Реферат по предмету "Педагогика"


Творчество Е.И. Чарушина

Государственное образовательное учреждение
Спасский педагогический колледж №3
Контрольная работа по детской литературе
с практикумом по выразительному чтению
Тема: Творчество Е.И. Чарушина
с. Спасское 2009 г.

Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 Биография итворчество Е.И. Чарушина
1.2 Анималистическое искусство Е.Чарушина
2. Практическая часть
2.1 Методика ознакомлениядетей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина
2.2 Игра-занятие «Гусь»
2.3 Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат»
2.4 Рисование «Кролик» (из книги «Нанашем дворе»)
2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3—4лет
Список использованной литературы

1.Теоретическая часть
 
1.1Биография и творчество Е.И. ЧарушинаЧАРУШИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
В день смерти великогонемецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка всемье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьирисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.
Евгений Иванович Чарушин(11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель,заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг длядетей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США,Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесятмиллионов экземпляров…
Семья губернскогоархитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В домесобирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами,привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.
Любовь к природе родителипрививали сыну с детства. Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова),учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему еёразнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом былгусто населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами,свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.
Любимым чтением для негобыли книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семьтомов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.
Закончив среднюю школу вВятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию,служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной АрмииВосточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился вдекоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступилна живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН).
По окончании учёбы (1926)и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отделГосиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художникамиставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждансоветского государства, книги высокохудожественные и, в то же время,информативные и познавательные.
Первая же книга силлюстрациями Евгения Ивановича — рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928) — привлеклавнимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, арисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
В 1929 году Чарушинсделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Какмишка большим медведем стал».
В 1930 году Чарушинпопробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930)— проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора.До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930),«Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931),«“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а такжепродолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М. Пришвин,В.В. Бианки, А.И. Введенский…
Кроме работы виздательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами —«Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.);делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.
Во время войны Чарушинуехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «ОконТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировскомтеатре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе домапионеров и школьников. И — занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художниквернулся в Ленинград. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака.А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международнойвыставке детской книги в Лейпциге.
1.2 Анималистическоеискусство Е. Чарушина
Творчество ЕвгенияИвановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно,как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет егожизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оноживет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, исопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтомутворчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяетзабыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасенмир.
В автобиографическойзаметке «Моя работа» писатель подробно рассказывает об увлечениях детства —разведении птиц и кроликов, устройстве «птичьего рая», дрессировке собак,приручении диких птиц. «Переполненность до краев наблюдениями детства», по словамсамого Чарушина, вызвала потребность изложить свои впечатления на бумаге,поделиться ими с читателями. Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднитнечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за строками произведений. Ичитатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца землирусской.
На страницах егорассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их,ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, чтокрасота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережноеотношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. ПроизведенияЧарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности ипричастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклорудля маленьких.
Именно поэтому, как и вфольклоре, «между строк» и в подтексте читается больше, чем в самомпроизведении. Не случайно исследователи-лингвисты считают, что Чарушин широкопользуется сказовой манерой повествования. Как и в фольклоре, так и в произведенияхмастера каждый открывает для себя столько, сколько может пропустить через своесердце, разум и чувство. Сказанное позволяет заметить: при видимой простотеизложения произведения Чарушина требуют особой педагогической культурыпреподнесения их детям. Соприкасаясь с творчеством Чарушина, педагог долженуметь поддержать авторскую мысль и подать произведение созвучно ей. Последнеетребует от него тонкого восприятия мира. Иными словами, взрослый долженпропустить через себя чувство автора, понять его основную мысль и в точностидонести до сознания ребенка.
Только он, взрослый,целенаправленно организуя окружающий предметный мир ребенка, раскроет в своихдействиях и отношениях его сущность: он как бы одушевит эту окружающую среду,сделает ее для малыша понятной и доступной.
В последние десятилетиянекоторые отечественные и зарубежные психологи по-новому интерпретируют раннееи дошкольное детство. Считается, что ребенок не пассивный созерцатель мира, анаоборот, его активный участник.
И вот что, пожалуй, самоеглавное: с раннего младенчества малыш как бы «идет» навстречу взрослому,который представляется ему не только самым информативным объектом, но и самымжеланным. Именно он, взрослый, эмоционально наполняет и расцвечивает его жизнь.Познавая отношение взрослого к миру предметов, материальной и духовнойкультуры, к природе и обществу, ребенок, подражая, учится жить в обществе, усваиваетего ценностные ориентации. Он как бы «смотрится» во взрослого как в зеркало,усваивая, что хорошо, а что плохо. Социальная среда, таким образом, выполняетвоспитывающую функцию: ребенок будет таким, каким сделает его ближайшееокружение. В связи с этим следует говорить о гуманизации воспитательногопроцесса в целом, и культуре воспитания в частности. Что это означает? То, чтомы, взрослые, собственным примером, образом жизни, своими чувствами, словами иделами формируем у ребенка нравственно-этические нормы поведения; симпатии иэмпатии, толерантность и альтруизм, доброту и заботу, бережное и любовноеотношение ко всему живому, что его окружает. Именно поэтому гуманизация воспитательногопроцесса выступает как принцип современной педагогики, подразумевающий воспитаниекрасотой и добротой. Доброта не может быть некрасивой. Не случайно ФедорМихайлович Достоевский утверждал: «Красота спасет мир». Малыша мы, взрослые,обязаны учить замечать эту красоту, созидать ее, воспитывать благоговейноеотношение к ней. Ведь ребенок так же восприимчив и отзывчив к миру, как и мы,взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует.
Эту особенность ребенказнал и учитывал Евгений Иванович Чарушин, в творчестве своем тонкий педагог ичуткий психолог. Гуманизм его произведений, написанных полвека назад, прекрасно«проецируется» на принципы современной психологии и педагогики; они как быпредвосхищены автором еще много лет тому назад. Вот почему творчество мастеране утратило своей актуальности. Оно созвучно времени.
Борис Житков и СамуилМаршак, Владимир Маяковский и Корней Чуковский, Юрий Васнецов, ВладимирКонашевич, Василий Лебедев… Кому из нас неизвестны имена этих писателей ихудожников?! Евгений Иванович Чарушин в этой замечательной плеяде занимаетособое место — и писателя, и художника. Его рассказы о животных удивительновыразительны. Чаще всего описание занимает всего несколько строк, но в нихпоистине «словам тесно, а мыслям просторно». Обратимся к некоторым. Рассказ«Кошка»: «Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйкамолочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенкипоет-мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам ссобой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится».Вот и все. А сколько в этих пяти предложениях заложено полезной и интереснойдля ребенка информации! Здесь о том, за что кошку ценит хозяйка, какую пользуона приносит. Яркие, выразительные, образные характеристики проиллюстрированырисунком на большей части страницы.
Другой рассказ —«Курочка». «Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочкаскорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала:«Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли кней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки». Внимание и наблюдательность,теплое любование… Можно сказать, преклонение человека перед обыкновеннойкурицей, такой заботливой к своим птенцам. И опять — на большей части страницы— иллюстрация.
Истоки искусства ЕвгенияИвановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы,окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, котороеон наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет иобраз существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры,по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается кнатуре. Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры,которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактуройоперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчестваписателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понятьживотное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех.Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передатьнастроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать ипочувствовать».
Техникаписьма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуютреалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроениеживотного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь в его по-детскирастерянного, беспомощного, одинокого медвежонка — «героя» рассказа НиныСмирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы.Так и хочется его пожалеть, защитить. Еще один наглядный пример — иллюстрации ккниге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке». Удивительное слияние стихотворноготекста и иллюстраций. Детеныши животных на обложке книги, на первомразвороте… Как живые! И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькойзебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас очем-то. На развороте все заняты своим делом — бегают, играют, с любопытствомсмотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения.Каждый живет своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают удетей — чувство радости, добра и… стремление защитить малыша. Обратитевнимание, как реалистичны звери в обрисовке. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточноскупа, однако удивительно выразительна — тонко сочетающиеся черные, коричневые,желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; оченьточны детали изображений.
Совсеминые оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрациирыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного — только для того,чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особеннозапоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции вразвороте), третья часть которого — толстый кряжистый ствол. Левую частьзанимает обозначенное черно-рыжими штрихами гнездо и в нем — орущие воронята.
Оченьскупы, но живописны пейзажные изображения. Не поленитесь, найдите иллюстрацииЕвгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишкабольшим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) — тонкоедеревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белойстраницы сам мишка, а вокруг него лес — две елочки, обозначенные несколькимиштрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветомна белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзяболее выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка...
Вспоминаясегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера кисти и слова, мы неможем не отметить еще одну сторону его таланта — педагогическую. Художник-педагог,непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значениеруководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержаниедетского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средстввыразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами икрасками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним изпобудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованнойво втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Еслиребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами),то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишаетсярадости творчества».
С тойпоры прошли годы… Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательногопедагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.
Всеистории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавныеили героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит втом, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться ослабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И.Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицысвоих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всейприроды, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным ипытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы исуществуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась длятебя большой Родиной».

2.Практическая часть
 
2.1Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикойЧарушина
Методикаознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушинапредставляет не только определенный интерес для педагогической практики, но иизвестную трудность. Это прежде всего касается умения отбирать произведения,соответствующие возрасту ребенка 2—4 (5) лет, особенно ценные для его эмоциональногои познавательного развития. Анализ произведений замечательного мастера слова икисти показал: его маленькие рассказы о домашних животных соответствуютпрограммным требованиям развития детей 2—3 лет. В методическом плане ихцелесообразно выстроить от более близких к более далеким образам, т. е. вначалезнакомить детей с рассказами, в которых описываются животные, живущие «рядом»:кошкой, собакой, птичкой. Однако, чтобы знакомство с этим самобытным писателемсостоялось, малыша необходимо подготовить к восприятию реалистического образаживотного.
Наммогут возразить: «Малыш 1,5— 3 лет уже знаком с собачками, кошками, козочками.Знаком по песенкам, потешкам,— словом, на основе фольклора для самыхмаленьких». Это так, но «герои» жанра — животные — действуют в этих миниатюрахкак люди. Они расцвечивают жизнь малыша, эмоционально обогащают его. Идействительно, как не полюбить котика, кошку, курочку, которые приходят«ночевать, чтобы люлечку качать», ему «платье шить», «в сапожках избушкумести». Однако уже к 2—2,5 годам у ребенка постепенно возникает потребностьвоспринимать мир реалистически, устанавливать реалистические зависимости ипричинно-следственные отношения в окружающем его мире. Особенно наглядно этапотребность проявляется к 3—4 (5) годам, в постоянных вопросах «почему». В этомплане проза и рисунок Чарушина — бесценный клад для педагогики, для воспитателядетей раннего и дошкольного возраста. Творчество мастера позволяет ему ввестиребенка в реалии окружающего мира. И что примечательно: без всякогопротивопоставления песенности и поэзии фольклора. Более того, соприкасаясь спроизведениями Чарушина, фольклорная тематика «загорается» новыми красками;ребенок, благодаря воображению, открывает для себя два мира — реальный иирреальный, фантастический, не противостоящие друг другу, а соседствующиепараллельно. Вспомним его рассказы «Гусь», «Утята», «Лиса», «Ежик», «Дятел»,его книгу «Большие и маленькие», его миниатюры «Кошка», «Утка», «Волчишко»…Бесконечная цепочка образов животных — зримых, предметных, с точнымобозначением величины, цвета шерсти, оперения.
Известно,малыш 3-го года жизни уже берет на себя роль в игре; следовательно, он можетдействовать в воображаемом плане. При этом ребенок спокойно «возвращается» креалиям действительности, понимая, что и сорока-ворона, и курочка, и котикпонарошку «кашу варят и деток кормят», понарошку «бегут с ведром заливатькошкин дом», понарошку «ходят на торжок» покупать пирожок. Он уже знает:животные в жизни человека выполняют какую-то особую функцию. Но тем не менееживотные по-прежнему остаются для него желанными игровыми персона жами,любимыми героями песенной и фольклорной тематики. Чарушинская проза,адресованная самым маленьким, удивительно гармонично вписывается в руслопоэтического фольклора своей созвучностью. Ведь писатель так широко используетстилистику фольклора. Его постоянные обращения к сказу просто обязывали вводитьособый словарь, особый стиль. Пример тому — инверсии с непременной постановкойглагола после существительного («Про то, как сорока летела, кого повидала, какперо потеряла»), повторы с употреблением слов в превосходной степени(злющая-презлющая, тощая-претощая, ходы-переходы,живет-дрожит), синонимические повторения (цыплята-тетеревята, влесочке-ельничке), троекратные повторения одного и того же действия (рассказ«Что за зверь?»). Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее всебе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка.Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира,полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом,легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам,его логике. Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Чарушина с наглядностью— показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами. Переход занятия в игру —один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. Для дошкольниковсреднего и старшего возраста чтение и прослушивание текста с переходом, какправило, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человекак «братьям нашим меньшим», ко всему живому — уже специальный вид занятия.
И наконец,остановим внимание читателя на художественных приемах, которые он будетиспользовать, работая над чарушинской тематикой. Во-первых, рассказы писателяжелательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно.Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражениеглаз, жесты,— словом, его отношение к тексту. Будем помнить, что проза Чарушина— тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя —показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающемумиру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантности.
2.2 Игра-занятие«Гусь»
Для детей 2,5-3 лет
Цель: Сложившийся ранеефольклорный образ птицы (по сказке «Гуси-лебеди», по потешке «С гуся вода — сдитя худоба», по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся») дополнитьреалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенностиптицы — длинная, тонкая шея, тело, покрытое оперением, красный большой клюв,красные лапки с перепонками: любит и умеет плавать (в отличие от курицы) вреке, в пруду, шипит, а не кудахчет, может ущипнуть клювом того, кто «ненравится» и т. п.
Учить детей внимательнопрослушивать текст, пересказывать его последовательно. Развивать речевыенавыки: учить строить предложение из 3-4 слов; способствовать формированиюобращенной речи, ее интонационной выразительности («Ты цветочков не мни, тытравку не рви; «Иди ко мне. Я тебе хлебца накрошу»).
Использовать звуковуюпалитру рассказа для работы над правильным произношением трудных звуков: «г»,«х», «ш», «щ».
Эмоционально обогащать,включая в занятие игровые приемы, элементы кукольного театра, пение, речитатив,игру на ложках и т. п.
Примечание. Если естьвозможность, желательно показать детям домашних птиц: кур, гусей, уток;понаблюдать за ними, отмечая отличительные признаки, повадки.
Материал: 1 «Гусь» — персонаж кукольного театра — длинная «перчатка», имитирующая шею, головку итуловище.
Способ изготовления,Первая часть: имитирует шею, голову, клюв домашней птицы. Выполняется из белогодетского чулка (колготок), который исполнитель натягивает до локтя. Носок ипятка имитируют «головку», с каждой стороны которой пришиты две черные пуговички-«глаза»;на чуть-чуть оттянутый носок чулка пришивается красный клюв.
Вторая часть игрушки:оборки (белая ткань шириной в 6-7 см), выкроенные по косой нитке и пришитыевкруговую в 3-4 ряда (закрывают руку взрослого по плечо). Слева и справа унижней оборки пришиваются лапки из красной ткани в форме полузвездочки (одназвездочка, разрезанная пополам).
Самодельнаякукла-игрушка, натянутая на руку исполнителя роли, создает возможностьповорачивать головку в разные стороны, разевать клюв, наклонять головку, плавнораскачиваться, подпрыгивать. Вторая рука выполняет как бы сдерживающую функцию:удерживает птицу, которая находится «на руках», обхватывает снизу, как быприжимая к себе и т. д.
2. Журнальный стол,покрытый зеленой тканью; детский стул — для воспитателя.
Ход занятия
1. Для знакомства с«гусем» воспитатель вновь читает уже знакомые фольклорные строчки — «Гуси-гуси!? Га-га-га!» или «Жили у бабуси веселые гуси...»
Воспитатель. Кто же таккричит «Га-га-га»? Правильно, гуси… А вы не слышите, что кто-то за ширмочкойповторяет за мной «га-га-га»? Кто же это? Пойди посмотрю, а вы подождитенемножко.
Педагог отходит в сторонуи натягивает на руку «чехольчик» так, чтобы ребята не видели. Обхватив «гуся»второй рукой, выходит к детям, имитируя голосом «га-га-га!»
Посмотрите, пожалуйста,кто к нам пришел? Правильно, гусь. А как вы узнали? По тому, как онприветствует вас? По длинной шее? (Ответы)
Педагог садится зажурнальный стол, кладет руку, облаченную в чулок, на его зеленую поверхность,демонстрируя повороты длинной и гибкой гусиной шеи. Погладив другой рукой птицуот «головки» до «хвостика», еще раз обращает внимание детей на длинную шеюгуся, на его красный клюв, красные лапки, блестящие глаза, на то, как он, красуясь,«ходит» по зеленой «травке» (зеленая ткань, покрывающая стол), поворачиваясь влевои вправо. Дети должны рассмотреть птицу (4-5 мин.).
В конце этой частизанятия можно ввести игровой прием.
Что это ты зашипел? Даеще щиплешь меня за руку! Ай, как нехорошо ты себя ведешь! Тебе что-то ненравится? Скажи мне на ушко. Вот что! Ребята, оказывается, гусь хочет, чтобы япрочитала про него рассказ! Хорошо, я исполню твое желание, а дети послушают.

2.3 Занятие: Чтениерассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Цель: Дать представлениедетям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять виспользовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову;развивать интерес к информации, которую несет текст.
Книга с иллюстрациями
Воспитатель начинаетзанятие с обсуждения проблемной ситуации: что делать, если вдруг нашлималенького, только что родившегося котенка, зайчонка или птенчика? Можно ли егобрать? Выживет ли он? Обобщая ответы детей, педагог утверждает, что прежде чембрать крошку, нужно выяснить, что ему нужно для жизни.
Воспитатель сообщаетдетям, что прочтет им не сказку, а настоящую историю, которая случилась насамом деле,- рассказ о двух мальчиках.
После чтения рассказавоспитатель беседует с детьми, используя иллюстрации.
-О ком говориться врассказе? Как можно назвать зайчат по-другому?
-Каких зайчат нашли дети?Какими словами можно сказать о них? (Маленькие, малюсенькие, крошечные,хорошенькие, пушистые, легонькие, мягонькие.)
-Они были такие крошечныеи круглые, как… На что похожи? Как… (комочки, шарики, пушинки).
-Глазки у зайчишек,как… (пуговички, блестящие точечки, смородинки, угольки).
-Расскажите, как детиспасли зайчат. Кто помог им в этом?
-Я вижу вам понравилсярассказ Е. Чарушина. Придумайте название этому рассказу.
-Вы, наверное, захотитерассказать его вечером своим мамам. Давайте придумаем загадку о зайчиках. Когдамамы отгадают, тогда расскажите им нашу историю.
2.4 Рисование «Кролик»(из книги «На нашем дворе»)
Воспитатель совместно сдетьми составляет загадку о зайчике, построенную на сравнении и отрицании:
Он маленький, как ..., ноне ...
Он пушистый, как ..., ноне ...
Он быстрый, как ..., ноне ...
Он серенький, как ..., ноне ...
Кто это?
Средняя группа: рисование
«Кролик» (из книги «Нанашем дворе»)
Программное содержание.Развивать у детей эстетическое восприятие; стремление любоваться изображениемживотных в книжной графике; учить видеть красоту животного. Развивать сенсорныеспособности — умение выделять овальную форму тела, головы, длинные уши —кролика и крольчат. Вызвать желание передавать в рисунке образы животных.Познакомить с приемами передачи пушистой шерстки.
Материал: Бумага(размером в альбомный лист); щетинная кисть; кисти; акварельные краски (илисангина); карандаш угольный или просто черного цвета.
Ход занятия
Воспитатель (собрав детейу доски или мольберта). Накануне мы с вами прочитали рассказ Евгения ИвановичаЧарушина «Кролик», рассматривали иллюстрацию. Однако я еще раз прочту вам этоткороткий рассказ; мы вновь рассмотрим иллюстрацию. Это для того, чтобы вы легчесправились с заданием.
Обратите внимание, какхудожник изобразил пушистый мех мамы-крольчихи и крольчат; какая у них форматела, головы, ушей. Прежде чем приступить к рисованию, присмотритесь кмаме-крольчихе; ее художник нарисовал крупно. С чего мы начнем? Конечно, сосновных частей тела зверюшек. А потом я вам покажу, как передают пушистый мехс помощью сухой щетинной кисти. Я обмакну ее в темно-серую или темно-коричневуюкраску, сниму лишние капли, потерев кисть о край баночки, и нанесу краску навысохший основной цвет меха (используется сангина, угольный или просто черныйкарандаш).
Если дети еще не оченьхорошо овладели умением рисовать красками, педагог ограничивается заданием:передать основной цвет кролика без прорисовки ворса.
В конце занятия всерисунки выставляются для общего просмотра. Взрослый обращает внимание, скольразнообразны приемы изображения.
Примечание. Занятие натему «Кролик» можно провести и в старших группах, однако темой рисунков можетстать любое домашнее животное (из книги «На нашем дворе»).
2.5 Занятие:«волчишко» Для детей 3—4 лет
Цель. Продолжатьзнакомить детей с животными и их детенышами — образами фольклорными, песеннымии реалистическими.
Формировать представлениео животных — «больших и маленьких», о «братьях наших меньших» — на основегуманистической прозы Чарушина. Воспитывать доброе, бережное, участливоеотношение к животным, их детенышам.
Развивать способностьвнимательно слушать текст, запоминать последовательность событий. Прибегая кобразной и яркой прозе Чарушина, воспитывать любовь к литературе, вкус кхудожественному слову, «чувство языка». Детей старше 3 лет — при пересказе прочитанноготекста — учить умению строить наряду с простыми сложные предложения.
Продолжать учить умениюрассматривать иллюстрации.
Воспитывать высокиечувства любви к родной природе и родному краю.
Материал. ИллюстрацииЧарушина к рассказу «Волчишко».
Ход занятия
Чтение рассказа«Волчишко».
Воспитатель. Автор этогорассказа Евгений Иванович Чарушин был не только писателем, но и художником. Онподарил нам множество интересных и забавных историй о животных, их детенышах,об их повадках. Более того, к этим рассказам Евгений Иванович Чарушин сделалрисунки. Послушайте его рассказ «Волчишко», а потом мы рассмотрим иллюстрации.
Основная образовательнаязадача — вызвать сочувствие к волчонку, оказавшемуся в новой для негообстановке, «без мамы»; вызвать обостренное чувство любви, жалости кмаленькому, беззащитному лесному детенышу и радость благополучного завершения —возвращения к маме.
Рассматривание иллюстраций,обсуждение рассказа
Воспитатель. Посмотритена этот рисунок. Вот он, волчишко. Маленький, пушистенький. (Побуждает малышейвысказаться.) Может, скажете, какого цвета у него шерсть? Какие ушки? Хвостик?Глазки?
Ход дальнейшей беседы ирассматривания иллюстраций во многом зависят от возраста и развития группы.
Где жил волчишко смамой-волчицей? Как он оказался в доме? Кого он увидал в комнате? Почемуволчишко их испугался? Куда волчишко спрятался? Как он вел себя, когда всеуснули? Почему он завыл, «заплакал»? Что же произошло утром? Кто встретил его влесу? Почему она обнюхала волчонка? Как вы думаете, хорошо или плохо, чтоволчонок убежал обратно в лес? Почему у волчишки печальные и испуганные глазки? Поджатый хвостик? Вздыбленная шерстка?
Образовательная задача — пробудить в детях добрые чувства,желание защищать животное, заботиться о нем. Посредством вопросов («Как выдумаете, как повели себя мама-волчица и волчишко, встретившись? Куда побежали?»)побудить увидеть что-то свое, так сказать, «за кадром», как бы продолжить рассказот себя. Этот прием развивает воображение.
Примечание. По схемеданного занятия можно познакомить детей и с другими рассказами Чарушина:«Лиса», «Лисята», «Еж», «Кто как живет», «Заяц», «Белка», «Про зайчат»,«Дятел».

Список использованнойлитературы
1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине]// Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.
2. Кузнецов Э. Звери и птицы ЕвгенияЧарушина. — М.: Сов. художник, 1983
3. Чарушин Е. Моя работа // Художникидетской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер.— М.: Книга, 1987
4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери иптицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2,1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитаниедошкольника»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование новой Российской Государственности в 1990 – 2001 гг
Реферат Обгрунтування параметрів ротаційного розпушувача грунту
Реферат Тема любви в поэзиях Гейне
Реферат Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ постоянно проживающих
Реферат Тарнобжегская республика
Реферат Потребительские свойства, ассортимент виноградных вин, реализуемых ООО Кедр
Реферат Философия природы в поэзии Н Заболоцкого 30-х годов
Реферат Философские мотивы в лирике А С Пушкина
Реферат Контрольная работа по Внутрифирменным стандартам аудита
Реферат Тема любви в романе И. А. Гончарова Обломов
Реферат Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Реферат Тема родины в творчестве поэтов 19 века
Реферат Система качественных показателей для оценки достижения идеальности ТС
Реферат Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций
Реферат Діяльність міжнародних об'єднань стосовно нового інформаційного порядку