Введение
Актуальностьданной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольноговозраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развитьречевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Чем вышедвигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязьобщей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многихкрупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развиваетсякоординация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точноединамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливаетсовершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти ит.д.
Особенно тесно связано состановлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек ненаходящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? Инаоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе,непроизвольно высовывая язык?
Известный исследовательдетской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, входе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Первой формой общенияпервобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитиефункций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развитияречи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляетсяартикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит впрямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом,«есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, какартикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё однаречевая зона мозга».
На основе обследования детейбыла выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев руксоответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; еслиразвитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общаямоторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речьсовершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – отпальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связнаяречь.
Развитый мозги неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление.Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую рукудошкольника можно и необходимо развивать.
Во времязанятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, еговозраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносилидетям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и дажераздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, –это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелымипальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения,пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Цельисследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи.
Объектисследования: развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Предметисследования: специфические особенности мелкой моторики детей дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи.
Задачиисследования:
1. Изучитьлитературу, раскрывающую ведущие понятия курсовой работы.
2. Изучитьспециальную литературу по логопедии и специальной педагогике, раскрывающуюспецифику развития детей с общим недоразвитием речи.
3. Изучитьлитературу, позволяющую разработать методику оценки развития мелкой моторики удетей с общим недоразвитием речи.
4. Разработатьметодику исследования.
5. Провестиисследование состояния мелкой моторики и координации у детей дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи.
6. Сравнитьуровень развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи и снормальным развитием речи.
1. Теоретическиеосновы изучения состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общимнедоразвитием речи
1.1Характеристика детей с общим недоразвития речи
моторика недоразвитиеречь ребенок
Общеенедоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектомпредставляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которойнарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевойсистемы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклоненияв смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольниковможет варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи доналичия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического ифонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условноеделение на уровни развития, при которых общим является значительное отставаниев появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм,недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степеньвыраженности названных отклонений весьма различна.
Основнойконтингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III уровни речевогоразвития.
II уровеньречевого развития детей характеризуется зачатками общеупотребительной речи.Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеютобиходным – словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речидифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельныхпризнаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторыхпредлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы,беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни.
Приведемтипичный рассказ ребенка с общим недоразвитием речи.
Женя Г.(4 года 5 месяцев) Содержание сюжетной картинки «Снежная баба» ребёнок передаётследующим образом:
Сек а улити.Сивавик. Де лепи сек. Дели гази. Нось макова. Мета.
(Снег наулице. Снеговик. Дети лепят снег. Сделали глаза. Нос – морковка. Метла.)
Анализдетских высказываний и сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьмибез отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженногонедоразвития речи. Дети пользуются предложениями простой конструкции,состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастнойнормы. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не толькопредметного словаря, но и словаря действий, признаков; грубые ошибки вупотреблении ряда грамматических конструкций; при произведении контура словнарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаетсяперестановки слогов, звуков, замена и употребление слогов, выпадение звуков впозиции стечения согласных.
Болеевысокий, 3 уровень речевого развития детей характеризуется наличием развёрнутойфразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического ифонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободнообщаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей(воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения.
Звуки,которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речизвучат недостаточно чётко.
Фонематическоенедоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном, внесформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкимиакустико-артикуляционными признаками. Иногда дети не замечают и болееконтрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действийзвукового анализа проявляется в том, что дети смешивают исследуемые звуки сблизкими им по звучанию.
Диагностическимпоказателем описываемого уровня развития является нарушение звукослоговойструктуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов.
Установленаопределённая зависимость между характером ошибок слогового состава и состояниемсенсорных или моторных возможностей ребёнка.
На этомуровне понимания речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их жеактивный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем усверстников с нормальной речью. Это отчётливо проявляется при изучениипредметного глагольного словаря и словаря признаков. В словаре детей малообобщающих понятий. Редко используются антонимы, практически отсутствуютсинонимы. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаковозвучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.Например:
Даша К.(5 лет 2 месяца) ОНР, 3 уровень.
Серия картин.На правой картинке изображён мальчик, который уходит в школу, рядом сидитсобака. На второй картинке: мальчик ушёл, собака осталась одна. Она сорваласалфетку со стола. На пол упала чашка, ложка, нож.
Майтик посовв квас. Собака девнува и все пойетево.
Речеваянедостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохраннойсмысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память ипродуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Детичасто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускаютнекоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередкиошибки дублирования при описании предметов, картинок.
Например,детям предлагается выполнить аппликацию: наклеить на бумагу макет домика (крыша– красного цвета, стена – квадратная, желтая) рядом елочку из трех зеленыхтреугольников. На столе перед детьми разложены пять зеленых треугольников,несколько треугольников и квадратов разных цветов. Как правило, дети выполняюттакое задание частично: наклеивают домик из деталей других-цветов, а елочку–извсех имеющихся треугольников зеленого цвета, не придерживаясь точно инструкции.Подобные явления характерны для основной категории описываемых детей.
У ряда детейотмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченнымивозможностями развития познавательной деятельности.
Связь междуречевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развитияобуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целомполноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступнымиих возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, безспециального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Длямногих детей характерна ригидность мышления.
Детям снедоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблённостью и замедленнымразвитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитиидвигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений.У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохойкоординации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точнодозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшиетрудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции иособенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихсясверстников в точном воспроизведении двигательного задания попространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементовдействия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатываниямяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол спопеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движенияпод музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнениизадания.
У детей с ОНРнаблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Этопроявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, прирасстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент ит.д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются удетей с дизартрией. Однако, нередки случаи, когда указанные трудностихарактерны и для детей с другими патологическими формами аномалий.
У детей спервичным недоразвитием речи в более ранние сроки появляются понимание речи,интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательноеотношение к окружающему миру. Диагностическим признаком для отграничения их отумственно отсталых детей является диссоциация речевого и психического развития.Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает развитие их речи. Ихотличает также критичность к собственной речевой недостаточности. Первичнаяпатология речи безусловно, тормозит формирование первоначально сохранныхумственных способностей, препятствуя нормальному функционированию интеллекта.Однако по мере коррекции словесной речи происходит выравниваниеинтеллектуальных процессов.
Тщательныйанализ речевых навыков ребенка требуется в тех случаях, когда необходимоотграничить проявление ОНР от замедленного темпа речевого развития.
Замедленныйтип речевого развития в большинстве случаев обусловлен негрубой родовойтравмой, длительными соматическими заболеваниями в раннем детстве. В анамнезене содержится обычно данных о грубых нарушениях центральной нервной системы,что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакций,поведения ребенка в целом. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчетывоспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящимнормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя вниманиепрежде всего обратимая динамика речевой недостаточности.
У детей сзадержкой речевого развития сам характер речевых ошибок менее специфичен.Преобладают ошибки типа смещения продуктивной и непродуктивной форммножественного числа (стулы, листы), наблюдается унификация окончанийродительного падежа множественного числа (карандашов, птичков, деревов). У этихдетей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки,свойственные детям более младшего возраста в процессе овладения речью.
Несмотря наотдельные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в. сфере фонетики)речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев являетсядостаточно полноценным регулятором их поведения. У таких детей более выраженытенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевыхнавыков в условиях свободного общения, что, в конечном итоге, позволяет приранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточностьдо поступления в школу.
1.2 Рольразвития мелкой моторики в развитии речи
Многие учёные считают, что активность речевого центра в левом полушарииобусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс писал«Только благодаря труду, благодарю приспособлению к новым операциям, благодаряпередаче по наследству достигнуто путём особого развития мускулов, связок,костей, благодаря новому применению этих переданных по наследствуусовершенствований и перехода всё более сложным операциям, только благодаряэтому человеческая рука достигла той высокой степени совершенства, на которойона могла, как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, музыкуПаганини». Иными словами Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельнуюречь, как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, впроцессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанныес трудовыми процессами.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтвержденаисследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев,А.Р. Лурия.
Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развиваетсякоординация движений. Формирование движений происходит при участии речи.Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливаетсовершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти ит.д.
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение рукивсегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лабораториивысшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании,проведённом Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой, было обнаружено, чтокогда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резкоусиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данныеисследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влияниемимпульсов, поступающих от пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитиеречи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержкаразвития моторной речи детей.
И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значениемышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне дажекажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями».Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения которыеидут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическимотношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площадидвигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близкоот речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонкихдвижений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Для изучения этого вопроса большую работу провела Л.В. Фомина. Онаработала с детьми от 10 месяцев до 1г. 3 месяцев. Дети разделены на 3подгруппы. В каждой из них занятия проводились по особому плану. В результате,звукопроизношение у детей при тренировке тонких движений пальцев рук не толькоудалось получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе) но онооказалось и более совершенным.
Далее Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различныхдетских учреждениях и обнаружила, что уровень развития тонких движения пальцеврук с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения,говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии вречевой моторной области в левом полушарии у человека утрачиваются не толькоречь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательнойпроекции пальцев оставалась не затронутой.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук сразвитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только ссамих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшитьпроизношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовойдоказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство вкоре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествуетпоявлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируетсяпроекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямойзависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всейобласти занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится внепосредственной близости к речевому двигательному центру Брока.
На заре развития человечества в процессе общения людей очень широкоиспользовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие,отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольносочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями.Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождаласьпочти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор.А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшаяразвиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, тообе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. Приэтом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие»за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными вближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервныеимпульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» ирасположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.
Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявшихвсе более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь ихпредставительства (особенно представительства кисти руки) в коре головногомозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук,развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимостьмежду уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливопрослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это ужеубедительно доказано как специальными научными исследованиями, так имноголетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые,усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому иполноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика,наоборот, тормозит такое развитие.
Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письмадвигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь иуспешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок,обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять своиусилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандашак бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполненииволнистых непрерывных линий и пр.
В вопросах развития речи у ребёнка не существует мелочей. То, чтопредставляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшемможет обернуться самой серьёзной проблемой. Часто родители не уделяют должноговнимания развитию моторики, не понимая, что развитие мелкой моторики напрямуювлияет на развитие речи.
1.3 Нормыразвития моторики у детей дошкольного возраста
От 3 до 4 лет
Бросаетмяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используяпопеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге втечение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держиткарандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
– бросает предметы вверх, берёт мелкие предметы (крошки,бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев
стоит на одной ноге, прыгает на двух ногах, произвольно ходитна носочках. Повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца
От 4 до 5 лет
Рисуетпрямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы.Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша),человека (2–3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусинысредней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке наощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит побревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина,шнурует ботинки.
От 5 до 6 лет
Хорошопрыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другойноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
– прыгает на одной ноге, ловит брошенныйему предмет, произвольно ходит на пятках. Копирует сложные рисунки, буквы (прикопировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)
От 6 до 7 лет
– полностью владеет мелкой моторикой,может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном илиструнном инструменте, заплетание кос, штопка и т.п.) и так же полностью владееткрупной моторикой.
1.4Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью,плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив,импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладениепростейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой.Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводиласьдлительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться ираздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для нихзастегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Этиумения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованиемтренажеров (спецпособий).
Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге,прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркаяногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередкопредметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они,расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности удетей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривымилиниями, отдаленно передающими контур предмета.
Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственныедетям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи.Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движенийорганов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельностидетей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.
В школьные годы недостатки моторики детей с общим недоразвитием речисущественно сглаживается под влиянием коррекционно-воспитательной работы,систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движенияучеников, постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. Кстаршим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегаютна лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания какбытового, так и производственного характера.
В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка каксредства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формированиеполноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровнеразвития речи, который предполагает определенную степень сформированностисредств языка (произношение и различение звуков, словарный запас,грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоватьсяэтими средствами в целях общения.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи сразвитием речи и мышлением ребенка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальнойготовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровеньразвития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развитыпамять и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники частоиспытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требуетсложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитогозрительного восприятия и произвольного внимания.
Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создатьтрудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативногоотношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимыедля овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного ипрактического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго допоступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм,различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители ипедагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучениетеоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движенийпальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределахнормы.
2. Особенностиразвития мелкой моторики и координации у детей дошкольного возраста с общимнедоразвитием речи
Целью проведения коррекционныхзанятий является развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Входе работы были поставлены следующиезадачи:
1. Исследоватьсостояние мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
2. Датьхарактеристику обследованных детей.
3. Сравнитьсостояние ручной моторики у дошкольников с нормальным и нарушенным речевымразвитием. (анализ экспериментальных данных)
4. Коррекциянарушений моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.1Методика исследования ручной моторики у дошкольников
Выявлениесинкинезий.
Используютсяпробы Заззо.
Обе кистиребёнка помещают, на чистый лист бумаги и обводят карандашом. Затем экспериментаторпоочерёдно прикасается к каждому пальцу ребёнка, кроме четвёртого (движениячетвёртого пальца и у здоровых детей сопровождается синкинезиями), и говорит:«Подними только этот палец». На контурном изображении отмечаются непроизвольныедвижения других пальцев: односторонние, перекрёстные и двусторонние.
Оценкарезультатов
4 балла –односторонние синкинезии в части заданий
3 балла – односторонниестойкие синкинезии
2 балла –перекрёстные синкенезии
1 балл –двусторонние синкинезии
РезультатыСаша 3 Руслан 2 Лёня 2 Вера 4 Илья 4
Оптико-кинестетическаяорганизация движения – пробы «на праксис позы». Ребёнку предлагается сложить поподражанию 1 и 2 палец в кольцо, вытянуть 2 и 3, 2 и 5, 1 и 2 и т.п. Игроваяформа данного задании: поза 2–5 – «сделай козу рогатую», 2–3 «сделай зайчика»
Оценкарезультатов
4 балла –выполнение правильное, но замедленное, с предварительным поиском
3 балла –выполнение правильное при наличии синкинезий
2 балла –формирование позы с загибанием и удержанием пальцев при помощи второй руки
1 балл –заданная поза не формируется.
РезультатыСаша 3 Руслан 1 Лёня 2 Вера 4 Илья 3
Зрительно-пространственнаяорганизация движений.
1). Определениеведущей руки, правых и левых частей тела.
Для выявленияведущей руки используются следующие пробы:
– пробана переплетение пальцев. При леворукости большой палец левой руки оказываетсясверху;
– пробана аплодирование. При леворукости активное участие принимает левая рука;
– проба«поза Наполеона» (скрещивание рук на груди). У леворуких кисть левой рукиоказывается сверху.
Используетсятакже сравнение ширины ногтей пальцев (мизинцев)
Дляопределения ведущей ноги ребёнку предлагается встать на одно колено.
сделатьнебольшой прыжок в длину.
Дляопределения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, вотверстие трубки, используется проба с карандашом.
Дляопределения ведущего уха ребёнку предлагается прислушаться, приложив ухо,например, к двери, чтобы послушать звуки за дверью, прислушаться к тиканьючасов, к шороху внутри ракушки и т.д.
2).Выполнение пробы Хэда.
Предварительновыясняется, различает ли ребёнок левую и правую руку. Затем исследователь,находясь напротив ребёнка, предлагает воспроизвести положение его руки: «Когдая подниму правую руку, ты тоже подними правую руку. Понял? Повтори.»
Приотсутствии дифференциации «правая – левая рука» даётся другая инструкция:«Когда я подниму руку, которой я пишу, ты тоже подними руку, которой пишешь. А когдая подниму другую руку, ты тоже подними другую руку».
При эхопраксияхдля исключения влияния зрительного образа то же самое задание предлагаетсявыполнить по словесной инструкции:
«Поднимиправую руку! Возьми правую рукой левое ухо!» и т.д.
Оценкарезультатов
4 балла – правильноевыполнение в замедленном темпе.
3 балла – эхопраксиина истощении либо в начале выполнения с последующей «врабатываемостью», ошибкизамечаются самостоятельно
2 балла –стойкие эхопраксии, но ошибки замечаются.
1 балл –стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.
РезультатыСаша 3 Руслан 2 Лёня 2 Вера 4 Илья 2
Динамическаяорганизация двигательного акта.
1) Переборпальцев
Предлагаетсяпоочередное прикосновение большим пальцем ко 2,3,4,5 – му пальцам, которыедолжны производиться одновременно обеими руками сначала в медленном темпе, 2\3серии за 5 секунд, а потом в быстром темпе, 5–7 серий движений за 5 секунд. Призатруднения вводится игровой компонент и речевые команды: «пусть все пальчикипо очереди поздороваются с большим пальцем, раз, два, три, четыре…»
Оценкарезультатов
4 балла –выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе
3 балла –дезавтоматизация движений на истощении.
2 балла –явление персеверативности на истощении.
1 балл –выраженная персеверативность движений.
РезультатыСаша 3 Руслан 1 Лёня 2 Вера 4 Илья 3
2) Реципрокнаякоординация движений (пробы Озерецкого)
Предлагаетсяпоочерёдное и одновременное сжимание кистей.
Вначалеисследователь показывает, как следует производить движения руками. Если ребёнокне может повторить движения, то повторный показ сопровождается инструкцией:«Положи обе руки на стол – вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть лежитспокойно. А теперь сделай наоборот. Продолжай движения вместе со мной».
Оценкарезультатов
4 балла –движения координированные, плавные, но замедленные
3 балла – дезавтоматизацияи нарушение координации на истощении
2 балла –стойкое нарушение координации, изолированность движений
1 балл –выраженная персеверативность движений
РезультатыСаша 3 Руслан 2 Лёня 3 Вера 4 Илья 4
Ассиметричноепостукивание
1-я частьзадания – воспроизвести по подражанию 5–9 серий движений из переменногопостукивания: два раза одной рукой и один раз – другой (2–1). Во второй частизадания порядок ударов противоположный (1–2). Задание предлагается дважды: вбыстром темпе (8–9 серий за 5 сек) и в более медленном (6–6 серий за 5 сек.При затруднениях вводится речевой просчет ударов, игровая ситуация.)
Оценкарезультатов
4 балла –умеренный темп в 1-й части задания, но замедляющийся во 2-й.
3 балла –замедленность движений с тенденцией к дезавтоматизации в 1-й части, во 2-й –выраженная истощаемость, пропульсивные удары, ребёнок замечает ошибки,принимает помощь.
2 балла –выраженная истощаемость, много пропульсивных ударов в 1-й части, во 2-й –персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи.
1 балл –беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна
РезультатыСаша 3 Руслан 2 Лёня 3 Вера 3 Илья 3
Графическиепробы
Ребёнокдолжен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одногоили двух сменяющихся звеньев.
«цепочка»
«заборчики»
«башня-крыша»
Для анализарегулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – понаглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: башня – крыша – башня –крыша
Оценкарезультатов
4 балла – вконце ряда – замедление, отрыв карандаша от бумаги
3 балла – присохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности,микро- и макрогравии
2 балла –утрата топологической схемы в конце графического ряда
1 балл –отсутствие топологической схемы.
РезультатыСаша 3 Руслан 2 Лёня 3 Вера 4 Илья 3
2.2Характеристика обследованных детей
Исследуемуюгруппу составили 5 детей с общим недоразвитием речи
1). Саша: спокойная,застенчивая, контактная, старательная, трудолюбивая. Логопедическое заключение –общее недоразвитие речи lll уровня.
2). Руслан:мальчик гиперактивный, легко идёт на контакт, работоспособный. Логопедическоезаключение – общее недоразвитие речи lll уровня.
3). Лёня:мальчик гиперактивный, агрессивный, тяжело идет на контакт, Логопедическоезаключение – общее недоразвитие речи lll уровня.
4). Вера:девочка спокойная, легко идет на контакт. Логопедическое заключение – общеенедоразвитие речи уровня.
5). Артем: мальчикс внутричерепной травмой, спокойный, легко идет на контакт. Логопедическоезаключение – общее недоразвитие речи ll уровня
Анализполученных данных.
Качественныйанализ позволил обнаружить, что при выполнении одновременно и последовательно –организованных движений дети исследуемой группы затруднялись выполнитьнекоторые задания, у них наблюдалась быстрая истощаемость, синкенезия.
Такимобразом, у детей исследуемой группы, нарушена координация движений, темпвыполнения заданий медленный, дети быстро устают.
Динамическаяорганизация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаевхарактеризуется трудностью и плавного воспроизведения предложенных движений,наличием добавочных движений, персевераций, перестановок.
Обследованиедетей с общим недоразвитием речи, помогло выявить следующие закономерности.Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общимнедоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, языкограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение.
Данноеисследование было также проведено с группой детей, не имеющих явных отклоненийв речевом развитии. Ребята справлялись со всеми заданиями быстрее, четковыполняли инструкцию с первого раза, допуская минимальное количество ошибок.Действие рук более слаженное и контролируемое.
2.3 Развитие моторики удошкольников с общим недоразвитием речи
Задачикоррекционных занятий:
1.Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2.Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделивдля неё специальное время.
3.Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательнуюигру.
4.Учитывать возраст и возможности детей при выборе задания и нагрузки.
Вариантызанятий для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Рисование – радостный, вдохновенный труд, к которомуребенка не надо принуждать. В нашем случае можно предложить ребёнку необучнуюформу рисования – без кисточки. Для вовлечения детей в деятельность можнорассказать историю, о том как «мышка очень любила рисовать кисточкой, что даже прибежалаи забрала наши кисти. А мы детки добрые и не будем расстраиваться, что нашикисти у мышки, пусть рисует наздоровье. Мы будет творить пальчиками, которые навремя превратятся в волшебные кисточки». Такое оригинальное рисование расковываеттворческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер инастроение.
«Пальчиковыйбассейн» в большой прямоугольнойкоробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см.Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизациидвигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) сиспользованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевойгнозис, проприоцептивные ощущения.
Щетка«ежик». Рабочую поверхность «ежика»можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, повозможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцевребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладониповерхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно вдвух положениях:
а)зубцами к ладонной поверхности руки;
б)зубцами к наружной поверхности руки.
Спомощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточносильные и точечные двигательные кинестезии.
Пальчиковаягимнастика позволяет установитьтесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупностьдвижений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонностиречи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильногопроизношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускоритзапоминание стихотворного текста.
Шнуровки,застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Рукиребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими.Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть,зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первогораза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.
Выкладываниебукв из различных материалов – серьезное занятие. Онотребует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие позаданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослыйвыкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затеммалыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когдадошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, Можно использоватьдля занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки,счетные палочки, толстые нитки. Предложить ребенку самому выбрать материал длявыполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должныпроходить под контролем взрослых.
Игрыс карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагается детям регулярно заниматься скрупой. Сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим иуказательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук кстолу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Всеэто оказывает тонизирующее действие. Этот простой и эффективный массажспособствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках. Следовательно,посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Такимобразом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук назанятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционномобучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
1.Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительносказывается на исправлении речи детей;
2.Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которыетесно связаны с речью.
Заключение
Даннаякурсовая работа содержит 2 главы. В первой главе определялась взаимосвязь мелкоймоторики с развитием речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитиемречи. Выяснилось, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются,выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения не точные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Это лишний разподтвердило, что мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой.
Во второйглаве определялась практическая сторона вопроса. Необходимо было выяснить,действительно ли развитие мелкой моторики поспособствует улучшению развитияречи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Оказалось, чтодействительно, спустя 6 месяцев работы над развитием моторики, привело кположительным результатам. Дети стали более общительными, у некоторых дажеулучшилось звукопроизношение.
Вопросысоотношения мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения, несмотря наимеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннеевыявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа посовершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки кписьму.
В работу надразвитием мелкой моторики с детьми исследуемой группы необходимо включатьстишки, потешки, прибаутки. Дети их с удовольствием слушают, запоминают, азатем произносят. Спустя пол года систематической коррекционной работы, у детейданной группы наблюдаются улучшения выполнения заданий, связанных с мелкоймоторикой. Заметными становятся улучшения в развитии речи. Возрастаетактивность познавательной деятельности. Дети исследуемой группы стали болееобщительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи и потешки сталирассказывать более выразительно, ритмично.
Списоклитературы
1. Под редакцией Л.С. Волковой.Логопедия. – М.: «Владос», 2007.
2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Т.В. Коррекциянарушения речи. – М.: «Просвещение», 2009.
3. Филичева Т.Б. Устранениеобщего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрис пресс»,2008.
4. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основыкоррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи удошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006.
6. Фомичева М.Ф. Воспитаниеу детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.,Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., «Просвещение», 1989.
8. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцыпомогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005.
9. Зайцева И.А., Кукушин В.С. Ларин Г.Г.,Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика/ Под ред. В.С. Кукушина.– Ростов. н/Д: «МарТ», 2002.
10. Крупенчук О.И. Пальчиковыеигры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
11. Крупенчук О.И. Стихидля развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
12. Жукова Н.С. Формированиеустной речи. – М.: Социально-политический журнал, 1994