Реферат по теме:
Тесты как средство контроля закачеством учебных достижений младших школьников
Введение
Индивидуальная траекторияучения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебномпроцессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизацииобразовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формамиработы и контроля учебных достижений учащихся.
Урок нуждается втехнологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Однойиз технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебногоматериала каждым учащимся, является тестовый контроль.
Тесты способствуютрешению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной ролинаставника о контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньшеучит и воспитывает, а больше помогает детям учится самостоятельно, фиксироватьи анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Тестовая технология, какприродосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качествомучебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности,стрессовое состояние.
Выполнение тестоввырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализироватьучебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выборправильного ответа.
Модель работы надтестами: «Вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Цель исследования состоит в том, чтобы сформировать уучащихся навыки работы с тестовыми заданиями.
В основу исследованияположена гипотеза, согласно которой использование тестовой формыконтроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальнойступени образования. Воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности.Развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильныйвыбор.
Для реализациипоставленной цели проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1) изучитьпсихолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
2) разработать иапробировать тесты разных видов с учётом возрастных особенностей учащихсяначальных классов;
3) осуществить мониторингучебных достижений учащихся с применением тестов.
В процессе опытной работыиспользовались следующие методы:
— анализпсихолого-педагогической литературы;
— изучение опыта работыучителей Казахстана и России;
— тестирование учащихсяначальных классов;
— наблюдение и сравнение;
— педагогическийэксперимент;
— количественный икачественный результат эксперимента.
Научная новизна исследования определяется тем, что внём в качестве средства, обеспечивающего системность мониторинга качестваусвоения ЗУН учащихся, используется тестовая форма контроля, совершенствующаявладение логико-языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость,глубина) при осмыслении языковой информации тестов и способствующаяформированию самоконтроля и самооценки. Разработана система разноуровневыхтестов по математике, чтению, русскому языку и познанию мира, обеспечивающаяучащихся с разным уровнем знаний включение в процесс познания, гарантирующаяучёбу на максимальном для каждого обучающегося уровня успешности.
1. История и теориявозникновения тестов
1.1 Из глубины веков
Всякая попытка определитьточное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точноеначало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примернотак же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначалепотребовалось изучить предысторию – то самое болото, из которого и вытекает ихподлинная история.
Ещё в середине III тысячелетия до н.э. в ДревнемВавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы.Благодаря обширным по тем временам знаниям профессиональный писец былцентральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делитьимущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытанийпроверяли его умение разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знаниевсех четырёх арифметических действий, и естественно, умение писать.
В Древнем Египтеискусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определённыхиспытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчасназвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровеньобразованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверялиумения – трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнём, водой иугрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительногообразования, предлагалось подумать – с какой стороны окончательно закрыть засобой дверь в храм – с внутренней или внешней? Сообщается (там же), что это суровуюсистему испытаний и отбора успешно преодолел в молодые годы Пифагор. Вернувшисьпосле учёбы в Грецию. Он основал свою школу, допуск в которую открывал толькопосле серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам.
Пифагор подчёркивал важнуюроль интеллектуальных способностей, утверждая, что « не из каждого дерева можновыточить Меркурия». И потому придавал значение диагностике, в первую очередь,именно этих способностей, что делалось с помощью трудных математических задач.
1.2 Тенденции XXвека по применению тестовогоконтроля
Первые тесты дляобъективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевалипопулярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже и вСССР. Примерно с этого времени их стали в США называть педагогическими. Именноэти тесты вызывали настороженное к себе отношение у сторонников традиционной,«чистой», без тестов, педагогической науки и практики.
В СССР практикатестирования характеризовалась серьёзными противоречиями: по мере роста числатестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запретов.
Хотя в тридцатых годахпрактическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительныхвозможностей этого метода в нашей стране полностью не прекращалось. Частьтестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний; и наоборот,различные испытания нередко назывались тестами. Официально запрет на применениетестов так и не был отменён. Его отменила сама жизнь.
В США против использованиятестов выступали представители основных групп населения – взрослые и дети,белые и негры, рабочие и управленческий персонал, а также представителинациональных меньшинств.
В результате было приняторешение, осуждающее неэтичное использование тестов. В августе 1966 года всенате США обсуждалось предложение о полном запрещении тестов, но этопредложение не было поддержано большинством.
Застой в разработкетестов и их применении продолжался около сорока лет – с середины 30–х до конца70–х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме,направленные как в пользу тестов, так и против них. Типичные аргументыоппонентов тестового метода сводились, в обобщённом виде, к следующимутверждениям: — тесты используются в капиталистических странах, где с ихпомощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации:
• применение тестовунижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллыоказываются ниже среднего уровня;
• никакие методыизмерения не могут заменить преподавателя и личный опыт;
• в педагогике нет и неможет быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы исредства на разработку неточных методов.
В этих утверждениях многоспорного, и даже ошибочного. Что касается применения тестов для целей расовой иклассовой дифференциации, то вряд ли здесь надо винить тесты. Как всякоесредство, они могут быть использованы в пользу или во вред, в зависимости отидеологии, политики, компетенции, целевых установок и т.п. о возможном унижениидостоинства личности, наклеивания ярлыков и т.п. можно сказать, что дляпредотвращения неприятных последствий такого рода, если это вообще возможно прикультурной работе, разработаны специальные правила обращения с тестами ииспытуемыми. В этих правилах все возникающие вопросы этического характерапредусмотрено решать в пользу личности. Соблюдение этических норм являетсянепременной частью профессиональной подготовки тех, кто работает с тестами.Тестовые методы не призваны заменять преподавателя и его личный опыт, а наоборот,призваны помогать ему, освободив его от рутиной работы и дать, тем самым, емувозможность сосредоточиться на повышении качества преподавания. Во – вторых,хотя точность педагогических измерений и не может сравниться с точностьюфизических измерений, преимущество первых, тем не менее, достаточно очевидны,они описаны повсеместно.
2. Тесты – одно изсредств проверки и оценки результатов обучения школьников
2.1 Важнейшиеположения тестового метода контроля
В науку слово «тест»попало уже из английского языка, где означает «испытание, проба, проверка». Пословарю, тест – это стандартизированное, часто ограниченное во временииспытание, предназначенное для установления количественных и качественныхиндивидуально – психологических различий. Этот термин был введён Р. Кэттеллом,а первый
Тест создал выдающийсяанглийский учёный Френсис Гальтон, родственник Дарвина. Фрейд и Юнгвпоследствии очень многое позаимствовали из методики Гальтона.
Затрагивая вопросыметодики использования тестов для контроля результатов обучения школьниковнеобходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатовобучения. Выделим среди них:
• учетно-контрольную(информационную), которая систематически позволяет учителю фиксироватьрезультаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях инедочётах в учебной работе;
• контрольно –корректирующую (диагностическую), которая обеспечивает связь «учитель –ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределенияучебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлятьдиагностику причин отставания школьников;
•обучающую,которая в результате помогает повторить материал, акцентировать вниманиеучащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показываетна типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;
• воспитательную(мотивационную), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе,углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
• аттестационную,которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, являетсяосновной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работыучителя образовательного учреждения.
Какие же положительныестороны мы можем отвести тестированию?
Во-первых, тестыоказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания,так как стандартизирована процедура их проведения.
Во-вторых, тесты – болееёмкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерения степени, определенияуровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений,навыков, а не на констатацию наличия у учащихся определённой совокупностиусвоенных знаний.
В-третьих, это болеемягкий инструмент. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия,используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижениюпредэкзаменационных нервных напряжений.
В-четвёртых, с точкизрения интервала оценивания тест – широкий инструмент. Если провести аналогию спрыжками в высоту, то традиционная контрольная работа представит собой палочку,на которой нанесены метки: 2,3,4,5. В случае выполнения учеником всех заданийон получает отметку отлично. При этом совершенно не ясно, перепрыгнул он нашупалочку с запасом в два раза или пролетел прямо над ней. То же можно сказать ипро нижнюю отметку.
В-пятых, необходимоотметить гуманизм тестирования, который заключается в тои, что всемпредоставляются равные возможности, широта теста даёт возможность ученикупоказать свои достижения на широком поле материала.
2.2 Классификациятестов
Различают:
1. По процедуре создания:
-стандартизированные;
— не стандартизированные.
2. По средствампредъявления:
— бланковые;
— предметные;
— аппаратурные;
— практические;
— компьютерные.
3. По направленности:
— тесты интеллекта;
— личностные;
— тесты достижений.
4. По характеру действий:
— вербальные;
— невербальные.
5. По ведущей ориентации:
— тесты скорости(содержат простые задачи);
— тесты мощности илирезультативности (содержат трудные задачи);
— смешанные тесты (задачиразличного уровня сложности).
6. По степениоднородности задач:
-гомогенные;
— гетерогенные.
7. По объективностиоценивания:
— объективные;
— проективные тесты.
8. По специализации:
— широкоориентированные,позволяющие оценить эффективность процесса обучения, степень освоения учащимисясистемы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;
— узкоориентированные,направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельныхпредметов, отдельных тем и т.д.
9. По целям использования(только для тестов в системе образования):
— предварительныйопределяющий тест (определяет знания в начале учёбы);
— тест прогресса,достигнутого в процессе обучения;
— диагностический тест.Цель теста – определение трудностей обучения.
— суммирующий тест(содержит вопросы, представляющие более высокий уровень сложности),
10. По широтеиспользования (только для тестов в системе образования):
— для использованияучителем;
— для использованиягруппой учителей или администрацией образовательного учреждения;
— для целей отбора иформирования групп;
— для аттестацииучащихся.
11. По форме:
— тесты закрытого типа(задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);
— тесты открытого типа(ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).
2.3 Правиласоставления тестовых заданий
1. Начинайтеформулировать вопрос с правильного ответа.
2. Содержание заданиядолжно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
3. Вопрос долженсодержать одну законченную мысль.
4. При составлении вопросовследует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда»,«все», «никогда».
5. Вопрос должен бытьчётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало,меньше, больше и т.д.
6. Избегайте вводных фрази предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.
7. Неправильные ответыдолжны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей,подсказок.
8. Не задавайте вопросы сподвохом.
9. Все варианты ответовдолжны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйтекороткие, простые предложения.
10. Реже используйтеотрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почемунельзя не делать…?»
11. Ответ на поставленныйвопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
12. Правильные инеправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общемуколичеству слов.
13. Если ставится вопросколичественного характера, ответы располагайте по возрастанию.
14. Лучше не использоватьварианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
15. Избегайте повторения.
16. Используйтеограничения в самом вопросе.
17. Не упрощайте вопросы.
18. Место правильногоответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса квопросу.
19. Лучше использоватьдлинный вопрос и короткий ответ.
20. Проанализируйтезадания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
3. Из опыта работы по использованиютестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся 2-3-х классов
Работу над созданиемтеста начинала с разработки плана теста, анализа программного содержанияобразования по учебным предметам. Затем разрабатывала перечень задач, которыеставятся перед тестированием.
Второй этап приразработке тестов – составление и подбор заданий.
Количество предлагаемыхзаданий первоначально больше запланированного числа. Это объясняется тем, чтонекоторые задания казались слишком лёгкими, другие более трудными, чеможидалось. Поэтому с частью заданий приходилось расставаться после первойопытной проверки.
Второе требование ктестовым заданиям касается их формы. Наиболее приемлемыми для младшихшкольников являются тестовые задания открытой и закрытой формы.
«Открытые» задания имеютинструкцию «ДОПОЛНИТЬ», задания «закрытой» формы «ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГООТВЕТА».
В соответствии стребованиями, при конструировании тестовых заданий обеих форм, я учитываласледующее:
1. задания теста посодержанию такие, что знающий ребёнок выполнит его с первого взгляда;
2. формулировка задания,по возможности, идеально простая – чёткая, ясная, исключающая двусмысленностипонимания;
3. лучше, чтобы главноеслово в задании стояло первым;
4. задания формулируютсяне в виде вопросительного предложения, а имеют форму незавершённого ответа;
5. задания краткие, безлишних, не несущих информацию, слов;
6. только один ответможет быть правильным.
По заданиям с инструкцией«ДОПОЛНИТЬ» ещё учитывала следующие требования:
7. дополнять впредложении необходимо наиболее важное;
8. в каждом заданиитолько одно дополнение;
9. главное словоставится, по возможности, в начале предложения, а дополнение в конце;
10. лучше, еслидополнением будет одно слово, но возможно использование устойчивого сочетанияслов;
11. для ответов отводитсястолько места, сколько необходимо для его записи.
По заданиям синструкцией: «ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА» я дополнительноруководствовалась тем, что:
1. каждый ответ правдоподобен;
2. число ответов от 2 до 5.
Но нужно заметить, чембольше вариантов ответов, тем вероятность угадывания правильного ответа меньше,в то же время задание «утяжеляется» — становится громоздким.
Примеры тестовых заданийпоказаны в таблице 1,2.
Формы тестовых заданий
Таблица 1
Открытая форма
Предмет: математика
Класс: 3
Тема: «Площадь. Периметр. Объём»
ДОПОЛНИТЬ:
1. Если площадь квадрата 49 кв. дм, то его сторона равна _______ дм
2. Сторона куба с объёмом 8 куб. см в сантиметрах равна ________ см
Из куска проволоки длиной 12 см можно сделать квадрат со стороной _____ см
Предмет: познание мира
Класс: 2
Тема: «Жизнь растений»
ДОПОЛНИТЬ:
1. Подземный орган растения – это _______________.
2. Листья поглощают ________________________________ и выделяют __________________.
3. Зелёный цвет листьям придаёт вещество под названием _______________________.
4. Опавшие листья гниют и превращаются в _____________________.
5. Картофель размножается __________________________.
Таблица 2
Закрытая форма
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: «Фонетика и графика»
ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
1. В русском языке гласных звуков
а) 6
б) 8
в) 10
Найди слово, в котором есть звук [й]
а) яблоко
б) племя
в) лямка
Предмет. Чтение
Класс: 3
Тема. «Земля моя, ты будешь раем!»
ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
1. Автор стихотворения «Я – сын степей»
а) Ж. Жабаев
б) М. Алимбаев
в) А. Дуйсенбиев
2. Назови писателя, тема произведений которого – описание нашей
Республики
а) М. Алимбаев
б) М. Зверев
в) У. Канахин
3. Определи тему стихотворения «Зима в лесу»
а) хлопоты лесных жителей
б) зимний лес
в) снегопад
Перед проведением тестированияучащимся подробно объяснялась инструкция работы с тестом. Каждое задание тестаоценивалось в баллах. За правильное выполнение задания ставился 1 балл, илизнак «+», за невыполнение задания или его части, ставилось 0 баллов, или знак «−».Данные результаты апробировались.
Для проверкиэффективности использования тестовой технологии был проведен констатирующийэксперимент. Учащимся экспериментальных классов — классов, в которых я работаю– 2 «Г», 3 «В» и контрольных классах – 2 «А», 3 «Б» были предложены тесты по4-м предметам: познанию мира, чтению, математике и русскому языку. Учащиесяэкспериментальных классов выполнили предложенные тесты организованно, затратив10-15 минут, не задавая дополнительных вопросов в процессе работы. Учащиесяконтрольных классов затратили больше времени. Несмотря на подробный инструктаж,задавали дополнительно-уточняющие вопросы. Качество выполнения тестов ниже, чемв экспериментальных классах, о чем свидетельствуют ниже приведенные диаграммы.
Тестовый контрольпозволяет не только увидеть результативность усвоения учебного материала классав целом, но и по каждому ученику в отдельности. С этой целью используется«матрица» теста, по которой можно произвести анализ слабых сторон усвоенияпонятий, действий учащимися и спланировать в последующие уроки работу покоррекции знаний.
Матрица результатовтестирования (образец).
Таблица 3
№
Ф. И. учащегося
Задание 1 2 3 4 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.
Заключение
Теоретические ипрактические результаты экспериментальной работы дали возможность сделатьследующие выводы.
Использование тестовойформы контроля обеспечивает:
— высокий уровень учебныхдостижений по предметам начальной ступени образования;
— воспитывает ценностноеотношение к учебной деятельности;
— развивает память,вариативно- логическое мышление;
— умение делатьправильный выбор;
— снижает уровеньтревожности;
— помогает учителюосуществлять своевременно коррекцию знаний.
Однако, наряду спреимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков,тестирование сопровождается определёнными недостатками:
1) большая вероятность выбора ответовнаугад;
2) невозможно проследить логику ученика.
Следовательно, тесты –это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может идолжна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля иоценки.
Список использованнойлитературы
1. Аванесов В.С. Основы научнойорганизации педагогического контроля в высшей школе. – М.: МИС и С., 1987.
2. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тестыкак форма контроля // Начальная Школа – 1993, № 1.
3. Бенеш Н.И. Тесты для начальнойшколы. // Арман-ПВ, 2004.
4. Воскерчьян С.Н. Об использованииметода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика. — 1973, № 10.
5. Иванцова И., Куттыкужанова З. Квопросу о контроле качества знаний. // Учитель Казахстана. – 1999, 24 апреля.
6. Кальней В.А., Шишов С.Е.Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик».Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
7. Контроль и оценка результатовобучения в начальной школе. Методическое письмо. – М.; 1998.
8. Лернер И.Я. Качества знанийучащихся. Какими они должны быть? – М.: Знание, 1978.
9. Майоров А.Н. Теория и практикасоздания тестов для системы Образования. – М., «Интеллект центр».
10. Николаева Е.И. Тестирование безмифов. // ЭКО, 2002.
11. Опыт работы Калашниковой С.Г.,старшего преподавателя кафедры русского языка и литературы, г. Омск.
12. Усаков В. Проверка и оценказнаний и умений школьников (рекомендации) // Народное образование. – 1985, № 6.