Федеральноеагентство по образованию
ГОУВПО «Ишимскийгосударственный
педагогическийинститут
им.П.П.Ершова»
Кафедра педагогикии методики начального образования
Самостоятельнаяработа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся науроках окружающего мира в малокомплектной школе
Курсовая работа
Выполнила:
Боргард Нина Анатольевна
студентка 3 курса
заочного отделения(ПиМНО)
педагогического факультета
№ 07010
Научныйруководитель
Меднис ЛидияСемёновна
Ишим 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Состояние проблемы развития самостоятельности втеории и практики школьного предмета «Окружающий мир»
1.1 Решение проблемы самостоятельности в педагогическойлитературе
1.2 Анализ состояния проблемы использования самостоятельныхработ в методике преподавания естествознания
1.3 Психолого — педагогическая характеристика младшегошкольника и возможности использования самостоятельных работ на уроках«Окружающего мира»
Глава 2. Методика осуществления самостоятельной работы и еёроль в повышении эффективности преподавания «Окружающего мира».
2.1 Реализация возможностей программ и учебников по«Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу
2.2 Самостоятельная работа и её роль в формировании знанийучащихся при изучении курса «Окружающий мир»
2.3 Методика организации самостоятельной работы как один изпутей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине «Окружающий мир»
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В последние пятьлет в России число школ с контингентом до десяти человек колеблется в пределахпяти тысяч.
Малокомплектнаяшкола имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшимколичеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегдаположительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большоебеспокойство вызывают такие факторы, как:
1. - низкая информационная насыщенность школ на селе;
2. - отсутствие специальной литературы;
3. -недостаточность научно-методических рекомендаций поуправлению начальной малокомплектной школой;
4. - недостаточное качество знаний и общее развитие сельскихдетей;
5. - низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
6. - отдаленность малокомплектных начальных школ от методическихцентров;
7. - недостаточность форм взаимодействия муниципальных органовуправления образованием и начальных малокомплектных (малочисленных) школ повопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др.
Однако приимеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средстваорганизации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения ивоспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанныесоспецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.
Малаянаполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать ирационально использовать в повседневной практической деятельности.
В условиях малойшколы учителю легче осуществлять:
· индивидуальный подход к учащимся с учетом типа ихтемперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов,уровня знаний и умений;
· личностно-ориентированный подход в обучении, при которомличное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, какпонимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
· практическую направленность учебной деятельности учащихся(экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе ит.д.);
· нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника впроцессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, впроцессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.
Главными отличительными чертами обучения в малокомплектнойначальной школе должны стать:
· мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения(ученик учится сам, учитель помогает ему);
· активная позиция ученика: он не только получает знания, но иобучается способам добывания знаний;
· увеличение индивидуального общения учителя с учеником;
· создание условий для самоорганизации учебного процесса(планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулированиеритма работы и отдыха);
· более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков;
· всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участиестарших в обучении младших;
· привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебнымпроцессом.
Организованный таким образом учебный процесс позволит несдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширитьсотрудничество, естественное общение разновозрастных детей.
Умело использовать специфические особенности малокомплектнойшколы — главная задача учителя, которого сегодня отличают профессиональнаякультура, образованность, его готовность воспринимать иное мнение, егоспособность быть образцом высоконравственного поведения для окружающих, особеннона селе, где он всегда у всех на виду.
Формированиенавыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задачсовременного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работынад учебным материалом является одним из обязательных условий успешногообучения.
Насегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важностиразработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методикобучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующихактивизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственныхспособностей с помощью внедрения самостоятельных работ в процесс обученияокружающего мира. В решении этой проблемы значительная роль отводитсяформированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практическогоприменения знаний. Немаловажным является и формирование навыковсамостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания ив каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденциюустаревать, отставать от потребностей жизни. Выход в решении задачи — научитьучащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источниковинформации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразиемвидов и приемов самостоятельной работы [42, с.8].
Самостоятельность- одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собойопределенные цели, добиваться их достижения собственными силами [30, с. 253].
Развитиесамостоятельности помогает младшему школьнику овладеть навыками самостоятельнойработы, которые позволят ребенку на протяжении всех лет обучения получатьзнания самостоятельно.
Подсамостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальнойи коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях илидома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям (А.А.Миролюбов)[16, с.249].
Воспитаниесамостоятельности и развитие познавательных интересов учащихся на занятияхокружающего мира в малокомплектной школе при помощи самостоятельных работявилось проблемой нашего исследования.
Многиеметодисты с разных сторон подходили к вопросу внедрения самостоятельных работна уроках окружающего мира.
Значительныйвклад в развитие проблемы самостоятельных работ в теории преподавания«Окружающего мира» внесли видные методисты А.Я. Герд, Л.Н. Никонова, К.П.Ягодовский, Б.Е. Райков, Н.К. Крупская, А.Н. Бекетов, З.А.Клепинина,М.Н.Скаткин, Л.Ф.Мельчаков, П. А Завитаев, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилова, П.И. Боровицкий, В.А. Тетюрев, И.Д. Зверев,Г.Н.Аквилева, Р.А.Петросова, А.В.Миронов, В.М.Пакулова, Е.Ф.Козина,Е.Н.Степанян.
Затруднениев деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы на занятияхокружающего мира в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособияеще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активностиучащихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебногоматериала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемогосамостоятельного наблюдения примеров, нахождения сходства и различия междусопоставляемыми явлениями, раскрытия существенных признаков, характеризующихсущность понятий, правил, законов, формулирования новых выводов. Правила, законы,выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Приизучении психолого-педагогической и методической литературы нами было выявлено противоречие междунеобходимостью формирования самостоятельности учащихся и недостаточнойразработанности данной проблемы, в частности технологии педагогическойорганизации этого процесса, между отсутствием в методике окружающего мираобобщенного подхода и рекомендаций по организации системы самостоятельных работи программой, предусмотренной для изучения окружающего мира.
Выявленноепротиворечие позволило обозначитьпроблему исследования: изучение возможностей развитиясамостоятельности в процессе проведения самостоятельной работы при изучениидисциплины «Окружающий мир» в малокомплектной школе. Поскольку развитиесамостоятельности учащихся тесно связано с самостоятельными работами.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Самостоятельнаяработа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся науроках окружающего мира в малокомплектной школе».
Объект исследования: процесс изучения учащимися дисциплины «Окружающиймир» в малокомплектной школе.
Предмет исследования: развитие самостоятельности при проведениисамостоятельных работ на уроках окружающего мира в малокомплектной школе.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно- экспериментальнойработы проверить условия, формирующие самостоятельную деятельность учащихся науроках окружающего мира в малокомплектной школе.
Изучениепсихолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияпозволило выдвинуть следующуюгипотезу: предполагается, что если систематически проводитьразнообразные самостоятельные работы на занятиях по «Окружающему миру» вмалокомплектной школе, то это будет способствовать развитию самостоятельностиучащихся: выполнять индивидуально или коллективно разнообразные видысамостоятельной работы на классных и внеклассных занятиях или дома безнепосредственного участия учителя, но по его заданиям, а также уметь ставитьперед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Всоответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную иметодическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить проблему использованиясамостоятельных работ в методике преподавания естествознания
3. Выявить особенности учащихся младшегошкольного возраста при проведении самостоятельных работ по окружающему миру.
4. Экспериментальным путем проверитьэффективность комплекса разработок самостоятельных работ для уроков «Окружающиймир».
5. Разработать методические рекомендациипо организации самостоятельной работы учащихся по окружающему миру на начальномэтапе обучения.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследованиятеории и методики преподавания самостоятельных работ в дисциплине «Окружающиймир» рассматриваются в трудах А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, Г.Н.Аквилевой,Н.Ф.Виноградовой, З.А.Клепининой, Н.М. Верзилина, И.Д. Зверева и других.Особенности учащихся младшего школьного возраста при проведении самостоятельныхработ по окружающему миру описываются в работах А.В. Мудрика, Р.С. Немова, Е.А.Постниковой, Г.Ф.Гаврилычевой и других.
Длярешения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- Наблюдение,интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;
- Сравнение, изучение документации;
- Организация ипроведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;
- Теоретическийанализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Сартамская начальная школа, учащиеся3 и 4 классов.
Исследованиепроводилось в три этапа.
Первыйэтап — постановочный — выбор и осмысление темы. Изучениепсихолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели,предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второйэтап — собственно-исследовательский — разработка комплекса мероприятий и ихсистематическое проведение, обработка полученных результатов, проверкагипотезы.
Третийэтап — интерпретационно-оформительский — проведение контрольного эксперимента,обработка и систематизация материала.
Научная новизна исследования: исследование состоит в том, чтосамостоятельная работа по «Окружающему миру» играет огромную роль в развитиисамостоятельности младших школьников. Исследование проводилось по программе «Начальнаяшкола XXI», автор учебников — Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова для учащихся 3 и 4классов.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовойработы могут быть использованы в учебно- воспитательном процессеобщеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двухглав, заключения, библиографического списка, включающего 42 наименования,приложения. Общий объем работы 66 страниц компьютерного текста.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.1 Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
Самостоятельностьв педагогическом словаре определяется как одно из ведущих качеств личности,выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться ихдостижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственноеотношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно влюбых условиях, принимать нетрадиционные решения [30, с. 253].
Длятого, чтобы научить младших школьников ставить перед собой определенные цели идобиваться их собственными силами, необходимо рассмотреть развитиесамостоятельности в данном возрасте.
Существуютразные точки зрения на проблему формирования самостоятельности учащихся.
ТатьянаГуськова («Можно ли воспитать ребенка самостоятельным?») под самостоятельностьюпонимает важнейшее качество личности. Она считает, что успешность егоформирования на самых ранних этапах развития во многом определяетнаправленность личности. В науке до сих пор идут споры о том, в каком возрастеи в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое поведение ребенкаможно считать самостоятельным. Некоторые ученые полагают, что истиннаясамостоятельность свойственна только взрослому человеку, зрелой личности.Другие рассматривают самостоятельность как развитое свойство личности,проявляющееся уже у подростков; третьи выявляют ярко выраженнуюсамостоятельность уже у шестилеток. Однако и это не предел. Итак, несмотря напротиворечивость в определении сроков ученые единодушны в одном:самостоятельность – важнейшая характеристика личности; самостоятельность неможет возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли,целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной[13, с.66].
Д.Г. Ямалтдинова («Организация самостоятельной деятельностиучащихся») под самостоятельной деятельностью понимает такую деятельностьучащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебнуюзадачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующиепризнаки самостоятельной деятельности учащихся: наличие задания учителя;самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участияпедагога, активность, умственное напряжение учащихся [42, с.72].
И.Д.Зверев в статье «Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе» подсамостоятельностью учащихся понимает такую их деятельность, в процессе которойпроявляются активность и творчество, инициатива, умение сознательно восприниматьучебный материал, стремление самому добывать новые знания. Он считал, чтосамостоятельность учащихся особенно ярко проявляется при исследовательском,проблемном подходе к изучению нового материала, а также при использованиизнаний, применении их в новых условиях, в настойчивом желании овладетьучебно-трудовыми умениями и навыками, совершенствовать их, правильноорганизовать и спланировать свою работу. Самостоятельность обеспечиваетстойкость, жизненность и сознательность приобретаемых знаний.
Самостоятельностьтесно связана с развитием познавательных интересов учащихся. Интерес пробуждаетсамостоятельность, а последняя характеризует развитие интереса. Подлинныйинтерес проявляется в устойчивом, терпеливом и творческом выполнении длительныхсамостоятельных работ. Многолетняя практика самостоятельных работ в связи сизучением окружающего мира развивает не только интерес, но и склонности испособности в дисциплине «Окружающий мир» [17, с. 275].
И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина под самостоятельностью подразумеваюттакую деятельность учащихся, при которой проявляется желание ученика кдобыванию новых знаний, к сознательному применению их в различных ситуациях.Методические условия формирования самостоятельности учащихся сводятся кпоследовательному усложнению содержания учебного материала из класса в класс,развитию познавательных интересов, применению разнообразных видов деятельностиучащихся, привитию умений и навыков, осуществлению индивидуального подхода иучету степени самостоятельности учащихся при использовании разных методовобучения [17, с. 239].
Известно,что основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить школьниковмыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. Для этогонеобходимо ввести в школьное обучение самостоятельную работу учащихся[3, с.16].
Итак,как видно из работ развитие самостоятельности проходит несколько этапов. Чтобыизучить проблему нашего исследования нам необходимо более подробно остановитьсяна этапе формирования самостоятельности в дошкольном и младшем школьномвозрасте.
Таккак развитие самостоятельности в сфере предметно-практической деятельностизавершает ранний возраст, то становление самостоятельности и предметнойдеятельности — своевременное и полноценное, оно обеспечивает успешноепсихическое развитие дошкольника. Деятельность, которая типична для дошкольноговозраста, т. е. игра, рисование, конструирование и т. д., не возникнет и несформируется в полном объеме, если ребенок не имеет опыту самостоятельногодействования в полном объеме — от замысла через исполнение к оценке своеготруда и самого себя. Этот опыт складывается преимущественно от двух до трех споловиной лет.
Впериод дошкольного детства самостоятельность продолжает развиваться, но уже надругой основе. Задавая взрослому, вопросы о явлениях природы и жизни людей,ребенок познает мир в его многообразии. В этом «теоретическом сотрудничестве»малыш вновь оказывается зависимым от окружающих, от их знаний. Постепенноеовладение логикой взаимосвязи явлений подводит его к построению элементарногопрактического мировоззрения, формирует доступные самостоятельные рассуждения,умозаключения, обобщения фактов. Иными словами, обусловливает готовность кшкольному обучению.
Такимобразом, самостоятельность, развития в одной сфере, не обеспечивает автоматическисамостоятельности в других, однако создает благоприятные условия для расширенияна все большие области жизни ребенка [10, с.25].
Впериод школьного обучения дошкольник переходит на следующий этап развитиясамостоятельности. Талызина Н.Ф. отмечает, что самостоятельность детей младшегошкольного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данныйвозраст может стать переломным, критическим для формирования этого качестваличности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если оничрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным,задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком раннийупор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание изакрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта черездоверие и подражание другим людям. Для того чтобы ни та, ни другая из этихнежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитаниесамостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.
Сучетом сказанного можно определить следующие средства и способы развитиясамостоятельности у детей данного возраста. Прежде всего, ребенку необходимопоручать больше дел, чтобы он мог их выполнять самостоятельно и при этом большеему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка ксамостоятельности и поощрять его. Чрезвычайно важно с первых дней обучения вшколе сделать так, чтобы свои домашние задания и дела ребенок выполнялсамостоятельно, при минимально необходимой помощи со стороны взрослых членовсемьи, чтобы любая его попытка к независимым действиям стимулировалась кактенденция, безотносительно к успеху или неудаче. Благоприятной для развитияэтого качества у детей является такая социально-психологическая ситуация, вкоторой ребенку поручается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, онстановится лидером для других людей, сверстников и взрослых, в совместной сними работе. Хорошие условия для реализации; этой задачи создают групповыеформы учения и труда, широко используемые в настоящее время в начальных классахшколы [27, с. 350].
ГалинаГаврилычева («Воспитание самостоятельности») обращает внимание на то, что детимладшего школьного возраста привыкают слушать, подчиняться, следовать указаниями инструкциям, усваивают то, что учитель, взрослые лучше знают, что и как надо.
Онаприходит к выводу, что проявления самостоятельности в основном затрагиваютприготовление уроков, самообслуживание, отдельные домашние поручения, т.е.имеют выраженный «бытовой» характер и касаются самого ребенка. При этом, готовядомашнее задание, большинство ребят в случаях затруднений охотно, без колебанийприбегают к помощи учителя, родителей, они точно следуют установке взрослого,не выходя за се границы, не проявляя своего творчества, самостоятельности [10,с.27].
Такимобразом, рассмотрев формирование самостоятельности к младшему школьномувозрасту можно сказать, что учащимся данного возраста для развитиясамостоятельности необходимо предлагать варианты самостоятельной деятельности,поскольку именно она и будет одним из вариантов повышения уровнясамостоятельности. А так как проблема развития самостоятельности оченьмногоаспектна и одним из аспектов её реализации будет являться самостоятельнаяработа учащихся, то нам необходимо рассмотреть в следующем параграфе состояниепроблемы самостоятельной работы в методике преподавания естествознания.
1.2Анализ состояния проблемы использования самостоятельных работ в методикепреподавания естествознания
Самостоятельностьученика на уроках окружающего мира выражается, прежде всего, в потребности иумении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации,самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется,например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач ивыполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника на урокахокружающего мира характеризуется известной критичностью ума, способностьювысказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Внешнимипризнаками самостоятельности учащихся на уроках окружающего мира являютсяпланирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственногоучастия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатомвыполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторонусамостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилиявоспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи [12,с.145]
Степеньпроявления учащимися самостоятельности зависит от имеющегося у них опыта, отобщего уровня их самостоятельной работы в процессе изучения биологических идругих учебных предметов. Самостоятельность учащихся даже в одном классе можетсильно варьировать. Одни учащиеся проявляют инициативу, предпринимают новыепоиски, в решении определенной учебной задачи, применяют имеющиеся у них знанияв новых условиях; другие обнаруживают беспомощность в выполнении довольнопростых учебных задач, поэтому нуждаются в разъяснении любого нового вопроса,во всех действиях проявляют нерешительность. У таких учащихся редко возникаютвопросы, они привыкли делать «от» и «до», при малейших затруднениях становятсяв тупик. Есть и такие учащиеся, которые проявляют больше самостоятельности либов умственной, либо в практической деятельности, связанной больше с физическимиусилиями. Отсюда ясно, насколько важно для правильной организации учебнойработы учитывать различную степень самостоятельности учащихся в классе [17, с.277].
МетодистыА.А. Вахрушев и Д.Д. Данилов («Система контроля в курсе окружающего мира»)считают, что самостоятельные работы носят обучающий характер, поэтому они необязательны и используются при необходимости по решению учителя. Цельсамостоятельных работ — выявить своевременно, устранить имеющиеся пробелы взнаниях [3, с. 16].
ЯмалтдиноваД.Г. («Организация самостоятельной деятельности учащихся») считает, чтосамостоятельная работа учащихся является необходимым условием развития ихпознавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимоначинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшемшкольном возрасте происходит становление таких качеств личности, каксамостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю[42, с. 8].
И.Д. Зверев в статье «Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе»обращает внимание на то, что укреплять у учащихся интерес к самостоятельнойработе учитель может, исходя из продуманной системы самостоятельных работ.Привычка самостоятельно работать (как и любая другая) складывается в процессеповторения и тренировки. Повторность укрепляет вновь вырабатываемый виддеятельности учащихся, делает ее обычной, приятной и переходит в потребность[17, с. 277].
Такимобразом, Григорьева Е.В. выделяет три значения понятия «самостоятельнаяработа»:
· ученик долженвыполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;
· от ученикатребуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентированиев учебном материале; — выполнение работы строго не регламентировано;
· ученикупредоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания [12,с.72].
Чащевсего понятие самостоятельной работы в дисциплине «Окружающий мир» используетсяв первом значении.
Такимобразом, самостоятельная работа учащихся — это работа по заданиям педагога (илипо заданиям, помещенных в учебных пособиях, обучающих программах) безнепосредственного участия педагога (Б.П. Есипов) [15, с.72].
Вметодике преподавания дисциплины «Окружающий мир» существуют различные взглядына проблему внедрения самостоятельной работы на уроках окружающего мира. Осамостоятельной работе в теории преподавания окружающего мира упоминалось еще вдореволюционный период. На практике передовых дореволюционных школ было созданобольшинство методических разработок, данные которых использовалисьвпоследствии. Это, прежде всего принцип активного завоевания знаний — припомощи самостоятельных работ учащихся. Этот принцип реализовался в процессепроведения практических лабораторных занятий и экскурсий [32, с. 10]. Уже в данныйпериод в своих статьях на методические темы А.Я. Герд отстаивал такие передовыеметоды обучения, как самостоятельные наблюдения учащихся, проведениелабораторных работ[29, с. 18]. Он не написал курса общей методики, но все егосочинения дают богатый материал для построения строго продуманной методическойсистемы, основанной на дарвиновской, материалистической идее, планомерноразвивающей мировоззрение и навыки самостоятельной работы учащихся путемнепосредственного изучения объектов живой природы в школе, дома и на экскурсиях[5, с. 24].
КрупскаяН.К. считала, что при организации учебной работы учитель обязан систематически,последовательно излагать преподаваемую дисциплину, всемирно приучая детей кработе с книгой и другим видам самостоятельной работы [29, с. 26].
А.Н.Бекетов установил ценное предположение о том, что к самостоятельности учащихсянеобходимо приучать планомерно и поставил самые существенные проблемы методики:воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами [5,с. 20].
Впоследствиивопросу введения самостоятельных работ в процесс обучения младших школьниковстали уделять внимание Л.Н. Никонова, К.П. Ягодовский. В 1911г. Б.Е. Райковвыдвинул идею применения опытно — исследовательского метода в преподаванииестественных наук. Характерной чертой этого метода являлась самостоятельнаяработа учащихся [32, с. 10- 11].
С1931 года до настоящего времени упоминания о включении самостоятельных работ впрограмму школьного обучения было в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932года об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. В нем былодано указание о том, что «надо систематически приучать детей к самостоятельнойработе, широко практикуя различные задания в меру овладения определенным курсомзнаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа влабораториях, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебныхцелях и т. п.)» [5, с. 39].
Вначале XX века главное внимание обращается на методы, и разрабатываются двеформы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная и практическая.Последние приобретают характер самостоятельных работ, проводимых учащимися позаданиям-инструкциям. На основе этих занятий возник новый «моторный»(двигательный) метод, который определяется методистом-преподавателем Лесногокоммерческого училища Б. Е, Райковым (1911) как «опытно-исследовательский»(«открывающий») метод [5, с. 27-28].
ВеликаяОктябрьская социалистическая революция коренным образом перестроила всенародное образование. Многочисленные сословные школы царского времени сменилаединая трудовая общеобразовательная школа для совместного обучения мальчиков идевочек. Главной задачей советской школы стало воспитание материалистического,антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание в труде и в связи спроизводительным трудом, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Апоэтому применяемые формы и методы позволяли развивать у школьниковсамостоятельность [5, с. 32-33].
Всовременный период проблема самостоятельной работы стала рассматриватьсяметодистами Клепининой З.А., Скаткиным М.Н., Мельчаковым Л.Ф… Завитаевым П.А..
Насовременном этапе преподавания окружающего мира в связи с сокращением сроканачального обучения были разработаны новые программы начальной школы, в томчисле и по естествознанию. В основу этих программ и легло теоретическоеположение о том, что усвоение знаний должно происходить в условияхцеленаправленной учебной деятельности детей, при их высокой активности исамостоятельности, не исключающей помощи со стороны учителя [29, с. 33].
Внастоящее время методист Е.М.Пакулова считает, что понятие «самостоятельные»работы предполагает практическую, самостоятельную деятельность школьников поприобретению и усвоению знаний. Чем чаще дети получают задания для самостоятельноговыполнения и осмысления, тем больше возможностей у учителя выработать у нихпривычку и потребность к самостоятельному овладению знаниями [29, с. 122].
Самостоятельнаядеятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространеннымявляется самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методистыопределяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средствоорганизации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
Подорганизацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога иучащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых длясвоевременного успешного выполнения задания. Создание таких условий требует отпреподавателя знаний психолого- педагогической специфики методов управленияпознавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильноформулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установкина учебную деятельность.
Иначеговоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель долженуметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
— когда целесообразно вводитьсамостоятельную работу при изучении любого учебного материала;
— какой конкретный тип самостоятельнойработы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапеусвоения знаний;
Е.А.Тупичкина и И.В. Крючкова в своих исследованиях утверждают, что иногда учителязабывают о возможности организации самодеятельной деятельности учащихся сразличными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие целипроведения самостоятельных работ:
1) актуализация знаний учащихся;
2) изучение новых знаний;
3) закрепление и повторение знаний иумений учащихся;
4) проверка знаний и умений учащихся
Говоряоб уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она недолжна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностейучащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается восновном по трем направлениям:
1) путем увеличения объема заданий идлительности самостоятельной работы учащихся;
2) путем усложнения содержания задания:
3) путем изменения способовинструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя[12, с. 139].
Припланировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работыучащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу,В.К. Буряк предлагает учителю предварительно самому выполнить задание длясамостоятельной работы учащихся. Тогда время, затраченное учителем на выполнениеодного задания, необходимо умножить на 3 — именно столько минут потребуетсяучащимся для выполнения задания. В ходе выполнения задания учитель сможетпонять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся [2, с.18].
Сцелью осуществления контроля и оказания помощи учащимся Р.И.Шикона иИ.Г.Калинина предлагают учителю заготовить карточки с образцами выполнениязаданий, предлагаемых ученику, или записать образец решения на доске. Послевыполнения задания ученик сможет проверить его самостоятельно по образцу [42,с. 8-9].
Педагогическицелесообразно варьировать способы постановки задач и инструктаж самостоятельнойработы учащихся. В частности, возможна такая постановка заданий, когда способих выполнения учитель не дает в форме готовой инструкции. Это, несомненно,способствует самостоятельному творческому поиску учащимися методов работы.Однако такой прием, возможно, применить при условии уже сложившихся навыковсамостоятельной работы [17, с. 277].
Навыполнение самостоятельных работ отводится 5-10 минут. Однако в зависимости отконкретных условий объем самостоятельной работы, и время выполнения могуткорректироваться. Ученик имеет право многократно работать над своими ошибкам дотех пор, пока не научится. При пересдаче ученики выполняют те задания, которыевызывали у них затруднение. Отметки за задания самостоятельных работрекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок [3, с. 16].
Апоэтому высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошоподготовиться к выполнению проверочных работ [3, с. 17].
Дляпроверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степенисформированности умений и навыков можно провести небольшую самостоятельнуюработу учащихся, носящую контрольный характер и способствующую выявлению уровнясформированных знаний и умений [29, с. 141].
КарцеваИ.Д. и Шубкина Л.С. считают, что самостоятельную работу нельзя считать методомобучения, так как самостоятельность должна проявляться и при слушании рассказа,и при демонстрации наглядности, и при выполнении практической работы.Существенными признаками самостоятельной работы учащихся является работа позаданию учителя, специально отведенное время для самостоятельной работы,выполнение заданий всеми учащимися с обязательной фиксацией их результатов [17,с. 239].
Такимобразом, можно сказать, что применение самостоятельной работы на уроках«Окружающего мира» способствует развитию самостоятельности младшего школьника.Самостоятельная работа помогает ребенку научиться ставить перед собойопределенные цели и находить пути их достижения, а также повышать уровеньзнаний по предмету, работать над заданиями без помощи учителя. Для того чтобыправильно использовать самостоятельную работу в обучении необходимо учитыватьпсихолого- педагогическую характеристику младшего школьника, которую ирассмотрим в следующем параграфе.
1.3Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможностииспользования самостоятельных работ на уроках/> «Окружающего мира»
«Младшийшкольный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения попреимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуютхарактерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету,повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многомуиз того, с чем они сталкиваются» так Н. С. Лейтес характеризует этот возраст вработе «Умственные способности и возраст» [23, с.68].
Формированиеумений самостоятельно приобретать и пополнять знания — одна из главных задачобучения. Самостоятельная работа школьников при этом интенсифицирует процессучения.
Когдамы говорим «младший школьник», то в это понятие включаем ребенка 6-10 лет. От 6до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальныхклассах, у ребенка складывается новая для него деятельность — учебная. [16,с.248].
Младшийшкольник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать.Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взглядыи суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с темавторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведениямладшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка сокружающим миром. Однако ребенку трудно длительное время сохранять устойчивоепроизвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал [26, с.348].
Учитываяданную особенность, учитель вполне может использовать в обучении младшегошкольника самостоятельную работу, которая поможет ребенку запомнить необходимыйему объём материала.
Отличительнаячерта любого младшего школьника — интерес к окружающему миру, потребность кприобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственноокружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому учителю важно приучить ребенкак самостоятельному овладению новыми знаниями. Помощью в этом ему будут служитьразнообразные формы самостоятельной работы, которые помогут ребенку поэтапноизучать окружающий мир.
Особенноважно подчеркнуть такую психологическую особенность младшего школьника, какцелостное восприятие мира.
Познаниеокружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенкамладшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивнаярефлексия. У младшего школьника при определенных условиях могут бытьсформированы способности к эмпатии.
Уребенка младшего школьного возраста уже появляются элементы рефлексии: он можетобъективно оценить себя, учится считаться с мнением других и принимать его вовнимание в совместной деятельности. Вместе с тем это не является еготипологической особенностью, то есть не присуще всем без исключения, хотяналичие этих феноменов у некоторых детей говорит о возможности их формированияу всех. Это нужно учитывать в учебно-воспитательном процессе [6, с.7-11].
Какправило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, невступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Онидоверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манерерассуждать, в интонациях. Если задание дано на уроке, значит, это нужно, и детитщательно выполняют его, не задумываясь над назначением свой работы.
Вэтом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями,умениями и навыками. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель,интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывает немедленнуюреакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках ив том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответтоварища, стремятся сами отвечать. Для того чтобы выявить возможности каждогоребенка учителю необходимо систематически проводить самостоятельные работы. Врезультате чего он сможет следить за успеваемостью детей.
Оченьсильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, деталиоставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиесяподбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомыйпредмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствиемрассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало понятныхпостороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.
Вто же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущностьявлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьниказатрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты илиотвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельныефразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своимисловами или кратко передать содержание прочитанного [23, с. 69 — 71].
Наиболееудобное средство работы с дифференцированными заданиями уже давно известно — это карточки. С ними школьники успешно работают на уроках математики и русского языка. В практикеуроков природоведения они незаслуженнообойдены вниманием. А именно набор карточекпо теме поможет осуществлению индивидуального подхода к ученику. Наиболеерационально компоновать варианты карточек к каждому уроку, к каждому понятию.Дифференцированные задания на карточках успешно используются, если нужноподвести ученика к формулированию какого-то положения, т. е. провестиобобщение. Причем, учитывая, что часть учеников уже имеют обобщать, для других— это сложная, но вполне выполнимая задача, а третьи смогут ее выполнить толькопри определенной помощи, не только ход работы, но и окончательный вывод можетиметь несколько различные формулировки.
Такимобразом, в течение урока учитель обычно использует фронтальную, групповую ииндивидуальную формы работы. Принято считать, что самостоятельная работа можетпроводиться только при первичном закреплении, повторении, контроле знанийучеников. Однако, индивидуальная самостоятельная работа возможна и на этапеизучения нового в том случае, если новая информация основана на имеющимся уучеников жизненном опыте. Причем, в задание можно включить и какие-то небольшиевыводы, суждения. Обычно в педагогической практике изучение нового материалапроходит в форме фронтальной работы, при этом учитель обращается ко всемуклассу и имеет возможность включать лишь элементы для медленно работающихучеников, но способных, тем не менее, усвоить материал на этапе первичноговосприятия, самостоятельная работа будет включать первое задание без слов для справок[17, с. 275-276].
Вмладшем школьном возрасте самостоятельность на уроках окружающего мирапроявляется уже в способности ученика вступать в инициативные отношения сучителем, учить себя с помощью учителя.
Там,где самостоятельные работы не проводятся или их организуется очень мало,учащиеся, как правило, слабо проявляют познавательные интересы. Последниеформируются при условии, если активизируется умственная деятельностьшкольников. Для этого необходимо сочетание моторно-практических действий с напряженнойумственной работой. Если учащимся предоставляется возможность длясамостоятельного наблюдения, сравнения, анализа, обобщения изучаемых объектов иявлений, то у них глубже и ярче проявляются интересы, стремление самостоятельновыяснить причину данного явления, установить взаимосвязь явлений [7, с.275-276].
Такимобразом, изучив психолого — педагогическую характеристику младшего школьникаможно сделать вывод, что возможности проведения самостоятельных работ на уроках«Окружающего мира» находятся на высоком уровне. Учитывая особенности младшегошкольного возраста, учитель сможет достаточно правильно ввести в обучениесамостоятельную работу. Предлагая разные задания для самостоятельной работы,учитель повысит у ребят интерес к данному виду деятельности. А поэтому учащийсясам того, не подозревая, в ходе выполнения самостоятельных работ повысит свойуровень знаний, а также самостоятельность.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЫ в малокомплектной школе И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ Преподавания «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
2.1 Реализациявозможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитиисамостоятельности через самостоятельную работу
Предмет«Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы XX века.В разные исторические периоды естествознание и методика его преподаванияпроходили под различными названиями: «Естественная история», «Природоведение»,«Методика преподавания биологии», «Естествознание». Впоследствии в светеинтеграции естественной и социальной картины мира он был расширен до«Окружающего мира». Важность этого решения Министерством образования РФопределяется тем, что «Окружающий мир» — курс интегрированный, обеспечивающийцелостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно напсихическое и социальное развитие ребенка [19, с. 322].
Внастоящее время в рамках традиционной системы действуют несколькоальтернативных программ курса «Окружающий мир», содержание которых соответствуетгосударственному стандарту. Например: «Природа и люди» (З.А. Клепинина);«Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченков, И.В. Потапова); «Мир ичеловек» (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан); «Окружающий мир» (О.Т.Поглазова, В. Д. Шилин); «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов и др.); «Человеки окружающая среда» (Л.П. Симонова-Салеева); система учебных курсов сэкологической направленностью «Зеленый дом» и интегрированная «Мир вокруг нас»(А.А.Плешаков) [20, с.382].
Однойиз программ курса «Окружающий мир» является УМК «Начальная школа XXI века».Курс «Окружающий мир» разработан для четырехлетней начальной школы в системеобучения, направленного на общее развитие личности младших школьников.Содержательной целью курса является формирование у учащихся широкой целостнойнаучной картины мира, которая постепенно обогащается за счет познания от классак классу все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний обокружающем мире.
Задачамикурса являются: развитие кругозора, любознательности, мышления младшегошкольника, воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование основэкологического воспитания, элементов гражданского самосознания.
Системаучебных курсов «Окружающий мир», реализующих задачу общего развития младшихшкольников в рамках четырехлетней начальной школы, обеспечена комплектомпрограмм, учебников и пособий.
Следуетиметь в виду качественно разные уровни в раскрытии программных тем для учащихся1 и последующих классов. Для первоклассников — это уровень конкретно-образныхпредставлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром вучебно-игровой деятельности. Для учащихся 2—4 классов это уже уровеньпонятийных знаний, выявления закономерных связей природных явлений,практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулированиявыводов на основе наблюдений.
Болееподробно рассмотрим учебные пособия Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»(«Начальная школа XXI»). Н.Ф. Виноградова в своем пособии «Окружающий мир:Методика обучения: 1-4 классы» рассматривает самостоятельную работу младшегошкольника как следствие правильно организованной его учебной деятельности науроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение всвободное время. Автор считает, что организуемая и управляемая учителем учебнаяработа школьника должна выступать в качестве определённой присвоенной импрограммы его самостоятельной деятельности. Программа предусматривает свободноевладение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных вшколе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическоеобоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровеньпозволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе [6,с.74].
Рассматриваяболее подробно методическое пособие Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир: Методикаобучения: 1-4 классы» можно сказать, что одним из вариантов самостоятельнойработы является письменный опрос учащихся, который является одним из формитогового контроля. Данный контроль проводится с целью оценки результатовобучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год.Н.Ф.Виноградова считает, что на проведение самостоятельной работы на урокепотребуется 10-15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний иумений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этихработ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения ипомочь учащимся устранить возникшие трудности.
Науроках окружающего мира целесообразно проводить короткие (5- 10 минут) опросы сцелью уточнить и закрепить знания. Эти работы не обязательно оценивать отметкой(особенно в случае плохого выполнения), их основная функция — тренировочная.
Всодержании учебника авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова для третьего классачетырехлетней начальной школы включают четыре раздела: «Человек и егоздоровье», «Природа вокруг нас», «Труд в жизни человека», «Человек среди людей».
Восновном разделе «Природа вокруг нас» учащимся предлагается изучить 7 тем:
1. Общие представления о явленияхприроды, телах, веществах и их свойствах.
2. Вода.
3. Воздух.
4. Горные породы.
5. Почва.
6. Растения
7. Животные
Каждаяиз тем разделов раскрывается рядом подтем, которые более подробно раскрываютсуть каждой темы. Например, если рассматривать раздел: «Природа вокруг нас», внем выделяется тема: «Вода». В данной теме выделяется ряд подтем, которыепостепенно будут рассматриваться учащимися. Это такие подтемы, как: Значениеводы для жизни. Свойства воды; Три состояния воды. Переход воды из одногосостояния в другое; Вода-растворитель; Вода в природе; Водоемы; Использование иохрана водоемов от загрязнения. Каждая из этих подтем содержит заголовки,которые помогают поэтапно изучить материал учебника по подтемам. Аналогичнымспособом построена каждая тема раздела в учебнике Н.Ф. Виноградовой, Г.С.Калиновой для 3 класса.
Сточки зрения содержания учебника для четвертого класса четырехлетней начальнойшколы можно сказать, что авторы в содержание учебника включают два раздела:«Человек — живое существо (организм)» и «Человек и общество, в котором онживет».
Вразделе «Человек — живое существо (организм)» учащимся предлагается изучить 8тем: Как устроен и работает организм человека; Как человек воспринимаетокружающий мир; Мир чувств; Обрати внимание на внимание; Помни о памяти; Чемчеловек отличается от животных; От рождения до старости; Береги здоровье.
Вразделе «Человек и общество, в котором он живет» учащиеся изучают 10 тем:Человек — путешественник; Как человек открывал новые земли; Человек и культура;О первых школах и книгах; Русское искусство до XVIII века; Искусство РоссииXVIII века; Искусство России XIX века; Искусство России XX века; Человекзащитник своего отечества; Гражданин и государство.
Каждаяиз тем разделов раскрывается рядом подтем, которые более подробно раскрываютсуть каждой темы. Например, если рассматривать раздел: «Человек — живоесущество (организм)», в нем выделяется тема: «Как устроен и работает организмчеловека». В данной теме выделяется ряд подтем, которые постепенно будутрассматриваться учащимися. Это такие подтемы, как: Организм человека; Нервнаясистема; Пищеварительная система; Дыхательная система; Кровеносная система;Кожа. Каждая из этих подтем содержит заголовки, которые помогают поэтапноизучить материал учебника по подтемам. Аналогичным способом построена каждаятема раздела в учебнике Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой для 4 класса.
Практическив каждой подтеме авторы предлагают задания для самостоятельного обдумывания.Например, в теме «Как человек воспринимает окружающий мир» изучается подтема«Обоняние», в которой автор предлагает следующие вопросы для самостоятельногоизучения материала: «Рассмотри рисунок», «Прочитай текст», «Расскажи, как мычувствуем запахи». Рассматривая раздел «Русское искусство до XVIII века», в немавторы выделяют подтему «Владимир Мономах и его «Поучение», в которой даютзадание: «Объясни, как ты понимаешь выражение « утопать в роскоши», но передвыполнением данного задания учащимся необходимо прочитать рубрику «Жил на светечеловек...».
Анализпоказал, что авторы учебника «Окружающий мир» для 3 и 4 классов предлагаютдетям задания для самостоятельной работы по каждой теме раздела. Однако вотдельный этап урока самостоятельную работу они не включают, но проведениеданной работы в малокомплектной школе необходимо на каждом этапе урока.
СамаН.Ф. Виноградова в своем методическом пособии «Окружающий мир» для 3 и 4классов предлагает задания для самостоятельной работы включить в рабочиететради №1 и №2. Каждое задание соответствует подтеме учебника. Данные заданияона предлагает проводить на этапах урока: повторения ранее изученного изакрепления нового материала, а также предлагать учащимся в качестве домашнегозадания.
Анализучебника и методического пособия Н.Ф. Виноградовой показал, что использованиесамостоятельных работ на уроках «Окружающего мира» в 3 и 4 классах необходимо всвязи с особенностями методики преподавания в малокомплектной школе. Возможно,даже систематическое проведение самостоятельных работ на каждом из предложенныхавтором уроков. Мы считаем, что задания для самостоятельной работы необходимоподбирать с учетом индивидуальных особенностей учащихся и разных уровней сложности.А для того, чтобы привести знания учащихся в систему учителю нужно постояннопроводить самостоятельные работы по каждой подтеме. Учащимся необходимопредлагать индивидуальные карточки на этапе «Повторение ранее изученного», атакже по каждой изученной теме проводить самостоятельную работу на закреплениевсей темы в целом. После изучения раздела детям можно предложить обобщающуюсамостоятельную работу по всем темам раздела на большую часть урока. Такойвариант проведения самостоятельных работ на каждом уроке окружающего миравозможен с учетом особенностей построения учебника Н.Ф. Виноградовой«Окружающий мир» в з и 4 классах
Проанализировавпрограмму Н.Ф. Виноградовой, мы хотели бы сравнить её с другими программами.
Чтокасается самостоятельной работы по программам учебников, то разные авторыпредлагают свои подходы и методы к этому виду учебной деятельности младшихшкольников.
Например,Дмитриева Н.Я. и Казаков А.Н. « Мы и окружающий мир» (программа Л.В. Занкова)предлагает учителям использовать рассказы дополнительного содержания длясамостоятельной подготовки учащимися небольших реферативных сообщений ивключает в урок рассказы детей для обогащения содержания раскрываемой темы. Этитексты используются также для формирования умений учащихся работать с литературнымиисточниками, служат развитию речи, умению составить план рассказа, делатькраткие записи, а также толково, ясно, сжато передать содержание текстовойинформации для слушателей, выделить вопросы для обсуждения. Эти формы работыразвивают коммуникативные навыки, умение вести содержательный диалог[14,с.62-66].
Вучебнике Поглазовой О.Т. «Окружающий мир» («Гармония») текстовой материалучебника и система заданий служат задаче активизации познавательнойдеятельности школьников, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся впроцессе освоения содержания, как в классе, так и в условиях домашнейработы[31, с.80].
ВахрушевА.А., Данилов Д.Д., Данилов А.А. «Окружающий мир» («Школа2100...») нацеливаетучителя побуждать школьников принести на урок книги, иллюстрации, подготовитьсамостоятельные сообщения — по желанию. В конце урока можно предложить ответитьна вопрос: что школьники (именно данного класса) хотели бы узнать об окружающеммире? Возможно, не все ученики смогут сформулировать, что их интересует впознании окружающего мира, но определенное стимулирующее значение длярасширения их кругозора, развития любознательности будут иметь диалоги вклассе, рассказы других детей, как интересно и важно изучать окружающий мир[31, с. 106].
ПлешаковА.А. «Зеленый дом» («Школа России») в своем учебнике предусматриваетсамостоятельные творческие работы: например, учащимся предлагается записатьсвои наблюдения, впечатления о жизни леса, водоема в виде небольших рассказов исделать к ним рисунки. Реализуется задача развития творческих способностейдетей.
Учащиесяучатся кратко, точно формулировать ответы, систематизировать усваиваемыезнания, привлекать личный опыт, материал по экологии края.
Проверкавключает уровень применения усваиваемых знаний. Учащиеся выполняют задания нагруппировку, на систематизацию растений по природным сообществам — леса, луга,болота, поля, искусственного природного сообщества (с использованием гербария,красочных рисунков) [31, с. 17-27].
Винструкциях по проведению самостоятельных работ в разработанном Клепининой.З.И. учебнике «Природа и люди» обозначены задачи и этапы микроисследований, чтодает ученику план действий. Школьники учатся самостоятельно формулироватьвыводы из наблюдений и экспериментов. Обобщающие тексты-резюме служат самопроверкесделанных заключений. В учебнике достаточно четко изложена технологияпроведения практических работ с соблюдением максимальной самостоятельностиучащихся, нацеленных на развитие исследовательских навыков и умений.Предложенная методика ограничивает также излишнюю опеку со стороны учителя,регулирует на оптимальном уровне меру дозированной помощи с соблюдениемпринципа высокого уровня трудности. Школьники постепенно наращивают навыкисамостоятельного выполнения практических действий, умение работать руками, уних формируется готовность интерпретировать полученные в экспериментерезультаты без готовой подсказки [18, с.57-60].
Анализпрограмм показал, что все авторы учебников «Окружающий мир» включают заданиятипа самостоятельных работ — подготовка реферативных сообщений с использованиемматериала учебника и дополнительной литературы, творческие сочинения, гдепреломляются вновь полученные научные знания и их интерпретация школьником.Методические рекомендации по организации уроков и работе с учебниками«Окружающий мир» могут быть творчески использованы учителями в опыте приизучении данного учебного предмета.
Такимобразом, можно сделать вывод, что программа Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»(«Начальная школа XXI») в сравнении с другими авторами учебников наиболее лучшерассчитана на развитие самостоятельности и уровня повышения знаний учащихся припомощи самостоятельных работ. Учебник Н.Ф. Виноградовой для 3 и 4 классов даетвозможность систематического проведения самостоятельных работ на уроках «Окружающегомира» в малокомплектной школе. Построение материала данного учебника позволяетучителю более конкретно разрабатывать задания для самостоятельной работы, атакже учитывать степень самостоятельности учащихся.
2.2Самостоятельная работа и её роль в формировании знаний учащихся при изучениикурса «Окружающий мир»
Особоеместо в модернизированном курсе «Окружающий мир» в малокомплектной школезанимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников впознавательной деятельности.
Успешноепротекание этого процесса возможно при условии включения учащихся всамостоятельные работы с учетом формирования у них рациональных приемовумственных действий.
Впроцессе выполнения самостоятельных работ школьники приобретают более конкретные,осознанные знания, умения и навыки; учатся наблюдать, логически мыслить,сравнивать, делать первичные обобщения и самостоятельные выводы, устанавливатьпричинно-следственные связи.
Науроках «Окружающего мира» в малокомплектной школе возможны организация ипроведение различных видов самостоятельных работ (Л. Лебедева).
Дляпроведения некоторых видов самостоятельных работ потребовалось их разработать,используя учебник Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» для 3 и 4класса. Предполагаем, что эти разработки и будут способствовать развитиюсамостоятельности и познавательной активности младших школьников.
Рекомендуемыесамостоятельные работы содержат разнообразные вопросы, задания,природоведческие задачи, многие из которых имеют практическое значение.Использование подобных заданий поможет учителю не только проверить знаниефактического материала, но и проследить за формированием и развитием умений,навыков и основных приемов умственных действий, таких как анализ, сравнение,обобщение на основе сравнения, наблюдение, установление причинно-следственныхсвязей.
Различнаястепень сложности предлагаемых заданий дает возможность учителю осуществитьдифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся; использоватьразличные формы организации самостоятельных работ (фронтальная, групповая илииндивидуальная формы). Некоторые из рекомендуемых самостоятельных работ могутбыть использованы в качестве дополнительных домашних заданий.
Предлагаемыесамостоятельные работы входят в конспекты уроков по следующим темам: «Какустроен и работает организм человека» и «Как человек воспринимает окружающиймир». В первую тему вошли 4 подтемы: «Кровь. Кровеносная система», «Сердце — главный орган кровеносной системы», «Органы выделения. Как организм удаляет ненужныеему жидкие вещества», «Кожа. Строение кожи. Как работает кожа». Во вторую темувошли 2 подтемы: «Зрение. Берегите глаза», «Слух. Берегите слух».
Вразработанные конспекты уроков по темам: «Как устроен и работает организмчеловека» и «Как человек воспринимает окружающий мир» (см. Приложение 3) вошлисамостоятельные работы, соответствующие каждой подтеме из общей темы.
Вконспект урока по теме «Кровь. Кровеносная система» вошли индивидуальныекарточки. Данный вид работы предлагается проводить на этапе урока «Повторениеранее изученного» с целью проверки и актуализации знаний учащихся и выявлениюстепени их самостоятельности.
Карточка№1
Повертикали: 1. Орган пищеварения в виде мускульного мешка. 3. Орган обоняния,находящийся на лице у человека и на мордочке у животных.
Погоризонтами: 2. Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека,вырабатывающая желчь. 4. Газообразное вещество, составляющее атмосферу земли.5. Орган дыхания у человека и позвоночных животных. 6. Подвижный мышечныйорган, в полости рта.
/>
Карточка№2
Назовитеорганы при помощи, которых человек дышит? Что происходит с воздухом в легких?
Какуберечь себя от простудных заболеваний?
Карточка№1 представлена заданиями в виде кроссворда, разгадав который учащиеся вспомнятпрошлую тему урока, а карточка №2 предполагает устно ответить на вопросыпройденного материала. Данный вид карточек поможет учителю определить, что былов лучшей степени усвоено детьми из прошлой темы урока, а что необходимодополнить или разъяснить.
Кконспекту урока по теме «Сердце — главный орган кровеносной системы» былиразработаны индивидуальные карточки с целью проверки и актуализации знанийучащихся, а также проверки знаний на этапе урока «Закрепление нового материала».
Карточка№1
Задание№1: Вставьте в предложения нужные слова.
Привдохе легкие забирают из воздуха, а при
выдохевыбрасывают из организма и
пары.
Задание№2: Почему кровеносную систему называют транспортной?