Оглавление
Введение
1. Гражданская активностьи особенности ее формирования у учащихся
2. Формированиегражданской активности у учащихся школы надомного обучения
Заключение
Библиографическийсписок
Ведение
В настоящеевремя одним из приоритетных направлений международной и российскойобразовательной политики является гражданское образование. В то же время оно нераспространяется на такую категорию учащихся Российской Федерации, как ученикишкол надомного обучения. Актуальность формирования гражданской активности уучеников школы надомного обучения связана не только с периодом их обучения вшколе, но и с их будущим:
1) во многихобразовательных учреждениях дети с ограниченными возможностями являются однойиз самых незащищенных категорий учащихся, т.к. они изолированы от учениковосновной школы;
2) такие детивырастают неподготовленными к самостоятельной и взрослой жизни.
Тема даннойработы выбрана неслучайно. Я учусь в МОУ «СОШ №59 с углубленным изучениемотдельных предметов», которая является базовой площадкой республиканскогопроекта «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями», с 2008–2009-гоучебного года здесь обучаются 22 ученика не только из г. Чебоксары, но и другихгородов и районов Чувашской республики. В связи с этим, остро встает проблемаактивного включения таких детей в школьную жизнь и недопустимости их изоляцииот учеников основной школы. На мой взгляд, одним из самых эффективных способоврешения данной проблемы является проведение с учащимися ШНО занятий по правамчеловека и привлечение таких детей к активному участию в школьной жизни. Мояработа состоит из двух частей. Глава I посвящена гражданской активности и условиям ееформирования у учащихся школы надомного обучения и отображает значениеформирования гражданской активности в дальнейшей жизни учеников ШНО. В главе II описаны методы проведённыхмной занятий, ход уроков, анализ их эффективности. В ходе исследования яиспользовала следующую литературу: Иоффе А.Н. «Социальное проектирование вправовом образовании. Организация внеурочной работы по праву М. 2002»;Королькова Е.С. «Правовое образование во внеурочной деятельности школы.Организация внеурочной работы по праву М. 2002» и другие издания. В то же время,я не сталкивалась с работами, посвященными развитию гражданской активностиименно у учащихся ШНО. Это означает, что данная тема недостаточно изучена итребует дальнейшего исследования. При проведении исследования я применяла такиеметоды исследования, как анкетирование, проектная деятельность,практические занятия с учениками, мониторинг эффективности проведенных занятий.Объект исследования: уровень гражданской активности у учащихся школынадомного обучения. Предмет исследования: система обучения прав человека.Хронологические рамки исследования: сентябрь 2008 г. – январь 2009 г. Мой личный вклад в данное исследование заключается в том, что я даланачало развитию новой тенденции в жизни моей школы – формированию гражданскойактивности у детей с ограниченными возможностями, которое направлено, прежде всего,на самореализацию таких учеников и их личностный рост. Практическаязначимость исследования заключается в том, что его результаты ииспользованные методические приемы могут применяться на практике в деятельностипедагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательныхшколах, а также могут быть полезны для активного включения таких детей вшкольную жизнь.
Цель моего исследования – повышениеуровня гражданской активности у учеников ШНО. Задачи:
1. Анализособенностей формирования гражданской активности у учащихся школы надомногообучения.
2. Проведениевнеклассных мероприятий по формированию гражданской активности у учеников школынадомного обучения.
3. Формированиеу учащихся ШНО гражданских и демократических ценностей для подготовки к будущейвзрослой жизни.
1. Гражданскаяактивность и особенности ее формирования у учащихся школы надомного обучения
В настоящеевремя в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовоеобразование является одним из приоритетных направлений образовательной политики.Существует программа воспитания демократическойгражданственности и образования в области прав человека, принятая СоветомЕвропы 15 января 2003 г. и признанная Российской Федерации. Министерствообразования РФ подготовило информационно-методическое письмо «О гражданскомобразовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации», согласнокоторому главной целью гражданского образования является воспитание гражданинадля жизни в демократическом государстве, то есть формирование гражданскойактивности.
Гражданскаяактивность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия вгражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан,укрепление правопорядка.
Гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений,иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовностьучаствовать в общественно-политической жизни страны. Тем не менее, в настоящеевремя многие учащиеся общеобразовательных школ не знают законов, не умеют ихприменять и не желают их выполнять. Во многих учебных заведениях школьники незнают, что наряду со взрослыми должны нести ответственность за неправомерноеповедение; не знают механизмов защиты своих прав.
В наибольшей степени эта проблема касается такой категорииучащихся в Российской Федерации, как дети с ограниченными возможностями,обучающиеся в школах надомного обучения. Низкий уровень гражданской активностиу учащихся ШНО связан со следующими проблемами обучения таких детей вшколах:
1) Отсутствие для таких учеников учебных курсов, посвященныхгражданскому воспитанию и правовому просвещению.
2) Отсутствие проводимых для таких учеников внеклассныхмероприятий с целью формирования гражданско-правовых ценностей.
3) Изоляция учеников ШНО от учащихся основной школы.
4) Нарушение прав учеников ШНО в образовательном пространстве
5) Невнимание представителей администрации и учителей к проблемамзащиты прав таких детей в образовательном пространстве.
Права исвободы являются важнейшим элементом гражданской активности, а это означает,что дети с ограниченными возможностями в наибольшей степени нуждаются в еёформировании. Отсутствие гражданской активности у учеников ШНО приводит кпоявлению существенной разницы между ними и учениками основной школы. Данное различиепроявляется не только в период обучения детей с ограниченными возможностями, нои в их дальнейшей жизни. Таким образом, значение формирования гражданскойактивности у учеников ШНО преимущественно заключается в подготовке детей сограниченными возможностями ко взрослой, независимой жизни.
Формированиегражданской активности у учеников ШНО – это их участие в каких-либо проектах, направленныхна развитие идеалов толерантности и прав человека. И именно это оживленноеучастие содействует смягчению столь выраженной разницы между учениками основнойшколы и учениками ШНО. Значит, преодоление той жёсткой границы, котораяприсутствует между учениками ШНО и учениками основной школы в свою очередьспособствует преодолению правового «барьера» в образовательном пространстве.
Такимобразом, для эффективного формирования гражданской активности у учащихся ШНОдолжны решаться следующие задачи:
1) Проведениеспециальных учебных занятий и внеклассных мероприятий, направленных наформирование гражданско-правовых знаний и ценностей у учащихся ШНО.
2) Привлечениеучащихся ШНО к участию в школьном самоуправлении.
3) Привлечениеучеников ШНО к самостоятельному проведению подобных мероприятий.
В процессе формированиягражданской активности ученик ШНО должен обучаться таким навыкам, как:
· осознаниязначимости формирования гражданской активности;
· знанияо своих правах;
· знаниео своих обязанностях;
· умениепользоваться приобретенными знаниями;
· умениязащищать свои права;
· умениеработать в коллективе;
· умениеработать индивидуально;
· активноеучастие в решении обсуждаемых проблем в жизни школы.
Особенностямиформирования гражданской активности у учащихся ШНО являются:
· нацеленностьна жизнь, потому что только при таком устремлении школьные приемы могут получитьсвое оправдание и смысл;
· социальноеи гражданское творчество (когда ученик полностью включается в процесс познания,активно взаимодействует с другими детьми; такая методика особенно важна прирассмотрении вопросов о правах человека, когда часто на тот или иной вопрос несуществует единственно правильного ответа).
Такимобразом, основное направление формирования гражданской активности у учениковШНО ориентируется:
· насоздание условий для осмысления и действия по решению проблем, связанных сзащитой гражданских прав, осознанием гражданского долга и ответственности,приоритет общечеловеческих ценностей;
· наформирование навыков активного гражданского действия, социального и политическогоучастия;
· наразвитии творческого, самостоятельного мышления школьников, формирования уменийи навыков;
· насоциализацию, активное включение детей с ограниченными возможностями в жизньобщества.
Такимобразом, работа по формированию гражданской активности у учеников основнойшколы должна быть направлена не только на воспитание у учеников ценностей правчеловека, но и на развитие у них философии независимой жизни.
Права исвободы являются важнейшим элементом гражданской активности. Продолжитьдальнейшее формирование гражданской активности, я смогу только ознакомивучеников ШНО с их правами и свободами. Исходя из прав, которые имеют ученикиШНО, они являются такими же полноправными участниками образовательногопроцесса, как и ученики основной школы. Но, к сожалению, в настоящее время вбольшинстве российских школ этому не уделяется никакого внимания. Вследствиеэтого, такие ученики вырастают неподготовленными к взрослой, самостоятельнойжизни. Следовательно, ученики ШНО в наибольшей степени нуждаются в гражданскомвоспитании.
Формированиегражданской активности у таких учащихся представляет процесс овладенияправилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. Ипервый шаг на этом пути – осознание каждым учеником ШНО себя как полноправнойличности не только в школе, но и в обществе, осознание своих прав и обязанностей.В процессе обучения в школе ученик получает необходимый набор умений и навыков,которые помогут ему в реализации права на участие в управлении государством вовзрослой жизни, во взаимоотношениях с окружающими людьми, в практике защитысвоих прав. Невозможно решить проблему изоляции уже взрослых людей сограниченными возможностями в обществе, если она не решалась в условиях ихобучения в школе. Следовательно, обучение в школе является важнейшим этапом дляподготовки детей с ограниченными возможностями ко взрослой самостоятельнойжизни. Таким образом, необходимо воспитывать у учащихся ШНО гражданско-правовыеценности для того, чтобы каждый из них заканчивал школу не простозаконопослушным гражданином, но и человеком с активной гражданской позицией.
2.Формирование гражданской активности у учащихся школы надо много обучения
Несмотря нато, что ученики ШНО в наибольшей степени нуждаются в формировании гражданскойактивности, этому не уделяется никого внимания со стороны государства. Цельюпроведённых мной уроков, является повышение уровня гражданской активности уучеников ШНО. Без практической работы с учениками ШНО формирование гражданскойактивности будет иметь исключительно теоретический характер, и не будет иметьникакого отношения к реальному решению проблем. Подобная работа началась еще в2007–2008 учебном году, когда в МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельныхпредметов» г. Чебоксары была сформирована школьная волонтерская команда поправам человека «МЫ ВМЕСТЕ», в которую входят как ученики основной школы, так иучащиеся ШНО. Одной из важнейших задач создания этой команды было преодолениеизоляции детей с ограниченными возможностями от учеников основной школы и ихинтеграция в школьную жизнь. Участники школьной волонтерской команды «МЫВМЕСТЕ» с прошлого учебного года обучаются методикам проведения практическихзанятий по правам человека среди своих сверстников. В деятельности командыпреобладает принцип «сверстник обучает сверстника», который способствует каквсестороннему развитию каждого участника, так и обмену опытом и знаниями междувсеми членами группы. С этого учебного года я также являюсь активным участникомкоманды «МЫ ВМЕСТЕ» и провожу практические занятия по правам человека средисвоих сверстников. Данная работа настолько меня заинтересовала, что на ееоснове я решила провести собственное исследование.
В самомначале своей исследовательской работы я провела анкетирование, целью которогобыло выяснить уровень гражданкой активности у учащихся ШНО на тот момент. Егорезультаты показали, что учащиеся ШНО до обучения в СОШ №59 г. Чебоксары ранее не привлекались к занятиям по правам человека и имеют низкий уровеньгражданской активности.
Проведениепрактических занятий с целью формирования гражданской активности в школе надомногообучения может быть эффективным лишь в случае сотрудничества учащегося иобучающего. Во главу угла в данном случае ставится индивидуальность,неповторимый, субъектный, то есть лично накопленный опыт каждого ученика. Впроцессе проведений практических занятий с учениками моей основной задачей былоне добиться заучивания ребятами основных прав, а сделать так, чтобы они самипрочувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к ихжизни. Для меня было важно, чтобы дети осознали ответственность, котораясвязана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликтыв повседневной жизни.
Достижениюпоставленных учебных и воспитательных целей, формированию сознательногосоциально-активного поведения у учащихся ШНО в наибольшей степени способствуютактивные методы обучения, которые я использовала на своих практических занятияхс детьми. Я понимала, что смогу добиться успеха только в том случае, еслисоздам атмосферу сотрудничества между мной и группой учащихся, при этом главныевопросы должны решаться внутри группы.
Припроведении внеклассных мероприятий с учениками я руководствовалась следующимипринципами:
1) установлениедоверительных отношений, взаимопонимания;
2) формированиенавыков позитивного диалога учащихся с самими собой;
3) развитиеумения видеть общие, взаимовыгодные для различных людей, групп цели и интересыи добиваться их достижения;
Насвоих занятиях я использовала следующие формы обучения:
1.Ролевая игра – маленькая пьеса, разыгрываемая учениками с целью всестороннего развитияих личности. Особенность данной формы обучения для достижения поставленных мнойзадач заключалась в том, что ролевая игра максимально приближала учащихся креальной жизни, помогала повысить их понимание действительности и вызватьсопереживание и интерес по отношению к оказавшимся в ней людям.
2.«Мозговая атака» – способ поощрения активностиучеников с целью их обучениябыстрому генерированиюидей. Этот прием я использовала при поискерешения проблемы (например, после обсуждения в группе инцидента, связанного сконфликтом между учениками, я попросила ребят провести «мозговую атаку» и датьвсе возможные варианты решения конфликта мирным путем), а также в качествебыстрого творческого упражнения.
3.Общая дискуссия – групповое обсуждение по проблемным вопросам. Применение этогоприема позволяло узнать отношение учеников к вопросам, касающимся правчеловека, а также давало возможность самим учащимся исследовать и анализироватьэти вопросы самостоятельно, развивать умение слушать, говорить по очереди, атакже приобретать иные навыки, необходимые для воспитания уважения к правамдругих людей.
4.Проекты – самостоятельныеисследования различных тем, приводимое учениками в течении определенного периода,с целью изучения прав человека. Совместным проектом учащихся ШНО сталаДекларация прав учащихся с ограниченными возможностями.
5.Видеоматериалы – показ различных документальных фильмов, рекламных роликов с цельюболее наглядного изучения той или иной темы. На одном из практических занятий япродемонстрировала учащимся отрывок из документального фильма «Правила игры» оШколе самоопределения А.Н. Тубельского в Москве, который помог раскрытьсущность школьного самоуправления и его последствия.
Япроводила следующие занятия по формированию гражданской активности у учениковШНО:
1. «Роль гражданскойактивности в современном обществе». На первом уроке я акцентировала вниманиеприсутствующих на роль гражданской активности и необходимость её формирования уучеников ШНО. Обсуждались разница в развитии и уровне гражданской активности уучеников ШНО и учеников основной школы, причины её возникновения, способывыхода из сложившейся ситуации.
2.«Права и свободы учащихся школы надомного обучения» Для того, чтобыформирования гражданской активности было плодотворным, необходимы знания своихправ, т. к. права человека являются важнейшим элементом гражданской активности.На этом занятии я акцентировала внимание присутствующих на значение прав вобразовательном пространстве школы. Рассматривались причины нарушения правучеников ШНО, способы привлечения внимания общественности к этим проблемам.Также цель этого урока заключалась в том, чтобы выяснить насколько ученикизнают о своих правах.
3.«Право учащихся школы надомного обучения на получение полного объема знаний повсем предметам». В большинстве школ дети с ограниченными возможностями учатся поупрощенной программе, количество часов по всем предметам практически в два разаменьше, чем в основной школе. Это целесообразно только в том случае, еслиребенок не может усвоить всю школьную программу по состоянию здоровья. Однакоесли ученик хочет и может получить тот же объем знаний, что и в основной школе,его нельзя лишать такой возможности. Увы, в большинстве российских школ этапроблема по-прежнему актуальна, не предпринимается никаких мер для ее решения.В связи с этим, многие ученики школы надомного обучения не имеют доступа кполучению полного объема знаний по всем предметам. На данном уроке ученикиобсуждали, как можно решить эту проблему.
4. «Правоучащихся школы надомного обучения на углубленное изучение отдельных предметов,бесплатную подготовку к поступлению в высшее учебное заведение». Т.к. ученики ШНО неимеют возможности получить полного объёма знаний они вырастаютнеподготовленными к взрослой и самостоятельной жизни. Создание необходимыхусловий с целью соблюдения данного права обеспечило бы ученикам ШНОбеспрепятственное поступления в ВУЗы и профессиональную самореализацию вбудущем. На этом занятии была проведена групповая дискуссия, в ходе которойученики высказывали свои предложения о возможных способах реализации праваучащихся ШНО на углубленное изучение отдельных предметов.
5. «Право научастие в школьном самоуправлении и свободу выражение мнения»
Во многихроссийских школах дети с ограниченными возможностями изолированы не только отполноценного учебного процесса, но и от участия в школьной жизни Их мнение неучитывается при проведении школьных выборов, собраний, круглых столов.Несоблюдение данного права приводит к усугублению сложившейся проблемнойситуации, а именно дискриминация учеников ШНО от учеников основной школы,следовательно, неравноправие в образовательном пространстве. Этот вопростребует совместного решения, о нём необходимо говорить во всеуслышание. Науроке ученики высказывали свои предложения об эффективных методах участия детейс ограниченными возможностями в жизни школы и улучшения школьной жизни.
6.«Создание безбарьерной среды в школе для детей с ограниченными возможностями»
Соблюдениеправа учеников ШНО на участие в школьной жизни будет представлятьсязатрудненным без создания необходимых условий. Именно поэтому на этом урокеобсуждались способы разрешения поставленной задачи.
Серия вышеперечисленных уроков, как уже было сказано ранее, посвящена правам учениковШНО. Для того, чтобы понять, как поднялся уровень знаний у учеников ШНО о своихправах, я провела соответствующее анкетирование под названием «моё право».
7. «Значениеобязанностей в нашей жизни». Необходимо ознакомить учеников с темиобязанностями, которые они имеют наряду с правами. Первоочередная цель данногомониторинга – доказать ученикам необходимость соблюдения обязанностей, указатьна связь прав и обязанностей. Нужно было доказать ученикам то, что обязанностиидут во благо всестороннему развитию личности. С целью более эффективногопонимания значения обязанностей, присутствующим была предложена творческаяработа в виде ролевой игры. Разделившись на группы по три четыре человека,участники по очереди разыгрывали сценки по определенным ситуациям. Обязательнымусловием игры, было то, что представителей власти (учителей, классныхруководителей, завучей и т.д.) должны играть учащиеся. Эти ситуации заключалисьв типичных конфликтах учителя с учеником, отказывающимся выполнять своиобязанности. Оказавшись на месте представителя власти, ученик смогпочувствовать то, какие трудности приходится преодолевать учителям, убеждаяшкольника в необходимости выполнения своих обязанностей. В конце этого занятия,я также провела анкетирование под названием «Я имею право, но я обязан…», котороепомогло мне понять, насколько повысился уровень знаний у учеников ШНО о своихобязанностях, умения связать права с определёнными обязанностями.
Я хотелапревратить в праздник каждое занятие для учащихся ШНО, доставить им радость.Поэтому на каждом занятии мы помимо основных упражнений играли в игры,проводили упражнения – энергизаторы, пели песни (на занятиях присутствовалиприглашенные артисты).
Мои занятиябыли приурочены к таким праздникам, как:
– Деньтолерантности (приурочен к Международному дню толерантности 16 ноября).
– День правчеловека (приурочен 60-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека иМеждународному дню прав человека 10 декабря).
– Деньмолодежных инициатив (приурочен году молодежи в России).
Этимероприятия имели большое значение еще и потому, что с этого учебного годаобучаются новые ученики ШНО. Благодаря моим занятиям они не только повысилиуровень своей гражданской культуры, но и познакомились друг с другом поближе,стали тесно общаться.
Немаловажното, что на моих мероприятиях присутствовали не только ученики ШНО, но и ученикиосновной школы, родители, учителя, администрация школы, так как о подобных проблемахнеобходимо говорить во всеуслышание, решать их сообща, в процессеконструктивного диалога.
Вопросы, обсуждаемыена занятиях, были подняты и на форуме школы, в которой я обучаюсь. У учеников,которые не смогли присутствовать на уроках, появилась возможность принять такоеже активное участие в обсуждении поднятых проблем. Помимо этого, я проводилаиндивидуальные уроки с учениками ШНО с использованием новейших технологий,которые имеются в наличии МОУ СОШ №59 в рамках проекта дистанционного обучения.Индивидуальные занятия с учениками ШНО проводились путём личной переписки насайте школы, аудиоконференций и видеоконференции через USB камеру. Возможностьпроведения уроков с использованием таких технологий есть только в нашей школе.Следует отметить, что ни в одном другом образовательном учреждении Чувашскойреспублики не проводится индивидуальная работа с детьми с ограниченнымивозможностями с использованием новейших технологий и методик дистанционногообучения. В школе №59 я проводила дистанционные уроки с учениками ШНО с цельюформирования у них гражданской активности (это были дети, которые не моглиприсутствовать на наших общих внеклассных мероприятиях, а также те, у коговозникали вопросы после их проведения). Это способствовало более подробному,детальному разъяснению того или иного занятия. Помимо этого, дистанционныеуроки существенно расширяли образовательные возможности учащихся ШНО. На сайте«Система дистанционного обучения школы №59» я размещала для ребят документы ипрезентации по правам человека, на форумах обсуждались наиболее важные дляучеников статьи документов по правам человека, способы развития школьного самоуправления,проводились интерактивные викторины по правам человека. Таким образом, в своейпрактической работе я использовала совершенно новые методы в процессеформирования гражданской активности у учащихся школы надомного обучения.
СоставлениеДекларации прав учеников ШНО стало завершающим этапом в моем исследовании – этосовместный проект, в котором ученики ШНО выступили как законодатели, проявилисвою законотворческую инициативу (после того, как получили определенные знанияи умения). Данная Декларация учеников ШНО полностью соответствует принятым встране и мире документам по правам человека. Таким образом, процесс составленияДекларации стал высшим уровнем проявления знаний учащихся по правам человека. Наодной из наших бесед с научным руководителем, посвященной обсуждению проектов,присутствовала корреспондент газеты «Советская Чувашия». На мой взгляд, оподобных проблемах необходимо говорить во всеуслышание. И настоящее время онашей Декларации прав учащихся ШНО знает вся республика.
В процессеисследования я сталкивалась с определенными проблемами равнодушием некоторыхучеников к рассматриваемым нами проблемам, нежеланием принимать участие вулучшении школьной жизни. К счастью таких учеников было немного. С ними япыталась установить диалог, провести индивидуальную работу.
Также язамечала непонимание в отдельных вопросов со стороны некоторых учеников.
Ученикииногда путали понятие «право» и «обязанности», недопонимали процессгражданского участия. В таких случаях я повторно объясняла или проигрываланепонятные для учеников вопросы, использовала наглядный материал, бралаподобные ситуации из реальной жизни.
К сожалению,мне не хватало времени на проведение всех запланированных мероприятий.Разумеется, моё исследование не заканчивается и те занятия, которые я не успелапровести, будут проведены в ближайшем будущем.
Послепроведённых мной внеклассных занятий по формированию гражданской активностиученики ШНО способны грамотно отстаивать свои права, основываясь наприобретенных знаниях. Также ученики ШНО научились связывать права сопределёнными обязанностями, осознавать значение обязанностей. Многие решенияучеников ШНО, принятые на моих занятиях, были воплощены в жизни. Так, например,права учеников ШНО на получения полного объёма знаний начало реализоваться. Увеличилоськоличество часов и дополнительных занятий по преподаваемым предметам, повысилсяуровень качества образования. Также применялись новейшие технологии с цельюформирования гражданской активности у учеников ШНО, дала своё начало реализацииправа учеников ШНО на участие в школьной жизни. Приобретённые знания помогутученикам ШНО в дальнейшей жизни реализовать себя как личность./>
Заключение
В связи с тем, что в большинстве российских школ учащиеся ШНО изолированыот участия в школьной жизни, государство не принимает мер для решения проблемнарушения их прав в учебных заведениях.
Основной целью моей работы было формирование гражданскойактивности у учащихся школы надомного обучения. Для этого я провела многопрактических занятий с учащимися школы надомного обучения. Итогами моей работыстало повышение интереса учащихся к проблемам защиты прав человека, расширениезнаний учеников о правах человека./>
Многие решения учеников школы надомного обучения, совместнопринятые на этих занятиях, были реализованы в жизни. С октября 2008 г. произошло увеличение количества часов в школе надомного обучения по некоторым предметам,которые ученики сочли нужными для углубленного изучения. За первое полугодие2008–2009 учебного года увеличилось и количество совместных с ученикамиосновной школы внеклассных мероприятий. Администрация школы рассматриваетварианты корректирования учебных планов по всем параллелям с учетомпотребностей и интересов учеников./>
Кроме того, в ходе работы по формированию гражданской активности удетей с ограниченными возможностями, я использовала новейшие технологии,способствовавшие углублению у учеников знаний о правах человека./>
Школа – это уменьшенная модель государства и общества. Безактивных граждан – учеников и учителей – любая школа развиваться не будет. Иноепредполагает равнодушную позицию человека в обществе: нет необходимостисамостоятельно решать, думать, делать выбор, брать на себя ответственность.Другими словами, в этой позиции человек всего лишь выполняет приказы своегоначальника. А подлинно свободная личность вырастет только тогда, когда каждыйучастник школьной жизни будет осознавать, что он является гражданином «государства»под названием ШКОЛА, он имеет определённые права и несет определеннуюответственность. Гражданин не может быть равнодушен к тому, что происходитвокруг, не может быть сторонним наблюдателем.
Мое исследование было направлено на воспитание у учащихся школынадомного обучения ценностей свободы, самостоятельности, готовности квзаимодействию с обществом, защиты своих интересов, ответственности зареализацию собственных прав./>
Я убеждена в том, что лишь, когда школьная система станетплодотворно работать над формированием у учащихся гражданских ценностей, нашеобщество и государство будут стабильно развиваться. Надеюсь, что своей работойя внесла свой личный вклад в процесс формирования гражданской активности у тойкатегории учащихся, которые часто бывают изолированными от школьной жизни – учениковшколы надомного обучения.
Библиографическийсписок
1. Гайнер М., Ашкинази Л.Можно ли научить праву? Правозащитник №3 1999
2. Гайнер М.Л. Правосознаниеподростков. М., 1998
3. Давыдов Г.П.Теоретические основы отбора содержания правовых фактов и явлений дляформирования правосознания и поведения учащихся. Формирование правосознания иповедения учащихся (сборник научных трудов). М., 1981
4. Иоффе А.Н. Социальноепроектирование в правовом образовании. Организация внеурочной работы по праву М.2002
5. Колесникова И.А.,Элиасберг Н.И. Этика и право в школьном образовании. (К постановке проблемы).Обществоведение в школе, №2, 1997
6. Королькова Е.С. Правовоеобразование во внеурочной деятельности школы. Организация внеурочной работы поправу М. 2002
7. Права человека. Методикапреподавания в школе. 9-11 классы. Составители – И. Бочаров, О. Погонина, Т. Пономарева,А. Суслов, А. Цуканов. Пермь, 2000
8. Сапаргалиев Г.С., ВуколовВ.Н. Основы правового воспитания школьников. Алма-Ата, 1985
9. Суворова Н.Г., НикитинА.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. Обществознание вшколе, №7, 1999
10. ШабуровА.С. Правовое воспитание и социальная ответственность личности. Теория ипрактика правового воспитания. Омск, 1987
11. ШингирейТ.А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условиенравственного формирования личности. Автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата педагогических наук. М., 1980
12. ЭлькиндП.С. Правовое воспитание молодежи. Л., 1972