МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТРАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДАБЕЛОРЕЦКА И БЕЛОРЕЦКОГО РАЙОНА
РЕФЕРАТ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯРАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Содержание
Введение
1. Понятиедети группы риска
2. Факторы и причинывозникновения категории детей «группы риска»
3. Социально-педагогическаядеятельность с детьми группы риска
4. Организациясоциально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»
5. Технологии работы сдетьми группы риска
6. Обучение школьниковгруппы риска с помощью урочной системы
Заключение
Литература
Введение
Человек невесь в человеке, мы идем к себе из далека, и пока идем, многое может с намислучиться.Человек есть усилие быть человеком.Если нет этого усилия — неизбежнадеградация.
М.Мамардашвили
Кризисныеявления современной жизни, в частности усиление тенденции асоциального,ненормативного поведения учащейся молодёжи, заставляют задуматься о причинахрасшатывания и ослабления, казалось бы, очень прочной системы «семья, школа,общество». Причин такого положения множество. Одна из них, и весьмасущественная,— падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение.
Нужен былспециалист по работе с молодежью широкого профиля, способный как организоватьдосуг школьника, так и оказать ему необходимую психолого-педагогочиескуюпомощь.
Социальный педагогпоявился в массовой школе сравнительно недавно, введение этой должности былообусловлено прежде всего складывающейся в начале 90-х годов ситуацией в областивоспитания подрастающего поколения. В последствии же сфера деятельностисоциального педагога стала ограничиваться не только определенной группой детей– трудными. В поле его деятельности находятся все дети образовательногоучреждения, в том числе и так называемые дети группы риска.
Статистиканеумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или троедетей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс.детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений срединесовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления,иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, нерешаются рецидивисты. Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. Запоследние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшнымнедугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов — в 17,5раза. Наркотики проникли в школы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке,рок концерте, просто на улице. От них никто не застрахован. Наркоманамистановятся как дети из бедных семей, так и из очень обеспеченных.Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Ежегоднорастет их число среди беременных и детей (1.4) Анализ социального влияния наличность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у30% средства массовой информации. Только у 20% школа, у 10% улиц. И это всепоследствия как политики государства, так и падения общества, где вовремя небыла оказана не помощь, а иногда даже просто поддержка детям, оказавшимся взатруднительном положении. Данная категория детей требует к себе повышенноговнимания, и основная цель взаимодействия с ними – это не допустить переходаребенка в категорию трудного, девиантного со всеми вытекающими отсюдапоследствиями, вовремя увидеть и предупредить, оградить от наступающей беды.
Поэтому цельработы – рассмотрение теоретических вопросов взаимодействия социальногопедагога с детьми группы риска, изучение алгоритма работы с такими детьми.
1. Понятиедети группы риска
Одним изсамых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональнойдеятельности социального педагога является социально-педагогическая работа сдетьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, ноназывают при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогическизапущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным)поведением, дети группы риска и др.
Федеральныйзакон «об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принимает за основу термин«дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает один из критерии ихдифференциации — дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельностькоторых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые немогут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи(5.59). Эти обстоятельства могут быть различными и зависеть не только отребенка, но и от семейного уклада жизни.
Разныеназвания отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, всвою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения«трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» данытаким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности,проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такаяточка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношенииэтих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции«обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы.Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые мерывоспитательного воздействия (нередко с участием милиции).
Понятия«дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеютсоциальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуютданную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствияей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогическойдезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты сучителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершениеправонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы,бродяжничество, попытки суицида и т. д. (1.91).
Одним изсамых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований даннойкатегории детей является понятие «дети группы риска».
Слово риск означаетвозможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного,нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят одетях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействиемнекоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Приэтом речь фактически идет о двух аспектах.
Первый аспект— это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группариска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритетаобщественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей ит.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность дляокружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальнымнормам и правилам.
Второй аспект— и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло впоследнее время — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются вобществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценногоразвития.
2. Факторы и причинывозникновения категории детей «группы риска»
Ребенокнаходится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причемэта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный,и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается егоуспешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.
Детиприобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они такимирождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от нихфакторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
•медико-биологические (состояние здоровья, наследственные иврожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмывнутриутробного развития и т.д.);
•социально-экономические (материальные проблемы семьи,неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизниродителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
•психологические (неприятие себя, невротические реакции,эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстникамии взрослыми и т.д.);
•педагогические (несоответствие содержания программобразовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическимособенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интересак учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьникаи т.д.).
Именно подвоздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относятследующие категории детей:
•дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженнойклинико-патологической характеристики;
•дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющихюридической силы обстоятельств;
•дети из неблагополучных, асоциальных семей;
•дети из семей, нуждающихся в социально-экономической исоциально-психологической помощи и поддержке.
Процессразвития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектамикоторого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношениеразнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенномпространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности.Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует наформирование личности ребенка.
Однакосоциальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками,социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения вповедении. Приведем некоторые причины таких девиаций (отклонений):
· отклоненияот нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическомздоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуацияхарактера);
· нарушенияв сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем,изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый,отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфликтен, отчужден,бесконтролен, исключаемый из семьи);
· ошибкипедагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальныхстимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивостьпредъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося,конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником иучителями и др.);
· ошибкисемейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство»,«загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие уродителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот овоспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда;конфликты в семье и др.;
· социальныепричины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
· психотравмирующиеситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).
Нередко врезультате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. Воснове противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы,обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера,ложного самоутверждения, группового поведения.
С возрастомтакое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранееспланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становятсяосновными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждениеи браваду.
Такие дети,как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к, разногорода негативным последствиям психологического и социального характера.
Это понятиевысвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковуюсоциальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с однойстороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, вкоторой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных,психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапногоосвоения и разрешения. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке ихсоциального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации.То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их ксоциуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы,не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими (9. 111).
3.Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска
Любаяпроблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогическийподход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основуразработки социально-педагогических технологий работы с ними. Эти технологии частичнобудут рассмотрены ниже. При этом необходимо учитывать, чтосоциально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основныесоставляющие:
·выявлениедетей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
·непосредственнаяиндивидуальная или групповая работа с детьми.
Комплексностьпроблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы сдетьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всегосоциальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Этообусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятсяпрактически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенокне обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей,проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа можетобеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опаснойситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включаетцелый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность)и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия вобщественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его вжизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальнойпомощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешениеличностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки).
В работе струдными детьми важно реализовывать следующие направления:
·переводсоциальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающейсреды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитанияс целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых онсможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений,конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных передсобой целей);
·воспитаниенравственно-правовой убежденности;
·формированиеадекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
·развитиеэмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой,адекватно реагировать на педагогические воздействия;
·включениев социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранномребенком виде деятельности;
·организацияпедагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги,другие взрослые);
·предупреждениеневротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера,неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
·обеспечениеблагоприятного социально-психологического климата;
·способствованиезаполнению пробелов в знаниях.
Работасоциального педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться какна работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическомподходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Особоезначение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведенияприобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
Дети иподростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными вобщении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы,социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могутоказаться бесплодными.
Профессиональнуюпомощь специалисту может оказать методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова (1985 г.).
Контактноевзаимодействие — это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающаяу другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность ввысказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительныеотношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструментисследования, изучения и коррекции.
Целью примененияметодики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности впроцессе общения.
Взаимодействиесоциального педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1.Расположение к общению.
2.Поиск общего интереса.
3.Выявление возможных положительных для общения и демонстрируемыхкачеств.
4.Выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5.Стремление к положительным установкам в поведении партнеров.
На каждойстадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретныезадачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживанияпостоянных отношений с девиантными подростками (9. 112).
4. Организациясоциально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группыриска»
Социально-педагогическоевзаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций сучащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилийспециалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Классныйруководитель представляетсоциальному педагогу данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:
·участиеучащегося в общественной жизни класса;
·приемлемые(позитивные) качества личности;
·взаимоотношениясо сверстниками;
·досуговыепредпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
·какововлияние семьи;
·имеютли место конфликты в классе и их причины;
·какаяработа проводилась с подростком и насколько результативно.
Социальныйпедагог:
·приводитвсе сведения в систему;
·проводитконсультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками,учителями-предметниками;
·посещаетуроки, на которых возникают проблемы;
·ставитсоциальный диагноз;
·привлекаетк сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае необходимости,принимается решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующиеучреждения.
/>
/>
Заместительдиректора по воспитательной работе (ВР) в случае отсутствия положительного результатаработы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом и психологоморганизует педконсилиум с участием учителей-предметников, классногоруководителя, социального педагога, психолога.
Директоршколы осуществляеткоординацию усилий всех вышеперечисленных участников взаимодействия; в случаенеобходимости принимает решение:
· оприглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;
· ходатайствеперед ПДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполненияродительских обязанностей;
· направленииподростка на Комиссию по делам несовершенно летних;
· вынесениивопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения (9.104).
5. Технологии работы сдетьми группы риска
Каждая извыделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспеченасвоими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можноразделить на две группы:
· организационныесоциально-педагогические технологии;
· социально-педагогическиетехнологии индивидуальной работы.
Организационныесоциально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группыриска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповойработы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направлениядеятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы исоставляющие социально-педагогической технологии.
1. Формированиебанка данных детей и подростков группы риска.
Даннаяфункция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так какпозволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемынесовершеннолетних.
Инициатива созданияцелостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу иосуществляться им совместно с инспекторами отделов предупрежденияправонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутреннихдел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования,социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
В целостныйбанк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательногоучреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:
· изсемей, находящихся в социально опасном положении;
· безнадзорныхили беспризорных;
· занимающихсябродяжничеством или попрошайничеством;
· содержащихсяв социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальныхприютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальныхучебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихсяв социальной помощи и (или) реабилитации;
· употребляющихнаркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либоодурманивающие вещества;
· совершившихправонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
· совершившихправонарушение до достижения возраста, с которого наступает административнаяответственность;
· освобожденныхот уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи сизменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправлениенесовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мервоспитательного воздействия;
· неподлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, скоторого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания впсихическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
· обвиняемыхили подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны мерыпресечения, не связанные с заключением под стражу;
· получившихотсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
· состоящихна учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
· состоящихна внутришкольном учете;
· состоящихна учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Приформировании банка данных уточняются следующие позиции:
· каковыоснования постановки на учет;
· какиеструктуры работают с подростком;
· какаяработа проводится для разрешения проблемы;
· чтоеще можно предпринять для разрешения данной проблемы;
· нетли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.
На данномэтапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организаторадолжностного, подчас формального взаимодействия различных организаций,призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдаетпринципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только дляслужебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцируетпроблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самымосваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональноепринятие и переживание детских проблем.
2.Диагностикапроблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих всферу деятельности социального педагога. Данная функция необходима для уточнениясоциальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения окотором поступили в банк данных.
Для этогосоциальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями,родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальныйпедагог:
· изучаетиндивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности,трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяетих причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
· исследуетусловия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.
· Социальныйпедагог использует в работе апробированный и утвержденный пакетпсихолого-педагогической диагностики.
При этомважнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическоенаблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так ипоследующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка исоциального педагога.
3.Разработкаи утверждение программ социально-педагогическая деятельности с ребенком,группой, общностью. По результатам диагностики социальный педагог определяет сутьпроблемы или совокупности проблем, подбирает адекватныепсихолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешениякак индивидуально, так и в группах.
Индивидуальныесоциально-педагогические программы разрабатываются с целью оказаниясвоевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемусяв социально опасном положении.
Групповыепрограммы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков,выявленных в ходе диагностики.
Общественныепрограммы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам иличасти школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.
Индивидуальные,групповые и общественные программы разрабатываются с привлечениемпредставителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств,административных органов.
Всеразрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:
•целесообразности методов, форм и средств социально-педагогическойдеятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб,ведомств и административных органов;
•прогнозируемости;
•измеряемости ожидаемых результатов.
Проектыиндивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируютсясоциально-психологической службой, научными консультантами и выносятся наобсуждение методического совета или педагогического совета образовательногоучреждения.
4.Обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог, являясь, в зависимости отцелей и задач программ, посредником между учащимся и образовательнымучреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомстви административных органов,/выступает одно временно в нескольких ролях.Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по деламнесовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразноцелям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных креализации программы сторон; организует реализацию и осуществляетиндивидуальные социально-педагогические программы; организует, координирует,контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественныхпрограмм; отслеживает результаты; информирует: комиссию по деламнесовершеннолетних' о результатах взаимодействия межведомственных структур пореализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директорашколы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатахвзаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ; начальникауправления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур повыполнению программ.
5.Консультирование. Данная функцияпредполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешениисоциально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальныйпедагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы,консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.
6.Межведомственные связи социального педагога. Работая в составе социально-психологическойслужбы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляетсвою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, атакже ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другимизадействованными в этой работе лицами.
Межведомственныесвязи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленнымисоблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.
Социальныйпедагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрациейшколы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями ислужбами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамкахгосударственной системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних.
Социальныйпедагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетнихв случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когдапредставителями системы профилактики возложенные на них функции исполняютсяненадлежащим образом.
Реализацияфункциональных направлений деятельности социального педагога в рамкахорганизационной технологии создает каркасную основу для применения определенныхсоциально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы сдетьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.
Социально-педагогическиетехнологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Они также имеютсвои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое,локальное назначение:
· во-первых,позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность иизменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу иучитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во все времяработы с ребенком, по окончании социально-педагогического взаимодействияспециалиста и ребенка;
· во-вторых,содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, чтоневыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости еговыполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшеннойсоциально-педагогической ситуации;
· в-третьих,сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положенияребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примернов 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и егосемьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Содержаниетой или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой)работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы,которые наиболее характерны для детей группы риска.
Одной изтаких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетнимиалкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая ужеприобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многихспециалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовойинформации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работыпо проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетнихотводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этотспециалист может обеспечить в школе:
· профилактикуопасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической,токсической);
· оказаниеиндивидуальной конфиденциальной помощи сопровождения детям, уже имеющим проблемыс данными зависимостями.
· сдетьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себяследующие направления деятельности социального педагога.
Социально-педагогическаятехнология индивидуально-групповой профилактической работы
Формированиеи исследование базы данных детей, склонных к зависимостям.
Социальныйпедагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный —закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям,который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом изразнообразных источников.
2. Разработка«портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Ее цель —конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних вданном учреждении.
Осуществляяразработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагогреализует диагностические технологии и разнообразные методы исследованиясоциальных ситуаций несовершеннолетних для определения:
· типоввеществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества,медицинские препараты);
· опытаупотребления веществ;
· источниковприобщения к веществам;
· местраспространения веществ;
· очаговвозможного возникновения зависимостей;
· отношениянесовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) краспространению, г) к возможной помощи.
3.Исследованиеисточников информации о несовершеннолетних,
склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.
Даннаяфункция — очень важный компонент работы социального педагога, связанный снеобходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации онесовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, ихпроблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информацияможет поступать.
Социальныйпедагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики,профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивныйобмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества,уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназваннымипроблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классныйруководитель, психолог, родители.
4.Разработкасхем организации контактов с детьми и родителями.
Организацияположительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальнымиклиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:
· вустановлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними вусловиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможнымтрудностям;
· вдонесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости дляпреодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самогоребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующейконфиденциальность и тайну обращения;
· вналаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшимокружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет,интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.
В условияхконтакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектоввзаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное иэмоциональное удовлетворение.
Основнымипринципами организации контакта должны выступать: эмоциональное иинтеллектуальное сопереживание; заинтересованность; содействие; доверие.
5. Консультирование.Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; способа оказанияпомощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенныепроблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним,обращающимся с разнообразными вопросами.
6.Разработкапрограмм профилактической работы.
Этонаправление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективноговзаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реальноскладывающихся на предшествующих этапах работы.
Программыиндивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы сзависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогомтолько под контролем научного консультанта — профессионального специалиста повопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этойобласти, и др.).
Ведяиндивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:
•обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитываякоторые, он начинает решение своих проблем;
•помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
•содействовать в определении шагов по выходу из проблемнойситуации;
•способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам,способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центровсоциальной, психологической, медицинской помощи и др.).
Программыгрупповой профилактической работы могут быть разработаны как:
информационно-пропагандистские;ролевые; игровые; деловые; досуговые; направленные на формирование устойчивогоположительного отношения к возможностям собственного здоровья и негативногоотношения к возможностям употребления веществ, вызывающих зависимость.
Особенностисоциально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны,она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок,ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети,получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опаснойситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамкахсоциально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатахгуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем иорганизатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии сребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальнойпедагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценностипедагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним егопсихологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были быобеспечены и управленчески, и технологически.
Это означает,что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповойпрофилактической работы социальный педагог должен быть:
· наделенясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям,находящимся в социально опасной ситуации;
· обеспеченна уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничестваи взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивноевлияние на решение проблем несовершеннолетнего;
· включенв целостную региональную систему контроля и анализа результатовпрофилактической работы структур управления, учреждений, организаций;
· обеспеченнаучно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.
Кроме того, ондолжен обладать следующими личностными ц профессиональными характеристиками:
•стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
•умением устанавливать и поддерживать положительные контакты иотношения с детьми, педагогами;
•способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бышокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
•готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностнымиособенностями они ни обладали.
В своейиндивидуально-профилактической работе с ребенком находящимся в социальноопасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими«заповедями»:
· Ненавреди.
· Неоценивай.
· Принимайчеловека таким, каков он есть.
· Соблюдайконфиденциальность.
· Соблюдаймеру взаимного откровения с клиентом, но со храняй некоторую дистанцию.
· Неотнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
· Минимумспециальных терминов.
· Соблюдайпринцип добровольности.
Оказаниеиндивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы сопасными для здоровья зависимостями — задача еще более сложная, чем эффективнаясоциально-профилактическая работа по проблемам наркомании. Самостоятельносоциальный педагог способен оказывать такого рода квалифицированную помощьтолько при условии получения специальной подготовки в форме второго высшего илидополнительного образования, подтвержденных соответствующим документом. Восновном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник,организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы снаркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь(наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической,медицинской помощи и др.) (1. 89-101).едсовет
6. Обучение школьниковгруппы риска с помощью урочной системы
Большинстводетей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается,замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе,сопереживания со стороны родителей, учителей.
Как писалА.С.Макаренко, такому подростку на каждом шагу мерещится несправедливость, онуже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любомслове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы.
Как правило,дети группы риска неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации.Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешаетнеспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение.
Наблюдение запроцессом обучения детей группы риска позволило определить, в чем состоят ихосновные трудности при выполнении учебного задания. Это слабая ориентация внем, непродуманность действий, невозможность выделить в объекте достаточноечисло его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий,неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость,несобранность, быстрая утомляемость.
Учебно-познавательнаядеятельность школьника стимулируется не только посредством использованияинтересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но ихарактером отношений педагога и учеников в процессе обучения. В атмосферелюбви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьнику гораздолегче решать учебно-познавательные задачи. Видя, как ценятся его достоинство,самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к своему росту.
Подросткуважно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют ему и поэтомусоветуются. При этом необходимо, чтобы содержание обучения, при котороморганизуется такая воспитательная среда, позволяло школьнику высказывать своемнение, давать советы, строить предположения, выбирать, словом, быть активнымучастником.
Педагогунужна вера в возможности каждого ребенка, и отклонения в его развитии следуетрассматривать в первую очередь как результат недифференцированного подхода кнему.
Активностьшкольника в учебном процессе зависит от:
• его личнойзаинтересованности в получении знаний;
• уровня учебных умений инавыков;
• взаимоотношений,сложившихся между ним и конкретным учителем, стиля их общения;
• характеравзаимоотношений, принятых в конкретном ученическом коллективе, классе;
• отношения родителей илидругих лиц к процессу получения образования в целом и к отдельным предметам вчастности;
• стиля преподавания,взаимоотношений между педагогами, сложившихся в данной школе;
• егосоциально-профессиональной ориентации, общественного мнения о необходимости(важности) той или иной учебной дисциплины и т.д.
Высокийуровень познавательной активности формируется только при наличии всехперечисленных факторов или если большинство из них представлены в оптимальномварианте для конкретного ученика. Деформация или негативное изменение одного изфакторов влияет на остальные. На практике редко можно наблюдать идеальное сочетаниевсех вышеназванных условий. Поэтому педагоги и психологи ищут механизм,способный установить баланс между ними.
Ситуацияуспеха ученика, организованная педагогом, может стать одним из такихмеханизмов. Необходимо разделять понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация— это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам успех —результат той или иной ситуации. Именно ситуацию и способен организоватьучитель (А.С.Белкин).
Успех связанпрежде всего с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытываетчеловек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции,субъект деятельности и в следующий раз с охотой возьмется за подобную работу.Следовательно, надо помочь школьнику однажды достичь положительного результата итем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности.Отметим, что успех имеет особое значение для школьников, которых относят кгруппе риска.
В работе сними учитель применяет различные приемы, обсуждает вопросы разного характера: счастичным содержанием ответа; требующие сравнения двух похожих, но нетождественных предметов; вопросы «Почему?» (позволяют установитьпричинно-следственные связи), «С чего начнем работать?», «Что будем делатьпотом?» и др. Кроме того, зачитывается план предстоящей деятельности, учащимсяпредоставляется выбор правильного варианта среди других, ошибочных, постепенносокращаются «дозы» помощи, похвалы и поощрения, заранее продумываются возможныеварианты ошибок при выполнении заданий, происходит смена видов деятельности.
Педагогическиеи психологические исследования показывают, что ключом к созданию ситуацииуспеха является готовность учителя вести диалог, если он организует учебнуюдеятельность в предлагаемой последовательности:
1)установкана определенную деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решениюучебной задачи);
2)обеспечение деятельности, ее разбивка на операции (созданиеусловий для успешного решения);
3)сравнение полученных результатов с требуемыми (осознанноеотношение к результату своего учебного труда).
Учебныйдиалог предполагает деловые отношения с ребенком. Совместная работа имеет смысллишь в том случае, если учитель нужен, если без него ученик не справится, еслиработа представляется ему притягательным испытанием (С.Т.Шацкий).
Педагогуважно знать, что именно, по мнению подростков, является диалогом.
«Во-первых,для них диалог на уроке — это комфортная доброжелательная обстановка, когда нестрашно высунуться, выступить, когда нет опасности получить негативную оценкусобственной личности или поведения.
Во-вторых,диалог на уроке — это поощрение активности того, кто задает вопрос, высказываетсвое мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть иобсудить то, о чем говорится.
В-третьих,диалог на уроке — это спор, защита собственной позиции. Диалог на уроке — этоотсутствие занудства, динамичность, шутки, смех.
В-четвертых,диалог на уроке — это пояснение того, что непонятно, попытка докопаться доистины. Диалог на уроке — это совместный творческий поиск, когда все вместепытаются решить учебную проблему или задачу. Это то, что интересно.
И, наконец,диалог на уроке — это ценная и хорошая форма взаимодействия. Но у подростковесть сомнение, что учитель сумеет сделать его таким, как им хочется. Этосомнение хотелось бы разрешить утвердительным ответом: «Учитель сможет этосделать!», особенно если он будет чаще вдумываться и вчувствоваться в то, чтохотят сказать его партнеры по диалогу — ученики» (Л.А.Регуш).
Проведенноенами исследование показало: для того чтобы диалог («простейшая единицаличностно ориентированного обучения») состоялся, надо владеть целым комплексомумений, которые можно разделить на две группы.
В первуюгруппу вошли умения, необходимые учителю при подготовке и планировании учебногодиалога. Он должен:
· отобратьучебный материал с учетом субъектного опыта учащихся, на основе котороговозможна организация диалога;
· выделитьстержневые вопросы для обсуждения;
· наметитьмодель взаимообщения учителя и учеников;
· подобратьдидактические материалы, стимулирующие диалогичное взаимодействие.
Другая группаумений нужна педагогу уже в процессе ведения диалога и включает умения:
· работатьс учетом субъектного опыта школьника;
· правильноставить вопросы;
· неиспользовать вопросы, предполагающие ответы «да», «нет»;
· невысказывать отрицательных суждений;
· обобщатьвысказывания школьников, придавая им научный характер.
Кроме того,для создания благоприятного климата, поддержания творческой и доброжелательнойатмосферы, необходимо:
· проявлятьуважительное отношение к ученикам;
· персонифицироватьпоощрения за хорошую работу и участие в диалоге;
· оказыватьсвоевременную и дифференцированную помощь;
· демонстрироватьдоверие к детям;
· отказатьсяполностью от сарказма, усмешек и т.д.
· проявлятьсвой личный энтузиазм (Л.М.Митина);
· стимулироватьинтерес школьников;
· оказыватьпомощь школьникам в выработке у них позитивной самооценки (7. 39-41).
Стоитотметить, что представленный комплекс умений, настраивающих учителя на диалог,не является исчерпывающим. Это только лишь своеобразная подушка безопасностидля педагога и ребенка, старт для более успешного взаимодействия.
Заключение
Ребенок –существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оновырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку– задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школеи в семье. Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свойжизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа – это тоже важнейшийинститут в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовыйпродукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее школа– единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, изкирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция семьи и школы ввоспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасениябудущего поколения, чтобы сегодняшние дети группы риска не превратились визгоев общества в деморализованных преступных элементов.
Деятельностьсоциальных педагогов обусловлена наличием какой-либо определенной проблемы, внашем случае это дети группы риска, состоящие из множества категории: отодаренных детей, до детей с ограниченными возможностями, и увы, девиантныхдетей. Создание на базе школ своеобразных социально-психологических комплексов,а точнее служб, одна из разновидностей решения проблемы. Также наличиеопределенных социально-педагогических технологии, которые только начинаютвнедряться в школы, способно оказать реальную помощь специалисту в работе сдетьми группы риска, так как складывается своеобразный алгоритм взаимодействияс детьми. Хотя, как уже отмечалось, дети непредсказуемы, поэтому любаятехнология должна иметь в своем багаже большой набор методов и методик, то естьбыть вариативной.
Есливыстраивать определенную ступеньку работы с детьми, то она будет выглядетьследующим образом:
· выявлениедетей группы риска;
· диагностированиетаких детей, изучение проблем таких детей;
· составлениеопределенной программы профилактики или коррекции;
· воплощениепрограммы в жизнь;
· подведениеитогов, коррекция полученных результатов.
Такова схемаработы с ребенком или группой в упрощенном варианте. К разрешению проблем детейвозможно привлечение специалистов различного уровня и соответствующихорганизации.
Стоитотметить, что эффективность работы будет зависеть от ряда обстоятельств: желаниясамого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного подхода врешении проблемы.
Рассмотретьвсе нюансы работы с детьми группы риска в таком формате не представляетсявозможным. Были даны только тезисные аспекты работы социального педагога сданной категорией детей.
Литература
1. Галогузова М.Н.Социальная педагогика. М., 1999.
2. Дети«группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: МатериалыМеждунар. науч.-практ. конф. — М., 1998.
3. Детигруппы риска: Материалы междунар. семинара. — СПб., 1998.
4. Детис девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. —М., 1992.
5. Методикаработы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса,2003. 96с.
6. Проблемы,методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современныхусловиях. — М., 1994.
7. СушковаФ. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группыриска//Воспитание школьников. -2002 -№3. – С.39-41.
8. ШакуроваМ.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие дляВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
9. ШишковецТ. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. 2005. – 209с.