мысе»): «в лесе», «в носе»,«в роте», «на супе».
5.        Не различение окончанийвинительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: «виделипоросенок», «поймали олень», «посадили дуба»,«Сережа поймал сом».
6.        Склонение несклоняемыхсуществительных: «в кине», «на пальте пуговицы», «запианином»,  «чашка кофию».
7.        Образование множественного числасуществительных, обобзначающих детёнышей животных: «ягнёнки»,«жеребёнки», «котёнки», «поросёнки».
8.        Изменение рода существительных:«большой яблок», «купи мороженую», «папа ушла»,«платье зелёная».
9.        Унификация спряжения глаголов — спряжение всех непродуктивных по типу продуктивных: «давать-даваю»,«дать-дадишь», «ехать-ехаю, ехает», «бежать-  бежу,бежи», «искать-искаю, искает».
10.       Не склонение числительных:«собака с пять щенят», «курица пришла без два цыплёнка».
11.      Неправильная форма причастий:«сломатая», «сошитая», «оборватая».
12.      Образование сравнительной степениприлагательных: «ярчи», «хужи», «плохее»,«чистее», «красивше».
13.      Окончание местоимений в косвенныхпадежах: «у мене болят уши», «в этим кармане», «у тебекрасивая платья».
14.      Склонение числительных: «двоедомов», «идите по двоим», «с двумями карманами».
У детей наблюдаются, особенно вповседневном общении, и другие ошибки:
-       «одень» — вместо«надень», «раздень» — вместо «сними»;
-       «я надетый» — вместо«я одетый»;
-       «мы ходим за ягодам игрибам».
Большую роль в формированииморфологической стороны речи играет и место жительства ребёнка.
Таким образом, особенности формированияморфологической стороны речи заключаются в том, на сколько у детей сформированомышление, умение словоизменять с помощью разных суффиксов, рода падежей, числа,а также устойчивость внимания, конструктивного мышления.
3.         Методика формированияморфологической стороны речи у
детей-дошкольников.
 
К трём годам дети овладевают наиболеетипичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число,время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно этоотносится к существительным.
На четвёртом году ребенок ориентируется напервоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. Приправильном определении родовой принадлежности существительного ребёнокправильно изменяет его, при ошибочном — допускает ошибки («кошка поймаламыша», «я хочу хлеба с солем»).
Для этого возраста характерно стремление ксохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа«можу» вместо «могу» (от «мочь»); «непустю» вместо «не пущу» (от «пускать»);«возьмил» вместо «взял» (от «взять»). Такиеморфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей отсоциального окружения.
В младших группах существенное местозанимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением ихв речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемыеслова, в которых они допускают морфологические ошибки.
Основное содержание работы в данномвозрастном периоде заключается в следующем: сначала идет обучение изменениюслов по падежам, а затем -согласованию существительных с прилагательными в родеи числе, употреблению предлогов (в, за, на, под, около) и глаголов
Обучением этим грамматическим навыкамосуществляется преимущественно в форме дидактических игр — драматизаций.
Формирование грамматических умений инавыков напрямую зависит от того, как ведётся работа по обогащению словаря.Так, при закреплении наименований животных и их детёнышей можно упражнять детейв образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей:заяц — зайчата; лиса — лисята; волк — волчата.
При построении упражнений надо помнить,что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений.Следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненнымиотношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, атакже неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.
Занятия в младших группах дошкольныхучреждений, в большей части, проводятся с игрушками. Игрушка даёт возможностьпроизводить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения(сидит, лежит, стоит), действий (играет, прыгает), называть качества — цвет,форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовыесоотношения (кошка — одна, котят — много). В процессе этих изменений ребёнкуприходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологическиеэлементы языка.
Предлагается ряд дидактических игр поформированию морфологической стороны речи. В основном это игры номенклатурногохарактера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния,взаимоотношения, расположение.
С целью понимания правильного употребленияпредлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) можноиспользовать игру «Угадай, что изменилось?». В начале детямпредлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (для понимания значенияпредлогов). Затем местоположение куклы меняют (за столом, под столом, на столе,около стола), а дети отгадывают что изменилось, употребляя предлоги и изменяяпо падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значениемодновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игру «Угадай,что изменилось?» можно рекомендовать для усвоения формы родительногопадежа множественного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки вупотреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно бытьбольше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не меньше двух — трёх,чтобы внимание ребёнка было направлено на правильное изменение слова.
У младших дошкольников вызываетзатруднения употребление формы среднего рода существительных. Для её усвоенияможно рекомендовать дидактическую игру «Волшебный мешочек», атакже рассматривание предметных картинок. Игрушки и картинки подбирают такимобразом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительныемужского и женского рода. Родовая принадлежность выявляется лучше, если ссуществительными согласуется прилагательное.
В процессе рассматривания предметныхкартинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: Кто это? Какой петушок?Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется ссуществительным и помогает ребенку ориентироваться на род существительного,кроме того ребенок должен научиться ориентироваться на род существительного приопределении предмета по его признакам.
Для закрепления в речи детей форм глаголовэффективны игры — драматизации типа «День куклы», «Утров кукольном доме».
Дидактические игры с игрушками,игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детеймладшего и среднего дошкольного возраста. Они предоставляют возможностьизменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвеннуюречь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действияспособствует усвоению грамматических навыков. В подобных играхпредусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.
Формирование навыков согласованиясуществительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется впроцессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравненияигрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину.
В современных условиях воспитания иобучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможностьсамостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основыслова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца,дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который вдальнейшем должен быть закреплён.
На пятом году жизни у детей появляетсябольшое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферыобщения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего, не усвоенные ещё нормыправильного изменения слов становятся более заметны. Наряду с этим в речи детейнаблюдается значительно больше правильных грамматических форм. Большую роль дляребёнка играет, поставленная взрослыми, сценки речевой деятельности «Яправильно сказал?» или «Как нужно сказать правильно?»
В средней группе расширяется кругграмматических явлений, подлежащих усвоению.
Продолжается обучение употреблению формродительного падежа единственного и множественного числа существительных,согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже,использованию разных форм глаголов; формирование умений правильно спрягатьглаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
В этом возрасте большую роль играет связьграмматических форм с жизненными ситуациями. Отсюда — необходимостьиспользования наглядности. Для игр и упражнений используется равное количествоигрушек и картинок. Часть грамматических форм подлежит усвоению и безнаглядного материала.
На пятом году жизни детям предоставляетсябольшая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которымиони встречались раньше. Задача усложняется тем, что даётся не однадраматизация, а несколько ситуаций.
В этом возрасте дети добиваются чёткости ивнятности произношения окончаний; предлагается произнести слово в правильнойформе, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно; поддерживаетсяпоиск ребёнком морфем. Привлечь к этому ребёнка можно игрой «Исправьменя».
Продолжается формирование навыковупотребления существительных во множественном числе в именительном,родительном, дательном и винительном падежах; работа по закреплениюпредставлений о родовой принадлежности существительного, об употреблениинеизменяемых имён существительных.
Хорошо подходит игра «Чего нестало?», где в среднем возрасте подбираются слова более трудные(«туфли-туфель», «сапоги-сапог»,«тапочки-тапочек», «валенки-валенок»,«сандалии-сандалий») и игра«День рождения куклы Кати».
Для усвоения категории среднего родапроводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Дети отвечают навопросы: Что это? Ведро какое? Тарелка какая? Так же можно использоватьи словесные упражнения на усвоение прилагательных.
Для усвоения родовой принадлежности,развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных сприлагательными в роде и числе проводятся упражнения с выделением окончаний иопределяющих местоимений, например: «Это груша. Какая она?»
В средней группе проводится работа наусвоение несклоняемых существительных, а также игровые упражнения, с помощьюкоторых дошкольники учатся правильно согласовывать слова в предложении.Например, в процессе упражнения «Загадка» воспитанники, приопределении родовой принадлежности существительного, ориентируются на окончанияслов. Подобные задания сложны для детей, особенно тогда, когда они встречаютсяс ними впервые. Поэтому нужно доброжелательно относиться даже к ошибочнымответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и, чтобыони в результате получили образец правильной речи («О щенке, скажем — весёлый, о собаке — весёлая. Весёлая щенок — нельзя сказать.»)
Нужно дифференцированно определять мерутребовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоенияматериала. Например, обучая дошкольников образовывать формы глаголов вповелительном наклонении, нужно добиться, чтобы речь детей была правильной. Дляэтого предлагается несколько раз произносить слова в правильной форме.Грамматически правильную речь помогают вырабатывать специальные игровыеправила. Так, в игре «Мишка, сделай», Мишка понимает, когдадети говорят правильно, а когда ошибаются. Если ребёнок ошибся, Мишка неисполняет его просьбу. В игре «Чей домик?» двери домикаоткроются, если ребёнок сказал правильно: «Пришла лошадка»,«Пришел медведь».
В начале года проводят упражнения, вкоторых дети учатся правильно соотносить (при восприятии речи взрослого)наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе сизображениями одного и нескольких детёнышей («Покажите где утёнок? А гдеутята?). При выполнении таких заданий от детей не требуется использоватьтрудную форму слова в собственной речи.
В старшем дошкольном возрасте завершаетсяусвоение системы родного языка.
У детей встречаются ошибки в чередованиисогласных (»ухо — ухи", «длинноухий — длинноуший»), вупотреблении существительных во множественном числе родительного падежа,трудности в образовании повелительного наклонения глаголов («поезжай»,«ляг», «вытри», «сотри», «положи»,«сложи») и в сравнительной системе прилагательных («слаще»,«красивее», «твёрже»). Трудности представляют сочетаниясуществительных с числительными и местоимениями, употребление причастий иглаголов («хотеть», «звонить»).
На данном возрастном этапе ставятсяследующие задачи:
1.        Учить детей правильно применятьвсе слова, имеющиеся в их активном словаре.
2.        Воспитывать у ребёнка критическоеотношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи.
3.        Формировать потребность говорить правильно.
Снижается роль игр с игрушками, большеиспользуются картинки, словесные дидактические игры и специальныеграмматические упражнения.

Глава II.  Содержание и методика формирования морфологической стороны речи удетей.
 
1.   Характеристика состояния морфологических навыков удетей
среднего дошкольного возраста (доданным констатирующего эксперимента).
Выявление уровня сформированности у детейморфологической стороны речи является необходимым условием организациицеленаправленной систематической работы по речевому воспитанию, еёпрогнозированию.
Изучение детской речи проводилось наоснове хорошего знания содержания программных требований по формированиюморфологической стороны в каждой группе.
В методике обследования использовалисьразные формы: наблюдение за повседневным общением детей; задания на выявлениеуровня владения морфологическими конструкциями и умение образовывать слова;тестирование.
Отмечено, что изучение морфологическойстороны речи в процессе общения очень эффективно, так как в этой ситуацииребёнок пользуется, в основном, простыми конструкциями, употребляя хорошоусвоенные формы. Были предложены игровые задания и упражнения на выявлениеразличных морфологических навыков.
1. Детям давалось игровое задание наумение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Перед ними ставили две куклы и с помощьювопросов рассматривали их вид ( внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда,обувь):
-          Во что одета кукла Маша?Какое у неё платье, какого цвета?(В бальное платье, синего цвета.)  Какие у неё волосы? (Волосысветлые, белые.) Какого цвета на голове бант?  Какие глаза?(Глаза голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (Носки,туфли.) Какого они цвета?
-       Во что одета кукла Даша? Чтоэто? (Брюки, свитер.) Какогоони цвета? Что у неё на ногах? (Туфли, носочки.)Какого цвета?
-       У Маши…(платье синее), а у Даши…(брюки исвитер.) У Маши волосы… (светлые, с бантом), ау Даши… (светлые, но без банта).
4.        Детям было предложено задание напроверку навыков согласования слов в падеже, понимание и употреблениесуществительных с предлогами (в, на, около, под).
Тест выглядел  как игра «Расставимпосуду на место». Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена иона очень сильно удивлялась тому, что:
-          Кастрюля под столом;
-          Чашки с блюдцами наокне;
-          Чайник под стулом;
-          Ложки и вилки всковороде;
-          Сковорода околошкафа.
Перед детьми ставилась задача наисправление беспорядка на кухне:
-          Где стоит кастрюля?    (Подстолом.)
-          Куда мы её поставим?    (Наплиту.)
-          Где стоят чашки с блюдцами?    (Наокне.)
-          Куда мы их поставим?    (В буфет.)
-          Ложки и вилки где лежат?    (Всковороде.)
-          Куда мы положим ложки и вилки?  (Встол или ящик стола.)
-          Где стоит сковорода?   (Околошкафа.)
-          Куда мы её поставим?   (На плитуоколо кастрюли.)
3. На проверку усвоения формы родительногопадежа единственного и множественного числа больше подходила игра «Угадай,чего не стало».
На столе лежат ножницы, ручки, книги,тетради. Затем убирается группа предметов и детям задаётся вопрос: Чего нестало? (тетрадей, ручек, книг и т.д.) или убирается один предмет (ручка, книга,тетрадь и т.д.).
4    При проверке понимания различий в значении иупотреблении предлогов ( в, на, из, с, под, над), навыков согласования слов вроде, числе и падеже было проведено два игровых приёма:
           а). На понимание значенияпредлогов.
В этом задании ребёнку предлагалосьвыполнить ряд действий, а предлог выделить голосом:
-       достань коробку сигрушками из-под стола; поставь её на стол;
-       достань из коробкикуклу и посади её на окно;
-       достань из коробкизайку и поставь его около куклы;
-       убери коробку состола и поставь её опять под стол;
-       возьми куклу и зайку сокна и погуляй с ними…
б). На употребление предлогов.
В этом задании детям задавались вопросы помере того, как меняется местонахождение коробки с игрушками.
-       Где стоит коробка с игрушками?  (Настоле.)
-       Где лежат игрушки?   (Вкоробке.)
-       Куда я поставила куклу?  (Наокно.)
-       А коробку?  (Подстол.)
-       Откуда Дима достает игрушки?  (Изкоробки.)
-       Около кого поставили зайку?   (Околокуклы.)
-       Откуда я взяла зайку?   (Сокна.)
5. Для проверки согласования слов в родедетям предлагали рассмотреть предметные картинки (мяч, ведро, шапка, яйцо,яблоко, кастрюля, карандаш) и описать предмет, изображенный на картинке:
-       мяч синий, маленький, резиновый,круглый;
-       яблоко большое, красное, круглое,сладкое.
6         На проверку согласованиясуществительных с прилагательными в числе, роде и падеже дети выполнялиупражнение, где они рассматривали картинку «Кошка с котятами» иотвечали на вопросы: Что делает кошка? Какая она?(Кошка большая; шерсть у неё пушистая, мягкая, гладкая, тёплая.) Чтоделает этот котёнок? (Лежит возле мамы-кошки.) Что делает другойкотёнок?  ( Играет с клубком.) Какие котята?  (Маленькие,шаловливые, пушистые, игривые. Один — рыжий, другой — черный, третий — пёстрый.)
7         Для проверки использования в речиповелительного наклонения и неопределенной формы глаголов детям даваласьпроблемная ситуация, где мальчик играет с собакой и хочет чтобы она выполнялаего команды. Но он не знает как правильно дать команду.
-       Стой!  Или: стоять!
-       Беги!   Или: бежать!
-       Ляг!     Или: лежать!
-       Сядь!   Или: сидеть!
По результатам обследования быласоставлена таблица отражающая состояние сформированности морфологическойстороны речи у детей среднего дошкольного возраста .(Приложение 1)
Исходя из полученных данных, можно сделатьследующие выводы:
1.        У большинства детей сформированынавыки использования в речи согласования имён существительных с прилагательнымив роде и числе, а также навыки усвоения родительного падежа в единственном имножественном числе.
2.        Во многих случаях детизатруднялись в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, вовладении значений и  употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде.
3.        Дети не владеют умениями всогласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образованииповелительной формы глаголов и употреблении инфинитива.

2.    Содержание и методика проведенияформирующего эксперимента.
Выявив особенности усвоения детьмиморфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, целькоторого — закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий,исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речидетей.
Группа детей была разделена на двеподгруппы: контрольную и экспериментальную.
Для детей экспериментальной подгруппы былиподобраны дидактические игры и упражнения на формирование морфологическойстороны речи, которые проводились во второй половине дня вне занятий. Они, всвою очередь в большей части, проводились с игрушками.
Игрушка даёт возможность производитьразнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит),называть качества (цвет, форму, числовые соотношения).
1.        С целью понимания и правильногоупотребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под)была использована игра «Что изменилось?». В начале детямпредлагалось усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем, местоположения куклы менялось, а дети отгадывали, что изменилось, употребляяпредлоги и изменяя по падежам слово «стол».
2. Для усвоения форм родительного падежамножественного числа существительных, детям была предложена игра «Угадай,чего не стало?». Детям предлагалось несколько предметов. Послерассматривания их, дети отвечали на вопрос чего не стало:
-       Это вилки, мячи, кукла, чашки,ложки.
-       Чего не стало? (вилок, чашек,ложек, мячей и т.д.).
3.        Для усвоения предлогов и падежейпроводится игра «Прятки». В этой игре кукла Маша ищет детей, акогда находит, то говорит: — «Я нашла Юру под столом», выделяя приэтом голосом предлоги и окончания. После этого дети отгадывали, куда спряталасьМаша.
4.    На родовую принадлежностьпредлагалась игра «Волшебный мешочек». Дети рассматривалитакие игрушки, как ведро, яйцо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. После того,как они доставали игрушки из «волшебного мешочка», они отвечали навопросы:     -  Что это?
                              -  Какоймячик?
                              -  Какоеяблоко? И т.д.
Затем игра усложнялась. Далее дети должныбыли по описанию отгадать предмет.
5.  Для закрепления в речи форм глаголовэффективны игры — драматизации. В игре — драматизации «Что делаеткукла?», детям было предложено изменить глагол по временам и поставитьего в повелительное наклонение.       Приложение 3).
3.   Анализ результатов итоговогоэксперимента.
 
После проведения всех дидактических игр илексических упражнений с экспериментальной подгруппой, всем детям группысреднего дошкольного возраста были предложены контрольные задания на выявлениерезультативности проведённой работы.
Было предложено фронтальное занятие,которое включило в себя все исследуемые компоненты морфологической стороныречи. Тема занятия «Чаепитие у куклы Лены».
На этом занятии были использованы задания,игры, игровые моменты на выявление сформировавшихся навыков морфологическихкатегорий. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов куклы Лены. (Приложение4)
После проведения занятия результаты былизанесены в таблицу. (Приложение 5)
Эти результаты показали, что детиэкспериментальной подгруппы усвоили грамматические категории, а детиконтрольной подгруппы не дали динамику в усвоении грамматической формыморфологической стороны речи.

Заключение
 
Формирование речи в дошкольном возрасте — одна из серьёзнейших задач воспитания.
Речь — одна из основных форм развитиямышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннегоразвития.
Морфологическая сторона речи — одна изосновных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях.
Овладение правильной речью оказывает наребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательнообобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваиваяправильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живойречи и в играх.
Так как ведущий вид деятельности ребёнкадошкольного возраста — игра, то гипотеза выпускной квалификационной работы былавыдвинута на использование в речевой работе дидактических игр и упражнений,способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми среднегодошкольного возраста морфологической стороны речи.
В ходе выпускной квалификационной работыгипотеза была доказана. С целью доказать её были предложены некоторые игровыезадания. С ними дети справились в силу своих знаний. Затем, при проведенииформирующего эксперимента, была и доказана гипотеза выпускной квалификационнойработы.
В играх дети более осмысленно подходили кзаданиям, интереснее относились к игровым действиям, старались ответитьправильно, а также получали новые знания и исправляли недостатки в речи ужесами.
При проведении итогового занятия детиэкспериментальной группы показали не только свои умения и навыки в формированииморфологической стороны речи, но и сравнительно высокие знания об окружающейсреде.
Литература
 
1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. — М., 1997
2.  Бородич А.М.  Методика развитияречи. — М.Ю, 1981
3.  Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М., 1988
4.  Воспитание и обучение в детскомсаду // Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Маркова, — М., 1977
5.  Воспитание и обучение детей пятогогода жизни // Под ред. В.В. Холмовской, — М., 1986
6.  Воспитание и обучение в детскомсаду. — М., 1976
7.  Воспитание и обучение детей вдетском саду // Под ред. Е.И. Радиной, — М., 1955
8.  Гербова В.В.  Занятия по развитиюречи в средней группе детского сада. — М., 1978
9.  Гвоздев А.Н.  Формирование уребёнка грамматического строя речи. — М., 1961
10.Ефименкова Л.Н.  Формирование речи у дошкольников. — М., 1985
11.Лямина Г.М.  Воспитание детей в средней группедетского сада. — М., 1982
12.Лямина Г.М.  Особенности грамматического строя умаленьких. Дошкольное воспитание. №8, 1968
13.Маркова Л.  Формирование грамматически правильной речиу детей. — М., 1955
14.Потиха З.А., Панов Г.А.  Тайны русского языка. — Волгоград, 1969
15.Психология дошкольного возраста. Развитиепознавательных процессов.// Под ред. А.В. Запорожца, 1976
16.Соловьёва О.И. Методика обучения родному языку вдетском саду. — М., 1966
17.Сохин Ф.А.  Развитие речи детей дошкольного возраста.- М., 1984
18.Тамбовцева А.Г.  Формирование грамматического строяречи. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984
19.Ушинский К.Д.  Об изучении грамматики… — М., 1954
20.Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.  Методика развития речи.- М., 1977
21.Чуковский К.И.  От 2-х   до  5-ти…  Изд.11, — М., 1956

Приложение 1.
Сводка порядка усвоения словообразовательных суффиксов имён существительных у детей среднегодошкольного возрастаВозрастной период Значение суффиксов существительных Звуковой вид суффиксов 4;0-4;4
Отмечено образование с суффиксами действующего лица
от прилагательного.
Суффикс для обозначения женского пола.            
-  из  -
-  их  - 4;4-4;8
Суффиксы для обозначения женских особей.
Суффиксы для обозначения уменьшительности и ласка-
тельности.
Суффикс для обозначения детёнышей.
Суффикс для обозначения отдельных особей.
Суффикс для обозначения собирательности.
Суффикс для обозначения предмета по действию (отмечен
случай сложного слова с соединительным гласным).
-  иц  -
-  овк  -
-  очек  -
-  ечк  -
-  ят  -
-  инк  -
-  енник  -
-  к  - 4;8-5;0
Суффикс действующего лица.
Суффикс для обозначения отдельных особей и
уменьшительности.
Суффикс для обозначения предмета по действию.
Суффикс отвлечённости ( отмечены образования без
суффиксов для обозначения больших предметов).
-  щик  -
-  ини  -
-  к  -
-  от  -

Приложение 3.
КОНСПЕКТЫ
дидактических игр исловесных упражнений формирующего эксперимента
 
Дидактическая игра«Что изменилось?»
Цель:  сформировать навыки употребления предлогов и ихзначения.
Оборудование:  кукла, детский столик.
Ход игры:
Детям предлагается поиграть с куклой.
По ходу игры детям задаются вопросы ииспользуются игровые действия в зависимости от разучиваемого предлога.
       -  Где сидит кукла?     (Настоле).
       -  На чём сидиткукла?   (На столе).
       -  А сейчас на чёмсидит кукла?   (На полу).
       -  А под чем онасидит?    (Под столом).
       -  Около чего сидиткукла?    (Около стола).
       -  А сейчас около когосидит кукла?   (Около Толика).
       -  За чем стоиткукла?   (За столом).
       -  А теперь за кем?  (За Антоном).
В игре выделяются интонацией предлоги иокончания имён существительных.
Игровое упражнение "Угадай, чего не стало?"
 
Цель: сформировать умение изменять имена существительные вродительном падеже единственного и множественного числа.
Оборудование:  вилки, мячи, куклы, чашки, блюдца, карандаши.
Игровые действия:
Перед детьми выложены на столе вилки,мячи, чашки. Вопрос «Чего не стало?»  задается по мере исчезновенияпредмета или групп предметов.
           — Чего не стало?    (Вилок)
           -  А теперь чего не стало?  (Мячей)
           -  Чего не хватает?     (Чашки)
                       -  Чего недостаёт?   (Вилки)
                       -  Чего нестало?    (Мяча)
                       -  Чего нет настоле?   (Чашек)
После этого атрибуты меняются на кукол,блюдца и карандаши.
      
                        -  Чего нет настоле?    (Карандашей)
                        -  Чего нет настоле?    (Блюдца)
                        -  А что я сейчасубрала со стола?   ( Куклу)
                        -  Сейчас чего нехватает на столе?   ( Кукол)
Во время игры особое внимание обращаетсяна окончания имён существительных.
Игра «Волшебныймешочек»
 
Цель:  сформироватьнавыки употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде.
Оборудование:  мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.
Ход игры:
Вносится «Волшебный мешочек», изкоторого достаются игрушки.
1.  Дети рассматривают их и отвечают навопросы.
-       Какой огурец?  (Длинный, овальный,зелёный, сочный.)
-       Какой мяч?  (Синий, резиновый,круглый, красивый, меленький.)
-       Какое яблоко?  (Вкусное, сладкое,круглое, красное, большое.)
-       Какая лягушка?  (Зелёная,холодная, блестящая, резиновая.)
-       Какое ведро?   ( Пластмассовое,жёлтое, маленькое, легкое.)
-       Какая ложка?  (Железная,маленькая, блестящая, чайная.)
Затем все игрушки ещё раз внимательнорассматриваются детьми и складываются в мешочек.  
     
2.               Даётся определение предмета, адети отгадывают предмет.
Игра — драматизация«Что делает кукла?»
Цель: разучить употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола повременам.
Оборудование:  кукла.
Ход игры:
     Вносится кукла. Детям предлагаетсяпопросить куклу что-то сделать.
-       Как мы скажем кукле если хотим,чтобы она попрыгала?
-       Кукла попрыгай.
-       А если мы хотим чтобы кукла села?
-       Кукла, садись.
-       А если мы её попросим попить чай снами, то как мы будем ей говорить?
-       Кукла, присядь. Попей чай.
-       Как мы ей скажем, чтобы она взялакарандаш?
-       Кукла, возьми карандаш.
-       А что теперь сделала кукла?
-       Кукла попрыгала, села,покружилась и попила чай.
-       А сейчас что делает кукла?
-       Кружится, пьёт чай, рисует.
-       А что будет кукла делать потом?
-       Пить чай, танцевать, прыгать.
 
      В игре выделяются окончания и производятсяигровые действия.

Приложение 4.
 Занятие  «Чаепитие у  Лены»
Цель:  выявить сформированность навыков грамматическихкатегорий морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаконтрольной и экспериментальной подгрупп.
Оборудование:  стол, чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарница,конфетница,     стульчики.
Ход занятия:
I.  Организационный момент. Вноситсякукла.                                                                      
Кукла Лена пригласила всех детей в гости начаепитие. Дети, приняв приглашение, приходят к кукле с конфетами.
II. Кукла Лена встречает гостей.
-       Здравствуйте, дети. Я рада васвидеть.
-       Здравствуй, кукла Лена. (детиотвечают и дарят ей конфеты)
-       Спасибо вам! Прошу к столу. ( детисадятся за стол)
-       Что вы будете: чай или компот?(спрашивает кукла Лена)
-       Чай. (отвечают дети)
-       Приятного чаепития!  (желает детямкукла Лена)
 
III.            Беседа после чаепития.
       Лена:  А теперь ответьте на моивопросы:
-       Где стоит чашка?  (На блюдце)
-       Где стоит блюдце?  (Настоле)
-       Где лежит ложка?  (На блюдце)
-       А теперь где?  (В чашке)
-       Где лежат конфеты?  (Вконфетнице)
-       Над чем я держу чайник?   (Надчашкой)
-       Около чего стоит стульчик?   (Околостола)
-       Возле чего стоит сахарница?  (Возлеконфетницы)
-       Молодцы дети!  А теперь посмотритена Дану и ответьте, что она делает?  (Пьёт чай; берёт ложку, конфету;размешивает сахар в чае; ест конфету) .  Здесь воспроизводитсяигровое действие.
-       А что делает Толик?  (Берётложкой сахар; держит в руке чашку)
-       А что буду делать я?  (Куклаберёт конфету; ест конфету)
-       А давайте попросим Серёжу, чтобыон скушал конфету?  (Серёжа, съешь конфету.)
-       Я не могу размешать сахар в чае.Давайте попросим Колю мне помочь.  (Коля, размешай сахар, пожалуйста.)
-       Видите, кукла Катя тоже хочет попить чай. Что мы ей скажем?  (Присядь с нами, попей чаю.)
-       А теперь, расскажите мне о чашке.Какая она? ( Большая, круглая).
-       А какого она цвета?  (Голубого.)
-       Арина, какая конфета?  (Круглая,сладкая, вкусная, зелёная.)
-       Вероника, какой сахар?  (Белый,сладкий, вкусный, рассыпчатый.)
-       А теперь смотрите: я убираю ложкус блюдца Сергея. Чего не стало?   (Ложечки.)
-       А сейчас?  (Конфет, сахара,чашки, блюдца, ложек, блюдец.)   
-       В чём лежат конфеты?  (Вконфетнице.)
-       А сахар?   (В сахарнице.)
-       Что у меня в руках?  (Ложка.) А у вас у всех много чего?  (Ложек)
-       У меня в руках чашка. А у вас?  (Чашки,блюдца, конфеты).  
IV.            Заключительная часть.
                    Подведение итоговзанятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.