ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙОБЛАСТИ
ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выпускнаяквалификационная работа
подисциплине: музыка и методика преподавания
Натему: ФОЛЬКЛОРНЫЕПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Студентки5 курса
ГлебовойА.С.
Научныйруководитель
преподавательмузыки и
методикимузыкального
воспитания
ВасильеваР.А.
ВОЛОГДА
2010
Введение
Целостностьобразовательного процесса в школе обеспечивается единством принциповразвивающей образовательной работы по всем направлениям. Реализация единойлинии развития ребенка на всех этапах школьного образования, придаетпедагогическому процессу последовательный и перспективный характер. Решая накаждой ступени школы свою совокупность воспитательных задач, мы можеммоделировать образ современного ученика.
Выпускник школыпредстает человеком, для которого значимы общечеловеческие ценности, такие какдоброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к близким, любовь кродине. Его нравственный потенциал кроется в осмыслении целей и смысла жизни,усвоении ценностей «Отечество», «творчество», «любовь», чувстве гордости запринадлежность к своей нации, за свою Родину, проявлении в отношениях сокружающими людьми доброты, честности, порядочности, вежливости, милосердия.Это все составляющие понятия «культура».
Развитие культурысовременного подрастающего поколения – проблема, которая требует поискаоптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- ителевизионные программы, Интернет, направленные только на развлекательность,реклама вредных для здоровья напитков, сигарет, показ насилия, а такжесовременная семья, которая, как правило, не обеспечиваетмузыкально-эстетического развития ребёнка — все это способствует неправильномувосприятию мира и нежеланию ребенка приобщаться к истинной культуре и народнымтрадициям. Кроме того, в самом образовательном процессе недостаточно вниманияуделяется и нравственно-этическим вопросам воспитания, крайне мало представленымузыкально-эстетические занятия.
Вместе с тем, именно этизанятия художественно-эстетического цикла, такие как фольклорные праздники,обладают большими воспитательными возможностями для становления культурычеловека.
На это обращаливнимание в своих трудах многие великие педагоги: Ян Амос Каменский — по его мнению,учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры; К.Д. Ушинскийсчитал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями,бытом, его материальной и духовной культурой; В.А. Сухомлинский выделял мысль онеобходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедренииих в семью и школу; Г.С. Виноградов выдвигал мысль о необходимости краеведенияв кругу обязательных школьных предметов. Классики педагогики указывали нанеобходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору.
Через фольклор ифольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения,фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал дляразвития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышениякультурного уровня.
Основной задачейизучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытиезначения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основеу школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребностьприобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям иобычаям своего народа, к песенному наследию предков.
К сожалению, всовременной школьной практике знакомство с фольклорными праздниками обычнопроисходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучиваниепесен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурныхтрадиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к нимдостаточного интереса.
Обнаруженноепротиворечие позволяет выделить проблему: каковы возможности фольклорныхпраздников для ознакомления детей с народной культурой?
Данная проблемаопределяет тему исследования – Фольклорные праздники как средство приобщениямладших школьников к народной культуре.
Объект исследования:фольклорные праздники как часть народной культуры.
Предмет исследования:фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народнойкультуре.
Цель исследования:выявить возможности фольклорных праздников как средства приобщения младшихшкольников к народной культуре.
Задачи исследования:
Выявить сущностьпонятия – народная культура.
Изучитьпсихолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста вконтексте данной темы.
Выявить положительноевоздействие фольклорных праздников на формирование личности младшего школьника.
Изучить программы помузыке в начальной школе Д. Кабалевского и Е. Критской и предложитьрекомендации по внедрению фольклорных праздников в начальной школе.
Глава 1. Народнаякультура
1.1 Народная педагогикакак часть народной культуры
Народная педагогика –совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений,умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно вустной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс.
В народной культурезнания человека о мире передаются бесписьменным, устным способом, что являетсяважнейшей особенностью. Традиционная народная культура не оставляет письменныхсвидетельств, она существует до тех пор, пока существуют ее носители.Преемственность опыта и системы ценностей в такой культуре обеспечивается самимукладом жизни человека традиционного общества.
Народная культураохватывает множество понятий, например: народ, культура, образование и ихвзаимосвязь.
Народ – всесословнаядуховно-нравственная общность многих поколений, устойчивость которой во времении пространстве обеспечивается культурой.
Истоки современнойкультуры находятся в народной культуре, поэтому нашему обществу необходимовосстановить связи с ней.
Культура народа –непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьмисущности человека, законов природы и общества; способ миропонимания исамосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях. Это –коллективная форма народной исторической памяти.
Следует особенноподчеркнуть взаимозависимость народа и культуры: друг без друга они несуществуют. Народная культура, как форма самосознания и исторической памятисоздает и укрепляет цельность и целостность народа, тем самым обеспечиваянароду историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу длядальнейшего развития народной культуры.
Исходя из сказанногоможно сделать вывод о том, что народ и его культура взаимно созидают другдруга.
Образование же в этомвечном процессе взаимного созидания является частью культуры, роль которойсостоит в обеспечении передачи, трансляции культурных ценностей от поколения кпоколению. Для этого любая система образования, создает культурно-историческиемеханизмы освоения традиционных ценностей, специфические для каждого этапажизни народа. Широким полем деятельности в этом отношении должна статьобщеобразовательная школа и в первую очередь ее младшее звено. Раннееприобщение детей к фольклору и фольклорным праздникам даст ожидаемый результат.В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе споявлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует иразвивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для началавоспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходитсяперевоспитывать, а это задача более трудная.
Опыт народноговоспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализтрадиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковымитребованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания иобучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества)народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.
В современныхвоспитательных учреждениях происходит знакомство с фольклором. Начинается оноеще в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте детей продолжаютзнакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделитьопределенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтомунеобходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками,загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческимценностям. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источникомпознавательного и нравственного развития детей.
Народная педагогикаиграет необычайно важную роль – и созидательную, и спасительную. В народесохранился нравственный стержень: любовь к труду, добру, правде. Носители этойлюбви есть в каждом народе. Их влияние на подрастающее поколение несомненно.Народной педагогикой определяется нравственное здоровье нации, с нею связаныисторические корни духовной жизни народа.
Фольклор же всегдаестественным образом входил в народную педагогику — традиционную для народапрактику воспитания — трудового, нравственного, физического, эстетического,патриотического, интернационального.
Народная педагогика –составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Народнаякультура — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного ипатриотического воспитания школьников. Родная культура, как отец и мать, должнастать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас кнам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаемотноситься к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самоеценное из своих культурных достижений.
Научные исследованиянародной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитаниякак социально-исторического феномена на всех этапах исторического развитиявходило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Ян Амос Каменскийродоначальник педагогики был верным сыном своего народа. Уже первые его работыносили народно-педагогический, национально-педагогический характер.Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательномуизучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию всоздании научной теории педагогики.
Великий русский педагогК.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание,созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеетту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных наабстрактных идеях…». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел квыводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал занародное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народногоразвития.
В.А. Сухомлинский былодин из образованнейших педагогов своего времени. Духовное влияние личности,как полагает Сухомлинский, — это прежде всего часть духовного богатства нации.В последних книгах Сухомлинского, во всех последних статьях красной нитьюпроходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогическихтрадиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.
Г.С. Виноградов –выдающийся исследователь детского фольклора, быта и проблем воспитания. Научнаядеятельность Виноградова поражает многосторонностью и разнообразием.Народоведение — комплексное изучение быта, нравов, духовной культуры,психологии русского народа, объединяло фольклористические, этнографическиеинтересы ученого. Детский фольклор и быт составили ту принципиально важнуюобласть народоведения, на которой сфокусированы основные исследовательскиенаправления и разработки Г.С. Виноградова. Виноградов выдвигал мысль онеобходимости краеведения в кругу обязательных школьных предметов, выдвигалноваторские идеи о проведении с детьми повседневных фольклорно-этнографическихнаблюдений, обосновывает целесообразность изучения детского фольклора вшкольном курсе словесности.
Таким образом, мы видим- данная проблема затрагивает многих известных ученых, а изучение традиционнойкультуры продолжается более двух веков. И в наше время изучению народнойкультуры в школе уделяется внимание, так как роль патриотического воспитаниявелика. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнутав законодательных документах РФ.
Закон РФ “Об образовании”в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающегопоколения определяет: гуманистический характер образования, приоритетобщечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного иобразовательного процесса. Подпрограмма Министерства Образования РоссийскойФедерации государственной программы “Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2006-2010 годы” ориентирована на повышениеобщественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования наоснове отечественных традиций и современного опыта.
Можно сделать вывод,что проблема изучения народной культуры в школе затрагивает не только многихизвестных ученых, но и учителей разных школ. А именно такие формы народнойпедагогики как фольклорные праздники приобщают к истокам народной культуры.
1.2 Принципы фольклора
Слово folklore принятопереводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народноетворчество». Но, вдумываясь в перевод – «народная мудрость», соприкасаешься сглубинным смыслом этого всеобъемлющего понятия, так как мудрость веками рождаламир образов народного искусства, сохраняя прошлое в настоящем для будущего.
Фольклор – этоколлективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчествовеками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс ипередавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственныенормы и эстетические идеалы.
Фольклор – этотворчество, для которого не требуется никакого материала и где средствомвоплощения художественного замысла является сам человек. Фольклору принятопричислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народногоискусства.
Фольклор имеет ясновыраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специальнодля детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своембудущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения.
Народная поэзияраскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в сторонеиндивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия ожизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагиваетвсех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь вколлективе.
Значение фольклора какважной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно иобщепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучиотражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолгодо возникновения педагогики как академической культуры была уже выработананародная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода вмир иной.
Для введения народногомузыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основныепризнаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.
Бифункциональность.
Каждое фольклорноепроизведение – органичная часть жизнедеятельности человека и обусловленопрактической предназначенностью. Оно ориентировано на определенный моментнародной жизни.
Например, колыбельнаяпесня — она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает,песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так проявляетсяэстетическая, духовная и практическая функция колыбельной песни. Всевзаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу открасоты.
Полиэлементность.
Не каждое фольклорноепроизведение включает все художественно-образные элементы. Есть и такие жанры,в которых их минимальное количество. Но исполнение фольклорного произведения –это всегда целостность творческого акта. Среди множества художественно-образныхэлементов фольклора выделяют как основные словесный, музыкальный, танцевальныйи мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященныхтеме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре”происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основныехудожественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются вмузыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическимдвижением (танцевальный элемент). В этом проявляется полиэлементностьфольклора, его изначальный синтез, называемый еще синкретизмом.
Коллективность.
Отсутствие автора.Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения, и вхарактере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многихлюдей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, ктосочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективностьнародного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорныхпроизведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагаютобязательное включение в исполнение всех участников действия
Бесписьменность.
Фольклор – творчествоустное. Он живет только в памяти людей и передается в живом исполнении «из уств уста». Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника кслушателю и зрителю, от мастера к ученику.
Традиционность.
Многообразие творческихпроявлений в фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжениидлительного времени складывались объективные идеалы творчества. Эти идеалыстановились теми практическими и эстетическими эталонами, отступление откоторых было бы нецелесообразным.
Вариативность.
Варьирование есть одиниз стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждоефольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текстоказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя.Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шагможет быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слогекаждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих –это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорномпроизведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.
Таким образом, впедагогике выделяют такую отрасль как народная педагогика – это системавоспитания человека от его рождения до смерти. Данная система создавалась напротяжении многих лет и должна иметь свое место в современном обучении.
1.3 Психолого-педагогическиеособенности детей младшего школьного возраста
Границы младшегошкольного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возрастназывают вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств:легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинаетутрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другаялогика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью. У ребенкаменяются интересы, ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрастестарые мотивы, интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеетотношение к учебной деятельности, оказывается ценным.
Учебная работа уученика становится осмысленной и эффективной. Появляется познавательнаяпотребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебнойдеятельности, к тому, что изучается, интерес к процессу деятельности: как,какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенокдолжен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебнойдеятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования,развития своих способностей.
Согласно Л.С.Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центрсознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающегомышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и вседругие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, авосприятие — думающим».
Согласно О.Ю.Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходятсущественные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особеннорезко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость,развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятсяспособны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданнуюпрограмму действий.
В младшем школьномвозрасте память, как и все другие психические процессы, претерпеваетсущественные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенноприобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой иопосредованной.
Начало обучения в школеведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится«общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнениекоторых получает общественную оценку.
В этом возрастепроисходит появление и другого важного новообразования — произвольногоповедения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступатьв определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственныемотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральныеценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто этосвязано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепитьсвою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так илииначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивомдостижения успеха.
На протяжении младшегошкольного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающимилюдьми. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы,образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Нодля того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важновнимание и оценка взрослого.
Таким образом, младшийшкольный возраст сензитивен для воспитания у ребенка нравственных качеств.Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные.Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересовиграет учитель. Основная задача которого – создание оптимальных условий дляраскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждогоребенка.
Глава 2. Фольклорныепраздники
2.1 Фольклорныйпраздник в системе средств народного воспитания
Многие философы иисторики доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманиюнастоящего.
Воспитание учащихся натрадициях русской культуры — одно из главных направлений обновления содержанияпедагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основеознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народнымипеснями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится вомногих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:
Без знаний основнародной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможновоспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия — многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своейнациональной культуры, ему чужда и культура другого народа.
Русский образ жизни вомногом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека сприродой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодымилюдьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.
Раскрыть эти и другиесекреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствамиподрастающему поколению — одна из важнейших задач.
Народное творчество нетолько неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средствовоспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устнойхудожественной, прикладной фольклорной культуры.
Интерес к народномутворчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи сизменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено.Появилась необходимость изучения народного творчества — это проявляется ввозрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количестваспециализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидениии радио специальных передач по фольклору и этнографии.
Праздники в русскойдеревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни.Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Праздник – времяотдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавалисебя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людейвоспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни.
Если будни осмыслялиськак время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлебнасущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения ксакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должныдостигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения,богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такоефилософское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом рядеправил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.
Чередование будней ипраздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбоимогли привести, по народным представлениям, к хаосу, гибели.
Праздник предполагалтакже полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить,жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всюповседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться,для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: бытьвеселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника быломноголюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями,балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками.Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам,нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры.
В русской деревне всепраздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялисьиз года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.
В самой природечеловека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников,подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашнейрадости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построитьэффективную воспитательную систему.
Современные праздники иобряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резкопротивостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретитьразличные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такиепраздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители,и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школынаиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимаютучастие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводитсяроль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами(печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждали с нетерпением, с этим днемсвязывались волнение художественного творчества: вместе с матерями они делалииз белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносили своиизделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви кприроде, каждый по своему выражал свое представление о красоте.
Многообразныевоспитательные функции массовых народных праздников обуславливаютцелесообразность широкого использования этой формы эстетического инравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающеепоколение.
Современная системанародных праздников это своеобразное педагогическая система, котораяорганически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянноевоспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Во всем многообразиишкольных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы насущественные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательностьпраздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались спраздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму сменыработы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Имиотмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов,началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которымлюди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.
Во-вторых: массовость.На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментамипраздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимыеспособы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.
В-третьих: праздник –это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.
В каждом праздникепроявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающихпоколений посредством целенаправленной специально организованной системывоздействия.
Функции народныхпраздников:
— развивающая
— информационно-просветительная
— культурно-творческая
— рекреативно-оздоровительная.
Наиболее полноразвивающее начало воплощено в информационно-просветительной функциипраздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумеваетсяпедагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленнаяна духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний,получение необходимой информации.
Информационно-просветительнаяфункция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, онаобеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов ипредпочтений людей.
Рассмотрев данныйвопрос, можно сказать, что праздники — неотъемлемая часть жизни людей, котораярасполагает людей на дружеские и теплые отношения. Праздник – одна из ветвейфольклора, изучение и углубление которого ведет за собой приобщение к народнойкультуре.
2.2 Традиции моей малойРодины
Каждый народ имеет свойуклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой странеесть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующегонациональным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывалсяэтот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.Быт народа складывается под влиянием многих факторов — природных, исторических,социальных и других. В известной мере влияет на него и культурный обмен сдругими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, априобретают на новой почве местный национальный колорит.
На уроках музыки детизнакомятся с традициями и обрядами русского народа. Также нельзя забывать и отом, какие традиции и обряды были у твоих предков на твоей малой Родине.
Вологодская областьрасположена на севере Русской равнины, в умеренном поясе, в зоне Тайги. Онапростирается к востоку от Онежского озера вдоль реки Сухоны, до верховийсеверной Двины. Площадь Вологодской области составляет – 145,7 тыс.кв.км.Вологодская земля – край древне — русского заселения. Включает в себя 26районов.
Один из районовВологодской области – Харовский район.
Харовский муниципальныйрайон расположен в центральной части Вологодской области. Первые упоминания онаселении района относятся к XIV веку. Однако история Харовского края уходит вовремена более давние. Раскопки показывают, что самые ранние поселения появилисьв 7-5 тысячелетии до нашей эры. К XVI-XVII векам на территории нынешнегоХаровского района уже было несколько крупных поселений. Крестьяне занималисьземледелием, охотой и рыболовством, возводили церкви.
И в настоящее времялюди продолжают дела своих предков: выращивают и ткут лен, заготавливают иобрабатывают древесину. Так же они бережно хранят традиции народныххудожественных промыслов. Наиболее известные из них: кружевоплетение, резьба подереву, роспись по дереву, ткачество, плетение из ивового прута и бересты.
Берестоплетениемзанимались с давних времен. Береста, вероятно, самое древнее и самоераспространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами. Изнее изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь.Береста имеет по структуре и цвету двусторонние свойства, легко добывается ихорошо поддается обработке. Она декоративна сама по себе. Легкость, прочность идоступность сделали ее любимым, поистине народным материалом. Берестяные резныетуеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно.
Повсеместно былоразвито искусство плетения из ивового прута. Низменные заболоченные земли уездаявлялись удобным местом для произрастания различных видов ивы, одного из самыхбыстрорастущих кустарников на Севере. Ивовый прут хорошо колется, строгается,гнется, обладает хорошей вязкостью, имеет множество природных оттенков, поэтомуявляется прекрасным сырьем для мастеров. Из него плели необходимые в хозяйствевещи: пестери, корзины, сундуки, морды для ловли рыбы и т.д. В обиходе укрестьян была даже мебель, изготовленная из ивового прута. Заготовка ивыпроводилась с поздней осени до апреля месяца.
Полеводством иживотноводством занимались все по мере своих сил: мужчины и женщины, дети истарики. Все, что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства,отдавалось взрослым мужчинам. Были, конечно, случаи, когда с топором на уголсадилась женщина, но это считалось ненормальным, что и отражено в пословице:«Бабьи города недолго стоят». С лесом накрепко связано и устройствомногообразного крестьянского инвентаря: как полевого, так и домашнего. Вся посуда,вся утварь вплоть до детских игрушек создавалась мужскими руками. Деревянныеизделия выделывались из березы, осины, сосны, ели.
Другое дело — лен. НаРусском Севере, в том числе и на территории современного Харовского района, всилу климатических условий успешно выращивали лен. Лен — это на протяжениимногих столетий спутник женской судьбы. После посева мужские руки редкокасаются льна. Весь долгий и сложный льняной цикл подвластен одним женщинам.
Дело поставлено так,что девочка в самых ранних летах проходит около льняной полосы с особымпочтением. Во многих семьях девочки уже в возрасте восьми — десяти лет начиналиготовить себе приданое и свадебные дары, для которых делали или заказывалиособый сундук либо коробью. Туда и складывались до самой свадьбы за многие годывытканные холсты, строчи, сплетенные на досуге кружева. Потому и волнуютдевичью душу льняные полосы:
Ты удайся, удайся,ленок,
Ты удайся, мойбеленький,
Не крутись ты, моймиленький.
В этойхороводно-игровой старинной песне воспевался весь путь от льняного крохотноготемного семечка до белоснежного кружевного узора. Но как долог и труден он,этот путь!
Кружевоплетение – этодолгий процесс, но редкая девица не стремилась выучиться плести. Манеруплетения, искусство составлять узоры передавали внутри семьи. Обучениепроходило в форме наставничества от старших к младшим, занимались этим бабушки,тети, старшие сестры, реже матери. Не дожидаясь счастливых случайностей,девушки еще с детства постигали мастерство плетения. Они сами себе создавалисвою красоту. Во время плетения девушки проявляли свой талант. Кроме тоготалант проявлялся и во многом другом, например в фольклоре. Девушки во времяплетения рассказывали сказки, на ходу выдумывая новые приключения.
Многие народныепромыслы и традиции Харовского района существуют и сегодня. В 1993 году с цельюсохранения, восстановления и развития традиционной народной культуры открыт Домнародных художественных промыслов и ремесел (с 2006 года – Центр традиционнойнародной культуры), в котором в настоящее время работают мастерские:
Мастерская живописи(зав. мастерской – Малков Александр Африканович);
Мастерская росписи подереву (зав. мастерской – Петрова Галина Анатольевна);
Мастерская плетения изприродных материалов (зав. мастерской – Гусева Наталия Сергеевна);
Мастерская женскихремесел (зав. мастерской – Шумилова Ольга Борисовна).
Учащиеся Центра нетолько перенимают от мастеров традиции ремесла, но и изучаютпесенно-музыкальный фольклор, обычаи и обряды своего района. На этнографическомматериале строится и проведение традиционных праздников для учащихся ЦТНК, школгорода, воспитанников детских садов. «Святки» с колядками и гаданиями, приходомряженых, Масленичная неделя, которая начинается Встречей и заканчиваетсяПрощеным воскресеньем, Троицкий Семик – с завиванием березок, хороводами надрекой; Покровские посиделки, Кузьминки, Екатерина-санница приобщают детей кнародной культуре. С огромным удовольствием дети играют в народные игры,принимают участие в подготовке и проведении праздников: строят снежную горку,пекут блины, жаворонков, участвуют в театрализации.
Подводя итог всемувышеизложенному, необходимо отметить, что земли Харовского района издавна былинаселены творчески одаренным народом, создавшим самобытную художественнуюкультуру, с ярко выраженными национальными чертами. Используя природныематериалы, мастера создавали полезные и красивые вещи. Предметы «жили» вхудожественно организованном пространстве, они служили человеку, приносили емурадость, уют, вызывали эстетические чувства.
Накопленный опытхудожественного творчества, художественного созидания передавался из поколенияв поколение, вырабатывались традиции, рождались и культивировались определенныенавыки и приемы. В каждой местности они были свои, отличные от других регионов,вот почему так разнообразно и богато народное искусство. Музейные предметыкрестьянского быта, собранные в результате экспедиционного обследованиясовременного Харовского района, дают очень цельное представление об уровнехудожественного развития края в XIX — начале XX века, когда существовали и былижизненно необходимы многие ремесла, промыслы и художественные виды творчества.
Таким образом, традициимоей малой Родины разнообразны и запоминаются своими яркими впечатлениями.
2.3 Анализ программ помузыке
В большинстве школпредмет музыки изучается по программе «Музыка», разработанной авторским коллективомпод руководством Д.Б. Кабалевского.
Первый урок музыки вначальной школе происходит в игровой форме с легенды о «трех китах », которые«приплывают» на урок музыки, сразу же вводит первоклассников в три огромнейшиеобласти музыки: песню, танец, марш. Восприятие музыки первоклассниками сразу жестановится активно -творческим, аналитическим. Ребята сами определяют характермузыки и принадлежность ее к одной из трех основных областей музыки.
Во втором классе ребятапостигают своеобразие каждого музыкального произведения через особенностимелодики, темпа, динамики, лада, тембра. Знакомятся с простейшими музыкальнымиформами.
В третьем классеучащиеся усваивают знания на знакомой им музыке. Главные темы этого года — интонация, развитие музыки, построение музыки.
В четвертом классеучащиеся изучают богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран инародов.
На протяжении 1-3классов по программе Кабалевского разучиваются народные песни, такие как:«Дон-дон» (игра на треугольнике), «Уж как шла лиса» (показывают ход лисы),песня «Во поле береза стояла» — хороводная, «Калинка» исполняется смузыкальными ударными инструментами. Рассматривается использование русскихнародных песен в творчестве композиторов: Чайковского (финал 4 симфонии)использование песни «Во поле береза стояла». То есть используется народнаямузыка, так же как и в фольклорных праздниках.
Но наиболееблагоприятен для внедрения фольклорного материала 4 класс. Это тема: «Музыкамоего народа». Здесь представлены жанры русских народных песен (солдатские,частушки, исторические, обрядовые. календарно-тематические и др.) в разныхвидах деятельности. Народная песня является одним из интереснейших и любимыхжанров любого фольклорного праздника.
В настоящее времясуществует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б. Кабалевского.Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя.Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность ксохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.
В программе по музыкепод руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое вниманиеуделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первогокласса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
Музыкальный фольклорпредставлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства,который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтомужанры песенного и инструментального народного музыкального творчества,праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, втесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
На уроках главноепробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям.Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используядоступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками,приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не простопрошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.
Большое вниманиеуделяется в программе праздникам Русской православной церкви. «Темы,посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всехучебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различныхрелигиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, вкотором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного икомпозиторского творчества.» — пишет Е.Д. Критская в методическом пособии кучебнику музыка для 1 – 4 классов.
С различными жанраминародной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. Кчетвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходитобобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразнаяобласть культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народноетворчество.
В разделах «Гори, гориясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорнымпраздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как:Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицындень.
Большое значение ввоспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческимнаследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были вчисле важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военныепесни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества,знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков,отражающих различные исторические события родного Отечества.
Бесспорно, что урокимузыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметьлогическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.
Таким образом,включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школенаправлено на:
Формирование основмузыкальной культуры в том числе и фольклорной.
Овладение практическимиумениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
Воспитание любви крусскому народу.
Развитие интереса кмузыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции,певческого голоса, музыкальной памяти, образного мышления, воображения;творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
Освоение музыкальныхпроизведений и знаний о музыке;
Овладение практическимиумениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки,игре на элементарных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубен и т.д.).
Таким образом,фольклорные праздники несут в себе важные предпосылки для формированиямузыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, чтоявляется общей целью массового музыкального образования. Поэтому данный опытможет быть рекомендован любому учителю музыки начальной школы, а также поможетв организации внеклассной работы.
2.4 Рекомендации, какрезультат проведенной исследовательской работы
Большое иразностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяетиспользовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этомиспытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народныхпраздников имеют нравственную направленность.
Участие детей в русскомнародном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умениепоступать в соответствии с нравственными нормами.
Исходя из этого, можновыделить следующие рекомендации:
подготовку к праздникуследует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, схудожественной литературой, физкультурных, музыкальных и др.;
содержание каждогопраздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;
необходимо тщательнопродумывать сочетание на празднике различных видов искусств;
подготовка к праздникуне должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;
необходимо уделятьвнимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;
нельзя выбирать длявыступления на празднике только способных и талантливых детей; в программупраздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные снебольшими подгруппами, выступления взрослых героев;
по длительности исодержанию праздники не должны быть > томительны для детей и перенасыщены;
в день праздникапроводить занятия не следует;
после праздника впоследующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которыеим понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще разполучить удовольствие от выступления;
все организационныевопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;
для подготовки ипроведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячноевключение народных праздников в педагогический процесс, что способствуетразвитию нравственных норм;
большое внимание нужноуделять содержательности сценариев фольклорных праздников, способствующихвоспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в классе;
тематика и музыкальный репертуарпраздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;
дети должны принимать посильноеучастие в подготовке праздников и развлечений. Оно в свою очередь являетсяважным условием воспитания нравственного поведения;
праздник можнопроводить в двух близких по возрасту классах;
все фольклорныепраздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселоенастроение;
развивать инициативу исамостоятельность;
праздники должныобогащать жизнь детей радостными переживаниями;
в ходе народногопраздника и развлечений необходимо развивать творческую активность детей, ихпознавательные процессы.
Годовой кругтрадиционных русских праздников – неотъемлемая часть приобщения детей ктрадициям русской старины. Поэтому при включении праздников в воспитательныйпроцесс в начальной школе следует это учитывать.
Результатом изученияпрограмм стали рекомендации по внедрению конкретных фольклорных праздников вначальной школе: 1 и 2 класс 3 и 4 класс
Программа Д. Кабалевского Знакомство с традиционным русским народным творчеством Проведение праздников: Осенины, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, Пасха, Троица
Программа Е. Критской Знакомство с традиционным русским народным творчеством, проведение праздников: Рождество, Встреча весны
Музыкально-литературный материал Наглядности Виды деятельности Самостоятельная работа детей Атрибуты
Осенины Загадки, песни, пословицы, стихи об осени, названия месяцев, игры. Репродукции картин осени разных авторов. Исполнение песен, музыкально-ритмических движений, хороводных и плясовых движений, восприятие музыки, чтение стихов, игры. Найти и разучить стихи и загадки об осени. Приготовление осенних салатов.
Рождество Стихи, песни к Рождеству, колядки. Рождественская звезда, вертеп, легенда об Иисусе Разучить колядки, сделать рождественскую звезду, маски и костюмы для колядования. Рождественская звезда.
Масленица Песни, загадки, частушки о Масленице, игры. Репродукция картины Кустодиева «Масленица». Сочинить частушку о Масленице, разучить масленичные игры и песни. Чучело Масленицы, блины, костер.
Пасха Песни, стихи к Пасхе. Репродукции картин к Пасхе. Нарисовать рисунок пасхального яйца. Кулич, пасха, крашеные яйца.
Троица Троицкие игры и песни. Репродукция картины Рублева «Троица». Сплести венок. Березка. /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Заключение
Работая над темой «Фольклорныепраздники, как средство приобщения младших школьников к народной культуре», яизучила программы Е.Д. Критсткой, Т.С. Шмагиной, Г.П. Сергеевой, Д.Б. Кабалевскогои другую литературу. Сделала следующие выводы: воспитание и образование вдемократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут простодаже существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики.
В данной работе мыизучили теоретические основы понятия народной культуры. Народная педагогика –педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно это ипедагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народас высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Этнопедагогика,изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания,является педагогикой национального спасения. В настоящее время народнаяпедагогика продолжает оставаться самой главной конструктивной, самойсозидательной духовной силой в жизни нации. Народная педагогика, в том числе,фольклорные праздники развиваются и приобретают всю свою мощь при участии всехслоев населения, всего народа. Она делает установку на творческуюсамостоятельность всех и каждого. В обогащении этнопедагогики чрезвычайноважны: самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании.Сердцевиной этнопедагогики, ее душой, является любовь… Любовь к детям, труду,культуре, народу, Родине… Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учительсможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателемюных. Важность изучения всех памятников народного творчества давно признана. Ихроль огромна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, который соединяет иходним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусствуразных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многихпоколений. Человек, введенный в фольклор, — это человек, открытый миру, слюбопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся нагоре и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный языкхудожественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков ипередать его другим поколениям.
Программа Д.Б. Кабалевскогопредусматривает слушание и исполнение русских народных песен, но эта программане предусматривает изучение фольклорных праздников, а только поверхностнопроговаривается учителем.
Программа Е.Д. Критскойвключает в себя изучение конкретных праздников: «Широкая масленица», «Встречавесны» и других. Через изучение этих праздников дети приобщаются к традициямрусского народа, используются на уроках различные виды деятельности:музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, исполнениепесен, игры и другие.
Изучив эти программы,мы считаем необходимым введение фольклорных праздников в программу школьногообучения. Только через приобщение к народным праздникам и традициям, мы можемпоказать всю красоту, храбрость, выносливость русского народа. В данной работепредставлен материал о фольклорных праздниках, традициях, обычаях, методическиерекомендации по проведению фольклорных праздников, народная педагогикапредставлена, как часть народной культуры. В параграфе методическиерекомендации отражены результаты проведенной мною работы. В ходе работы былиреализованы поставленные задачи. Мы изучили теоретические основы понятиянародной культуры, раскрыли роль фольклорных праздников в формировании личностимладшего школьника. Так же в нашей работе мы постарались определить местофольклорных праздников в системе средств народного воспитания и раскрыли ихроль в формировании личности младшего школьника. Описали опыт работы по даннойпроблеме в литературе, в истории, на практике.
Современноесоциально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных сформированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющимикачествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность,профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства.Именно такие люди, обладающие национальным самосознанием, способны возродитьобщество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную кчеловеку.
Мы считаем актуальнымвозрождение народных традиций воспитания в семье и школе, которые будутспособствовать эффективному введению воспитательной работы. Основнымиисточниками народного воспитания являются народные праздники, обряды, игры,игрушки, фольклор. Народная педагогика будет способствовать развитиюнационального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.
Список литературы
1. АлиевЮлий Багирович. Настольная книга школьного учителя — музыканта. – М.: ВЛАДОС,2000. – 336 с.
2. АпраксинаО.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина.– Москва “Просвещение”, 1987. – 256 с.
3. БагричВ.Н. Музыкальная палитра. Сценарий музыкального развлечения для детей младшеговозраста / В.Н.Багрич. – М, — 2006. – 18 с.
4. БондаренкоО.Э. Праздники христианской Руси. / О.Э. Бондаренко. М.-1996. – 274 с.
5. ВетлугинаН.А. Музыкальное развитие ребёнка /Н.А. Ветлугина. – М,1968. – 342 с.
6. ВолковГ.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. М. – 1999. – 164 с.
7. Горецкий,В.Г. Начальная школа. Май леса наряжает – лето в гости ожидает / В.Г. Горецкий.– М, 1996. – 78 с.
8. ДмитриеваЛ.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / Л.Г. Дмитриева.– М, 2000. – 274 с.
9. ЗаволокинаАнастасия Играй гармонь / А. Заволокина. – Новосибирск, 2002. – 72 с.
10. ЗемцовскийИ. Русские народные песни вологодской области / И. Земцовский. – Вологда, 1973.- 207 с.
11. ЗиминаА.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина.– М, 2000. – 286 с.
12. КабалевскийД.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. – М, 1986. – 279 с.
13. ИзабеллаШангина Русские праздники. От святок до святок / Шангина И. СПб., 2004. – 270 с.
14. КапицаФ.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф.С. Капица. –М. 2003. – 257 с.
15. КолобановВ.А. Календарно-обрядовая поэзия русского народа. / В.А. Колобанов. – Владимир.M.- 1994. – 241 с.
16. МещеринВ., Саульский Ю., Ножкин М. Молодёжная эстрада / В. Мещерин. – М., 1991. – 128 с.
17. МихайловаН.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. — 2000. –216 с.
18. НекрыловаА.Ф. Уроки воспитания сквозь программу истории. / А.Ф. Некрылова. – СПб. -1992.– 30 с.
19. ОсеневаМ.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осенева. – М, 2001.– 283 с.
20. ПолуяновИван. Деревенские Святцы / Иван Полуянов. – М, 1998.
21. СаульскийЮ. Народный праздничный календарь. Лето – Осень / Ю. Саульский. – М., 1999. –295 с.
22. СоколоваЛ. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М., 2003. – 196 с.
23. КабалевскийД.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.
24. КритскаяЕ.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.
25. ЧелышеваТ.В. Спутник учителя музыки. / Т.В. Челышева М.-1993. – 236с.
26. ЯкубовскаяЕ.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. / Е.И. Якубовская. –С-пб, 2005. – 282с.
Приложение
«Пасха – праздниксветлого Христова воскресения»
Цели:
приобщение младшихшкольников к истокам русской культуры,
воспитание любви ккультуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.
Предварительнаяподготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучиваютстихи. Класс оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожкии т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. Настенде – рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.
В празднике принимаютучастие дети и их родители.
Ход праздника
Ведущий: Пасха –праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью иторжеством.
Выходят дети в русскихкостюмах.
1-й ребенок.
На Руси обрядов много.
А сегодня праздникБога:
Пасха – Богавоскресение,
Его второй деньрождения.
2-й ребенок.
Повсюду благовестгудит,
Изо всех церквей народвалит.
Заря глядит уже снебес…
Дети: Христос Воскрес!Христос Воскрес!
3-й ребенок.
С полей уж снят покровснегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…
Дети: Христос Воскрес!Христос Воскрес!
4-й ребенок.
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полначудес!
Дети: Христос Воскрес!Христос Воскрес!
Ведущий: Пасха отмечаетвоскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре.Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами итроекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “ХристосВоскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три разацелуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а можетбыть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мыс вами похристосуемся.
Дети обмениваютсяяйцами и троекратно целуются
Ведущий: А сейчас,уважаемые родители и ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.
Как на Руси называлиПасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)
Как называетсяпоследняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиямИисуса Христа)
Как появилась традициякрасить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру ипроповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа иМария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждыйприходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме верыв Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громкопроизнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал:“Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в этоповерить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорилэти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец,стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).
Что делали во времявеликой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью).
Ведущий: К Пасхе былоприурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой иходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песняхбыли пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота итребования даров: яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпроситьчто-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяевапытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как вадрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова:
Кто не даст нам яйца — околеет овца,
Не даст сала кусок — околеет телок,
Нам не дали сала — коровушка пала.
Ведущий: Давайтевспомним пасхальные приметы.
Детям раздаются 6карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.
Если пойдет дождь — …(весна дождливая будет)
На Пасху небо ясное и солнцеиграет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)
На Пасху бросать и литьза окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)
5-й ребенок: А знаетели вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общемцветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это былакрапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными илиорнаментальными узорами.
Ведущий: На выставкеяиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками иписанками.
Ведущий: А сейчас мы свами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома.
6-й ребенок:Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерскихпродавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавалипроизведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного ипрозрачного стекла, из кости и камня...
7-й ребенок: Они моглибыть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различныесюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — ихприкалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшениядарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подаркудобавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных нацепочку разноцветных праздничных яичек.
Ведущий: В Великий поствсякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлыеразвлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенниеигры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качатьсяна качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровымихороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимыхпасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялисьспециальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга наопределённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Еслискатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитоеяйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.
Игра “Покрути яйцо”
По команде детиодновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот ипобедитель, он забирает яйцо проигравшего.
Ведущий: А теперьдавайте поиграем в игру “Битки”
Игра “Битки”
Играющие выкрикивают:“Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любойстороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьется, или даст трещину, тотпроигравший.
Ведущий: А еще былаигра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель.Он забирал себе крашенки остальных. А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцоносом”
Игра “Прокати яйцоносом”
Участники должны катитьяйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот ивыиграл.
Ведущий: На Пасху кромекрашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народеназывали “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилеталис юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.
Существовал также обряд“отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут жевыпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С. Пушкин:
В чужбине святособлюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом праздникевесны.
Ведущий: Давайте мы свами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
Дети хором:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозябые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воришки-воробьишки!
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорейведите.
Ведущий: Хочетсявспомнить такую красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающиемогли поупражняться в колокольном звоне.
Прослушивание записиколокольного звона
Ведущий: Вот ещеобычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлойседмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги,пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас внаше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которыхнадо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчассоблюдается этот милосердный обычай.
8-й ребенок:
День Христовавоскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздникПасхи!
Дай Господь вам всемлюбовь!
Сценарий праздника«Святки».
Задачи: Воспитыватьинтерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать,развивать фантазию, творческие способности учащихся.
Предварительнаяподготовка: заранее распределяются роли: гостей, ряженых, подружек. Подбираютсясоответствующие костюмы. Ведущий 1 – учитель, ведущие 2,3 – ученики.
Оформление зала:декорации русской избы: русская печь, стол, накрытый льняной скатертью,, лавки,деревянная и глиняная посуда, самовар, свечи, в мисках баранки, пряники, сушки,на полу полотняные дорожки. В начале праздника декорации скрыты за занавесом.Окна затемнены.
Ведущий 1. Здравствуйтедорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Онприоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурныйчеловек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом кнашему празднику послужили слова Вадима Шафрана:
Чем дальше в будущеевходим,
Тем больше прошлымдорожим.
И в старом красотунаходим,
Хоть новомупринадлежим.
Кто знает, какиепраздники мы отметили недавно? Как вы думаете, эти праздники празднуются сдавних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новыйгод самый молодой – его ввёл Пётр 1. А рождество и Крещение на Русипраздновались издавна. Почему они так называются?
Ведущий 2. РОЖДЕСТВОХРИСТОВО — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рожденияИисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января.
Ведущий 3. КРЕЩЕНИЕГосподне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христав водах Иордана. Празднуется 19 января.
Ведущий 1.Эти двапраздника являются одними из самых значительных дней года и одними изглавнейших христианских праздников. А период между Рождеством и Крещениемназывается святые недели или Святки.
Ведущий 2. В это времябыло принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу вгости, по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которыхславили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Это называлоськолядование или колядки.
Ведущий 3. Детиколядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм,кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». Среди ряженных был«мехоноска» — человек, который носил мешок для угощений.
Ведущий 2. Колядовщикиходили по деревне от дома к дому, пели колядки, а хозяева угощали гостейсладостями, пирогами, булками и «козульками» — пряниками, сделанными в видеживотных.
Ведущий 1. Я предлагаювам посмотреть, как проходили Святки в те времена и даже поучаствовать впразднике. А для этого нам нужно перенестись на машине времени в 1796 год 15января в деревню Иванова, Владимирской губернии. Все готовы к путешествию?Сядьте поудобнее, наклонитесь вперёд, обхватите руками колени, закройте глаза иначинаем отсчёт 5,4,3,2,1, пуск. (Звучит космическая музыка, выключается свет,открываются декорации. В русской избе стоит накрытый праздничный стол, за нимсидят мать, отец и шестеро детей все одеты в русские народные костюмы.)
Ведущий 2. Мы очутилисьс вами в избе Прохорова Матвея Фёдоровича. Он сидит во главе стола. Околосамовара его жена Анисья Петровна, а рядом с ними дети Марфа, Пётр, Василий,Ариша, Варя и Николай.
Ведущий 3. Семьяотдыхает и ждёт прихода гостей. А вот они и пожаловали.
(Выходят первыеряженные).
Ряженные.
Вот и матушка – зимапришла,
Отворяй – ка ворота!
Пришли святки!
Пришла коляда!
Коляда – моляда
Зашла в новы ворота!
А за ней мороз
Через тын перерос!
Мороз невелик,
Да стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать!
Взявшись за руки, идут«змейкой» и поют:
Коляда-моляда.
Прикатила молода.
мы нашли коляду
Во Матвеевом двору!
Эй дядька Матвей,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
не велит долго стоять,
Велит скоро подавать
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!
Хозяин. Здравствуйте,люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!
Хозяйка.
Вот вам угощенье –
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки,
Покушайте детки!
Ряженные.Благодарствуем добрым хозяевам и дальше пойдём.
Ведущий 1. А вот идругие ряженные подошли (Ученики другого класса изображают ряженных).
Ряженные.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую.
По всем дворам, попроулочкам.
А нашлась коляда
Да у вашего двора!
Хозяин с хозяйкою,
Будьте здоровы!
Живите без бед
Много-много лет!
Дай вам, Боже,
Урожай хороший:
Рожь да пшеницу,
Овёс да чечевицу,
В поле зерно,
В доме – добро!
Хозяин. Милости просим,гости дорогие!
Хозяйка. Рады видеть внашей горнице, да ещё на такой праздник весёлый!
Ряженые (обсыпают углыдома зерном и приговаривают):
Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством васпоздравляем,
Уродись, пшеничка, наполе стогами,
На столе – пирогами!
Счастье будет вамгорой,
Урожая воз большой!
Всем людям добрымжелаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов, медовыхблинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много летпрожили!
Хозяин. И вам здоровьямы желаем, примите угощение люди добрые!
Хозяйка.
А вот на памятьпеченье,
Примите от насугощенье!
(Ряженные уходят).
Ведущий 2. Песенки — колядки – лишь часть святочного обряда. Основным же ритуалом Святок являетсястаринный земледельческий обряд – «посевание». Ряженные обсыпали углы домахозяев зерном и приговаривали, желая хорошего урожая хозяевам. Это вы сейчас ивидели.
Ведущий 3. Но недолгохозяевам скучать, вот и гости к ним пожаловали.
Гости.
Матвей – господин,Светлый месяц!
Красное солнышко егоАнисьюшка!
Частые звёздочки егодетушки!
Матвею Фёдоровичу –житья 100лет!
Его жёнушке – всегдаздравьица!
И всем деточкам:
Сыновьям,дочерям-барышням!
Жить вам вместе лет до200!
Хозяин.
Проходите гостидорогие!
Будем вечер коротать,будем петь да плясать!
Гости. А отчего ж и несплясать? (Танцуют «Барыню»)
Хозяйка.
Эй, парнишки идевчушки!
Не споёте ль намчастушки?
Дочка.
Споем, конечно!
Хорошо колядки пелись,
Милые подружки.
Только что за посиделки
Без нашей частушки!
Сын.
Я приду с гармошечкой
Под твоё окошечко.
Погляди, гармошечка,
Откроется ль окошечко?
Гости.
Милому рубашку шила,
Да смотрела не туда:
Вместо ворота пришила
Оба вместе рукава.
Ой, маманя, не перечь!
На печи не устеречь!
Всю трубу разворочу,
На гулянку укачу!
Все пришли, все пришли,
Все по лавкам сели!
Твоего милого нет,
Наверно, волки съели!
Дай Бог снежку.
Гладеньку дорожку,
Неудача чтоб ушла
От нашего окошка!
Ах, пятка, носок.
расковыривай песок!
Уж я так попляшу –
Вам всю избу распашу!
Я узоры вышивала,
Звонко песни распевала.
А теперь пойду домой
Не хотите ли со мной?
Мы спели, как сумели,
И сыграли, как смогли.
Ждите нас на тойнеделе,
А теперь домой пошли!
Хозяин. Благодарствуемза танцы и песни.
Хозяйка. Угощайтесьгости дорогие и милости просим ещё приходите!
Ведущий 1. В те временау людей не было ни телевизоров, ни магнитофонов, даже радио не было, поэтомуони сами умели себя развлекать – пели, танцевали, хороводы водили, играли.
Давайте поиграем в игрытого времени, пока хозяева отдыхают.
Игра 1. «Заплети косу»(На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды изтрёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать еёиз руки нельзя. Задача команды — заплести из своих лент длинную красивую косу).
Игра 2. «Колечко»(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышеккольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).
Пока мы играли ещёряженные пришли.
Ведущий 2. Длянегостеприимных хозяев ряженые пели грозящие колядки, но их никто не боялся,потому что знали – это колядки – шутки.
(Третьи ряженые).
Ряженые:
Тётенька добренька,
Подай что-тосдобненько:
Пышку, лепёшку,
Да свиную ножку!
Кто не даст пирога –
Уведём корову за рога!
Кто не даст ветчины –
Поколотим чугуны!
Кто не даст лепёшку –
Разобьём окошко!
Кто не даст ватрушку –
Тому лягушку в кружку!
Хозяин. Иду! Иду!
Хозяйка.
Открываю сундучок –
Подаю пятачок!
Вот пряник да блин,
А вот сала клин!
Пироги да квас –
Вам от нас!
Ряженые.
Спасибо, добрый хозяин!
Подал пирога – в полехлеба сполна.
Спасибо, хозяюшка!
Тебе в квашне гуща,
А на столе куча!
(уходят).
Хозяин. А что, АнисьяПетровна, не сходить ли нам в гости, к брату моему, Ивану?
Хозяйка. И то правда,Матвей Фёдорович, пойдём, сходим.
Хозяин. А вы дети домаоставайтесь, ложитесь потчевать, час уже поздний.
Дочка. Батюшка,матушка, а можно ко мне подружки придут, мы с ними погадаем?
Хозяин. Хорошо, долготолько не засиживайтесь.
Ведущий 2. Не бывалоСвяток без гаданий. Для девушек это было самое главное в Святых вечерах, онипытались узнать свою судьбу на предстоящий год. Выйдут ли они замуж, какой мужу них будет, какая жизнь.
Ведущий 3. Христианскаяцерковь не разрешает гаданий, но традиция гадать идёт из самой глубины веков,когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли.
Ведущий 1. Гаданий быломножество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане. Под окнамислушали — смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда женихбудет. Было очень интересно, но немного жутковато. Давайте посмотрим.
(Заходят девочки — подружки).
Дочка.
Уж вы, кумушки,
Подруженьки мои!
Вы придите, посидите уменя!
Пособите думу думати,
Помогите мнеотгадывати,
Отгадаете – несказывайте!
Подружки.
Гадай, гадай девица,
В какой кружке былица,
В какой – небылица,
Былица достанется,
Жизнь пойдёт, покатится
На блюдо дочка собираеткольца, серьги подружек, закрывает их салфеткой. Потом под песни трясёт блюдо ивытаскивает по одной вещи.
Песни:
Подружки.
Долог век хлебу дасоли,
Барышне нашей тогоболе,
Кому спели – томуслава!
Кому вынется – неминуется,
Не минуется – скоросбудется.
Дочка (из под салфеткивытаскивает, не глядя, одно кольцо): Чьё кольцо? Долго и счастливо будешь жить…
Подружки.
Ползёт ёжик позавалинке,
Тащит злату казну намочалинке..
Кому спели- томусбудется,
Кому сбудется – неминуется!
Дочка. Чьё кольцо? Этапеснь к богатому жениху, будет у тебя жених богатый.
Подружки.
Стоят санки у хатки,
Хотят санки уехати,
Уехати впуть-дороженьку…
Кому спели- томусбудется,
Кому сбудется – неминуется!
Дочка. Чьё кольцо? Кдальней дороге эта песня, собирайся в путь – дороженьку.
Подружки.
Сера мышь пищит,
Сто Рублев тащит,
Сто Рублев
Да ещё с полтиною…
Кому спели- томусбудется,
Кому сбудется – неминуется!
Дочка. Чьё кольцо? Бытьтебе подруженька богатой и знатной.
Подружки.
Кузнец, Кузнец!
Ты скуй мне венец,
Из остаточков-
Золотой перстень… Комуспели- тому сбудется,
Кому сбудется – неминуется!
Дочка. Чьё кольцо? Аэта песнь к замужеству. Скуёт кузнец тебе золотой венец, тем венцом тебевенчатися, а золотым перстнем обручатися.
Ведущий 2. Вот такинтересно проходили все двенадцать дней Святок в России в прошлые века.
Ведущий 3. А нам пора идомой возвращаться. Приготовились к перелёту 5,4,3,2,1 пуск.
(Звучит музыка, гаснетсвет, декорации закрываются.)
Ведущий 1. Понравилосьвам путешествие? Знаете теперь что такое Святки? Пора нам прощаться доследующей встречи.