Реферат по предмету "Педагогика"


Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки

Рольмузыкальных способностей в формировании
профессиональныхкачеств учителя музыкиАндрющенко В.П. кандидат
педагогическихнаук, завкафедрой теории,
историимузыки и игры на
музыкальныхинструментах КГУ
 
Проблемамузыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна насегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных (О.А. Апраксина, Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Рудницкая, А.Ф. Линенко, Г.Н. Падалка,Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко ).
Данная проблема изучаласьв нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляциимузыкально-исполнительской деятельности (Т.С. Кононенко, Н.И. Миронова,Д.П. Орлова) [203]; эмоционально — эстетическое развитие студентов в процессеучебно-музыкальной деятельности (А.Д. Перепелица, К.С. Цепколенко, Д.ДПоловская); структура и уровень эстетической подготовки студентов к будущейпрофессиональной деятельности (Л.П. Аладова, Т.Ф. Брайченко, Л… В. Годик, Л.Г.Коваль, Т.П. Королёва )
Впсихолого-педагогической литературе накоплен определённый опыт в разработкеосновных теоретических предпосылок к структуре деятельности (Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.А. Менчинская, К.К. Платонов).
Однако, несмотря наимеющиеся исследования в данной области, возможности эффективного формированияготовности студентов в системе музыкально-эстетической деятельностинедостаточно полно изучены.
Музыкально- эстетическаядеятельность учащихся способствует выявлению их наклонностей и способностей.Она объединяет в себе такие виды деятельности, как восприятие художественногопроизведения, его переживание, интерпретацию в исполнении.
Художественный образиграет направляющую роль в отборе исполнительских действий, их анализе, обобщении.
Успешная художественно — творческая деятельность зависит от индивидуальных способностей личностиучащегося. К способностям можно отнести как специальные музыкальные (слух,ритм, эмоциональное восприятие и т. д.), так и общепсихологические особенностичеловека.
Музыкальные способностиотносятся в психологии к специальным способностям. Но четкое разделение наобщие и специальные способности является односторонним подходом к этойпроблеме. Б.М. Теплов подчеркивал, что специальные музыкальные способностинесут в себе общие способности, «… точнее было бы говорить не об общей испециальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности ». [1]
В отечественнойпсихологии проблема способностей рассматривается в русле теории деятельности. Б.М. Теплов понимает под способностями индивидуальные психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого. Навыки, знания, умениячеловека еще не характеризуют его способности.
О способностях, какврожденных, так и приобретенных и формирующихся в процессе деятельности,единого взгляда в научной литературе нет. Так В. Н. Мясищев негативно относитсяк понятию способностей как врожденных задатков анотомо — физиологическихусловий для способностей. Способности он понимает как индивидуальные особенности,которые помогают овладению той или иной деятельностью. [2]
С. И. Науменкоподчеркивает, что способности есть врожденные качества индивидуальности. Своюпозицию она обосновывает ранним проявлением одаренности (В. А. Моцарт 3 года,Й. Гайдн 4 года, К. Сенсанс 2 года и др. ). Она ссылается на то, что за такоекороткое время способности сформировать невозможно. [3 ]Б. М.Теплов констатирует «… мы не можем понимать способности как врожденныевозможности индивидуума, потому что способности мы определили какиндивидуально-психологические особенности человека, а эти последние по самомусуществу дела не могут быть врожденными » [4], но он не отвергает, что воснове развития способностей лежат некоторые врожденные особенности, задатки, иразвитие способностей осуществляется как процесс той или иной практической илитеоретической деятельности.
Следовательно,способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности.
В формировании и развитиииндивидуальных способностей большую роль играет целенаправленное влияние извне.Для этого нужно знать индивидуальные особенности учащихся и их взаимосвязь собъективной средой.
Достичь значительныхтворческих результатов в учебной художественно — эстетической деятельностиможно лишь учитывая их индивидуальные психические особенности, эстетическуюнаправленность, интересы, мотивацию.
В работах А. Н. Леонтьевавыдвигаются положения, что можно вести исследование развития способностейэкспериментально изучая механизмы их формирования. Основой для этого являютсяработы И.П. Павлова, А.А. Ухтомского о развитии высшей нервной деятельностичеловека и вопросы формирования и строения высших психических функций человека.[5]
Специфическиечеловеческие способности не передаются в биологической наследственности, но сдругой стороны, способность есть свойство готовое к функционированию,проявлению, значит оно имеет материальный субстракт.
Исходя из вышеизложенногоможно сделать вывод, что дилемма о природе способностей разрешается сположения, что в процессе человеческой деятельности, адекватной предметам иявлениям воплощающими человеческие способности у человека прижизненноформируются способности осуществлять эту деятельность. Это устойчивоерефлексные объединения (новообразования), свойственные лишь человеку,обеспечивают целостность и гармоничность функционирования психики учащегося ипредопределяют возможность в его творческой деятельности.
Потребность вмузыкально-эстетической деятельности выражается в эстетическом отношенииучащихся к искусству и окружающей действительности. Она представляет собойединство их природных задатков, их художественно — эстетическую направленность,в результате которой у них формируется эстетическое отношение к самому себе,своему поведению, труду, природе, к своей творческой деятельности.
Характеризуя формированиеи развитие творческих способностей, следует подчеркнуть особую роль в этомвсестороннего и гармонического развития личности студента.
Так И. П. Волковподчеркивает, что творческая деятельность рассматривается, в первую очередь,как деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качествтворческой личности: умственной активности, сообразительности, мобильностипамяти, живости воображения, терпеливости, тонкой чувствительности [6].
Ряд авторов (О.А.Апраксина, Л.Г. Арчажникова, О.И. Борденюк) указывают на то, что вмузыкально-эстетической деятельности творческий элемент еще больше усиливается [7,8,9].Здесь синтезируются черты музыкально-эстетического творчества, которыепроявляются в различных формах.
Давая характеристикумногочисленным видам музыкально-эстетической деятельности, их назначению,содержанию, следует подчеркнуть её многочисленные взаимосвязи ивзаимообусловленность. Особо следует указать на важную роль вмузыкально-эстетической деятельности восприятия музыки. Так, К.В. Тарасоваотмечает, что восприятие и анализ музыки является наиболее всеобъемлющеймузыкальной деятельностью. Она важна как самостоятельная деятельность слушанияи постижения музыки, и как составная часть любого музицирования. В связи с этимданному виду деятельности необходимо выделять ведущую роль в музыкальномвоспитании [10].
Большой вклад вразработку проблемы музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая,А.Д. Костальский, Е.В. Назайкинский. Так, Е.В. Назайкинский отмечал, чтовосприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которымиобладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, какэстетически художественный феномен [11].
В современномподходе проблема музыкального восприятия представляется не как пассивныйпроцесс постижения музыки, а как активное постижение личностью смысламузыкального произведения.
Оно предполагаетвведение в постижение и интерпретацию музыкального произведения глубоколичностного смысла, поэтому готовности студентов к музыкально-эстетическойдеятельности и его формированию на различных этапах этому виду деятельностиуделяется ведущее значение в дальнейшем исследовании.
Эстетическое восприятие вхудожественном образе как бы являетсятой призмой, через которую он смотрит на объект, как на эстети­ческую ценность.Это помогает студентам в опыте эмоционального переживания определить своеотношение к социальным объектам, к людям, к окружающей действительности.
В структуремузыкально-эстетической деятельности студентов выделяется такой компонент каквосприятие музыки в различных полюсах: для слушания; для её исполнения; для развитие сенсорных способностей;восприятие как музыкально-образовательная деятельность общего характера.
Эстетическое восприятиехудожественного образа связано с педагогической деятельностью учителя музыки изанимает определяющее значение в структуре музыкально-эстетическойдеятельности.
Музыкально-эстетическаядеятельность направлена на формирование у подрастающего поколенияэмоционально-положительного и деятельностного отношения к музыке, навыковтворческого музицирования, сознательного её восприятия, понимания характера илогики её развития.
При рассмотрении направления исодержания процесса формирования профессиональной готовности учителя музыкибольшое значение приобретают такие факторы, как :
Þвладениевысоким уровнем профессиональной подготовленности в разнообразных сферахмузыкального искусства, на которых базируется его профессия;
Þвладениешироким спектром творческих умений и навыков в сфере музыкального искусства;
Þумениеиспользовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на урокахмузыки творческой активности, заинтересованности;
Þумениеприменять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя изглавных задач эстетического воспитания школьников;
Музыкально-эстетическаядеятельность учителя связана, в основном, с изучением музыкальных произведений,знанием характера музыкальных произведений, их выразительных средств, умениемих творческого исполнения. Специфика творческих умений и навыков учителявыступает в качестве повышения эффективности воспитания школьников.
Ведущим мотивомтворческой деятельности учителя музыки по мнению Л.Г. Арчажниковой есть интереск педагогике и к музыкальному искусству, которые проявляются как потребностьвосприятия, понимания в исполнении музыкальных произведений, стремление кглубоким эмоциональным переживаниям, желании приобщить школьников кмузыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку [8].
С этих позицийтворческому развитию студентов, как неотъемлемой части формированияпрофессиональной готовности к будущей музыкально-эстетической деятельностинужно отводить одно из ведущих мест.
Как отмечает Л.А.Рапацкая, система подготовки учителя музыки должна функционировать не только вконтексте сегодняшнего дня, но и прогнозировать задачи музыкально-эстетическоговоспитания школьников на будущее [12].
Поэтому разрешениепроблемы деятельностного подхода к обучению музыки предполагает формированиепрофессионально компетентного, методически подготовленного студента.
Формированиепрофессиональной готовности к музыкально-эстетической деятельностипредусматривает также адаптацию к будущей педагогической профессии; повышениеэффективности общего и музыкально-эстетического образования; формированиеумений самосовершенствования, что возможно, как нам представляется, только приусловии творческого характера деятельности.
Для решения задачисследования проблемы формирования готовности студентов кмузыкально-эстетической деятельности предполагается построить обучение сшироким использованием музыкального творчества в различных видахмузыкально-эстетической деятельности, осуществление внутри дисциплинарной имеждисциплинарной интеграции различных видов учебной деятельности студентов.
Это предполагаетформирование готовности студентов к организации творческоймузыкально-эстетической деятельности школьников, как этого требуют новыепрограммы преподавания школьного предмета «Музыка», поскольку современныйучитель — это современный взгляд на роль музыки в обществе, это открытиемузыкально-эстетической красоты школьникам

Литература
1. Теплов Б. М. Способности и одаренность. / / В кн.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М., 1982 .- С. 31 — 34.
2. Мясищев В. М. Структура личности и отношение человека кдействительности. / / В кн. Психология личности.- М., 1982 .-С. 36 — 37.
3. Науменко С. И. Музично — естетичне виховання дошкiльнят. — К., 1996 .- С. 12
4. Теплов Б. М. Указ. соч. — С. 32 — 33.
5. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. – М., 1981. — С. 35 — 43 .
6. Волков И.П. Учим творчеству. — М.: Педагогика, 1989.- 110с.
8. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. — М.,Просвещение, 1984. — 109 с.
9. Борденюк О. И. Психологические факторы профессиональногосамосовершенствования будущих учителей: Дис.… канд. психол. наук. — Киев,1983.- 157. с.
10. Тараова К.В.Онтегенес муыкальных способностей.-М.: Педагогика, 1988.-175с.
11.   Назайкинский Е Опсихологии музыкального восприятия. — M..: Музыка, 1972..- 383 с.
12. Рапацкая Л.А.Культурологические факторы совершенствования подготовки учителей музыки. — Ярославль, 1986.- с.48.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Субъект преступления и его признаки
Реферат David MametS The Rake A Few Scenes
Реферат Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями психического
Реферат Сучасні напрямки розвитку асортименту та споживних властивостей кухонних комбайнів
Реферат Соотношение сельского и городского населения. Проблемы урбанизации мировой экономики
Реферат Психоаналіз - один з найважливіших і дискусійних напрямів ХХ століття
Реферат Macbeth Essay Research Paper EnglishA serialization of
Реферат Diary Of HatchetBy Gary Paulsen Essay Research
Реферат Животноводство
Реферат «Современная Ирландия»
Реферат Hamlet Essay Research Paper To be or
Реферат Варшавський період Юрія Липи
Реферат Технология выращивания и хранения лука
Реферат Некоторые методы определения характеристик деформируемо-сти и прочности грунтов
Реферат Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции