Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ социальных технологий вработе с приёмными родителями, опекунами ипопечителями
1.1 Нормативно-правовая база семейного устройства ивоспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Социально-педагогические технологии в работе сприёмными родителями, опекунами и попечителями
Введение
Тема курсовой работы «Технологии опеки и попечительствадетей, оставшихся без попечения родителей на примере г. Биробиджана» обоснованазначимостью явления возрождения института опеки и попечительства в связи сувеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В детских домах и приютах, домах — ребёнка, школах — интернатахРоссии воспитываются и постоянно проживают 260 000 детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется около 130 тысяч такихдетей [10]. Это не просто официальная статистика.
Это статистика, за которой скрывается не какая-тообезличенная масса людей, а абсолютно конкретные дети, которые очень нуждаютсяв семье.
Для этих детей государственное учреждение вынужденностановится единственным домом. Возможным разрешением этой катастрофическойситуации, может быть предотвращение социального сиротства и продвижениесемейного устройства детей и поддержки со стороны государства тем семьям, укоторых дети находятся под опекой и попечительством.
Самыми злободневными проблемами остаются беспризорность,сиротство, детская преступность и наркомания. По данным Минздравсоцразвития, впоследние годы удалось сократить детскую беспризорность на 5 тыс. — до 3,5 тыс.детей. В то же время />вРоссии насчитывается более 740 тыс. так называемых социальных сирот, из которыхоколо 500 тыс. растут в неблагополучных семьях. Ежегодно около 160 тыс. детейуходят из дома. Свыше 200 тыс. ребят находятся в государственных учреждениях. Сегодняв стране 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов длядетей сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационныхцентров для детей и подростков. [11]
В настоящее время одной из наиболее значимых социальныхпроблем России является преодоление этих негативных явлений, создание и деятельностьинститутов опеки и попечительства, профессиональной замещающей семьи.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей,на фоне сокращения числа усыновлений российскими гражданами заставилосоответствующие органы государственной власти и местного самоуправления активноискать приемлемые в современных условиях формы устройства детей и технологии впродвижении детей в приёмные семьи.
Повышение эффективности социальной поддержки семей с детьмиявляется одной из ключевых задач современной государственной семейной политики.Действующая в настоящее время система государственной социальной поддержкисемей с детьми претерпевает значительные изменения. Это в первую очередьсвязано с реализацией приоритетных национальных проектов, а также с концентрациейусилий государственных органов власти на сбережении человеческого потенциала.
Важным здесь является факт поддержки высшими органамигосударственной власти взаимосвязи этих направлений социальной политики сположением семьи и демографической ситуацией в России. Программно-целевоймеханизм их реализации обеспечивает стабильность и стратегическуюнаправленность реализуемых мер.
Этот процесс начал широко обсуждаться общественностью,профессионалами и экспертами. Поиск оптимальных решений ведется с учетом мировогоопыта, привлечения средств массовой информации, дискуссий, столкновенийразличных взглядов и концепций.
Ясно одно — каждый ребенок, как это закреплено вмеждународной Конвенции о правах ребенка, имеет право на воспитание в семье. [1]Устройство ребенка-сироты в замещающую семью — безусловный приоритет социальнойполитики современной России. Семья во всех странах сохраняет значение одной излидирующих ценностей, а институт />/>бракапризнается наилучшей формой существования семьи. [12]
С 1 сентября 2008 г. вступил в силу новый Закон «Обопеке и попечительстве», который впервые в России охватывает все вопросыопеки и попечительства. Ранее они содержались в различных законодательных актахи регламентировались Семейным, Гражданским и другими правовыми актами.
Таким образом, тема исследования является приоритетной, злободневнойи актуальной.
Объектом исследования курсовой работы являются приёмныеродители, опекуны и попечители, дети, оставшиеся без попечения родителей ивзаимодействие между ними.
Предметом исследования является: особенности общих ичастных технологий, применяемых в процедурах выявления, учёта и устройствадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи под опеку.
Цель исследования — исследование основных проблемсоциальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попеченияродителей.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать опеку и попечительство как правовой исоциальный институт в системе гражданского общества;
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами идетьми, оставшимися без попечения родителей;
3. Изучить технологии профилактики и предупреждениясиротства и создания условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей для полноценной жизни и интеграции их в общество.
Тема курсовой работы является животрепещущей в общественномсознании и над ней работают многие учёные правоведы и специалисты по социальнойработе: Холостова Е.И., Павленок П.Д., Н. А Баринов, В.В. Витрянский, Т.Б. Кононова,Л.О. Красавчикова, М.В. Антокольская и другие.
Работа имеет практическую значимость, которая выражается ввозможности применения исследованных технологий в деятельности всех субъектовзащиты прав детей — органов опеки и попечительства, комиссий по деламнесовершеннолетних и защите их прав, управлений, комитетов социальной защитынаселения, Фонда для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Глава 1. Теоретический анализ социальных технологийв работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями
1.1 Нормативно-правовая база семейного устройства ивоспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время создана и законодательно закрепленацелостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся безпопечения родителей.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей,регулируется рядом Международных и Федеральных законодательных актов. Основнымииз них являются Конституция РФ (ст.38, 39), Конвенция ООН о правах ребёнка от20 ноября 1989г. Ст. 20,21, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральныйзакон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попеченияродителей», Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 «Об опеке ипопечительстве» и другие законодательные акты.
Во исполнение федерального законодательства принят целый рядподзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ «О приемнойсемье», Постановление Правительства РФ «О государственном банкеданных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля заего формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «Обутверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновитьребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», ПостановлениеПравительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранныхгосударств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерациии контроле за ее осуществлением».
В разделе 6 Семейного Кодекса РФ законодательнорегламентируются ситуации, связанные с воспитанием детей, оставшихся безпопечения родителей. Глава 18 посвящена защите прав и интересов детей,оставшихся без попечения родителей (ст.121), выявлению, учету и устройствутаких детей (ст.122, 123). Деятельность, регламентированная этим разделом,может осуществляться только органами опеки и попечительства, являющимисяорганами местного самоуправления. Недопустимость посреднической деятельности поусыновлению детей зафиксирована в статье 126. Дети, оставшиеся без попеченияродителей, подлежат передаче на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство)или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в учрежденияразличных типов: воспитательные, в том числе детские дома семейного типа,лечебные учреждения социальной защиты и другие.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попеченияродителей, является усыновление (удочерение) детей (глава 19). В статье 124перечисляются категории детей, в отношении которых допускается усыновление (удочерение).Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних и только в их интересах,с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое,духовное и нравственное развитие.
Ст.125 регламентирует порядок усыновления ребенка. Усыновлениедетей рассматривается судом с обязательным участием усыновителей, органов опекии попечительства, а также прокурора. Порядок учета детей, подлежащихусыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, зафиксирован в статье 126. Определяютсятребования к лицам, имеющим право быть усыновителями (ст.127). Обстоятельстваусыновления с согласия опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителейучреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей,приводятся в статье 131. Статья 132 содержит положение: если ребенок достигвозраста десяти лет, необходимо его согласие на усыновление. Исключениевозможно только, если он считает усыновителей своими родителями. По статье 133при усыновлении необходимо согласие супруга усыновителя.
Изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка, датыи места его рождения, а также запись усыновителей в качестве родителей ребенкарегламентировано ст.134-136. Правовые последствия усыновления ребенка изложеныв статье 137.
Отношения усыновителя и усыновленного приравниваются кродственным. Особо оговаривается сохранение за усыновленным ребенком права напенсию и пособия (ст.138). Тайна усыновления ребенка охраняется законом, и этоположение закреплено в статье 139.
Ситуации отмены усыновления ребенка, включая егопоследствия, регламентированы ст.140-144. Они разрешаются в судебном порядке сучастием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
В главе 20 дается описание правил установления опеки наддетьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, и попечительства — в возрастеот четырнадцати до восемнадцати лет. Дети, над которыми может быть установленаопека или попечительство, лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями)детей, права детей, находящихся под опекой (попечительством), права и обязанностиопекуна (попечителя) ребенка — ограничения по всем этим вопросам заключены в ст.145,146, 148, 150. Об опеке (попечительстве) над детьми, находящимися ввоспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты, и их правахговорится в ст.147 и 149.
Законодательство, связанное с образованием приемной семьи, приводитсяв главе 21. Образование приемной семьи осуществляется на основании договора,который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями(супругами или отдельными гражданами), ст.151. Договор о передаче детей на воспитаниев семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образованиядетей; права и обязанности приемных родителей, включая их оплату труда; льготы,предоставляемые приемной семье по законам субъектов РФ; обязанности поотношению к приемной семье органа опеки и попечительства; кроме того, основанияи последствия прекращения такого договора (ст.152).
Условия подбора приемных родителей изложены в статье 153. Условияпередачи детей на воспитание в приемную семью приводятся в статье 154. Оноосуществляется с учетом их мнения, а для достигших возраста десяти лет — с ихсогласия. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев,когда это отвечает их интересам. Дети, переданные в приемную семью, сохраняютправа на алименты, пенсию, пособия, другие социальные выплаты, правособственности или пользования жилым помещением в соответствии с жилищнымзаконодательством, а также правами, предусмотренными ст.55-57 Семейного Кодекса.Содержание детей, переданных в приемную семью, регламентировано статьей 155.
Раздел 7 содержит применение семейного законодательства,описанного предшествующими разделами, к семейным отношениям с участиеминостранных граждан и лиц без гражданства.
Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) определяетсязаконодательством государства, гражданином которого является ребенок порождению. Если хотя бы один из родителей является гражданином РФ, он вправеобращаться за установлением отцовства (материнства) в дипломатическиепредставительства или в консульские учреждения РФ (ст.162).
Права и обязанности родителей и детей (ст.163), а такжеалиментные обязательства (ст.164) определяются законодательством государства,на территории которого они имеют совместное место жительства. При егоотсутствии права определяются законодательством государства, гражданиномкоторого является ребенок или лицо, получающее алименты.
Подробно Семейный кодекс РФ регламентирует усыновление (удочерение),происходящее с участием иностранных граждан или лиц без гражданства. Усыновление(удочерение) и отмена его производятся в соответствии с законодательствомгосударства, гражданином которого является усыновитель, или где он имеетпостоянное место жительства. При усыновлении (удочерении) на территории РФиностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегосягражданином РФ, должны быть соблюдены требования большого количества статейнастоящего Кодекса и учтены положения международного договора РФ омежгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Защита прав изаконных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностраннымигражданами или лицами без гражданства, осуществляется в пределах, допускаемыхнормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, вкоторых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Постановкана учет регламентируется Правительством РФ.
С 1 января 2008 г., в соответствии с Федеральным законом от 29декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»,полномочия по опеке и попечительству, включая полномочия по выявлению и учетудетей, оставшихся без попечения родителей и их устройству, переданы смуниципального уровня на уровень субъектов РФ. В соответствии со ст.14.1, 15.1,16.1 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городскихокругов с 1 января 2008 г. наделяются правом на участие в осуществлениидеятельности по опеке и попечительству.
В целях оказания органам исполнительной власти субъектов РФметодической помощи Министерства образования и науки РФ направило 25 июня 2007г. «Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке ипопечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ». Это даловозможность выстраивать региональную систему организации семейного устройства. Рядсубъектов РФ сохранил данные полномочия за региональными государственнымиорганами, остальные — делегировали их в соответствии с законодательствоммуниципальным образованиям. Соответствующие изменения были внесены взаконодательство субъектов РФ.
В апреле 2008 г. был впервые принят Федеральный закон «Обопеке и попечительстве», который вступил в силу c 1 сентября 2008 г. Всвязи с его принятием с 1 сентября вступили в силу также изменения, внесенные вГражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и ряд других законодательных актов.
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Обопеке и попечительстве» и Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 49 — ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с принятием Федерального закона „Об опеке ипопечительстве“ внесли ряд корректив в нормативную основу организациидеятельности по семейному устройству. Наиболее существенные из них.
Категория детей, подлежащих семейному устройству. Согласност.123 Семейного кодекса РФ, передаче в семью на воспитание подлежат дети,оставшиеся без попечения родителей. Измененная редакция ст.121 Семейногокодекса расширяет и уточняет трактовку понятия отсутствия родительскогопопечения, включив в него случаи создания действиями или бездействием родителейусловий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих ихнормальному воспитанию и развитию.
Формы семейного устройства. Ст.123 Семейного кодексаРФ сохранила действовавший ранее перечень форм семейного устройства — усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, патронатнаясемья (последняя — в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ). Вместе стем приемная семья и патронатная семья фактически становятся разновидностямиопеки и попечительства (различными видами договора об осуществлении опеки ипопечительства, ст.145 кодекса).
Опека на возмездной основе. Закреплена возможностьустановления опеки и попечительства по договору, на основании акта органа опекии попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих своиобязанности возмездно (п.7 ст.145 Семейного кодекса).
Возможность назначить несколько опекунов (попечителей).
Закреплена возможность, исходя из интересов лица,нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, назначить ему несколькихопекунов или попечителей (п.7 ст.10 ФЗ „Об опеке и попечительстве“).
Институт предварительной опеки. В случаях, если винтересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимонемедленно назначить опекуна или попечителя, органу опеки и попечительствапредоставлено право принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акто предварительных опеке или попечительстве, ст.12 ФЗ „Об опеке ипопечительстве“). Опекуны в этом случае назначаются без предварительнойпроверки сведений о его личности.
Дополнительное правовое регулирование передачи детей-сиротпод надзор в организации. В Семейный кодекс вводится новая 22 глава,регулирующая вопросы устройства детей в организации. Следует отметить расширениеперечня таких организаций: в неговключены образовательные организации,медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги,некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям,ради которых они созданы. Организациям для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, вменено в обязанность обеспечить условия пребывания в нихдетей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РоссийскойФедерации. Впервые на уровне федерального законодательства для такихорганизаций закреплена возможность осуществлять временную передачу детей всемьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Такая передача, согласноновой редакции Семейного кодекса РФ, не является формой семейного устройства иосуществляется на срок не более чем 1 месяц (при наличии исключительныхобстоятельств — продлевается с согласия органа опеки, непрерывный срок — неболее 3 месяцев).
Подготовка замещающих родителей. Впервые введенынормы, касающиеся подготовки приемных родителей (ст.153 Семейного кодекса РФ),граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принятьдетей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иныхустановленных семейным законодательством формах (ст.6 ФЗ „Об опеке ипопечительстве“).
Реализация различными организациями ряда полномочийорганов опеки и попечительства. Согласно п.4 ст.6 ФЗ „Об опекеипопечительстве“ полномочия по выявлению лиц, нуждающихсявустановлении над ними опеки или попечительства, а также поподбору иподготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либопринять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание могутосуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации,оказывающие социальные услуги, или иные организации, в томчисле длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке,которые установлены Правительством Российской Федерации. Большинствопредусмотренных современными технологиямиэтапов и видов деятельности врамках организации семейного устройства детей, оставшихся без попеченияродителей, в настоящеевремя получили свое закрепление в федеральномзаконодательстве, что позволяет в полной мере использовать их для повышенияэффективности работы.
Информирование граждан о возможности принять детей,оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Безорганизации широкого информирования населенияорганизовать работу посемейному устройству не представляетсявозможным.
Как отмечается в рекомендациях Министерства образования инауки РФ, реализация данного направления требует планирования и организации нарегулярной основе работы по информированию населения (в первую очередьнаселения соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования)о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Указаннуюинформацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому: нателевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированныхпрограммах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попеченияродителей), в сети Интернет, в печатных средствах массовой информации, вбуклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовыеотделения, в общественных местах, в государственных, муниципальных инегосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, втранспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактическихучреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках),зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, впочтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации,организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в видеобъявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иныхтехнических средств стабильного территориального размещения). Как рекомендуетМинистерство образования и науки РФ, размещаемая информация должна содержать втом числе сведения о различных формах семейного устройства детей, об органах иучреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенкана воспитание в семью (адреса, контактные теле-
фоны, время приема и т.д.), о предъявляемых требованиях ккандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; озаконодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачидетей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, о детях,которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан. При создании ираспространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следуетруководствоваться требованиями ст.8 Федерального закона „О государственномбанке данных о детях, оставшихся без попечения родителей“.
Ведение базы данных потенциальных замещающих семей.
В соответствии с п.10 ст.8 ФЗ „Об опеке ипопечительстве“, органы опеки и попечительства ведут учет граждан,выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей,оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание. Учет должен вестисьв порядке, определяемом Правительством РФ.
1.2 Социально-педагогические технологии в работе сприёмными родителями, опекунами и попечителями
Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемногоребенка можно представить как сложную динамику образования новой семейнойсистемы, в которой выделяются свои этапы и кризисы, так как вхождениеребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройствапорождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самойсемейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условияхжизни в семье „группы риска“ и сиротском учреждении установками поведенияи взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вноситсвои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Кроме того, наадаптацию замещающей семьи и приемного ребенка влияет равнодушное, а нередко — и отрицательное отношение общества к детям-сиротам. Это отношение переносится ина семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняетпривлечение семей для организации замещающей семейной заботы. Важной проблемойявляется и профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка кнормальной семейной жизни. Поэтому необходимым условием успешной адаптацииребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системыпедагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающейсемьи, которое позволило бы проводить обучение и подготовку семей к приемудетей, специально готовить ребенка к помещению в семью, профессиональнопомогать, ведя семью после помещения в нее ребенка. В противном случае,замещающая семья не сможет выполнить своих задач. Стихийно созданные,несопровождаемые замещающие профессиональные семьи либо перестают существоватьв качестве замещающих, либо в них приемные дети живут в ситуации эмоциональногоотторжения, что противоречит целям замещения. Наиболее приемлемым вариантомвыхода из данного круга проблем является создание единогосоциально-образовательного комплекса — системы межведомственного непрерывногопсихолого-педагогического сопровождения замещающей семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи-это система психолого-педагогических мер, направленныхна предотвращениесемейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семьеи обеспечивающих такиепсихолого-педагогические исоциально-психологические условияжизнедеятельности замещающих родителейи ребенка, которыеспособствуют полноценному развитию и социализацииличностиприемного ребенка и повышению психолого-педагогическойкомпетентности замещающих родителей.
Процесс психолого-педагогического сопровождения — этоцикличный процесс, он представляет собой механизм следующих действий:
1) планирование (разработка) индивидуальных программсопровождения;
2) реализация этих программ;
3) мониторинг программ;
4) анализ достигнутых результатов и снова планированиепрограмм с учетом достигнутых результатов и возникших проблем.
К социально-педагогическим услугам, предоставляемым замещающимсемьям, относятся:
а) социально-педагогическое консультирование;
б) социально-педагогическая диагностика и обследование личности;
в) содействие в организации обучения на дому приемных детей-инвалидови детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
г) содействие в организации профессиональной ориентации,
профессионального обучения и трудоустройства приемных детей;
д) содействие в проведении мероприятий для приемных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семье оказываетсяна экологическом, непосредственно семейном и индивидуальном уровнях.
Экологический уровень — это созданиеобщественно-поддерживающих механизмов для приемного ребенка. Главное на этом уровне- сформировать положительное общественное мнение в отношении замещающих семей ипривлечения ресурсных семей (в качестве потенциальных кандидатов).
При этом используются следующие информационные технологии.
1) Привлечение средств массовой информации (установление контактовс заинтересованными представителями СМИ, приглашение СМИ в семьи и намероприятия с участием семей). Как показал опыт, на начальном этапецелесообразней привлекать местные СМИ, так как к ним выше уровень довериянаселения, особенно в сельской местности. Однако при дальнейшем продвижениисемейного устройства на региональный уровень все большее значение сталаприобретать поддержка в региональных и общероссийских СМИ — она позволяетповысить общественный статус замещающих семей.
2) Наружные носители (плакаты, объявления, листовки) преимущественнорешают задачу информирования населения и распространения контактной информации.
3) Огромную роль в привлечении кандидатов играют волонтеры изчисла действующих и бывших замещающих родителей, которые при непосредственномобщении со знакомыми, соседями, коллегами и др. делятся своим успешным опытомвоспитания приемных детей. По аналогии с техникой „вирусной“ социальнойрекламы, такая информация распространяется среди населения быстрей, болееадресно и вызывает больше доверия, чем идущая по официальным информационнымканалам.
На экологическом уровне перед специалистами стоит задача по созданиювокруг приемного ребенка и замещающей семьи общественно-поддерживающей сети. Такаясеть включает в себя не только друзей, коллег, учителей, родственников, (в томчисле возможно кровных родственников ребенка), но и реабилитационное пространство- территориальную систему учреждений, организаций и структур, принимающихучастие в реабилитации ребенка и поддержке замещающей семьи.
Непосредственно семейный уровень охватывает работу ссемьей на всем протяжении ее существования, включая ее подбор, подготовку исобственно сопровождение. На данном уровне решают следующие задачи:
а) разработка, внедрение и стандартизация услуг, помогающих
замещающим семьям;
б) изменение приоритетов в способах реагирования органов
опеки и попечительства — передача ребенка, оставшегося безпопечения родителей на воспитание в замещающие семьи;
в) преодоление межведомственной разобщенности,нескоординированности в деятельности органов государственной власти и местногосамоуправления по защите прав детей.
На индивидуальном уровне акцент делается наактуализации у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровеньличностного функционирования и успешную социализацию. Здесь институализируетсяпрактика отдельных, экспериментальных школ и курсов по подготовке родителей идетей к замещающей заботе.
Особым видом работы по психолого-педагогическомусопровождению замещающей семьи является повышение уровнямедико-психолого-педагогической компетентности родителей детей с особыминуждами (психологически неустойчивых детей, детей-инвалидов). Психическоеразвитие таких детей, как правило, нарушено в связи с вынужденной обособленностью,одиночеством, ограниченностью жизненного пространства, отсутствием вхождения всреду сверстников. При этом далеко не у всех детей наблюдаются выраженныенарушения развития и поведения, с которыми, по мнению родителей, стоитобращаться к специалистам. Между тем часто именно такие неявно выраженныепроблемы в развитии служат причиной стойкой неуспеваемости, нарушенияповедения, асоциальных поступков.
Помощь и поддержку в воспитании детей родители могутполучить благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля,прежде всего социального педагога и психолога, а также общению с другимиродителями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность специалистов с замещающей семьей включает триосновных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную,психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая поддержки семьи включаетв себя три направления деятельности социального педагога: обучение родителей (предотвращениевозникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры ипсихолого-педагогической компетентности родителей) и помощь в воспитании детей,а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).
Психологическая составляющая поддержки семьи включаетв себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье в периодкратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.
В посредническую составляющую поддержки семьи входяттри пункта:
а) помощь в организации семейного досуга;
б) помощь в координации (активизация различных ведомств ислужб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положенияконкретного ребенка);
в) информирование (обеспечение семьи информацией по вопросамсоциальной защиты).
В основе модели большинства замещающих семей лежаттеоретические и практические основы педагогической поддержки детей вобразовании, психологической помощи семье, социально-педагогического патронажасемьи.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семейвключает в себя следующие направления:
а) психолого-педагогическое просвещение каксовокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыковобеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты егоинтересов;
б) гармонизация детско-родительских отношений;
в) гармонизация супружеских отношений;
г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей,
обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскуюроль, воспитательную функцию.
По первому направлению (психолого-педагогическомупросвещению) акцент делается на ознакомление замещающих родителей с процессомсоциализации ребенка, на формирование у них представлений о потенциальныхвозможностях неродных детей, о том, что направленность личности и „Я-концепция“,а также первоначальная образовательная среда создаются семьей.
Наиболее удачными формами реализации данного направления,как показывает опыт, являются: организация родительского обучения,индивидуальных встреч и групповых занятий, работа телефона доверия, созданиеродительского клуба, проведение в его рамках неформальных встреч родителей,детей и консультантов, издание памяток. Хорошо зарекомендовали себя такжегрупповые дискуссии. [21]
Кроме того, в ходе консультативной работы была выявленанеобходимость психолого-психиатрического консультирования замещающих родителей.Наиболее распространенными оказались проблемы родителей-усыновителей, а такжеродителей „проблемных“ детей, связанные с их личностнымиособенностями, педагогическими установками и социальной ситуацией:
1) эмоциональные проблемы (повышенный уровень тревоги,депрессивность, астеничность, выраженная эмоциональная перегрузка, состояниерастерянности);
2) физическая перегрузка, усталость; социальное одиночествородителей (отсутствие родственников, эмоциональной и материальной поддержки);
3) отсутствие взаимопонимания с детьми;
4) недостаточный уровень педагогической компетентности;
5) неадекватные требования к ребенку, завышенные ожидания,не соответствующие индивидуальным психическим особенностям ребенка и его способностик обучению;
6) психическое нездоровье родителей (как пограничныепсихические расстройства, так и серьезные психические заболевания, нуждающиесяв применении психотропного лечения) [22]
Второе направление — гармонизация детско-родительскихотношений — ориентировано на установление положительных контактов, ихсвоевременное корректирование, предупреждение и преодоление непродуктивныхконфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере взросленияпоследних. Главными аспектами содержания гармонизации детско-родительскихотношений должно быть:
1) познание своего приемного ребенка, происходящих в немизменений и на их основе формирование четких представлений у приемных родителейо стратегии своей воспитательной деятельности;
2) укрепление веры в свои возможности как воспитателя,формирование родительской позиции;
3) понимание сущности конфликтов между взрослыми и детьми,освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного поведения.
Третье направление — гармонизация супружескихотношений- призвано обеспечить благоприятный социально-психологический климатсемьи, так как с принятием в нее ребенка не только супруги вынуждены изменятьсвой образ жизни, но и в развитии семьи наблюдаются перемены. Особенностьюсемьи теперь следует считать переплетение разных этапов ее жизнедеятельности водном, так как появление ребенка переводит ее в разряд молодых семей, асформированный стереотип межличностных отношений задерживает ее в фазебездетности. В этой ситуации каждый член семьи стремится к утверждению поразному. В результате этого наблюдается нарушение устойчивости, возникаютпротиворечия, неудовлетворенность друг другом. Следовательно, необходимовключение взрослых членов семьи в деятельность по осмыслению происходящихизменений и осознанию путей, приемов, обеспечивающих подчинениежизнедеятельности семьи особым требованиям новой ситуации.
Решить названные выше задачи позволяют прежде всегоконсультирование, диагностика, обучение приемам согласования, использованиепсихотерапевтических методик, тренингов типа „Шаг навстречу“. (Метод:Тренинг построен в виде увлекательной игры, в которой на равных принимаютучастие родители и дети. В ходе тренинга и дети, и родители погружаются винтересный мир совместной творческой деятельности: это и рисование, и театральныеэтюды, и решение сложных командных задач).
Четвертое направление — гармонизация внутреннегосостояния родителей — стремится помочь замещающим папам и мамам снятьнапряжение, определить пути самосовершенствования, формировать адекватныепредставления о проявлениях негативных последствий принятия ребенка в семью,возможных вариантах правильного поведения, порядке своих действий,предостерегает их от ошибок, объясняет им необходимость соблюдения ряда условий.Здесь также эффективны индивидуальное консультирование, семейные тренинги,формы групповой работы по показаниям. [21]