ГОУВПО«Карельская Государственная Педагогическая Академия»
Кафедрапедагогики
/>Рольоценки и отметки в обучении
Петрозаводск
2009
Оглавление
Введение
1 Процесс порождения отметки
2 Сущность отметки и оценки
3 Отметка в социальной жизни школьника
4 Отметка в школьной жизни ребенка
5 Отметка в семейной жизни школьника
6 Отметка в учебной деятельности школьника
Заключение
Используемая литература
Введение
Формированиепознавательной активности и самостоятельности школьников является одной изострейших проблем современных школ. Все чаще мы можем наблюдать, как, переходяиз класса в класс, учащиеся утрачивают первоначальный интерес к учению. Помнению Ш.А.Амонашвили это «кроется в слабостях сложившейся методики, внесовершенстве применяемых методов и форм обучения, стимулирования школьников»[2,с. 4]. Отметки это своеобразный «кнут и пряник» процесса обучения. В наше времячуть ли ни главным средством формирования мотивов учения являются отметки. Ичто немало важно – отношение учащихся к учению зависит от самого процессаобучения, от взаимоотношения, стиля общения между учащимся и педагогом, отсистемы оценок.
Впедагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины “оценка” и“отметка” часто употребляем как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но,все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязьсостоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитиеучащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений инавыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке,отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучшесказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не “переводится” вотметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процесса.Отметка же как бы “отрывается” от субъекта и объекта оценки, от ученика,который ее получает, и от учителя, который ее выставляет. И отметки начинаюткак бы самостоятельное существование. По ним выводят процент успеваемости,средний балл учащихся; отметки имеют известное значение в аттестации той жешколы, того же учителя и т.д.
Оценкаможет быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от типов ивидов образовательных учреждений, их специфики и направленности, задач каждойиз образовательных ступеней. Главная задача оценки (и в этом ее основноеотличие от отметки) — определить характер личных усилий учащихся; установитьглубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивацииученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями другихучащихся, самим собой некоторое время назад. Оценка всегда направлена «вовнутрь», личность школьника — отметка обращена в социум. Оценкаэмоциональна, отметка подчеркнуто формализована. К сожалению, каксвидетельствует исторический опыт, в реальной практике указанные выше отличиямежду отметкой и оценкой учитывались явно недостаточно.
Наша цельизучить роль оценки и отметки в процессе обучения. Их отличия и степень влиянияна ребенка, на его социальное положение, на его отношение кучебно-воспитательному процессу.
Задачакурсовой работы заключается в рассмотрении и обобщении поставленной проблемы.
1 Процесс порожденияотметки
Школьнаяотметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательнуюдеятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает всесферы жизни ребенка. Она превращается в характеристику личности ребенка, влияетна его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений всемье и школе. Для окружающих ребенка людей — родителей, родственников,учителей, одноклассников — очень существенно, «отличник» ребенок или «троечник»,при этом престиж первого не сопоставим со спокойным безразличием ко второму.Психологический смысл и социальная сущность отметок: торжествующей «пятерки»,обнадеживающей «четверки», привычной «тройки» и угнетающей «двойки» яркопредставлены в работе Ш.А. Амонашвили [3].
Эта мысльбудет более убедительной, если мы обратимся к истории оценки и отметки.
Системаоценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школXVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами.Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именнопоэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась шкала оценокпротивоположная российской. «Единица» — означает высший показательдостигнутых успехов, а соответственно «пятерка» — один из низших.Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение ученикамицелого ряда преимуществ и привилегий.
В историирусского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. Всписке студентов Киевской духовной академии (1737 год) первая группа отзывовобозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго,честного, хорошего, похвального». Вторая группа обозначает успехи средние;«учения посредственного, мерного». Третья группа отметокхарактеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого,безнадежного, ленивого».
Подобная же словесная система оценки существовала в начале XIX века во многихучебных заведениях страны. Так, в Казанском университете успехи студентовобозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, малостарается, очень слаб. Как видно, по сути, это не столько отметки, сколькооценки, так как они насыщены эмоциональной окраской, фиксируют отношениеученика к учебе, а не уровень овладения им учебным материалом, а тем болеесоответствия данного уровня желательному.
Постепеннооценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровойсистемой. Русская школа пережила 3, 5, и 8-, 10-,12-балльную систему оценкизнаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установленаМинистерством народного просвещения: «1» — слабые успехи;«2» — посредственные; «З» — достаточные; 4" — хорошие;«5» -отличные.
Напротяжении всего последующего времени шли острые дискуссии вокруг балльнойсистемы. Некоторые сторонники отмечали, что баллы позволяют учителю быстро илегко оценить познания учеников; дают возможность следить за их успехами; этопростая и удобная форма извещения родителей об успехах их детей.
Многобольше было страстных противников балльной системы. Против нее выступали всеизвестные педагоги-гуманисты. С.Миропольский выразил свою точку зрения:«Смерть баллам грозит неизбежно; не нынче, завтра, но дни ихсочтены». Они обращали внимание на то, что отметки зачастую субъективны,их выставляют не за знания, а за поведение, погоня за отметками негативносказывается на психическом, нравственном и физическом здоровье учащихся. Предлагалосьзаменить баллы отзывами преподавателей за каждую четверть или год, ввестизачетную систему «уд-неуд» и т.д. Также осуществлялись и первые интересныеэксперименты по «обучению без отметок», например, в гимназии руководимой Д.Н.Узнадзе. Вместе с тем обращалось внимание на то, что корень проблемы — не вбаллах, а в бессердечной системе обучения, жестокости учителя-формалиста.
Итак,балльной системе уже в начале ХХ века было вынесено много обвинений и суровыхприговоров. Это привело к тому, что в проекте реформы средней школыпредложенной министром народного просвещения П.Н.Игнатьевым в 1916 годупредусматривалось заменить цифровые баллы «возможно частыми осведомлениямиродителей о случаях неуспеваемости их детей». Также признавалосьпедагогически целесообразным отменить переводные и выпускные экзамены, наградыи медали.
Хотя в техсложных условиях предреволюционной России данное положение и не былоосуществлено, после Октябрьской революции были упразднены все прежние типышкол. В 1918 г. создается единая трудовая школа, в которой труд выступает и какучебный предмет, и как метод учебно-воспитательной работы. «В мае 1918 г былопринято решение Наркомпроса РСФСР “Об отмене отметок”». Были отменены иэкзамены. Вместо балльных отметок вводится своего рода зачет всей группе,бригаде, выполнявшей задание. Бригада отчитывалась не только перед учителем, нои перед всей учебной группой (группой до 1934-35 учебного года назывался классв современном понимании). Учащиеся коллективно обсуждали отчет бригады. Широкопрактиковались выставки работ учащихся, отражавшие результаты их учебнойдеятельности. Перевод из младшей группы в старшую проводили на основании отзывапедагогического совета школы об успехах учащихся. Практиковалась такжеколлективная аттестация учебной группой своих товарищей. Обсуждение быловзыскательное, принципиальное; при плохой аттестации кого-либо из товарищейтребовали даже оставления его на повторный год обучения в той же группе.
Достаточнодолго такая система обучения считалась наиболее удобной и правильной. Но впроцессе применения данного способа учета и контроля за учебной деятельностью обнаружилисьизъяны. При групповой оценке не всегда были ясны учебные успехи каждогоотдельного ученика, хотя индивидуальные различия здесь никак отрицать нельзя.Родители не имели представления, в чем и в какой мере силен или слаб ихребенок, обучающийся в школе. У многих детей пропадал стимул к усерднымзанятиям, так как такими усредненными показателями как бы маскировался личныйвклад каждого.
Напротяжении 20-х годов в советской школе вместо отметок засчитывалисьразвернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные ученикамидостижения в творчестве, общественно полезной деятельности. Это органичносоответствовало букве и духу Единой трудовой школы, где акцент делался настимулирование различных видов активности школьников, их самостоятельнойдеятельности. Применялись такие методические системы, как Дальтон-план и методпроектов. Впрочем, в массовой практике учителя тайком все равно ставилиотметки, так как без них было трудно управлять реальным учебным процессом.
Учителястали использовать свои отметки, чаще всего трехбалльные. В связи с этим всентябре 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в своем постановлении о школевосстанавливают пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок иотметок знаний, умений и навыков учащихся: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”,“плохо” и “очень плохо”. В виду смысловой неопределенности отметка“удовлетворительно” потом была переименована на “посредственно” (пос). И уже в1944 г. во всех типах школ вводится вместо словесных цифровая пятибалльнаясистема отметок: “5″ — отлично, “4″ — хорошо, “3″ — посредственно,“2″ — плохо, “1″ — очень плохо.
Даннаяшкала отметок органично вписывалась в установленный в результате реформ 30-40-хгг. в СССР тип школы, который условно называют «сталинскойгимназией». Это были школы с раздельным обучением, отсутствием трудовойподготовки, преимущественно вербальным характером обучения, жесткойдисциплиной. Однако по-прежнему было смешение оценки и отметки знаний. Этипонятия трактовались как синонимы, что и порождало серьезные противоречия вобразовательной деятельности. Были разработаны и соответствующие критерииоценок и отметок по разным предметам и для разных классов, что позволялоучителю более точно определять уровень знаний и умений учащихся.
В начале1960-х годов липецких педагогов предложили так называемый «поурочныйбалл». Они предлагали оценивать в совокупности все виды активности ученикана уроке, предоставить ему возможность для исправления первоначального,возможно неудачного ответа. Подобный подход играл стимулирующую роль, усиливалпознавательный интерес школьников и существенно уменьшал негативные стороныотметки. «Поурочный балл» был положительно принят учительством, суспехом очень широко применялся. Но со временем поурочный балл былмодифицирован: за отдельные небольшие ответы, дополнения, индивидуально выполненныедополнительные работы, за которые нельзя было поставить пятерку, но и нельзяоставить незамеченным, выставлялось определенное количество плюсов (какправило, от одного до трех). В результате полученные плюсы накапливались, иоформлялись в полноценную пятерку. Такой прием эффективно стимулировалучащихся, особенно в старших классах, когда их активность на уроке обычнодостигала низшей точки.
Как видно,эти и подобные приемы не выходили за рамки пятибалльной шкалы и поэтому вполнесоответствовали традиционной системе.
В 1990 годыв различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениваниюпознавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе от пятибалльнойна многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговую:каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности, оценивалось поопределенной, пропорционально увеличивающейся шкале. При этом ученик могвыбрать задание в соответствии с самооценкой, уровнем притязаний и амбиций.
Использовалисьи различные методики оценивания познавательной деятельности школьников поконечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками вконце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели исоответственно получение зачета или не зачета. Преимущество данного подхода вего аналогичности вузовской системе обучения, в которую предстоит перейтибольшинству старшеклассников. Однако на практике наблюдались недостатки — ученики по студенчески «откладывали все на потом» и тщетно пытались втечение зачетной недели овладеть непосильным для них объемом материала.
Наряду сописанными подходами к отметке и оценке знаний учащихся, в отечественнойпедагогике существует успешный опыт осуществленный группой педагогов ипсихологов под руководством Ш.А. Амонашвили, в результате которого разработанасистема обучения в начальной школе не предусматривающая вообще отметок [3]. Нонеобходимо понимать, что предложенные Ш.А. Амонашвили подходы целиком отвечаютгуманистической педагогике и трудно на практике совместимы с решением проблемыотметки в массовой школе в рамках традиционной классно-урочной системы.
В началеXXI века возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльнойшкалы отметок. Несомненно, что при окончательном введение ЕГЭ, образовательныхстандартов, профильного обучения — шкале отметок и подходы к ней должны бытьсущественно изменены.
Можновыделить следующие новые подходы к решению проблемы школьной отметки:
— оценкарассматривается как конечный результат обучения;
— выявляется соответствие результатов обучения и стандартов образования;
— устанавливается уровень компетентности обучаемых;
— ориентация системы оценки на результат учебной деятельности, а не на процессобучения, что соответствует традиционной системе оценок учебной деятельностишкольников.2 Сущность отметки и оценки
Оценка иотметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процессоценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса.Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесетребенку, для которого она была выведена не известно и не зависит от оценки.Некоторые учителя и руководители школ и органов образования манипулируютотметками-цифрами, оторвав их от реального факта знаний и от самих учащихся. Наэтой основе вычисляют проценты успеваемости, что никак не отражалопервоначального назначения отметок. Цифровая отметка в глазах учащихсяобесценилась.
Другойнедостаток отметок состоит в том, что для детей они становятся как быиндикатором, своеобразным знаком, по которому они начинают строитьмежличностные отношения. Так складывается недоброжелательное отношение или даженеприязнь к “двоечнику”, исключительное положение “пятерочника”, отличника,безразличное отношение “троечника” к учению.
Подобная«фетишизация» отметок со стороны значимых для ребенка людей приводит к тому,что школьники очень скоро осознают влияние отметки на отношение к нимокружающих. Не всегда справляясь с трудностями учебной жизни, дети уже вмладших классах «получают первые „навыки" добывания, уничтожения исотворения отметки»[4, с. 39], прибегая порой к недозволенным приемам(списывание, самовольное исправление отметки на более высокую, обман и пр.).
Поэтомуследует положительно оценить идею Ш. А. Амонашвили о «учении без отметок», поменьшей мере, в младших классах. Это призвано предупредить негативные явления,которые порождает школьная отметка в детской среде. Но обучение без отметокне отменяет содержательной оценки. Именно оценка дает ребенку понимание того,что он уже достиг, чем овладел, а что получается у него еще недостаточнохорошо, над, чем еще надо работать, чему научиться. Обучение без отметок вшколе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутуюсодержательную оценку работе каждого ученика.
Также отметкинедостаточно точно отражают истинный уровень знаний и умений школьника и егоразвития. Это происходит потому, что трудно выработать точные критерииуспеваемости, особенно по устным предметам; и что немаловажно — отметкисубъективны, потому что ставит их учитель — живой человек, которыйдоброжелательно или скептически относится к ученику, а требования разныхучителей к знаниям и развитию ученика неодинаковы. Но как бы, ни был учительсправедлив, все равно, постичь эту справедливость взрослого дети не всостоянии. Во избежание порождения неосознанного конфликта вследствие несоответствия выставленной оценки с уровнем притязаний ученика, необходимоформировать навыки самоконтроля и самооценки, контроля и оценки и самих уровнейпритязания.
Эльконинпишет: «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточновысокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя сучеником посредством отметок похож на разговор двух глухих»[4, с.39].
Отметка неотражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьникудаже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” — без особыхусилий. Из отметки эти различия не видны. Кроме того, та или иная отметка непоказывает те умения, которые оценены учителем.
Всевышесказанное это — уязвимые стороны оценочных цифровых отметок. И все-таки,если учение без оценки невозможно, то надо признать право на существованиесоответствующих отметок, отражающих реальный уровень знаний, умений, навыков иразвития учащихся.
Итак,школьная отметка остается в учебном процессе, но в идеале она должна: даватьточную и объективную характеристику уровня знаний и уровня развития ученика;отражать все богатство содержательной стороны этих знаний, умений и навыков.
В такомслучае условные цифры-отметки приравнивать к каким-то количественнымэквивалентам не является правильным и правомерным. Представление результатаоценочной деятельности в виде цифры-отметки допустимо только лишь в исследовательскихпроцедурах, когда этим отметкам придается количественный вес для последующихстатистических операций и количественного анализа педагогических явлений. Такимобразом Школьная отметка— это обобщенная информация о качестве учебногопроцесса.3 Отметка в социальной жизни школьника
Какизвестно, средний возраст ребенка, идущего в первый класс – 6-7 лет. Обычно вшколе детей делят на группы по 20-30 человек, каждая из которых становитсяклассом. В процессе учебно-воспитательной работы класс постепенно превращаетсяв первичный детский коллектив, со своими интересами, целями и путями ихдостижения. Но это достаточно длительный процесс, и для поддержки формированияпервичного детского коллектива необходимо сплачивать детей через общуюдеятельность, через назревшие общие цели. У детей, конечно, возникают споры,разногласия и конфликты, но педагог их должен регулировать. Эти конфликты неминовать, но часть из них можно предупредить.
Вначаледети не оперируют словами «хороший ученик», «плохой ученик», «сильный»,«слабый», «ленивый». Они не считают себя ни отличником, ни двоечником – этипонятия не для них еще сформированы, они учатся в силу своих возможностей. Срождения в человеке заложена любознательность, активность, стремление познатьмир, именно поэтому детей не надо принуждать к учению. Необходимо лишьправильно организовать учебно-воспитательный процесс, условия для проявлениявнутреннего потенциала ребенка, включения его в познавательную деятельность.Пробуждение потребности познания будет зависеть от степени включения в учебныйпроцесс способностей ребенка.
В этомпроцессе начинающий школьник будет довольствоваться указаниями педагога, егоподдерживающей оценкой, одобрением, постановкой все более сложных задач,соизмеримых с темпами развития и с оптимистичным настроем на результат егостараний. Лучше сказать ученику каким он может стать, при затрате некоторыхусилия, чем с сожалением сказать, каким он не стал, так как не проявил такихстараний. Важнее поставить школьнику в пример его, пускай даже не большиедостижения, чем преуспевающего в учении товарища. «Такая стратегия вполнесоответствует обобщенному опыту В.А.Сухомлинского о приобщении ребенка крадости познания окружающего мира, гуманистической педагогике Я.Корчака,призывающего к развитию в ребенке самовоспитывающей активности»[2, с25].
Как заметилШ.А.Амонашвили: «Появление отметки остается почти не замеченным для ребенка,приступающего к учению. Она принимается им как смутное представление, о каких –то изменениях в жизни, о каких-то успехах» [2, с.25]. Потихоньку вникая впознавательный процесс учебной деятельности, ребенок настолько им увлечен, чтоотметка для него остается просто цифрой, поставленной учителем, он, как и еготоварищи, еще не придают правильного значения отметкам. Ученики скорее гонятсяза их количеством, не уповая на качественную сторону отметки – поскольку покаотметки воспринимаются как отличительные знаки за проделанную работу, ненесущие смысловой нагрузки. Ребенок не может знать и тем более предвидеть,какую роль будут играть отметки в его социальной жизни.
Вначалепедагогу придется приучать детей к отметкам, аргументировать их разность.Вскоре ученик это увидит и поймет, так как отметки будут регулировать егоотношение к окружающим людям и их отношение к нему. К сожалению, постепеннорадость первых отметок проходит, и этому способствует изменение социальныхотношений.4 Отметка в школьной жизни ребенка
Школьнаяжизнь ребенка яркая и разнообразная. Она заполнена различными видамидеятельности и общения. В своем общении с другими ребенок действует почтибессознательно, импульсивно, эмоционально. Это все происходит по той простойпричине, что с самого раннего детства у него возникла потребность общения,настолько сильная, что пока не позволяет управлять еще не осмысленнымиотношениями и устанавливать новые. А если порой ребенок и ограничивает сферусвоего общения, то это скорее можно объяснить нормами поведения, которые имбыли усвоены в семье, а не осознанием учеником своего нового социальногоположения, учебные успехи которого во многом определяют его место в коллективекласса.
Со временемребенок начинает понимать зависимость своего положения от результатов своейучебной деятельности, от отметок. Чем больше школьник начинает осознаватьважность и необходимость учения, тем большее внимание оказывают на негособственные успехи и неудачи в учении, ведь о нем создается общественноемнение, которое в дальнейшем регулирует отношения между ним и другими. Также вслучае отставания в учении школьник надеется выровнять положение, догнатьтоварищей, он верит в свои силы. Педагог должен стремиться организоватьучебно-воспитательный процесс так, чтобы общение с учеником не ставилось взависимость от его достижений или неудач в учении, не влияло на отношение к еголичности.
Влияниеотметки на изменение коллективных связей огромно, отметка является не толькопоказателем уровня успешности, но и влияет на отношения в классном коллективе.
Сами тогоне подозревая с помощью отметок учащиеся начинают делиться на некоторые уровниусвоения знаний, так называемые ярусы. Всего можно выдели три яруса:
· Первый ярус – учащиеся, успевающие на «5» и «4». Их называютотличниками, сильными учениками.
· Второй ярус – учащиеся, получающие в основном тройки. Их называюттроечниками, средними.
· Третий ярус — учащиеся, получающие преимущественно «двойки».Ихназывают отстающими, двоечниками.
И современем учащиеся разных ярусов начинают разграничиваться в своих общениях другс другом. Специальные исследования говорят о том, что при выборе товарищей попарте, по звездочке «двоечники» и «троечники»редко являются избранниками«отличников»[4, 117]. Ответственные поручения все больше возлагаются на«отличников», редко на «троечников». А «двоечникам» такие поручения даются, толькоесли планируется еще одна попытка их «исправить». «Отличники» привыкаютсмотреть на своих «средних» и «отстающих» товарищей свысока. К сожалению, или крадости, но «отличники» всегда составляют меньшинство в классном коллективе.Основное ядро учащихся – это группа так называемых среднечков.
Проблема«троечника» и сегодня остается наиболее острой. Эта отметка позволяет ему нетолько переходить из класса в класс, но и получить аттестат. Ведет себя такойученик в школе пристойно, не нарушая правил поведения. Из-за тройки, что немаловажно, родителей в школу не приглашают, а значит, и дома неприятностей нет.«Троечник» охотно тянется общественной работе, если только его не отгораживаютот этого, и не напоминают, что он пока «троечник». Он может дружить и умеетбыть верным другом тех, кто выбирает его. Хотя он сознает свое превосходствонад «слабыми», «двоечниками», однако проявляет дружелюбие к ним, внимание ичуткость, не навязывает им своих установок и вообще далек от императивности.Справедливость действий педагога по отношению к себе школьник оценивает в зависимостиот уровня своих притязаний. В основном же «троечники» недовольны педагогом, непитают к нему особой любви, не стремятся общаться с ними.
Не одинаковаяуспеваемость учащихся ставит перед учителем проблему ее выравнивания. Однако вусловиях обычной методики обучения, рассчитанной на среднего ученика, ее решить,практически не удается. 5 Отметка в семейной жизни школьника
Педагогическаяотметка выступает как основа развития отношений семьи к ребенку. Она появляетсяв семье ребенка без сопровождения оценки, отделившись от нее. Если в школе отметкаеще была связана с оценкой, то в семье ученика отметка выступаетсамостоятельно, поэтому раскрыть, осмыслить отметку не так легко. Подлинная еезадача заключается в том, чтобы потребовать от семьи усиления контроля и помощишкольнику в его учебной работе. Отметки детей во многом определяют не тольковзаимоотношения в семье, но и самочувствие родителей на работе, в том общественномкругу, с которым они находятся в постоянном общении.
По отметкамродители судят не только об отношении ребенка к учению, но и о нем самом: сталли заниматься усерднее или совсем забросил уроки; стал ли добрее, отзывчивееили ведет себя по хамски. Когда ребенок получает отметку ниже «пятерки»,взрослый чувствует, что ребенок чего-то не знает, что-то не умеет, не может ичто ему надо помочь. Но в чем и как, он не в силах разгадать, так как в отметкевсе это затемнено. Поэтому формы помощи ребенку порой оказываются крайнепротиворечивыми и недейственными.
Еслиобщение с окружающими, привязанность к ним не являлись сильнейшей потребность,возникшей с детства, то всякие изменения в отношениях не имели бы значение дляребенка, не влияли бы на его психологическое состояние. Однако такаяпотребность, зафиксированная в привязанностях, во многом определяет поведениеребенка. Всякие изменения в семейных отношениях вызывают у ребенка болезненныепереживания. Так как ребенок по ряду причин не всегда может сохранить доброеотношение к себе близких из-за неудач в учении, он часто ищет другие путипредотвращения ожидаемых осложнений в семье. Перечислим некоторые из них: добыватьжелаемую отметку (например, с помощью списывания), сотворять желаемую отметку(например, путем самовольного занесения ее в дневник и классный журнал), скрыватьполучение плохой отметки, предупреждать выставление низкой отметки (например, путемзаблаговременного осведомления учителя о мнимой болезни матери). Пропускатьуроки, опаздывать не урок, а дома говорить, что сегодня ничего нового не было. Безнравственностьтаких действий очевидна. Если вначале он боялся последствий получения не желаемойотметки и поэтому он лгал, то теперь он справедливо опасается более тяжелогонаказания, так как его вина возросла.
И ребенок,стремясь сохранить созданное им мнимое благополучие, прибегает к новым уловками ухищрениям.
Такжеотметим и другие последствия отметки на положение ребенка в семье: так, увидев,что отметка приобретает особую значимость для родителей, школьник можетдиктовать свои условия, который должны быть удовлетворены как плата за хорошиеотметки.
Такимобразом, отметка, призвана сугубо условно выражать уровень знаний, умений инавыков учащихся, в действительности превращается в характеристику его личностив целом, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общения. Отметказатрагивает сознание и чувства ученика. Ребенок, вначале стремившийся к отметкав надежде иметь дело только с наивысшими из них, на своем опыте скороубеждается, как они усложняют и определяют его жизнь. Так отметка превращаетсяв средство общественного давления на учащихся.
Отметка –единственный формальный отражатель результатов учебной деятельности школьников.Следовательно, отметка становится регулятором социальных отношений в жизнишкольника и регулятором его учебной деятельности. 6 Отметка в учебнойдеятельности школьника
Отметкинужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения вклассе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-застрогости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости бытьобразованным. Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к учению какк потребности к познанию.
Ученик строгоне отчленяет учебную деятельность от ее результата и хочет, чтобы они педагогомбыли оценены в целостности. Переживание и тревожность сопутствуют процессуоценивания в любом случае, какой бы доброжелательной и спокойной ни былаатмосфера вопроса.
Сам фактсуществования отметки оказывает постоянное влияние на характер, интенсивность,направленность учебной деятельности школьников в процессе обучения, вызывая унего состояние тревожности. Само учение не приобретает для негосамостоятельного смысла, так как не позволяет ему пережить радостьдобровольного включения в него.
Сегодняучащиеся ждут от учителя, прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы ивместе с тем был строг, последователен и справедлив. Говоря об оценках иотметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:
-Оценки иотметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но несовершают «чудес».
-Оценки иотметки – важное средство воспитания.
-Оценки иотметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако далеко не вкаждом случае самый подходящий.
Оценказнаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует,а не тормозит развитие школьников. Выставление оценок по предметам способствуетразвитию ученика:
-если онпонял, что от него требуют;
-если он несомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемыхумений;
-если онубежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит толькоот него самого и степени его усердия.
Если этиусловия выполнены, то ставить отметку можно.
Дляповышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, чтозадаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.
Обычноучителями используются следующие формы оценки:
— многочисленные«малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах,модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критическихзамечаниях учителя;
— краткиезамечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме своисуждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
— отметки,с помощью которых по пятибалльной системе оцениваются успеваемость и поведение;
— общиехарактеристики.
Сюдаприбавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, народительских собраниях.
На урокахприменяются, когда речь идет об отметках по предметам, различные методы контроля над успеваемостью учащихся. Все методы варьируются и комбинируются. Нет методов, пригодных навсе случаи жизни. Чтобы воспитать у учащихся готовность к продуктивной учебе,необходимо вырабатывать у них привычку к систематическому и регулярномуконтролю.
Заключение
Оценки иотметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Без оценкикаждый процесс усвоения невозможен.
Проблемеоценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка имеетсущественнейшее значение для развития личности младшего школьника.
Оценка нетождественна отметке. Их различение является важным условием психологическиграмотного построения и организации учебной деятельности. Оценка — этопроцесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка являетсярезультатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах[1].
Оценки вобучении выполняют следующие функции:
обучающая– эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний,уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
воспитательная– формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебнымобязанностям;
ориентирующая– воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этойработы и понимания им собственных знаний;
стимулирующая– воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха,формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
диагностическая– непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний наразличных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей исвоевременная корректировка учебной деятельности;
формированиеу учащихся адекватной самооценки как личностного образования;
мощныймотив учебной деятельности учащихся;
изменениямежличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статусаучащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельномуученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательныхпедагогических воздействий и оценок.
Богатый опытмногих поколений учителей говорит о том, что для овладения учащимися прочнымизнаниями и умениями необходимо осуществлять их контроль и оценку. Посредствомоценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе,работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает этоправильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяетпо-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает вдолжной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка,которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она илиотрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности иповедения в будущем.
Используемая литература
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функцияоценки учения школьников. — М., 1984
2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогическогопроцесса.-Мн.,1990
3. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
4. Давыдов В.В Виды общения в обучении. — М.,1972
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986
6. журнал «Вестник образования» ФГУП Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2003
7. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника.М.,1974
8. paidagogos.com/?p=141
9. www.pedlib.ru/Books/1/0437/1_0437-365.shtml