Реферат по предмету "Педагогика"


Теоретические основы изучения особенностей формирования и развития абилитационных и реабилитационных процессов у детей с детским церебральным параличом

Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
Армавирская государственнаяпедагогическая академия
Психолого-педагогическийфакультет

Курсоваяработа
поспециальной психологии
На тему:
Теоретическиеосновы изучения особенностей формирования и развития абилитационных иреабилитационных процессов у детей с детским церебральным параличом

Выполнила:
студентка 3курса ОЗО
Филатова К.В.
Научныйруководитель:
к. пс. н. ИсмаиловаИ.С.
Армавир 2011г.

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изученияособенностей формирования и развития абилитационных и реабилитационныхпроцессов у детей с детским церебральным параличом (ДЦП)
1.1 Понятие об абилитации иреабилитации у детей с ДЦП
1.2 Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП.Прогноз
Глава 2. Проект опытно-экспериментальнойработы по изучению процесса абилитации и реабилитации у детей с ДЦП
2.1 Методы и методики выявленияисходного состояния психомоторного развития у детей с ДЦП для дальнейшейабилитации и реабилитации
2.2 Система работы по абилитации и реабилитациидетей с ДЦП
Заключение
Список используемой литературы

Введение
«Детскийцеребральный паралич (ДЦП) объединяет группу различных по клиническимпроявлениям синдромов, которые возникают в результате дизонтогенеза мозга илиего повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуютсянеспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Ихотя термин «церебральный паралич» не отражает многообразия имеющихсяпри этом заболевании неврологических нарушений, но его используют в мировойлитературе, поскольку другого термина не предложено» (Семенова К.А., ЛильинЕ.Т. и др.) [19]
Анализ специальныхлитературных данных показал, что проблемами формирования и развитияабилитационных и реабилитационных процессов у детей с ДЦП занимались такиеавторы как Козявкин В.И., Шестопалова Л.Ф., Подкорытов B. C., Качесов В.А.,Грибовская В.А., Пономарева Г.А, Лобов М.А., Артемьева С.Б., Лапочкин О.Л.,Ковалев В.В., Калижнюк Э.С., М.Б. Эйдинова, Е.К. Правдина-Винарская, К.А.Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин, Н.М. Махмудова, Л.О. Бадалян, А.Е.Штеренгерц, В.В. Польской, С.К. Евтушенко, В.С. Подкорытов, П.Р. Петрашенко,Л.Н. Малышко, Т.С. Шуплецова, Л.П. Васильева, Ю.И. Гарус, Е.В. Шульга, Д.П.Астапенко, Н.В. Красовская, А.М. Бокач, А.П. Потеенко, Т.Н. Бузенкова и др. [6,5, 9, 17, 18]
Детский церебральныйпаралич (ДЦП) занимает значительное место среди инвалидизирующих заболеванийдетей и подростков как у нас в стране, так и за рубежом. ДЦП как следствиемультифакториального дизонтогенеза центральной нервной системы характеризуетсямногообразием клинических проявлений, на преодоление которых в течение многихлет с большей или меньшей степенью эффективности были направлены усилияспециалистов различных профилей. [5]
Необходимость и возможностьранней постановки диагноза ДЦП в первые месяцы жизни больного ребёнка, раннегоначала восстановительной терапии была убедительно доказана ещё работами Л.О.Бадаляна, основоположника отечественной детской неврологии, и работами К.А.Семёновой, описавшей принципы диагностики и лечения детского церебральногопаралича с обеспечением этапности и непрерывности комплексной реабилитации. [3]
Детскийцеребральный паралич (ДЦП) одно из тех заболеваний, которые часто приводят ктяжелой инвалидности. Частотадетских церебральных параличей составляет от 2,5 до 5,9 детей на 1000родившихся, но количество детей угрожаемых по развитию ДЦП значительно больше.Именно своевременное и комплексное лечение детей перенесших родовую травму иимеющих отклонения в психомоторном развитии позволяет во многих случаяхизбежать диагноза детский церебральный паралич. [10]
Ежегодно научет по инвалидности ставится около 800 тысяч человек, 25% от этого числасоставляет трудоспособный контингент. За последние пять лет рост инвалидности вцелом составляет 8-10% при резком увеличении числа детей-инвалидов. По оценкамспециалистов к 2015 году доля здоровых новорожденных может сократиться до15-20% от общего числа детей. «Функциональные отклонения выявляются у 33-50%новорожденных, из них у 70% детей имеются начальные признаки патологииопорно-двигательного аппарата. Среди инвалидов с детства 85% приходится наинвалидность по психоневрологическому профилю» (Семенова К.А.). [9]
Известнооколо 500 факторов, объясняющих причины появления клиники ДЦП. Так как развитиемедицинской науки и методов исследования не стоит на месте, то этих факторов современем будет найдено еще больше, а прогнозы в абилитации и реабилитации детейс ДЦП станут еще пессимистичнее. Такой парадоксальный вывод не устраивает врачейи родителей больных детей с ДЦП. Поэтому продолжение изучения абилитационных иреабилитационных мероприятий, направленных на улучшение состояния больных сДЦП, является как никогда актуальным. Необходимо отметить, что средимногообразия современных средств восстановительного лечения и реабилитациибольных с ДЦП все более устойчивые позиции занимают высокотехнологичные методы,основанные на изучении патогенеза этого заболевания и на синхронномкоррекционном воздействии на многочисленные его звенья. Есть все основаниянадеяться на дальнейшее их развитие и широкое внедрение в практику. [2]
Объектом работы являются процессы абилитации иреабилитации детей с ДЦП.
Предметом работы являются методы и методики абилитациии реабилитации детей с ДЦП.
Целью работы являетсятеоретическоеизучение и составление проекта по изучению процессов абилитации и реабилитации у детей с ДЦП.
Задачи работы:
1.  Изучитьспециальную логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблемеформирования и изучения абилитационных и реабилитационных процессов у детей сДЦП.
2.  Рассмотреть структуру дефекта у детейс ДЦП.
3.  Подобрать методы и методики длявыявления исходного состояния психомоторного развития у детей с ДЦП длядальнейшей абилитации и реабилитации.
4.  Описать системуработы по абилитации и реабилитации детей с ДЦП.
5.  Сделать выводы о том, есть линеобходимость проведения абилитационных и реабилитационных мероприятий у детейс ДЦП.

Глава 1. Теоретическиеосновы изучения особенностей формирования и развития абилитационных иреабилитационных процессов у детей с ДЦП
 
1.1 Понятие обабилитации и реабилитации у детей с ДЦП
Термин «реабилитация» вдетском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослогочеловека реабилитация этодостаточно ограниченный во временипроцесс, направленный на повторное приспособление личности больного ксоциально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций итрудоспособности. [1]
В отличие от взрослых, узначительной части детей потребность в реабилитации возникает с первых дней илинедель их жизни и продолжается до достижения взрослого возраста. Возникшиевнутриутробно или в раннем постнатальном периоде дефекты нарушают ходонтогенетического развития ребенка. Поэтому процесс преодоления дефектов удетей гораздо более длительный и сложный, чем просто восстановление функций,нарушенных болезнью. Он включает в себя как меры воздействия на первичныйдефект, так и меры воздействия на вторичные нарушения дизонтогенетическогохарактера, а также целенаправленное активное формирование биологическихпредпосылок, необходимых для первичного приспособления ребенка к социальнойсреде. У ребенка в этом процессе сложно, а порой и невозможно, выделитьотдельные этапы, так как они являются звеньями единого процесса, осуществляемогопараллельно в одно и то же время в течение всего периода онтогенетическогоразвития ребенка.
Реабилитация — система лечебно-педагогическихмероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний,которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности.Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить итрудиться в обычной среде. [10]
У детей, больных ДЦП,часто имеющих гестационную незрелость, наблюдается незрелость структур ифункций мозга в целом, нарушение этапов их созревания. Отмечается такжеструктурная незрелость перивентрикулярного белого вещества и его сосудистойсистемы. Незрелость мозга и перивентрикулярной области (ПВО) определяют особуюранимость, повышенную чувствительность ПВО к гипоксии с развитиемперивентрикулярной лейкомаляции. Однако в то же время эта незрелость структур итканей мозга, процессуальность течения болезни предоставляет возможностьвосстановления сосудистых и клеточных нарушений при раннем начале адекватной восстановительнойтерапии. [3, 7]
Важное место в этомпроцессе занимают реабилитационные службы детских амбулаторно-поликлиническихучреждений. Процесс первичного приспособления ребенка с ДЦП с врожденныминарушениями, ограничивающими его жизнедеятельность и влекущими дезадаптацию ксоциальной среде, правильнее называть не реабилитацией, а абилитацией.
В словаре терминов пореабилитации абилитация трактуется как комплекс мероприятий,направленных на формирование и развитие функциональных систем организма, способностейиндивида, естественное становление которых затруднено в силу болезни, дефекта сцелью успешности социальной интеграции. Точкой приложения как абилитационных,так и реабилитационных воздействий являются не проявления заболеваний, а ихпоследствия. Комплексная абилитация и реабилитация строится на основе изучениярезультатов медико-физиологических и психологических показателей состоянияребенка (антропометрия, показатели физического развития, биологическойзрелости, уровня интеллектуального развития и т.д.), а также интегральнойоценки реабилитационного потенциала. [18]
Успешность абилитации иреабилитации детей с ДЦП в большой степени зависит от ранних сроков началалечения, от непрерывности комплексной реабилитации, направленной нанормализацию патогенетических механизмов развития болезни, восстановлениедвигательных, речевых и психических функций.
В нашей стране имеетсяхорошо налаженная система лечения, абилитации и реабилитации детей с детскимицеребральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение вразличных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение дляноворожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения,специализированные санатории, ясли, детский сад, школа-интернат, детский дом.На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановлениенарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа,физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большоезначение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимаялогопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц можетвозрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий.Реабилитационные мероприятия при ДЦП направлены на коррекцию двигательногодефекта, формирование повседневной независимости пациента в плане ухода засобой, улучшение двигательной активности и адаптацию при передвижении,улучшение возможностей общения, социальное и эмоциональное развитие,образование и обучение, адаптацию при нарушении глотания, жевания, коррекциюмотивационных нарушений.[1]
Непонятно и крайне опасномнение некоторых специалистов не назначать полноценную лекарственную и прочуютерапию в первые месяцы жизни ребёнка с поражением ЦНС и угрозой формированияДЦП, якобы из-за опасности спровоцировать судорожную готовность мозга.Несвоевременное начало восстановительной терапии как раз и способствуетпрогрессированию патологических процессов с формированием судорожной готовностимозга, которую следует своевременно выявлять и корректировать.
Бригада специалистов,работающая с детьми, страдающими ДЦП, должна включать невролога, реабилитолога,кинезотерапевта, врача-физиотерапевта, хирурга-ортопеда, психотерапевта,эрготерапевта, офтальмолога, оториноларинголога, психолога, педагога,олигофренопедагога, логопеда, генетика и социального работника. [1, 10]
 
1.2Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП. Прогноз
 
Детский церебральныйпаралич (ДЦП) — тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленноевредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развитияребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносныхфакторов определяет картину болезни в большей степени, чем характервоздействующих факторов. Заболевание сопровождается не только собственногрубыми двигательными нарушениями, но и извращением программы нормальногоразвития движений. [8]
Детский церебральныйпаралич нельзя отнести к не прогрессирующим заболеваниям, поскольку научнымиисследованиями последних десятилетий в нашей стране и за рубежом доказантекущий характер патофизиологических процессов в центральной нервной системепри данной болезни. В патогенезе ДЦП, наряду с непосредственным поражениеммоторной зоны коры головного мозга, подкорковых образований и пирамидного тракта,большое значение имеет поражение перивентрикулярной области (ПВО), атрофическиеи субатрофические процессы в коре головного мозга в целом, чаще влобно-височных отделах, нарушение кровоснабжения головного мозга иликвородинамические нарушения. [10]
ДЦП являетсяпрогрессирующим заболеванием с явлениями прогрессирующей перивентрикулярнойлейкомаляции, возникающей вследствие подострого или хронического процессатканевого некроза на фоне аутосенсибилизации организма внутримозговымантигеном, и возникновением так называемого воспалительного синдромааутоаллергической природы. При хронической сосудистой мозговой недостаточности,наблюдающейся при данном заболевании, истощаются антиоксидантные ресурсы мозгаи зона некроза в перивентрикулярной области, области ишемического илигеморрагического поражения может увеличиваться по типу «чернильногопятна». [7, 8]
Нельзя понять установкуполиклинических врачей сохранять неопределённый диагноз перинатальнойэнцефалопатии, чаще всего без точного описания симптомов и синдромов пораженияЦНС, до 1-1,5 лет жизни больного ребёнка, даже в тех случаях, когда диагноздетского церебрального паралича уже очевиден. В последние годы появиласьсовершенно неадекватная тенденция затягивать постановку диагноза ДЦП и долее1-1,5 лет жизни ребёнка, что приводит к неадекватно позднему лечению детей иусугублению патологических проявлений болезни, нарастанию степени ихинвалидности.
Этиологическими факторамизаболевания являются [4, 12]:
·  глубокая недоношенность игидроцефалия;
·  пороки развития головного мозга;
·  кровоизлияния (интравентрикулярные исубэпидермальные, в мозжечок);
·  гипоксически-ишемические повреждениясерого вещества;
·  перивентрикулярная лейкомаляция;
·  гипогликемические итромбоэмболические повреждения (в т.ч. вторичные васкулиты при инфекциях);
·  билирубиновая энцефалопатия;
·  гипоксия при дыхательных нарушениях(бронхолегочная дисплазия);
·  электролитные нарушения;
·  травматическое повреждение головногои спинного мозга (родовые травмы: преждевременные, стремительные, затянувшиесяроды, тугое обвитие пуповиной, асфиксия в родах, повреждение шейного отделапозвоночника в родах, наложение акушерских щипцов и т.д.);
·  внутриутробное инфицирование плода(токсоплазмоз, хламидиоз, уроплазмоз, вирус герпеса, краснухи и т.д.);
·  несовместимость резус фактора материи плода с развитием («резус-конфликт»);
·  работа матери с токсическими агентамиво время беременности (лакокрасочное производство, хлорсодержащие вещества ит.д.);
·  токсикозы беременности, инфекционные,эндокринные, хронические соматические заболевания (внутренних органов) матери;
Характерные для ДЦПдвигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушениекоординации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивыепорочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформацииопорно-двигательного аппарата (ОДА) и другие нарушения. Имеет месторасстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптациюбольных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость,инертность психики и т.п. [11, 16]
ПрофессорК.А. Семенова вывела наиболее совершенную, всеохватывающую классификацию формДЦП с учетом развития не только двигательной, но и интеллектуальной,психоречевой и эмоциональной сфер [9]:
1.  Двойная спастическая гемиплегия(выражены все тонические рефлексы с ригидностью мышц).
2.  Спастическая диплегия.
3.  Гемипарез.
4.  Гиперкинетическая форма с подформами:
а)двойной атетоз,
б)атетозный баллизм,
в)хориоатетозная форма,
г)хореический гиперкинез.
5.  Атонически-астатическая форма.
ФормаДЦП у ребенка определяется по наиболее ярко выраженной клинической картинезаболевания, которую, как правило, дополняют сопутствующие синдромы.
Двойнаягемиплегия (тетраплегия) — одна из наиболее тяжелых форм ДЦП, при которойдвигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо рукипоражены сильнее чем ноги. Больные с трудом овладевают навыком сидения. Стояниеи ходьба невозможны. Любая попытка движения приводит к содружественнымреакциям, проявляющимся в нарастании мышечного тонуса и фиксации ребенка впатологической позе. Для двойной гемиплегии характерно раннее формированиеконтрактур, деформаций туловища и конечностей. В 35-45% случаев двойнойгемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов:косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарнымирасстройствами. У 50-75% больных отмечают микроцефалию, которая обычно носитвторичный характер. У 90% детей – снижение интеллекта. У 45-60% больных двойнойгемиплегии сопутствуют судороги. Прогноз двигательных возможностейнеблагоприятный — даже в тех редких случаях, когда больные овладевают навыкамисидения, вставания и стояния, тяжелые отклонения в психическом развитиипрепятствуют их социальной адаптации и обучению. Тяжелый двигательный дефектрук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовуюдеятельность. [9]
Спастическаядиплегия — наиболее распространенная разновидность церебрального паралича,известная также под названием «болезнь Литтла». Поражает обе половинытела, причем в большей степени ноги, чем руки, манипуляционные возможностикоторых широко варьируются от выраженных парезов до легкой неловкости. Дляспастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформацийпозвоночника и суставов, эквиноварусной или вальгусеной деформации стоп. У 30 — 40% детей выявляется патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофиязрительных нервов, нарушения слуха. Нарушения речи в виде задержки ее развития,псевдобульбарной дизартрии отмечаются у 70-80% больных. У 30-40% детейнаблюдается снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менееблагоприятный, чем при гемипарезе — лишь 20-25% больных ходят самостоятельнобез подручных средств, 40-50% способны передвигаться с помощью различных опорили на коляске. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровыхпри нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук. [9]
Гемиплегическаяформа (спастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется одностороннимпоражением конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Дети сгемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Со временемформируется стойкая патологическая установка конечностей и туловища: приведениеплеча, сгибание и пронация предплечья, сгибание и ульнарное отклонение кисти,приведение большого пальца руки, сколиоз позвоночного столба, перекос таза,эквиноварусная или вальгусная деформация стопы с укорочением пяточного(ахиллова) сухожилия. Паретичные конечности атрофируются, отстают в развитии,особенно при тяжелых формах поражения, рука обычно в большей степени, чем нога.Двигательные нарушения сочетаются с патологией черепных нервов — одно- илидвусторонней атрофией зрительного нерва, гемианопсией, сходящимся косоглазием,слабостью мышц лица. Расстройства чувствительности проявляются обычноастереогнозом и нарушениями дискриминационной чувствительности: болевая,температурная и тактильная чувствительность нарушены реже. Судорожные приступыотмечают у 30-40% больных, патологию речи в виде псевдобульбарной или корковойдизартрии, дислалии — у 35-40%.
Степеньумственной отсталости, выявляемой примерно у 40% больных, вариабельна — отлегкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта, приэтом снижение интеллекта не всегда коррелирует с тяжестью двигательныхнарушений. Перцептивные расстройства осложняют процесс обучения даже принормальном интеллекте: нарушено восприятие образцов, затруднены чтение, письмо,счет. Прогноз двигательного развития зависит от степени тяжести гемипареза, нов большинстве случаев при своевременно начатом и адекватном лечении онблагоприятный. Практически все больные ходят самостоятельно. Возможностьсамообслуживания зависит от степени поражения руки, однако даже при выраженномограничении ее функции, но сохранном интеллекте дети обучаются пользоваться ею.Поэтому уровень социальной адаптации в большей мере определяется не степеньюдвигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. [9]
Гиперкинетическаяформа(в раннем возрасте — дистоническая форма, атетоидная форма,атетоидная тетраплегия) – при этой форме двигательные расстройства представленыгиперкинезами — атетозом, хореоатетозом, хореиформными движениями, торсионнойдистонией. Гиперкинезы и мышечная дистония дестабилизируют позу. Отсутствуетправильная установка туловища и конечностей. Произвольные движениядискоординированные, скачкообразные, размашистые. Гиперподвижность может бытьпричиной подвывихов тазобедренных, плечевых, челюстно-лицевых и другихсуставов. Стояние и ходьба формируются очень поздно и только в случаях, когданоги поражены в меньшей степени, чем туловище и руки, а контроль головы иреакции равновесия достаточно развиты. Препятствовать стоянию и ходьбе могутсгибательные деформации в тазобедренных и коленных суставах, формирующиесявследствие того, что большую часть времени больные проводят сидя. Перенос массытела на внутренние поверхности стоп при стоянии приводит к их вальгуснойдеформации. При гиперкинетической форме церебрального паралича наряду сдвигательными расстройствами в 30-45% случаев наблюдается снижение слуха, в30-35% — парез взора вверх, в 60-70% -псевдобульбарные расстройства(слюнотечение, трудности жевания, глотания), в 10-15% — судороги. У большинствабольных речь нарушена по типу экстрапирамидной дизартрии. В 60-73% случаев детиобучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, вособенности тонкая моторика, в значительной степени нарушены. В ряде случаевэто делает невозможным процесс обучения. При умеренных двигательныхрасстройствах дети могут научиться писать, рисовать. Больные с хорошиминтеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения иадаптируются к определенной трудовой деятельности. [9]
Атактическаяформа (в раннем возрасте — гипотоническая форма) — в клинике атактической формыдоминирует нарушение координации движений и равновесия. Однако на первом годужизни поражение проявляется лишь мышечной гипотонией и задержкой темпавозрастного психомоторного развития, и лишь по мере формирования статических илокомоторных функций, произвольной двигательной активности рук атаксиястановится отчетливой. Статическая атаксия выражена в меньшей степени, чемлокомоторная. Функция удержания вертикальной позы в положениях сидя и стояформируется с умеренной задержкой. К 2-3 годам дети начинают ходить; при ходьбеатаксия выражена преимущественно в конечностях. Дискоординация произвольныхдвижений проявляется дисметрией, асинергией, интенционным тремором, неустойчивостьюпри стоянии и ходьбе. Мышечный тонус снижен. Атактическая форма церебральногопаралича редко сопровождается патологией черепных нервов. Психическое развитиенерезко задержано, хотя возможно и выраженное снижение интеллекта. Речевыенарушения проявляются умеренной задержкой развития и мозжечковой дизартрией.Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больныхблагоприятный. Дети обучаются в специальных школах-интернатах или массовыхшколах и в дальнейшем осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировкидвижений рук. [9]
Атонически-астатическаяформа (в раннем возрасте — гипотоническая форма) – при этой форме двигательныерасстройства проявляются в неспособности больного удерживать вертикальную позувследствие дефекта механизмов постурального контроля. Контроль головы, функциисидения, стояния и ходьбы практически не развиваются (астазия, абазия) илиформируются очень медленно. Позу сидя дети начинают удерживать только кполутора-двум годам, при этом она долго остается нестабильной, отмечаютсякачательные движения туловища. Захват предмета осуществляется с пронациейкисти, дисметрией, интенционным тремором. Развитие манипулятивной деятельностирук задерживаетсяна длительное время из-за низкого уровня мотивации и боязни потерятьравновесие. Стояние и ходьба начинают формироваться в возрасте 4-8 лет. Вначалеребенок может стоять только короткое время при поддержке взрослых или у стены.Если лишить ребенка поддержки, он падает под действием силы тяжести, при этомзащитная реакция рук и компенсаторные движения туловища, направленные насохранение равновесия, отсутствуют. Самостоятельно дети не ходят или начинаютходить после 7-9 лет. Походка неустойчивая, неритмичная. Голова и туловищесовершают избыточные качательные движения. Дети часто падают. В реакцияхравновесия руки практически не участвуют. Ходить на большие расстояния дети немогут, передвигаются в основном по квартире. В непривычной обстановкедвигательные реакции подавляются. У 87—90% детей с атонически-астатическойформой церебрального паралича отмечается выраженное снижение интеллекта,сочетающееся с негативизмом, малой эмоциональностью, агрессивностью. Характернообщее грубое недоразвитие речи с элементами мозжечковой дизартрии. У 40—50 %больных наблюдаются судороги. Патология черепных нервов проявляется атрофиейзрительных нервов, косоглазием, нистагмом. Прогноз в отношении двигательныхвозможностей и социальной адаптации неблагоприятный. [9]
Нарядус перечисленными, в клинической практике встречаются смешанные формы ДЦП — случаи сочетания двух или более типов церебральных параличей —спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую и атактико-гиперкинетическуюформы. Смешанные типы церебральных параличей формируются обычно в старшемвозрасте на основе спастических, гиперкинетичсской, атактической илиатонически-астатической форм. [11]
Втяжелых случаях ДЦП ребенок редко доживает до 1-2 лет, погибая обычно отпневмонии. В среднем у 25% больных отмечается значительное улучшение, у 50%лечение дает более или менее выраженное смягчение моторных дефектов, у 25% ононеэффективно. Важным прогностическим моментом является также степеньинтеллектуального дефекта. Если к 12-ти месячному возрасту у ребенкусохраняются примитивные рефлексы и не сформированы защитные, то возможностьсамостоятельной ходьбы оценивается у него как маловероятная. Аналогичныйпрогноз обоснован у детей с выраженным дискинетическим синдромом или синдромомнарушения равновесия. По западной статистике, 25% больных ДЦП не способны кходьбе. Практически все дети с гмиплегической формой ДЦП и многие из пациентовс атетозным и атактическим синдромами обретают способность ходить. [1, 10]
БольныеДЦП, начавшие ходить до достижения 2 лет, чаще имеют нормальный или пограничныйIQ. В целом, чем выраженнее двигательный дефект, тем грубее нарушенияинтеллекта; однако из этой тенденции наблюдаются исключения. Свыше 90%младенцев с ДЦП доживают до взрослых лет. Полностью обездвиженные дети свыраженной умственной отсталостью, поучающие питание через зонд, не доживают до5-летнего возраста. [2]
В первой главе былоизложено теоретическое обоснование работы. Описана структура дефекта у детей сДЦП. Изучив специальную логопедическую ипсихолого-педагогическую литературу по таким лечебно-педагогическиммероприятиям как абилитация и реабилитация, мы пришли к выводу, что данныепроцессы жизненно необходимы для детей с диагнозом ДЦП. Некоторые врачии педагоги считают бесперспективной абилитацию больных с церебральнымипараличами и врожденными поражениями нервной системы. Однако процентбесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждениясоциального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальноеневрологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детейна первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом,отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитации детей стяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому икропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций ичастичную или полную адаптацию детей в обществе. Описанию данных системмедико-педагогических мер и посвящена вторая глава этой работы.
детскийцеребральный паралич абилитация реабилитация

Глава 2. Проектопытно-экспериментальной работы по изучению процесса абилитации и реабилитацииу детей с ДЦП
 
2.1 Методы и методикивыявления исходного состояния психомоторного развития у детей с ДЦП длядальнейшей абилитации и реабилитации
Изучение психомоторного развития детей представлено какв отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологическиеисследования детей представлены в психологической, нейропсихологической,патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданыдиагностические методики, накоплен феноменологический материал по нормальному ианомальному развитию (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова (1981), Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л. Фрухт (1983), О.В. Баженова (1986)). [2, 9]
Существует группа методик для быстрой оценкипсихомоторного развития младенцев, так называемые «скрининг-методики» (А.М.Кузьмин и Л.В. Дайхина (1990), Е.В. Кожевникова с соавт. (1995), которые могутиспользоваться для диагностики ДЦП.
Для выявления возможностей психомоторного развитиядетей, страдающих детским церебральным параличом, большое значение имеет оценкауровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций,эмоционального и звукового общения с окружающими.
О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001) представили своипредложения по организации комплексного диагностического обследования детей снарушениями в сфере формирования движений.
Т.В. Пелымская и Н.Д. Шматко (2001) предложили методикупедагогического обследования слуха у детей первого года жизни, которое способствуетраннему выявлению снижения слуха.
И.И. Ильчикова, М.Э. Вернадская и О.В. Парамей (2003)изложили особенности заболевания глаз у детей младенческого возраста, а такжеметоды психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия удетей.
Е.В. Козлова в работе, «Стимуляция и коррекцияпсихомоторного развития детей первого-второго года жизни» (2003), выбрала длясистемной оценки основных показателей развития детей шкалу Гриффитс.
Для оценки характера, степени нарушений и прогноза,определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественныйклинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используютметодики Л.Т. Журбы, Е.Н. Мастюковой и Е.Д. Айнгорн (1981).
Зрительные ориентировочные реакции (Методика выявлениязрительных и слуховых ориентировочных реакций Э.Л. Фрухт) [2]
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Ребеноклежит на спине.
1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаромдиаметром 5-10 см) на расстоянии 40-50 см и перемещает ее на 20-30 см вправо ивлево 2-3 раза.
2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачиваетигрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь, то отдаляясь. Вызвавсосредоточение, остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40-50 см отглаз ребенка.
3) Взрослый вызывает сосредоточение на предмете (яркойигрушке), передвигая его в сторону до 20 см, а затем оставляет предмет неподвижнымна высоте 50-70 см от глаз ребенка.
4) Поочередно к ребенку подходят знакомые и незнакомыевзрослые, говорят, улыбаются в течение 1,5-2 мин.
Реакция ребенка. В первом случае ребенок фиксируетпредмет взглядом 5-10 сек. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождаютсяповоротами головы. Движения заторможены. Во втором случае ребенок фиксируетпредмет взглядом 5-10 сек. В третьем случае ребенок смотрит на игрушку, следитза ней. В четвертом случае при общении со знакомым у ребенка возникаетоживление, радость, а при виде незнакомого — настораживается, гаснет улыбка,может заплакать.
Шкала психомоторного развития по Гриффитс — это скрининговаяметодика обследования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.