Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
«Волжский государственныйинженерно-педагогический университет»
Кафедра профессиональнойпедагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Общая ипрофессиональная педагогика»
на тему:
«Технологиипрофессионального обучения»
Выполнила:
студентка II курса
группа ПЗ – 06 – 2А
С.В. Ваганова
Проверила:
Г.И. Селивончик
г. Нижний Новгород
2008 год
Содержание
Введение
1. Сущность, функции ипринципы профессионального обучения
2. Категории«технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
3. Модульное обучение впрофессиональной школе
4. Инновационныетехнологии в профессиональном образовании
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Даннаякурсовая работа посвящена технологии профессионального обучения.
Одним изновых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся впедагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородностьсодержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, чтооно еще не достигло необходимой для правомерного использования степенисформированности. Вместе с тем дальнейшее развитие педагогической наукипоказывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогикене является случайностью. Тема данной курсовой работы является актуальной, таккак главной задачей технологии профессионального обучения является обеспечениесовременного качества образования на основе сохранения его фундаментальности исоответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества игосударства.
«Длядостижения нового качества общего и профессионального образования необходимообеспечить информацию образования и методов обучения, активное использованиетехнологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарныхпрограмм, соединение их с высокими технологиями». Концепция Модернизацииобразования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании.
В настоящеевремя существует множество педагогических технологий различающихся по целям,задачам, структуре, методике ускоренного обучения, групповое обучение,обучающие игры, дистанционное обучение и т.д. Многие из них используются нетолько в образовательном процессе, но и в других сферах. До разработкиуниверсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог мог быформировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко.Сегодня можно говорить только об элементах технологизации обучения, использованиекоторых делает обучающий процесс более эффективным.
Отличиемпедагогических технологий от любых других является то, что они способствуютболее эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к немуучащихся. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современногопонимания и использования категории «технологии профессионального обучения» вучреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблемунепонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения»,следует решить следующие задачи:
1. Изучитьлитературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;
2. Определитьсовременное понимание и использование «технологий профессионального обучения».
1.Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональноеобучение — это управляемый педагогический процесс познания определеннойпрофессионально-трудовой области, организованный способ получениясистематического профессионального образования.
Процесспрофессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента:профессионально-педагогическую деятельность педагогов ипрофессионально-познавательную деятельность обучающихся (схема 1).
Схема 1
Процесспрофессионального обучения
/>
Профессионально-педагогическаядеятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:
• анализисходной ситуации, определение и постановку цели обучения;
• планированиеучебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи(различными способами) новых фрагментов учебного материала;
• осуществление операций,организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;
• организацию обратнойсвязи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;
• анализи оценку результатов обучения. Профессионально-познавательная деятельность обучающихсяпредставляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления ипрактической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:
• анализ исходного уровнясвоей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
• осознание и принятие целии задач профессионального обучения;
• планирование иорганизация своей учебной деятельности;
• самоанализ и самоконтрольпрофессионально-познавательной деятельности;
• самоанализи самооценка результатов. Профессионально-педагогическая деятельность является определяющимфактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависиттакже и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективнымбез применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь,методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования иуровнем личностного и профессионального развития учащихся.
Такимобразом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическоеявление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены всодержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. Вреальной педагогической действительности процесс профессионального обученияносит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собойфункциональную систему основанную на совместной деятельности всех субъектовпроцесса обучения.
Обучение —двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся(преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическуюдеятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает.Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять тривзаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую (табл.1).
Таблица 1
Функциипрофессионального обучения
Функции
Содержание функции Образовательная Формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности Воспитательная Формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учится, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности. Развивающая Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста
Все этиосновные функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы.Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил итворческих способностей возможны только на основе усвоения знаний, умений инавыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение,тем выше качество обученности.
Современныйпрофессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществлениянеобходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердыепрактические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые,физические и другие качества личности.
Принципыпрофессионального обучения
Теоретическиеосновы профессионального обучения базируются на принципах: гуманизации идемократизации; профессионально-политехническая направленности соответствиятребованиям современного производства; соединения обучения с производительнымтрудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности;сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности;прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности,систематичности, последовательности обучения и др.
Являясьопределяющими в организации и методике профессионального обучения,вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач,способствуют правильной постановке процесса профессионально обучения, развитиюпедагогического и методического мастерства обучающегося. На их основеобеспечиваются сознательное, творческое отношение учащихся к учебнойдеятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий ипродуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия длянего.
На основанииизложенного можно выделить специфические особенности процесса профессиональногообучения:
• ориентированность наполучение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интереск специальным предметам и профессиональному обучению;
• общая прикладнаянаправленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умениемприменять полученные знания для решения практических задач;
• преподаватели и мастерапрофессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являютсяучителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся;
• особое значение в общемпроцессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучениекак составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (посравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства,методы и формы;
• важным средствомпрофессионального обучения является производительный труд, подчиненный решениюобразовательных задач;
• специфическойособенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения вспециально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условияхпроизводства.
2. Категории«технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня впедагогической и психологической литературе часто встречается понятие«технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованноеот латинских слов «технос» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука.Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с цельюполучения продукта с заранее заданными свойствами. Под технологией надопонимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразованияисходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Впсихолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихсядруг от друга взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точекзрения позволяет выделить 3 основных подхода к определению технологии обучения.При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику подостижению отдельно поставленной цели. Использование понятия «технология» вэтом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизируя процессобучения. Происходит просто подмена одного понятия другим. Сторонники второгоподхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однаконеобходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласнотрактовке В.П. Беспалько, является учащиеся и преподаватели. Технология жеявляется характеристикой того способа обучения, которой заложен в педагогическойсистеме и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде.Несмотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система»,данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, т.к.технология включает в себя не только методику, но и такой важнейший элементпедагогической системы, как система средств обучения. В русле третьего подходатехнологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, акак оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некийалгоритм. Не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающийнаиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровнеразвития общества. Технология — это не оптимальный и наиболее эффективныйспособ, а любой способ обучения, отвечающий требованиям технологичностипроцесса.
Кромепредставленных 3-х подходов, уже достаточно точно обозначившихся впедагогической литературе, понятие «технология» употребляется, по крайней мере,еще в 3 смыслах:
1. Каксиноним понятия «методика» или «форма организации обучения»;
2. Каксовокупность всех использованных в конкретных педагогической системе методов,средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения ит.п.);
3. Как совокупностьи последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт сзаданными свойствами.
Термин«технология» лучше использовать педагогу в третьей трактовке, которая сохраняетпервоначальный, пришедший из промышленного производства, смысл.
Впервыетермин «технология» появился несколько столетий назад, в период становленияпромышленности. Другими словами, это период перехода от ремесленничества кмашинному производству. Рассмотрение истории развития производства позволяетпредположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит поцепочке: случайный опыт > ремесло > технология.
В педагогикетермин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., подтехнологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в которомосновную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обученияпод управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая рольдолжна отводиться средству обучения. При технологии обучения учитель не обучаетучащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функциистимулирования и координации деятельности учащихся. Итак, в технологияхобучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.
Структуратехнологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:
1.Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отборобучаемых в группы (классы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школахдоказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительнаядиагностика и отбор необходимы в большинстве случаев при начале изучениякакого-либо курса, предмета.
2. Мотивацияи организация учебной деятельности учащихся. При введении технологии обученияэто направление в работе учителя приобретает особенно важное значение.Взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приноситьрадость и удовольствие. Поэтому основная задача учителя при внедрениитехнологии обучения — привлечение учащихся к занятиям познавательнойдеятельностью и поддержка этого интереса.
3. Действиесредств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения,осуществляющийся через взаимодействие учащихся со средствами обучения. На этомэтапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не сучителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средствомобучения.
4. Контролькачества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессуконтроля. В технологии компоненты организации деятельности и контроляравнозначны — это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока.
Необходимозаметить, что использование средств обучения возможно на любом этапе учебногопроцесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае,когда средство обучения используется на ключевом этапе — этапе учебнойдеятельности. Использование средств обучения на всех других этапах говориттолько о той или иной степени полноты используемой технологии.
В некоторыхслучаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения ивзаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становитсявозможным, если средства обучения играют ведущую роль, а цель обучения ставитсядиагностично.
Взгляд натехнологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения,ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввидутого, что технология предполагает предварительное определение диагностичнойцели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установкадиагностичной цели в образовании. В соответствии с Законом Российской Федерации«Об образовании»(1992г.) само образование представляет собой совокупностьпроцессов обучения и воспитания. Для обучения можно определить диагностичнуюцель. В качестве таковой может выступать определенный объем учебного материала,способов действий, которые необходимы человеку в дальнейшем при подготовке кпрофессиональной деятельности. Таким образом, в обучении возможно построение ииспользование на практике технологий. Во-первых, они повышаютпроизводительность труда учителя. Во-вторых, контроль результативности обучениякаждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся всоответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. В-третьих,перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает времяучителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуальногои личностного развития учащихся. В-четвертых, так как для любой технологии цельопределяется очень точно (диагностично), то использование объективных методовконтроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведенииконтроля (предвзятость или предрасположенность учителя). В-пятых, созданиетехнологии обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровняквалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровнейосвоения учебных дисциплин учащимся во всех образовательных учреждениях.В-шестых, технологизация создает предпосылки для решения проблемыпреемственности образовательных программ школьного и профессиональногообразования.
Ведущимзвеном любой технологии является средство обучения, это позволяет сделатьвывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В соответствии склассификацией средств обучения по 3-м уровням (учебное занятие, предмет, весьпроцесс обучения) технологии обучения также можно разделить на 3 уровня:
– технологиязанятия;
– технологияпредмета;
– технологияпроцесса обучения.
Из занятий,проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:
– занятия илиэлементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различныхтехнических средств контроля, позволяющих сразу оценить качество знаний;
–лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно сиспользованием разработок.
В системеобщего профессионального образования, «технология» формирует у учащихся системутехнологических знаний и умений, закладывающую основы для успешнойпрофессиональной деятельности.
Чрезвычайноважно, что «технология» может стать вершиной образовательного процесса, еслиправильно понимать сущность образования и технологичность дисциплины. Онавенчает образование не только, в том смысле, что аккумулирует знания всехдисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретноедействие, которые воплощают в созданных предметах окружающего мира.
Такимобразом, современный смысл терминов «педагогическая технология», «технологияобучения» раскрывается при акценте на ведущее звено «технологии» — средствообучения.
В настоящеевремя педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязаннуюсистему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, илипланомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированногопедагогического процесса.
3.Модульное обучение в профессиональной школе
Сущностьмодульного обучения
Модульноеобучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. вСША, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многиепрогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.
Насовременном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных исистемных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективнуюреализацию дидактического процесса.
Котличительным особенностям модульного обучения относят:
• обязательную проработкукаждого компонента дидактической системы и наглядное проиллюстрирование его вмодульной программе и модулях;
• четкую структуризациюсодержания обучения, последовательное изложение теоретического материала,обеспечение учебного процесса дидактическими материалами и системой контроляусвоения знаний, позволяющими корректировать процесс обучения;
• вариативность обучения,адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросамобучающихся.
Цельмодульного обучения — создание наиболее благоприятных условий для развития личностиобучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособлениедидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовойподготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательнойдеятельности по индивидуальной учебной программе.
Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельнойработе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной изотдельных модулей (модульных единиц). Каждый модуль представляет собойзаконченное профессиональное действие, освоение которого идет пооперациям-шагам.
Модульнойпрограммой реализуется комплексная дидактическая цель, включающая в себяинтегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обеспечиваетконкретный модуль. Содержание модуля структурируют на учебные элементы (УЭ),которым соответствуют частичные дидактические цели, причем каждый учебныйэлемент должен соотноситься с определенным функциональным элементомпрофессиональной деятельности.
Принципы иподходы к проектированию модульной программы
Дидактическаясистема модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется наоснове общих и специфических научных принципов. При проектировании модульнойпрограммы необходимо учитывать следующие общие принципы:
• компоновка содержанияучебного процесса вокруг базовых понятий и методов;
• систематичность илогическая последовательность изложения учебного материала;
• целостность ипрактическая значимость содержания;
• наглядность представленияучебного материала.
К специфическимпринципам проектирования модульной программы относятся: модульность,структуризация, динамичность, гибкость, паритетность, реализация обратнойсвязи, осознанная перспектива.
Всоответствии с принципом модульности обучение должно строиться поотдельным модулям как основным средствам усвоения обучающимися учебнойинформации о предполагаемой профессиональной деятельности. Выделение модулейпроисходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоениезнаний, умений и навыков строится через систему действий.
Принципструктуризации требует разделения учебного материала модуля на структурные элементы-шаги,перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержаниеобучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.
Принципдинамичности обеспечивает вариативность модульных программ, изменение их сучетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализацииобучаемых.
Принципгибкости определяетпостроение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались кизменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, киндивидуальным законам и уровням подготовки обучаемых.
Принциппаритетности предполагает субъект — субъектные отношения между педагогом иобучаемым.
Принципреализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля,коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля.
Принципосознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являютсясформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких идальних перспектив.
В теории ипрактике модульного обучения в профессиональной школе выделяются два подхода:предметно — деятельностный и системно -деятельностный. На основе этихподходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которыхпроцесс обучения или целиком, или в рамках конкретного предмета (предметов)ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов профессиональнойдеятельности и содержания модульной образовательной программы.
Вразрабатываемых концепциях подготовки специалистов модульные образовательныепрограммы имеют различный состав и структурное построение. В документах онимогут быть представлены в различных формах, но три основных компонентавключаются обязательно: целевая содержательная программа, банк информации,методические руководства для обучаемых.
Рассмотрим краткиехарактеристики двух подходов.
В контексте предметно- деятелъностного подхода проектирование модульной образовательнойпрограммы осуществляется на основе анализа профессиональной деятельностиспециалиста, его умений и навыков. Затем определяется перечень дисциплин, ихсодержание, необходимое для обучения конкретной профессии. На заключительномэтапе формируется модульная образовательная программа, включающая блочныйучебный план и комплект модульных программ учебных предметов.
В основемодульных программ профессионально-обязательных учебных предметов лежат модули,представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульнойпрограммы учебного предмета составляется пакет обучающих модулей.
Существуюттри варианта составления пакетов обучающих модулей:
а) применениеразработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, их адаптация кконкретным условиям;
б) трансформациянакопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающиемодули;
в) созданиеобучающих модулей на проектной основе.
Одним извариантов системно — деятельностного подхода к модульнымтехнологиям является концепция профессионального обучения «Модули трудовыхнавыков» (МТН — концепция), разработанная Международной организацией труда.
Для МТН — концепции характерны:
• ориентация на целостноеобучение с отсутствием деления на учебные предметы;
• основные функциипедагогики: координирующая, консультационная и контролирующая;
• адаптация киндивидуальным потребностям и возможностям обучаемого;
• наличие свободноговременного фактора.
Итак, сутьтехнологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемогоуровня компетентности обучаемых на основе соответствующих принципов и подходовосуществляется укрупненное структурирование учебного материала, выборадекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных насамостоятельный выбор и прохождение обучаемым полного, сокращенного илиуглубленного варианта обучения.
4. Инновационныетехнологии в профессиональном образовании
В условияхобразовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрелаинновационная деятельность, направленная на введение различных педагогическихновшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы егоорганизации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательнуюдеятельность.
Кинновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения,технологию проектного обучения и компьютерные технологии.
Интерактивныетехнологии обучения
Впсихологической теории обучения интерактивным называется обучение,основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологииинтерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний,формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействийпедагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит втом, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания но,прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.
При этомпроцесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться,взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить,решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций,ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
Винтерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместороли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия —субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, асредство для освоения действий и операций).
Всетехнологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Воснову классификации положен признак воссоздания (имитации) контекстапрофессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.
Неимитационныетехнологиине предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. Воснове имитационных технологий лежит имитационное илиимитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения стой или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Рассмотримнекоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.
Проблемнаялекция предполагаетпостановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. Впроблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение втеоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знанийучащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированныхпроблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные сконкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждаетучащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельноответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу,активизирует внимание обучаемых.
Семинар-диспутпредполагаетколлективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей еедостоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общенияего участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умениевести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения,лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспутемогут быть различными: докладчик, содокладчик, оппонент, эксперт, ассистент идр.
Учебнаядискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализепроблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ навопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.
С цельювовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативногообучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается навзаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идеяучебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальныеусилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели(например, найти варианты решения проблемы).
Технологияработы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
• постановка проблемы;
• формирование малых групп(микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателяоб ожидаемом участии в дискуссии;
• обсуждение проблемы вмикрогруппах;
• представление результатовобсуждения перед всей учебной группой;
• продолжение обсуждения иподведение итогов.
«Мозговойштурм» ставитсвоей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся отинерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного ходамыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяетсущественно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.
Основныепринципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенныхучастниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическаяигра выступаетважным педагогическим средством активизации процесса обучения впрофессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый долженвыполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в егопрофессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализацияи трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ееразвитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов: подготовка, проведениеанализ.
Вовлечение вдидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее моделиспособствует системному, целостному освоению профессии
Стажировкасвыполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором «моделью»выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, аимитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условиестажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя)определенных действий в реальных производственных условиях.
Имитационныйтренинг предполагаетотработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различнымитехническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановкапрофессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническоесредство (тренажеры, приборы и т. д.).
Технологиипроектного обучения
Игровоепроектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатомбудет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен вусловия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские.Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученическихбюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональнойдеятельности обучаемых.
Технологияпроектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебногопроцесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализациюличности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физическихвозможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе созданияновых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебныетворческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа: исследовательский(поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности,выбор конструкции и материалов, разработка конструкторско-техническойдокументации по организации рабочего места); технологический (выполнениетехнологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдениетехнологической, трудовой дисциплины, норм охраны труда, экологической итехнической безопасности); заключительный (контроль и испытание изделия;экономическое обоснование, маркетинговые исследования; подведение итогов).
Учебныйтворческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).
Впояснительной записке должны быть отражены:
• выбориобоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта,генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;
• описание этаповконструирования объекта;
• выбор материала дляобъекта, дизайн-анализ;
• технологическаяпоследовательность изготовления изделия, графические материалы;
• подбор инструментов,оборудования и организация рабочего места;
• охрана труда и техникабезопасности при выполнении работ;
• экономическое иэкологическое обоснование проекта и его реклама;
• использование литературы;
• приложение (эскизы,схемы, технологическая документация).
Кпроектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность,экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.
Технологияпроектного обучения способствует созданию педагогических условий для развитиякреативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему длятворческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.
Компьютерныетехнологии
Компьютерныетехнологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информацииобучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшеераспространение получили такие технологические направления, в которых компьютерявляется:
• средствомдля предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
• средствоминформационной поддержки учебных процессов как дополнительный источникинформации;
• средством для определенияуровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
• универсальным тренажеромдля приобретения навыков практического применения знаний;
• средством для проведенияучебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
• одним из важнейшихэлементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
Насовременном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываютсяи используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так иавтоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных,теоретических, практических, колирующих), компьютерные программы, которыеуправляют процессом обучения.
Развитие компьютерныхтехнологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные дляобразовательных целей технические и программные новинки. В первую очередь, этоаппаратура для работы с компакт-дисками — CD-ROM (от англ. Compact Disk ReadOnly Memory — устройство для чтения с компакт-диска) и CD-RW (от англ. CompactDisk Read/Write — устройство для чтения и записи на компакт-диск),позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) нанебольшом и недорогом носителе.
Возросшаяпроизводительность персональных компьютеров сделала возможным достаточноширокое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональноеобучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяютрасширить области применения компьютеров в учебном процессе.
Новыевозможности в системе профессионального образования открывает гипертекстоваятехнология. Гипертекст (от англ. hypertext — «сверхтекст»), илигипертекстовая система, — это совокупность разнообразной ин формации, котораяможет располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах.Основная черта гипертекста — это возможность переходов по так называемым гиперссылкам,которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либоопределенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера можетбыть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут«путешествия».
Современнуюгипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которойлегко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т.п.
Автоматизированныеобучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии,обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемойинформации. Использование динамического, т. е. изменяющегося, гипертекстапозволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать одиниз возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающиесистемы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическимили текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.
Применениекомпьютерных технологий в системе профессионального образования способствуетреализации следующих педагогических целей:
• развитие личностиобучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональнойдеятельности;
• реализация социальногозаказа, обусловленного потребностями современного общества;
• интенсификацияобразовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационныетехнологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируютпрофессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, накотором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях,приближенных к реальным.
Заключение
Даннаякурсовая работа посвящена теме: «Технологии профессионального обучения». Работасостоит из одной главы и четырех пунктов, в них мы рассмотрели сущность,функции и принципы профессионального обучения; категории «технология»,«педагогическая технология», «технология обучения»; модульное обучение впрофессиональной школе; инновационные технологии в профессиональномобразовании.
Технологиипрофессионального образования являются составной частью системы образованияпрофессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышениекачества знаний, формирование мировоззрения обучающихся.
В завершениикурсовой работы можно сделать вывод, что:
• эффективностьобразовательного процесса в значительной степени определяется адекватнымвыбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения;
• выбор технологии обучениядиктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разныхучебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использованииразными преподавателями;
• выбор технологии обученияопределяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствамиобучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнемпрофессионально-педагогической культуры преподавателя.
Мы, считаем,что данная курсовая работа имеет практическую значимость, и может пригодиться впедагогической деятельности.
Списокиспользуемой литературы
1. Батышев С.Я.«Профессиональная педагогика». М.: Ассоциация «Профессиональное образование»,1997 год.
2. Бордовская Н.В., РеакА.А. Пед: учебное пособие, — СПб.: Питер, 2008г.
3. Подласный И.П. Пед:учебник – М.: Высшее образование, 2006 г.
4. Селивончик Г.И.Лекции подисциплине «Общая и профессиональная педагогика» 2008 год.
5. Симоненко В.Д. – Общая ипрофессиональная педагогика – М.: Вентана-граф, 2006 год
6. Столяренко А.М. Общаяпедагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов_М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 год
7. Кукушин В.С. Введение впедагогическую деятельность: учебное пособие. Изд-е 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Ростон/Д, 2005 год
8. Чернилевский Д.В.,Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современногопрофессионального образования. М.: МГИЦ, 2002 год.