Реферат по предмету "Педагогика"


Роль интегрированных уроков в преподавании географии в профильных и уневерсальных классах общеобразовательных школ

Роль интегрированных уроков впреподавании географии в профильных и универсальных классах общеобразовательныхшкол
Н.АЛазарев
 
КемГУ,биологический факультет, кафедра ботаники
В школьномделе учитель – центральная
фигура.Высота уровня школьного
преподавания,его качество больше всего
зависит откачеств самого учителя.
Н. Н.Баранский
На сегодняшний деньсуществует множество подходов к понятию «географический профессионализм».Некоторые ученые сопоставляют профессионализм в области географии с другими понятиями,так или иначе связанными с характеристикой способности человека выполнятьработу:
·         Компетентность;
·         Мастерство;
·         Квалификация.
 Ряд исследователей рассматриваетпрофессионализм учителя географии с точки зрения деятельности. Так, основой географическогопрофессионализма является научно-теоретическая и практическая подготовкаучащихся, «овладение в полной мере достижениями географической науки, смежнымис ней областями знаний, искусством их преподавания в своей педагогическойпрактике» и противопоставляет ему понятие «дилетантизм». Рассматриваяпрофессионализм учителя как «органический сплав знаний и умений, гарантирующийполучение требуемого результата, качественное и эффективное исполнение работы,сформированная готовность относиться к своему делу как к совокупности задач,каждая из которых конкретна, требует достижения результата на уроке географии».Все приведенные выше определения выражают деятельностную сущностьпрофессионализма учителя, где совокупность знаний, умений и навыков необходимадля успешной профессиональной деятельности учителя географии.
Методология преподаваниягеографии в профильных классах на современном этапе развития российскогообразования претерпевает кардинальные изменения.
Предметное содержание современнойшколы применяющей инновационные технологии в обучении географии замещаются нановые целевые установки запуск и поддержка процессов саморазвития исамопознания обучающих, которые учитель географии может более эффективнореализовать на элективных курсов. В связи с этим перед учителем встает новаянепростая проблема – освоение профессиональной компетенции – целевой переносакцента приоритета в развитии социального интеллекта учащихся. Даннаякомпетенция относится к высокому уровню сложности личностно-ориентированноговзаимодействия (учитель – учитель, учитель – ученик, ученик — ученик).
Обучая географии, учительобязан формировать у учащихся потенциал для дальнейшего саморазвития исамопознания, через процесс самокритики. Важно добиться быстрой, качественной иправильной самокритики у школьников от этого зависит уровень реализацииинтеллектуально-социальной активность на уроках географии. Процесс формированияпознавательного интереса к обучению происходит под влиянием многих факторов,учителю необходимо выявлять наиболее существенные из них.
Одним из которых являетсяразвитие межпредметных связей – важнейший принцип обучения в современной школе.Учителю географии важно реализовывать на практике принцип взаимосвязиестественнонаучного и общественно-гуманитарного цикла. Эффективным примером внастоящие время формы реализации межпредметных связей при изучении комплекснойпроблемы могут быть элективные куры.
Современному учителю винновационной школе необходимо развитие социального интеллекта у учащихся идальнейшая помощь в реализации собственных интеллектуальных потребностейсовременного школьника.
Для реализации выявленнойустановки учителю географии необходимо непрерывно самоанализироватьпредлагаемую ситуативную деятельность и самостоятельно конструктивноразрабатывать авторские программы и актуальные элективные курсы по географии.
 Спецификой такого урокаявляется взаимосвязь двух и более учителей смежных предметов[2]. В данномслучае особенно важно продумать методику проведения урока и на собственномпримере реализовывать целевую программу развития социального интеллекта. Интегрированныйурок чаще всего проводится с целью заинтересовать учащихся к обучению, так какданные уроки представляются в необычной, более интересной форме. Интеграцияпомогает сблизить предметы, найти общие точки сопряжения и глубоко в большемобъеме преподнести содержание дисциплин.[2]
В современной школевыявляют несколько направлений и уровней интеграции:
1) появление новыхкурсов, циклов уроков, объединяющих материал ряда предметов с сохранением ихнезависимость существования в системе обязательных предметов.
2) появление разовых «длявстряски» интегрированных уроков разного уровня и более эффективного характера.
Подготовка всех типовуроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей:
1) постановка общих целейи задач
2) тщательный отборматериала всем педагогическим коллективом, готовящим интегрированный урок
3) конструктивнаясовместная разработка уроков
4) разработка своихпредыдущих уроков в соответствии с общими планами.
В результате проведенияинтегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей.[5] Помнению Сухомлинского это дает «желанное пробуждение мысли», что реализует нашуцель развитие социального интеллекта.[3] Интегрированное обучение географии создаетновые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действеннуюмодель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Онотребует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию иэффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географическиепонятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний поматематике, физике, биологии, химии и другими предметами.[4]
Одна из удивительныхсторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждыйребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько учительсможет подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.[5]
Роль межпредметных связейв повышении качества знаний учащимся выяснилась при усвоении представлений, приусвоении закономерных связей между явлениями и объектами природы. В этом случаеглавная задача учителя – опираться на психологические особенности учащихсяопределенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление,познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научитьсяпринимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах отэтого зависит успех ученика и реализация своих возможностей.

Литература
1. Галеева Н.Л.,Мельничук Н.Л. Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. – Москва: «5 за знания», 2007. – 128 с.
2. Ксензова Г. Ю.Психологические основы воспитательной деятельности учителя. Москва: Центр«Педагогический поиск», 2004. – 224 с.
3. Душина И.В.,Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательныхучреждениях: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Дрофа, 2007. – 509 с.
4. Болотникова Н.В.География. Интегрированные уроки. 6-10 класс. – Волгоград: учитель, 2004. – 100с.
5. Петрова Н.Н.,Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. – Москва: ООО «ИздательствоАСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 302 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.