Реферат по предмету "Аграрное право"


Понятие, особенности и классификация источников аграрного права

Содержание Введение 1. Понятие, особенности и классификация источников аграрного права 1. Понятие источников аграрного права 2. Особенности источников аграрного права 3. Классификация источников аграрного права 4. Проблема кодификации аграрного права 2. Конституционные основы аграрного права 1. Законы субъектов РФ - источники аграрного права. Аграрное законодательство

Красноярского края 2. Проблема совершенствования качества аграрного законодательства . 3. Задача 39 Одной из основных тенденций аграрного права, является дифференциация правового регулирования аграрных отношений. Указать, какие источники аграрного права относятся к этому виду отношений А Федеральный закон О сельскохозяйственной кооперации Б Федеральный закон О государственном регулировании агропромышленного производства

В Постановление Правительства РФ О мерах по государственной поддержке элитного семеноводства сельскохозяйственных культур Г Положение о районной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов Д Положение об оплате труда акционерного сельскохозяйственного общества Е Закон РСФСР О крестьянском фермерском хозяйстве. Заключение 40 Список используемой литературы 41 Введение

В условиях перехода России к рыночным отношениям, вместе с изменениями общественных отношений между людьми, менялось и право, регулирующее их. Изменению подверглись все сферы общественной жизни, все отрасли и сферы, где правит право. Не осталась и в стороне такая важная отрасль юридической науки, как аграрное право. Наука аграрного права - одна из специальных отраслей юридической науки. Ее предметом являются теории, представления и идеи, в которых отражается аграрное право как объективная

реальность, сложившаяся на основе объединения взаимосвязанных норм, составляющих комплексную отрасль права. Правовые нормы, составляющие аграрное право, правовая наука изучает как целостную органическую систему, связанную внутренним единым, юридическим содержанием, для которой характерна дифференциация по правовым институтам и иным структурным подразделениям. Правовая наука изучает также практику применений аграрного законодательства федеральными органами государственной

власти и субъектами Федерации, органами местного самоуправления, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, органами юстиции, судов и прокуратуры. В качестве важнейшего направления аграрной политики выделено обеспечение за счет бюджетных средств приоритетного развития социальной сферы села. Решение указанной задачи обеспечивается пропорциями инвестиций на республиканском и местном уровнях, финансовой, кредитной и ресурсной политикой, системой государственной

поддержки, демографической политикой. 1. Понятие, особенности и классификация источников аграрного права 1. Понятие источников аграрного права Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений. Аграрная политика государства складывается в форме социальных ориентации, совокупности целей, идей,

принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений в деревне, программ решения продовольственного вопроса. Научно-теоретическую основу разработки аграрной политики государства составляет Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000гг утвержденная Указом Президента Российской Федерации 18 июня 1996 г.

Стержневым моментом современной аграрной политики является формирование рыночных социально-экономических аграрных структур, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования. Соответственно аграрная политика включает ориентацию на проведение аграрной и земельной реформы, имеющей антимонопольную направленность, на повышение престижности крестьянского труда и уровня жизни в деревне, на преобразования структурной, инвестиционной, налоговой политики, обеспечивающей приоритетное развитие

АПК. Стратегия государства в аграрной политике вытекает из всего большего распространения в аграрном секторе товарно-денежных отношений при наличии тенденций к формированию многоукладной аграрной экономики. Поэтому для решения продовольственной проблемы в полной мере используются механизмы, обеспечивающие многообразие правовых форм организации сельскохозяйственного производства, расширение экономических прав граждан, работающих в сельском хозяйстве. Это выразилось в законодательном закреплении земельных

участков в частную собственность граждан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общепризнанным международным документам. Следуя указанным документам, аграрное законодательство отдает приоритет такому праву, как право на свободный выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними права на земельную долю. Одновременно аграрные законы стремятся полнее и эффективнее обеспечить защиту прав работников сельского хозяйства на имущественные паи при выходе из колхозов и совхозов ст.

2 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. О социальном развитии села Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. 30. Ст. 411 В качестве важнейшего направления аграрной политики выделено обеспечение за счет бюджетных средств приоритетного развития социальной сферы села. Государство в соответствии с осознанными потребностями социально-экономического развития сельского

хозяйства и особенностями становления рыночных отношений в АПК формулирует долговременные и ближайшие цели аграрной политики, которые выступают в качестве механизма интеграции в систему нормативно-правовых актов, регулирующих аграрные отношения. Исходя из основных особенностей сельского хозяйства как базовой отрасли народного хозяйства, его значения для экономического и социального развития общества,

Съезд народных депутатов РСФСР выдвинул в 1990 г. в качестве долговременных целей аграрной политики формирование качественно новых социально-экономических условий для решения продовольственной проблемы, обеспечение приоритетного улучшения условий труда и быта сельского населения, создание социально равных условий жизни в городе и деревне. Многие из намеченных задач по ряду причин оказались невыполненными. В связи с этим принятым в мае 1994 г. постановлением

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации О восстановлении и развитии агропромышленного производства до 2000 г. См. Российский фермер. 1994. 19. 17 - 24 мая. признано необходимым утвердить конкретные меры протекционистской политики, обеспечивающей выход из кризиса и стабилизацию производства в агропромышленном комплексе. Предусматривается разработка нормативно-правового механизма, направленного на реализацию указанных

задач. Серьезные попытки решить проблемы социального развития села предприняты Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 гг. Здесь предусматривается комплекс мер, направленных на формирование необходимой среды обитания и жизнедеятельности для сельского товаропроизводителя, формирование системы сельского расселения, отвечающей новым производственным отношениям.

Насколько они эффективны, покажет практика. Традиционно стратегия агарной политики связана с насыщением рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Возникшая напряженность вокруг проблемы продовольственной безопасности побудила федеральную исполнительную власть определить механизм реализации этой стратегической задачи, связанной с повышением уровня продовольственного обеспечения, покупательского спроса всех слоев населения, улучшением качества продуктов питания и сельскохозяйственного

сырья, обеспечением их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Именно с этими факторами связан переход к новой аграрной политике, которая в максимальной мере использует возможности федеральных, региональных, межгосударственных программ для улучшения продовольственного обеспечения населения. Движение в этом направлении требует применения ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных и иных регуляторов аграрной экономики. Необходимыми условиями для достижения стратегических

задач аграрной политики являются земельная реформа, формирование новой структуры сельского хозяйства и конкурентной среды при приватизации предприятий АПК, создание рыночной инфраструктуры, демократизация системы управления АПК. Осознание этого фактора потребовало также изменений в приоритетах аграрной политики. Важнейшими среди них является реформа социальной политики, направленной на создание социально-равных условий жизни в городе и деревне, ускоренное развитие социальной сферы на селе.

Именно в этом направлении развивается законодательство о реорганизации колхозов и совхозов, которое предусматривает передачу в муниципальную собственность объектов социальной инженерной инфраструктуры. К ним относятся жилые дома, детские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, дома быта, гостиницы, предприятия общественного питания и торговли и другие объекты социальной инженерной инфраструктуры, непосредственно осуществляющие культурное и коммунальное обслуживание сельского населения.

Это, разумеется, не означает, что такие объекты не могут находиться в собственности сельскохозяйственных коммерческих организаций, которые имеют реальные источники финансирования, обеспечивающие содержание и техническую эксплуатацию объектов социальной инженерной инфраструктуры. Программные цели, идеи, принципы аграрной политики, основные пути, методы и формы решения продовольственной проблемы требуют законодательного закрепления в нормативно-правовых актах аграрного законодательства,

обеспечивающего переход к рынку в аграрной экономике на основе преобразований отношений собственности и форм хозяйствования, реформы трудовых отношений и социальной сферы, перестройки государственного регулирования сельским хозяйством. Вот почему государство, определяя аграрную политику, разрабатывая меры, направленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и реализацию аграрной реформы, в то же время придает важное значение совершенствованию аграрного законодательства, формируемого для регулирования

и охраны аграрных отношений. Источникам аграрного права присущи общие признаки, которые характерны для источников любой отрасли права. Юридические акты, регулирующие аграрные отношения, являются лишь результатом деятельности государства, без которого не может возникнуть ни один юридический нормативный акт См. Российский фермер. 1994. 19. 17 - 24 мая Тем самым решающее значение приобретает проблема формирования и осуществления государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах, регулирующих аграрные

отношения. Иными словами, для характеристики общих признаков источников аграрного права важно выявить, прежде всего, форму выражения регулирующих аграрные отношения правовых норм, которые образуют в совокупности аграрное право как комплексную отрасль права. Важно подчеркнуть и другое. Категория источника аграрного права характеризуется по признакам нормативно-правового акта государства как юридического источника. Источником права является лишь такой нормативный акт государства, который

содержит всеобщие абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и представляет собой средство установления новых, изменения или отмены ранее принятых норм аграрного права. Как и для других отраслей права, для аграрного права характерна множественность нормативно-правовых актов, регулирующих аграрные отношения. Государство и его органы наряду с законом признают в качестве формы закрепления государственной воли

также иные выражения воли народа в подзаконных правовых актах, содержащих нормы аграрного права. Говоря о соотношении различных источников аграрного права, надо иметь в виду, что с начала 90-х гг. начался процесс усиления дифференциации в аграрном праве. Однако это вовсе не означает, что в настоящее время государство в какой-то мере отказывается от унификации правового регулирования аграрных отношений, основу которого составляет переход на рыночную модель управления

аграрной экономикой. Это и проявляется, прежде всего, в том, что в области аграрного права значительную роль играют унифицированные нормативно-правовые акты, регулирующие многочисленные экономические связи в системе рыночной аграрной экономики, которые складываются между сельскохозяйственными коммерческими организациями в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности. Это непосредственно связано с другой тенденцией более общего характера, а именно с усилением юридического

единства аграрного права. Помимо юридических нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, являющихся результатом деятельности самого государства, в доктрине и практике выделяются также нормативно-правовые акты сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов самоуправления крестьян, играющие особенно большую роль в правовом обеспечении аграрной и земельной реформы на локальном уровне. Подобно государственным юридическим нормативным актам они признаются источниками права как форма выражения

локальных норм права, устанавливающих правила поведения субъектов аграрных отношений и содержащих нормы аграрного права. Под источниками аграрного права следует понимать, таким образом, внешнюю форму выражения государственной воли народа в унифицированных и дифференцированных нормативно-правовых актах компетентных органов государства, сельскохозяйственных коммерческих организаций, органов общественного самоуправления крестьян, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной

деятельности. 1.2. Особенности источников аграрного права Для аграрного права как комплексной отрасли права характерно наличие не только комплексного предмета, но и признание в качестве источников собственных норм права, не входящих, ни в одну из основных отраслей права. Согласно традиционному представлению, источники комплексной отрасли права, в том числе аграрного права, включают лишь нормы, имеющие двойную прописку.

В действительности специфика источников аграрного права выражается и в механизме их законодательного закрепления - они часто служат формой выражения в специальных актах аграрного законодательства, которые не входят ни в одну из основных отраслей законодательства. В этом и состоит специфика источников аграрного права, большинство норм которого устанавливается комплексными нормативно-правовыми актами, предназначенными специально для регулирования аграрных отношений.

Такие комплексные юридические нормативные акты могут быть направлены на унификацию правового регулирования отдельных видов сельскохозяйственной деятельности например, Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. 933 О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации . В то же время они могут содержать также дифференцированные правовые нормы, поскольку

правовая унификация не является исчерпывающей и не исключает необходимости дифференцированного правового регулирования сельскохозяйственной деятельности отдельных субъектов аграрных отношений с использованием различных методов правового регулирования См. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. 26. Ст. 324 1991. 1. Ст. 5 1992. 33. Ст.

1966 1993. 21. Ст. 738 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 52. Ст. 5085 Для таких комплексных актов характерна общность коренных положений, единство в юридическом содержании регулируемых аграрных отношений. В состав комплексных правовых актов, оформляющих превращение совокупности пограничных правовых институтов в новую комплексную отрасль - аграрное право, входят также нормы гражданского, административного, трудового,

иных основных отраслей права. В разноотраслевой принадлежности входящих в комплексные нормативные акты правовых норм и проявляется их комплексный характер. Однако превалируют в комплексных актах правила, относящиеся к организации сельскохозяйственного производства. Число таких специальных правовых актов, изданных специально для регулирования отношений, возникающих в сфере сельскохозяйственной деятельности, за последние годы заметно возросло.

С 1991 по 1997 г. по вопросам АПК было принято 23 закона, 25 указов Президента Российской Федерации, 95 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Тридцать законопроектов и пять проектов постановлений Правительства Российской Федерации находилось в апреле 1997 г. в стадии рассмотрения или завершения разработки. Многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие аграрные отношения, можно разделить

на несколько групп. Во-первых, это правовое обеспечение аграрных преобразований в рамках общего курса экономических реформ, проводимая аграрная реформа, направление и ход которой определили принятые законы и указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. В результате создана определенная правовая база для формирования новой аграрной структуры в рыночных условиях, реализации земельной и аграрной реформ.

Во-вторых, современный курс на формирование рыночной аграрной экономики имеет много особенностей, связанных с тем, что в аграрном праве находят отражение не только частноправовые, но и публично-правовые интересы. В связи с этим обосновано усиление регулирующих функций государства, создающего необходимые правовые предпосылки для развития рыночной среды всех участников хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Можно выделить, таким образом, вторую группу законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих экономические

условия функционирования АПК. Ими закрепляются специальные правила по вопросам стабилизации агропромышленного производства, формирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, государственного регулирования его функционирования, меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствования организационной структуры государственного управления и хозяйственно-экономического самоуправления в АПК Российской Федерации. В-третьих, переходу аграрной экономики на рыночный путь в значительной мере

способствовали специальные нормативно-правовые акты по вопросам селекции, семеноводства, племенного животноводства, ветеринарии, мелиорации земель. В-четвертых, общей тенденцией развития аграрного права при переходе к рыночной аграрной экономике стало повышение роли закона в регулировании сельскохозяйственных договоров, связанное с освобождением сельскохозяйственного договорного права от административных начал. Это касается как договоров в сфере реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, так

и договоров в сфере материально-технического обеспечения сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских фермерских хозяйств. Наконец, особое значение для стабилизации и развития АПК имеет та группа специальных нормативно-правовых актов, которые решают вопросы социального развития села. В этой сфере, как и ранее, преобладают до сих пор подзаконные нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию федеральных и региональных целевых программ по электрификации, газификации и водоснабжению

села, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения в сельской местности. Однако одновременно по мере укрепления парламентаризма неуклонно возрастает роль законодательных актов в решении проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации разработана новая редакция Федерального закона

О социальном развитии села , проект которого дважды рассматривался на заседании Комитета Совета Федерации по аграрной политике. Наряду с этим разработаны проекты Федеральных программ на 1998 - 2000 гг. по жилищному и культурно-бытовому строительству на селе, строительству дорог, электрификации, газификации, водоснабжению, развитию связи. Специализированность нормативного материала, регулирующего аграрные отношения, дает основания отнести

подобные акты, которые не входят ни в одну из основных отраслей права, к аграрному праву. Именно этим отличается аграрное право от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм, рассредоточенных в различных источниках других отраслей права. Поэтому лишь с известными оговорками можно признать положение о том, что комплексные отрасли права не имеют собственных источников и соединяют в себе лишь разноотраслевые правовые нормы

Система советского права и перспективы ее развития Советское государство и право. 1982. 6. С. 92 Наряду со специализированными нормативными источниками, регулирующими аграрные отношения, ту же задачу призван решить комплекс норм, содержащихся в отраслевых актах гражданского, трудового, административного, земельного, водного, лесного законодательства, регулирующих определенные стороны аграрных отношений с применением присущих им методов.

Это, прежде всего нормы, касающиеся многочисленных экономических связей, складывающихся с участием сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских фермерских хозяйств в сфере отношений собственности, товарно-денежного обмена, договорных и обязательственных отношений. В российской аграрно-правовой доктрине нормы основных отраслей права, регулирующие аграрные отношения, рассматриваются как нормы с двойной пропиской . В наличии таких правовых норм, относящихся одновременно

и к основной, и к комплексной отрасли права, и состоит одна из особенностей источников аграрного права как комплексной отрасли права. Однако акты основных отраслей законодательства, регулирующие аграрные отношения, не входят в состав аграрного законодательства. Аграрное право, в состав которого входят нормы других отраслей права, шире, нежели аграрное законодательство, которое состоит из нормативных актов, имеющих одну отраслевую прописку.

1.3. Классификация источников аграрного права В аграрно-правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права. Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве в большей степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества.

Санкционирующая деятельность - многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян - Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов АККОР . Если санкционирование в узком смысле тождественно правовой деятельности государства, придающей юридическую силу уже выработанным нормативным актам сельскохозяйственных коммерческих организаций и

органов общественного самоуправления крестьян, то поручение государства сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам, аграрным товариществам, АККОР издавать нормативные правовые акты для регулирования аграрных отношений должно рассматриваться в качестве делегированного правотворчества. Такая трактовка делегированного правотворчества в полной мере учитывает специфику правотворческой деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян, которая

осуществляется на основе общего полномочия государства. Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномочивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство, тем не менее, не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как

правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа. Совершенно по-иному осуществляется делегированное правотворчество по линии сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов крестьянского самоуправления. Сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, органы крестьянского самоуправления,

осуществляя деятельность по нормативному регулированию аграрных отношений, разрабатывают нормативные акты, содержащие нормы аграрного права, от своего имени, а не от имени государства. Это означает, что сельскохозяйственные коммерческие организации и органы крестьянского самоуправления реализуют собственную, а не чужую компетенцию, которая может расширяться в связи с предоставлением дополнительных полномочий, осуществлявшихся ранее государственными органами.

Существенное значение для регулирования аграрных отношений имеет деление актов санкционированного и делегированного правотворчества по органам, принявшим указанные источники аграрного права. По этому признаку могут быть выделены принятые по поручению компетентных органов государства или санкционированные ими постановления АККОР, локальные нормативные акты сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, товариществ. Особое место среди делегированных источников аграрного права занимал утвержденный 13 февраля 1992

г. Съездом колхозников России Примерный устав колхоза сельскохозяйственного производственного кооператива АПК экономика и управление. 1992. N 5. С. 13 - 20 который закреплял специфику правового положения колхоза сельскохозяйственного производственного кооператива с учетом общих закономерностей правового регулирования аграрных отношений. Санкционированное и делегированное правотворчество отражает в себе новые процессы, связанные с все более широким распространением договорного регулирования аграрных отношений.

Это находит, например, закрепление в договорах Правительства России и АККОР, которыми определяется система рыночного регулирования, включая контроль за ценами на продукцию промышленных предприятий-монополистов, компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат на горюче-смазочные материалы, возмещение из федерального бюджета СБС-АГРО ранее Россельхозбанку и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным

кредитам и др. Классификация источников аграрного права может быть проведена также в зависимости от юридической силы актов государственного правотворчества. В соответствии с Конституцией РФ 1978 г. по указанному признаку можно было выделить следующие виды федеральных источников аграрного права постановления Съезда народных депутатов РФ, Законы и постановления

Верховного Совета РФ, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, включая приказы и инструкции Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г устанавливает новую систему органов

государственного правотворчества. На вершине письменных источников аграрного права с принятием Конституции РФ 1993 г. находятся, прежде всего, сама Конституция РФ, а затем законы Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. С вступлением в действие Конституции РФ 1993 г. на территории РФ по-прежнему применяются правовые акты федеральных органов государственной

власти и управления, принятые до роспуска 21 сентября 1993 г. Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Основания и пределы применения указанных актов определены Указом Президента от 7 октября 1993 г. О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации Собрание актов Президента и

Правительства РФ. 1993. 41. Ст. 3919 Указ подтвердил действие на всей территории России принятых Верховным Советом РФ до 21 сентября 1993 г. и вступивших в установленном порядке в силу законов РФ, постановлений Съездов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, а также законодательства бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству

РФ, принятому после 12 июня 1990 г. В области аграрного права преобладают по численности и важности законы и иные нормативные акты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов РФ, что полностью согласуется с нормами ст. 5, 65 - 79 Конституции РФ. Система источников аграрного права отражает также характерный для организации и деятельности современного государства принцип местного самоуправления, которое выступает как децентрализованная

форма управленческой деятельности. Вполне закономерно потому повышение роли и престижа правовых актов органов местного самоуправления как источников аграрного права. 1.4. Проблемы кодификации аграрного права. Научная правомерность сравнения современных аграрных реформ с их историческими прототипами нуждается в обосновании. С одной стороны, мы имеем дело с принципиально различными типами общества традиционным обществом начала

ХХ в в котором доминировало сельское население, и обществом индустриального типа, сложившимся в результате советской модернизации к его концу. В последнем основная масса населения проживает в городах, а сельское население составляет меньшую его часть. С другой стороны, обращение к историческому опыту аграрных реформ определяется наличием фундаментальных параметров сходства ситуаций в начале и конце ХХ в. нереализованность конституционных положений о частной собственности на землю, правовой дуализм,

раскол общества по вопросу о частной собственности на землю, наконец, практические трудности введения земли в гражданский оборот. Это позволяет говорить если не о тождестве ситуаций, то о воспроизводстве социально-психологических и правовых архетипов сознания и социальной практики. Введение частной собственности на землю - острая проблема, по которой отсутствует консенсус в обществе, а предлагаемые решения связаны с различной интерпретацией соответствующих конституционных принципов.

В России как аграрной стране вопрос о частной собственности на землю всегда являлся одним из основополагающих для всего политико-правового устройства. Уже в ходе либеральных реформ 1860-х годов и, особенно, столыпинских аграрных реформ начала ХХ в частная собственность на землю рассматривалась как основа социальной и политической стабильности. Другая тенденция в решении данной проблемы была связана с идеей социализации трудовое землепользование, когда земля передавалась не в собственность, а во временное пользование при условии

выплаты обществу земельной ренты . Наконец, большевистское решение земельного вопроса путем принудительной коллективизации привело к отчуждению всего населения от земли, которая фактически становилась собственностью государства. Радикальным нововведением Конституции 1993 г. стали нормы, закрепившие частную собственность на землю ст. 36, ч.1 и регламентировавшие эту сферу правового регулирования. Земля и другие природные ресурсы могут в соответствии со ст.

9, ч. 2 находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . Безоговорочное закрепление права частной собственности на землю теоретически завершило длительную и изнурительную борьбу демократических сил России за один из основных принципов свободы, рыночной экономики и правового государства. До последнего времени, однако, реализация этих норм была затруднена из-за отсутствия соответствующего правового механизма. В первую очередь предусмотренного конституцией федерального закона,

который определяет условия и порядок пользования землей . До сих пор в обществе и в правовой науке нет единого мнения о содержании и реализации данных конституционных норм. Введение земли в гражданский оборот путем конституционного признания частной собственности на нее столкнулось с неразработанностью законодательства, обеспечивающего устойчивость данного права и регламентирующего его реализацию например, продажу, наследование, залог, аренду земли, не говоря уже

о гарантиях ее рационального хозяйственного использования . Решить эти проблемы призвано принятие Земельного кодекса РФ, вступившего в силу 30 октября 2001 г. Сб. зак. РФ 2001. 44. Ст. 4147 . Определение его значения для решения аграрного вопроса в России требует рассмотрения следующих проблем в какой степени положения кодекса связаны с основными

направлениями регулирования частной собственности на землю в постсоветский период каковы предложенные в ходе его обсуждения центральные аспекты кодификации земельного права как выглядят структура власти и конфликт политических интересов в ходе его рассмотрения и принятия и, наконец, какова функция кодекса в модернизации социально-экономических отношений в России. Современная дискуссия о содержании конституционного права частной собственности включает следующие

параметры толкование содержания конституционных норм, фиксирующих и закрепляющих право собственности и возможные его ограничения интерпретация конфликтности принципов правового и социального государства установление четкого соотношения норм конституционного права и других отраслей права, прежде всего, гражданского, земельного, налогового и административного, в связи с рассмотрением прав собственности выяснение дифференциации подходов различных отраслей права к интерпретации норм о собственности и имущественных

правах, определению порядка и размера компенсации за имущество, отчуждаемое для государственных нужд вопрос о влиянии международного права на российское при решении споров о собственности и владении имуществом. Сюда следует также отнести дискуссию о том, в какой мере европейское международное квазиконституционное право может создавать прецедентные нормы для суверенных государств, и в частности российского права наконец, определении перспективных тенденций развития права, проявляющихся в первую очередь в позициях

Конституционного суда и направлении их изменений. В центре внимания в этой связи оказывается институт права частной собственности трактовка таких основополагающих понятий, как владение, пользование, распоряжение имуществом . Следует подчеркнуть, что в России институт частной собственности, несмотря на его закрепление в качестве фундаментального права в конституции, оспаривается значительной частью общества и политическими партиями в целом или в отдельных составляющих, а его развитие в отраслевом праве еще далеко не завершено.

Взаимосвязь между новым законодательством и прежней системой регулирования земельных отношений определяется, прежде всего, таким фундаментальным законодательным актом, каким является Земельный кодекс. Принятый после длительной борьбы сторонников и противников реализации конституционного принципа частной собственности на землю данный документ, а также принятое в его развитие законодательство, в частности Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения есть, безусловно, качественно

новый этап в правовом регулировании коммерческого использования земли. Вопрос о собственности на землю, однако, остается в центре внимания до настоящего времени, что стало очевидно в ходе дебатов о причинах неоправданной концентрации земельных ресурсов в сельской местности, захвате городских земель административными структурами, отсутствии адекватных рыночных механизмов аукционов перераспределения этих ресурсов. По статистике Антимонопольной службы 90 земельных участков под строительство

жилья в нарушение закона выделяется местными властями без открытых аукционов. Большинство из них простаивают и не осваиваются, а их собственники ожидают игры на ценах, чтобы получить дополнительные прибыли. В ряде регионов напр Красноярском крае застройщики строительные и ипотечные компании получили землю под строительство без проведения аукциона, хотя Земельный кодекс с 1 октября 2005 г. это запрещает.

Краевой арбитражный суд принял иски прокуратуры к рассмотрению, причем рассмотрение первых дел уже ведется. Проблема, однако, возникает там, где строительство уже ведется, в некоторых случаях - близится к завершению, но вопрос о собственниках земли - не прояснен Ведомости 2006, с. 3 . Введение земли в гражданский оборот столкнулось с не разработанностью законодательства, обеспечивающего устойчивость этого права и регламентирующего его реализацию например, продажу, наследование,

аренду земли, не говоря уже о гарантиях ее рационального хозяйственного использования . Следствием можно считать тенденцию к установлению приоритета норм гражданского права над земельным в регулировании аграрных отношений. Такие основополагающие принципы гражданского права, как неприкосновенность собственности, равенство участников регулируемых отношений, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела и гарантии судебной защиты, гражданских прав, должны были вводиться в действие

при активном участии государства. В то же время приоритет гражданского права означает торжество неограниченной частной воли - государственного регулирования земельных отношений. Наконец, если гражданское законодательство относится к ведению федерации, то земельное, горное, водное, лесное законодательство является предметом совместного ведения. Именно поэтому акцент на нормы гражданского права был призван обеспечить реализацию конституционной

нормы на частную собственность на землю. Следует отметить, что разработка этого законодательства сталкивалась с серьезным противодействием например, проведением ряда региональных референдумов, отрицавших частную собственность на землю . Признанию обществом права частной собственности на землю мешает правовой нигилизм населения, выражающийся в массовом неприятии фермерства и активных формах борьбы с ним в виде поджогов, изгнания с земли и расправ . Эта борьба актуализирует общие философские проблемы конституционного права

- естественное право и его соотношение с позитивным правом, абсолютность или условность принципа частной собственности в контексте общей дискуссии о правах человека, роль общества и государства в конституционном регулировании аграрной реформы. Иллюстрацией названного принципа обычно служат конституционные нормы, фиксирующие частную собственность на землю, но при этом выдвигающие условие, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются собственниками свободно, если это

не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц ст. 36, ч. 2 . Эта конституционная норма получила различные интерпретации в правовой литературе в зависимости от ее более широкого и узкого толкования. Для сторонников широкого толкования она вытекает из более общей конституционной интерпретации основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения , но их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц ст.17, ч.

3 . Эти ограничения имеют естественный характер и вытекают из природы вещей. Вместе с тем ряд ограничений вводится самим законодателем согласно ст. 55 ч. 3 Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства .

По мнению ряда ведущих юристов, право государства регулировать земельные отношения и ограничивать свободу частной собственности на землю и другие природные богатства не подлежит сомнению и соответствует международному опыту. Осуществление либеральной аграрной реформы распространения частноправовой интерпретации отношений собственности на сферу поземельных отношений постоянно сталкивалось с традиционализмом аграрно-коллективистского мышления, отсутствием адекватной юридической науки и практики элементы которой, начавшие складываться

в дореволюционный период, были уничтожены в советское время , наконец, объективной неразвитостью рыночных отношений в аграрной сфере постсоветского периода. Земельный кодекс, безусловно, имеет компромиссный характер, отнюдь не решая в принципе проблемы частной собственности на землю. Его действие распространялось в момент принятия лишь на земли не сельскохозяйственного назначения. Отсюда проистекает критика предлагаемой реформы с противоположных сторон, что отразилось

в появлении альтернативных законопроектов. Ключевая проблема - это вопрос о перспективной возможности включения в рыночный оборот сельскохозяйственных угодий. Закон, регулирующий этот вопрос, являлся в последнее время основным объектом споров правительства и левой оппозиции. Сложность в согласовании позиций усиливается разнообразием региональных особенностей страны в частности неодинаковой степенью готовности регионов к аграрной реформе , отсутствием законодательной

базы, земельного кадастра и развитой судебной системы, которая сама находится в процессе преобразований, а также квалифицированного землеустроительного персонала для реализации реформы. Последующее развитие аграрного законодательства соответствовало указанным направлениям. В центре внимания находятся, во-первых, принятые законодательные акты, показывающие общие тенденции политики права новейшего времени, во-вторых, предлагаемые поправки к ним, отражающие трудности реализации

и новые проблемы, и, в-третьих, новые законопроекты, указывающие на направления конфликтной динамики. К первой категории относятся, прежде всего, Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Лесной кодекс, Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс Полный сборник кодексов 2002 . Принятые законы - Об обороте земель сельскохозяйственного назначения ,

О государственном земельном кадастре , О крестьянском фермерском хозяйстве , О сельскохозяйственной кооперации , а также закон Красноярского края О земле от 12 ноября 1997 г. Во вторую категорию входят новейшие предложения о поправках к этим законодательным актам, в первую очередь к Земельному кодексу и Закону Об обороте земель сельскохозяйственного назначения .

К третьей категории относятся конкурирующие проекты законов о национализации, естественных монополиях и лоббировании. Здесь же следует назвать ряд законопроектов, выдвинутых разными партиями в ходе дебатов по административной реформе и реформе государственной службы - о федеральных органах исполнительной власти, административных процедурах, обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления о федеральных административных судах проект

Кодекса служебного поведения должностных лиц, государственных органов и государственных служащих конкурирующие законопроекты о противодействии коррупции лоббизме рыночного законодательства. Функционирование норм кодекса в дальнейшем будет зависеть от нескольких причин. Так, необходимо дальнейшее реформирование и систематизация законодательства на общефедеральном уровне внесение соответствующих изменений в другие кодексы

Гражданский, Налоговый, Лесной, а также Гражданский процессуальный и Кодекс Об административных правонарушениях . Дальнейшая систематизация правового поля требует не только значительных усилий, но и единства видения проблемы всеми участниками законотворческого процесса. Трудность заключается и в проведении норм кодекса в региональном законодательстве. Было официально подтверждено право субъектов федерации самостоятельно определять темпы принятия соответствующего

регионального законодательства и вносить в него необходимые коррективы. Поскольку реализация нового земельного законодательства, в частности определение порядка и темпов его введения в действие региональными законами, относится к компетенции субъектов федерации, существенная трудность заложена в проведении норм кодекса в региональном законодательстве. При выяснении того, как законодательство соотносится с основной государственной программой социального

и экономического развития, следует иметь в виду особенности переходных ситуаций. Они в принципе характеризуются конфликтностью позиций. Одной из особенностей экономики переходного периода как это видно на примере не только России, но и всей Восточной Европы является отсутствие консенсуса в обществе по проблемам национализации, приватизации или реституции земельной собственности.

В России центральный вопрос обеспечения гарантий прав собственности и незыблемость итогов приватизации вновь превратился в предмет острой политической дискуссии. Объектом острых споров оказались все основные составляющие понятия собственности владение, распоряжение и пользование землей. Основные позиции в этом споре могут быть сведены к трем основным реализация формулы собственности на землю в полном объеме отказ от реализации этой формулы и замена понятия собственности

одной из его составляющих как правило, распоряжение или пользование наконец, компромиссный вариант допущения формулы о частной собственности на землю в принципе, но фактически - стремление отложить ее практическую реализацию на неопределенное время отодвинуть или ввести дифференцированный порядок реализации по регионам или сегментам самой земельной собственности . 2. Конституционные основы аграрного права Принятие Конституции РФ 1993 г. открыло новый этап в развитии российского, в том числе и аграрного,

законодательства. В его рамках осуществляется комплексное переустройство сельского хозяйства, формируется новая аграрная структура, обеспечиваются экономические и правовые свободы аграрного предпринимательства, основой которого является собственность на землю и имущество сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, товариществ, колхозов, крестьянских хозяйств и мелкотоварных личных подсобных хозяйств граждан. Юридическая функция Конституции РФ заключается в том, что она составляет фундамент для формирования

и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву. Конституционные нормы являются непосредственно действующими правовыми нормами.

Некоторые ученые отрицали возможность непосредственного регулирования конституционными нормами общественных отношений. Но это мнение не нашло поддержки в юридической литературе и было подвергнуто критике еще в 60-е гг а после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. было отвергнуто большинством специалистов, занимавшихся исследованием вопроса о месте конституционных норм в механизме правового регулирования общественных отношений.

Еще в те годы, когда тенденция превращения Конституции в акт прямого действия едва обозначилась, представители государствоведения и теории государства и права пытались выявить специфику реализации конституционных положений в нормах и принципах отраслей права. В случаях, когда принципы и нормы права Конституции, писал проф. Л.С. Явич, не конкретизируются в иных отраслях права, они действуют непосредственно. Конституционные установления действуют непосредственно и тогда, когда в текущем законодательстве еще

не отменены не изменены нормы, противоречащие конституционным нормам и принципам Явич Л.С. Конституция СССР и некоторые вопросы общей теории советского права Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. М 1979. С. 69 Принятая в 1993 г. Конституция РФ всецело опирается на выработанную государствоведами концепцию о регулятивном характере конституционных положений как норм непосредственного действия.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ п.1 ст. 15 Конституции РФ . Содержание Конституции РФ как основного источника аграрного права многообразно. Однако ее нормы могут быть сведены к четырем основным блокам в области правового регулирования аграрных отношений права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или, точнее, правовое положение

сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей единство экономического пространства в рамках всей страны как для граждан и их объединений в сфере аграрной предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для иных собственников Российской Федерации, ее субъектов, муниципалитетов свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности как необходимое условие формирования рыночной аграрной экономики государственное регулирование предпринимательской

и иной экономической деятельности в сфере агропромышленного производства право собственности и другие вещные права крестьян на землю и другое недвижимое имущество правовое регулирование сельскохозяйственного труда расширение сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан в сфере аграрного предпринимательства и иной экономической деятельности установление системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений

и правоприменения. Важную часть Основного Закона составляют статьи о социально-экономических правах и свободах граждан. Экономический строй Конституция РФ характеризует как свободную экономику. Это означает, что в экономической системе сосуществуют частные и публичные коммерческие организации. В сельском хозяйстве как важнейшем секторе народного хозяйства экономическая инициатива принадлежит гражданам, за которыми закреплено право на свободное использование

своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. В п. 1 ст. 34 Конституции РФ, регулирующей экономическую инициативу граждан и режим работы коммерческих организаций, особо подчеркивается связь экономической инициативы с хозяйственным использованием имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Экономическая инициатива свободна в том смысле, что каждый гражданин, обладающий имуществом, может

реализовать право на предпринимательскую деятельность и может принять на себя ответственность за управление коммерческой организацией Обновление конституционного статуса предприятия и предпринимателя выразилось также в установлении ряда дополнительных норм, провозгласивших свободу рыночных аграрных отношений. И хотя в самом тексте Конституции РФ само понятие этой свободы не закреплено, оно может быть выведено из норм ч. 1 ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение

товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Речь идет о единой рыночной экономике в рамках всей страны как для граждан, наделенных правом на свободу аграрного предпринимательства, свободу сельскохозяйственных договоров, свободный выбор рода занятий и профессий, так и для всех других равноправных с ними собственников Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления .

Эти общие конституционные положения, основанные на принципах частного права, дополняются системой принципов, основанных на публичном регулировании единой рыночной аграрной экономики. К положениям Конституции РФ, непосредственно действующим в области публичного регулирования аграрного предпринимательства, относятся нормы об установлении основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического и социального развития

Российской Федерации п. е ст. 71 , финансовом, валютном, таможенном регулировании, основ ценовой политики п. ж ст. 71 , законодательном регулировании ряда других проблем, относящихся к ведению Российской Федерации. Законодательство об аграрном предпринимательстве относится преимущественно к ведению Российской Федерации. Одновременно оно относится к совместному ведению РФ и ее субъектов и включает в себя, например, законы, устанавливающие общие принципы налогообложения

и сборов в Российской Федерации п. и ст. 72 Конституции РФ . Согласно п. к той же статьи к совместному ведению РФ и ее субъектов относится административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, которым решаются нередко важнейшие вопросы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Данная система конституционных положений включает в себя нормы и принципы, направленные на то, чтобы обеспечить функционирование демонополизированного экономического пространства, в пределах которого не допускается монополизация и недобросовестная конкуренция в сфере экономической деятельности п. 2 ст. 34 . Конституционный принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности особенно важен в связи с созданием надлежащих общих правовых рамок для свободного функционирования продовольственного

рынка, основанного на активной предпринимательской деятельности всех участников рыночных аграрных отношений, независимо от форм собственности. И поскольку к монополистическому рынку толкает сложившаяся в условиях административно-командной системы структура сельскохозяйственного и агропромышленного производства, реализация в аграрном праве конституционного принципа свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности взаимоувязана с разукрупнением предприятий

АПК, получившим название коммерциализации, и реорганизацией колхозов и совхозов, организационно-управленческими реформами управления АПК. Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц. Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю - экономическую основу гражданского общества.

Таким образом, в область конституционного права введены те институты гражданского общества, которые закрепляют порядок присвоения средств производства и результатов труда и создают условия для установления одинакового правового режима для различных форм собственности. Конституционное законодательство предусматривает не только юридическое равенство и одинаковую защиту всех собственников, но и устанавливает гарантии свободного выбора форм собственности, свободы предпринимательской

деятельности. Объем конституционного регулирования отношений собственности определяется интересами общероссийского рынка. Отражая глубокие изменения, происшедшие после 1990 г. в связи с устранением государственной монополии на земельную собственность, легализацией частной собственности на землю, Конституция РФ закрепляет важные условия для осуществления радикальной земельной реформы, демократизации земельного строя, формирования новой структуры производственных отношений на селе.

Законодательная модель, сконструированная п. 2 ст. 9 Конституции РФ, отражает результаты трехлетней земельной реформы, перераспределения земельных ресурсов в пользу товарных крестьянских хозяйств и закрепляет состояние присвоенности земли и других природных ресурсов гражданами, их объединениям, государству, муниципальным органам не только в статике, но и в динамике. Динамика института права собственности на землю проявляется в изменениях широкого круга земельных

отношений, юридически опосредуемых институтами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю п. 2 ст. 9 . С включением в Конституцию положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности. На это указывается в п. 1 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающем специальную норму об охране частной собственности законом. Общие положения об охране права частной собственности как высшей ценности гражданского

общества выдвигаются на первый план, излагаются в гл. 2 Права и свободы человека и гражданина непосредственно после норм, закрепляющих право на свободное предпринимательство, предшествуют изложению вопроса о частной собственности граждан и юридических лиц на землю. В этом находит выражение конституционная характеристика гражданского общества, в рамках которого реализуется большая часть прав и свобод граждан, признанных неотчуждаемыми и принадлежащими им от рождения.

Конституционный статус гражданина в области земельных отношений пополнился таким существенным правом, как право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 36 . Конституция исходит из более точного и адекватного экономического и юридического понимания земельной собственности как принадлежности земельного участка определенному субъекту в данном случае гражданину или объединению граждан . Конституция

Российской Федерации оказалась перед необходимостью сделать выбор между двумя решениями. Первое решение состояло в том, чтобы установить частноправовой режим сельскохозяйственных земель, основанный на концепции абсолютного права частной собственности. Этому решению соответствовали предложения сохранить классическое понимание права земельной собственности как права владеть, пользоваться и распоряжаться наиболее абсолютным образом.

Второе решение состояло в отказе от принципа безграничности прав земельного собственника и его свободы. Согласно этому мнению потребность улучшения использования земли, стремление воспрепятствовать экономическими и правовыми мерами спекуляции землей, сосредоточению ее в огромных размерах в одних руках вызвали необходимость ввести конституционные ограничения правомочий собственников сельскохозяйственных земель. В п. 2 ст. 36 Конституции РФ содержатся положения, в которых частная собственность на землю характеризуется

как право владения, пользования и распоряжения землей. Собственник свободно осуществляет принадлежащие ему правомочия, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Введение таких ограничений, основанных на концепции социальных функций земельной собственности, при сохранении максимальной охраны и свободы собственности создает юридическую основу для формирования экономической

системы, основанной на демократических принципах и началах рыночной экономики, регулирующем воздействии государства на земельный рынок. Общей юридической базой формирования конституционного статуса работников сельского хозяйства в области трудовых отношений являются признание и гарантирование Конституцией Российской Федерации свободы труда. Каждый работник сельского хозяйства вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию п.

1 ст. 37 Конституции . Право на свободный труд дополнено запретом принудительного труда. Особое значение для правового регулирования трудовых отношений в сельском хозяйстве имеют положения п. 3 ст. 37 Конституции РФ, провозгласившего право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В число обязательных элементов права на труд включено конституционное требование о вознаграждении за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Это право дополнено требованием о недопустимости какой-либо дискриминации в вопросах оплаты труда. Содержание этого важнейшего конституционного права должно рассматриваться, таким образом, с учетом действия таких принципов взаимоотношения государства и личности, как равенство и полнота осуществления прав и свобод. В строгом соответствии с этими принципами устанавливается единообразное содержание права на оплату труда не ниже установленного государством минимального размера как для членов сельскохозяйственных

акционерных обществ, товариществ, кооперативов, работников государственных сельскохозяйственных предприятий, так и для наемных работников крестьянских фермерских хозяйств. Впервые в Конституцию РФ введены положения, обеспечивающие право на защиту граждан от безработицы п. 3 ст. 37 . Обновление конституционного статуса работников сельского хозяйства проявляется также в предоставлении каждому гражданину права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных

федеральным законом способов их разрешения. Объектом конституционного регулирования в данном случае является также право на забастовку п. 4 ст. 37 . Конституция гарантирует всем лицам, работающим по договорам, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск п. 5 ст. 37 . В последнее время стала доминирующей тенденция судебного разрешения судами общей и специальной юрисдикции споров сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьянских фермерских

хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, что нашло отражение в п. 1 ст. 46 Конституции, провозгласившей гарантии каждого гражданина на судебную защиту его прав и свобод. Эта эволюция законодательства, связанная с расширением сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан достаточно полно отражена в п. 2 ст. 46 Конституции, закрепившем право на обжалование в суд решений и действий бездействий органов

государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Беспрепятственность осуществления прав и законных интересов участников имущественного оборота, в том числе субъектов рыночных аграрных отношений, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты ГК РФ п. 1 ст. 1 возводит в ранг принципа, на котором строится рыночное законодательство.

2.1. Законы субъектов РФ - источники аграрного права. Аграрное законодательство Красноярского края. Коротко остановимся на иных характеристиках качества аграрных законов. Закон должен отличаться ясностью, краткостью, конкретностью, простотой применения и понимания терминов. Этот языковой аспект нельзя недооценивать. Например, в п.1 ст.4 Закона РСФСР О крестьянском фермерском хозяйстве сказано

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку . Такая запись, что право на получение земельного участка имеет гражданин, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию курсив наш

В. В приводила к барьеру на пути создания крестьянского хозяйства например, человек всю жизнь проработал в колхозе разнорабочим, имел богатейший опыт работы в сельском хозяйстве, но не имел сельскохозяйственной квалификации и как итог - не мог создать крестьянское хозяйство . Логическая характеристика качества закона основывается на таких свойствах, как определенность, последовательность, отсутствие противоречий как в отдельно взятом нормативном акте, так и в соотношении с иными нормативными

актами. Недооценка этого приводит к серьезным правовым последствиям. Например, 26 марта 1996 года было утверждено Временное положение о размещении государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Федеральный фонд продовольствия на конкурсной основе 13 . В нем прямо было указано, что этот нормативный документ разрабатывался в соответствии с

ФЗ О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд . Но при сопоставлении этих двух нормативно-правовых актов обнаруживается обратная картина - их несоответствие друг другу. Если в Федеральном законе предусматривается возможность проведения конкурсов п.4 ст.5 , то во Временном положении содержится уже императивная норма государственные заказчики на конкурсной основе осуществляют выбор товаропроизводителей п.3 .

Если в Федеральном законе содержится общая норма в отношении вида договора, который может быть заключен по результатам торгов, то во Временном положении - императивная норма речь идет о государственном контракте , о котором в тексте ФЗ нет ни слова . Социальная характеристика качества закона предполагает адекватное отражение в нем явлений социальной и экономической жизни общества, а также прогнозирование на будущее возможных путей развития различных явлений. Политическая характеристика качества закона, особенно в

аграрной сфере экономики, всегда присутствует, так как главная задача аграрного законодательства - правовое регулирование отношений, направленных на обеспечение населения продовольствием, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем. Таким образом, любой аграрный закон будет иметь достаточно высокое качество, если при его разработке и принятии будут учитываться все перечисленные характеристики качества закона в совокупности. В.А. Власов, заместитель декана юридического факультета

Красноярского государственного аграрного университета Журнал российского права , N 10, октябрь 2001 г . 2.2. Проблема совершенствования качества аграрного законодательства. Правовое обеспечение аграрной и земельной реформ в России осуществляется путем активного воздействия правовых норм на развитие агропромышленного комплекса,

совершенствование общественных отношений на селе, улучшение государственного регулирования и управления сельским хозяйством и АПК в целом. Эти сложные задачи решаются в рамках всех отраслей российского права. Но особая роль при этом принадлежит российскому аграрному праву, регулирующему органический комплекс тесно взаимосвязанных между собой аграрных отношений земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих. На правовое обеспечение аграрной реформы на первом ее этапе были направлены принятые

в 1990-1993 гг. Земельный кодекс РСФСР, Законы Российской Федерации О земельной реформе , О предприятиях и предпринимательской деятельности , О собственности , О крестьянском фермерском хозяйстве , О социальном развитии села и др. На осуществление земельной и углубление аграрной реформ нацелены и Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.

О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы , обязавший колхозы и совхозы до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой правовой статус в соответствие с Законом Российской Федерации О предприятиях и предпринимательской деятельности , с другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке, а также Указ от 27 октября 1993 г. О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в

России , потребовавший установления равноправного развития различных форм хозяйствования, самостоятельности сельских товаропроизводителей и усиления государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях перехода к рыночной экономике. На достижение этих же целей направлен и пакет постановлений Правительства Российской Федерации, в числе которых особо следует выделить Постановления от 29 декабря 1991 г. О порядке реорганизации колхозов и совхозов , от 6 марта 1992 г.

О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации и от 4 сентября 1992 г утвердившие Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий . В эти же годы активно формировалось аграрное и земельное законодательство, принимаемое на уровне субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что все названные нормативные правовые акты, безусловно, способствовали завершению первого этапа аграрной реформы и положили начало другим аграрным преобразованиям в российской

деревне. Вместе с тем в ходе претворения в жизнь основных положений этих нормативных актов выявились и причины, тормозящие или замедляющие процесс аграрной реформы. Речь идет о несовершенстве ряда законодательных актов, принятых в Российской Федерации либо ее субъектах, не проработанности механизмов их реализации и контроля, что ослабило правовую базу проведения аграрной реформы, снизило ее эффективность.

В частности, недооценены потенциальные возможности сельскохозяйственной кооперации в аграрных преобразованиях и вследствие этого наметилось отставание от потребностей практики правового регулирования организации и деятельности различных видов сельскохозяйственных кооперативов. Необходимо существенно уточнить по ряду позиций правовое положение хозяйственных обществ и товариществ и особенно крестьянских фермерских хозяйств состав крестьянского хозяйства и его правосубъектность,

право собственности крестьянского хозяйства на землю и другое имущество и т. п Совершенно не определенным в законодательстве оказалось и правовое положение 16 млн. личных подсобных хозяйств граждан России, производящих в настоящее время более половины всей валовой сельскохозяйственной продукции. Все это обусловливает необходимость продолжить процесс обновления аграрного сельскохозяйственного законодательства в соответствии с теми изменениями, которые произошли, происходят и будут происходить

в сельском хозяйстве и АПК в период перехода к рыночной экономике. Перед российской аграрно-правовой наукой встает ряд требующих разработки теоретических и практических вопросов, связанных с дальнейшей систематизацией и кодификацией аграрного законодательства. Одним из них является вопрос о самом понятии аграрного законодательства как предмете систематизации и кодификации. Некоторые авторы отождествляют понятия сельскохозяйственное законодательство , законодательство

о сельском хозяйстве , аграрное законодательство . Однако указанные понятия не являются тождественными. Большинство ученых рассматривают законодательство о сельском хозяйстве в отличие от сельскохозяйственного аграрного законодательства, как своего рода конгломерат, законодательный массив, совокупность правовых актов самых различных отраслей права, имеющих отношение к регулированию отношений в сельском хозяйстве.

Сельскохозяйственное же законодательство образуют нормативно-правовые акты, включающие нормы права, регулирующие аграрные отношения, складывающиеся в процессе производственно-хозяйственной и иной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Принятие на всенародном референдуме в декабре 1993 г. новой Конституции Российской Федерации открыло новый этап развития аграрного законодательства. При этом особо следует выделить нормы самой Конституции

Российской Федерации, способствующие проведению аграрных преобразований в стране. Это, прежде всего п. 2. ст. 8 Конституции, где признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы согласно п. 2. ст. 9 Конституции также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется

их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц п. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации . Развитию предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, безусловно, способствует записанное в ст. 34 Конституции Российской Федерации положение о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической

деятельности . При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Этой же цели служит и ст. 37 Конституции Российской Федерации, провозглашающая свободу труда - каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Статья 58 Конституции

Российской Федерации обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам . Следует отметить, что в 1990-1999 гг. в России принято свыше 100 нормативных правовых актов различного уровня, составляющих правовую базу осуществления аграрной реформы. Наиболее важным среди них, несомненно, является Гражданский кодекс Российской Федерации части первая и вторая - основополагающий закон рыночной экономики,

базовый нормативный правовой акт для развития как гражданского, так и аграрного законодательства и, безусловно, способствует осуществлению и ускорению намеченных аграрных преобразований в стране. Гражданский кодекс Российской Федерации в п. 1 ст. 2 определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной

деятельности интеллектуальной собственности , регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами или с их участием , осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная,

осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако, признавая важную роль Гражданского кодекса Российской Федерации в регулировании предпринимательской деятельности на селе, следует иметь в виду, что он не может заменить собой единый кодифицированный аграрно-правовой акт, например

Федеральный закон об аграрной реформе , который мог бы содержать четкий план правового обеспечения аграрной реформы в России. Между тем, неполнота и противоречивость аграрного законодательства является существенным тормозом в деле осуществления аграрной реформы. Развитию и совершенствованию аграрного законодательства в определенной мере призвана способствовать Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы , утвержденная

Указом Президента Российской Федерации 933 от 18 июня 1996 г. Целями названной программы являются вывод аграрной экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села. Правовая основа осуществления этих задач, как и программы в целом

Федеральный закон О государственном регулировании агропромышленного производства , принятый Федеральным Собранием Российской Федерации в 1996 г. и подписанный Президентом Российской Федерации 14 июля 1997 г. К достоинствам Закона, несомненно, следует отнести юридическое закрепление многих видов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Правда, в Законе не определено само понятие этой поддержки и не закреплены гарантии

ее предоставления предпринимателям в сельском хозяйстве, равно как и не установлена ответственность государственных органов и должностных лиц за непредставление либо несвоевременное предоставление государственной поддержки, произвольное снижение ее размера и т. п что ослабляет регулирующую роль этого Закона. В ст. 1 Закона сказано, что государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной

продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК. Однако одними этими мерами оно, на наш взгляд, не исчерпывается, что становится очевидным при ознакомлении с задачами и основными направлениями государственного регулирования ст. 1 и 2 Закона . Эти направления целесообразно дополнить такими важными положениями, как принятие законов

и других правовых актов аграрного законодательства, а также совершенствование структуры, функций и компетенции органов государственного управления АПК. Наряду с анализируемым Федеральным законом в числе основных нормативно-правовых актов по аграрной реформе в 1996-1999 гг. разрабатывались и прошли различные стадии обсуждения в Государственной Думе Российской Федерации Земельный кодекс, Федеральные законы

О крестьянском фермерском хозяйстве , Об аграрных хозяйственных обществах , О сельскохозяйственном научном учреждении и его научно-производственной базе , О страховании сельскохозяйственного производства и ряд других. Завершение разработки и принятие Государственной Думой Российской Федерации названных законов, безусловно, значительно усилило бы правовую базу проводимых

в стране аграрной и земельной реформ. Как правильно уже отмечалось в юридической литературе, в условиях формирования подлинного федеративного российского государства приобретают важное значение исследования проблем аграрного законодательства субъектов Российской Федерации. Регулирование аграрных отношений отнесено к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В некоторых республиках, областях

Российской Федерации уже приняты многочисленные нормативные акты в области аграрного и экологического права. Однако положительный опыт не распространяется, все позитивное остается невостребованным в других местах. Научные основы совместного ведения в области регулирования аграрных отношений не определены . В качестве примера развития аграрного законодательства на уровне субъектов Российской Федерации в первую очередь необходимо назвать решение

Нижегородского областного Совета народных депутатов от 21 сентября 1993 г. Об утверждении программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области , положившее начало реформированию сельскохозяйственных предприятий по нижегородской модели . Этим нормативным правовым актом утверждены Основные положения Программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий

Нижегородской области для реализации в следующих хозяйствах колхоз имени 60-летия Октября и акционерное общество имени Емельянова Городецкого района товарищество с ограниченной ответственностью Нива Бутурлинского района ассоциация Правдинская Балахнинского района акционерное общество Елкинское Воскресенского района. Примеру этих хозяйств последовали и многие другие сельскохозяйственные предприятия Нижегородской области, а также Ростовской,

Орловской и Рязанской областей, что получило юридическое закрепление в законодательстве этих субъектов Федерации. Заслуживает быть отмеченным и принятый Воронежской областной думой 25 мая 1995 г. Закон О регулировании земельных отношений в Воронежской области , состоящий из 160 статей и по полноте регулирования являющийся по существу земельным кодексом этой области. Особо следует выделить главу VII этого Закона Сделки с землей ст.

58-74 и главу XVI Земли сельскохозяйственного назначения ст. 116-133 . Согласно п. 1 ст. 58 данного Закона сделками с землей признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение земельных прав и обязанностей купля-продажа земельных участков, земельных долей, прав аренды залог земельных участков и прав на землю наследование земельных участков и земельных долей обмен земельных участков и земельных долей дарение земельных участков

и земельных долей передача земельных участков и земельных долей в качестве вклада в уставный складочный капитал хозяйственных обществ и товариществ, в качестве пая в кооператив передача земельного участка в аренду или субаренду передача земельного участка во временное пользование установление частных сервитутов. Ряд из этих вопросов, в частности купля-продажа и залог земельных участков, получивших положительное разрешение на уровне Красноярского земельного закона и аналогичных законов других субъектов

Российской Федерации, пока не получил удовлетворительного решения в Земельном кодексе Российской Федерации, что отрицательно сказывается на государственном регулировании земельного рынка в стране. Сложившееся в настоящее время в России аграрное сельскохозяйственное законодательство весьма обширно по объему, разнообразно по кругу регулируемых отношений и нередко чрезвычайно сложно для восприятия.

Поэтому желательно активизировать работу не только по подготовке и принятию новых законов, определяющих правовое положение различных сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и по систематизации и кодификации аграрного законодательства в целом. При этом изменения, на наш взгляд, претерпят и сами формы правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сельском хозяйстве. В связи с этим возникает необходимость в разработке и принятии

Аграрного кодекса Российской Федерации, призванного стать основным сводным нормативным правовым актом, на базе которого можно было бы существенно улучшить правовое регулирование отношений в сельском хозяйстве, оказание ему постоянной государственной помощи и поддержки. Принятие Аграрного кодекса Российской Федерации возможно в отдаленной перспективе, когда для его разработки накопится достаточный нормативный материал. Этот сводный законодательный акт должен относиться к совместной

компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Об этом должна быть сделана и соответствующая запись в Конституции Российской Федерации, в которой такая обширная и важная отрасль, каковой является аграрное законодательство, даже не упоминается. Как известно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации начата работа по подготовке такого

Свода, а в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Закона о Своде законов Российской Федерации. 3. Задача. Источники Аграрного права призваны закреплять аграрную политику на любом этапе, особенности - В Аграрном Праве нет единого кодифицированного акта и пока не предвидится - Наличие специализированных норм, актов относящихся к этой отрасли

ФЗ о ветеринарии и другие подобные - Наличие комплексных нормативных актов ФЗ. о Коллективном, Фермерском Хозяйстве - Унификация законодательства - Увеличения роли законов в регулировании аграрных отношений, дифференциация законодательства - В аграрном праве, существ норм актов и других нормативов, которые непосредственно исходят от государства и им диллегированные уставы с х организаций , санкцианированные акты, исходящие от государства -

Присутствует много рекомендаций рекомендация не может быть источником у нее иная структура это диспозиция Источником бывает только норма, принятая на основе рекомендации Здесь всегда присутствует много локальных норм, актов их роль велика и следственно ответ Все перечисленные источники в нашей задаче, относятся к источникам Аграрного Права Заключение Аграрно-правовая наука прошла этап осмысления кардинальных проблем, относящихся

к раскрытую сущности и основных принципов организации правового регулирования аграрных отношений. Многочисленные дискуссии по важнейшим теоретическим проблемам формирования аграрного сельскохозяйственного трава позволили сформулировать основные понятия этой новой отрасли права, более четко определить предмет и систему аграрного права, системообразующие факторы его формирования, источники и принципы, а также основополагающие институты самого аграрного права.

Было убедительно показано, что оптимальное правовое регулирование аграрных отношений может быть достигнуто только при полном учете всех особенностей сельского хозяйства, прежде всего многоукладности организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства, базирующегося на многообразии форм и видов собственности. Произошли изменения в методике аграрно-правовых исследований. Активнее стали использоваться методы сравнительного правоведения, конкретные социологические исследования.

Материалы исследований юристов-аграрников изучаются и обобщаются экономистами, философами, социологами. Проводятся совместные обсуждения теоретических проблем развития сельского хозяйства и АПК в целом, ведется совместная подготовка проектов нормативных актов в области сельского хозяйства и АПК. В качестве основного источника аграрного права Конституция РФ закрепляет систему государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в

области правового регулирования аграрных отношений. Тем самым она закрепляет иерархию нормативных актов государства, регулирующих аграрные отношения. К ним относятся законы, указы, постановления, приказы, инструкции, решения, распоряжения. Эти акты опосредуют общественные отношения в сельском хозяйстве и по этому признаку обособляются в самостоятельную систему источников аграрного права.

Список используемой литературы 1. Конституция РФ. 2. С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина, Аграрное право, М. Эксмо, 2008 г. 3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. Мг 22. Ст. 355 1989. 19. Ст. 350. 4. Земельный кодекс РФ. 5. ГК РФ. 6. ФЗ от 14.07.1997 г. О государственном регулировании агропромышленного производства

СЗ. РФ. 1997 29. Ст. 3501. 7. ФЗ от 08.12.1995 г. ред. От 18.02.1999 О сельскохозяйственной кооперации СЗ. РФ. 1995. 50. Ст. 4870. 8. Закон Красноярского края от 20.10.1994 г. Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Красноярского края . 9. Закон Красноярского края от 18.03.1998г.

О племенном животноводстве . 10. Быстров Г.Е. Источники советского сельскохозяйственного права М.1995. 11. Власов В.А. законы, регулирующие аграрные отношения Журнал российского права. 2001. 10. 12. Власов В.А Аграрное законодательство субъекта РФ на примере красноярского края Аграрная наука. 2001. 12. 13. Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий.

Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1994 года Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. 15. Ст. 1787. 14. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. 1. Ст. 2. 15. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 26.

Ст. 3061. 16. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 29. Ст. 3501. 17. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 41. Ст. 3919. 18. Явич Л.С. Конституция СССР и некоторые вопросы общей теории советского права Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права.

М 1979. С. 69.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.