Реферат по предмету "Педагогика"


Урок литературы на тему: "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека" на примере рассказа В.М. Шукшина "Алеша Бесконвойный"

Тема: Поиски смыслажизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина«Алеша Бесконвойный»
 
Не пропустил он момент,когда народу захотелось чего-то сокровенного. И он рассказал о простом,негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, оченьдоверительно… Правда – непреложный закон Шукшина.
М.Шолохов
ВасилийМакарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркойзвездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист идраматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимыйартист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду опростом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. ВасилиюШукшину было дано такое счастье.
П. Проскурин
 
Цели изадачи урока:создать условия для:
·      Приобретениянавыков анализа художественного текста;
·      Формированияпредставлений об особенностях индивидуального стиля автора;
·      Приобщенияучащихся к творчеству В.М.Шукшина;
·      Формированиягуманистического мировоззрения.
Оборудование иматериалы
·     ФотографииВ.М.Шукшина
·     ИКТ (Компьютер,слайд-шоу)
·     Листы свысказываниями
·     Листы спрактическими заданиями
План
1.    Вводное слово
2.    Биография писателя
3.    Рассказ «Алеша Бесконвойный»
4.    Заключение
5.    Подведение итогов урока
Ход урока.
1. Вводное словоучителя (3-5 минут).
— Здравствуйте, ребята.Садитесь.
Поиски смысла жизни – этоудел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писателивсегда напряженно искали художественное решение этого вопроса. Глубоконравственные и гуманистические проблемы поставлены в произведениях В.М.Шукшина. Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, желая узнать, о чемдумал писатель, что завещал своим творчеством? Что объединяет героев Шукшина?Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Сегодняна уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы, а также узнаем, какиехудожественные приемы использовал писатель в своем творчестве?
Посмотрите, пожалуйста,на доску. Запишите в тетради тему урока: Правда – непреложный закон Шукшина. Иэпиграфы, слова М.Шолохова и П.Проскурина.
Звучит под музыкустихотворение Кондакова:
 
Разметалось село впредгорьях,
Где Катунь расплескаласьсветло,
Знало вдоволь и лиха, игоря
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торилдорожку,
Пьяный ветер вдыхал слугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский.
Пейзаж неброский,
Бьет о берег Катуниволна.
Знает каждый в России,что
Сростки – это РодинаШукшина.
2. Биография писателя(15-20 минут).
Василий Макарович Шукшинродился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Егородители: Мария и Макар Шукшины. Когда Василий Макарович родился, отцу было 16,а матери 18 лет. Через 3 года у него родилась сестра Наташа. Василий Макаровичбыл еще совсем маленьким, когда арестовали его отца по обвинению впособничестве врагам Советской власти. В 1956 году отец был посмертнореабилитирован. Мария Сергеевна вырастила Василия и Наталью одна. Шукшин пронеснежную и трепетную любовь к матери через всю свою жизнь. В 1945 военном году онзакончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но вскоревернулся в Сростки и стал рядовым колхозником, мастером на все руки. С 17-тилет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, настройках в Подмосковье. Он пробовал поступить в военное авиационное училище,автомобильное, но все попытки были неудачными.
В 1949 году ВасилияМакаровича призвали на военную службу – на флот. Однако прослужить «отзвонка до звонка» Шукшину не удалось — в 1953 году у него обнаружиласьязвенная болезнь желудка. Вскоре медицинская комиссия Главного военногогоспиталя Черноморского флота комиссовала Шукшина. После этого он вернулся вСростки. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись сматематикой, и считал это своим маленьким подвигом. «Такого напряжения сил ябольше никогда не испытывал», — говорил Шукшин.
В Сростках не хваталоучителей, и Шукшин недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык илитературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики.
Послушайте, что он пишетпо этому поводу: «Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специальногообразования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарносмотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалосьрассказывать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты. И вглубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаюнастоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из нихсоставляется счастье». (Из статьи Шукшина «Монолог на лестнице»)
Весной 1954 года МарияСергеевна собрала сыну денег на дорогу в Москву. Так летом 1954 года Шукшиноказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастерку, из-подкоторой виднелась тельняшка, на ногах были брюки клеш и сапоги. Придя насценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов своирассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк уШукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемнойкомиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриенттипичный графоман. Однако чтобы не обижать его, решили посоветовать: «Увас фактурная внешность, идите на актерский». Вот что рассказывал бывшийсокурсник Шукшина кинорежиссер А. Митта: «Тут от студентов Шукшин узнал,что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такаяпрофессия — режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваютсямежду собой, как снимать. Оказалось, что режиссер- хозяин картины, главныйчеловек. Тогда он подал на режиссерский.
Вгиковские педагогибоялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можноговорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-занего выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм...
Поступив во ВГИК, Шукшинпоселился в общежитии института на Трифоновской улице. В декабре 1955 года,из-за обострения язвы желудка, Шукшин попал в Остроумовскую больницу. В 1956году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова „ТихийДон“ (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразилвыглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началаськинематографическая судьба Шукшина-актера. Параллельно с успехами в кинодовольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса,по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям внадежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся.В 1958 году в журнале „Смена“ был опубликован его рассказ „Двоена телеге“. В 1963 году в издательстве „Молодая гвардия“ вышелпервый сборник В. Шукшина под названием „Сельские жители“. В том жегоду в журнале „Новый мир“ были напечатаны два его рассказа:»Классный водитель" и «Гринька Малюгин» (цикл «Они сКатуни»). На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своегопервого полнометражного фильма «Живет такой парень».
Съемки картины началисьлетом того же года на Алтае. Летом 1964 года Шукшин отправился в Судак насъемки фильма «Какое оно, море?» (режиссер Э. Бочаров). И там судьбасвела его с 26-летней киноактрисой Лидией Федосеевой. Первая встреча Шукшина иФедосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Она ехала в одном купе сосвоей дочкой Настей и операторами картины. Шукшин пришел к ним в гости.
В скором времени онипоженились, и у них родилась дочь Маша. Через год после рождения Маши в семьеШукшиных на свет родилась еще одна девочка — Оля. Это радостное известиезастало Шукшина в окрестностях Владимира на съемках очередной картины — «Странные люди». В основу ее легли три шукшинских рассказа:«Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы».
В 1969 году В. Шукшинубыло присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Тем временем Шукшинприступил к съемкам очередной своей картины — «Калина красная».Работа над ней началась весной 1973 года в Вологодской области, подБелозерском. Как и в «Печках-лавочках», Шукшин в этой картиневыступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли.
Фильм «Калинакрасная» вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей.
Последний год жизниШукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так иличном. В 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки наПереяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова. В свет выходит новыйсборник его рассказов «Характеры». В Большом драматическом театре Г.Товстоногов решается ставить спектакль по пьесе Шукшина «Энергичныелюди». (Это было первое сотрудничество Шукшина с театром — до этого онтеатр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учителя М. Ромма.)
И, наконец, он ни на деньне забывал о своей давней мечте — поставить фильм о Степане Разине. Несмотря нато, что съемки его все время отодвигались на неопределенное время, надеждыснять его он не терял. Свое твердое обещание помочь ему в этом деле дал С.Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новойкартине — «Они сражались за Родину». Шукшину в нем предстояло сыгратьроль бронебойщика Лопахина. Съемки должны были проходить в августе — октябре1974 года на Дону.
Федосеевой-Шукшинойвручили сценарий фильма «Они сражались за Родину», в котором ейпредстояло сыграть одну из ролей. И выяснилось, что сыграть ей предстоит…вдову. И это при живом-то муже! «Да ты играй не вдову, а женщину», — успокаивал ее Шукшин. Увы, роль оказалась пророческой.
В тот последний вечер 1октября с почты Шукшин с друзьями отправился в баню к станичнику Захарову. Инадо же! Въезжая во двор, задавили любимого кота хозяина. Шукшин, никогдапрежде не замеченный в суеверии, почему-то расстроился: «Это кнесчастью!» И через несколько часов его настигла смерть...
В. М. Шукшин скончался вночь на 2 октября 1974 г. от сердечного приступа в каюте теплохода, служившегоплавучей гостиницей для участников съемок фильма «Они сражались за Родину». В2002 году почитатели творчества Шукшина спасли старый теплоход от списания вметаллолом, отремонтировали и дали ему имя «Василий Шукшин». Писатель ненавиделлюдей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу,показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.М. Шукшин писал: «Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня считателями и зрителями есть еще отношения «интимные» — письма. Пишут. Требуют.Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п. А чегоони требуют? Чтобы я выдумывал. У него дьявола, живет за стенкой сосед, которыйгрубит, выпивает по выходным, бывает, ссорится с женой. В него он не верит,отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнет утелевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой». Шукшин хотелразбудить нашу совесть, хотел, чтобы мы задумались над тем, что с намипроисходит.
3. Работа с рассказом«Алеша Бесконвойный».
Дома вы должны былипрочитать рассказ «Алеша Бесконвойный». Вам он понравился? Давайте с нимпоработаем и, может быть, вы откроете для себя что-то новое.
1. Заполнитетаблицу, используя художественный текст рассказа.(10 минут)
Художественные приемы Сравнения Эпитеты Повторы Метафоры
 
Вопросы (10-13минут):
1.    Как автор относится к своим героям?Какими он хочет видеть людей?
2.    Что мы знаем о герое?
3.    Что вы думаете о том, что у героя какбы два имени? (Двойственность натуры. Поиск смысла жизни.)
4.    Какими чертами характера наделяетШукшин своих героев? Приведите примеры.
5.    В чем, на ваш взгляд, самобытностьгероев Василия Макаровича?
6.    Что занимает основное место врассказе? (Описание бани).
7.    Какой она вам представляется?
8.    Почему Шукшин дает такое детальноеописание? Что мы можем сказать о самом авторе?
9.    Вы прочли описание процессаподготовки бани. Оно очень подробное и красочное. Поработайте с ним. Выделитевсе, что вам показалось важным и интересным. Представьте весь этот процесс ипостарайтесь выразить это на бумаге. Запахи, цвета, действия, прилагательные,существительные, глаголы, темы. Все, что вам показалось интересным и необычным.Вы можете нарисовать, начертить процесс. В общем, делайте с ним все что хотите.Только обязательно объясните, почему вы выбрали именно такой способ работы,выражения. Объединитесь в группы по 2-3 человека и начинайте работать. Я даювам 10 минут.
10.  Хорошо, а обратили ли вы внимание напоследнюю песенку в рассказе. Песенку, которую сочинила их маленькая дочь?
11.  Как вы думаете, что она значит?
12.  А теперь подумайте и представьте, чтовам нужно прорекламировать творчество Шукшина. Придумайте рекламу илипроизведению, или творчеству в целом. Для этого объединитесь в группы по 4человека. У вас на эту работу 10 минут. Но если кто-то будетготов раньше – пожалуйста.
— Молодцы!
4. Заключение (10минут):
Итак, к какому выводу мыпришли? В чем же своеобразие рассказов и героев Василия Макаровича Шукшина?Какие вопросы он поднимает?
Да, ребята, вы правы: Шукшинне выдумывал своего героя, он брал его из жизни. Василий Шукшин не идеализируетсвоих странных, “с чудинкой” героев. Но в каждом из них он находит то, чтоблизко ему самому.
Деревенская проза Шукшинаотличается глубоким исследованием русского национального характера.Самобытность этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем, чтоон с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное,поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным.
Нет с нами большеписателя – В.М.Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказзаставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведениичеловека, его поступках.
И вновь вспоминаютсяслова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел встепень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:честность, трудолюбие, совесть, доброту. Уверуй, что все было не зря: нашипесни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания. Мы умелижить. Помни об этом. Будь человеком».
И в завершении мне быхотелось прочитать вам стихотворение Н.Вознесенского:

Хоронила Москва Шукшина,Хоронила художника, то естьХоронила Москва мужикаИ активную совесть.Он лежал под цветами на треть,Недоступный отныне.Он свою удивленную смертьПредсказал всенародно в картине.В каждом городе он лежалНа отвесных российских простынках.Называлось — не кинозал — Просто каждый пришел и простился.Он сегодняшним дням — как двойник.Когда зябко курил он чинарик,Также зябла, подняв воротник,Вся страна в поездах и на нарах.Он хозяйственно понималКрай, как дом, где березы и хвойники.Занавесить бы черным Байкал,Словно зеркало в доме покойника. 
5. Подведение итоговурока (5 минут)
А теперь скажите, вампонравилась работа? Что именно понравилось? А чем вам работа не понравилась?Что бы вы изменили? Какие трудности возникали?
Спасибо за работу. Выможете быть свободны. До свидания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.