Реферат по предмету "Педагогика"


Теория детского коллектива в трудах А.С. Макаренко

Федеральное агентство по образованию Р.Ф.
ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогическийуниверситет им. В.П. Астафьева
Кафедра профессиональной педагогики
Теориядетского коллектива в трудах А.С. Макаренко
Курсоваяработа
Красноярск2009

Содержание
Введение
1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко
2. Основные теории воспитательного коллектива
3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
4. Организация, формы и методы деятельности воспитательногоколлектива
5. Шестнадцать пламенных лет
Заключение
Литература

Введение
Сегодня А. С. Макаренкоизвестен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось согромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения «великогосоветского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияниена становление педагогики как науки, формирование методов образования,нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения»,- такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию омеждународном годе Макаренко.
«Педагогическуюпоэму» называют за рубежом самым выдающимся педагогическим романом нашеговремени. Это мудрая и страстная книга о любви к человеку, о силесоциалистического гуманизма, воспитывающего и перевоспитывающего людей, а такжедругие произведения А. С. Макаренко изданы на многих иностранных языках,получили широкое признание.
Выдающийся советскийпедагог Антон Семенович Макаренко принадлежит к числу подлинных революционеровнауки. Педагогический опыт и идеи Макаренко явились мощным стимулом развитиясоветской педагогики во всех ее основных разделах: в методологии, в теории иметодике воспитания и обучения, в постановке актуальных проблем педагогическогомастерства и подготовке учителей и воспитателей. Опыт и идеи Макаренко питаютпередовой педагогический опыт. Они оказывают благотворное влияние навозникновение и развитие движения трудовых объединений школьников и других формсоединения обучения с производительным трудом, на расширение форм разнообразнойклубной работы в школах и внешкольных учреждениях, на весьучебно-воспитательный процесс в целом.
А.С. Макаренко были выдвинутряд принципиально новых идей: программа воспитания, педагогическоепроектирование, соединение научного образования с производительным трудом, формированиехарактера, воспитание на лучших традициях советского народа, воспитательныйколлектив, педагогический коллектив и его центр, дисциплина и самоуправление,развитие личных отношений детей и воспитателей, авторитет педагога,педагогическое мастерство и техника — этот перечень идей и проблем можно былобы продолжать, так и не раскрыв его в полном объеме.
Воспитание в коллективе,организованном т.о., что именно коллектив становится главным воспитателемличности, — таков генеральный путь воспитательной работы.
Работы А.С.Макаренко этонаше российское достояние, они заслуживают особого внимания тем, что в нихсодержаться актуальные темы, как для прошлого времени, так и для нынешнего. Вэтом и заключается актуальность нашей работы.
Разработанность темы. В курсовой работе были задействованытруды М.П. Павлова, В.Ф. Карманов педагогическая система А.С. Макаренко икоммунистическое воспитание учащихся, Моносзон Э.И. Становление и развитее советской педагогики1917-1987, Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко, Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. Вкниге Э.И. Моносзона особый акцент делается на педагогическую деятельностьА.С.Макаренко в целом, как работал этот великий педагог, какие им были созданыпроизведения, и, чего он достиг в педагогике. В книге, автором которой являетсяИ.Ф.Козлов, основной акцент делается на воспитание детей, а именно что должнопредставляет собой воспитание, по мнению Макаренко, какова цель воспитания,структура содержание, методы и т.д. У М.П. Павловой наиболее ярко и полноописана педагогическая система А.С.Макаренко.
Объект исследования педагогическая системаА.С.Макаренко.
Предмет исследования теория и практика воспитания вколлективе.
Цель работы охарактеризовать основные положения ипринципы организации процесса воспитания личности в детском коллективе. Изпоставленной цели вытекают следующие задачи.
·         Выявить основныеэтапы становления А.С.Макаренко, как педагога
·         Проанализироватьосновные положения теории воспитания детей в коллективе
·         Выявитьособенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С.Макаренко
Методы исследования исторический, системно-структурный,историко-ретроспективный, хронологический, сравнительно исторический.
Основные источники Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4томах,Моносзон Э.И. Становление и развитее советской педагогики 1917-1987, КозловИ.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко, Павлова М.П.Педагогическая система А.С. Макаренко.
Практическоезначение курсовойработы заключается в том, что наша работа может быть использована студентамипри написании научных статей, рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Также есть возможность использовать информацию,находящуюся в нашей работе для углубления знаний о педагогической системевоспитания А.С. Макаренко в различных педагогически направленных кружках исекциях.
Структура курсовойработы. Нашеисследование состоит из введения, пяти параграфов, заключения и спискалитературы. Общий объем 39 страниц.

1. Основные этапыжизненного пути А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренкородился 1 марта (по старому стилю) 1888 г. в семье рабочего. После успешного окончания Кременчугского железнодорожного училища и годичных педагогическихкурсов в 1905 г. Антон Семенович ступил на учительскую стезю. Шесть летпреподавания в Крюковском начальном училище и три года преподования в Доменскомначальном училище были временами накопления жизненного и профессиональногоопыта, вызревания огромной, еще смутно представляемой цели. Мировоззрениемолодого Макаренко сложилось под влиянием революционных событий 1905-1907 и1917 гг.
Преподавал он русскийязык, черчение и рисование, но, самое примечательное, в школе проводил гораздобольше времени, чем обычный учитель: увлек детей играми, походами, устройствомкостюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр.
Обширен круг его чтения:труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, А.Н. Острогорского, Н.А. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского; произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н.Толстого, В.Г. Короленко и конечно же Максима Горького, ставшего не тольколюбимым писателем, но и его духовным наставником. Он и сам пробовал сочинять, ав 1914 г. даже рискнул послать свой рассказ А.М. Горькому. И получил короткийответ: «тема интересная, но написано слабо». Это отбило охоту писать,зато заставило с большей энергией заниматься воспитанием детей. А может, иподтолкнуло к дальнейшей учебе. В 26 лет А.С. Макаренко поступает в только чтооткрывшийся в Полтаве учительский институт.
Он выделялся встуденческой среде сокурсников не только возрастом: привлекал особый магнетизмличности Макаренко — сосредоточенность и целеустремленность, стойкость вотстаивании своих убеждений и принципов, общительность и мягкий юмор. Он хорошопел и рисовал, а его доклады на профессиональные темы становились событием.
Институт закончил сзолотой медалью, а характеристика педагогического совета заслуживает того,чтобы привести ее полностью: «Макаренко А. — выдающийся воспитанник посвоим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию, особый интерес проявил кпедагогике и гуманитарным наукам, по которым много читал и представлялпрекрасные сочинения. Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, вособенности же по истории и русскому языку».
Это лето 1917 г. Осенью Макаренко возвращается в Крюков, в то же начальное железнодорожное училище, где училсяи преподавал, — теперь уже в качестве его инспектора (директора). После ОктябряА.С. Макаренко работает здесь два года. Потом принимает предложениеорганизовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей в 6 км от Полтавы. С привычной энергией берется за новое дело и начинает, как выясняется позже,уникальный социально-педагогический эксперимент. Нашли старый монастырь,наложили заплаты на крышу, и привезли ребят, собранных в течение несколькихдней на вокзалах и улицах. Так началась трудовая колония, взявшая себе имяМаксима Горького. Ни нормальных жилых зданий, ни мастерских, ни денег, поэтомууйма сил уходила на добывание всего необходимого.
Тогда, в первые годыжизни колонии, А.С. Макаренко совершил свое главное открытие: сердцевинойсистемы воспитания общества строящегося социализма стал детский коллектив как органичноецелое, как «трудовая община».
В трудных условияхразрухи колония выстояла и к 1924 г. экономически окрепла. В ее распоряжении — 4 мастерских, 40 десятин земли, паровая мельница. Уже ушли в большую жизньперевоспитанные коллективом бывшие правонарушители — ушли в рабочие,рабфаковцы, студенты.
Сам он работал почтикруглосуточно: были месяцы, когда он спал через ночь. Он творил колонию… Но иколония по-своему творила его: закаляла характер, волю, настойчивость, смелость,уверенность. Без этого никогда бы не выдержать ему ожесточенной борьбы засамостоятельность, инициативу, поиск. А ведь иногда доходил до изнеможения,особенно от почти ежедневных изматывающих схваток с чиновниками и бюрократами — из-за каждого рубля и каждого гвоздя, из-за самого главного — из-за права бытьна своем месте заведующего колонией творцом, высококвалифицированнымспециалистом, хозяином.
И все же колония росла иразвивалась: ее опытом интересовались многие, сюда зачастили экскурсии. В июле 1928 г. наконец-то приехал дорогой и долгожданный гость — А.М. Горький. Он был в восторге от общенияс воспитанниками, от их здорового, бодрого, радостного настроения, чувствасобственного достоинства и оттого, что они любят Макаренко и говорят о немтоном такой гордости, будто они сами создали его.
Не успел уехать Горький,как противники колонии его имени перешли в последнюю, смертельную для нееатаку.
Почему же так крутоизменилось отношение к колонии им. М. Горького. «Ее не трогали, пока онаработала „молча“. Но потом о ней стали писать, ее ставили в пример. Иэто в то время, когда, например, в детских колониях и домах Харьковской областиполный развал: обнищание, драки, пьянство, побеги...
К счастью, когда грозовыетучи нависли лично над А.С. Макаренко, он смог продолжить свое дело в трудовойкоммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую организовали чекисты Украины.Поразительно быстро был создан новый, единственный в своем роде детскийколлектив, который отразил дальнейшее развитие педагогических идей Макаренко.
Однако и здесь емуработать не дали. Людей, враждебных новаторству, всячески раздражали поискипутей утверждения демократических начал, развития товарищеских отношений междувоспитанниками и воспитателями, самостоятельности и чувства собственногодостоинства всего коллектива и каждого его члена в отдельности. Великийпедагог-гуманист призывал в каждом ребенке — каким бы он „трудным“ нибыл — видеть человека, а реальная практика 30-х годов, увы, расходилась с этойвоспитательной концепцией.
Макаренко предлагаютперевести коммунаров на полный рабочий день и отказаться от обучения в школе.Он стоит насмерть, не соглашается, но коммуна все равно постепенно превращаетсяв обычный завод, и он вынужден был уйти.
Незадолго до смерти онписал: »… сейчас очень плохо чувствую себя без ребят, но мало липриходится по разным причинам себя плохо чувствовать. Приходится делать то, чтоцелесообразнее. В течение 16 лет я создал 2 колонии, и каждая из них хороша всвоем роде и каждую развалили в момент наибольшей высоты...".
К счастью, оказалось, чтокроме педагогического у него еще и незаурядный литературный талант. Он, правда,сам был не очень в этом уверен: «Моя литературная работа — только формапедагогической работы». И это в какой-то мере так и было.
В феврале 1937 г. Макаренко переезжает в Москву и целиком отдается литературной работе. Но он не оставил своейпедагогической деятельности, а только сменил, по его словам, род оружия. Еголитературная работа явилась одной из форм педагогической деятельности "… ячувствую себя педагогом, — говорил А.С. Макаренко, — не только, прежде всего, авезде и всюду педагогом".
Большие требованияпредъявлял Макаренко к себе как к писателю. В те дни, когда литературный трудА.С. Макаренко был отмечен орденом, в ответ на высокую награду он писал: «Яотвечаю за то, чтобы в моей работе было прямое, политическое, боевое влияние,тем сильное, чем мое художественное дарование». Честно выполнил Макаренкопредъявленные к себе требования. В своих лучших произведениях «Педагогическаяпоэма» и «Флаги на башнях» А.С. Макаренко поведал о жизни 2-хдетских коллективов. Правда с сохранением подлинных событий описана в этихкнигах, и вместе с тем они являются могучими «разведчиками будущего».
Конечно, «Педагогическаяпоэма» — художественное произведение, но одновременно это и подлинноеизвержение вулкана педагогических идей, переполнявших его автора.
Однажды (на встрече сучителями 27 мая 1937 г.), отвечая на вопросы, А.С. Макаренко набросал живой идостоверный человеческий и профессиональный автопортрет: «Моя главнаяхорошая черта — справедливость и работоспособность… Те подъемы радости,которые я переживал, никакой ленивый педагог не будет переживать».
А.С. Макаренко прожилнедолгую, но яркую и цельную, до предела насыщенную творчеством, преданностьюдетям жизнь. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 г. И в самом деле, как писал о нем Горький, сгорел «в огне действенной любви к детям».
Сила и настоящаячеловеческая красота А.С. Макаренко стали особенно понятны всем в дни похорон,когда к его гробу съехались со всех уголков Советского Союза его бывшиевоспитанники. С глубоким волнением описывает Ю.Б. Лушин, как воспитанникиМакаренко поразили всех собравшихся своей подтянутостью, особенно чуткимотношением к каждому.
Без прекрасных творенийего ума и сердца — колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, — без его открытий в теории воспитания невозможно представить наш вчерашний, сегодняшний,да и завтрашний день.
Итак, из всеговышесказанного мы можем сделать следующий вывод. Первым этапом в процессестановления А.С Макаренко как педагога, является его работа в качествепреподавателя в Крюковском и Доменском начальных училищах. Второй этап этообучение Антона Семеновича в учительском институте в Полтаве и последующаяработа в Крюковском и Доменском начальных училищах в качестве инспектора(директора). Следующий этап это организация колонии им. Горького, коммуны им.Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапом педагогическойдеятельности А.С. Макаренко является его литературная деятельность, в которойон подробно излагает все свои педагогические идеи.
2. Основные теориивоспитательного коллектива
В своей практическойработе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того непреложногозакона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякойдеятельности — учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результатеупражнения вовлеченных в нее естественных сил детей, происходит развитие этихсил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характерудеятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личностив целом.
Эта важнейшая дляпедагогической науки и практики концепция получила в трудах А.С. Макаренконазвание «педагогики параллельного действия», которая может бытьсформулирована так: «в жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта,ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственногожизненного значения, не имели бы значения воспитательного...». Значениеэтого закона для педагогики и для практической педагогической деятельностиисключительно велико. Прежде всего, он показывает, что деятельностьвоспитывающихся (детей) есть единственное средство, которое развивает исовершенствует их естественные силы и образует, воспитывает человеческиекачества — духовные и физические. Других средств нет.
Этот вывод какпервоочередной и лег в основу педагогической деятельности А.С. Макаренко, его методики«параллельного педагогического действия» Макаренко в колонии им.Горького и в коммуне им. Дзержинского достиг нужных ему воспитательныхрезультатов не «перекладыванием» истин из головы воспитателя в головывоспитанников путем напряжения «голосовых связок» воспитателей и их «развитием»и «привитием» тех или иных человеческих качеств, путем волшебного «убеждения».А тем, что вносил в жизнь детей соответствие воспитательным целям видыдеятельности и так организовал эту деятельность, что результатом ее,результатом упражнения в этой деятельности было и соответствие воспитательнымцелям развитие естественных сил детей и образование духовных и физическихкачеств, знаний, умений, навыков и т.п.
Обращаясь к родителям в «Лекцияхо воспитании детей», А.С. Макаренко говорил: «Истинная сущностьвоспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключаетсявовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а ворганизации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организациижизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора».
Но далеко не каждый шаг ине каждый элемент детской жизни воспитывает нужные, соответствующиевоспитательным целям качества, и далеко не все необходимые с точки зрениявоспитательных целей виды деятельности могут возникнуть в детской жизни сами посебе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его результаты не былистихийными, а соответствовали бы воспитательным целям, надо исключать из жизнидетей не соответствующие воспитательным целям виды деятельности и вносить,включать в жизнь детей такие виды деятельности, которые бы отвечаливоспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и всю детскуюжизнедеятельность так, чтобы ее результатам с необходимостью были воспитаниенужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям жизни. Мыначинаем с организации бытия, указывал А.С. Макаренко. Следовательно, методикапараллельного педагогического действия как практический вывод из одноименного законаесть способ управления процессом воспитания детей, которое осуществляется путеморганизации системы упражнений детей в различных видах деятельности всоответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задачавоспитателя и в этом заключается сущность и ценность педагогическогомастерства.
А.С. Макаренко всегда иво всем исходил из того, что «человек не может быть воспитаннепосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность необладала. Воспитание — есть процесс социальный в самом широком смысле...»
Со всем сложнейшим миромокружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений,каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями,усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Таким образомжизнь и воспитание ребенка есть нечто единое. В процессе своейжизнедеятельности ребенок (дети), необходимо устанавливать взаимоотношениямежду окружающими его людьми, вещами явлениями, удовлетворяет свои жизненныепотребности и в то же время, упражняет и развивает их и приобретаетсоответствующие навыки, умения, знания, формирует духовные и физическиекачества.
Следовательно, каковысодержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат ихвоспитания, и человек (люди) как результат воспитания – это продукт своейжизнедеятельности.
Как закон и методикапараллельного педагогического действия раскрывают «механизм» процессавоспитания детей и метод овладения и управления им, то идея единства воспитанияи жизни раскрывает природу процесса воспитания, его содержание.
Задача воспитателейсостоит в том, чтобы педагогически целесообразно организовать всю детскуюжизнедеятельность так, чтобы каждый элемент детской жизни наряду с максимальнымудовлетворением соответствующих жизненных потребностей был бы в то же времясредством воспитания тех или иных человеческих качеств, а вся жизнь детей вцелом была бы в то же время определенной, соответствующей воспитательным целямсистемой из воспитания, определенно воспитывающей школой.
Воспитательная работазаключается в педагогической целесообразной организации жизни детей. Какорганизовать детскую жизнь, каким содержанием ее насытить — на эти вопросыможно ответить, только исходя из конкретных воспитательных целей. Поэтому педагогика,говорил Макаренко, «есть, прежде всего, наука практически целесообразная».
В истории развитияпедагогической мысли вопрос о целях воспитательной работы решался в планеборьбы двух основных направлений – материалистического и идеалистического,выражавших в различные периоды истории общества интересы тех или иныхпрогрессивных и реакционных классов. Советская педагогическая наука вразрешении этого вопроса исходит из марксистско-ленинского учения из Программыпартии. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленныхцелей, и ими должны определяться содержания и методы воспитательной работы.Такова позиция А.С.Макаренко в этом вопросе. Он говорит: «Мы желаемвоспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать емуобразование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны егодисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членомрабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятия чести,иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им».
Макаренко был сторонникомактивного воспитания. Принцип активной целеустремленности – важнейший ихарактерный для педагогики Антона Семеновича. Он исходил из марксистскогопредставления о целостности процесса воспитания детей. Человек не воспитываетсяпо частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное средство всегда можетбыть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямаялогика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных,в полном соответствии с развитием жизни общества.
Из этих положенийМакаренко сделал следующие практически действенные выводы: во первых, никакоесредство не может быть объявлено постоянным, всегда полезным и действующимвсегда одинаково точно, не догматическое утверждение воспитательных средств, анемедленный анализ и немедленное действие – вот что должно быть положено воснову выбора средств повседневной воспитательной работы; во вторых, никакоесредство не может проектироваться как положительное, если его действие неконтролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним, т.енеобходимы не отдельные, разобщенные средства, а система средств, разработаннаясообразно с целями воспитательной работы. Общее назначение системывоспитательных средств, по Макаренко, заключается в том, чтобы педагогическицелесообразно организовать жизнь детского коллектива.
Важнейшим вкладом впедагогическую науку была разработанная А.С. Макаренко теория воспитательногоколлектива.
Воспитательнымколлективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая,полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детскиежизненные потребности, в то же время является воспитывающей школой, успешноразрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашегообщественного развития.
В разработке теориивоспитательного коллектива А.С. Макаренко исходит из основных положенийисторического материализма. Возникновение и развитие коллективных связей людейесть процесс объективно-закономерный.
Огромную роль играетколлектив в развитии человеческой личности.
Ясно, что и детскийколлектив — есть явление объективно-закономерное. Дети живут и воспитываются вколлективах. Такие коллективы возникают в семье, на улице, во дворах домов, вшколе и т.д. Но не всякий детский коллектив является воспитательным. Зачастуюколлективы детей возникают и живут стихийно, поэтому центральной задачейпедагога является организация детского коллектива. Воспитать коллектив — этопедагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которойвоспитывается определенный тип людей, т.е. достигаются определенныевоспитательные цели.
Зачастую, говоря овоспитательной роли детского ученического коллектива, подчеркивают, чтоорганизованный детский коллектив является в руках педагога мощным факторомвлияния на отдельных малодисциплинированных учеников, что он помогает педагогув проведении мероприятий воспитательного характера: в организации общественнойработы, помощи отстающим ученикам и т.п. В этом случае обычно имеется в видуболее или менее дружный, организованный опытным руководителем класс, и этасплоченность класса рассматривается как важный воспитательный фактор.
Уровень воспитательнойработы в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы,сплоченности и организованности детей. Но такого типа классный коллектив неесть еще воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это явленияодного порядка, но такой классный коллектив есть только один из элементов организациижизни и деятельности того воспитательного коллектива, который имеет в видуМакаренко.
Воспитательный коллектив,по Макаренко, — это научная организация воспитательного процесса. Не обычныйколлектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый лучший, самыйорганизованный и воодушевленный, сложившийся в ходе жизненной деятельности тойили иной группы советских людей, а специально с педагогическими целями научноорганизованный воспитательный коллектив как форма организации детской жизни.
О коммуне им.Дзержинского, где была в полной мере развернута его воспитательная система,А.С. Макаренко говорил, что ее можно сравнить со спортивным залом. Как вспециального оборудованном спортивном зале группа людей ежедневно,систематически под руководством опытного инструктора занимается на снарядах иблагодаря этому становится через определенное время хорошими спортсменами,точно также и коммуна была первоклассно оборудованным «воспитательнымспортзалом». Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь вцелом представляли собой упражнения на сложнейших «воспитательных снарядах»под руководством педагога. Благодаря этому воспитанники формировали своихарактеры, взгляды, знания, навыки, традиции, нормы поведения и становилисьпередовыми советскими людьми.
Это была специально спедагогическими целями организовывающая воспитывающая школа жизни; она болееэффективно действовала в воспитательном отношении, чем обычная «школажизни». Вот в каком смысле нужно понимать А.С.Макаренко, когда он говорито детском коллективе, о его воспитательной роли.
Подводя итог всему вышесказанному, делаем следующий вывод. В основе теории воспитательного коллективалежит несколько положений. Первое заключается в том, что только в процессе деятельностидетей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил,происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения,навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. Это положение А.С.Макаренко назвал «педагогика параллельного действия». Эта методикаявляется способом управления процессом воспитания детей в различных видахдеятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главнаязадача воспитания и в этом заключается сущность и ценность педагогическогомастерства. Другим, не менее важным положением является идея единствавоспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и егосодержание.

3. Содержание жизни идеятельности воспитательного коллектива
Из положения о том, чтовоспитательный коллектив есть педагогически целесообразная организация жизнидетей, вытекает и то, как она должна быть организована, каким содержаниемнасыщена.
Ставя своей задачейвоспитать в ребенке определенные знания, навыки, убеждения, привычки, т.е.определенные черты личности, педагог должен организовать жизнь детей, а,следовательно, и насытить ее тем или иным содержанием. Педагогика, говорил А.С.Макаренко, не может лепить ребенка из ничего, «материалом будет советскаяжизнь во всех ее многогранных проявлениях».
По своему содержаниювоспитание подрастающих поколений есть овладение опытом всех предшествовавшихпоколений. А опыт жизни во всех ее областях обобщается, прежде всего, в науке;научное обобщение — это самое объективное, верное обобщение опыта человечества.Поэтому овладение основами науки составляет значительную и важнейшую частьсодержания воспитательного процесса. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского и вколонии им. А.М. Горького в последние годы полное среднее образование былообязательным для каждого воспитанника.
Но Макаренко считалневозможным ограничиться в воспитательной работе только обучением детей основамнауки. Жизненный опыт человечества обобщается не только в науке, но и во всехдругих отраслях человеческой культуры: производстве, технике, искусстве, быту, принципах,нормах и привычках человеческих отношений, во всем поведении человека, в егоумственных и физических качествах, способностях и навыках.
Учение не естьодностороннее упражнение отдельных сил и способностей ученика, оно требуетчеловека целиком и целиком его воспитывает, предъявляя к нему комплексразнообразных требований и вызывая его разностороннюю деятельность.«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически», — говорил Макаренко, и в этом синтезе решающую роль играет научное образование.Поэтому, утверждал А.С. Макаренко, «систематическое приобретениеосновательных знаний в школе и своевременное ее окончание определяют путьчеловека в жизни, но это необходимо также для здорового и правильногоформирования характера, т.е. в значительной мере этим определяется и судьбачеловека».
Совершенно неправильнымиявляются попытки отдельных педагогов представить учение, игнорирующее учебнуюработу и дидактику. Воспитательная система, напротив, немыслима без этогоглавного звена. Но в разрешении задач и трудностей учебной работы он шел непути традиционного — нудного натаскивания детей в порядке постоянногопринуждения их к учению непосредственным воздействием педагога (и родителей),как это часто имеет место в нашей школе, а включал учебную работу во всюсистему средств, гармонически организованных, и делал ее необходимой составнойчастью содержания жизни и деятельности воспитательного коллектива детей. Темсамым полностью разрешалась и попросту снималась проблема дисциплины на уроках,проблема детского сопротивления в учебе: коллектив требовал от каждого извоспитанников точного и неуклонного выполнения его учебных обязанностей.
Значительное место вжизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С. Макаренко занималпроизводительный труд детей. Однако труд, как и другие элементы содержаниявоспитания, отнюдь не играет в системе воспитательного коллектива самодовлеющейроли; «Труд как воспитательное средство, — говорил А.С. Макаренко, — возможным только как часть общей системы» и " без идущего рядомобразования, без идущего рядом политического и общественного воспитания неприносит воспитательной пользы".
Практика А.С. Макаренкопо организации детского производительного труда на современном производствепоказало, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякогоперенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем нетолько навыками труда на сложных станках, но и организации производства. Назаводах электросверлилок и фотоаппаратов «ФЭД» в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского производство было организованно так, что работая ежедневно 4 часа,воспитанники во время пребывания в коммуне проходили технологический процесс — на разных его ступенях — от овладения различными станками и сборки доруководства группами, участками и даже цехами. Сложность и разнообразиетрудовых организаций и процессов на производстве позволяли воспитанникампроявить свои склонности и способности, развить таланты и своей общественнойзначимостью вызывали в детях чувство законной гордости за важность порученногоим дела; кроме того, они обеспечивали такой воспитательный результат,закрепляемый в реальных качествах воспитанников, как разносторонностьприобретаемых детьми навыков и умений, черт характера.
Главное, что достигалосьсистемой общественной деятельности — максимальное наполнение всей жизни детейполезным делом. Самое страшное по своим педагогическим последствиям состояниедетей — это «ничегонеделание», пустое, маниловское мечтание,уединенное времяпрепровождение, — и каждый момент жизни воспитанников коммуны,каждый день и вся жизнь в целом были до предела насыщены разнообразным трудом истоль же разнообразным и организованным отдыхом.
Физическая культурапронизывала всю жизнь коммунаров: она была организована как здоровая, трудоваяжизнь детского коллектива, начиная с чистоты помещений, соблюдения правилгигиены и технической безопасности на производстве и кончая ведениемспециальной спортивной работы. Основной принцип здесь, как и во всем, — педагогическая целесообразность. Физкультурно-спортивная работа в коммуне былапоставлена на «широкую ногу» коллектив имел богатое спортивноеоборудование, свой стадион со всеми необходимыми снарядами и приспособлениями,кроме того, спортивный элемент сознательно вносился Макаренко во всеорганизуемые коллективные мероприятия и движения: стой коммуны, многочисленныепоходы и экскурсии и т.п. В содержание деятельности детского воспитательногоколлектива Макаренко включал и передовой культурный быт воспитанников в самомшироком значении этого слова.
Организация быта детей ввоспитательной работе занимает очень важное место, тем более что очень частоименно эта область человеческих отношений совершенно упускается из видупедагогами, Отсутствие педагогически целесообразной организации быта детейпривод к тому, что значительная часть повседневных жизненных отношений детейпротекает стихийно.
Всей работой поорганизации культуры быта воспитанников А.С. Макаренко добивался полнойликвидации противоречий между сознанием и поведением детей.
Ведь, действительно,осознание правильности или неправильности того или иного поступка, той или инойпривычки — это не так уж сложно; гораздо сложнее воспитание привычки поступатьвсегда правильно, и тогда, поддерживал Макаренко, когда поступок совершается «посекрету»; когда нет свидетелей, которые могли бы оценить поступок, что какраз и характеризует больше всего внутреннюю культуру человека. «Междусознанием, как нужно поступить, и привычны поведением, есть какая-то маленькаяканавка, и нужно эту канавку заполнить опытом», т.е. упражнением вповедении, организованным в соответствии с воспитательными целями, куда входятвсе повседневное поведение воспитанника в быту.
Таким образом, по своемусодержанию воспитание подрастающих поколений есть овладение опытом всехпредшествовавших поколений. Этот опыт обобщается в науках, поэтому изучениенаук составляет значительную и важнейшую часть содержания воспитательногопроцесса. Важное место в жизни и деятельности воспитательного коллективазанимает производительный труд детей, но он не играет в системе воспитательногоколлектива самодовлеющей роли. Физическая культура пронизывала всю жизнькоммунаров: она была организована как здоровая, трудовая жизнь детскогоколлектива.
4. Организация, формы иметоды деятельности воспитательного коллектива
Организация деятельностивоспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в деленииобщего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанниковдисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующуюэмоциональную окраску, приобретают определенный стиль и тон, наконец, всеценное в жизни и деятельности коллектива, все его достижения, накапливаясьпостепенно, закрепляются в коллективных традициях и передаются новымвоспитанникам как опыт жизни их старших товарищей.
Воспитательный коллективесть целый организм, однако практика воспитательной работы показывает, что «непосредственногоперехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход черезпосредство первичного коллектива, специально организованного в педагогическихцелях».
Такой первичный коллективможет быть организован и как обычный класс, он может быть организован и попроизводственному принципу — как бригада, и по территориальному — как отряд.Важно лишь, чтобы он был таким коллективом, в котором отдельные его членыоказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическомобъединении.
Нужно отметить, что А.С.Макаренко был сторонником объединения в первичном коллективе детей разныхвозрастов (это, в прочем, не относилось к учебной работе, где дети былиорганизованы в обычные классы). Необходимость этого была вызвана такжепедагогическими целями. «Такая организация, — писал А.С. Макаренко, — даетбольшой воспитательный эффект — она создает более тесное взаимодействие возрастови является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опытастарших поколений. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычкиповедения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. Устарших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества,необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие итребовательность, наконец, качества будущего семьянина и многое другое».
Сложная системасамоуправления имела у Макаренко двоякое значение. Ее непосредственныйрезультат состоял в том, что дети оказывали большую помощь педагогам вуправлении коммуной, выполняли множество важных организационных функций. Но издесь А.С. Макаренко придавал наибольшее значение параллельным педагогическим результатаморганизаторской работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности «начальников»,дети приобретают очень много ценных знаний, умений и навыков организаторскойработы. У ребят воспитывалось умение «подчиняться товарищу» и «приказатьтоварищу», принципиальность человека, ответственного за коллектив и засвое поведение. Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общегособрания коммунаров. Оно разрешало самые различные вопросы текущей жизни:учебные, производственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведениявоспитанников. Активно участвуя в их обсуждении, каждый становится в положениехозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллектива.Именно здесь в первую очередь закалялось и формировалось общественное мнениеколлектива.
А.С. Макаренко указываетна существенные различия между дисциплиной и режимом. Общего между ними толькото, что и дисциплина и режим организовывают известным образом жизнь детскогоколлектива. Но в противоположность режиму, представляющему собой средство, припомощи которого коллектив организовывает внешние рамки поведения"воспитанников, дисциплина — не средство, а результат воспитательного процесса,результат всей жизни и деятельности коллектива. Такая дисциплина сознательна,она не является средством подавления личности.
Дисциплина, по Макаренко,вытекает из жизненных инстинктов и опыта коллектива, складывается в борьбеколлектива за достижение его целей и поэтому является необходимым инструментомразвития коллектива, его движения вперед.
Режим — это внешняя формаорганизации коллектива. Функция режима заключается в том, чтобы установитьпрочный внешний распорядок жизни детей. К правильному режиму А.С. Макаренкопредъявляет ряд обязательных требований. Он должен быть, во-первых, педагогическицелесообразным, т.е. его правила должны быть полезными для коллектива. Режим,указывает Макаренко, должен быть точным, общим, определенным и непреклонным, иэто не только условия его наилучшего выполнения, но и основные признакипедагогической его целесообразности. Как и всякая организационная формадеятельности детского коллектива, режим служит интересам коллектива,удовлетворяет потребности детей; в то же время он создает много полезныхпривычек, автоматизирует навыки поведения воспитанников, являясь педагогическим«стереотипом» их деятельности в учебе, и в труде, и в отдыхе и т.п.
В оформлении жизни идеятельности детского коллектива важное значение имеют его стиль и тон.Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и,наконец, отношение детей к своим обязанностям — все это создает определеннуюфизиономию коллектива, определенный стиль и тон его жизни.
Во всяком коллективе естьсвой стиль и тон, но далеко не всегда это стиль и тон воспитательногоколлектива. «Стиль детского коллектива бывает просто возбужденный, наглый,крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный. Здоровыйсоветский стиль создается путем воспитания уважения к себе и коллективу. Этото, что необходимо каждой нашей школе. Стиль создается очень медленно потому,что он немыслим без накопления традиций».
Основным методомвоспитания такого стиля и тона является общественное мнение коллектива,развитие критики и самокритики в детском коллективе. Организованное педагогамиобщественное мнение в детском коллективе предъявляет ряд требований к поведениювоспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в стиле и тонеколлектива и поведении каждого воспитанника, закрепляются в традициях ипривычках.
Так, например, в коммунеим, Ф.Э. Дзержинского был установлен ряд конкретных требований к поведениювоспитанников: ходить по лестнице не держась за перила; не шуметь в помещении;обращаясь к дежурному или педагогу, стоять прямо, как говорил А.С. Макаренко, «надеятьсяна свою талию», и сами требования эти стали традициями — так редки былислучаи их невыполнения.
Традиции складываются вколлективе объективно как один из результатов всей его жизни и деятельности.Ясно, что в слабом и неорганизованном детском коллективе могут возникать лишьотрицательные традиции. Примером таких традиций может служить пресловутая «подсказка»;«круговая порука» и т.п. В развитии жизни детского коллектива такиеотрицательные традиции не могут быть преодолены простым запрещением. Сначаланужно изменить ту жизнедеятельность, на основе которой они возникают, а затемони будут вытеснены новыми, ценными традициями. «Ничто так не скрепляетколлектив, как традиция, — отмечал Макаренко. — Воспитать традиции, сохранитьих — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». «Приживется вдетском коллективе только та традиция, которая является как бы естественнымрезультатом самой жизни коллектива, и, изучая эту жизнь, педагог должен видетьее действительные перспективы и потребности и в них найти условия дляорганизации действительно полезных коллективу, прогрессивных традиций.
Важно отметить, что труд- это постоянно действующие формы деятельности коллектива, они складываютсялишь в таких элементах жизни детей, которые все время повторяются, т.е. главнымобразом в ежедневных коллективных движениях. Такими элементами в коммуне былиобщее собрание, поверка, сдачи рапортов и т.д. Без таких традиций, „коллективныхпривычек“, невозможно четко проводить общеколлективные движения, особенноесли их, как это было у Макаренко, много.
Важнейшим признакоморганизованного педагогического коллектива является его единство „Единствопедагогического коллектива — совершенно определяющая вещь, и самый молодой,самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемым хорошиммастером — руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный италантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом“.
Если в школе естьколлектив таких педагогов, для которых успех всей школы стоит на первом месте,а успех его класса стоит на втором мете и затем уже на третьем месте его личныйуспех как педагога, то в таком коллективе будет настоящая воспитательнаяработа.
Но для того чтобыколлектив педагогов мог работать по единому плану, едиными методами, иметьобщую цель и перспективы необходимо единоличное руководство, „педагогическийцентр“, который направляет, координирует и проверяет работу каждого изпедагогов. Таким центром, указал А.С. Макаренко, в школе может быть толькодиректор, являющийся уполномоченным государства, руководителем и вместе с темуполномоченным педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельностьМакаренко проходит идея гармонического сочетания единоначалия и коллегиальностив руководстве. Для того чтобы осуществить такое единоличие, директор долженбыть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной работы. „Нашидиректора, — указывал Макаренко, — непомерно много уделяют внимания хозяйству,а между тем директор должен быть, прежде всего, воспитателем школы“.
Известно, каким строгим,порой суровым бывал А.С. Макаренко. Вместе с тем, когда обсуждалась егопедагогическая линия, намечались планы, подводились итоги — словом, во всехслучаях коллективного обмена мнениями, он буквально ловил всякое дельноепредложение, интересную мысль, горячо ее поддерживал, даже если онапротиворечила его собственной.
Особый смысл приобретаетвопрос о составе педагогического коллектива, его комплектование. „Коллективпедагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно“.Педагогический коллектив не должен быть односторонним, он должен состоять изразличных людей, различных по опыту, по характеру и даже по внешнему виду,вплоть до того, как говорил А.С. Макаренко, что „нужно разрешить вопрос,сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом коллективе…сколько должно быть из педагогов людей веселых и сколько угрюмых“. Чембольше самых разнообразных ценных человеческих качеств воплощено впедагогическом коллективе, чем он разностороннее, богаче и жизнеспособнее, тембольше у него возможностей быть настоящим руководителем детскоговоспитательного коллектива.
Большое внимание уделялМакаренко вопросу о стаже педагогического коллектива. Педагогический коллектив,чтобы быть сильным и опытным руководителем воспитанников, должен накопить опытколлективной работы в конкретных условиях, определенный минимальный „срокжизни“. „Если у нас в коммуне, — говорил он, живет энное количествокоммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5 лет, то и средний срокпребывания одного воспитателя в коммуне не может быть меньше 5 лет. Успехвоспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько имзаложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллективпедагогов будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет,слаб“.
Большое значение придаетА.С. Макаренко морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство,но качества личности, характер педагога является „инструментом“воспитательной работы. Только характер сможет сделать характер, говорил ещеК.Д.Ушинский, а Макаренко подчеркивал, что никакие рецепты не помогут, если всамой личности воспитателя есть большие недостатки.
Созданиецелеустремленного, дружного, творческого коллектива педагогов, ихсистематическое самообразование и самосовершенствование — таковы необходимыеусловия успешной работы педагогов.
Итак, организациядеятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключаетсяв делении общего коллектива на первичные коллективы. Такой коллектив может бытьорганизован и как обычный класс, и как бригада и как отряд, важно, что бы всечлены этого коллектива находились в постоянном деловом, дружеском, бытовом иидеологическом объединении. В оформлении жизни и деятельности детскогоколлектива особое значение придается стилю и тону коллектива. Отношения детей вколлективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношениедетей к своим обязанностям — все это создает определенную физиономиюколлектива, определенный стиль и тон его жизни.
Важнейшим признакоморганизованного педагогического коллектива является его единство. Особоевнимание А.С. Макаренко уделял вопросу о стаже педагогического коллектива. Ондолжен накопить опыт коллективной работы в конкретных условиях, определенныйминимальный „срок жизни“. Большое значение Антон Семенович придавалморально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но и качестволичности, характер педагога является „инструментом“ воспитательнойработы.
5. Шестнадцать пламенныхлет
Период работы Макаренко вколонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основными важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновичаокончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образомтворческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как егособственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом.
Если представить себеразвитее колонии имени Горького схематически, то оно есть не что иное, какосуществление колонистами под руководством Макаренко одной за другой простыхжизненных задач, естественно, с необходимостью вытекающих из нужд колонии: еслив колонии мало продуктов колонисты распахивают землю и заводят свинарню; если вколонии начинается воровство – колонисты организуются на борьбу с воровством; вколонии появляется пьяный – это используется как повод для борьбы ссамогоноварением в соседней деревне и т.д.
Жизнь постепенноразвивается, усложняется, выходит за рамки колонии: если рядом с колониейпустует и расхищается бывшее имение, а в колонии мало земли, плохие спальни,нет классов — начинается „завоевание“ этого имения для того, чтобыиметь лучший дом, большие пашни – одним словом богаче и культурней жить.
Более зажиточная икультурная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляетсяпотребность в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде.
Появляется новаяперспектива „завоевание“ Куряжа, а затем рост в новых условиях иновые перспективы. Молниеносным ударом Куряж был завоеван. С непередаваемойсловами быстротой и силой горьковцам удалось подчинить своему влиянию куряжан.Победа в Куряже была ярким свидетельством могущества коллектива — новойвоспитывающей силы, рожденной в социалистической стране.
Макаренко поставил своихвоспитанников в положение хозяев жизни в колонии. Это с необходимостью рождалов воспитанниках чувство ответственности, ставило их в положение активных борцовза организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество. Организованнаядеятельность и творчество приносили победу в достижении целей в виде ощутимых жизненныхрезультатов, а это увеличивало интерес к новой жизни, познавалосьудовлетворение своей деятельностью. В свою очередь успехи колонии вселяли ввоспитанников уверенность в их силах и возможностях, возбуждали новый порывдеятельности, для которого Антон Семенович подставлял все более интересныеобъекты и перспективы.
Борьба за достижениеобщих целей требовала организации, организация и интерес родили дисциплину, создавалиновые чувства и отношения – чувства товарищества, взаимопомощи, коллективности.На этой основе возникала настоящая принципиальная дружба, закладывались основыколлектива.
С каждым днем росли ирасширялись жизненные сферы, в которые включал своих воспитанников Макаренко;он прививал им через это все новые знания, навыки, моральные качества. Всевоспитанники обучались в школе и трудились на производстве, был организованкультурный быт колонии, все более четкие формы принимало строение коллектива исамоуправление в нем.
В 1925 году в колониибыла создана комсомольская организация. Это было крупнейшим событием в жизниколонистов, окончательно переломившим их представления о том, что они все же неполноценные люди, а „дефективные“. Комсомольцы становятся активомколлектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезныеначинания хозяйственной и культурной жизни.
Установились ирасширились связи колонии с рабочими полтавских предприятий, с крестьянскойбеднотой соседских деревень, с комсомольцами заводских и деревенскихорганизаций. И на всем этом рос, организовывался креп коллектив колонистов, ивместе с ним росли колонисты и оформлялись в настоящих советских людей, граждансоветского общества. Макаренко день за днем неотступно вел свои воспитанниковпо путям советской жизни, организуя их на борьбу с плохим в жизни, упражняя вхорошем и этим реализуя спроектированное, вызывал к жизни и закреплял впривычки, взгляды и поведение воспитанников, в быт и традиции воспитательногоколлектива культурные, моральные и политические человеческие ценности.
Имея перед собой яркуюпрограмму новой человеческой личности, Макаренко выбирал из всего разнообразияжизни те явления, которые соответствовали целям воспитания, и включал своихвоспитанников в них, как в задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами ихжизни, так организуя поведение и отношение воспитанников в процессе из решения,что попутно с выполнением этих задач достигались и воспитательные цели,возникали параллельные педагогические результаты: закреплялись исовершенствовались ранее приобретенные качества и приобретались новые.
Постепенно в колонииналадилась такая жизнь, что в ней не было ничего случайного и стихийного.Коллектив колонистов – горьковцев учился, работал, жил полнокровной жизнью. Этоозначало, что Макаренко уже удалось осуществить основной принцип единствавоспитания и жизни: „воспитание“ — это нудное, скучное натаскивание,зубрежка, нотации, распекания и все что связано с этим словом в старойбуржуазной школе и педагогике, — превратилось в яркую, трудовую, радостную исчастливую жизнь, в жизнь детского воспитательного коллектива.
Опыт колонии имениГорького свидетельствует о том, что Макаренко не только установил основныеположения теории воспитательного коллектива, но и разработал принципыорганизации такого коллектива и методику руководства им. В колонии эта воспитательнаясистема в общих чертах выглядела так:
1.        Обучаясь в школе,колонисты овладевали основами науки и приобретали навыки умственнойдеятельности.
2.        Ведя своимисилами, сельское хозяйство и работая в производственных мастерских, ониприобретали трудовые навыки, познавали ценность труда, воспитывалисьтрудолюбивыми и трудоспособными людьми.
3.        В четкоорганизованной системе самоуправления и большой общественной работе колонистыприобретали опыт общественных взаимоотношений.
4.        Строгаяответственность, четкость и определенность своего распорядка жизни в колониивоспитывали колонистов организованными, исполнительными, ответственными, дисциплинированными.
5.        »Военизация"и разнообразные виды спорта воспитывали колонистов крепкими и духом и телом,организованными, собранными.
6.        Целая система «детскихрадостей» (игры, атрибутика, праздники и т.д.) украшала жизнь колонистов,делала ее веселой, бодрой, радостной.
7.        Контрольобщественного мнения коллектива воспитывал правильное отношение к коллективу, кобществу, воспитывал волю, выдержку, чувство коллективного долга и чести.
8.        Все это, вместевзятое, постоянно закрепляясь в правилах и традициях жизни коллектива, создалов колонии бодрый, радостный, трудовой, культурный стиль и тон жизни коллективаи через всю разнообразную деятельность колонистов воспитывало у них нормы инавыки поведения.
Макаренко показал наопыте колонии имени Горького, что сущность воспитания отдельной личностизаключается вовсе не в «возне» с нею, а в руководстве жизньюколлектива, в организации правильных требований коллектива к личности.
Все это свидетельствует отом, что в колонии имени Горького Макаренко поставил и разрешил целый рядкоренных вопросов педагогики. Показатели его работы в колонии имени горькогопоказательны. Толпу из сотни анархических, распущенных подростков он превратилв прекрасный советский коллектив.
Новый этап жизни идеятельности Макаренко начался в ноябре 1927 г., когда украинские чекисты открыли в пригороде Харькова в специально построенном доме-дворце детскую коммуну,которая должна была увековечить память большого друга детей Ф.Э. Дзержинского.Было выделено 60 человек воспитанников и 5 воспитателей из горьковской колонии.Горьковская колония, щедро раздавшая свои силы, оказалась в тяжелом положении.В ней было много новеньких, которые принесли с собой чесотку, разгильдяйство. «Врезультате, — писал Макаренко Горькому, — мне приходится с горьковцами начинатьчуть ли не новую жизнь. Правда, в колонии осталось ядро стариков, около 100 человеки кадры воспитателей. Но отсутствие средств, ветхость монастырских построек, ихнеприспособленность, и, наконец, страшно суровая зима — все это страшноусложняло ребячью жизнь, сделало ее настоящим подвигом». В этом письмеМакаренко впервые пишет и о своей борьбе с противниками. Неожиданно открываютсяперец Алексеем Максимовичем нападки, почти гонения на «горьковскую»систему, а так же глубокие переживания Антона Семеновича. Горький отвечаетвдохновенно: "… не верю я, что Ваше прекрасное дело может погибнуть, неверю!".
Коммуна им. Дзержинскогоуже не была учреждением для правонарушителей. В первое время в нее присылалиобычных беспризорных детей, а в последние четыре года почти исключительно детейиз семьи. Это и дало А.С. Макаренко, возможность утверждать, что коммуна малоотличалась по характеру детского общежития от обычной школы. Главнойвоспитательной силой, на которую он опирался в коммуне и благодаря которойдостиг изумительных успехов в воспитании коммунаров, был детский коллектив. Вколонии Макаренко, как он сам считал, во многом был диктатором, в коммуне же онс огромным мастерством направляет работу детского коллектива, так что самколлектив становится «замечательной, творящей, строгой, точной и знающейсилой».
Коллективную роль ввоспитании коммунаров и материальном расцвете коммуны Макаренко, сыгралпроизводительный труд. Коммунары первые три года испытывали очень большуюнужду. «Представьте себе, это нужда, — говорил Макаренко, — несмотря наэто, что мы пережили ее тяжело и с обидой, — она-то и была прекрасным стимуломдля развития труда. Коммерческий успех деревообделочного производства былнастолько велик, что вскоре коммунары смогли поблагодарить чекистов и попроситьих прекратить отчисления средств в пользу коммуны. Заик выдал коммуне ссуду настроительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод,производивший очень сложную для того времени продукцию, например, фотоаппарат»ФЭД".
Общеобразовательнаяполная средняя школа, которая была в центре воспитательной системы коммуны,работала так же нормально, как и лучшие советские школы, выполняя полностьюустановленные программы и даже выходя за их рамки.
Качество обучения в школекоммуны может характеризоваться тем, что коммуна не знала случаев, чтобыокончившие ее коммунары не смогли выдержать вступительных экзаменов в ВУЗы.
Все управление жизньюкоммуны осуществлялось самими коммунарами, высшим органом в коммуне было общеесобрание коммунаров, а главным органом управления был совет командиров, составляемыйиз командиров отрядов. Советом командиров руководил секретарь советакомандиров, или сокращенно ССК.
Коммуна была разбита наотряды по десять – пятнадцать воспитанников разного возраста. Во главе отрядастоял командир, избираемый отрядом и утверждаемый общим собранием. Командиротряда после утверждения его общим собранием имел все права начальника: емуобязаны были беспрекословно подчиняться все члены отряда. В свою очередь, онцеликом нес ответственность за состояние всего отряда и каждого его члена передсоветом командиров, общим собранием и заведующим коммуной.
Постановление партии иправительства о полной ликвидации беспризорничества застало коммуну в состоянии500 коммунаров. В течение нескольких месяцев к ним пришли новые 500, пришли сулицы, из зала суда, из деморализованных семей, только очень опытный глазспособен был отличить, где старые испытанные дзержинцы, а где новые, только чтоналаженные воспитанники. В коммуне давно не существует института воспитателей,и, принимая новых пятисот, ни один коммунар не предложил в панике: давайтевсе-таки пригласим воспитателей.
Коммуну им. Дзержинскогопосетили тысячи людей. Часто приезжали и иностранные делегации из разных странмира.
Но все же находилисьлюди, которые с недоверием, встречали успехи Макаренко в воспитании молодежи,считали его достижения преувеличенными и порочили его имя на страницах печати.
С законной гордостьюписал Макаренко о своих воспитанниках: «Мы смело глядим в будущее.Образованный, знающий, умеющий мастер — коммунар, сознательный „хозяин“Советской страны, комсомолец и большевик, организатор и командир, умеющийподчиняться и приказывать, умеющий бороться и строить, умеющий любить жизнь, — вотнаше будущее, наш вклад в грядущие кадры, какой дает коммуна им. Дзержинского».
Успех в воспитании новых «настоящих»людей из людей «последнего сорта» Макаренко не считал своей заслугойили заслугой кучки педагогов.
Это говорил он, «заслугавсей нашей советской жизни — тех целей, которые между нами стоят, тех путей,которые мы вместе с вами прошли, той энергии, которую мы находим в каждом часенашей жизни».
Делая вывод из всего, чтобыло сказано выше, мы выявляем, что период работы Макаренко в колонии имениА.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшимэтапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновичаокончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образомтворческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как егособственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работыв колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теориивоспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллективаи методику руководства им. Опыт работы в коммуне им. Дзержинского показал, чтобольшую роль в воспитательном коллективе играет производительный труд.

Заключение
Столетие — срок, вполнедостаточный для того, чтобы творчество исторической личности испыталовсестороннюю проверку временем. И сейчас до очевидности ясно, что успехи А.С.Макаренко в области теории и практики огромны, бесспорны и фундаментальны. Онзаглянул на многие десятилетия вперед. Его животворные мысли, чувства и воляпо-прежнему служат маяком для творческого поиска нынешнего поколения педагогов.На ощупь искал он пути воспитания нового человека — человека социалистическогообщества. Не было ни теоретических, ни практических разработок, которые моглибы ему существенно помочь. Его опыт был специфичен вовсе не потому, что А.С.Макаренко имел дело с группой подростков, изолировавших себя своим поведениемот общества. Его опыт был специфичен тем, что позволял в наиболее чистом видеусловия формирования нового, советского человека. Эти условия в самом полном ихобъеме А.С. Макаренко был вынужден поставить под контроль, сознательнорегулировать и управлять ими. Что же помогло А.С. Макаренко найти нужные путивоспитания? Его безусловная вера в человека, безусловное уважение к личности.Эти качества были присущи всем великим педагогам-гуманистам. Вера в человека — вот главный урок А.С. Макаренко, сегодня, как никогда актуальный для нас. И ещеоб одном его уроке. Истоки теории — в гуще жизни, на самых передовых рубежахобщественного прогресса. Это всей жизнью и творчеством доказал А.С. Макаренко.И потому еще предстоит учиться и учиться у него нам, живущим в XXI веке.
Учитель жизни — вот самаясущность, самая главная проникновенная черта личности А.С. Макаренко. Эта чертасливает воедино его теорию и практику, соединяет его самыми крепкими, самымиживыми узами с педагогами-новаторами, со всей массой учителей, поражающихсамоотверженным служением своему делу.
Таким образом, основнойзакон жизни коллектива по А.С. Макаренко: движение — форма жизни коллектива,остановка — форма его смерти; основными положениями его теории являются принципгласности, ответственной зависимости, система перспективных линий и методикапараллельного действия.
Результаты исследованияпоказали, что основными этапами становления А.С. Макаренко как педагогаявляются его работа в качестве преподавателя в Крюковском и Доменском начальныхучилищах. Затем обучение Антона Семеновича в учительском институте в Полтаве ипоследующая работа в Крюковском и Доменском начальных училищах в качествеинспектора (директора). Следующий этап это организация колонии им. Горького,коммуны им. Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапомпедагогической деятельности А.С. Макаренко является его литературнаядеятельность, в которой он подробно излагает все свои педагогические идеи.
Основные положения теориивоспитания детей в коллективе. «Педагогика параллельного действия»заключается в том, что только в процессе деятельности детей, в результатеупражнения вовлеченных в деятельность естественных сил, происходит развитееэтих сил. В результате этого образуются знания, умения, навыки, привычки,взгляды и формируется личность в целом. И идея единства воспитания и жизни,которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.
Особенностивоспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко,заключаются в следующем. Периодработы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э.Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности.За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическаяконцепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории,проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всейсоветской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренкоустановил основные положения теории воспитательного коллектива и разработалпринципы организации такого коллектива и методику руководства им.

Литература
1. Козлов, И.Ф. Педагогический опытА.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. – М., 1987.
2. Макаренко А.С. О воспитании / А.С.Макаренко. – М., 1990.
3. Макаренко А.С. Марш 30-го года /А.С. Макаренко. – М., 1988.
4. Макаренко А.С. Флаги на башнях /А.С. Макаренко. – М., 1971.
5. Макаренко А.С. Педагогическаяпоэма / А.С. Макаренко. – М., 1985.
6. Макаренко А.С. Книга для родителей:лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М., 1986.
7. Макаренко А.С. Собр. Соч.: в 4т /А.С. Макаренко. – М., 1987. — Т.2.
8. Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическаясистема А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся / М.П. Павлова,В.Ф. Карманов. – М., 1988.
9. Моносзон Э.И. Становление иразвитее советвкой педагогики 1917-1987 / Э.И. Моносзон. – М., 1987.
10.Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко / М.П. Павлова. – М., 1966.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.