Технология интенсификации обученияна основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики (ОК поШаталову)
Содержание
/>
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМЫИ МЕТОДЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
2. МЕТОДИКАПРИМЕНЕНИЯ «ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие«опорного конспекта»
2.2 Особенностиработы с «опорными конспектами» на уроке
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Введение
Обновление всех сторонжизни общества, необходимость выхода на передовые рубежи научно-техническогопроцесса, обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полногоразвития творческого потенциала общества – все это ставит передобщеобразовательной и профессиональной школой совершенно новые учебные ивоспитательные задачи. Необходимо, чтобы обучение формировало новый типмышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективноерешение производственных, социальных, культурных и многих других проблем.
О все еще недостаточнойэффективности обучения говорят многие факты. Далеко не в полной мере решенапроблема школьной перегрузки. Одновременно с освобождением программ отусложненного и второстепенного материала в них были внесены дополнения,связанные с новыми технологиями производства, с глобальными проблемамисовременности. Значит, надо искать такие способы обучения, которые позволяли быза это же время усваивать возрастающий объем знаний и умений. Таким образом,необходим активный поиск интенсивных методов, форм и средств обучения, чтоопределяют актуальность выбранной нами темы.
Многие учителя пока ещене достаточно владеют такими методами и формами обучения, которые развиваютпознавательную активность учеников. В результате на уроках все еще говорит восновном учитель, а ученики молчат и в лучшем случае пассивно запоминаютматериал.
Из вышеизложенногоследует, что основными направлениями перестройки обучения в современной школеявляются интенсификация и оптимизация учебного процесса.
Под интенсификациейобучения мы понимаем повышение производительности учебного труда учителя иученика в каждую единицу времени.
Обобщение результатовнаучных исследований и опыта творческих педагогов, учителей – новаторовпозволяет выделить следующие основные факторы интенсификации обучения:
1. Повышениецеленаправленности обучения;
2. Усилениемотивации учения;
3. Повышениеинформативной емкости содержания образования;
4. Применениеактивных методов и форм обучения;
5. Ускорение темпаучебных действий;
6. Развитие навыковучебного труда;
Среди известных методик,созданных в русле интенсификации обучения, центральное место занимает «опорныйконспект» В.Ф.Шаталова. В основу данной методики положена идея моделированиясовокупности информации посредством отражения ее в знаках, символах.
Первоначально модельвозникает в классе совместно работающих детей по инициативе учителя,понимающего необходимость фиксации найденных классом отношений в наиболее общейформе.
В пределах этого этапапроисходит постепенное нарастание инициативности детей в выборе модельныхсредств, способности «читать» схему, используя ее в качестве эталона, активнопреобразовывать схему, видоизменяя ее под требования конкретно-практическойзадачи.
Вторая функция модели вучебной деятельности класса обнаруживается тогда, когда модель начинаетсистематически использоваться совместно работающими детьми как средство дляпостановки новых учебных задач. В терминологии В.В. Репкина учебно-практическаязадача преобразуется для детей в учебно-исследовательскую.
Этот переход означает,что дети освоились «внутри» выстроенного понятия (общего способа действий) исхема способа видится ими как имеющая «дырки», «белые пятна», требующиеизучения.
В плане освоениямоделирования можно отметить наличие у детей способности использовать совместнопостроенную модель для получения нового знания об исследуемом объекте.
Появление у моделитретьей функции (условно говоря, управляющей) знаменует переход к собственномоделированию как «обратному воздействию» на реальность, как получению новогознания об исходном объекте на объекте-заместителе.
Здесь важно заметить, чтона разных учебных предметах вторая и третья функции модели возникают в разнойпоследовательности. Это связано со спецификой учебного предмета и характеромстроящихся в нем моделей. Так, в существующем курсе математики вторая функцияпрактически себя не обнаруживает до четвертого года обучения, посколькусистемность строящихся в этом курсе моделей становится явной для детей начинаяс этого времени. В то же время в курсе русского языка системный характерстроящихся моделей просматривается практически с начала обучения, поэтому ифункция предвосхищения возникает раньше.
В плане организацииучебной деятельности третий этап отчетливо обнаруживает себя в толькостроящихся курсах физики, биологии, географии, математики для средней школы (VI–VII классы, авторы В.А. Львовский, Е.Н. Букварева, Е.В.Чудинова, А.Б. Воронцов, С.Ф. Горбов).
В плане рассмотренияспособностей отдельного ребенка этот этап, видимо, может быть понят как этапиндивидуализации способности моделирования.
Четвертая функция моделиобнаруживается тогда, когда модель систематически используется детьми каксредство представления собственного исследующего действия. Они начинаютизобретать и применять свои модельные средства, которые позволяют проявитьсобственное понимание и объяснение реальности, вступить в коммуникацию сдругими исследователями. При таком использовании модели фиксируется траекториясобственного познавательного движения. На существующем этапе построения курсовобучения этот этап пока представляется чисто гипотетическим.
Тема курсовой работы –«Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделейучебного материала на уроках физики».
Объектисследования – схемные и знаковые модели на уроке физики; предмет исследования– интенсификация процесса обучения физике.
Цельработы – изучение технологии интенсификации обучения на основе схемных изнаковых моделей учебного материала на уроках физики.
Гипотезаисследования: если проводить уроки физики с использованием схемных и знаковыхмоделей учебного материала, это способствует значительной интенсификацииучебного процесса.
Дляэтого нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить формы и методыинтенсификации обучения
2. Рассмотреть методику применения «опорных конспектов» в школе
3. Наметить и провести эксперимент по способу интенсификации процессаобучения посредством «опорных схем».
Практическая значимость работы – в возможности использования материаловданной курсовой работы в качестве основы для проведения преддипломной практики.
При написании курсовой работыиспользованы методы анализа теоретической и методической литературы, методмоделирования экспериментальных уроков.
Глава1. Принципы интенсификации обучения
Для интенсификации обучения большоезначение имеет повышение напряженности целей обучения, что требует от учениковактивной работы, влияя на развитие мышления, волевой сферы и другихспособностей и свойств личности. В этом состоит специфика интенсивного подходак целеполаганию. При осуществлении его на практике надо иметь в видуразнообразие целей, выделяемых по различным основаниям.
Интенсификация обученияпредполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Они должны быть достаточнонапряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самымвызывать высокую активность.
2. Одновременно цели должны бытьпринципиально достижимыми. Нереальные, явно завышенные цели приводят ксамоотключению учащихся от решения поставленных задач.
3. Цели обучения должны осознаватьсяучащимися; иначе они не становятся руководством к действию.
4. Цели должны быть конкретными,учитывающими реальные учебные возможности данного детского коллектива в зонеего ближайшего развития.
5. Цели должны быть пластичными,меняющимися с изменениями условий, возможностей для их достижения.
Интенсивностьучебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников.Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышенияэффективности обучения.
Психологи установили, чтосильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходитявление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивацияучения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность учащихся зауспехи в учении.
Интерес к учениюзначительно возрастает, если учитель обстоятельно раскрывает практическуюзначимость темы, связь ее с актуальными проблемами современности.
Большие возможностивозбуждения интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формахобучения.
Мощное средствостимулирования познавательного интереса – учебно-познавательные игры.
Однако в процессе обучениянельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю,долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации,наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлиннаяубежденность и доходчивость аргументов.
Определенныеизменения необходимо внести в содержание образования.
Впсихолого-педагогических исследованиях последнего времени придается большоезначение новым подходам к отбору и структурированию содержания основ наук,чтобы сделать более продуктивным.
В условияхлавинообразного накопления научной информации целесообразной является тенденцияподачи материала не мелкими дозами, а крупными блоками, чтобы вначале ученикиусвоили некоторый общий образ содержания, а затем более конкретно рассмотрелиего составные части.
Длительные исследованияпоказали, что обзорное изучение предметов в течении короткого времени –сообщение темы, погружение в нее, а затем двух- трехкратное изучение материалас постоянной ее конкретизацией дает ученикам общее представление о разделе, освязях между отдельными вопросами и позволяет затем более осознанно усваиватьконкретный материал, видеть его место в целом предмете. Но эти же экспериментыпоказали, что такое структурирование учебного материала рациональнопреимущественно по предметам естественно-математического цикла, причем не повсем темам и только в старших классах.
Интенсивная организацияучебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получениеинформации от эффективности применяемых мер и столь же оперативноерегулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительноулучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний.
Для интенсификацииобучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. Учителю надознать не только пробелы в знаниях, но и их причины. Наиболее важно реализоватьрешительное улучшение психолога, педагогического изучения школьников, выявлениепричин отставания в учебе. Среди таких причин могут быть недостатки здоровья,дефекты воспитанности личности, плохие домашние условия, изъяны самого процессаобучения, в том числе отсутствие индивидуального подхода и т.д. Ценнуюинформацию о причинах отставания учеников дают уже вошедшие в практику лучшихшкол «педагогические консилиумы», проводимые классным руководителем с участиемвсех учителей класса, школьного врача, актива родителей.
В современной школеприменяются разнообразные формы обучения – уроки, практикумы, факультативныезанятия, экскурсии, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции,домашние задания.
Характерной особенностьюсовершенствования форм обучения на данном этапе является стремление учителей кприменению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенногораздела или темы. При чем у наиболее опытных учителей складывается свойметодический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные сторонысвоего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательнуюдеятельность учеников.
Глава 2. Методика применения «опорных конспектов» в общеобразовательной школе
2.1Понятие «опорного конспекта»
Понятиеопорного конспекта прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работдонецкого учителя-новатора Шаталова. Здесь опорный конспект по физикепонимается расширительно в той мере, в какой он может заменить минимальныйконспект для учащихся.
Опорныйконспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащиеусвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а такжевведены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизацииабстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровнюзначимости (цветом, шрифтом и т.п.).
/>
Рисунок1 – Требования к составлению опорного конспекта
Опора– ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутреннеймыслительной деятельности ребенка.
Опорныйсигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющийнекое смысловое значение.
Такимобразом, опорный конспект – система опорных сигналов в идее краткого условногоконспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую системуфактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебногоматериала.
Самоеглавное – это конспект, то есть учебник, а не справочник. В нём вводятся иразъясняются все базисные понятия и методы. Даются иллюстрирующие примеры,контрольные вопросы для самопроверки, решаются типовые задачи. Материалрасполагается в той же последовательности, что и на лекциях, но бездоказательств. Даются только определения, формулировки и пояснения теорем, ихгеометрическая и физическая интерпретация, чертежи, выводы, правила.Второстепенные вопросы опущены.
Опорныйконспект целесообразен для первичного, быстрого ознакомления с курсом физики, адалее нужно продолжить изучение отдельных тем теории по учебнику, где всеизложено с достаточной полнотой и доказательно. Опорный конспект полезен и длязакрепления изученного материала, для восстановления в памяти нужных понятийпри изучении последующих разделов курса и других дисциплин, опирающихся нафизику.
2.2Особенности работы с «опорными конспектами» на уроке
Методика«опорных конспектов» предложена народным учителем СССР, профессором Донецкогооткрытого университета. Он разработал и воплотил на практике технологиюинтенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервытрадиционного классно-урочного способа обучения.
Рассмотримэлементы методики В. Ф. Шаталова, позволяющие повысить результативность работыучителя, и прежде всего найденный им эффективный способ управления учебнойдеятельностью самих школьников путем жесткого и поэтапного руководства ею.
Представлениенового материала в виде блоков в этом случае сопровождается использованиемлистов с опорными сигналами для последующего их изучения и воспроизведения, врезультате чего формируются навыки смысловой переработки текста, примененияопорных сигналов для организации учебной деятельности, развития у школьниковкультуры умственного труда. В работе с опорными сигналами используютсяоперативные схемы действия П. Я. Гальперина, укрупнения дидактических единиц Д.Б. Эльконина и др.
Одним изважнейших достижений методики В. Ф. Шаталова является создание в процессеобучения благоприятного психологического климата, формирование внутреннеймотивации школьников к учебному труду. В условиях традиционной нехватки временисистема предлагает многовариантное повторение изученного при помощи использованиялистов с опорными сигналами по списку знаний, названных листами взаимоконтроля.Это позволяет лучше запоминать и систематизировать изученный материал, а такжедает возможность проверить знания ученика любому родителю, делая процессобучения «прозрачным», устраняя трения между семьей и школой.
Знаниешкольником своего уровня развития, критериев выставления оценок повышает егообщую работоспособность, приводит к постепенной ликвидации подсказок,списывания, устраняет вялость речи. Этому способствует циклическая отработкаумений и навыков, открытый учет знаний, гласность оценивания, реальнаявозможность исправления нежелательной оценки. При решении заданий и проведениисамостоятельных работ доброжелательно воспринимается помощь товарищей иучителя. Кроме того, постоянно поддерживается чувство уверенности в успехе.
Важнымэлементом достижения результативности является ежедневная, постоянная, гласная,поэтапная система контроля, включающая и опрос по листам взаимоконтроля, ирелейные контрольные работы.
Постоянноеповторение и закрепление учебного материала воспринимается школьниками какзабота о качестве их знаний. Такая система оценки труда учителя и ученика,основанная на объективности и бесконфликтности, составляет самое главноепсихологическое звено описываемой методической системы.
Использованиелогических опорных сигналов (ЛОС) дает школьнику красочный, представленный всимволической форме план устного рассказа по изученному материалу. Это оченьважно. Ученику не надо держать в голове план выступления, его ответпредвосхищается слушающими. Одновременно с изучением материала пополняетсясписок знаний в очередном листе взаимоконтроля, и на каждом уроке проводитсятак называемое «полетное» повторение всего ранее изученного материала, что вплановом порядке к концу изучения темы подводит многих к прочному усвоениюзнаний.
В такомже циклическом порядке отрабатываются умения и навыки проклассифицированныхзаданий используемого учебника. Постоянно ведется учет и контроль (диагностика)деятельности школьников, что позволяет видеть пробелы в знаниях, умениях инавыках. Таким образом, вся работа направлена на стимулирование деятельностиученика и оказания ему помощи, на облегчение усвоения изучаемого материала сэффектом значительного повышения работоспособности и психологическойактивности.
Конкретноевоплощение задуманного предполагает использование серии различных уроков:объяснения нового материала, опроса, открытых задач и творческих мыслей,самостоятельных работ и т. д. Учитель видит результаты своего труда, ощущаетсвою востребованность, что стимулирует развитие и его творчества.
Взависимости от учителя и его взглядов на методику, а главное, от особенностейкласса, можно применять различные приемы использования ЛОС после проведенногопо ним объяснения изучаемого материала. В начале урока в строго отведенныйинтервал времени ученики по памяти воспроизводят в специальной тетрадиизученный на предыдущем уроке ЛОС. Это доступно каждому, так как прочномуусвоению материала способствовали обязательные учебные этапы:
– устное объяснениеучителя (с использованием традиционной методики);
– объяснениеучителя по ЛОС;
– чтение учебникадома;
– чтение дешифровкипо специальной брошюре;
– домашнеезапоминание и воспроизведение (воспроизведение ЛОС может проконтролировать любойродитель, так как образец имеется у каждого ученика).
Послеэтого ЛОС в увеличенном размере вывешивается в классе, и несколько учениковустно отвечают, используя ЛОС, причем, за каждый ответ выставляется отдельнаяотметка.
Некоторыеучителя сначала организуют устный опрос по ЛОС, а затем его воспроизведение втетрадях. Возможно использование ЛОС только для проведения устного опроса.
Ясно,что за воспроизведение ЛОС при небольшой тренировке никакой оценки кроме«отлично» получить невозможно. На тренировку времени уходит мало, а при наличииперед глазами такого плана увеличивается скорость речи при устном ответе,грамотнее становятся сами ответы.
Оценкиза письменное воспроизведение и устные ответы по ЛОС выставляются наспециальном классном стенде и в листе ученика. В процессе тренировки учениксравнивает его с образцом, и таким образом создаются первые условия длясамооценки и самоконтроля. Если оценка не отличная, то она выставляетсякарандашом и впоследствии может быть исправлена. Учебный труд становитсяпосильным.
Во времявоспроизведения ЛОС несколько учеников могут быть вызваны для устных ответов поотдельным блокам. Обычно этот прием хорошо работает при опросе застенчивых инеуверенных в своих знаниях учеников.
Пережитыенами в недалеком прошлом трудности с обеспечением школы учебной литературой,слабое умение учеников 5-6-х классов самостоятельно работать с учебниками,необходимость контроля родителей за успехами своих детей и обеспечения само- ивзаимоконтроля учеников за усвоением знаний побудили нас создать так называемуютеоретическую тетрадь.
Настраницах этой тетради выписаны вопросы из всех листов взаимоконтроля (ЛВК) суказанием номеров страниц учебника, содержащих ответы. Таким образом, ученикиполучают возможность быстрого повторения материала, а родители – осуществленияконтроля. Кроме этого, тетрадь может быть использована учениками для самооценкии взаимооценки, взаимоконтроля между учениками в группах, парах.
Итак,использование ЛОС, ЛВК позволяет ученикам и родителям не только констатироватьфакт получения той или иной отметки, но и влиять на ее получение. Учебныйпроцесс становится для всех понятным, и, самое главное, позволяет предупреждатьконфликты в отношениях между школой и семьей. Школа может предъявить родителямвполне оправданные и посильные требования по осуществлению действенногоконтроля за учебой детей.
Учебныйматериал по определенному ЛОС объясняется в течение 20 минут в конце урока. Наследующем занятии в течение 10-12 минут идет его воспроизведение, 17-18 минутуделяется устным ответам, а оставшееся время – решению задач и примеров. Наследующем уроке на протяжении 25 минут выполняются задания, а в последние 20минут объясняется материал по новому ЛОС. В пятом классе предлагается 21 ЛОС,на изучение которых необходимо 42 урока. Вот откуда появляются резервы временидля организации повторения и наращивания умений и навыков, возникаетпсихологическая раскрепощенность в процессе овладения знаниями.
По мереработы с ЛОС наступает момент, когда завершается изучение первого ЛВК. До этогоответы на вопросы ЛВК оценивались самим учеником, зарабатывалась взаимооценка,которая фиксировалась в оценочном листе – ведомости учета знаний по каждомуЛВК. В процессе изучения нового материала при решении заданий выделяется понесколько минут урока для повторения ранее изученных вопросов.
В началеурока один из учеников зачитывает все вопросы ЛВК, а учитель не спеша на нихотвечает, используя для этого ЛОС и классную доску для демонстрации способовдействия. После объяснения учителя ученикам предлагается ответить на вопросыЛВК. Если желающих нет, то оставшееся время отводится решению примеров и задач.
В началеследующего урока идет опрос учеников по ЛВК, за каждый ответ выставляетсяотметка. В итоге выставляется общая оценка по первому ЛВК. Отсутствие ответа на3 вопроса ведет к отстранению ученика от опроса. Не сумевшие ответить ученикивновь опрашиваются на следующем уроке либо во внеурочное время.
Листывзаимоконтроля позволяют организовать первичное усвоение теоретическогоматериала, влиять на качество знаний, формировать трудолюбие, память, внимание.
Современныепрограммы и действующие учебники по физике нацеливают на усвоение и творческоеприменение знаний, умений и навыков.
Учительв начале учебного года распределяет задания для домашнего выполнения и работы вклассе. Работа дома и в классе ведется по циклической системе, то есть заданиявыбираются не из одного раздела, а по одному из каждого следующего друг задругом разделов. Учебные задания группируются в блоки (в 5-м классе 3 блока), ученикамразъясняется, что выполнение заданий будет проводиться в циклическом порядке.Таким образом, не делается явного акцента на решении заданий по определеннойтеме с риском последующего их забывания или повторения по учебнику при изученииновых тем.
Ученикизаводят ведомость учета решенных задач, где отмечены все номера заданий длядомашней работы, закрашиваемые после проверки учителем. Закрашиваются толькоправильно решенные задания, остальные нужно выполнить вновь. В зависимости отуровня класса подобную работу можно выполнять и в рамках традиционной методики,давая дозированное домашнее задание. При этом отпадает вопрос о нормах проверкитетрадей, так как учитель проверяет каждое задание.
Еслиспросить учителя, не ведущего столь прозрачную диагностику уровня развитияучеников, о критериях выставления оценок, то наверняка выяснится, что онориентируется на некий средний уровень развития класса («средний ученик»). Тоесть сколько классов, столько критериев.
Еслиспросить ученика, за что ему поставили ту или иную оценку, то в лучшем случаеон скажет, что отвечал плохо или, соответственно, хорошо. Поскольку на практикестепень требовательности учителей различна, ученик начинает интуитивноподстраиваться, однако расплывчатость таких, с позволения сказать, «критериев»заставляет его работать на хорошую отметку, а что за ней кроется – емунеизвестно. Поэтому мы объясняем ученику, за что ставится «3», за что «4» и зачто «5». Когда критерии известны, ученики осознанно добиваются необходимыхрезультатов. Практика показала, что после этого постепенно исчезает списывание,ученики меньше обращаются за помощью к товарищам и родителям, более объективнооценивают свой уровень развития, становятся более самостоятельными; устраняютсянедовольство и конфликты по поводу выставленной отметки; повышаютсяработоспособность и внимание при изучении теоретического материала и усвоенииспособов действий при решении практических заданий.
Отметка«3» ставится за знание и прямое применение правила или способа действия поодному вопросу, имеющемуся в ЛВК.
Отметка«4» ставится за более трудные задачи, использующие несколько вопросов ЛВК поданной теме.
Отметка«5» ставится за трудные задачи, использующие несколько взаимосвязанных тем,специальных приемов и способов действий.
Знаниекритериев стимулирует активную познавательную деятельность школьников,благотворно влияет на психологический климат в классе. Ребятам говорим, чтоприрода дает каждому свою скорость нервных реакций, и поэтому один воспринимаетинформацию быстрее, а другой медленнее, но каждый путем тренировок способенусвоить школьную программу. Только каждому на это требуется свое время. Послеэтого учащиеся благожелательнее относятся к помощи и разъяснениям учителя иболее успевающих одноклассников.
Лучшиеученики заканчивают работу над решением практических заданий учебника, когда доконца года остается достаточное количество времени. Что делать в подобномслучае? Чтобы продолжить дальнейшее развитие ученика, ему предлагаются блокизадач из других учебников. Хорошим подспорьем могут служить ранее действовавшиеучебники. Таким образом продолжается развитие сильных, а слабые успеваютдостигнуть необходимого уровня знаний. Можно также давать дополнительныезадания из различных учебников, организуя контроль и учет в условиях календарныхпланов, определенных программой, с использованием дозированного домашнегозадания. Контрольные работы в таком случае проводятся в обычные календарныесроки.
Оченьмного времени на уроке отводится самостоятельному решению заданий. Достигнутыйуровень работоспособности класса позволяет проводить подобную работу,поддерживая посильный уровень сложности заданий. Для самостоятельного решенияна уроке предлагается достаточное количество заданий, чтобы ученик работал ввысоком темпе и не отвлекался. После решения каждого задания следует проверкаего учителем. Если решение правильное, ученик приступает к следующему заданию;если есть ошибка, учитель указывает на нее, и ученик продолжает решать донахождения верного ответа. То есть работа ведется не для получения оценки, адля выявления и устранения недочетов. В соответствии с достигнутым ученикамиуровнем развития проводятся либо индивидуальные контрольные работы, либоконтрольные работы с разными по сложности заданиями.
Важнымрезультатом применения методики является достижение нового уровня развитиясамого учителя, способов его деятельности. Педагогу постоянно приходитсяотвечать на крупные блоки вопросов, задаваемых учениками; он должен проверитькаждое задание, выполненное учеником. Ведь все решенные задания ученик заноситв свою ведомость учета для дальнейшего написания контрольной работы. Учитель невправе не уметь решить хотя бы одной задачи из учебника, и решить нужно быстро,ибо ученик может любое задание вынести на «уроки открытых задач».
Теперьстановится ясным, что если учитель ставит своим ученикам плохие отметки (всвете изложенных критериев выставления оценок), то он ставит их себе за своенезнание предмета, неумение его преподнести, неумение работать с родителями иучениками, за свое отношение к профессии.
Применениеметодики В. Ф. Шаталова позволяет сделать вывод о том, что школа существуетпрежде всего для школьника и что сегодня она имеет все возможности для поднятиякачества образования.
Технологическаясхема учебного процесса по В.Ф. Шаталову представлена в приложении А.
Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников,обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активной на уроке. Это достигаетсясозданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Основу стереотипа учебнойдеятельности представляют опорные конспекты (сигналы) – наглядные схемы, вкоторых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкиеэтапы и сопровождается еще целям рядом приемов и принципиальных методическихрешений.
1. Изучение теории в классе: обычноеобъяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО), повторное объяснение покрасочному плакату – опорному конспекту; кратное обозрение по плакату; индивидуальнаяработа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокамконспекта.
2. Самостоятельная работа дома: опорныйконспект + учебник + помощь родителей.
Памяткаучащемуся:
вспомниобъяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге;сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощьюконспекта (кодирование — декодирование); вспомни наизусть конспект как опорурассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
3.Первое повторение — фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиесявоспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет работы по мере поступления;одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменной работы — громкий опрос.
4.Устное проговаривание опорного конспекта — необходимый этап внешнеречевой деятельностипри усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.
5.Второе повторение — обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля;публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всехвидов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос ивзаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).
Контроль,оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУНучащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем исамооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытыеперспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятиестраха перед низкой оценкой.
Формыконтроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устныйгромкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, домашнийконтроль, самооценка.
Каждаяоценка, получаемая учеником, заносится на открытый обозрения лист учета знаний.Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значениеположительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристикииграет огромную воспитательную роль, Очень важным обстоятельством в этойхарактеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправитьлюбую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив.
Каждаяоценки, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательнодолжен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательныеэмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтныеситуации.
Шлейфметодических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетноеповторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки,«купание» в задачах, поиск ошибок в книгах, решение задач на листочках, решениезадач по выбору (плашки), решение в 4 руки, урок опытов, удар «по мозгам»,решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл,творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет,паузы и т.п.) и др.
СистемаШаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровнеорганизации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не отповедения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:
— каждыйприобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
— возникаетпознавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
— формируютсяответственность, честность, товарищество.
Общепедагогическаятехнология В.Ф. Шаталова реализована в предметных технологиях В.М Шеймана(физика), Ю.С. Меженко (русский язык), А.Г. Гайштута (математика), С.Д. Шевченко(история) и др.
Глава3. практическая часть
В качестве практическихразработок в работе представим три урока с использованием опорных конспектов:
– комбинированный урок на тему«Влажность воздуха. Способы определения влажности», 7 класс;
– урок изучения нового материала натему «Энергия. Закон сохранения энергии», 8 класс.
Тема урока: Энергия. Закон сохранения энергии.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цели:
– ввести понятие кинетической,потенциальной и полной энергии как характеристик механических систем;
– изучить один из главных законовмеханики – закон сохранения энергии;
– выяснить его физическое содержание.Уметь применить опорный конспект.
Задачи:
образовательная – раскрыть понятие кинетической ипотенциальной энергии, полной энергии, изучить закон сохранения энергии,научиться применять опорный конспект;
воспитательная – показать значение опытных фактов иэксперимента при изучении данных понятий, подчеркнуть значение законасохранения энергии, значение причинно-следственных связей в познаваемостипонятий;
развивающая – работать над формированием уменийсравнивать, делать выводы, работать над развитием монологической речи.
Оборудование: опорный конспект, штатив, пружина,груз, мяч, загнутый желоб, брусок, шар, компьютер, диск: TeachPro физика 7-11.
Ход урокаРабота учителя на уроке Работа ученика на уроке 1 Ориентационно–мотивационный этап
Знакомство с новым материалом.
Создается проблемная ситуация по расшифровке и воспроизведению опорного конспекта по изучаемой теме, записывается тема урока.
Учитель отмечает, что тема большая, сложная, что понятие энергии является одной из важнейших характеристик, а закон сохранения — одним из главных законов механики, и что при объяснении будем использовать метод описания явлений, экспериментальный метод. Ученики слушают учителя, записывают тему урока. 2 Операционно-исполнительный этап
Работа над изучаемым материалом.
Учитель начинает расшифровывать ОК (см. Приложение Б):
— говорит что означает “энергия”, в каких разделах физики какие изуча-ются энергии, что мы рассматриваем механическую энергию, как связаны между собой энергия и работа, в каких единицах измеряется энергия;
— записывает обозначение и единицы измерения энергии;
— рассматривает что изучает меха-ника и вводит понятия кинетической и потенциальной энергий;
— записывает обозначения кинетичес-кой и потенциальной энергий;
— предлагает познакомиться с кине-тической энергией при просмотре фильма (диска с учебной программой);
— объяснят понятие нулевого состо-яния, выводит формулу кинетической энергии (на доске), Ученики слушают учителя, смотрят фильм, опыты, записывают в тетрадь обозначения, определения, выводы из опытов, вывод формул, выделяя главные формулы, проговаривают записанные формулы, учатся их “читать”, решают проблемную ситуацию, разбирая совместно с учителем поставленный вопрос.
словами проговаривает формулу;
— предлагает познакомиться с потенциальной энергией тела, взаимодействующего с Зем-лей, показывая опыт на падение тела и пере-мещения тела из нулевого состояния на за-данную высоту, учитель на доске выводит формулу потенциальной энергии тела, взаи-модействующего с Землей, предлагает уче-никам по формуле сказать, как находится потенциальная энергия, уточняет, что нуле-вым состоянием может быть не только по-верхность Земли;
— предлагает рассмотреть потенциальную энергию сил упругости, энергию взаимо-действия тела и пружины при помощи филь-ма и опыта (на деформацию пружины), вы-водит формулу потенциальной энергии сил упругости и просит учащихся “прочитать” формулу;
— с помощью опыта показывает связь между энергией и работой и делает вывод, что ра-бота – мера механической энергии и чем больше энергия тела, тем большая работа бу-дет совершаться при переходе тела из данно-го состояния в нулевое;
— обращается к классу с вопросом: “А может быть так, что тело обладает и кинетической и потенциальной энергиями одновременно?”, разбирает данный вопрос на примерах, пока-зывает опыты (движение тела на пружине, подбрасывания и падения мяча), выясняют, что тело всегда обладает энергией, чему рав-на полная механическая энергия;
— при помощи фильма показывает неизмен-ность полной механической энергии, форму-лирует закон сохранения энергии, выводит закон на доске, рассматривает изменение закона в реальных механических системах. /> /> />