Содержание
Введение
Раздел I. Системапрофориентационной работы во вспомогательной школе
1.1 Структурапрофессиональной ориентации
1.2 Особенностисклонностей и профессиональной направленности умственно отсталых школьников
1.3 Современное состояниесистемы профориентации во вспомогательной школе
Раздел II.Профессиональные предпочтения учащихся 10-го класса вспомогательной школы
2.1 Этапы проведенияисследования профессиональных предпочтений учащихся 10-го класса вспомогательнойшколы
2.2 Результаты исследования
Заключение
Выводы
Литература
Приложение
Введение
В настоящеевремя возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихсяшкольников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей,выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условияхсовременного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Этимвопросами занимались такие исследователи как: Турчинская К.М., ВиноградоваМ.Д., Чистякова С.Н., Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н.
Некотораячасть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелыенеквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершаютпрофессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако тем не менее ите, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которыеобуславливаются рядом факторов:
— психологическойнеготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствиемясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувствосоциальной не защищенности;
— неадекватнойсамооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своихвозможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— неспособностьюадекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностьк преодолению определенных профессиональных трудностей и др.[15; 75]
Такимобразом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствуетпрофессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, чтов решении этой проблемы существенную роль может сыграть системаорганизационно-методических и практических мероприятий по профессиональнойориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихсявспомогательной школы, ставящая целью не только предоставление информации омире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующаяличностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить своииндивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтомупрофориентационная работа во вспомогательной школе должна быть нацелена наактуализацию профессионального самоопределения учащихся.[14; 64]
Объектисследования – профориентационная работа и профессиональное самоопределениеумственно отсталых подростков.
Предметисследования – профессиональные предпочтения у умственно отсталых подростков.
Цельисследования: изучение особенностей профессиональных предпочтений у подростков10-го класса вспомогательной школы.
В исследованиибыли поставлены следующие задачи:
теоретическипроанализировать исследования проблемы профессиональной ориентации иформирования профессионального самоопределения;
изучениеспецифики профессиональных предпочтений у умственно отсталых подростков;
сравнитьуровни адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностяму учащихся 10-го класса вспомогательной школы;
наметитьосновные пути, способствующие взаимодействию, согласованности в работе всехучастников учебно-воспитательного процесса по проблеме развития у учащихсяспособностей к профессиональному и личностному самоопределению.
Висследовании были применены следующие основные методы:
Анализпсихолого- педагогической литературы и исследований по проблеме профориентации.
Подбор ииспользование диагностического комплекса по выявлению профессиональныхпредпочтений у умственно отсталых школьников (беседа, опрос, анкетирование).
Беседа,интервью с администрацией и педагогами вспомогательной школы.
Раздел I.Система профориентационной работы во вспомогательной школе
1.1 Профессиональнаяориентация. Её содержание и формы
Профессиональнаяориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная наудовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении ипотребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры. [30;5]
Профессиональнаяориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных наформирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностейв соответствии с личными способностями является органической частью воспитательнойработы учебных заведений. [2; 64]. Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагаетцеленаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с однойстороны, на изучение учащегося, с другой — на понимание объективных условий, вкоторых будет осуществляться его трудовая деятельность.
На практикеже зачастую между трудовым воспитанием и работой по профессиональной ориентацииочень трудно выявить связи. Исследования ряда авторов показывают, чтопрофориентационная работа в школе, как правило, рассматривается изолированно,как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве оттрудового воспитания учащихся. То есть «параллельно» работают двесистемы — система трудового воспитания и система профессиональной ориентацииучащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации,то логическим результатом ее работы, показателем гражданской зрелости учащегосяи, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станетпрофессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии.
Профессиональнаяориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем,объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Организационно-функциональная — деятельность различныхсоциальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательномувыбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности, сучетом специфики деятельности, на основе принципа координации.
Логико-содержательная — профессиональноепросвещение, развитие интересов и склонностей учащихся, максимальноприближенных к профессиональным; профессиональная консультация,профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация.
Личностная — личность школьникарассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения,характеризующаяся: активной позицией, то есть стремлением к творческойдеятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональнойдеятельности; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов,убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям, умениям, социальнымнормам и ценностям, определяющим выбор профессии школьников и осознаваемых какличностно значимые; уровнем развития самосознания: представлением о себе, своихспособностях, особенностях характера.
Процесспрофессионального самоопределения обусловлен расширением и углублениемдеятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации и их личностнойустановкой на модель профессионала.
Управленческая — предполагает сбор иобработку информации о процессах, явлениях или состоянии системыпрофориентации, выработку программы действий, ее осуществление, регулированиевыполнения программы, разработку рекомендаций по ее совершенствованию.
Основныенаправления профориентации определяются задачами и конечной цельюпрофориентации. В основу всей воспитательной работы в школе по вопросампрофориентации учащихся должен быть положен принцип государственной заботы обудовлетворении потребности в кадрах различных отраслей народного хозяйства,науки, культуры и быта. Приспособление человека к внешней целесообразности, вчем бы она ни выражалась (заполнение трудовых вакансий, выбор школьниками пустьдаже необходимых обществу профессий и т. д.), не может выступать конечной цельюпрофориентации. Таковой является всестороннее развитие самого субъекта какличности. Решающим же условием гармоничного развития личности выступаеттворческое отношение человека к своей деятельности, увлеченность ею. Поэтомуформирование у школьников интереса и склонностей к избираемой профессии (в томчисле и рабочей), формирование профнаправленности — вот главное впрофессиональной ориентации. Ее конечная цель — подготовить подрастающеепоколение к сознательному выбору профессии.
Профориентациякак проблема является предметом исследования многих ученых. Изучением вопросовсодержания и структуры общей профориентации занимались А. Н. Волковский, М. Д.Виноградова, Е. Н. Вольский, О. И. Галкина, А. Е. Голомшток. В. И. Журавлев, Л.М. Зюбин, Н. И. Калугин, Г. М. Кочетов, Н. Д. Левитов. А. Д. Сазонов, В. Ф.Сахаров, В. Д. Симоненко, В. В. Чебышева, С. Н. Чистякова, Дульнев Р.М.,Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н., Кущенко И.В., Золотоверх В.В. и др.
Анализируяструктуру профориентации у всех исследователей, можно сказать следующее:
Ни один авторне отрицает необходимости проведения профессионального просвещения учащихся.Одни это называют профориентацией, другие — профинформацией, третьи — сообщением знаний о профессиях, четвертые — ознакомлением учащихся спрофессиями, пятые — профинформационной деятельностью. Суть одна. Подпрофессиональным просвещением понимается ознакомление учащихся с разными видамитруда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у нихуважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.
Профессиональнаяконсультация школьников также признается всеми авторами как фактор прямоговоздействия на выбор профессии. Некоторые авторы не называют этот раздел работы(и соответственно составляющий компонент в понятии профориентации)профконсультацией, но, раскрывая сущность индивидуальной работы с учащимися илиработы по изучению детей в целях их профориентации, они фактически говорят обэлементах профессиональной консультации. Под профессиональной консультациейпонимается помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и неопределившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов исклонностей, физиологических возможностей. Профконсультация — это не принятиерешения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный ипедагогически правильный.
Профконсультацияведется на основе длительного психолого-педагогического изучения учащихся впроцессе их обучения и воспитания в различных видах деятельности. Поэтому всеавторы в структуре профориентации изучение учащихся вводят или каксамостоятельный компонент, или рассматривают его как составную частьюпрофессиональной консультации. Очевидно, целесообразнее рассматривать обакомпонента в единстве, ибо без изучения интересов и склонностей учащихсяневозможна Профконсультация. Результаты изучения направлены на развитие иукрепление склонностей и способностей, а затем используются в периодпредварительного консультирования и собственно консультации. Однако для болеечеткого выявления структуры общей профориентации следует условно разграничитьэти компоненты.
Некоторыеавторы (Н. Д. Левитов, А. Е. Голомшток, Г. Галките, С. Н. Чистякова и др.)рассматривают предварительную трудовую подготовку учащихся к работе визбираемой отрасли самостоятельным компонентом профориентации. Такой подходвполне правомерен в профориентации подростков и старших школьников. Для тогочтобы еще больше отдифференцировать их профессиональные интересы, надо дать имдополнительные знания и навыки, помочь им реализовать первые «трудовыепробы». Это относится и к физическому развитию ученика, и к его психике, ик умственному развитию, и к профессиональным умениям и навыкам. Таким образом,теоретическая и практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности, какодно из средств дифференциации интересов и отработки практических умений инавыков, является самостоятельным разделом профориентационной работы сучащимися. Эта работа осуществляется в допрофессиональный и последующий,профессиональный периоды в школе посредством всей системы трудового обучения итрудового воспитания учащихся (общественно полезный, производительный труд,познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие видыдеятельности). Следует подчеркнуть, что «трудовые пробы» — этоцентральное звено единой подготовки учащихся к труду и сознательному выборупрофессии, при которой практически осуществляется профессиональное обучение ивоспитание и организуется долговременная преднамеренная работа по формированиюпрофинтересов. Важно педагогически правильно организовать трудовое обучение,внеклассную кружковую, факультативную работу, общественно полезный,производительный труд в школьных мастерских, в цехах и на участках предприятий,на фермах, в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах и т.д. Для этих же целей организуются творческие объединения старшеклассников(клубы и бригады по интересам), деятельность в Домах детского творчества и т.д.
Все авторы,как само собой разумеющееся, рассматривают вопросы трудоустройства выпускниковшкол. Однако лишь некоторые из них выделяют это в самостоятельный компонент профориентации(Я. Будкевич, О.И. Галкина, Л.М. Зюбин, В.В. Чебышева, Ю.И. Шпигель). Нельзяоставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчиватьвсю профориентацию в школе выдачей аттестата. Необходима непосредственнаяпомощь учащимся после окончания школы в реализации профконсультационных советови их намерений. Другой путь — контроль над реальным трудоустройством и проверка,таким образом, удачности выданного на консультации совета. Эта работанеобходима для накопления опыта и избежания ошибок при проведении профессиональнойконсультации. Этот вид деятельности школы в педагогической литературе называютпостконсультационным контролем.
Составнойчастью профориентации является профессиональный отбор (подбор). Профотборпроизводится в период распределения старшеклассников школы по профилямпроизводственной подготовки (в школьных мастерских, учебно-производственныхкомбинатах, на производстве) и при поступлении в профтехучилища и техникумы.
И, наконец,завершающий этап процесса профессионального самоопределения человека, по мнениювсех исследователей,- профессиональная адаптация, которая предполагаетприспособление обучающихся в школах по профилю трудового обучения и впрофтехучилищах (так же, как и в техникумах, вузах, на производстве) — кусловиям их профессионального труда, к производству в целом, к особенностямконкретной специальности. «Профессиональная адаптация характеризуетсятакими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей кконкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личноймотивации труда, зависящей от его содержания, влияния семьи и производственногоокружения. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальнойадаптацией» [34; 10]. Профессиональная адаптация вместе с постконсультационным контролем- это логическое завершение, финал всей работы по профориентации. И школа, ипрофтехучилище видят плоды своего труда, видят, насколько результативно онипоработали в процессе предварительного ориентирования и профессиональногообучения своих питомцев.
Такимобразом, учитывая все вышеизложенное, можно принять за один из приемлемыхвариантов структуры профориентации совокупность следующих компонентов:
Профессиональноепросвещение учащихся.
Предварительнаятеоретическая и практическая подготовка учащихся к работе в избираемой области.
Изучениеучащихся в целях профориентации.
Профессиональнаяконсультация.
Постконсультационныйконтроль.
Профессиональныйотбор (подбор).
Профессиональнаяадаптация.
Разумеется,последовательность профориентационной работы не линейна расположениюпредложенных компонентов.
По мнениюизвестного исследователя проблем профориентации и профессионального воспитаниямолодежи Н. Н. Дьяченко, собственно профориентация осуществляется в два этапа:первый — подготовка к выбору профессии (определение задач, составление планапрофессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося,проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося,предварительное ознакомление с профессиями), второй — выбор профессии(пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомлениес профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, клюдям труда, профконсультация, профессиональное определение). Затем осуществляетсяпрофотбор, уточнение профиля профессии (доориентация) в ходе профессиональнойподготовки в профтехучилище и, наконец, в процессе деятельности наступаетадаптация (или переориентация). [12; 65-70]. Только при проведении всего этого комплекса воспитательныхвоздействий на учащихся можно считать работу по формированию профессиональногосамоопределения, которую проводит школа и профтехучилище, правильной и научнообоснованной.
Профессиональнаяориентация школьников осуществляется в различных видах деятельности — познавательной, включающей и учебную, общественно полезной, коммуникативной,производительном труде, игровой, с учетом возрастных и индивидуальныхвозможностей и особенностей каждого школьника, способствующей накоплению егосоциально-профессионального опыта.
1.2Особенности склонностей и профессиональной направленности умственно отсталыхшкольников
Понятия«склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следуетрассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся иособенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального ифизического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопросо свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе.Вспомогательные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательногоотбора наиболее доступных для учащихся специальностей.
Сферавозможного приложения труда умственно отсталых носит относительно ограниченныйхарактер. Однако это не означает, что вспомогательная школа не может выполнитьсвоей основной социальной задачи — подготовить учащихся к самостоятельнойтрудовой жизни. Содержание профессионального обучения умственно отсталыхучащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям. [32;47]
Далеко не всевыпускники вспомогательной школы работают по полученной в школе профессии, таккак часто проявляется несоответствие между уровнем профподготовки учащихся итребованиями современного производства. Часть выпускников вспомогательной школыне выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в немсвое место.
Учащиесявспомогательных школ овладевают многими специальностями. Так, например, они подруководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника,строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенныетребования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там,где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаютсятакже профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможностии усугубляющие имеющиеся заболевания.
Как известно,для умственно отсталых школьников характерна пониженная работоспособность,быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолеватьтрудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебанияработоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеваниемцентральной нервной системы. У умственно отсталых школьников встречаются такиесопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.
Приосуществлении профотбора и профессиональной подготовки умственно отсталыхучащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенностипсихического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевуюсферу и т. д.). В целом у умственно отсталых отмечается качественное снижениеуровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервнойдеятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойствнервных процессов — силы, подвижности и уравновешенности. Условные связиформируются медленно, они непрочны, косны и слабодифференцированны. Нарушеновзаимодействие первой и второй сигнальных систем.
По мереразвития и обучения у учащихся вспомогательной школы дефекты психофизическогоразвития поддаются коррекции и определенной компенсации. Вследствие этогоуровень профессиональной дееспособности умственно отсталых несколькоповышается. Олигофренопедагог должен изучать склонности умственно отсталогошкольника, его тяготение, стремление к определенному роду занятий и формироватьсоответствующую профессиональную направленность с учетом объективныхвозможностей включения выпускников в профессиональную деятельность.
Имеющиесяисследования дают возможность раскрыть динамику профессиональных склонностейучащихся вспомогательной школы в различные возрастные периоды под влияниемцеленаправленного педагогического воздействия.
ИсследованияМ.С. Певзнер и В.И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиесявспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыминавыками на 7—8-м годах обучения.
В этот периоду них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления овыбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, чтосвязано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретеннымитрудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьникиотдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофер ит. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для нихпроизводственным профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т. п.).Обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации помере взросления ученика.
Многимученикам вспомогательной школы старших классов свойственны уверенность ицеленаправленность в доступной им сфере конкретно-практической деятельности.Старшеклассники вспомогательной школы адекватно переживают свои успехи инеудачи, проявляют настойчивость в достижении конкретной цели.
ИсследованияК.М. Турчинской свидетельствуют о том, что уровень профессиональнойустойчивости выпускников вспомогательных школ значительно ниже уровняпрофессиональной устойчивости выпускников профессиональных училищ. Наряду счастой сменой профессии наблюдается частая смена места работы. Нередки случаи,когда выпускник вспомогательной школы каждый год меняет место работы.
В целяхповышения профессиональной устойчивости выпускников вспомогательной школынеобходимо, во-первых, улучшить воспитательную работу с ними на производстве и,во-вторых, усовершенствовать профориентационную работу во вспомогательнойшколе. Под профессиональной направленностью понимается установка личности наразвитие качеств, необходимых для успешного труда в избранной области.Формирование профессиональной направленности предполагает развитие соответственныхинтересов. Известно, что интерес побуждает личность к активной деятельности.Интерес способствует повышению качества усвоения знаний и стимулируетработоспособность.
ИсследованияК.М. Турчинской раскрывают особенности проявления профессиональных интересов уумственно отсталых школьников в различные периоды их обучения.
Существеннымкомпонентом интереса выступает мотив. Учащиеся 5—8-го классов вспомогательнойшколы затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии.Большинство из них указывают на отдельные, внешне привлекательные для нихстороны.
В качестведругого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями. Незначительноечисло учащихся называет существенные качества профессии и ее значимость.
Одним изисточников информации о профессии для учащихся являются рассказы родителей иблизких.
У многихучащихся вспомогательной школы обнаружено значительное несоответствие междуназванными профессиональными интересами и содержанием профессиональногообучения в школе.
У умственноотсталых школьников профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы,недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональнаянаправленность.
Профессиональноесамоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностьюжизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений,незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтомупрофессиональное самоопределение умственно отсталых должно осуществляться подруководством школы, семьи, общества.
Правильномуопределению профессиональных возможностей учащихся вспомогательной школыспособствуют специальные медико-психологические обследования и основанные наэтих данных квалифицированные консультации.
Выпускникивспомогательной школы, как правило, не достигают такого уровняпрофессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельнообъективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимаютнеобходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членамиобщества.
Решающимфактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школыстановится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школепрофессиональной работы.
1.3Современное состояние системы профориентации во вспомогательной школе
Далеко невсем школам удается добиться высоких результатов в подготовке умственноотсталых детей к самостоятельной жизни в целом и к труду в частности. Это имеетсвои причины. Вот лишь некоторые из них. Помещения, в которых проводятсязанятия (и не только по труду), часто не отвечают элементарным санитарнымтребованиям, мастерские не оснащены современным промышленным оборудованием, ушкол не хватает необходимых материалов, не налажена связь с производством.Вследствие этого даже в старших классах производительный труд имеет уровеньобщественно полезного ремесленного труда. [3; 45, 47, 67].
По даннымисследований Щербаковой А. М. значительная часть экспертов — руководителей школ(37%) указывает на перегруженность теоретическими сведениями и повышенный уровеньсложности программ по труду. Также более 50% учителей считают не всегдаоправданным наличие теоретических тем в программе трудового обучения. Изпридерживающихся такой точки зрения респондентов 78% убеждены, чтотеоретические сведения не используются выпускниками вспомогательной школы всамостоятельной жизни. Приэтом, как известно, в школьной практике именуются теоретическими все те знания,которые реализуются не непосредственно в процессе изготовления изделия, а опосредованно.Например, знания о свойствах материалов используется при выборе того или иногоспособа технологической обработки. Здесь мы встречаемся с бытующим в практикешколы непониманием важности интеллектуализации трудовой деятельности умственноотсталых детей как одного из ведущих элементов коррекционной работы. Одной изпричин такого положения является то, что большинство учителей труда не имеютдефектологического образования. В связи с этим определенная часть педагогов, несмотря на большой стаж, не владеет коррекционными приемами и методами работы сдетьми, имеющими интеллектуальные нарушения [20; 66].
С первых днейобучения в 5-ом классе учащиеся начинают изучать профессиональные приемыработы. Насколько успешно ученики начнут общий период обучения, зависит оттого, хорошо ли знает учитель особенности их учебной и трудовой деятельности,учитывает ли психологическую и физиологическую готовность учащихся к тому илииному виду труда.
Обучениеумственно отсталых школьников в 4-ом классе представляет собой пропедевтическийпериод трудовой подготовки. Задача учителя в этот период — продуманноорганизовать психолого-педагогическое изучение школьников направленное навыявление их интересов, склонностей и возможностей воспитания для последующегораспределения учащихся по группам трудового обучения. Но во многих школахпроисходит лишь традиционное разделение на мальчиков и девочек. Это связано стем, что многие вспомогательные школы из года в год традиционно готовятстоляров и швей, хотя возможности трудоустройства по названным специальностямограничены, особенно в небольших городах. Не всегда принимаются во вниманиеиндивидуальные особенности и способности учеников. Как следствие этого многиевыпускники впоследствии работают не по специальностям, полученным в школе, авыполняют тяжелую неквалифицированную работу.
В системупрофориентационной деятельности вспомогательной школы входит также и работа сродителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Но из-затого, что часто вспомогательные школы являются школами интернатного типа и из-заотрицательного отношения родителей (в основном из неблагополучных семей),данная работа не охватывает родителей всех учащихся.
Родители,занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часторуководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальныепсихофизиологические особенности ими не учитываются.
Сопоставляяданные о несоответствии фактического трудоустройства полученнойпрофессиональной подготовке с тем фактом, что большинство учащихсятрудоустроились самостоятельно или с помощью родителей, можно высказать мнениео необходимости проведения более целенаправленной и более эффективнойпрофессиональной ориентации и организационной работы по трудоустройству.
Подводя итогданного раздела, нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностяхимеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации.Учеников вспомогательных школ необходимо научить реально представлять своивозможности в будущей трудовой деятельности. Такая работа, должна начинаться ещепри комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке. Оценка своихиндивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их стребованиями профессии представляются для выпускников вспомогательной школывесьма сложной и трудной задачей. Поэтому ведущими направлениями при организациипрофориентационной работы во вспомогательных школах должны стать профотбор ипрофконсультации на основе выбора объективных показателей способностей,притязаний, самооценки.
Результатыисследований свидетельствуют, что умственно отсталым школьникам необходимаквалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии.Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместнойдеятельности с семьей и производственными коллективами. Важно определить, чемруководствуются умственно отсталые учащиеся при выборе профессии, почему онивыбирают именно эту, а не другую профессию.
Дляпедагогически грамотного проведения профессиональной ориентации и педагоги иродители должны достаточно глубоко понимать, что представляют собой основныеметоды руководства выбором профессии, каковы главные факторы и движущие силыпрофессионального самоопределения, что нужно знать об умственно отсталомподростке, чтобы подготовить его к самостоятельному выбору профессии, а еслинужно, то и оказать консультативную помощь.
В настоящеевремя во многих регионах страны (особенно отдаленных) отсутствуетцеленаправленная подготовка и переподготовка в вузах учителей потруду-дефектологов, а учебные программы большинства педагогических вузовпредполагают только поверхностное знакомство с профессиональным обучениемшкольников, то есть во вспомогательных школах работают педагоги, не имеющиедефектологического образования.
Вспомогательнаяшкола не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов,механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся профориентационная работашколы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения,адекватного психофизическим особенностям учащихся.
Раздел II.Профессиональные предпочтения учащихся 10-го класса вспомогательной школы
2.1 Этапыпроведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 10-го класса
Исследованиепроводилось в период с 06.04.2009г. по 17.04.2009г. во вспомогательном классеобщеобразовательной школы №45 города Луганска. Было охвачено 8 школьников,обучающихся в 10-В классе, из них: 7 мальчиков и одна девочка. Были обследованышкольники 17-ти- 19-ти летнего возраста с диагнозами легкая степень умственнойотсталости.
В данной частиработы ставились следующие задачи: изучение специфики профессиональныхпредпочтений у умственно отсталых подростков; сравнение уровней адекватностипрофессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся 10-гокласса вспомогательной школы.
Для работы поозначенному направлению была составлена специальная программа, состоящая помимоиндивидуальных бесед, из двух диагностических методик — опросникапрофессиональных интересов и анкеты «Хочу. Могу»
Известно, чтоинтерес к определенному объекту или действию является сильным побудителемличности к активной деятельности, способствует качественному усвоению знаний,компенсации и коррекции отклонений в развитии, стимулирует работоспособность,помогает приобретать самостоятельные знания и умения, необходимые для полученияобразования и овладения допустимыми профессиями.
Программаисследования предусматривала выявление интереса к отдельным видам трудовойдеятельности, с этой целью был применен «Опросник профессиональныхинтересов».
Опросникпрофессиональных интересов представляет собой упрощенный опросниквоенно-профессиональной пригодности, разработанный 178 научно-практическимцентром Военно-медицинской академии. Упрощение заключается в следующем: изопросника были исключены вопросы, характеризующие нервно-психическуюустойчивость и направленность на военную службу в целом; вопросы,характеризующие направленность на должности класса «связи и наблюдения»были заменены вопросами, носящими прикладную направленность. После обработкиопросник стал насчитывать 63 вопроса, характеризующих профессиональные интересыпо пяти шкалам (водительские, руководящие, операторские, технологическиеприкладные, технологические технические).
На каждыйвопрос можно было дать один из четырех вариантов ответов (категоричные «Да»,«Нет»; более свободные «Скорее всего, да», «Скореевсего, нет»). Непосредственное выполнение методики начиналось только посленебольшой тренировки по выполнению и получения подтверждения, что процедуравыполнения понятна ученикам. Следующий этап исследования предусматривализучение уровня притязаний и самооценки умственно отсталых учащихся. Для этогоиспользовалась специально разработанная анкета, применяемая в исследованиях Н.И. Букуна, А. И. Иваницкого и др. [4; 76]. Выполнение методики проводилось в триэтапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся былопредложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотятстать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотятнаучиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно былодописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить названиеспециальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагалисьтолько доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике,можно было дописать внизу свой вариант.
2.2Результаты исследования
При анализерезультатов, полученных с помощью индивидуальных бесед и примененных методикподтвердились данные, полученные различными исследователями.
У учащихся10-го класса наибольшую выраженность имеют интересы, направленные, в основном,на прикладные виды труда, к которым относятся доступные умственно отсталымподросткам профессии.(схема 1)
Данные анкеты«Хочу. Могу.» позволяют выявить несоответствие между приобретеннымиумениями и выбором будущей профессии. Так ученики, обучающиеся швейному делу вцентре профессиональной реабилитации инвалидов, хотят стать поварами икаменщиками; в третьем пункте анкеты также указывают, что могут работать поспециальности каменщика, и ни один не указал на специальность швеи.
Из учеников,которые осваивают профессию плотника только один выбрал ее для себя, остальныехотят стать водителями и один директором. Этот учащийся аргументировал свойвыбор тем, что «директору ничего не надо делать, только командовать».В анкете он указал, что может работать по всем предложенным специальностям, прибеседе аргументируя свой выбор ответом «Я все могу», хотя и указал,что хочет многому научиться. Остальные адекватно оценили свои умения и навыки ивыбрали специальности, которыми их обучают в школе. У них, высокий уровеньпритязаний вступает в противоречие с уже ставшей адекватной оценкой собственныхвозможностей.Также надоотметить, что ни один ученик на вопрос «Кем я мог бы работать?»недописал в пустой графе свой вариант.
У учащихся диапазонинтересов охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют болееконкретное представление. В основном это профессии материального производства,сферы обслуживания. Но и в этой группе только 14% тех, кто выбирал будущуюпрофессию, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков.
Старшеклассники,начинают задумываться над своей будущей специальностью, соотносить свои мечтысо своими возможностями — 21% старшеклассников дали неопределенные ответы освоей будущей профессии.
Одна изтрудностей приспособления выпускников вспомогательной школы к жизни заключаетсяв несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностейтой оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно говоритьо неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей. Какправило, учащиеся с завышенной самооценкой имеют и завышенный, неадекватныйсвоим возможностям уровень притязаний, что сказывается на выборе будущейпрофессии.
Слабоуспевающийподросток, как показали проведенные исследования, в ряде случаев считает себянамного сильнее, чем это есть на самом деле, и у него возникает негативноеотношение к заниженным, с его точки зрения, заданиям. У части хорошо успевающихшкольников наблюдается обратное явление, если они не уверены в своих силах, тоиногда робеют перед любыми трудностями.
Если говоритьоб уровне притязаний, касающихся будущей профессии, то исследования показали,что у подавляющего большинства школьников среднего звена мечты о будущейпрофессии не основываются на реальных возможностях, дети уверены, что они могутмногое, даже с уже имеющимся запасом знаний и умений. Одна из причин этого — отсутствие работы по профессиональной ориентации среди учащихся среднего звенавспомогательной школы. Их знания о различных специальностях ограничены и частослучайны.
Анализируярезультаты, полученные с помощью индивидуальных бесед и примененных методикможно сказать, что у учащихся 10-го класса сохраняется достаточно высокийуровень притязаний, но самооценка более приближена к адекватной, что порождаетпротиворечие между желаниями и возможностями, и как следствие, сомнения в своихсилах.
Делаетсявывод о том, что профессиональные интересы школьников с умственной отсталостьюодносторонние, недостаточно развит круг профессий, избираемый испытуемыми,ограничивается теми профессиями, с которыми их знакомят на уроках, рассказывалиродители, наиболее доступные им. Многие испытуемые не строят определенныхпланов на будущее, в отличие от нормально развивающихся сверстников, которыеположительно оценивают свои возможности в выбираемой ими профессии. На этомэтапе особую важность приобретает профессиональная консультация ииндивидуальный подход со стороны учителя труда. Занятия по трудовому обучениюспособствуют выработке правильной самооценки и определяют, в известной мере,уровень притязаний умственно отсталых детей.
В результатебесед с педагогами и учащимися установлено, что на характер трудоустройства иобучения после школы в определенной мере оказывают влияние семейные традиции,профессии родителей.
Некоторыеродители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и,соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другиепрофессии, не вполне соответствующие специальным способностям ребенка.
Подводя итогданного раздела, можно сказать, что с возрастом профессиональные предпочтенияумственно отсталых учащихся становятся более адекватными. В старших классахнесколько чаще происходит совпадение профессионального интереса с выборомспециальности, что связано с проведением целенаправленной работы попрофессиональной ориентации. Но формирование профессионального самоопределенияявляется достаточно долговременным процессом, поэтому направленную работуследует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясьтолько формированием умений и навыков. Только тогда умственно отсталый ребенок,опираясь на помощь взрослого, сможет выбрать для себя профессию, отвечающую егоинтересам и адекватную его возможностям.
Знаниепрофессиональной направленности личности, ее способностей и подготовленности, атакже методов изучения личности поможет преподавателям, мастерам трудового обученияи лицам, занимающимся консультацией, в решении главной задачи, состоящей перед ними– воспитанию психологической готовности школьника к труду и выбору профессии.
Схема 1
(Результатыдиагностики профессиональных интересов учащихся 10-В класса, школы №45)
Багряков А. МельникВ.
/>/>
Моргунов А. КрюковА.
/>/>
ПристинскийВ. Сулименко А.
/>/>
ЧерновС. Краснова Н.
/>/>
Распределениеинтересов по видам профессий у учащихся 10-го класса.
По оси Х –виды профессий (водительские, руководящие, операторские, технические,прикладные); по оси У – значения показателей в стенах
Заключение
По данныммногих исследований, число детей, с нарушениями психофизического развития,имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методових реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальныхвопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительноеизучение всех особенностей развития таких детей.
Готовность ксамостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраиваетсвои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностямжизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта раннейюности — выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этогослова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не толькоконечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намеренследовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этогопонадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человекхочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевуюроль.
Одной изважнейших проблем в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельнойтрудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения,адекватного трудовым возможностям данной категории граждан.
Приобщение кпрофессии — дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневнаяработа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не толькодетей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно,не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это естьмного объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентированиинапрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения ивоспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное идаже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынестиумение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважениек рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
Выводы
Припроведении исследования цель была достигнута, т.е. были изучены особенностипрофессиональных предпочтений у подростков 10-го класса вспомогательной школы,что позволило сделать следующий вывод: неадекватность профессиональныхпредпочтений тем существеннее, чем больше нарушение познавательной и эмоционально-волевойсферы. Из этого следует, что введение направленных профориентационных занятийспособствуют более адекватному самоопределению умственно отсталых подростков.
При анализеисследования было выявлено, что учащиеся вспомогательной школы сталкиваются созначительными трудностями в профессиональном самоопределении. Успешноепреодоление этих трудностей требует комплексного подхода, предусматривающегосовершенствование всей системы, профессиональной ориентации ипрофессионально-трудового обучения и воспитания во вспомогательных школах, атакже использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускниковшкол в условиях современного производства. В связи с этим необходимо решить следующие основные задачи:
Обеспечениеспециальных школ квалифицированными кадрами учителей трудового обучения(олигофренопедагогами);
Привлечениеродителей к работе по профориентации;
Расширениечисла видов труда в учебно-производственных мастерских;
Улучшениепрофессионально-трудовой подготовки учащихся, осуществляемой в школе;
Улучшениеоборудования учебных мастерских;
Приближениетрудового обучения к конкретным условиям производства;
Увеличениесроков производственной практики и проведение ее на будущих местах работы, чтопозволит ориентировать производственные коллективы на правильное отношение квыпускникам вспомогательных школ, поможет создать благоприятный для нихпроизводственный микроклимат;
Литература
1. Барановский А.Б.,Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации.–К.,1991.
2. Батышев С. Я. Трудоваяподготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – М., 1981.
3. Бондарь В. И.,Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей ксамостоятельному труду.//Дефектология, 1990. – № 3.
4. Букун Н. И., Даний А.И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптацииучащихся и выпускников вспомогательных школ. – Кишинев, 1990.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник попсихологической диагностике. – К., 1989.
6. Взаимодействие школы,семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии./Под ред.С.Н. Чистяковой. – М., 1989.
7. Воспитание и обучениедетей во вспомогательной школе/Под ред. В.В. Воронковой. – М.,1994.
8. Гнатюк А.А.Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональномутруду//Дефектология, 1986. – №6.
9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональноесамоопределение молодежи. – К., 1988.
10. Голомшток А.Е. Выборпрофессии и воспитание личности школьника. – М., 1999.
11. Дульнев Г.М. Основытрудового обучения во вспомогательной школе.– М., 1969.
12. Дьяченко Н. Н.Профессиональное воспитание молодежи. – М., 1978.
13. Захаров Н.Н.Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.
14. Кравалис Я.Я.Правильный выбор профессии во вспомогательной школе — залог успешной подготовкидетей к жизни.//Дефектология, 1976. – № 5.
15. Копылова Т. Г.,Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида//Дефектология,2006. – №5.
16. Липа В.А. Основыкоррекционной педагогики. – Донецк, 2002.
17. Максименко С.Д.,Бондарь В.И., Бех И.Д. Психология формирования трудовых умений школьников. –К., 1980.
18. Методика трудовогообучения с практикумом/Под ред. Д.А. Тхоржевского. – М.,1987.
19. Мирский С.Л. Методикапрофессионально- трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1980.
20. Мирский С. Л. О путяхразвития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательнойшколы.//Дефектология, 1989. – № 3.
21. Павлютенкова Е.И. Профориентация учащихся. –К., 1983.
22. Пастухов В. Правовіпроблеми ринку праці в Україні //Право України. — 1996. — № 5.
23. Петрова В. Г.,Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.
24. Практикум попсихологии умственно отсталого ребенка./А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т.Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. — М., 1985.
25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностноесамоопределение. – М., 1996.
26. Рейда К.В. Виховання готовності учнів допоміжної школи досамостійної праці засобами виробничого навчання // Дефектологія, 2003 – № 1.
27. Рейда К.В. Готовність учнів допоміжної школи досамостійної праці // Дефектологія, 2003. – № 2.
28. Рубинштейн С. Я.Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
29. Сейтешев А.П.Профессиональная направленность личности. — Алма-Ата, 1990.
30. Слабнина Е. В. Профориентационныетехнологии (формы, виды и категории населения). – Саратов, 2002.
31. Степанский В.И.,Юркевич В.С. Психолого-педагогические основы профессиональной ориентациишкольников. – М., 1987.
32. Турчинская К.М.Профориентация во вспомогательной школе. – К.,1976.
33. Хохліна О.П.Психолого-педагогічні основи колекційної спрямованості трудового навчання учнівз вадами розумового розвитку.- К.,2000.
34. Чистякова С. Н.,Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. – М.,1987.
35.Шаленко М.Е. Сучаснітенденції розвитку ринку праці України // Економіка України. — 1996. — № 9.
36.Шинкаренко В. А.Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. — Минск, 1990.
37. Щербакова А. М.Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихсявспомогательной школы.//Дефектология, 1996. – № 4.