Системаобразования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме — умение читать, писать, считать былоне редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудьзначительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средствомобразования всегда служит изучение языка.
Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родителипредпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда жезародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадииобразования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о полученииобразования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучитьдля обучения раба-грека.
Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию дляполучения высшего образования.
На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать,давали сведения об истории, праве и литературных произведениях.
В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. Припрактических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составленииречей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественнойжизни.
За пределами Италии образование получали преимущественно в Афинах, наострове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получалипредставление о различных философских школах.
В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение ипройти военную службу.
Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи стой ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитательдетей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. Исчиталось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. Вримском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так какрабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономикегосударства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей,ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали вбюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.
Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно былоиспользовать для квалифицированной работы.
Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительнуюпрослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, онистремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате,заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться ихпреимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждалисьлюбой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за своеместо под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридическогоравноправия, оттеснить римлян от управления государством.
В Греции всех свободныхлюдей учили в школе 4 предметам: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Существовало две формыобучения в Древней Греции: официальное и неофициальное. Официальное образование- поступления в государственную школу или предоставления нянями репетитора. Неофициальноеобразование предоставлялось неоплачиваемыми учителями, и происходило внегосударственной обстановке. Образование является одним из важнейшихкомпонентов личности человека в Древней Греции. Тип образования, был основан насоциальной принадлежности.
Официальное греческогообразования в первую очередь было для мужчин, и, как правило, не предлагалосьрабам, чернорабочим, и женщинам. В некоторых городах, были приняты законы, запрещающиеобразование рабов. Девушка получала неофициальное образования у матери и училась,как сохранить быт в семье ее отца, а позднее в жизни, и ее мужа. В образованиеженщин включалось ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, приготовлениепищи, а также шитье одежды. Единственным исключением из этого была Спарта, гдеженщины должны были следить за городом, в то время, как мужчины были на войне.Женщины в Спарте получали неофициальную физическую подготовку.
Греческого образования,ориентировано на обучение всего тела, включая образование ума, тела ивоображения. Конкретные цели греческого образования отличались в разныхгородах. Спартанцы посвящали больше внимания военной подготовке, в то время какафиняне уделяли больше внимания музыке, литературе, танцу, а затем иестественным наукам, например, биологии и химии, а также философии, риторике исофистике -искусства представления аргументов путем обмана и причин, чтобыубедить общественность согласиться с определенной точки зрения. Спартанцы такжепреподавал музыку и танец, но с целью повышения их маневренности в качествесолдат.
В первые годы, афинскихдетей учили дома, под руководством мастера или педагога. Они обучались основамнравственности. Затем, их отправляли в школу, примерно в семь лет. Детей училичитать, писать, считать и рисовать. Начальное образование было доступным длябольшинства людей, в том числе и для бедных слоев населения. Дети,принадлежащие к верхним социальным классам получали официальное начальноеобразование, поскольку их родители смогут позволить себе нанять учителя илиотправить их в школу. Дети из бедных семей могли себе позволить лишь неофициальноеобразования.
Физическое развитие имеетчрезвычайно важное значение для греков. Греческие мальчики начинают физическоговоспитания во время или сразу после начала их начального образования, послекоторого ребята идут в гимназии. Физическая культура рассматривается какнеобходимость для улучшения внешности, подготовки к войне, и крепкого здоровьяв пожилом возрасте. Так же уделялось внимание развитию интеллекта.
После достижения 14 лет,мальчики из богатых семей имели возможность пойти в среднюю школу. Средняя школамогла быть постоянной, или знания могли быть получены от странствующихучителей, таких как софистов и других философов. Среднее образование включало всебя такие предметы, как естественные науки (биология и химия), риторику(искусство говорить и писать), геометрия, софистика, астрономия и метеорология.Преподавание этих предметов высоко ценилось в афинском обществе, так как афинянесчитают, что интеллектуальное образование было одним из ключевых компонентовчеловеческой личности.
Музыка и танцы также былиочень важны в Афинах. На протяжении своего обучения ученики занимались танцами,пением и игрой на инструментах (арфы, флейты, лиры).
Мальчики могли продолжитьсвое образование после окончания средней школы, получив аттестат о подготовке. Послеполучения образования – шли два года военной службы.
У спартанцев жепредпочтение в образовании отдавалось военному делу. Только здоровые младенцымужского пола оставляли в живых. Стремление к интеллектуальным знаниямрассматривалось как тривиальное, и, таким образом чтение и письмо, были сведенык минимуму. Формальное образование для спартанских мужчин начиналось примерно ввозрасте семи лет, когда государство забирало мальчика из-под опеки егородителей и послало его жить в казарму, где они жили, примерно до 12 лет. Имдавали мало еды и одежды, чтобы подготовить к будущим войнам. Те ребята, ктопережил первый этап обучения шли в среднюю школу, где наказания становилисьжестче и уделялось особое внимание наращиванию силы и выносливости. Этот этапдлился примерно до 18 лет. Для окончания средней школы – ученики должны былипоймать и убить греческого раба.
Спартанские женщины, вотличие от афинян, получали официальное образования, которое была под контролемгосударства. Особое внимание уделялось физическому воспитанию. До 18 лет женщинучили бегать, бороться, бросать копья, дротики. В дополнение к физическомувоспитанию молодых девочек учили петь, танцевать и играть на музыкальныхинструментах. Спартанская системы образования для женщин была очень жесткой,так как ее цель состояла в подготовке будущих матерей солдат.